Главные вкладки

    Программа дополнительного образования детей "Школа хороших привычек"
    учебно-методическое пособие на тему

    Программа «Школа хороших привычек» включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы здоровья духовного, культуры  поведения в  семье, в школе,  в общественных  местах, ведь так  необходимо с раннего возраста научить ребенка любви не только к себе, но и к окружающим его людям, к жизни.

    Отличительной особенностью данной программы является деятельный подход к воспитанию, развитию и образованию детей средствами театрального искусства.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное     учреждение дополнительного образования детей

    «Центр развития творчества детей и юношества»

    Каменского  муниципального   района

    Воронежской   области

    Утверждено:                                                                        Утверждаю:

    на заседании педагогического совета                            Директор  МОУДОД  ЦРТДиЮ

    Протокол №    1          от                                                     …………………В.А.Терских            « 08 »   сентября  2011г.                                                       Приказ № ………….от

                                                                                                    « 08  »    сентября    2011г.

    Согласовано:

    Председатель  профкома

    ……………О.С.Гребенникова

    Образовательная  программа

    дополнительного образования  детей

    детское объединение

    «Школа  хороших  привычек»

    Педагог  дополнительного образования  

    высшей квалификационной  категории    -  Новикова  А.П.

    Возраст  детей:  от 7до 10 лет

    Срок  реализации программы:  2 года

    Каменка

    2011г.

    1. Пояснительная  записка.

    Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здорового и культурного образа жизни способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культурно-правильного, здорового образа жизни.

    Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки поведения в школе, общественных местах, навыки гигиенической культуры, однако для осуществления преемственности в формировании  хороших привычек необходима совместная работа педагогов и родителей.

    Данная  программа по форме реализации является авторской, по целевому  обеспечению потребностей  творческого развития – образовательно-развивающей. Она  основывается  не только на усвоении ребенком знаний и представлений, но и на становлении его мотивационной сферы гигиенического поведения и  реализации усвоенных навыков в реальном  поведении.

    Методика работы  с воспитанниками  строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия, осуществляется акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждение их к творческому отношению при выполнении работы. Занятия программы содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими упражнениями, этюдами, творческими заданиями и конкурсами. Проведение занятий сопровождается игрой-драматизацией, театрализованными представлениями, что значительно  помогает в осуществлении намеченной   цели:

    1. прививать правила хорошего поведения, вежливого обращения  и общения в общественных местах

    и    задач

    в развитии:

    1. развивать способности сотрудничества с товарищами, коммуникативные способности
    2. развивать речь, внимание, память, мышление, пластику сценического движения
    1. развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
    2. развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения

     в обучении:

    1. научить оценивать сценические события;
    2. познакомить с законами выстраивания простейшего сценического действия.

      в воспитании:

    1. воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков  других  воспитанников;
    2. привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам;
    3. воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

    К концу первого года обучения воспитанник должен знать:

    - понятия: «органика», «этюд», «оценка», «органическое молчание», «реквизит», «сценическое событие», «декорации», «действие», «предлагаемые обстоятельства», «если бы я ...»;

    - индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;

    - 5-10 упражнений психофизического тренинга;

    - приемы разминки и разогрева тела;

    - 5-7 новых скороговорок на проблемные звуки;

    - 5-10 упражнений речевого тренинга.

    Уметь:

    - построить на основании заданной темы простой сюжетный рассказ с

    завязкой, событием и развязкой;

    - целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в одиночном этюде;

    - обнаружить и самостоятельно снять мышечные зажимы;

    - направлять звук в основные резонаторы трех регистров;

    - создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ;

    - участвовать  в воплощении  пластического  образа  в  этюде;

    - подключать заданные педагогом предлагаемые обстоятельства в создание этюда;

    - построить простейшее сценическое действие собственного персонажа в небольшом отрезке сценического времени.

    К концу  второго  года обучения воспитанник должен знать:

    - приемы освобождения мышц;

    - правила орфоэпии и уметь самостоятельно применять их в работе

    с текстом;

    - законы логического построения речи;

    - как развивать свой психофизический аппарат;

    - комплекс упражнений речевого и пластического тренинга;

    - 5-7 новых скороговорок;

    - текст и канву сценического действия своей роли;

    - понятия: «пантомима», «сюжет», «сценическое действие», «монолог», «диалог», «пристройка», «сценическая задача», «логика поведения», «конфликт»

    - правила хорошего поведения в школе, дома,  в общественных местах, правила вежливого обращения  и общения.

    Уметь:

    - тактично и адекватно анализировать работу свою и товарищей;

    - устанавливать и удерживать дыхательную опору звука;

    - организовывать коллективную работу над этюдами и воплощать свой замысел, подключая к работе партнеров;

    - находить элементы характерного поведения персонажа;

    - давать краткое словесное описание внешнего портрета и основных черт характера персонажа пьесы;

     - самостоятельно проводить групповую разминку;

    - сочинить и воплотить пластический образ в этюде;

    - объяснять условия задания группе и организовывать его выполнение;

    - произносить скороговорки в разных темпах и при нагрузках.

    Программа «Школа хороших привычек» включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы здоровья духовного, культуры  поведения в  семье, в школе,  в общественных  местах, ведь так  необходимо с раннего возраста научить ребенка любви не только к себе, но и к окружающим его людям, к жизни.

    Отличительной особенностью данной программы является деятельный подход к воспитанию, развитию и образованию детей средствами театрального искусства. Вторая особенность программы  состоит в   особом акценте на общее развитие  личности, включая ее физическое и культурное  совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по технике речи, выразительному чтению, дикции, пластике сценического движения. Третьей отличительной особенностью является профориентационная  направленность программы  - дети, завершив обучение  в объединении  «Школа хороших привычек», становятся  в дальнейшем  воспитанниками театральных объединений («Кукольный  театр», «Вдохновение»).

     Набор воспитанников  в группы первого года обучения  - свободный, по желанию; возрастная категория –  школьники  7-10 лет (1-4-е классы).  Основная часть занятий проходит на базе школы,  а  на базе МОУДОД   ЦРТДиЮ проводятся показы подготовленных спектаклей, воспитательные мероприятия культурно-просветительного характера.

    Программа рассчитана на 72 часа( 1-й и 2-й год обучения), занятия проводятся по группам 2 раза в неделю по 1часу в каждой группе. Для большей эффективности  по  овладению   знаниями по образовательному курсу предусмотрены индивидуальные и индивидуально-групповые занятия.

    Срок реализации программы: 2 года,  

    1. Cодержание   программы

    Учебно-тематический план по годам обучения.

    I год  обучения:

    Тема  занятия

    Подготовительная

    работа

    Проведение

    мероприятия

    Всего

    ИЗ

    ИГЗ

    1

    Игра-путешествие «Откуда берутся  грязнули?»

    9 ч.

    3

    6

    1 ч.

    2

    Сказка «В гостях у дедушки Этикета»

    9 ч.

    4

    5

    1 ч.

     3

    «Сказка   о вредных привычках»

    9 ч.

    5

    4

    1 ч.

    4

    «Царевна-Гигиена и ее друзья»

    9ч.

    4

    5

    1 ч.

    5

    Викторина «Этикет не для графинь»

    9ч.

    5

    4

    1 ч.

    6

    Праздник  вежливости  и  доброты

    10 ч.

    5

    5

    1 ч.

    7

    Игра-путешествие «Звездный час вежливости»

    10ч.

    5

    5

    1 ч.

    65

    31

    34

    7

    Итого:

    72часа

    II год  обучения:

    Тема  занятия

    Подготовительная

    работа

        Проведение

    мероприятия

    Всего

    ИЗ

    ИГЗ

    1

    «Сказка про то, как добро и зло боролись»

    8 ч.

    4

    4

    1 ч.

    2

    Беседа-представление «У меня зазвонил телефон»

     8 ч.

    3

    5

    1 ч.

    3

    Беседа-спектакль «Неправда – ложь»

    8ч.

    3

    5

    1 ч.

    4

    «Сказка о вреде курения»

    8ч.

    4

    4

    1 ч.

    5

    Беседа-путешествие «Будем делать хорошо и не будем плохо»

    8ч.

    3

    5

    1 ч.

    6

    Сказочный праздник «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

    8 ч.

    4

    4

    1 ч.

    7

    Беседа «Расскажи мне обо мне»

    8 ч.

    5

    3

    1 ч.

    8

    Занятие-соревнование «Культура здорового образа жизни»

    8 ч.

    3

    5

    1 ч.

    Итого:

    64

    29

    35

    8

    72  часа

    1. Условия  реализации программы

     Программа «Школа хороших привычек выполняет познавательную, воспитательную и развивающую задачу, в связи с чем,  предполагает использование следующих  приемов обучения:

    1. Обсуждение
    2.  Анализ
    3. Самоанализ
    4. коллективный анализ.

    Программа  подразумевает использование активных  методов  обучения:

    1. занятий-бесед
    2. занятий-путешествий
    3. занятий-спектаклей
    4. занятий-конкурсов
    5. занятий-соревнований
    6.  занятий-праздников
    7.  игр-драматизаций и т.д.

    В процессе  свободной творческой игры проявляются индивидуальные особенности поведения ребенка в той или иной ситуации, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определенные морально-нравственные ценности в русле культурных традиций.

    1. Управление  программой

    Обучение по данной программе предполагает кроме всего вышеперечисленного еще одну немаловажную задачу: профориентационную. Содержание дополнительного образования  по программе «Школа хороших привычек» задается стремлением детей установить в своих играх удобный для них «очеловеченный» порядок  в сложившемся мире вещей, событий и явлений, а также «приспособить» вещи, организовать ситуацию «под себя», под свою индивидуальность.    Важно, что на каждом этапе педагогического действия четко различаются решаемые педагогические задачи, которые могут состоять в «порождении новых ситуаций», в «запуске» воображения- мышления- памяти, «включении» процесса формирования личного  отношения обучающихся к чему или кому-либо. В этом случае игра превращается в средство созидания своего «я», в средство гармонизации личного и коллективного самосознания и саморазвития.

    Именно в младшем школьном возрасте дети наиболее восприимчивы  к игровой деятельности,  как интересному и захватывающему процессу, в котором каждому участнику приходится реагировать на то, как складывается ситуация на том или ином этапе развития игры. При этом каждый участник имеет право на ошибку, которая не фиксируется в форме оценки. Воспитанники получают удовольствие от самого процесса работы, а  не от оценочного уровня, что и позволяет привлекать их  в ряды  театральных  творческих объединений.

    1. Методическое обеспечение программы

    В целях успешной работы по программе осуществляется использование методических и дидактических материалов  блок-темы «Школа хороших привычек», в которую входят:

    1. Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули?»
    2. Беседа-путешествие  «В гостях у дедушки Этикета»
    3. Занятие-спектакль «Сказка о вредных привычках»
    4. Занятие-спектакль «Царевна-Гигиена и ее друзья»
    5. Занятие-спектакль «Сказка о вреде курения»
    6. Беседа-путешествие «Сказка про то, как добро и зло боролись»
    7. Праздник  вежливости  и доброты
    8. Викторина «Этикет не для графинь»
    9. Игра-путешествие «Звездный час вежливости»
    10. Беседа-представление «У меня зазвонил телефон»
    11. Беседа-спектакль «Неправда-ложь…»
    12. Беседа-путешествие «Будем делать хорошо и не будем плохо»
    13. Сказочный праздник «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
    14. Беседа «Расскажи мне обо мне»
    15. Занятие-соревнование «Культура здорового образа жизни».

    Методическое  обеспечение  образовательной   программы

    Год обучения

    Разделы и темы занятий

    Методические  и  дидактические  материалы

    1-й

    2-й

    1. Игра-путешествие «Откуда берутся  грязнули?»

    1. Сказка «В гостях у дедушки Этикета»  

    1. «Сказка   о вредных привычках»

    1. «Царевна-Гигиена и ее друзья»

    1. Викторина «Этикет не для графинь»

    1. Праздник  вежливости  и  доброты

    1. Игра-путешествие «Звездный час вежливости»

    1.«Сказка про то, как добро и зло боролись»

    2.Беседа-представление «У меня зазвонил телефон»

    3. Беседа-спектакль «Неправда – ложь»

    4. «Сказка о вреде курения»

    5. Беседа-путешествие «Будем делать хорошо и не будем плохо»

    6. Сказочный праздник «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

    1. Беседа «Расскажи мне обо мне»

    1. Занятие-соревнование «Культура здорового образа жизни»

    1. Занятие-путешествие «Откуда  берутся грязнули?»

    /Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр.214/

    1. Карточки-задания
    2. Карточки-этюды
    3. Знаки-указатели

    1. Занятие-спектакль «В гостях  у дедушки Этикета»

    /»Дополнительное образование» №6-2003,стр.44-46/

    1. Карточки – роли
    2. Карточки-задания
    3. Атрибуты  костюмов (Этикета, Буратино, Мальвины)

    1. Занятие-спектакль «Сказка  о  вредных  привычках»

    /»Педсовет» №5-2005, стр.6/

    1. Карточки-загадки
    2. Карточки-роли
    3. Атрибуты   и элементы  костюмов  (2-х инопланетян и землян)

    1. Занятие-спектакль «Царевна-Гигиена и ее друзья»

    /»Педсовет» №2-2007/

    1. Карточки-задания
    2. Карточки-роли
    3. Атрибуты  и элементы костюмов (Гигиены, Грязи, девочки Маши)
    4. Перчаточные  куклы:  волк, заяц,ёжик

    1. Занятие-викторина «Этикет не для графинь»

    /Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр. 131; 135;137/

    1. Карточки-задания
    2. Карточки-этюды
    3. Атрибуты для конкурсов
    4. Элементы костюмов

    1. Занятие-конкурс «Праздник  вежливости и доброты»

    /»Педсовет» №12-2005, стр.14/

    1. Карточки-задания
    2. Карточки-этюды
    3. Элементы декораций и костюмов

    1. Игра-путешествие «Звездный час вежливости»

    /»Воспитание  школьников» №10-2002, стр.62/

    1. Карточки-задания
    2. Карточки-этюды

    1. Занятие-спектакль  «Сказка про то, как добро и  зло боролись»  / «Педсовет» №2-2001/
    2. Карточки-этюды
    3. Карточки-роли
    4. Элементы костюмов и декораций

    Беседа-представление  «У  меня  зазвонил  телефон»

    /Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр. 143/

    1. Карточки-задания
    2. Карточки-этюды
    3. Элементы декораций , бутафория.

    1. Беседа-спектакль  «Неправда – ложь»

    /Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр. 112/

    1. Карточки-задания
    2. Карточки-роли
    3. Карточки-этюды

    1. Занятие-спектакль «Сказка о вреде курения

    /»Последний  звонок» №6-2006, стр.12-13/

    1. Карточки-роли
    2. Карточки-этюды
    3. Бутафория, элементы костюмов

    Беседа-путешествие  «Будем делать хорошо и не будем плохо»  /Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр. 220/

    1. Карточки-этюды
    2. Карточки-задания

    Занятие – конкурс «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» /Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр. 228/

    1. Карточки-задания
    2. Карточки-этюды

    1. Занятие-беседа «Расскажи мне обо мне»

    /Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр.109; 141/

    1. Карточки-задания
    2. Карточки-этюды

    Занятие-соревнование  «Культура здорового образа жизни» /Обухова Л.А. «Школа  докторов  природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр.235/

    1. Реквизит, бутафория
    2. Карточки-задания

    1. Список  литературы для педагогов:

    1. Зайцев Г.К.  Уроки Айболита. Спб.,1997.
    2. Лаптохина  Л.И. Творим здоровье души и тела. Спб., 1997.
    3. Львова С.И.   Язык  в речевом  общении. М., 1991.
    4. Николаева А.П. Уроки профилактики наркомании в школе.   М.,2003.
    5. Обухова Л.А.   Школа  докторов природы или 135 уроков    здоровья.  М., 2004.
    6. Дошкольное воспитание.№2-2000.
    7. Дошкольное воспитание.№4-2001.
    8. Классный руководитель. №5-2004.
    9. Классный руководитель.№8-2005.
    10. Педсовет .№1-1999.
    11. Педсовет. №3-2000.
    12. Педсовет .№10-2003.
    13. Последний  звонок.№8-1998.
    14. Последний звонок. №2-2001.
    15. Последний звонок.№11-2006.
    16. Календарь школьника.№5-1997.

    1. Список  литературы  для  детей:

    1. Дошкольное воспитание.№2-2000.
    2. Дошкольное воспитание.№4-2001.
    3. Педсовет .№1-1999.
    4. Педсовет. №3-2000.
    5. Педсовет .№10-2003.
    6. Последний  звонок.№8-1998.
    7. Последний звонок. №2-2001.
    8. Последний звонок.№11-2006.
    9. Календарь школьника.№5-1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку английского языка в 9 классе по теме "Плохие и хорошие привычки"

    Презентация "Хорошие и плохие привычки" предназначена для обобщающего урока по теме Healthy Living Guide к учебникуВ.П.Кузовлева...

    плохие-хорошие привычки

    занятие-путешествие...

    Путешествие в Царство хороших привычек

    Классный час  «Царство хороших привычек» проводится в форме путешествия.  Игра может быть проведена без предварительной подготовки. В ходе занятия воспитанницы  самостоятельно раз...

    Воспитание - это усвоение хороших привычек

    Мероприятие разработано и проведено в рамках проекта "Мастерская здоровья"....

    Сценарий познавательно-развлекательной программы "Страна Хороших привычек"

    Сценарий познавательно-развлекательной программы "Страна Хороших привычек"...

    Формирование хороших привычек у студента.

    Мы часто задаем себе вопрос: “ Какой он — хороший студент?” Зубрила, всезнайка, любимчик учителя, просиживающий днями за словарями, или тот, который задает миллион вопросов на уроке?...