Конспект занятия «Создание геометрических узоров в круге. Мандала».
план-конспект на тему

Денисенко Людмила Ивановна

 

Формирование универсальных учебных действий.

Этап урока

 Используемые ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

1

Организационный момент

 

 Задает вопросы. Создает положительный настрой.

Сообщают о готовности к занятию.  

РУУД: Управление своим поведением.

1 мин

2

Разминка

Слайд 3.Игра «Форма предметов». ЭОР развивающего типа.

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы. Называют геометрические фигуры.

ЛУД: Сравнение,  анализ  различных объектов.

ОУД: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

3 мин

3

Актуализация знаний

 

Задаёт вопросы,  комментирует и корректирует ответы. Подготавливает к переходу на основную тему.

 Составляют узор из разрезных геометрических фигур на столе, отвечают на вопросы.

 ЛУД: Анализ, сравнение, группировка различных объектов. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Определение цели занятия.     

5 мин

4

Объяснение нового материала

Презентация «Мандала – геометрический узор».

Видеофильм «Мандала». ЭОР информационного типа.

Объясняет новый материал, задает вопросы, слушает ответы,  отвечает на вопросы обучающих.

Воспринимают  новую информацию, отвечают на вопросы педагога. Задают вопросы.

 КУД: Участвовать в диалоге, слушать и понимать другого.  ЛУД: Анализ: выделение элементов из целого.Сравнение  объектов с целью выделения различия, определения общих признаков.

15 мин

5

Физминутка

Презентация «Физминутка» (музыкальная)

Проговаривает стихи. Выполняет упражнения физминутки.

 Выполняют упражнения физминутки.

РУУД:  Волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии.

3 мин

6

Практическая работа на ПК

Обучающий фильм. ЭОР обучающего  типа.

 

Работа на персональных компьютерах. Выполнение шагов инструкции  в программе Paint.

Комментирует обучающий фильм.

 

 

Наблюдает за работой учащихся. При  необходимости помогает.

Смотрят фильм. Выполняют пошагово инструкции на компьютере  в программе   Paint.

ОУД: работа с алгоритмом, выполнение алгоритма для достижения конечного результата

ЛУД: Синтез: составление целого из частей.

10 мин

7

 Рефлексия.  

 

Предлагает оценить работы друг друга.  Задает вопросы, подводит итог занятия.

Самооценка.

РУУД:  Рефлексия  способов  и условий действия. Оценка процесса результата деятельности.

3 мин

Сокращения:РУУД – регулятивные универсальные учебные действия, КУД – коммуникативные универсальные действия, ЛУД - логические универсальные действия, ОУД - общеучебные универсальные действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Республиканский конкурс  

«Информационно-коммуникативные технологии в разработке

учебных материалов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нового поколения»

Тема занятия:  

«Создание геометрических узоров в круге. Мандала».

Кружок «Компьюша» для детей 7- 10 лет.

ФИО автора:

Денисенко Людмила Ивановна.

Место работы: МБОУ

 коррекционная школа – интернат №8

 г. Саяногорска.

г. Абакан, 2012

План-конспект занятия

Цель: закрепление навыков рисования в графическом редакторе Paint через создание «мандалы» – геометрического узора в круге.

Задачи: 

  1. Образовательные:  учить создавать геометрические узоры в круге, используя графический редактор Paint, закрепить представление о понятиях:  «строка меню», «панель инструментов», «палитра».
  2. Развивающие: развивать логическое и образное мышление через умение сравнивать и анализировать, делать выводы; формировать умение произвольно строить речевое высказывание, развивать творческую и познавательную активность.  
  3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к предмету, расширять кругозор воспитанников, формировать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: моноблоки, мультимедийный проектор, экран, презентация с использованием видеофильма «Мандалы» и видеофрагмента  занятия, геометрические фигуры, мешочек с предметами.

План занятия:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Разминка  – 3 мин.
  3. Актуализация знаний – 5 мин.
  4. Объяснение нового материала – 15 мин.
  5. Физминутка – 3 мин.
  6. Практическая работа на ПК – 10 мин.
  7. Рефлексия  – 3 мин.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Посмотрите, какой сегодня солнечный день!  Погода замечательная и я хочу, что бы настроение у вас стало такое же солнечное, прекрасное! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Вы готовы приступить к занятию? Начинаем!

     Наше занятие состоит и  нескольких этапов:

  1. Разминка
  2. Новый материал
  3. Видеофильм «Мандала»
  4. Физминутка
  5. Обучающий фильм
  6. Практическая работа

Пройдя все эти этапы, мы придем к цели нашего занятия.

Слайд 2.

II. Разминка.

В начале занятия проведем разминку: игра «Форма предметов».

Педагог предлагает рассмотреть форму предметов и назвать её.

Ученики называют формы предметов - гео метрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

Слайд 3.

 

Слайд 4.

III. Актуализация знаний.

  1. На предыдущем занятии мы с вами знакомились с основными инструментами и режимами работы в графическом редакторе Paint.  Составляли узор в полосе.
  2. Ребята, а что такое узор?
  3. Правильно! Узор – это рисунок, который состоит из линий и фигур.

Задание:  У каждого на столе набор геометрических фигур,  разного цвета  и размера – треугольники, квадраты, прямоугольники, кружки. Составьте, самостоятельно узор из этих фигур (фигуры крепятся с помощью липучки на бумажный лист).

  1. Давайте посмотрим на работы (работы крепятся на доску).
  1. Чьи узоры вам понравились больше? Почему?
  2. Какие правила мы должны соблюдать, чтобы узор был красивым, привлекал внимание, нравился? (Варианты ответов: должен быть ярким, фигуры должны чередоваться, цвет должен повторяться).

Педагог подводит итог: Чтобы узор был красивым, привлекал внимание и нравился надо  фигуры чередовать в определенном порядке. Располагать фигуры надо на равном расстоянии от центра.  Справа  и слева (верху и внизу) расставлять одинаковые фигуры.

IV. Объяснение нового материала

  1. Сегодня на уроке мы будем рисовать узор в круге. А знаете ли вы, что специальным образом расположенный геометрический узор в круге носит специальное название? Такой узор называется  «мандала»1 1 , и он широко используется в Индии.

   

                                                                                                           

(слайд 5).

  1. Ребята посмотрите на экран (см. слайд 2). Из каких фигур состоит мандала? А какие фигуры повторяются? (Ответы детей: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

                                                                                                                             

(слайд 6).

Педагог подводит итог: Мандала – состоит из таких геометрических фигур как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и многоугольники 2.

                                                                                                                           

(слайд 7).

  1. Мандалы в Древней Индии делали из дерева, рисовали на бумаге, плели из ниток, изготовляли из металла и камня, выкладывали их цветов, выполняли цветными порошками или песком. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов в Индии3  3.

                                                                                                                             

(слайд 8).

  1. Мандалы на первый взгляд очень простые и ничем не примечательные рисунки. Такое может показаться только при беглом взгляде на них.  В Древней Индии считалось, что мандалы улучшают настроение4 4. Я хочу, что бы вы посмотрели видеофильм «Мандала»5 5 и у вас улучшилось настроение.
  1. Понравился вам фильм?
  2. Улучшилось  ли ваше  настроение?
  3. Вы  хотите создать мандалу?
  4. А перед началом работы над мандалой проведем физминутку.

                                                                                                                             

(слайд 9).

V. Физминутка  

  1. И.п. - стоя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.
  2. И.п. - стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно.
  3. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз.
  4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
  5. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

                                                                                                                             

(слайд 10).

VI. Практическая работа на ПК

  1. Теперь приступаем к практической части. Посмотрим обучающий фильм «Создание  простейшей мандалы в графическом редакторе Paint».
  2. Готовы? Начинаем! Смотрите внимательно…

(педагог комментирует фильм…)

                                                                                                                               

(слайд 11).                                                                                                                            

  1. Ребята, развернитесь к монитору, откройте графический редактор Paint.
  2. Посмотрите на строку меню и скажите, какие вкладки она содержит (файл, правка, вид, рисунок, палитра, справка).
  3. Вспомните, где расположена панель инструментов и для чего она служит? (Слева от рабочей области располагается панель инструментов. Она содержит кнопки инструментов для рисования).
  4. Где расположена палитра и для она чего нужна? (Ниже рабочей области располагается палитра. Она содержит набор цветов, которые можно использовать при рисовании).
  5. Перед вами пустой лист.  Выполняя пошагово инструкцию (алгоритм), мы приближаемся к результату, созданию мандалы (педагог проговаривает инструкцию и демонстрирует каждый шаг с помощью презентации, слайды 12-18).
  1. На вкладке «Главная», в группе Фигуры, щелкните готовую фигуру круг       .        

Нарисуйте большой круг. Чтобы нарисовать фигуру, нажмите левую клавишу мыши,  удерживайте её и  перетаскивайте указатель мыши до нужного размера. 

                                                                                                                                                 

(слайд 12).

(слайд 13).

  1. Нарисуйте квадрат в круге. Чтобы  нарисовать квадрат, щелкните Прямоугольник .    

(слайд 14)

  1. Нарисуйте малый круг в квадрате.    На вкладке «Главная», в группе Фигуры, щелкните готовую фигуру круг       .        

                                                                                                                                           

(слайд 15).

  1. Добавьте в мандалу другие геометрические фигуры – треугольники, многоугольники и т.д.. Не нужно повторять за мной. Добавляйте свои фигуры.

Создайте свою неповторимую мандалу!  

                                                                                                                                           

(слайд 16).

  1. Украсьте мандалу кривыми линиями. Щелкните на «кривая».    

                                                                                                                                 (слайд 17).

  1. Если нужна заливка для фигур, щелкните Заливка. Затем  выберите цвет заливки фигуры на палитре.    

                                                                                                        (слайд 18).

                                                                                                                         

  1. Ребята, посмотрите на мандалы друг друга. Какие разные получились работы!
  2. Какие работы можно отметить?
  3. Все молодцы! Все справились с заданием!

VII. Рефлексия.

  1. Ребята вам понравилось наше занятие? Какое настроение вызывает у вас наше занятие?
  2. Что вызвало трудности? Что самое интересное запомнилось?
  3. Что вы узнали нового?

Педагог подводит итог: Сегодня мы с вами повторили навыки работы с графическим редактором Paint,  а также узнали много нового о геометрическом узоре, расположенном в круге (мандале) и создали свои красивые узоры в круге.

  1. А сейчас я хочу вам подарить мандалы для раскрашивания. Если верить древним индейцам, то по преданию, если вам станет грустно, раскрасьте эту мандалу фломастерами или карандашами, и настроение ваше сразу улучшится7 7.  Я желаю вам солнечного и радостного настроения! Занятие наше закончилось. Спасибо за работу!

(слайд 19).     

Список использованных источников.

  1. Жуковская Н. Л. Мандала // Буддизм: Словарь. М., 1992, с. 174—175
  2. http://dazan.spb.ru/budhism/mandala/- структура мандалы.
  3. http://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/advanced/tantra/level1_getting_started/meaning_use_mandala.htm - значение мандалы и ее использование.
  4. Топоров В. Мандала // Мифы народов мира. Т.2. М., 1992, с.100-102
  5. http://images.yandex.ru/yandsearch?text – картинки мандалы.
  6. tca77.narod.ruindex1107.htm – упражнения для физминутки.
  7. images.yandex.ru› - мандалы для раскрашивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:«Создание геометрических узоров в круге. Мандала».

Актуальность.Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читат...

Конспект занятий "Витражи" и "Узоры оград" педагога дополнительного образования Тихоновой Ольги Александровны

Описывается занятие, проводимое для детей 11-12 лет, в рамках авторской программы "Мой друг - компьютер" педагога Тихоновой О.А. в учреждении дополнительного образования. Воспитанники знакомятся с тех...

План-конспект урока "Создание геометрических композиций из готовых мозаичных форм" УМК Н.В.Макаровой

Цель урока:•     закрепить у  учащихся умение и навыки   конструирования и моделирования в среде графического редактора...

Раскрашивание геометрических узоров по шаблону "Мандала"

Раскрашивание геометрических узоров по шаблону "Мандала"...

Конспект занятия "Образы геометрических фигур"

Конспект занятия "Образы геометрических фигур" с применением технологии ТРИЗ...