Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в системе дополнительного образования
методическая разработка по теме

В данной статье рассматриваются вопросы по увеличению эффективности системы повышения квалификации в образовательных учреждениях. Актуализируется вопрос повышения квалификации именно педагогических работников в системе дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колебанова Надежда Николаевна, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская Экологическая станция» г. Новый Уренгой

  1. ПОДГОТОВКА ПРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Дополнительное образование детей наиболее приближено к запросам населения, призвано гибко реагировать на новые образовательные потребности, что требует от руководителей учреждений дополнительного образования новых знаний в области менеджмента. Однако в настоящее время доля руководителей учреждений дополнительного образования, имеющих соответствующее образование, близка к нулю.

Ключевой проблемой, влияющей на качество дополнительного образования детей, его доступность для различных социальных групп населения и, как следствие, - неэффективное использование его потенциала для социальной адаптации обучающихся, формирования здорового образа жизни, профилактики асоциального поведения является неразвитость механизма, обеспечивающего устойчивое развитие учреждений дополнительного образования в современных социально-экономических условиях.

Как показывает практика, остаточный принцип финансирования учреждений дополнительного образования, несовершенство нормативной базы образования, снижение уровня научно-методического и программного обеспечения, отсутствие планомерной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы дополнительного образования детей привели к серьезным изменениям в функциональном назначении учреждений дополнительного образования детей, сохранении и развитии сети учреждений данного типа.

В последние годы наблюдается рост объединений для детей младшего школьного возраста. Сокращается сеть объединений технической направленности, востребованных мальчиками и юношами. Сокращается количество наиболее затратных детских объединений спортивного, туристского, технического профиля для подростков старшего возраста, требующих особого внимания.

Необходимо изменение содержания дополнительного образования детей с учетом современных требований и инновационных процессов, совершенствование социально-адаптирующих функций дополнительного образования детей. В настоящее время более половины педагогов дополнительного образования используют образовательные программы, разработанные еще в середине 80-х годов. Отсутствует информационная, методическая и организационная поддержка, обеспечивающая обучающихся и педагогов учебно-методическими пособиями по различным направлениям дополнительного образования детей. Крайне ограниченно используются современные информационные технологии по причине отсутствия компьютерного оборудования.

Таким образом, проблема деятельности УДОД имеет системный характер и характеризуется:

- противоречивой законодательной базой в части дополнительного образования детей, отсутствием социальных нормативов и социальных гарантий, обеспечивающих доступность качественного дополнительного образования детей для всех слоев населения;

- отсутствием систематизации и доступности программ дополнительного образования детей нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий;

- неразвитостью механизмов государственно-общественного контроля за качеством дополнительного образования детей;

- дефицитом высокопрофессиональных кадров педагогов и менеджеров системы дополнительного образования детей;

- остаточным принципом финансирования учреждений системы дополнительного образования детей из бюджетов всех уровней;

- отсутствием гарантированного финансирования системы всероссийских мероприятий с обучающимися по различным направлениям дополнительного образования детей.

Самой актуальной проблемой современного общества становится создание необходимых материальных, финансовых, кадровых условий для раскрытия способностей детей независимо от их места жительства, социального положения их родителей.

Актуальной задачей становится переориентация работы специалистов УДОД на обеспечение условий для становления и развития навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения у каждого обучающегося. Ребенок может сменить несколько кружков, секций в ходе поиска того, что в наибольшей степени соответствует его природным склонностям. Занятия со специалистами должны обеспечить ему возможность глубже узнать себя, уточнить содержание природных задатков, сформировать те умения, которые требуются для обоснованного выбора будущей профессии.

Социологическое обеспечение процесса самопознания заключается в изучении изменений, происходящих в сознании и поведении детей, включенных в систему дополнительного образования. Полученная информация позволит скорректировать образовательные программы с целью повышения качества работы с обучающимися. Тем самым будет создана основа для постоянного совершенствования системы выявления и развития индивидуальности ребенка в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования.

Вся система дополнительного образования строится на развитии тех задатков, которые имеются у детей разного возраста. Добровольность занятий является существенным преимуществом этой системы над обязательным школьным образованием. Поэтому педагоги МОУ ДОД должны учитывать многообразие природных склонностей детей, создавая возможности для раскрытия внутреннего потенциала личности. Человек постепенно под руководством специалиста развивает то, что может стать в будущем основой его эффективной профессиональной деятельности.

УДОД, являясь частью системы образования, в нынешнем своем виде, менее чем другие образовательные учреждения, готовы к новым социально-экономическим условиям, не обеспечены надежной защитой от негативных последствий развития рыночных отношений.

Стратегия совершенствования образовательной системы в МОУ обычно направлена, прежде всего, на обеспечение востребованности услуг, удовлетворение спроса потребителей. Для решения этих задач необходимы высокие знания проблем и потребностей детей.

Подсистема детского технического творчества, как и система образования в целом переживает трудности, вызванные экономическими преобразованиями, происходящими в стране на протяжении последнего десятилетия. Одним из тревожных последствий этих преобразований для данного направления деятельности стало отсутствие социального заказа общества на технически грамотную молодежь. Не вполне соответствует современным требованиям организация научно-исследовательской и практической работы по выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта в данной области.

Данное направление дополнительного образования - самое ресурсоемкое, требующее больших финансовых затрат. Отсутствие бюджетного финансирования крайне негативно сказывается на состоянии и возможности дальнейшего развития. В течение последних лет удается лишь поддерживать материальную базу многих МОУ ДОД на определенном уровне, тогда как изменения интересов детей (стремление к овладению современной техникой и средствами связи, к исследовательской и научной работе, спортивно-технических и т.д.) требует ее развития. Введение же платных услуг вызовет сужение социальной базы дополнительного образования, ущемление прав особенно детей из малообеспеченных семей.

Мониторинг участия учреждений дополнительного образования детей г. Новый Уренгой за последние годы, позволил сделать выводы:

- о необходимости моральной и материальной поддержки учреждений дополнительного образования детей, активно развивающих технические и другие виды детского творчества, не ссылаясь на объективные трудности;

- рекомендовать руководителям отделов образования оказать помощь учреждениям дополнительного образования в организации на их базе кружков, клубов, секций технической направленности, для начала по одному или двум направлениям;

- рекомендовать руководителям учреждений дополнительного образования организовать работу кружков малозатратных видов детского творчества;

- для дальнейшего повышения качества проведения массовых мероприятий необходимы спортивно-технические сооружения: картодром, аквадром, бассейн, соответствующие требованиям проведения Российских или Региональных мероприятий.

Для успешной организации деятельности УДОД необходимы:

- кадры педагогов дополнительного образования и методистов, руководителей отделов, которые принимали бы цели учреждения. Увлеченность туризмом, краеведением, профессионализм в своем деле, любовь к детям - главные требования к педагогическим работникам, способным реализовать образовательно-воспитательные цели и задачи программно-методического обеспечения деятельности обучающихся в центре и в образовательных учреждениях всех типов и видов;

- материально-техническая база, созданная ранее, дает возможность осуществлять образовательный процесс и проводить мероприятия для юных экологов (учебные полигоны, загородные базы, туристско-спортивное снаряжение и оборудование, технические средства обучения, транспорт и др.). Центр нуждается в пополнении табельного туристского снаряжения и оборудования, спортивного инвентаря, учебно-наглядных пособий, современных технических и электронных средств обучения;

- финансирование основной деятельности за счет бюджета и за счет привлеченных средств от коммерческой деятельности платных образовательных слуг (экскурсий, лагерей), реализации собственной печатной учебно-методической и другой продукции.

Переход УДОД в режим развития предполагает решение следующих проблем:

- развитие системы информационно-диагностического обеспечения образовательного учреждения с целью изучения, анализа систематизации образовательных и досуговых запросов учащихся и их родителей, степени удовлетворенности образовательными программами;

- реализация научно-методического подхода в системе программно-методическою обеспечения образовательного процесса;

- внедрение информационных технологий в организацию образовательного процесса;

- создание системы мониторинга уровня сформированности профессионально значимых качеств личности педагога и их динамики;

- корректирование системы работы УДОД по повышению профессионального уровня педагогов в плане дифференциации и персонализации;

- совершенствование организационно-штатной структуры учреждения;

- создание системы мониторинга мотивации учащихся в выборе и реализации предлагаемых образовательных программ.

Для многих УДОД остаются нерешенными вопросы кадрового обеспечения, проблемы подготовки и переподготовки педагогов.

Многие педагоги дополнительного образования не имеют психолого-педагогической подготовки. В ВУЗах не готовят педагогов дополнительного образования, недостаточно организовано и повышение квалификации для специалистов учреждений дополнительного образования детей технического, экологического и спортивного профиля. Это привело к значительному снижению качества содержания образования в учреждениях дополнительного образования детей, сокращению количества объединений и соответственно уменьшению числа занимающихся в них детей.

Все это требует необходимости серьезного пересмотра профилей деятельности и программно-методического обеспечения УДОД, разработки новых направлений, в котором учащиеся могли бы знакомиться с новыми материалами и оборудованием, современными технологиями.

Таким образом, наряду с позитивными тенденциями в развитии   УДОД имеется ряд нерешенных проблем:

- усиливающийся разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами новой экономики на современном этапе;

- недостаточность и противоречивость имеющейся нормативной правовой базы, в том числе ведомственной, которая не в должной мере обеспечивает социальный статус системы дополнительного образования детей, не гарантирует ее сохранение и защиту, ограничивает возможности ее развития;

- ограничение доступа детей из малообеспеченных семей к качественному дополнительному образованию;

- сокращение бюджетного финансирования и низкая инвестиционная привлекательность учреждений дополнительного образования детей, что ведет к ее ресурсному "истощению". Отсутствие гарантированного финансирования системы федеральных и региональных мероприятий с учащимися подрывает основы системы дополнительного образования детей, разрушает мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию образовательной деятельности, негативно отражается на качестве образования, возможности увеличения контингента обучающихся;

- недостаточный уровень квалификации части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.

Одним из основных инструментов единой государственной политики развития учреждений дополнительного образования в целях устранения указанных противоречий призвана стать Программа, направленная на сохранение и развитие единства требований, подходов в вопросах развития системы дополнительного образования детей на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, сохранения единого образовательного пространства, общедоступной системы дополнительного образования детей.

В настоящее время на рынке образовательных услуг ценятся педагоги-профессионалы, способные дать ребёнку не просто объём знаний, но научить его мобильности, умению неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получить знания, необходимые ему не "вообще", а в данный момент.

Движущей силой дополнительного образования выступает интерес. Особый интерес к дополнительному образованию объясняется тем, что, будучи менее инерционным, чем программное, урочное преподавание, оно ломает методические стереотипы; рождает новые подходы, технологии, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощённости в поиске истины. "Дополнительное образование становится своеобразной лабораторией творчества, в которой моделируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с наукой, искусством, культурой, технической и производственной деятельностью, адекватной нынешней социокультурной ситуации".

Первая проблема перехода к новому пониманию статуса "педагог дополнительного образования" состоит в том, что далеко не все педагоги дополнительного образования осознают необходимость перехода от старой системы к новой (пока ещё не совсем сложившейся…процесс бы ускорился, если б все приняли, поняли это), к новому уровню видения цели своей работы.

Также проблемой является то, что даже педагоги, осознавшие необходимость повышения своей квалификации в рамках программы "ПОКОЛЕНИЕ XXI: развитие человеческого Потенциала", не совсем понимают её содержание, в том смысле, что считают всё это сплошной теорией, оторванной от реальной жизни.

Первую и вторую проблему надо учитывать при конструировании содержания повышения квалификации работников дополнительного образования.

Также при конструировании содержания курсов повышения квалификации работников дополнительного образования надо учитывать то, что у педагогов долго проработавших в системе дополнительного образования устойчивые традиционные (и в этом смысле, не отвечающие целям инновационных практик) взгляды, понимание цели воспитания ребёнка. Возможно, даже ни о каком развитии в системе традиционного дополнительного образования и речи не идёт.

Помимо этого надо учитывать, что педагог дополнительного образования иногда и не имеют педагогического образования, зачастую в сферу дополнительного образования приходят работники из других сфер деятельности, и часто являются высококвалифицированными специалистами (музыканты, художники, танцоры и т.д.). И поэтому они испытывают серьезные затруднения в работе с детьми. Поэтому каждый из них должен совершенствоваться не только как специалист какого-либо направления деятельности (прикладное творчество, ИЗО, шахматы и т.д.), но и как педагогический работник.

Также одной из существенных проблем перехода к новому статусу педагога дополнительного образования является то, что сами учреждения дополнительного образования в данное время находятся вне рынка и не являются конкурентоспособными. Родители готовы платить за то, что будет востребовано. И им уже не достаточно того, что их ребенок просто занят досуговым видом деятельности. Причем, многие родители не видят, в этом плане, перспектив в общеобразовательной школе. Они готовы отдавать детей в дополнительное образование, но при условии, что оно будет отвечать требованиям рынка.

Но проблема в том, что во многих учреждениях дополнительного образования происходит то же самое, что и в общеобразовательных школах, только отличаются виды деятельности (иногда и не отличаются). А дополнительное образование должно быть конкурентоспособно школе. Данный факт порождает кризис учреждений дополнительного образования.

В качестве положительной стороны педагогов долго проработавших в системе дополнительного образования можно выделить имеющийся опыт, на который можно опираться и который можно использовать при повышении своей квалификации; можно выстраивать над ним свою деятельность. Ведь образование, получаемое человеком с опорой на собственный профессиональный личностный опыт, является наиболее эффективной формой повышения квалификации.

С понятием квалификации тесно связаны понятия профессиональной компетентности и профессионализма. Основу личности педагога дополнительного образования составляет его профессионализм. Важно отметить, что он не сводится лишь к совокупности профессиональных умений, а определяется еще и уровнем личностно-профессиональных качеств специалистов, направленностью их личности, особенностями мотивации деятельности. Можно сказать, что профессионализм педагога является профессиональная компетентность (от лат. competo – добиваюсь, соответствую, подхожу), имеющая два смысла:

во-первых, круг полномочий, предоставляемых законом, уставом или иным актом конкретному органу либо должностному лицу;

во-вторых, знания и опыт в той или иной области, в данном случае в области управления.

Компоненты компетентности – толерантность, коммуникативность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, организаторские способности, целеустремленность, объективность, оперативность и др.

Всеми этими качествами необходимо обладать педагогу дополнительного образования, а если что-то отсутствует, либо "хромает", то это можно исправить – повысить свою квалификацию, расширив объем своей компетентности.

Список использованных источников

Нормативно-правовые и законодательные акты

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1-ФЗ от 10 июля 1992 г. (в редакции от 13 января 1996 г. №12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. №144-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ).

2. Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125 ФЗ с изменениями и дополнениями на 31 декабря 2005 г.

3.  Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». – Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. №7.

4. Постановление Правительства РФ «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» от 04.10.2000 № 751

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 07.03. 1995 г. №233 (с изм. и доп. от 01.02. 2005 г.)

6. Аналитическая ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций на 2008-2010 годы. – Утверждена приказом Министра образования и науки Российской федерации от 16 октября 2007 года №283

7. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года. – Утверждена Приказом Министра образования и науки российской федерации от 16 апреля 2007 года.

8. Об аттестации образовательных учреждений. дополнительного образования детей. / Решение коллегии Минобразования РФ от 23 марта 1999 г. №712.

9. Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей. – Письмо Министерства образования и науки России от 26.03. 2007. №06-636.

10. Об опыте развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области. / Решение коллегии Минобразования РФ от 25 ноября 1997 г. №14.

11. Об опыте организации внеурочной работы и дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях г. Ижевска Удмуртской республики. / Решение коллегии Минобразования РФ от 28 апреля 1998 г. №5/1.

12. О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей .- Письмо Министерства образования и науки России от 18.08. 2004 г. №АФ-705.

13. О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей. – Приказ Министерства образования и науки России от 03.05. 2000 г. №1276

14. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования. / Решение коллегии Минобразования РФ от 10 января 1996 г. №1/1.

15. О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей. / Решение коллегии Минобразования РФ от 25 мая 1994 г. №12/1.

16. О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2006. - №3. – С. 20-25.

Монографии, учебники и учебные пособия одного или нескольких авторов

17. Беляков, С.А. Лекции по экономике образования / С.А.Беляков. – М.: ГУ – ВШЭ, 2008. – 338 с.

18. Золотарева, А.В. Интеграция общего и дополнительного образования. Практическое пособие / А.В. Золотарева. – М.:Аркти, 2010. – 316 с.

19. Леднев, В.С. Содержания образования: сущность, структура перспективы/ В.С. Леднев. - М.: Высшая школа, 2010. – 224 с.

20. Сантурова, С.М. Менеджмент в образовании: теория и практика./ С.М. Сантурова. - М., 2009. - 164с.

Петренко, А.А. Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа. Практическое пособие / А.А. Петренко. - Аркти, 2008. – 264 с.

21. Полтавец, Г.А. Научно-методические материалы по анализу практической проблемы оценивания качества в системе дополнительного образования детей: Методическое пособие для руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования./ Г.А.Полтавец, С.Г.Никулин. – М.: 2009. - 131 с.

22. Токарева, С.В. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров / С.В. Токарева. - Педагогическое общество России, 2008. – 198 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о подготовке, переподготовке и повышении квалификации в ГБОУ СПО АКТТ на 01.05.2014 г.

Справочная информация о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации в ГБОУ СПО АКТТ на 01.05.2014 г., , включающая наименование программы профессионального обучения, сроки осв...

Проект "Моделирование внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров как средство повышения их профессионального мастерства "

Разработка данной модели и её апробыция имеет большое значение, так как:- позволит достичь высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности;- повысит ежегодное участие педагогов в про...

ПОЛОЖЕНИЕ о курсовой переподготовке и повышении квалификации педагогических работников МБОУ «Чехломеевская ОШ»

1.1. Положение о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических работников составлено в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г....

Система работы методической службы МАОУ «Гимназия №1» по повышению квалификации педагогических кадров

Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педагогического образования с целью подготовки к конкретной профессиональной деятельнос...

Система повышения квалификации педагогических кадров

Методические рекомендации предполагают организацию системного подхода по повышению квалификации педагогических работников на основе всестороннего изучения профессионального уровня педагогических работ...

Актуальные направления и формы повышения квалификации педагогических кадров Московского района

Материал представленный в статье рекомендуется в помощь методистам по курсовой подготовке как опыт организации работы повышенгия квалификации педагогических работников....