Организация театральных занятий, направленных на развитие способности к импровизации.
статья на тему

Соколова Неля Анатольевна

В стратегии модернизации образования одним из приоритетных направлений является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.  Для воспитания подобной личности необходимо научить учащихся решать коммуникативные задачи в разных ситуациях (сформировать у них коммуникативную компетенцию), способствовать самопознанию, развитию творческого потенциала, успешной социализации. Но возникает вопрос о том, какие средства могут помочь реализации задачи не только сделать процесс обучения и воспитания творческим, но и вовлечь в этот процесс воспитанника, как активного участника образования. Театральное искусство, как никакое другое, обладает уникальными возможностями для решения данных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация театральных занятий, направленных на развитие способности к импровизации.

В стратегии модернизации образования одним из приоритетных направлений является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.  Для воспитания подобной личности необходимо научить учащихся решать коммуникативные задачи в разных ситуациях (сформировать у них коммуникативную компетенцию), способствовать самопознанию, развитию творческого потенциала, успешной социализации. Но возникает вопрос о том, какие средства могут помочь реализации задачи не только сделать процесс обучения и воспитания творческим, но и вовлечь в этот процесс воспитанника, как активного участника образования. Театральное искусство, как никакое другое, обладает уникальными возможностями для решения данных задач.

Следует отметить, что театральная деятельность всегда привлекала детей и подростков как наиболее доступный вид проявления и выражения своих чувств, эмоций, а также, как способ общения с окружающим миром. Театр как вид искусства, обладающий спецификой искусства синтетического по форме и коллективного по содержанию, дает возможность самореализации и самоактуализации всем участникам образовательного и воспитательного процесса.

Таким образом, для решения вышеизложенных противоречий, была сформулирована следующая задача: создать адекватную современным условиям образования и воспитания методику проведения театральных занятий, направленную на развитие импровизационных способностей учащихся общеобразовательной школы.

Далее, необходимо отметить, то обстоятельство, что мы живем в быстроменяющемся мире. И одна из серьезнейших проблем современного образования состоит в том, чтобы научить человека навыкам спонтанного, импровизационного поведения. «Импровизация характеризуется азартным увлечением задачей моментом инсайта,  или  озарения, поиском верного решения задачи в ситуации дефицита времени» (П.В.Рождественская). На основе анализа литературных источников можно определить сценическую импровизацию как вид спонтанного художественного творчества, суть которого заключается в объединении здесь и сейчас процессов рождения замысла и его воплощения. Также следует обратить внимание на тот факт, что импровизация появляется там, где публика воспринимает не только результат, но и сам процесс творчества, а художник является одновременно и автором и исполнителем».

Опыт педагогической работы приводит к выводу, что наиболее эффективным методом работы с детьми и подростками в театральном коллективе является «социгровой».  Суть данной методики сводится к следующему: педагоги организуют занятия с детьми таким образом, что в первую очередь, у учащихся формируются импровизационная деятельность и коммуникативные компетенции.

Организационный момент – дети приходят на занятия, мотивированные на участие в мероприятиях. Это обязательное условие, потому что дети должны стремиться к какому- то результату.

Структура занятия

  1. Разминка – направлена на улучшение психофизического самочувствия ребенка. Разминка состоит из упражнений на концентрацию внимания, развитие памяти, на умение взаимодействовать в группе ( около 5-6 минут)
  2. Основное действие. «Импровизация». Дети разбиваются на группы и получают творческое задание от педагога и самостоятельно подготавливают его. Через 5 минут дети показывают задание и обсуждают его.  Данный этап может быть построенным на разыгрывании историй, которые сочиняют сами дети.
  3. Завершение. На данном этапе готовятся «номера» для показа на заключительном мероприятии.

   Необходимо отметить, что каждое задание строится как проблемная ситуация, педагог должен избегать открытых вопросов. Особый акцент при проведении занятий делается на создание особого этического, творческого микроклимата. «Воспитание способности к импровизации требует выработки установки на ослабление контроля и критического начала, умения правильно воспринимать новые обстоятельства».

Формы подведения итогов работы должны стать событием для обучающихся – участие в конкурсах, мероприятиях.

В конце первого полугодия проводится спектакль-импровизация «Снежная королева». Обязательно нужно продумать и награждение участников. Оно должно быть индивидуальным для каждого участника.

В заключение необходимо отметить, что проведение театральных занятий делает процесс обучения и воспитание детей творческим. Театральные занятия помогут сформировать коммуникативную компетенцию, а умение импровизировать поможет детям в дальнейшем легко входить в любую социальную роль и точно ее исполнять, позволяя быстрее добиваться успеха.

Таким образом, для развития «импровизационных способностей» подростка можно использовать комплекс упражнений и тренингов из арсенала театральной педагогики, включенные в театральную деятельность. Приведу несколько из них, содействующих развитию импровизационных способностей.

Первые занятия следует начинать с простых упражнений, таких как  «горячий мяч по кругу», «снежный ком по кругу», «печатная машинка», «летает не летает».

Приведем только два из множества таких упражнений. Упражнение «горячий мяч» проводится следующим образом. Участники встают в круг. Ведущий называет имя одного из участников, выбрасывает в круг воображаемый горячий мяч; тот, чье имя назвали, должен хлопком передать этот мяч другому участнику, обязательно называя при этом его имя. Выбывает из игры тот, кто слишком долго «держал» мяч или неверно назвал имя одного из участников. Упражнение можно усложнять, добавляя различные команды. Например, по команде «Хоп!» нужно подпрыгнуть, по команде «Хип! Хоп!» нужно присесть. При этом нельзя терять ритм игры.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации занятий в технике «квиллинг», направленных на развитие способности к моделированию и декоративно-прикладному творчеству

Методические рекомендации по организации занятий в технике "квиллинг", направленные на развитие способностей к моделированию и декоративно-прикладному творчеству...

Программа тренинговых занятий, направленных на развитие основных познавательных процессов

В период подросткового возраста особенно заметным становится рост сознания и самосознания детей. Расширяется их сфера знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания подростка находи...

Занятие, направленное на развитие когнитивных процессов обучающихся

В занятиии использованы упражнения, напраленные на развитие концентрации внимания, на развитие опосредованного запоминания,на обучение связыванию мысленных образов с эмоциями....

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой интеллектуального развития.

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие  детей с задержкой интеллектуального развития.Форма занятия: микрогруппа, 2 человекВозрастная группа (класс): младший школьный...

Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов воспитанников, их общее социально-личностное развитие в условиях «СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 7»

Формирование мотивации познавательной деятельности подростков в условиях СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №7" по трем направлениям:1....

Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."

Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...


 

Комментарии

Соколова Неля Анатольевна

Развитие способности к импровизации.