Программа дополнительного образования детей "Школа хороших привычек"
учебно-методическое пособие на тему

Программа «Школа хороших привычек» включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы здоровья духовного, культуры  поведения в  семье, в школе,  в общественных  местах, ведь так  необходимо с раннего возраста научить ребенка любви не только к себе, но и к окружающим его людям, к жизни.

Отличительной особенностью данной программы является деятельный подход к воспитанию, развитию и образованию детей средствами театрального искусства.  

Скачать:

Реклама
Подтяните знания с репетитором за лето

Начните заниматься летом, чтобы разобраться в сложных темах без стресса от школьной нагрузки, оценок и домашних заданий — одного занятия в неделю будет достаточно.

вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Муниципальное     учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского  муниципального   района

Воронежской   области

Утверждено:                                                                        Утверждаю:

на заседании педагогического совета                            Директор  МОУДОД  ЦРТДиЮ

Протокол №    1          от                                                     …………………В.А.Терских            « 08 »   сентября  2011г.                                                       Приказ № ………….от

                                                                                                « 08  »    сентября    2011г.

Согласовано:

Председатель  профкома

……………О.С.Гребенникова

Образовательная  программа

дополнительного образования  детей

детское объединение

«Школа  хороших  привычек»

Педагог  дополнительного образования  

высшей квалификационной  категории    -  Новикова  А.П.

Возраст  детей:  от 7до 10 лет

Срок  реализации программы:  2 года

Каменка

2011г.

  1. Пояснительная  записка.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здорового и культурного образа жизни способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культурно-правильного, здорового образа жизни.

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки поведения в школе, общественных местах, навыки гигиенической культуры, однако для осуществления преемственности в формировании  хороших привычек необходима совместная работа педагогов и родителей.

Данная  программа по форме реализации является авторской, по целевому  обеспечению потребностей  творческого развития – образовательно-развивающей. Она  основывается  не только на усвоении ребенком знаний и представлений, но и на становлении его мотивационной сферы гигиенического поведения и  реализации усвоенных навыков в реальном  поведении.

Методика работы  с воспитанниками  строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия, осуществляется акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждение их к творческому отношению при выполнении работы. Занятия программы содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими упражнениями, этюдами, творческими заданиями и конкурсами. Проведение занятий сопровождается игрой-драматизацией, театрализованными представлениями, что значительно  помогает в осуществлении намеченной   цели:

  1. прививать правила хорошего поведения, вежливого обращения  и общения в общественных местах

и    задач

в развитии:

  1. развивать способности сотрудничества с товарищами, коммуникативные способности
  2. развивать речь, внимание, память, мышление, пластику сценического движения
  1. развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
  2. развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения

 в обучении:

  1. научить оценивать сценические события;
  2. познакомить с законами выстраивания простейшего сценического действия.

  в воспитании:

  1. воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков  других  воспитанников;
  2. привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам;
  3. воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

К концу первого года обучения воспитанник должен знать:

- понятия: «органика», «этюд», «оценка», «органическое молчание», «реквизит», «сценическое событие», «декорации», «действие», «предлагаемые обстоятельства», «если бы я ...»;

- индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;

- 5-10 упражнений психофизического тренинга;

- приемы разминки и разогрева тела;

- 5-7 новых скороговорок на проблемные звуки;

- 5-10 упражнений речевого тренинга.

Уметь:

- построить на основании заданной темы простой сюжетный рассказ с

завязкой, событием и развязкой;

- целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в одиночном этюде;

- обнаружить и самостоятельно снять мышечные зажимы;

- направлять звук в основные резонаторы трех регистров;

- создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ;

- участвовать  в воплощении  пластического  образа  в  этюде;

- подключать заданные педагогом предлагаемые обстоятельства в создание этюда;

- построить простейшее сценическое действие собственного персонажа в небольшом отрезке сценического времени.

К концу  второго  года обучения воспитанник должен знать:

- приемы освобождения мышц;

- правила орфоэпии и уметь самостоятельно применять их в работе

с текстом;

- законы логического построения речи;

- как развивать свой психофизический аппарат;

- комплекс упражнений речевого и пластического тренинга;

- 5-7 новых скороговорок;

- текст и канву сценического действия своей роли;

- понятия: «пантомима», «сюжет», «сценическое действие», «монолог», «диалог», «пристройка», «сценическая задача», «логика поведения», «конфликт»

- правила хорошего поведения в школе, дома,  в общественных местах, правила вежливого обращения  и общения.

Уметь:

- тактично и адекватно анализировать работу свою и товарищей;

- устанавливать и удерживать дыхательную опору звука;

- организовывать коллективную работу над этюдами и воплощать свой замысел, подключая к работе партнеров;

- находить элементы характерного поведения персонажа;

- давать краткое словесное описание внешнего портрета и основных черт характера персонажа пьесы;

 - самостоятельно проводить групповую разминку;

- сочинить и воплотить пластический образ в этюде;

- объяснять условия задания группе и организовывать его выполнение;

- произносить скороговорки в разных темпах и при нагрузках.

Программа «Школа хороших привычек» включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы здоровья духовного, культуры  поведения в  семье, в школе,  в общественных  местах, ведь так  необходимо с раннего возраста научить ребенка любви не только к себе, но и к окружающим его людям, к жизни.

Отличительной особенностью данной программы является деятельный подход к воспитанию, развитию и образованию детей средствами театрального искусства. Вторая особенность программы  состоит в   особом акценте на общее развитие  личности, включая ее физическое и культурное  совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по технике речи, выразительному чтению, дикции, пластике сценического движения. Третьей отличительной особенностью является профориентационная  направленность программы  - дети, завершив обучение  в объединении  «Школа хороших привычек», становятся  в дальнейшем  воспитанниками театральных объединений («Кукольный  театр», «Вдохновение»).

 Набор воспитанников  в группы первого года обучения  - свободный, по желанию; возрастная категория –  школьники  7-10 лет (1-4-е классы).  Основная часть занятий проходит на базе школы,  а  на базе МОУДОД   ЦРТДиЮ проводятся показы подготовленных спектаклей, воспитательные мероприятия культурно-просветительного характера.

Программа рассчитана на 72 часа( 1-й и 2-й год обучения), занятия проводятся по группам 2 раза в неделю по 1часу в каждой группе. Для большей эффективности  по  овладению   знаниями по образовательному курсу предусмотрены индивидуальные и индивидуально-групповые занятия.

Срок реализации программы: 2 года,  

  1. Cодержание   программы

Учебно-тематический план по годам обучения.

I год  обучения:

Тема  занятия

Подготовительная

работа

Проведение

мероприятия

Всего

ИЗ

ИГЗ

1

Игра-путешествие «Откуда берутся  грязнули?»

9 ч.

3

6

1 ч.

2

Сказка «В гостях у дедушки Этикета»

9 ч.

4

5

1 ч.

 3

«Сказка   о вредных привычках»

9 ч.

5

4

1 ч.

4

«Царевна-Гигиена и ее друзья»

9ч.

4

5

1 ч.

5

Викторина «Этикет не для графинь»

9ч.

5

4

1 ч.

6

Праздник  вежливости  и  доброты

10 ч.

5

5

1 ч.

7

Игра-путешествие «Звездный час вежливости»

10ч.

5

5

1 ч.

65

31

34

7

Итого:

72часа

II год  обучения:

Тема  занятия

Подготовительная

работа

    Проведение

мероприятия

Всего

ИЗ

ИГЗ

1

«Сказка про то, как добро и зло боролись»

8 ч.

4

4

1 ч.

2

Беседа-представление «У меня зазвонил телефон»

 8 ч.

3

5

1 ч.

3

Беседа-спектакль «Неправда – ложь»

8ч.

3

5

1 ч.

4

«Сказка о вреде курения»

8ч.

4

4

1 ч.

5

Беседа-путешествие «Будем делать хорошо и не будем плохо»

8ч.

3

5

1 ч.

6

Сказочный праздник «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

8 ч.

4

4

1 ч.

7

Беседа «Расскажи мне обо мне»

8 ч.

5

3

1 ч.

8

Занятие-соревнование «Культура здорового образа жизни»

8 ч.

3

5

1 ч.

Итого:

64

29

35

8

72  часа

  1. Условия  реализации программы

 Программа «Школа хороших привычек выполняет познавательную, воспитательную и развивающую задачу, в связи с чем,  предполагает использование следующих  приемов обучения:

  1. Обсуждение
  2.  Анализ
  3. Самоанализ
  4. коллективный анализ.

Программа  подразумевает использование активных  методов  обучения:

  1. занятий-бесед
  2. занятий-путешествий
  3. занятий-спектаклей
  4. занятий-конкурсов
  5. занятий-соревнований
  6.  занятий-праздников
  7.  игр-драматизаций и т.д.

В процессе  свободной творческой игры проявляются индивидуальные особенности поведения ребенка в той или иной ситуации, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определенные морально-нравственные ценности в русле культурных традиций.

  1. Управление  программой

Обучение по данной программе предполагает кроме всего вышеперечисленного еще одну немаловажную задачу: профориентационную. Содержание дополнительного образования  по программе «Школа хороших привычек» задается стремлением детей установить в своих играх удобный для них «очеловеченный» порядок  в сложившемся мире вещей, событий и явлений, а также «приспособить» вещи, организовать ситуацию «под себя», под свою индивидуальность.    Важно, что на каждом этапе педагогического действия четко различаются решаемые педагогические задачи, которые могут состоять в «порождении новых ситуаций», в «запуске» воображения- мышления- памяти, «включении» процесса формирования личного  отношения обучающихся к чему или кому-либо. В этом случае игра превращается в средство созидания своего «я», в средство гармонизации личного и коллективного самосознания и саморазвития.

Именно в младшем школьном возрасте дети наиболее восприимчивы  к игровой деятельности,  как интересному и захватывающему процессу, в котором каждому участнику приходится реагировать на то, как складывается ситуация на том или ином этапе развития игры. При этом каждый участник имеет право на ошибку, которая не фиксируется в форме оценки. Воспитанники получают удовольствие от самого процесса работы, а  не от оценочного уровня, что и позволяет привлекать их  в ряды  театральных  творческих объединений.

  1. Методическое обеспечение программы

В целях успешной работы по программе осуществляется использование методических и дидактических материалов  блок-темы «Школа хороших привычек», в которую входят:

  1. Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули?»
  2. Беседа-путешествие  «В гостях у дедушки Этикета»
  3. Занятие-спектакль «Сказка о вредных привычках»
  4. Занятие-спектакль «Царевна-Гигиена и ее друзья»
  5. Занятие-спектакль «Сказка о вреде курения»
  6. Беседа-путешествие «Сказка про то, как добро и зло боролись»
  7. Праздник  вежливости  и доброты
  8. Викторина «Этикет не для графинь»
  9. Игра-путешествие «Звездный час вежливости»
  10. Беседа-представление «У меня зазвонил телефон»
  11. Беседа-спектакль «Неправда-ложь…»
  12. Беседа-путешествие «Будем делать хорошо и не будем плохо»
  13. Сказочный праздник «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
  14. Беседа «Расскажи мне обо мне»
  15. Занятие-соревнование «Культура здорового образа жизни».

Методическое  обеспечение  образовательной   программы

Год обучения

Разделы и темы занятий

Методические  и  дидактические  материалы

1-й

2-й

  1. Игра-путешествие «Откуда берутся  грязнули?»

  1. Сказка «В гостях у дедушки Этикета»  

  1. «Сказка   о вредных привычках»

  1. «Царевна-Гигиена и ее друзья»

  1. Викторина «Этикет не для графинь»

  1. Праздник  вежливости  и  доброты

  1. Игра-путешествие «Звездный час вежливости»

1.«Сказка про то, как добро и зло боролись»

2.Беседа-представление «У меня зазвонил телефон»

3. Беседа-спектакль «Неправда – ложь»

4. «Сказка о вреде курения»

5. Беседа-путешествие «Будем делать хорошо и не будем плохо»

6. Сказочный праздник «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

  1. Беседа «Расскажи мне обо мне»

  1. Занятие-соревнование «Культура здорового образа жизни»

  1. Занятие-путешествие «Откуда  берутся грязнули?»

/Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр.214/

  1. Карточки-задания
  2. Карточки-этюды
  3. Знаки-указатели

  1. Занятие-спектакль «В гостях  у дедушки Этикета»

/»Дополнительное образование» №6-2003,стр.44-46/

  1. Карточки – роли
  2. Карточки-задания
  3. Атрибуты  костюмов (Этикета, Буратино, Мальвины)

  1. Занятие-спектакль «Сказка  о  вредных  привычках»

/»Педсовет» №5-2005, стр.6/

  1. Карточки-загадки
  2. Карточки-роли
  3. Атрибуты   и элементы  костюмов  (2-х инопланетян и землян)

  1. Занятие-спектакль «Царевна-Гигиена и ее друзья»

/»Педсовет» №2-2007/

  1. Карточки-задания
  2. Карточки-роли
  3. Атрибуты  и элементы костюмов (Гигиены, Грязи, девочки Маши)
  4. Перчаточные  куклы:  волк, заяц,ёжик

  1. Занятие-викторина «Этикет не для графинь»

/Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр. 131; 135;137/

  1. Карточки-задания
  2. Карточки-этюды
  3. Атрибуты для конкурсов
  4. Элементы костюмов

  1. Занятие-конкурс «Праздник  вежливости и доброты»

/»Педсовет» №12-2005, стр.14/

  1. Карточки-задания
  2. Карточки-этюды
  3. Элементы декораций и костюмов

  1. Игра-путешествие «Звездный час вежливости»

/»Воспитание  школьников» №10-2002, стр.62/

  1. Карточки-задания
  2. Карточки-этюды

  1. Занятие-спектакль  «Сказка про то, как добро и  зло боролись»  / «Педсовет» №2-2001/
  2. Карточки-этюды
  3. Карточки-роли
  4. Элементы костюмов и декораций

Беседа-представление  «У  меня  зазвонил  телефон»

/Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр. 143/

  1. Карточки-задания
  2. Карточки-этюды
  3. Элементы декораций , бутафория.

  1. Беседа-спектакль  «Неправда – ложь»

/Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр. 112/

  1. Карточки-задания
  2. Карточки-роли
  3. Карточки-этюды

  1. Занятие-спектакль «Сказка о вреде курения

/»Последний  звонок» №6-2006, стр.12-13/

  1. Карточки-роли
  2. Карточки-этюды
  3. Бутафория, элементы костюмов

Беседа-путешествие  «Будем делать хорошо и не будем плохо»  /Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр. 220/

  1. Карточки-этюды
  2. Карточки-задания

Занятие – конкурс «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» /Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр. 228/

  1. Карточки-задания
  2. Карточки-этюды

  1. Занятие-беседа «Расскажи мне обо мне»

/Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр.109; 141/

  1. Карточки-задания
  2. Карточки-этюды

Занятие-соревнование  «Культура здорового образа жизни» /Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр.235/

  1. Реквизит, бутафория
  2. Карточки-задания

  1. Список  литературы для педагогов:

  1. Зайцев Г.К.  Уроки Айболита. Спб.,1997.
  2. Лаптохина  Л.И. Творим здоровье души и тела. Спб., 1997.
  3. Львова С.И.   Язык  в речевом  общении. М., 1991.
  4. Николаева А.П. Уроки профилактики наркомании в школе.   М.,2003.
  5. Обухова Л.А.   Школа  докторов природы или 135 уроков    здоровья.  М., 2004.
  6. Дошкольное воспитание.№2-2000.
  7. Дошкольное воспитание.№4-2001.
  8. Классный руководитель. №5-2004.
  9. Классный руководитель.№8-2005.
  10. Педсовет .№1-1999.
  11. Педсовет. №3-2000.
  12. Педсовет .№10-2003.
  13. Последний  звонок.№8-1998.
  14. Последний звонок. №2-2001.
  15. Последний звонок.№11-2006.
  16. Календарь школьника.№5-1997.

  1. Список  литературы  для  детей:

  1. Дошкольное воспитание.№2-2000.
  2. Дошкольное воспитание.№4-2001.
  3. Педсовет .№1-1999.
  4. Педсовет. №3-2000.
  5. Педсовет .№10-2003.
  6. Последний  звонок.№8-1998.
  7. Последний звонок. №2-2001.
  8. Последний звонок.№11-2006.
  9. Календарь школьника.№5-1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку английского языка в 9 классе по теме "Плохие и хорошие привычки"

Презентация "Хорошие и плохие привычки" предназначена для обобщающего урока по теме Healthy Living Guide к учебникуВ.П.Кузовлева...

плохие-хорошие привычки

занятие-путешествие...

Путешествие в Царство хороших привычек

Классный час  «Царство хороших привычек» проводится в форме путешествия.  Игра может быть проведена без предварительной подготовки. В ходе занятия воспитанницы  самостоятельно раз...

Воспитание - это усвоение хороших привычек

Мероприятие разработано и проведено в рамках проекта "Мастерская здоровья"....

Сценарий познавательно-развлекательной программы "Страна Хороших привычек"

Сценарий познавательно-развлекательной программы "Страна Хороших привычек"...

Формирование хороших привычек у студента.

Мы часто задаем себе вопрос: “ Какой он — хороший студент?” Зубрила, всезнайка, любимчик учителя, просиживающий днями за словарями, или тот, который задает миллион вопросов на уроке?...