Главные вкладки

    Поддержка детского общественного движения в воспитательном комплексе Уренского муниципального района
    презентация по теме

    Сперанская Ирина Ивановна

     

        Роль детского движения в механизмах реализации общественной  активности  детей трудно переоценить.  Являясь важной формой самоуправления, детские организации, объединения призваны представлять интересы детей в государственной молодежной политике, реализуя тем самым ее субъектность во всех сферах жизнедеятельности общества. за последние три года в Уренском районе активизировалась деятельность детских общественных объединений. совместно со взрослыми ребята из ДОО провели 26 благотворительных акций («Мы рядом», «Новогодний подарок», «Солдатский треугольник», «Приглашение в сказку» и др.) и реализовали 32  социально-значимых проектов на благо общества (очищали от мусора реки, родники, строили мостики, украшали клумбами школьные дворы, строили детские площадки, сажали деревья и др.), разработано и проведено более 300 спортивных и творческих мероприятий, более 100 мероприятий с младшими школьниками и воспитанниками детских садов, взято шефство над памятниками и обелисками (регулярно проводится благоустройство прилегающей территории), подготовлено и проведено более тематических 50 встреч.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon planirovanie.doc104.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Планирование работы старшего вожатого

    Планирование – вид умственной деятельности, при которой создается образ будущего.
    План работы старшего вожатого – лишь одно из звеньев в общей системе планирования учебно-воспитательной работы.
    Виды планов:

    1. перспективный;
    2. календарный;
    3. ежедневный;
    4. план подготовки конкретного дела.

    Перспективный план работы.

    1. Анализ работы за прошедший учебный год:

    1. качественная характеристика детского коллектива (количества классов, качество их работы в течение учебного года, уровень развития детских коллективов, лидеры, учащиеся, требующие к себе повышенного внимания, учащиеся, классы и классные руководители, на которых можно опереться в работе и т.д.);
    2. особенности, своеобразие и направление данного учебного периода;
    3. реализация идей, достижение целей, результат работы (достигнуты ли, если  не достигнуты, то по какой причине);
    4. участие детской организации в школьных, районных, городских, областных мероприятиях;
    5. недостатки и достижения в работе старшего вожатого.

    2. Цели и задачи на следующий учебный год.

    Логически вытекают из анализа работы, характеристики школьного детского коллектива, ведущего направления работы. Цели ставятся в зависимости от того, что  старший  вожатый хочет достичь, какие недостатки в своей работе хочет исправить.
    Цель – то, к чему стремимся, будущее, которое мы хотим видеть. Цель формулируется в повелительном наклонении: «повысить качество воспитательной работы  в детской организации». Цель одна.
    Задача – то, с помощью чего достигается цель. Задач может быть несколько, они более конкретны. В формулировке задач используются имена существительные. Задачи располагаются в определенной последовательности в зависимости от их важности: развитие самоуправления и соуправления учащихся, использование разнообразных форм и методов работы, привлечение каждого члена детской организации к участию в различных видах творческой деятельности и т.п.

    3. Содержание работы.

    Определив цели и задачи, можно приступить к подбору видов деятельности и форм работы. Важно подобрать такие виды и формы деятельности, которые в комплексе решают несколько поставленных задач.

    3.1.Организационно-массовая работа (по возрастам).

    В эту часть плана необходимо включить разнообразные виды деятельности: познавательную, трудовую, игровую, спортивную, художественно-эстетическую, патриотическую,  доступную возрасту ребят. Следует стремиться обеспечить достаточное разнообразие дел внутри каждого из названных видов деятельности. К планированию этой части плана привлекаются члены детской организации, школьники и педагоги. Причем учитываются все предложения.

    Виды оформления организационно-массовой работы:

    1. по программам воспитания
    2. по тематическим периодам (ключевым делам);
    3. по направлениям деятельности (познавательная, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, ценностно-ориентированная, работа с активом и детскими объединениями).

    3.2. Работа с активом и детскими объединениями.

    Если организационно-массовая работа планируется не по направлениям, то этот  раздел планируется отдельно. В него включается работа с областной детской организацией («Федерация пионерских и детских организаций»), районными, городскими ДО; активом, школьной  организацией, клубами, штабами (планы деятельности, тематические планы заседаний, анализы деятельности за прошедший период, результаты и достижения).

    3.3. Инструктивно-методическая работа:

    1. - оказание помощи педагогам, учащимся школы (участие в МО классных  руководителей, педсоветах, консультации для классных руководителей, оказание методической и практической помощи и т.д.);
    2. - разработка методических документов (сценариев, планов, положений, рекомендаций, анкет,  справок, анализа работы и т.д.);
    3. - обобщение опыта (своего, детской организации,  детских коллективов школы).

     

    3.4. Оформительская работа.

    Включает в себя оформление школы, актового зала, стендов, уголков, афиш, папок, объявлений, альбомов, летописей и т.д.

    3.5. Самообразование:

    1. повышение квалификации (в НИРО, участие в областных, районных семинарах, профессиональная аттестация);
    2. работа с литературой и периодикой;
    3. практическое знакомство с опытом коллег.

     

    Перспективный план работы составляется на год в конце или самом начале учебного года. Заверяется директором или заместителем директора по воспитательной работе. Если план составлен в конце учебного года, то в начале учебного года он корректируется.

    При составлении перспективного плана воспитательной работы старший вожатый должен учитывать необходимые требования.

    Требования:

    1. Целенаправленность. Обеспечение единства целей, задач, содержания, методов и форм воспитательной работы.
    2. Преемственность (план работы на новый учебный год должен опираться на прошлогодний план работы), реальность, систематичность (единство закономерно  расположенных и находящихся во взаимной связи частей) и последовательность         (такое расположение элементов воспитательной работы, когда последующее опирается на предыдущее и, в свою очередь, определяет дальнейшую ступень развития).
    3. Соответствие содержания, форм и методов работы возрастным и индивидуальным особенностям детей (учет возрастных и  индивидуальных особенностей).
    4. Разнообразие форм и методов работы с  детским коллективом (разумное сочетание словесных методов педагогического воздействия  с организацией практической деятельности).
    5. Согласованность плана старшего вожатого с перспективным планом работы школы.

    Последовательность действий старшего вожатого при составлении перспективного плана можно представить в таком порядке:
    1. Знакомство с должностными обязанностями (типовыми и конкретно по школе).
    2. Учет школьных традиций, направлений деятельности школы.
    3. Изучение плана областных, районных, городских мероприятий, календаря знаменательных дат.
    4. Диагностика (опрос, анкетирование, индивидуальные беседы, разведка дел, собрания, «мозговой штурм» и т.д.).
    5. Знакомство с планами классных руководителей, секций, клубов и т.д.
    6. Обсуждение раздела «Организационно-массовая работа» с активом, педагогами школы.
    Основная часть перспективного плана может быть вариативной.

    На основе перспективного плана составляется календарный план (план-сетка). В него вносятся конкретные ежедневные (основные) дела. Заверяется заместителем  директора по воспитательной работе за 5 дней до начала срока действия плана.

    Ежедневный план – это рабочий дневник старшего вожатого, в котором указываются  дела, необходимые сделать в данный или следующий дни: позвонить, сказать, объявить, предупредить, договориться и т.д. Этот план не заверяется администрацией и является  личным планом вожатого.

    Еще один вид плана, который необходимо иметь старшему вожатому, - это план подготовки конкретного дела. Составляется за несколько дней до его проведения (по мере необходимости). В план подготовки вносятся все действия старшего вожатого, его помощников: объявить, нарисовать, продумать, оформить, раздать задания и т.д. План подготовки прилагается к сценарию данного дела.

    Модель плана работы по программам воспитания (пример)

    Недели, четверти

    Программы  воспитания

     

    здоровье

    учение

    труд

    общение

    образ жизни

    досуг

    1-я
    неделя

     

     

     

     

     

     

    2-я
    неделя

     

     

     

     

     

     

    3-я
    неделя

     

     

     

     

     

     

     

    Модель плана по «ключевым делам» (пример)

    Месяц

    «Ключевое  дело» месяца
    Подготовка к нему

    Ответственный совет
    дела

     

     

    Модель плана по видам деятельности (пример)

    Организация деятельности

    Дата

    Познавательная

    Трудовая

    Художественная

    Ценностно-ориентированная

    Оздоровительная

    Общение

    Общественно- полезная

     

     

     

     

     

     

     

     

    Модель календарного плана работы старшего вожатого на месяц (пример)

    Понедельник

    1.

    8.

    15.

    22.

    29.

    Вторник

    2.

    9.

    16.

    23.

    30.

    Среда

    3.

    10.

    17.

    24.

    31.

    Четверг

    4.

    11.

    18.

    25.

     

    Пятница

    5. 

    12.

    19.

    26.

     

    Одним из самых сложных вопросов является вопрос – как осуществить анализ педагогической деятельности?

    Как и всякий методический процесс, анализ предполагает последовательное соблюдение следующих этапов:

    1. Целеполагание.
    2. Выбор темы, направления, объекта анализа.
    3. Составление четкой программы действий, выбор методов.
    4. Собственно аналитическая деятельность.
    5. Подведение итогов, обобщение.
    6. Выводы.
    7. Разработка методических материалов по результатам анализа.

    Определив цель и предмет анализа, необходимо подобрать методы, которые помогут наиболее полно его осуществить. Существует ряд таких методов:

    1. Анкетирование (открытое – неограниченные варианты ответов,
    закрытое – варианты ответов определены заранее).
    2. Интервью, беседа, опрос.
    3. Описание.
    4. Наблюдение (открытое, скрытое).
    5. Изучение документации.
    6. Составление картотеки.
    7. Индивидуальное тестирование.
    8. Коллективное собеседование.
    9. Изучение портрета детской организации, детского школьного коллектива.
    10. Создание специальных ситуаций.

    Приступая к анализу, необходимо знать важнейшие мыслительные операции, пронизывающие аналитическую деятельность:

    1. описание явления в целом, обобщенная характеристика предмета анализа в целом,
    2. расчленение на составляющие части, выделение основных характеристик каждой части,
    3. обобщение, позволяющее сделать выводы по результатам анализа,

    предложения о возможных путях развития данного предмета анализа.

    Поскольку за основу анализа чаще всего берутся задачи и их  реализация, предлагается такой алгоритм:
    1. Вывод о том, как в целом решена поставленная задача (факты, цифры, подтверждающие этот вывод).
    2. Что делалось для решения  поставленной задачи, какая работа проводилась, что и как повлияло на ее решение.
    3. Выводы о наиболее эффективных педагогических средствах, неиспользованных возможностях и резервах, причинах снижения результативности педагогической работы, основных направлениях деятельности.

    Существуют различные виды анализа:
    1. Оперативный (проводится сразу после мероприятий).
    2. Тематический (отдельные направления деятельности), аспектный.
    3. Поэтапный.
    4. Общий.
    5. Анализ по формам (КТД,  этическая беседа, воспитательное мероприятие, занятие с активом и т.д.).
    6. Итоговый.

    Все вышеизложенное имеет отношение к любому виду анализа. В то же время каждый из них имеет свои особенности. Наиболее часто старшие вожатые обращаются к анализу конкретных форм работы.

    Общий анализ воспитательного мероприятия:


    1. Актуальность темы и целей (соответствия основным событиям коллектива, возрастным особенностям и уровню воспитанности школьников).
    2. Содержание мероприятия и его структура.
    Начало  - формирование психологической готовности учащихся к  восприятию и участию в нем, положительных мотивов деятельности,
    Основная часть   - целенаправленность содержания, его соответствие возрасту и уровню воспитанности учащихся, новизна содержания, оптимальное сочетание рациональной и эмоциональной информации, логическая последовательность составных элементов,
    Заключение     - закрепление социально - значимых мотивов поведения и установки, соответствие главной цели мероприятия, постановка перед школьниками конкретной программы действий в соответствии с программой классного часа (любого другого мероприятия).
    3. Форма.
    Целесообразность применения  именно этой формы, соответствие формы содержанию мероприятия, возрасту учащихся и основным требованиям, предъявляемых к данной форме.
    4. Поведение учащихся.
    Активность, внимательность, заинтересованность, дисциплинированность, высокая степень подготовленности к мероприятию.
    5. Поведение вожатого.
    Эмоциональное состояние вожатого, эмоциональная выразительная речь, организаторские умения, педагогический такт, умение владеть аудиторией, концентрировать внимание, поддерживать дисциплину, вызвать интерес, создать необходимый психологический настрой, готовность к импровизации, достаточно  высокая степень подготовленности воспитателя к мероприятию, глубокое знание и понимание проблемы, умение найти ее оптимальное решение.
    6. Характеристика методов, технических средств, наглядности, атрибутов и ритуалов.
    Соответствие содержанию, задачам мероприятия, уровню воспитанности и возрасту учащихся.
    7. Организационный аспект деятельности.
    Точность и четкость основных элементов структуры мероприятия: начала, основной части, заключения; оптимальность продолжительности мероприятия; целесообразное и яркое эстетическое оформление; соответствие хода мероприятия заранее продуманной программе; четкое распределение обязанностей между участниками.
    8. Общая характеристика результативности:

    1. компетентность,
    2. организаторские умения,
    3. педагогический такт,
    4. владение аудиторией,
    5. создание положительного психологического климата, стиль общения.

    9. Реализация намеченного плана.
    Из всех видов анализов итоговый (за учебный год) – самый сложный. Целью анализа работы по итогам учебного года является оценка результатов педагогической  деятельности за истекший период, нахождение лучших вариантов его дальнейшего развития, разработка и обоснование целей и задач на следующий учебный год.
    Проанализировать весь ход педагогического процесса, его результаты и  организацию очень трудно. Важно вычленить основные блоки, приоритетные направления деятельности. Как показала практика, наиболее удобный способ оценивания – «способ луковицы» – когда один за другим снимается верхний слой.

    Схема анализа работы за учебный год:


    1. Качественная характеристика детского коллектива. 
    Количество классов, качество их работы в течение года, уровень развития детских коллективов,  лидеры, учащиеся, требующие к себе повышенного внимания, учащиеся, классы и классные руководители, на которых можно опереться в работе и т.д.
    2. Особенности, своеобразие и направление данного учебного периода.
    Какие цели и задачи ставились в прошедшем учебном году, какие были приобретены направления деятельности, какие исследования проводились, их цели и результаты.
    3. Реализация идей, достижение целей, результат работы.
    Достигнуты ли, если не достигнуты, то по какой причине, участие школы в городских мероприятиях, недостатки и достижения в работе старшего вожатого, какие условия и средства воспитания были задействованы.


    Когда же целесообразно проводить анализ? Если речь идет  об анализе итоговом,  то целесообразнее его проводить в конце учебного года – в мае, а в сентябре – подкорректировать. Если же речь идет об анализе мероприятия, то при благоприятной ситуации, если позволяет время, можно сразу после завершения. Если ученики устали или возбуждены, или нельзя нарушить эмоциональный настрой, то явно требуется отсрочка. Анализ в этом случае можно провести на следующий день, через день, но,  не слишком откладывая, чтобы разговор состоялся по свежим впечатлениям.
    Подводя итог, можно сказать: систематический педагогический анализ позволяет выполнить основное требование, предъявляемое к педагогу, - повышение качества и эффективности работы.

    Документация ст. вожатого

    Должностная инструкция старшего вожатого. 
    Перечень нормативных документов необходимых для работы старшего вожатого.
    План работы на год, четверть или месяц, неделю.
    Анализ работы старшего вожатого за прошедший учебный год.

    Документы детского объединения:

    1. Положение о детском объединении, принятое высшим органом самоуправления детского объединения.
    2. Программа деятельности детского объединения. 
    3. План работы детского объединения на год,
    4. Список членов детского объединения,
    5. Протоколы сборов детского объединения или тетрадь решений.
    6. Летопись и визитка детского объединения.

     

    Справки об итогах проведения конкурсов, соревнований и других мероприятий.
    Положения о конкурсах, соревнованиях, фестивалях и других мероприятий.
    Сценарии праздников, концертов и других мероприятий. 
    Дневник интересных дел или подборка игр, конкурсов, КТД для проведения мероприятий с детьми.

    Рекомендации к визитке детского объединения.

    МОУ.
    Название детского объединения, история создания Девиз, эмблема, речевка, песня.
    Структура, руководители.
    Атрибутика, ритуалы.
    Цель, программа деятельности.
    Традиционные мероприятия.
    Достижения.
    Фотографии кабинета, стендов.
    Текст в форме публикации, можно в творческой форме.
    Дата оформления.

    Должностная инструкция старшего вожатого.(типовая)

    1. Общие положения.

    1.1. Старший вожатый назначается и освобождается от должности директором школы.
    1.2. Старший вожатый должен  иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное)  общее образование и специальную подготовку без предъявлений к стажу работы.
    1.3. Старший вожатый подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе.
    1.4. В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления  образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся: правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом  и локальными правовыми актами школы (в том числе и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

    2. Функции.

    Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:
    2.1. содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений.
    2.2. организация досуга.

    3. Должностные обязанности.

    Старший вожатый выполняет следующие должностные обязанности:
    3.1. способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся,
    3.2. содействует обновлению содержания и форм деятельности детских организаций, объединений, организует их коллективную творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни,
    3.3. обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся о действующих детских и молодежных организациях, объединениях,
    3.4. организует наглядное оформление школы по тематике проводимой им работы,
    3.5. создает в школе благоприятные условия, позволяющие обучающимся проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой проводить свободное время,
    3.6. заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся; соблюдает нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, 
    3.7. организует каникулярный отдых обучающихся,
    3.8. изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками, повышает свою квалификацию,
    3.9. проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских организаций, объединений,
    3.10. планирует свою работу, ведет в установленном порядке документацию,
    3.11. соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах.

    4. Права.

    Старший вожатый имеет право:
    4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать ее исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности,
    4.2. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы, участвовать в работе педагогического совета школы,
    4.3. на защиту профессиональной чести и достоинства,
    4.4. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения,
    4.5. защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования,  связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики,
    4.6. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом,
    4.7. повышать квалификацию,
    4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации,
    4.9. давать обучающимся во время занятий и перемен  обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.

    5. Ответственность.

    5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных   нормативных актов, законных распоряжений администрации школы, должностных обязанностей, установленных  настоящей Инструкцией, старший вожатый  несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
    5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, совершение иного аморального поступка старший вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
    5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей старший вожатый несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

    6. Взаимоотношения. Связи по должности.

    Старший вожатый:
    6.1. старший вожатый работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;
    6.2. поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическими коллективами школ, образовательных учреждений дополнительного образования детей и общественными организациями;
    6.3. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
    6.4. представляет заместителю директора школы по воспитательной работы письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных  страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;
    6.5. получает от администрации школы информацию нормативно-правового  и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
    6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектный метод как способ развития детского общественного движения в Курортном районе Санкт-Петербурга.

    Статья рекомендована для прочтения  организаторам по воспитательной работе, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования. Статья  описывает и раскрывает методы проектной деяте...

    Роль школьных спортивных клубов в общей системе детских общественных движений.

    Развитие Школьных спортивных клубов, как  одно из форм детского общественного движения...

    Аналитические материалы по развитию детского общественного движения в муниципальном районе

    Представлены аналитические материалы по развитию детского общественного движения в Княгининском муниципальном районес  включением статистических данных, форм, проектов, КТД, проведенных за период...

    Отчет по реализации РЦП «Возрождение» по развитию детского общественного движения за 2016-2017 учебный год

    Отчет по реализации районной целевой программы «Возрождение»по развитию  детского общественного движенияза  2016-2017  учебный год...

    Отчет по реализации РЦП «Возрождение» по развитию детского общественного движения за 2017-2018 учебный год

    Отчет по реализации районной целевой программы «Возрождение»по развитию  детского общественного движенияза  2017-2018  учебный год...

    школьные спортивные клубы в общей системе детских общественных движений.

    школьные спортивные клубы в общей системе детских общественных движений....