Главные вкладки

    День науки и искусства, посвященный 300- летию со дня рождения М. В. Ломоносова: интеллектуальная игра "Эрудит" в 6 «В», 7 «Б», 8 «В» классах КРО, декабрь 2011 года.
    занимательные факты (7 класс) по теме

    Никифорова Валентина Николаевна

    Интеллектуальная игра, во время которой ученики становятся студентами университета и отвечают на вопрсы экзаменаторов - жюри. Используется исторический материал о М.И.Ломоносове в виде сценки из его детства.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ~  ~

    Сценарий открытия Дня науки и искусства, посвященного

    300- летию  со дня рождения М.В. Ломоносова

    в 6 «В», 7 «Б», 8 «В» классах

    Декабрь 2011 года

    Интеллектуальная игра "Эрудит" 

    Цели:

    1.     Развивать мышление воспитанников. Повышать их эрудицию, расширять кругозор.

    2.     Прививать любовь к новым знаниям.

    Задачи:

    1.     Учить детей высказывать и отстаивать свое мнение.

    2.     Учить правильно выбирать нужную информацию и пользоваться ею.

    3.     Формировать умение работать в команде.

    Звучит русская лирическая песня. Выходит мальчик лет 8-9, смотрит на всё с интересом по сторонам. На переднем плане сидит отец, чинит рыбацкую сеть. На фоне музыки читаются стихи голосом за кадром:

    – …дитятко, поморский сын!
    Ты был как кораблик белопарусный!
    Как чаечка был белокрылая,
    …дитятко, поморский сын!
    Белопарусный кораблик ушёл за море,
    Улетела чаица за синее…
    (Мальчик идет, внимательно вглядываясь во всё, что окружает его).

    Мальчик и отец:

    – Татка, у солнца свет самородный?..А звёзды?..А край земли близко?...А пошто немцы говорят несходно с нами?

    – Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен.

    (Мальчик уходит за ширму. Песня звучит громче).

     Выходит юноша – повзрослевший мальчик.

    – Татко, а латинскому языку где учат?

    – В Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Только принимают детей дворянского и духовного звания. Тебе, крестьянскому сыну, латыни не нюхать…

    – Ну…Сей день не без завтра…

    – Слав Богу, достаток имею, могу позволить единственному сыну и побаловаться. Остарею, всё на него опрокинется, не до книг будет…

    – Татенька! А все господа многограмотны.

    – Ври больше! На что благородному господину читать да писать самому?! Он писца да чтеца нанять может. Всё равно как “Иван, сошей башмаки! Марья, пеки пироги!”

    – Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!

    – Эх, думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.

    – Татенька, государь, благослови в Москву учиться…

    – Ну, сын…Воля твоя…Люди-те, люди-те скажут: “У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл, скитаться…”

    – Татенька, не плачь!..Воля твоя…Юноша кланяется отцу в пояс, берёт мешок, надевает шапку, уходит.

    На сцене ведущие-студенты (на каждом академическая шапочка).

    – Зимой 1730 года ушёл Михайло из дома. Ушёл в Москву вместе с проходящим мимо рыбным обозом. Имел на себе шубу да кафтан, да три рубля денег.

    – Больше двух столетий прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын великого русского народа – М.В.Ломоносов.

    – Простой русский человек, сын архангельского крестьянина-помора, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.

    – По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества Ломоносов не знал себе равных в предшествующей истории человечества, да и на протяжении последующих веков. В его жизни и делах воплощены лучшие черты русского народа.

    – Обширен перечень областей науки, техники и культуры, с которыми он соприкасался, внося в них новое: химия, физика, история, поэзия, экономика, механика, геология, астрономия.

    – Он был новатором в горном деле, в изготовлении приборов, в русской грамматике, в правилах стихосложения, в развитии русского литературного языка и во многом другом.

    – Пушкин сказал о Ломоносове: “Ломоносов был великий человек…Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.

    – Ломоносов рождён был Россией, жил для России и все свои силы, знания и помыслы отдал России.

    Звучит торжественная музыка.

    Фанфары. Выходит ведущая-учитель.

    – Традиционно День Науки и Искусства мы отмечаем в день основания первого Российского университета – МГУ - Московского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова – 25 января.

     В этом году наш праздник проходит в дни 300-летнего юбилея со дня рождения великого учёного Михаила Ломоносова – основателя этого университета.

     Московский университет – это символы эпохи Просвещения в России. Да здравствует Просвещение! Да здравствует Россия! Да здравствуют Наука и Искусство!

    Разрешите День Науки и Искусства считать открытым!

    Ведущая:

    В год открытия Московского университета в нём было всего 3 факультета юридический, философский и медицинский). Сегодня их 41!. Мы – живём не в Москве, Московский университет от нас очень-очень далеко, но в  День Науки и Искусства возможно всё, даже превратить один день школьный в один день в  университете. Все учащиеся сегодня становятся студентами, а занятия будут проходить, согласно университетскому принципу -  по факультетам. Их у нас сегодня всего ----3, как это было в год основания вуза: биологический, географический и математический. На каждом из факультетов вас ждёт встреча с интересным–с тем, что находится за пределами учебников нашей школы.

    Юноша – Михайло Ломоносов:

    – Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастный случай берегут,
    В домашних трудностях утеха.
    Науки пользуют везде,
    Среди народов и в пустыне,
    В градском шуму и наедине,
    В покое сладки и в труде.

    – Всех учителей и студентов приглашаю в университет! Песня звучит песня «Во французской стороне»

    Ведущая:        В нашем  университете сегодня будут обучаться и сдавать зачёты ученики: 6 «В», 7 «Б», 8 «В» классов (всего ______человек). Поприветствуем студентов. И в качестве напутствия напомним ВАМ знаменитые слова М. В. Ломоносова, выражающие уверенность в интеллекте русского народа.

    О, Ваши дни благословенны!
    Дерзайте ныне ободрены
    Реченьем вашим показать,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.

    Правила игры

    В конкурсе эрудитов принимают участие студенты 3-х курсов: I, II, III.

    (разбить заранее на 3 команды смешанных равномерно из всех классов, выбрать старост курсов).

    Обучение и опрос будет на всех факультетах.

    Игра состоит из 3-х раундов и финала.  Цена ответа – 1 очко за 1 верный ответ. Условие – правильность ответа. От каждой команды участвуют по 2 игрока, если они не справляются, берут помощь у команды, если команда не отвечает, вопрос переходит следующей команде-курсу.

    Это нужно знать студенту факультета биологии.

    Вопросы:

    1.     Самый дорогой металл (платина).

    2.     Самый быстрый хищник (родом из Африки) (гепард).

    3.     Самая полноводная река в мире (Амазонка).

    4.     Самая быстрая птица (стриж).

    5.     Самое большое млекопитающее на планете (кит).

    6.     Самая большая кошка в мире (тигр).

    7.     Самый хвастливый фантазер барон в мировой литературе (Мюнхгаузен).

    8.     Самый добрый мультяшный лев (Бонифаций).

    9.     Самое глубокое озеро (Байкал).

    10.    Самая большая змея (анаконда).

    11.    Самое первое домашнее животное (собака).

    12.    Самое глубокое место в мировом океане (Тихий океан, Марианская впадина около 11 000 м).

    13.    Единственное безголосое животное на планете (жираф).

    14.     Самое большое сухопутное животное (слон).

    15.      Самое маленькое из натуральных чисел (один).

    16.      Самая высокая горная вершина (Джомолунгма 8852 м над уровнем моря).

    17.    Самая красивая птица (павлин).

    18.  Самая интеллектуальная игра на телевидении (Что? Где? Когда?)

    19.   Самое большое дерево (баобаб).

    20.   Самый опытный охотник за змеями родом из Индии (мангуст).

    21.     Его называют кораблем пустыни (верблюд).

    22.     Морской или речной хищник, которого ученые считают потомком динозавров (крокодил).

    23.     Этого хищника на Дальнем Востоке за силу и ловкость называют «амба» (тигр).

     24.       Какаду – говорящий… (попугай).

    25.     Его называют песчаным крокодилом (варан). Подсчет голосов.

    Это нужно знать студенту факультета географии

    Вопросы:

    1.     Главный город страны (столица).

    2.      К какому морю Петр I вывел Россию (к Балтийскому).

    4.     Самая длинная река мира (Нил).

    5.     Российский город пряников, самоваров, оружейников (Тула). 

    6.     Российский легендарный город-порт, база Черноморского флота России (Севастополь). 

    7.     Сказка В. Гаршина  «Лягушка-…» (путешественница).

    8.     Европейская столица, где проживал легендарный сыщик Шерлок Холмс (Лондон).

    9.   Родился на о. Корсика. В 1812 году завоевал почти всю Европу. (Наполеон).

    10.    Европейская столица – родина вальса и его короля (Вена).

    11.    Антарктида – материк или полярная область (материк).

    12.    Космическое тело с хвостом (комета).

    13.    Страна, где священными животными являются корова и кобра (Индия).

    14.     Умная спортивная игра родом из Индии (шахматы).

    15.       Страна – родина великого сказочника Г.-Х. Андерсена (Дания).

    16.       Солнце – звезда или планета? (звезда)

    17.     Страна – северная соседка США (Канада).

    18.     Российский город-герой, где находится мемориал с памятником Родина-мать (Волгоград, Мамаев курган).

    19.     Мировая столица моды (Париж).

    20.     Стран фараонов и пирамид (Египет).

    21.     Страна, с которой граничит Саратовская область (Казахстан).

    22.    Самое теплое течение в Мировом океане (Гольфстрим).

    23.     И река в Приморье, и древнеримский бог любви (Амур).

               24.     Самое быстрорастущее растение.                           Ответ: бамбук.

               25.     Какие растения имеют в виду, когда говорят “корабельный лес”?

     Ответ: сосны.

    Это нужно знать студенту факультета  математики, и не только…

    Вопросы:

    1.     Что нужно сделать, чтобы перевести обыкновенную дробь в десятичную?

               Ответ: числитель разделить на знаменатель

    2.    По инициативе Ломоносова был открыт первый университет. В каком городе и когда это было?                                              Ответ: Москва 1755 год.

    3.    Стреляющий лыжник (биатлонист).

    4.     Главная песня страны (гимн).

    5.     Легендарная рок-четверка из Ливерпуля (Англия, середина ХХ века) (Битлз).

    6.     Спортивная игра для самых высоких (в неё играли еще древние племена майя)   (баскетбол).

    7.      Современное искусство, при рождении называлось «синема» (кино).

    8.     Ансамбль из трех исполнителей (трио).

    9.     Главные часы России (Кремлевские куранты).

    10.     Ансамбль из четырех исполнителей (квартет).

    11.     Русский поэт, создатель поэмы «Двенадцать» (А. Блок).

    12.   Русский ученый-поэт, основатель первого российского университета (Ломоносов).

    13.     Главная площадь России (Красная площадь).

    14.     Почтовая дорога в старой России (тракт).

    15.     Он руководит оркестром или хором (дирижер).

    16.     У какой фигуры две стороны параллельны, а две другие не параллельны? Ответ: трапеция.

    17.     Откуда родом Карлсон (из детства).

    18.       Чем играют в русский хоккей (мячом).

    19.      Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника? Ответ: 90°.

    20.     Сколько достаточно точек, чтобы задать прямую? Ответ: 2.

    21.     Чему равна сумма углов треугольника? Ответ: 1800.

    22.     152 Ответ: 225.

    23.     Как называется график квадратичной функции?        Ответ: парабола.

    24.     Как называется деление числителя и знаменателя обыкновенной дроби одно и то же число? Ответ: сокращение.

    25.     Как называется ромб, углы которого равны 900?            Ответ: квадрат.

    Подсчет очков. Жюри подводит итоги.

     А мы вспомним факты из жизни Ломоносова.

    Родился Михаил Васильевич недалеко от Архангельска, в деревне, в семье Василия Дорофеевича Ломоносова. Отец Михаила Васильевича был крестьянином. Предприимчивые северные крестьяне занимались поморским промыслом и отец Ломоносова так же. Известно, что отец Михаила Васильевича владел небольшим парусным судном, на котором он перевозил грузы, промышлял морского зверя и рыбу. Когда Михаил подрос, отец стал брать его с собой в качестве юнги.

    Впечатления от плаваний, охоты на тюленей, новых мест и людей были столь сильными, что оставили след на всю жизнь. Скорее всего, в это время и пробудилась у мальчика неистребимая любознательность, превратившаяся в жажду знаний.20 декабря 1730 года 19-летний Ломоносов отправился в Москву с рыбным обозом и в начале января 1731 года оказался в Москве. Учился грамоте, языкам, корабельным наукам.

    А. С. Пушкин писал о М. В. Ломоносове “он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”. Его жизненный подвиг, его мысли и свершения вошли в сокровищницу отечественной и мировой культуры. Они в известной мере формируют наш духовный облик, отношение к своей Отчизне. Не будет преувеличенным сказать, что все мы были бы несколько иными, если бы в нашей истории не было Ломоносова!

     ФИНАЛ (Задания от ЖЮРИ):

    (всего 9 карточек, вопросы с подсказками, карточки вытягивают старосты курсов, по 3 карточки на курс)

    1       карточка

    В рассказе Н.Носова «Бенгальские огни» герой рассказа прочитал книгу «Занимательная химия» и решил сделать бенгальские огни из подручных средств. В дело пошли сахар, сера, казеиновый клей и… порошок одного металла.

    Подсказки: В природе находится только в виде соединений. Этот металл занимает 4-е место среди химических элементов, входящих в состав земной коры, и первое место среди металлов. Его номер в таблице Менделеева 13. Это металл серебристо-белого цвета, из которого делают кухонную посуду и самолеты.                                        Ответ: алюминий.

    2       карточка

    Зимние Олимпиады очень часто начинаются в декабре, а заканчиваются в январе. За последние годы два раза в Новогоднюю ночь ( когда она праздновалась в Москве) был проведен финал по одному из Олимпийских видов спорта.

    Подсказки: Это спортивная игра. На площадке одновременно находятся 12 игроков. Название этой игры произошло от старофранцузского слова, означающего «пастуший посох с клюкой». Игры проводятся на ледяной площадке. В нее играют «настоящие мужчины».

    Ответ: хоккей.

    3       карточка

    Про этого великого ученого известно: Много лет он являлся членом Парламента своей страны, но ни разу так и не выступил. Большую часть жизни прожил в столице, все свои открытия он сделал в провинции, куда переехал, спасаясь от чумы. Математики его считали математиком, физики – физиком, астрономы – астрономом. В своей книге «Математические начала натуральной философии» сформулировал основные законы механики, которыми человечество пользуется по сей день. Большинству людей известен только один факт его биографии – столкновение с упавшим с дерева плодом.               Ответ: Исаак Ньютон

    4 карточка

    С помощью этих веществ поддерживали спортивную форму еще античные олимпийцы. Современным спортсменам помогают врачи, разрабатывающие целые программы применения этих веществ.

    Подсказки: Впервые были выделены из рисовых отрубей в 1912г. Некоторые в переизбытке наносят вред человеческому организму. Человеком лучше всего усваиваются в природных продуктах, но бывают и синтетическими. Название происходит от двух слов «Жизнь» и «Содержащий азот», они бывают А, В, С, Д, РР и т.д.           Ответ: витамины.

    5 карточка

    Это растение, способно при быстром росте издавать звуки, похожие на музыку.

    Подсказки: Произрастает, в основном, в Индокитае. Относится к семейству злаковых. Ежесуточный прирост до 91 см. Достигает высоты до 37 м. Из него можно построить дом, провести водопроводные трубы, сделать посуду, корзины, можно использовать в пищу. В России встречается в виде удочек и лыжных палок.               Ответ: бамбук.

    7 карточка

    Про этот любимый всеми фрукт известно: Впервые упоминается в древнегреческой легенде о золотых яблоках. Во Франции эти фрукты выращивали в оранжереях. Теплолюбивое растение, относится к семейству цитрусовых. Его ближайшие родственники – лимон, мандарин, грейпфрут. В переводе на русский язык название этого фрукта звучит как «Яблоко из Китая».                                                          Ответ: апельсин

    8  карточка

    На этих картинах изображается домашняя утварь, плоды, цветы, битая дичь. Этот жанр изобразительного искусства известен в Европе с XVII века. Вслушайтесь в названия картин «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Завтрак с ветчиной», «Завтрак с крабом».В переводе с голландского этот жанр называется «Спокойная жизнь». В переводе с французского он называется «мертвая природа».                                       Ответ: натюрморт.

    9  карточка

    Плод этого растения помог возникновению бадминтона. Относится к семейству розоцветных. Это растение – самая популярная плодовая культура в мире. Сейчас насчитывается около 15 тысяч сортов этого растения. Его плод явился причиной начала Троянской войны. Оно росло даже в райском саду Адама и Евы.           Ответ: яблоня. Японские мальчишки втыкали в недозрелое яблоко гусиные перья и перебрасывали такой снаряд с помощью деревянных ракеток.

    А теперь жюри объявит эрудита.

     Слово жюри.

    Спасибо большое всем студентам нашего школьного университета.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 300летию со дня рождения М.В. Ломоносова

    Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и деятельности великого русского ученого М.В. Ломоносова, "Путь к тайнам Вселенной" - один из способов организации познавательной и ценностно-ориентационной ...

    Неделя науки, посвящённая 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

    В этом учебном году в нашей школе  провели интересную неделю науки. Каждому методическому объединению был выделен один день, за исключением методического объединения учителей начальных классов, т...

    Интеллектуальная игра для учащихся 6-7 классов "Он сам был первым нашим университетом", посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова

     Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной...

    Внеклассное мероприятие "Пресс-конференция ,посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова" для учеников 4 класса

    Задачи занятия: Образовательные: Повторить основные действия с натуральными числами. Познакомиться с деятельностью М. В. Ломоносова. Развивающие: Способствовать развитию коммуникативных компе...

    Брейн-ринг по литературе «Науки юношей питают…», посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

    Брейн-ринг по литературе «Науки юношей питают…», посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, проведен на методической неделе....

    Брейн-ринг по литературе «Науки юношей питают…», посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

    Брейн-ринг по литературе «Науки юношей питают…», посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова проведен на методической неделе....

    Урок Мужества, посвященный дню воинской славы России "День неизвестного солдата" 3 декабря 2017 года 7 кл

    Цель:Ø воспитание чувства любви к Родине,Ø уважения к героическому прошлому и настоящему нашей страны,Ø популяризация поискового движения.Ø  вспомнить о великой Победе, о героических подвигах сов...