ГКП Малышок - Опыт работы
статья по теме

Соколова Неля Анатольевна

Развитие коммуникативных навыков воспитанников через педагогическое воздействие в группе раннего развития «Малышок».

Практико-ориентированный проект.

 

 

     Для детей младшего возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

       Умение ребенка общаться подразумевает:

- сознание того, что каждый ребенок (ребенок и взрослый) имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника;

- понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей;

- ясное и непосредственное выражение мыслей и чувств;

- понимание двухканальности  процесса общения: роли говорения и слушания других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ГКП Малышок - Опыт работы160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного

образования детей

«Дом  детского творчества»

Развитие коммуникативных навыков воспитанников через педагогическое воздействие в группе раннего развития «Малышок».

Практико-ориентированный проект.

Долинск  2007 г

Муниципальное учреждение дополнительного

образования детей

«Дом  детского творчества»

Развитие коммуникативных навыков воспитанников через педагогическое воздействие в группе раннего развития «Малышок».

Практико-ориентированный проект.

Исполнитель: Соколова   Неля   Анатольевна

Педагог дополнительного образования

с. Долинск

                                                 ______________________________________

                                                                     (подпись)

                               

Дата допуска к защите __________________

Долинск  2007 г.

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения,  некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания».

К.Д.Ушинский

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2

Глава 1  Развитие коммуникативных навыков в ГРР «Малышок»………9

           1.1 Особенности построения занятия в ГРР «Малышок»…………9

           1.2 Развитие коммуникативных навыков …………………….…...11

Приложение…………………………………………………………………24

Заключение………………………………………………………………….33

Список литературы…………………………………………………………34

Глоссарий…………………………………………………………………...35

Введение

Основные понятия

Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Для детей младшего возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Умение ребенка общаться подразумевает:

-сознание того, что каждый ребенок (ребенок и взрослый) имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника;

-понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей;

-ясное и непосредственное выражение мыслей и чувств;

-понимание двухканальности  процесса общения: роли говорения и слушания других.

Выразительные движения.

Любой эмоциональной реакции, любому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные проявления (мимика, пантомимика, вокальная мимика).

Мимика – выразительные движения мышц лица. Мимика, без слов, говорит об определенных чувствах и настроениях ребенка. Бытует мнение о том, что эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь. Улыбка ребенка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу – сердится. О многом говорит взгляд. Он, может быть  прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный… Общее выражение лица, может быть  осмысленное, грустное, угрюмое, безразличное, самодовольное. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной.

Жесты бывают  условными, указывающими, подчеркивающими и эмоциональными. Жестикуляция может отличаться живостью, вялостью, бедностью, богатством, маловыразительностью, естественностью, спокойствием, порывистостью,  робостью, энергичностью.

Пантомимика – это осанка и поза,  которые играют важную роль в облике ребенка. Отрицательные эмоции съеживают его фигуру. Положительные наоборот, развертывают. Осанка формируется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, быть склоненной на бок, втянутой в плечи, откинутой назад. Позы бывают однообразными, разнообразными, естественными, искусственными, скованными… Общий вид ребенка может характеризоваться как напряженный, расслабленный, скованный, естественный, подавленный, развязный, распрямленный, сутулый, сгорбленный… Дети с бедной пантомимикой не в состоянии выразить свое эмоциональное состояние, они, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс коммуникации.

Обучать и воспитывать, направлять развитие и корректировать поведение без насилия, уважая свободную личность ребенка, внимательно и чутко выявляя, поддерживая, развивая его способности, и все это делать в игре – пожалуй, именно эти принципы описывают суть личностно ориентированной педагогики. Придерживаясь этих правил, педагог вступает в особые взаимоотношения с ребенком, которые основаны на понимании его основных интересов, уровня развития и актуального состояния.

Всю информацию о состоянии нашего партнера (ребенка), как правило, предоставляет нам анализ его действий и слов, наблюдение за его реакцией на наши слова и поступки, внимательное «вслушивание» в него.

Помимо оценки интересов, особенностей и настроения ребенка, нам необходимо оценивать и сам процесс нашего общения. Это означает, что предметом педагогической оценки может быть не только состояние ребенка в момент общения, но и наше собственное состояние и поведение. Мы должны в этом случае оценивать нашу технику общения, наши установки, пристрастия, настроение и сопоставить эту информацию с поставленной нами целью развития ребенка.

Поскольку педагог является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, которое выступит в качестве наиболее благоприятного контекста, условий для его развития. Основная проблема при этом обычно заключается в том, чтобы определить: а какие же условия действительно наиболее благоприятны? Что надо сделать, чтобы ребенок вырос любящим и внимательным к окружающим, способным к пониманию и сопереживанию, творчески и самостоятельно мыслящим, уверенным в себе, готовым проявить инициативу и взять на себя ответственность, а еще желательно и одаренным в какой то деятельности?

В психологии и педагогике эта классическая проблема носит название проблемы соотношения обучения и развития.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т.е. духовному слою, возвышающемуся над материальным, что является чрезвычайно актуальным на современном этапе развития общества.

«Азбука общения» - обучение детей основам коммуникации. «Азбука общения» не только помогает детям овладеть средствами коммуникации, но и убеждает их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их не верным восприятием и пониманием.

Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие мирно, спокойно общаться, это дети, которым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя не любимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывают ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают.

Нужно помочь таким детям научиться ценить себя, потому что, когда ребенок счастлив и удовлетворен (находится в мире с собой), он переносит это чувство на взаимоотношения с окружающими. Проявление же любого негативного отношения может разрушить все попытки общения с окружающими.

С ранних лет дети должны понять важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния и чувств других людей, способствует возникновению чувства, симпатии между участниками общения.

Дети с низким уровнем самоуважения и сопереживания к окружающим, часто имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых), но сами не умеют контролировать свое поведение, речь. А, как известно, неосторожно сказанное слово, ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, чем-либо отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

Перед нами стоит цель: формировать у детей навыки самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Образ себя – это то, как каждый ребенок относится к себе, сумма мыслей и чувств. Позитивные мысли и чувства создают чувства самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации процесса общения. Путь к себе вовсе не легок. Ребенок должен научиться, прежде всего, не просто подозревать о наличии собственного «Я», но и оценивать его. Для начала необходимо научиться увидеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеры поведения, отдельные черты характера. Это поможет заложить чувство собственной индивидуальности и личностной уникальности у каждого ребенка.

Дети должны учиться ценить себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научиться, постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Процесс познания самого себя формирует самооценку ребенка. Важно понимать, как ты думаешь и действуешь, можешь ли оценить поступки окружающих. В дальнейшем это поможет добиваться значительных успехов в общении с другими людьми.

Каждый должен осознать, что хорошо думать и говорить хорошее о себе является ни чем иным, как проявления чувства собственного достоинства, помогающего обрести необходимую многим уверенность в себе и в своих силах. Именно это способно постепенно вылиться в недоступную, к сожалению, многим взрослым возможность, говорить хорошее о других, искренне ценить каждого и каждодневно выражать это словами и делами. Несомненно, в этом кроется подлинная радость общения.

Умение видеть и понимать, окружающих ребенка взрослых, формируется, в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим (дедушке и бабушке, истории их жизни, их реальным делам и поступкам), любви к родителям. Эти качества формируются во взаимодействии ребенка с взрослыми членами семьи, в общих домашних делах, на отдыхе, во время праздников и т.д. Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой, непосредственным образом оказываются на формирование коммуникативных навыков ребенка. Правила поведения и общения с взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях - на улице, в транспорте, в магазине и других общественных местах. Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, научить понимать хорошие и плохие поступки, и самому активно вступать в контакты с окружающими людьми.

Возникновение потребности общения ребенка в семье – важнейшее условие его общего психического развития. Конец первого месяца жизни – завершение подготовки ребенка к вступлению его в общение.

Этапы становления коммуникативной функции дошкольника:

Общение ребенка первого месяца жизни;

Этап эмоционального общения (2-6 мес.)

Этап доречевого делового общения (6-1,5 года)

Этап речевого делового общения (1,5 – 3 лет).

Роль и значение эмоционального общения взрослого с малышом на начальном этапе, его психического развития (закладывание основ для последующего становления личности и самосознания, формирование двухсторонних связей с окружающими людьми).

Истоки индивидуальности маленького человека и их влияние на его коммуникабельность, формирование личностных качеств – важнейший результат общения ребенка в семье.

Каждый ребенок должен научиться понимать или хотя бы чувствовать, что он живет среди людей и, что каждый его поступок и желание отражается на людях. Поэтому, всегда необходимо помнить, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Всегда нужно проверять свои поступки, думать, не причинили ли они зла окружающим.  

Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением, это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него уже сформировались коммуникативные способности. Теперь необходимо поддержать и развить их. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без конфликтов и стеснения общаться.

Педагогам, родителям и окружающим ребенка взрослым следует знать и помнить о психологических особенностях общения в разном возрасте, и с учетом этого строить характер взаимоотношений.

Раскрывая тему коммуникативного развития детей поставила перед собой определенную цель:

Дать детям знания об искусстве человеческих взаимоотношений;

Формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

Глава 1. Развитие коммуникативных навыков в ГРР «Малышок».

  1. Особенности построения занятия в ГРР «Малышок».

Перед каждым занятием необходимо объяснить ребенку его цель: «Что будем делать, как, для чего».

Продолжительность занятия с детьми 6-7 лет не должна быть больше 30 минут, поскольку интенсивная работа без отвлечений длится 5-7 минут. Желательно, чтобы за партой или за столом (подходящим по росту) ребенок не сидел в статичной позе непрерывно более 5-7 минут.

Через 5-7 минут активной работы целесообразно провести короткую физкультминутку, используя упражнения на расслабление и для воспитания правильной осанки, а также уделив специальное внимание упражнениям для глаз.

Занятие следует начинать с разминки. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика.

Выполнение заданий следует начинать с повторения (более легкого задания), затем переходить к новому, более сложному и заканчивать занятие теми заданиями, в которых у ребенка нет особых затруднений.

Для повышения эффективности усвоения материала соотношение известного и совсем не известного может составлять 75% (уже известное) к 25% (неизвестное).

В процессе занятий не следует допускать чрезмерного напряжения. Первые признаки: двигательное беспокойство, покраснение лица, потливость, задержка дыхания и т.п. Паузу в занятиях нужно сделать сразу, как только ребенок начал отвлекаться.

Обстановка на занятии должна быть спокойна и доброжелательна, тон педагога – ровным, спокойным, любые замечания – поддерживающими, конструктивными.

Необходимо помочь ребенку разобраться в каждом задании, если нужно, подробно объяснить его или повторить инструкцию (один или несколько раз). Прежде чем требовать выполнения какого-то действия, необходимо разобрать его совместно, предложить ребенку, чтобы он попробовал рассказать, затем педагог должен показать это действие им самим, а ребенок пусть понаблюдает, и только потом дать ему возможность приступить к работе.

Объяснение не должно сводиться только к показу или указанию: «Делай, как я». Ребенок должен учиться, сам оценивать качество выполнения и уметь контролировать свои действия.

Научить ребенка задавать вопросы, если что-то непонятно, и объяснять что именно вызывает у него затруднение. Не надо торопить маленького ученика при выполнении заданий, позвольте ему самому выбрать (и сформировать) оптимальный темп деятельности. Установку всех заданий делать не на скорость, а на качество.

Если необходимо внести коррективы в ходе работы, необходимо это сделать сразу т.к. ребенок может непроизвольно заучить ошибку.

Оценивая работу, обязательно отметить, что сделано правильно, хорошо, обратить внимание на ошибки и объяснить, как их нужно исправить. Если необходимо, предложить повторное задание.

Общие требования к занятиям.

 Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения; при этом учитывается уровень знаний и умений детей, определяется их нагрузка. Подбираются методы и приемы, необходимые для изучения намеченного программного материала, продумывается структура, ход занятия. Подготавливаются нужные наглядные пособия, оборудование.

Четкая структура занятия

В начале занятия устанавливаются связи с пройденным материалом, с опытом детей. Затем сообщается цель занятия. Начало занятия должно вызвать интерес к дальнейшему. Начало занятия желательно провести лаконично, бодро, используя интонацию и мимику заинтересованности. Включить в начало занятия сюрпризные моменты.

В начале занятия чаще всего сосредоточены обучающие приемы. Затем следует самостоятельная работа: ответы, упражнения и т.п. Если на занятии идет ознакомление с каким-либо явлением, то логически определяются этапы познавательной деятельности детей: от главного, общего к второстепенному, к деталям. Занятие состоит из трех частей: первыми идут задания новые для детей, а также наиболее трудные, требующие большого внимания, сосредоточенности. Затем знакомый материал; усиливается активность эмоций детей или действия.

Между логически законченными частями занятия включаются физкультпаузы, цель которых – дать отдых. Заключительная часть занятия должна быть краткой и эмоциональной.

  1.  Развитие коммуникативных навыков.

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Решающим условием становления коммуникативной деятельности ребенка является его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня развития коммуникативной потребности, достигнутого ребенком на конкретном этапе развития. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью. Отношение ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем ДУ, младшего школьника – с учителем. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимоте группы. Важное воздействие на развитие ребенка оказывает успешность становления его отношений со сверстниками Таким образом, существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Вскрыть противоречия в развитии общения, предупредить различные отклонения в формировании личности ребенка возможно при современном выявлении и учете особенностей его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Современная педагогика употребляет термин «взаимодействие» как альтернативу термину «педагогическое воздействие». Сам по себе термин «педагогическое воздействие» предполагает, что в общении педагога с ребенком, ребенок остается пассивным, а педагог производит на него определенное воздействие в соответствии с собственными, лишь ему (педагогу) известными целями. Реальная же ситуация сильно отличается от такого представления, поскольку даже в процессе воздействия всегда есть реакция ребенка на действия педагога.

Реакция ребенка на наши действия, высказывания – на все наше поведение в психологии общения называется обратной связью. Именно обратная связь предоставляет нам информацию о реальных интересах и актуальном состоянии детей. Нас интересует реакция ребенка на конфликт и на похвалу, на заданный вопрос и на предложение обсудить что-либо. Более того, любой коммуникативный акт, т.е. действие по передачи информации, может быть успешным лишь в том случае, если эта информация была принята и понята детьми. А ведь именно передача информации традиционно считается центральным процессом любого образования. Значит, необходимо убедиться, что ваша информация достигла детей. Таким образом, обратная связь во взаимодействии с детьми, является основой успешности всего образования.

В взаимодействии с ребенком мы не только принимаем от ребенка информацию о его настроении, переживаниях, уровне понимания, уровне заинтересованности, но и даем ему обратную связь о собственной включенности в процессе общения и своих ощущениях, эмоциях.

Ориентируясь на наши реакции, ребенок строит представление о собственных успехах или неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности.

Разумеется, педагогу, который пользуется определенными технологиями взаимодействия с ребенком, отнюдь не всегда имеет смысл демонстрировать свою непосредственную реакцию. Но не в коем случае не стоит допускать, плохое настроение, усталость или раздражение, разбили взаимодействие педагога с ребенком, разрушили их контакт.

Если вы никак не можете справиться со своей непосредственной реакцией, например, на какую-то ошибку или бестактность, которую совершил ребенок, в этих случаях можно сказать: «Знаешь, я сейчас не могу разговаривать, подожди немного. Я скоро приду в себя, тогда поговорим». Маленькие дети по собственному опыту знают, что в жизни бывают неудачи и плохое настроение и поймут вас, а не старайтесь быть непогрешимыми. Итак, в общении очень важно быть естественным, оставаться собой.

Позиция в общении определяется общим отношением педагога к ребенку. Если педагог в общении с ребенком занимает позицию равноправного партнера, он обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы.

Разумеется, речь идет не об абсолютном равенстве ребенка и педагога, а о равноценности. Поскольку и ребенок, и взрослый равноценны, они могут занимать позиции равноправных партнеров в общении.

Общение, в котором оба партнера занимают равноправную позицию, называют в психологии партнерским. Обеспечение равноправности позиций в общении происходит разными путями, однако начинается оно уже с пространственных условий. Организация пространства при взаимодействии между педагогом и детьми имеет очень большое значение для партнерского общения. В частности, при взаимодействии с детьми педагогу имеет смысл выбирать позицию «глаза на одном уровне», которая исключает пространственное доминирование педагога и смягчает разницу в физическом росте взрослого и ребенка. Самое естественное в этом случае – присесть на корточки перед ребенком.

Также имеет смысл при организации групповых дискуссий, занятий, разговоров с детьми садиться или становиться таким образом, чтобы все партнеры могли видеть глаза друг друга (для этого оптимальной является форма круга). Достаточно сесть с детьми в кружок – и сразу создается атмосфера доверия, равноправия.

Хотя интуиция педагога подсказывает, что занятия более эффективны, когда дети сидят в кругу, в таких ситуациях часто используются традиционный школьный способ организации пространства: дети сидят за столами, друг за другом, а педагог стоит перед ними. Такой способ адекватен только при использовании чисто лекционной формы преподавания, а ребенок дошкольного возраста не может принимать информацию в лекционном стиле.

Не бойтесь организовать пространство общения так, чтобы создать теплую атмосферу доверия и непринужденности, в которой ребенок услышит то, что вы хотите ему сказать, и не побоится задать вопрос или высказать свою точку зрения.

  Позиция педагогического воздействия в общении с ребенком.

Мы имеем дело с серией педагогических воздействий на ребенка, и говорить о каком-либо общении, которое явилось бы контекстом его развития, не приходится.

Какие конкретные педагогические воздействия может осуществить педагог, занимающий позицию педагогического воздействия при контакте с ребенком? В такой атмосфере можно:

-сообщить некоторую информацию;

-показать, как надо производить определенные простые действия;

-проконтролировать, может ли ребенок воспроизвести данную информацию или действие. В результате возникают занятия, на которых мы, педагоги, следуя заранее составленному плану, сообщаем детям определенную информацию, либо задаем образцы действия (показывая, как надо писать, рисовать, считать). При этом наша цель состоит в том, чтобы дети усвоили эту информацию или смогли самостоятельно повторить это действие. Контролируя усвоение информации, в качестве основного критерия (показателя) усвоения, обычно используется степень близости ответа или действия ребенка к заданному образцу, чем ближе ответ или действие ребенка к тому, что мы говорим и показываем, тем лучше усвоена информация или сформирован навык.

Позиция педагогического воздействия может проявляться не только на организованных занятиях, но и в свободной деятельности. Однако, сообщая ребенку определенные сведения, или задавая ему образец действия, мы должны отдавать себе отчет в том, что мы имеем дело не с записывающим устройством, и не с автоматом, который выполняет команды, а с живым человеком.

Ребенку может быть не интересно то, о чем мы педагоги рассказываем, он может быть рассеянным, утомленным, он может отвлекаться на более интересные события. Наконец, ребенок может просто не понять объяснений воспитателя: для него они представляли собой пустой набор слов, лишенный смысла ( например, потому, что лично для него материал оказался слишком сложным, не соответствовал уровню его развития).

Педагог, стоящий на позиции воздействия, скорее всего, ничего этого не заметит, поскольку он в этот момент сообщает информацию или показывает образец действия, пренебрегая обратной связью, т.е. находится в режиме монолога. Педагога, занимающего такую позицию, не интересует, читает ли ребенок, пишет, поливает цветы и одевается под влиянием давления со стороны взрослого или делает это осознанно, по своему желанию. Более того, знания и умения, которые возникают у ребенка в такой ситуации, с большой вероятностью могут оказаться отрывочными, формальными и непрочными (вспомним: «…в душе же никакая насильственная наука не остается прочно»).

Коррекция поведения ребенка с помощью позитивных сообщений.

Взаимодействие с детьми предполагает, что педагог должен корректировать поведение ребенка. Однако, имеет смысл это делать не посредством простого запрета, окрика или замечания, а с помощью позитивных сообщений. Можно представить себе два основных типа ситуаций, когда педагог должен корректировать поведение ребенка:

-когда последствия действий ребенка не слишком тяжелые или вызваны его ошибкой;

-когда эти последствия затрагивают других людей, либо являются результатом его сознательного действия.

В первом случае ( к которому относятся, например, ситуации связанные с ошибками на занятиях, неудачами в какой-либо деятельности, или попытками сделать что-то по своему) позитивное сообщение педагога должно заключать в себе поощрение ребенка действовать дальше. Например, если ребенок не смог что-то сделать по вашей просьбе, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь!» Не очень хорошо также, если педагог, ничего не сказав ребенку, например, просто попросит о том же другого ребенка или сделает это сам. Но не стоит, и отделываться от ребенка фразой типа: «Ну ладно, ничего страшного». Позитивным в этом случае будет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался!» Такие сообщения как: «Так уже гораздо лучше», «У тебя обязательно получится!», «Попробуй еще», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п., побуждают ребенка к дальнейшим действиям.

Второй тип ситуаций (к которым относятся, например, действия связанные с опасностью для самого ребенка или других детей, а также его асоциальные действия) требуют пересечения действий ребенка. В этом случае позитивные сообщения преследует цель изменить его поведение.

Контакт с партнером по взаимодействию.

Одной из основных задач педагога стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того чтобы установить хороший контакт с ребенком, необходимо быть искренне заинтересованным в нем как в личности, а следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроении. Эта заинтересованность помогает нам понять, что же действительно чувствует ребенок, что ему интересно, что он имеет в виду, когда, например, просит нас поиграть с ним. Возможно, ему скучно (и тогда это просьба об общении), может быть, он не знает, как играть в эту игру (тогда это просьба о помощи), а может быть, он просто хочет привлечь к себе наше внимание, побыть с нами – и в этом случае, это просьба о любви. Только если мы правильно поймем ребенка, в нашем общении с ним возникнет хороший контакт.

Искреннее уважение к партнеру по общению является необходимым условием возникновения хорошего контакта. В том случае, когда в качестве нашего партнера по общению выступает ребенок, уважение является особенно важным условием взаимодействия, поскольку для ребенка оно представляет собой сигнал о том, что он любим, значим, что он хороший и у него все получится.

     

Наблюдение за невербальным поведением ребенка.

В старшем дошкольном возрасте можно выделить несколько особенностей личностного развития ребенка, на которые следует обратить внимание, отвечая на вопрос: «Что помогает и что мешает ребенку» общаться с другими людьми?

Наиболее достоверным диагностическим методом можно считать наблюдение, наблюдение за особенностями поведения детей.

Важно научиться замечать в повседневных мелочах то, что имеет реальный, психологический смысл для ребенка.

Метод наблюдения – искусство расшифровать психологические сообщения, которые передает ребенок окружающим.

Играем, разговариваем, рисуем и лепим, читаем ему книгу – именно в ходе такого совместного времяпровождения, не нарушая естественного хода событий, можно обратить внимание на то, как ребенок себя ведет, как реагирует на ситуации успеха, готов ли он принять помощь  в случае затруднений.

Психологи заметили, что дети, имеющие проблемы в общении боятся смотреть в глаза собеседнику (повышенная тревожность), приобретают такие привычки, как навязчивые движения, грызение ногтей (показатель неудовлетворенности собой – ребенок как бы «поедает себя»), опущенные плечи (повышенная ответственность ребенка, как реакция на непосильные требования со стороны окружающих), постоянно сжатые кулаки (подавленная агрессия). В ситуации повышенного напряжения ребенок может часто моргать, подкашливать, как будто у него першит в горле. Нельзя оставлять без внимания такие симптомы, т.к. они могут свидетельствовать о психологическом неблагополучии. Не акцентируя внимания на этих проявлениях, необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок почувствовал заботу и поддержку.

Некоторые дети как бы закованы в мышечную броню, боятся сделать лишнее движение. Можно научить ребенка управлять своим телом, играя в подвижные игры, которые требуют мышечной ловкости – игры «Прилипшая рука», «Море волнуется», «Волшебник» и т.п.

Приведу несколько примеров – характеристик детей нашей группы.

Ирина – желает быть первой во всем. На занятиях старается отвечать первой, даже, если ответ не верный. В игре подражает своим друзьям Володи и Сергею. Проявляет самостоятельность и творчество на занятиях по ИЗО. С детьми контактирует, не ссорится. Трудолюбива,  приходит на помощь по первой просьбе, а то и по собственной инициативе. Ирина в группе послушна, никогда не видела ее в плохом настроении.

Ксюша – на занятиях не внимательна, чаще всего ответы не верные, но не  потому что не знает, а из-за рассеянности. На индивидуальном занятии почти все ответы правильные. Любит играть в куклы с Настей, иногда к ним присоединяется Ирина. Чаще всего играют в сюжетно-ролевую игру «Семья». Во время игры не ссорятся. Не охотно принимает в игру Диану, Эдика. Игрушки убирает без удовольствия.

Во время игры с мальчиками агрессивна, может намахнуться и даже ударить. Злости в отношениях с детьми нет, скорее всего, проявление власти.

Настя – спокойна, дружелюбна. Во время игры принимает условия партнера по игре, но если надо, может настоять на своем. Девочка воспитанная, послушная, но наблюдая за ней на занятиях, проявляется чувство неуверенности, хотя, чаще всего ответы правильные.

В группе хорошая помощница. Со слов мамы дома тоже помогает.

Заботливо относится к детям младше себя, очень возмущается, если кто-то из старших детей их обижает.

Эдик – мальчик болезненный, часто пропускает занятия. Трудные отношения с детьми. Есть желание быть лидером, но дети его не принимают как лидера, и он стал приспосабливаться. Если мальчики из группы смеются, то он тоже начинает смеяться, даже если не смешно. Чтобы обратить на себя внимание, начинает громко разговаривать. В таком поведении проявляется неуверенность в себе. Он часто спрашивает: «А я правильно сделал? Хорошо нарисовал?» и т.п.

На занятиях, по сравнению с прошлым годом, принимает активное участие. Не отказывается от моей помощи на занятии по ИЗО. Хотя при поступлении в ГРР вообще не хотел рисовать, упрямился. Лучше стал запоминать стихи. Знает буквы, считает, принимает участие в решении примеров.

На просьбу убрать игрушки ворчит, но убирает. По словам мамы, дома помогает, но по настроению.

Владимир – в ГРР пришел в 2005 году. Мальчик развит, на занятиях активен, трудностей по предметам не испытывает. Относится к детям выборочно, не со всеми играет, считает себя лидером. У Вовы есть брат близнец, иногда спорят, но не дерутся. К детям, с кем дружит, относится хорошо, но кто не нравится, может обидеть.

Во время игры требует выполнения четких правил, возмущается, если они не соблюдаются. Щепетильный в делах. Но, если игру взял не он, убирать не будет. Нужно несколько раз попросить и убедить, чтобы помог собрать игру. А так, ребенок послушный, трудностей с ним нет.

Еще хочу отметить, что, придя в группу, он не умел рисовать и не хотел, боялся, что не получится. Сейчас рисует очень хорошо, есть трудности только в рисовании по замыслу.

Сергей – отличается от своего брата немногим. Более выносливый на занятиях.

Женя – самый маленький в группе. Со всеми детьми играет с удовольствием, хотя другом своим считает только Витю. Друг без друга скучают.

Женя в детский сад не ходил. При поступлении не умел рисовать, не мог рассказать ни одной сказки и стихотворения. На данный момент принимает мою помощь, старается повторить рисунок, хорошо запоминает стихи.

Если что то не получается на занятии, не стесняется об этом сказать. Стремится к положительному результату.

Во время игры хочет быть ведущим, выбирает роль животных – волка, «змея Горыныча», «острозуба». В игре агрессивный. Любит играть с оружием – пистолет, автомат. Игрушки убирает не охотно, может спрятаться. Подвижен, всегда прибывает в хорошем настроении.

Виктор – пришел в ГРР в 2006 году. Посещал детский сад. Ребенок послушный пока рядом взрослый. Стоит отвернуться – шалит. На занятиях участие не принимает, считать не умеет, не знает ни одной буквы. Причиной считаю его лень. Стихи учит с трудом, не может точно повторить текст, меняет слова местами.

Трудности в общении с детьми, часто жалуется на детей, даже тогда, когда сам не прав. Хитрит и со мной и с детьми. Может спровоцировать ссору, а потом обвинить ребенка. Дети с Витей играют неохотно, чаще всего в игру не принимают. Хорошо играет с Женей, дома рассказывает о нем как о своем друге.

На занятии по ИЗО, не смотря на то, что сам рисует, не очень хорошо, пытается помочь Жене.

После игры игрушки убирает, может навести порядок в игровом уголке.

          Вывод моих наблюдений.

При формировании детского коллектива, воспитании у детей чувства коллективизма и дружбы особенно важен индивидуальный подход. Но сначала надо выяснить, какое место занимает ребенок в коллективе.

В результате целенаправленных наблюдений за детьми  в быту, в труде, в играх и на занятиях, а так же на основе знакомства с условиями их семейного воспитания, имею возможность выделить несколько групп детей, у которых отмечаются общие черты по отношению к коллективу.

Первая группа – это дети с положительными проявлениями – дружные, отзывчивые, пользующиеся авторитетом у товарищей.

Другая группа – это дети, поддерживающие хорошие начинания «актива», но их проявления бывают недостаточно устойчивыми, в отдельных случаях допускаются срывы.

Третья группа – дети, которые держатся замкнуто, отчужденно, не участвуют в играх, пассивно ведет себя на занятиях.

К той же группе следует отнести и тех ребят, которые робко входят в коллектив, и в этот момент требуют к себе особого внимания. Но есть и такие, которые стараются подметить недостатки у своих товарищей и выпятить свои личные достоинства.

Конечно, общие черты, которые служат критериями распределения детей на группы, не исчерпывают общую характеристику каждого ребенка. Ведь у каждого из них есть и свои индивидуальные проявления. Например, наряду с положительными у ребенка могут быть и отрицательные проявления.

         

Основы коммуникации

Предлагаю простое упражнение, способствующее развитию основных умений общаться. Это игра-упражнение «Я и мой язык». Игра, направлена на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых ,существуют и другие средства общения.

«Я и другие» - игра направлена на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирования внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

«Я и мой язык».

Беседа «Как можно общаться без слов.

Изобрази сказку.

Беседа «Зачем нужна речь»

После проведенных игр полезно побеседовать с ребенком о том, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно. Желательно обсудить важность жестов и мимики для выразительности речи. Можно побеседовать о тех людях, которые говорят слишком много (болтуны) и слишком мало (молчуны), для чего нам нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, как легко ранить словом.

После игры желательно обсудить ее содержание, выяснить, что произошло, были ли у ребенка какие-либо трудности при выполнении заданий, что он чувствовал и что ему в этот момент хотелось, почему возникли в игре конфликтные ситуации (если они были).

«Я и другие» - цикл бесед «Кого мы называем добрым, честным, вежливым». С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с детьми, вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества. (Описание игр, в приложении).

Содержание бесед можно закреплять в сюжетно-ролевых играх («Школа», «Дочки-матери», «Больница» и др.) Обсудить, какие сложности возникали во время игр, с нарушением каких правил, они были связаны.Я привела в пример только несколько упражнений, которые можно использовать в работе со всеми детьми, и развивать у них коммуникативные способности.

                             ПРИЛОЖЕНИЕ

Чтобы проанализировать групповую ситуацию можно использовать следующую форму анализа.

                     Обстановка в группе.

  1. Какова атмосфера в моей группе?

(общие впечатления)

  1. Почему я так думаю?
  2. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

              Взаимоотношение между воспитателем и ребенком.

  1. С кем из детей у меня хороший контакт?
  2. Чем это объясняется?
  3. С кем из детей  у меня не такие хорошие отношения?
  4. Чем это можно объяснить?

         

              Взаимоотношения между детьми.

  1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?
  2. Чем это вызвано?
  3. Какие дети часто ссорятся между собой?
  4. Почему это происходит?
  5. Каких детей часто обижают?
  6. Почему это происходит?

  1. Тест на развитость самоконтроля

Предложите ребенку рассмотреть по очереди 4 картинки. Попросите его описать изображенные на них ситуации и предложить свои варианты разрешения проблем.

Результаты.  Если ребенок объясняет, что причины неудач в скамейке, качелях, горке, краске, т.е. неудачи не зависят от персонажей, видимо, он еще не умеет оценивать себя и контролировать свои действия. Если ребенок видит причину в самом герое и предлагает потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит у него развиты навыки самоконтроля и самооценивания. Если ребенок видит причину неудач и в герое, и в объекте, это может говорить о хорошей способности к разностороннему анализу ситуаций.

Отношение ребенка к себе и другим

Многое о ребенке могут рассказать рисунки, особенно если темы: «Моя семья», «Мое заветное желание», «Чего я боюсь» и др. По тому, как ребенок рисует, можно сделать вывод о его душевном состоянии. Возьмем для примера рисунок «Моя семья».

Предложите ребенку нарисовать, а тему подскажите сами: «Нарисуй нашу семью». Не нужно рассказывать ребенку, кого и как рисовать. Дайте ему альбомный лист, простой и цветные карандаши.

Результаты.  Особенного внимания заслуживает искажение реального состава семьи – порой это сигнал эмоционального конфликта, неблагополучных отношений. Расположение и размеры фигур указывают на особенности взаимоотношений в семье. Кто на рисунке выше ростом, тот для ребенка главный человек в семье; кто ближе всех расположен к ребенку, тот наиболее желаем в общении. Если малыш нарисовал себя отдельно от всех, он ощущает свою изоляцию. Ребенок с заниженной самооценкой располагает рисунок лишь на небольшой части листа.

Обратите внимание на прорисовку отдельных частей тела. Символика рисунка следующая:

Голова – разум и контроль;

Тело – чувства, страсти;

Шея – возможность осуществления контроля

разума над эмоциями;

Руки – установление контакта с близкими

людьми;

Ноги – опора в реальности и свобода

передвижения.

Обратим внимание на лица тех, кого нарисовал ребенок:

глаза – орган печали, тревоги и контроля;

уши – возможность слышать и слушать,

воспринимать и информацию (в том числе

критическую) в свой адрес;

рот – возможность разговаривать, есть и…

нападать.

Тревожные, неуверенные в себе дети по нескольку раз могут перерисовывать свой рисунок, стирать отдельные его элементы. Кроме того, они предпочитают занимать не все пространство листа, а лишь его часть.

Обратим внимание на преобладающие цвета рисунка. Яркие, жизнерадостные тона (желтый, зеленый, голубой) говорят о положительном состоянии ребенка, а использование «мрачных» красок – черных, темно-синих – о сниженном эмоциональном фоне.

После того как малыш закончил рисовать, спросите его, кого он изобразил на рисунке, подпишите вместе с ним персонажей. Спросите ребенка, что они делают, весело им или грустно и почему. И… не торопитесь с выводами. Результат может зависеть от большей степени от сиюминутного настроения ребенка, от его желания рисовать и от вашей способности понять истинные причины происходящего с ребенком.    

Особенности межличностных отношений ребенка (методика Рене  Жиля).

Начиная с 4-х лет можно использовать эту методику для определения того, с кем ребенок стремится общаться, как он относится к своим сверстникам. Кроме диагностических возможностей, эта методика поможет начать осуществлять реальную помощь ребенку с трудностями в общении. Вместе с ребенком обсуждаем предлагаемые ситуации, помогаем найти оптимальный выход из затруднений.

Итак, предложим ребенку картинки и ситуации:

1.Вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи, где ты сядешь.

2.И на этой картинке покажи, где ты сядешь.

3.А теперь, размести за этим столом свою семью. (Здесь необходимо предложить ребенку нарисовать свою семью, сидящую за круглым столом, таким же, как  в предыдущих картинках.)

4.Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать. Ты можешь взять с собой одного человека. Кого бы ты взял с собой?

5.Ты потерял очень дорогую для тебя вещь. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

6.Ты на прогулке за городом. Покажи, где находишься ты?

7.Размести на этом рисунке себя и еще нескольких человек. Скажи мне, что это за люди?

8.Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то один получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте?

9.Твои друзья идут на прогулку. Где находишься ты?

10.С кем ты больше всего любишь играть?

11.Вот твои товарищи. Они ссорятся и, по-моему, даже дерутся. Покажи, где находишься ты. Расскажи, что произошло.

12.Товарищ взял твою игрушку без разрешения, что ты будешь делать: плакать, жаловаться, кричать, постараешься отобрать, начнешь бить?

13.Мама не разрешает тебе идти гулять. Что ты сделаешь: надуешься? заплачешь? закричишь? Уйдешь, несмотря на запрет? Или что-то еще?

14.Вечером вы всей семьей находитесь дома. Расскажи, кто из вас чем занимается?

Не стоит задавать все вопросы за один раз. Лучше обсуждайте их с ребенком в тот момент, когда у вас есть для этого время, и у малыша нет других забот (тоже важных «детских» дел).

Этот тест поможет вам лучше увидеть свою семью, причем именно в том ракурсе, в каком видит ее ваш ребенок, понять, почему не складываются отношения вашего ребенка с другими детьми.

1 -5 ситуации связаны с диагностикой семьи. Психологи считают, что те члены семьи, рядом с которыми ребенок себя располагает, душевно ближе всего ему. Тот, кого ребенок располагает напротив себя, наименее приемлем в семье. С ним малыш чувствует внутреннее противоречие. Интересные сведения могут дать 4-я и 5-я ситуация. Если ребенок отдает предпочтение кому-то, кто не входит в семью, это означает некоторую его изолированность, чувство одиночества в семье.

6-7-я ситуации помогают выяснить, отношения с какими людьми ребенок предпочитает поддерживать. Если он называет только взрослых, это означает, что он испытывает трудности в контактах со сверстниками или сильную привязанность к значимым взрослым. Отсутствие же на рисунке родителей может означать отсутствие эмоционального контакта с ними

Ситуации 8-12 определяют отношение вашего ребенка с другими детьми. Выясняется, есть ли у ребенка близкие друзья, кто получает вместе с ним подарки (8), находится рядом на прогулке (9), с кем малыш предпочитает играть (10).

11-я и 12-я ситуации определяют стиль поведения ребенка в конфликтных положениях и его умение решать их.

13-я и 14-я ситуации определяют особенности реакций ребенка и его поведение при общении с матерью (13) и отцом (14).

Упражнения к разделу «Коммуникативное развитие»

«Я и мой язык»

Беседа «Как можно общаться без слов»

Обсудите с ребенком, с помощью каких средств он может общаться с другими людьми. Наверное, он сразу же назовет речь. Спросите его, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чем думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения. Попробуйте угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку.

«Через стекло»

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно» или «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» и т.п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно т правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали они при передаче сообщений, легко ли им было.

Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений.

«Изобрази сказку».

Играют две команды (или 2 ребенка). Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм и пытается изобразить ее без слов. А другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. Задание можно усложнить тем, что с помощью мимики и пантомимики изображать не только героев, но и вещи, которые им принадлежат.

В этой игре важно предварительно договориться о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.

Беседа «Зачем нужна речь»

«Я и другие». Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т.п.)»

Доброта.

Правила доброты:

-помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;

-прощать ошибки других;

-не жадничать;

-не завидовать;

-жалеть других.

Честность.

С детьми обсуждаются такие темы, как: «Трудно ли быть честным?», «Как сдержать свое слово» и т.п.

Правила честности:

-сказал – сделай;

-не уверен – не обещай;

-ошибся – признайся;

-забыл – попроси прощения;

-говори то, что думаешь;

-не можешь сказать правду – объясни почему;

-не выдавай чужую тайну.

Вежливость.

Правила вежливости:

-вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;

-будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – попрощайся;

-не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и во сколько вернешься;

-не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

                            Заключение

Сложились предпосылки вхождение детей в более широкий социум. Они научились общаться со  взрослыми и сверстниками, усвоили основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Дети используют разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Их речевые умения разнообразны. Они умеют выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна.

Дети с удовольствием участвуют в коллективных делах, способны принять общую цель и условия, стараются действовать согласованно, выражают живой интерес к общему результату. В их поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: они стремятся  сдерживаться, если это необходимо, проявлять терпение, настойчивость.

В поведении и отношении к окружающему у ребенка проявляются черты общей гуманистической направленности. Дети выражают сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относиться к животным, растениям.    

Общение ребенка – это не только особенность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

В своем опыте работы, я предложила несложные тесты, которые помогут родителям и педагогам ГРР лучше узнать особенности ребенка и выбрать для него именно то направление работы, которое необходимо.

Путешествие по сложной, но очень интересной стране общения будет не простым, но удивительно увлекательным. Поэтому наберитесь терпения и начинайте…  Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

                                  Список     литературы.

1.Безруких М.М.  Ступеньки к школе // Министерство образования РФ.

- М.: Дрофа, 2001

2.Клюева Н.В., Филиппова Ю.В.

Общение // Яро.Сл : Академия развития, Академия Холдинг,  2001

3.Кашапов Раиль Практическая психология // М.: АСТ – Пресс Книга,2004

4.Ковальчук Я.И.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка :Издание 2-е дополненное // М.: Просвещение 1985

5.Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н.

Педагогическая диагностика в детском саду // М.: Просвещение 2002

6.Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками : Издание второе, дополненное и исправленное // С.-Пб «Образование» 1995

                              Глоссарий

Актуальный – важный в настоящее время, назревший, требующий своего разрешения, например: актуальный вопрос.

Анализ – установление логических связей между следствием (результатом) и причиной (состоянием) учебно-воспитательных условий.

Взаимодействие со средой – любые формы контакта ребенка или взрослого с окружающими их предметами, объектами природы, людьми с целью реализации их потребностей. Контакты могут быть позитивного и негативного характера.

Взаимодействие межличностное – объективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах; взаимно ориентированных реакций друг на друга по меньшей мере двух лиц, или же индивида и общности, взаимных влияниях оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения

Личность – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей; социальная функция человека; система его отношений с обществом.

Я-концепция – система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...