Открытый урок на тему "Я - художник-импрессионист"
статья по теме

Данилова Инна Александровна

В материале содержатся работы учащихся 10-11 лет, выполненные в технике мелких мазков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka.docx127.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

План-конспект

 открытого урока на тему «Я – художник импрессионист»

                                         30 ноября 2011 года

Преподаватель Данилова Инна Александровна преподаватель МОУ ДОД

Всеволожская детская школа искусств им. М.И.Глинки

Состав учебной группы:

               - 12 учащихся

               - 2 мальчика, 10 девочек

               - возраст учащихся 10 – 11 лет

Тема учебного занятия:

                «Я – художник импрессионист».

   - занятие  № 17 первого полугодия  второго года  обучения                            в дополнительной  образовательной программе

                - степень сложности занятия – средняя.

Цель урока:

Формирование у учащихся понимания цвета, как средства выражения и создания художественного образа. Эмоциональное восприятие цвета.

Задачи урока:

Обучающие  - познакомить с искусством художников импрессионистов. Используя технику мозаичных мазков, уметь выразительно передавать свой замысел.

Воспитательные  - воспитать любовь к природе, умение видеть красоту её преображения  в постоянном процессе движения.

2

Развивающие - освоить один из приемов живописной техники «мозаичного мазка» для передачи различных фактур, настроения и образа, создаваемого произведения.

Форма учебного занятия:

-Комбинированное занятие.

Форма организации работы:

- индивидуальная,

-групповая.

Структура учебного занятия:

1.Вводная организационная часть (5 мин.):

-приветствие,

-постановка цели занятия.

2.Основная часть (115 мин.):

-введение нового образовательного материала,

-практическая работа.

3.Заключительная часть (15 мин.):

-подведение итогов занятия.

Методические приемы:

-объяснительно-иллюстративный,

-практический.

Планируемый результат занятия:

-выполнение  эскиза ( формат А-3) на заданную тему.

Материально-техническое оснащение занятия:

-аудитория  - 30 кв.м.,

-мольберты - 12 шт.,

3

-стулья – 12 шт.,

-табурет для красок и банок с водой – 12 шт.,

-ватман  А-3,

-гуашь,

-кисти (плоские, круглые),

-карандаши  НВ, ластики,

-ноутбук,

-репродукции работ художников,

-работы учащихся из фонда школы.

                                  Ход  урока

                    1.       Вводная организационная часть

Приветствие и подготовка учащихся к занятию. Объявление темы и цели занятия.

                    2.        Основная часть

Введение нового образовательного материала.

Преподаватель предлагает посмотреть  на  чудо-дерево в картине И.Грабаря  «Февральская лазурь».

-Здесь запечатлен счастливый, драгоценный миг жизни. Могучая берёза «горит» на солнце, вызывая ощущение светлой радости. Тяжелые ветви устремлены в звонкую синеву неба, волны солнечного света пронизывают всё полотно художника. Снег блестит и искрится. Это просто чудо!

Кто из вас видел такое состояние в природе?

Ответы учащихся.

Преподаватель  - Каким же образом художник достигает впечатления струящегося воздуха, искристости снега? Давайте присмотримся! У художника Грабаря нет ясного, четкого рисунка. Видны  густые  плотные  мазки. Краски - чистые, яркие, многоцветные. И даже тени не чёрные, а голубые, изумрудные, синие, фиолетовые.

А вы когда-нибудь наблюдали такие тени?

4

Ответы учащихся.

Преподаватель - Такие художественные приёмы, которыми

пользуется художник Грабарь, впервые были применены во Франции в середине 70-х годов ХIХ века. В 1874 году на выставке появилась картина К.Моне «Восход  солнца. Впечатление».              По-французски   впечатление  звучит  как – /impression/.

И художников этого течения стали называть импрессионистами.

( Рассматриваем  репродукцию  с  картины   К.Моне   «Восход  солнца.  Впечатление» ).

Импрессионистов больше всего интересовала живопись на открытом  воздухе. Они считали, что атмосфера – среда, в которой вырисовываются предметы, непрозрачная, а многокрасочная. Импрессионисты обратили внимание, что в природе совершается постоянный процесс движения:  облака  движутся,  тени перемещаются,  снег тает,  ручьи  испаряются. Любая их картина – не просто изображение краткого мига, а как бы момент извечного потока жизни, который даётся как процесс, как перетекание одного состояния в другое.

Представьте – вы проснулись  утром, выглянули в окно и увидели солнце, голубое небо. К  вечеру тот же пейзаж уже окрашен светом

заходящего  солнца. А на другой день - прошел дождь и всё окутано жемчужно-серебристым туманом.  ( Рассматриваем работы К.Моне Лондонской  серии «Здание парламента» при тумане,  при  закате солнца,  при штормовом  небе  и  «Руанский  собор» в солнечный день,  утром и в закат солнца).

Импрессионисты совершенствовали свои приемы живописи.                          ( Меняем видеоряд и рассматриваем работы других художников-импрессионистов). Анри-Эдмона Кросса- «На берегу», «Подлесок»;

Поля Синьяка- «Марсельский порт», Жоржа Сёра -«Эйфелева башня», В.Ван Гога-«Пшеничное поле», «Воспоминание о саде в Эттене».

Эти художники, когда клали близко раздельные мазки, добивались эффекта  оптического смешения цвета, создавали ощущение подвижности свето-воздушной среды. Таяние предметов в свете и в воздухе, мерцание множества цветовых мазков и штрихов , отсутствие чёрных красок отличало произведения художников-импрессионистов.

5

-А теперь давайте сами напишем чудо-дерево. Будем работать, как импрессионисты, используя технику мелких «мозаичных» мазков.

Демонстрируются  детские работы из фонда школы.

Практическая работа

Во время самостоятельной работы преподаватель обходит учащихся и оказывает помощь в правильности использования приемов, следит за объёмом выполняемой  работы.

                            3.   Заключительная часть

          -организация  мини-выставки  готовых  работ,

          -обсуждение, анализ работ,

          -уборка рабочего места.

Литература, используемая преподавателем:

  1. Е.И.Ткаченко «Таинственный мир  цвета» - Москва, «Юный художник» 1999 г.
  2.  Иллюстрированная энциклопедия. Импрессионизм. –                               С-Петербург,  СЗКЭО  «Кристал» 2004 г.

Приложение к открытому уроку. Работы детей 9-11 лет.

                                    «Чудо-дерево»

     

         

             

             

                   

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Открытый урок по теме "«Образование в странах изучаемого языка и России. Школа. День открытых дверей»

Урок  английского языка по теме «Образование в странах изучаемого языка и России. Школа. День открытых дверей». Предназначен для учащихся 8 класса. Урок обобщающего типа.На уроке учащиеся повторя...

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.

Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить  со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...

Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"

Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...

Урок по истории 8 класс по теме Художники-импрессионисты

Урок изучения нового материала с использованием презентации и рабочего листа....

Открытый урок по теме "Составление и чтение прямых и открытых слогов са, су, со"

Открытый урок по теме "Составление и чтение прямых и открытых слогов са, су, со"Цели: 1. Учить составлять и читать слоги са, со, су.  2. Развивать артикуляционные возможности, элементар...