Система повышения квалификации педагогических кадров
методическая разработка на тему

Жанна Викторовна Панова

Методические рекомендации предполагают организацию системного подхода по повышению квалификации педагогических работников на основе всестороннего изучения профессионального уровня педагогических работников района. Учитывая профессиональные запросы и потребности педагогов, методической службой выстроена система работы в этом направлении.

Основная цель данной работы – создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов района на основе оценки результатов педагогической деятельности. Система работы решает следующие актуальные задачи:

  • предполагает непрерывность повышения квалификации педагогических работников;
  • развивает профессионально-педагогическую компетентность педагогов;
  • повышает мотивацию педагогов в развитии профессионального мастерства.

Система работы по повышению квалификации педагогических работников представлена по следующим направлениям: нормативно-правовое, организационно-методическое, научно-методическое и информационное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_uchrezhdenie.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛОСОВСКИЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Методические рекомендации

«Система повышения квалификации педагогических работников на основе оценки результатов педагогической деятельности»

Авторы (составители): Филиппова Ирина Анатольевна

Панова Жанна Викторовна

Виноградова Наталья Валентиновна

Шило Галина Александровна

Волосово

2018


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации предполагают организацию системного подхода по повышению квалификации педагогических работников на основе всестороннего изучения профессионального уровня педагогических работников района. Учитывая профессиональные запросы и потребности педагогов, методической службой выстроена система работы в этом направлении.

Основная цель данной работы – создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов района на основе оценки результатов педагогической деятельности. Система работы решает следующие актуальные задачи:

  • предполагает непрерывность повышения квалификации педагогических работников;
  • развивает профессионально-педагогическую компетентность педагогов;
  • повышает мотивацию педагогов в развитии профессионального мастерства.

Система работы по повышению квалификации педагогических работников представлена по следующим направлениям: нормативно-правовое, организационно-методическое, научно-методическое и информационное.

Нормативно-правовая база

  1. Статьи 21, 196 Трудового кодекса Российской Федерации.
  2. Статья 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273.
  3. ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
  4. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 №761н.
  5. Материалы заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования от 23.12.2015.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 №499 – Действ. ред. от 15.11.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
  7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального
  8. Комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 23.03.2015 № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование».
  9. Распоряжение Правительства Ленинградской области от 24 апреля 2013 г. N 179-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ленинградской области» (в ред. распоряжения Правительства Ленинградской области от 12.08.2013 N 352-р).
  10. План работы по повышению квалификации педагогических работников в Волосовском муниципальном районе Ленинградской области.
  11. План работы муниципальной методической службы Волосовского муниципального района.

Актуальность материала, изложенного в данном продукте обусловлена необходимостью создания системы повышения квалификации педагогических работников для успешной реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрения новых ФГОС, реализации комплекса мер по модернизации общего образования.

Система повышения квалификации педагогических кадров на основе оценки результатов педагогической деятельности в районе рассматривается как автономная и гибкая подструктура общей системы непрерывного образования, мобильно откликающаяся на запросы не только общества, но и каждой отдельной личности.

Эти запросы удовлетворяются через сетевое взаимодействие, корпоративное обучение, трансляцию успешного опыта, цифровые образовательные ресурсы.

Использование материалов данного продукта (методические рекомендации) позволяет выстроить систему работы в заданном направлении: обеспечить методическим сопровождением педагогических работников района, в результате которого – успешная аттестация на заявленную квалификационную категорию, успешное освоение программ КПК, успешное участие в педагогических конкурсах, повышение результативности и качества знаний обучающихся (ГИА, ВПР).

Материалы по реализации системы повышения квалификации педагогических кадров на основе оценки результатов педагогической деятельности в районе постоянно обновляются и пополняются. Результаты работы в этом направлении представляются на совещаниях органов местного самоуправления, районных педагогических советах, совещании руководителей образовательных организаций Юго-Западного образовательного округа, районных методических объединениях, в ОО района.

Основными условиями для успешного внедрения в практику материалов продукта являются: создание нормативно-правовой, организационной и финансово-хозяйственной базы, владение оперативной информацией по количественному и качественному составу педагогических работников в районе, непрерывный мониторинг потребностей в повышении квалификации работников образования. Ограничений по внедрению в практику данного проекта нет. В реализацию данного направления включены все участники образовательного процесса. Если работа по созданию и соблюдению основных условий ведётся системно и эффективно, то риски сведены к минимуму.

Взаимодействие по данному направлению с другими районами Ленинградской области (обмен успешным опытом), включение в план работы по повышению квалификации педагогических кадров, участие педагогов в образовательных сессиях («Интеллект»), трансляция опыта («Сириус») – это те дополнительные изменения, не связанные напрямую с целью и задачами инновации, которые повысили эффективность работы по данному направлению в целом.

Материал, представленный в данном продукте, доступен для изучения и использования в работе. Структурированность продукта, логичность, последовательность, ясность подачи инновационного материала позволяет использовать как весь материал в целом, так и отдельные элементы. Оформление продукта соответствует предъявленным требованиям:

  • электронная версия;
  • презентация;
  • статья.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

Одной из приоритетных задач государственной политики в области образования, заявленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Анализ стратегических и нормативных документов федерального и регионального уровней говорит о необходимости непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников. В современных условиях реформирования российской образовательной системы углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности педагогов. Разрешить данное противоречие возможно, если в условиях системы повышения квалификации создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности и повышения квалификации педагогических работников.

На основе всестороннего изучения профессионального уровня педагогического состава Волосовского муниципального района, учитывая профессиональные запросы и потребности педагогов, в развитии профессионального мастерства мы выделили следующие направления работы по повышению квалификации педагогов: нормативно-правовое, организационно-методическое, научно-методическое и информационное.

Первое направление (нормативно-правовое)

Нормативно-правовое направление представляет собой совокупность нормативно-правовых документов федерального, регионального уровней и принятых в образовательной организации. Организационно-методическое направление включает методическую подготовку, создание условий для применения знаний на практике, обобщения и распространения собственного педагогического опыта. Содержание этого направления работы образовательной организации включает: организационно-управленческое, учебно-воспитательное, методическое, а также учитывает специфику работы городских и сельских школ (приложение 1).


Второе направление (организационно-методическое,
научно-методическое)

Деятельность в этом направлении строится на основе анализа организации образовательного процесса в 2017-2018 учебном году в общеобразовательных организациях Волосовского района (приложение 2).

Выписка из Распоряжения КО Волосовского муниципального района №119-р от 05.07.2018 «в районе в целом наблюдается позитивная динамика уровня освоения общеобразовательных программ, что подтвердили итоги ВПР и государственных экзаменов, но следует большее внимание уделить организации образовательного процесса в начальной и средней школе.

С целью дальнейшего повышения качества освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования:

  1. Администрации общеобразовательных учреждений провести анализ итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ, составить план подготовки к аттестации 2018-2019 учебного года, включить в него вопросы контроля уровня освоения программ, особое внимание уделить преподаванию предметов естественно-математического цикла.
  2. Включить в план работы школы вопросы контроля организации подготовки к государственной итоговой аттестации.
  3. Организовать мониторинг уровня освоения образовательных программ в выпускных, 10, 8, 4 классах
  4. Заслушивать на аппаратных совещаниях отчеты руководителей ОУ о работе по повышению качества знаний учащихся, в том числе выпускников.

Срок: в течение учебного года.

  1. С целью повышения качества работы учителей-предметников специалистам методического отдела МБУ ДО «Центр информационных технологий» организовать ряд обучающих семинаров по обмену опытом подготовки к итоговой аттестации».

В качестве самостоятельных компонентов выделены формы, методы и средства управления на        трех уровнях.

Первый уровень – администрация образовательной организации (директор, заместители директора). На первом уровне управление повышением квалификации осуществляется через коллективные, групповые и индивидуальные формы работы, к которым можно отнести тематические педагогические советы, семинары, методические декады, педагогические чтения, консультации, собеседования и т.д. Администрация использует в работе с педагогическими кадрами такие методы, как мотивация, моделирование, стимулирование профессионального роста и др., а также средства – учебные программы, учебно-методические комплексы, дидактические материалы и др.

Второй уровень представляют районный методический совет и районные методические объединения. На данном уровне используются следующие формы работы: мастер-классы, семинары-практикумы, конференции, конкурсы, методические совещания, «круглые столы», творческие отчеты и др. В качестве методов работы применяются дискуссии, диалоги, взаимоконтроль, тренинги и др., а в качестве средств – технические средства обучения, наглядность и др.

Именно этот уровень на сегодняшний день является наиболее эффективным и востребованным. Работа в этом направлении выстроена по пути поиска актуальных для района вопросов. Например, результаты итоговой аттестации выпускников, к сожалению, ниже областных по отдельным предметам, и наши точки роста в этом вопросе за последние 3 года, хотя и есть, но незначительны.

Беспокойство вызывает и начальная школа, так как она показала недостаточно высокие результаты Всероссийских проверочных работ.

К сожалению, не достигнуты и показатели результативности участия наших обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников.

Для решения данных проблем муниципальной методической службой реализуется план работы, которым предусматривается системное повышение квалификации педагогических работников. Важнейшими в нем являются следующие направления:

  1. Повышение квалификации педагогов по вопросам подготовки обучающихся к Всероссийским проверочным работам, ГИА, олимпиадам.
  2. Внедрение успешных практик по подготовке обучающихся к достижению высоких результатов в учебной деятельности, участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
  3. Развитие содержания и технологий дополнительного образования, в том числе для детей с особыми потребностями.

На сегодняшний день многое из намеченного уже выполнено:

  1. Проведен многоаспектный анализ результатов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ на предметных районных методических объединениях.
  2. В рамках корпоративного обучения успешно реализуется программа непрерывного повышения квалификации педагогов через практико-ориентированные семинары на базе ОО Волосовского района, организованные специалистами ММС:
  • для учителей начальных классов проведены практико-ориентированные семинары по написанию Всероссийских проверочных работ (два в прошлом учебном году, один - в сентябре). Все учителя, выпускающие школьников 4 классов, приняли в них участие. По результатам этих семинаров методистами ММС, администрациями школ и самими учителями были сделаны определенные выводы для корректировки работы по более качественной подготовке школьников к ВПР. Группа учителей также является слушателями курсов для экспертов по проверке этой работы;
  • с сентября по март 2018 года состоялось 7 практико-ориентированных семинаров для учителей-предметников:
  • в МОУ «Большеврудская СОШ», показавшей высокие результаты на Итоговой аттестации по русскому языку, делились теоретическим и практическим опытом по подготовке обучающихся по подготовке к ГИА;
  • в МКОУ «Кикеринская СОШ» для учителей истории и обществознания и права состоялся семинар по обмену опытом в подготовке к олимпиадам и конкурсам на уроке и во внеурочное время,
  • учителя химии, географии и биологии ВСОШ №1 показали свою методику подготовки к ГИА по этим предметам,
  • в Калитинской школе прошел семинар по обмену опытом подготовки к ГИА по математике, где учителя-предметники школ района давали открытые уроки по решению сложных экзаменационных задач;
  • педагоги Изварской школы дали открытые уроки и внеклассные занятия с обучающимися в рамках темы «Практика реализации ФГОС в образовательных организациях Волосовского муниципального района».
  1. Ещё одним направлением повышения профессиональной компетентности педагога является реализация программы Школы Молодого педагога. Здесь специалистами ММС планируются и проводятся мероприятия по многоплановому становлению педагога:
  • в Волосовской школе №2 и в Октябрьской школе состоялись практико- ориентированные семинары по трансляции передового педагогического опыта для молодых специалистов района, где уроки давали и опытные учителя, и молодые педагоги. По результатам открытых уроков были проведены детальные анализы и самоанализы деятельности учителя и обучающихся;
  • в рамках предметных декад и профессиональных конкурсов молодые педагоги дают открытые уроки и занятия;
  • один раз в месяц (первый понедельник) в индивидуальном порядке специалисты ММС проводят практические консультации по аттестации на заявленную квалификационную категорию (результат - все молодые педагоги района, проработавшие в ОО более двух лет, успешно прошли аттестацию на первую квалификационную категорию;
  • один раз в месяц (первый четверг) в индивидуальном порядке специалисты ММС проводят практические консультации по участию в профессиональных конкурсах (результат – дипломы победителей и призёров в конкурсах для молодых специалистов);
  • один раз в три месяца для МП района проводятся практические занятия по устранению профессиональных проблем, среди которых: планирование и моделирование современного урока, составление рабочих программ по предмету, оформление методических разработок, оформление портфолио профессиональной деятельности педагога, внеурочная деятельность и работа с родителями.

По итогам работы этих семинаров нами уже выпущен муниципальный сборник «Педагогическое обозрение» с материалами, предоставляющими опыт работы администраций школ и учителей-предметников по подготовке школьников к итоговой аттестации, олимпиадам и конкурсам различных уровней. Работа на данном уровне учитывает, прежде всего, результативность педагогической деятельности, которая даст основу для поиска новых путей и форм повышения педагогической квалификации.

Третий уровень – это уровень педагога, на котором управление осуществляется самим педагогом, осуществляющим самоанализ профессиональной деятельности.

На данном уровне педагог занимается самообразованием – разрабатывает и реализует индивидуальный путь профессиональной деятельности. Таким образом, самообразование для педагога – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью педагога.

Представленное уровневое разделение позволяет учитывать индивидуальные профессиональные запросы и потребности педагогов образовательных организаций Волосовского района, выстраивать их индивидуальный маршрут профессионального роста.

Повышение квалификации педагогов происходит и вне образовательной организации – научно-методическое направление.

На сегодняшний день на базе МБУ ДО «Волосовский ЦИТ» в рамках сетевого взаимодействия организованы и проводятся курсы повышения квалификации специалистами ЛОИРО и Ленинградским государственным университетом им. А.С. Пушкина для администрации ОО и педагогов в различных направлениях:

  • «ГИА по математике: вопросы содержания и подготовки обучающихся»;
  • «Родной русский язык»;
  • «Управление образованием»;
  • Организация работы с детьми с ОВЗ.

Ощутимую помощь в повышении уровня и результативности педагогических кадров в районе оказывают и тематические предметные вебинары, проводимые различными организациями, и предметные семинары на базе ЛОИРО. По результатам участия в каждом мероприятии учителя на предметных методических объединениях обсуждают актуальные вопросы и отрабатывают единый подход по их решению. Например: консультации-практикумы по проведению Устного собеседования по русскому языку; решению сложных задач по математике; разбор тем итогового сочинения; изменения в подходе оценивания по критериям по предметам и т.д.

Кроме того, методическая служба активно транслирует эффективный опыт педагогов по достижению высоких учебных результатов обучающихся и посредством их участия в конкурсном движении.

Наши педагоги принимают участие в:

  • Ярмарке инноваций в образовании (Областной форум педагогических идей и инновационных практик);
  • «Педагог года»;
  • «Педагогический дебют»;
  • «Педагогические надежды».

На качество образования влияет, конечно, и степень развития дополнительного образования, поэтому мы работаем и над повышением квалификации педагогов дополнительного образования. На 2018-2019 учебный год организованы выездные курсы ЛОИРО «Современные образовательные технологии в работе педагога дополнительного образования». Кроме того, понимая важность развития технических способностей обучающихся и повышения результативности их участия в движении ЮниорПрофи, организовано участие педагогов дополнительного образования в семинарах и учебно-тренировочных сборах центра «Интеллект».

Таким образом, многие направления в системе повышения квалификации педагогических работников на основе оценки результативности педагогической деятельности, реализуемые в Волосовском муниципальном районе, показали свою эффективность. Но на этом мы не останавливаемся. Уже есть проекты мероприятий в рамках сетевого взаимодействия с районами Ленинградской области по теме «Повышение профессиональной компетентности молодого педагога» (приложение 3).

Третье направление (информационное)

Информационное направление содержит информацию о повышении квалификации педагогами образовательной организации. В образовательной организации педагоги оформляют методические папки, содержащие планы по самообразованию, отчеты по темам самообразования, статьи выступлений, докладов, конспекты уроков (занятий). Портфолио педагогов как способ фиксирования, накопления опыта педагогической деятельности, предназначено для объективной оценки их профессионального уровня. Публикации педагогов в сборниках, научно-методических журналах, на сайтах в сети Интернет отражают информацию о повышении квалификации педагогами.

Содержание системы повышения квалификации нацелено на результат – развитие профессиональной        компетентности педагогов. Компонентом системы повышения квалификации будет являться контроль профессионального развития педагога. Контроль результативности деятельности, оценка эффективности проведенной работы является одним из средств управления процессом повышения квалификации. Контроль осуществляется регулярно; сроки, цели контроля, а также результаты контроля, доводятся до сведения Комитета образования Волосовского муниципального района Ленинградской области, руководителей ОО, общественности. В ходе контроля, в первую очередь, выявляются положительные результаты и проблемные стороны по реализации системы повышения квалификации и работе педагога.

Полная реальная информация о процессе профессионального роста каждого педагога служит основанием для принятия управленческих решений в области повышения квалификации педагогов.

Муниципальной методической службой района разработан алгоритм действий и рекомендации по управлению процессом повышения квалификации педагогов образовательной организации. Под алгоритмом действий мы понимаем последовательность взаимосвязанных действий всех субъектов процесса повышения квалификации педагогических работников. Последовательность действий можно разделить на три этапа:

  • подготовительный;
  • основной;
  • заключительный.

Субъектами процесса повышения квалификации являются: инспектор КО по работе с кадрами, методисты муниципальной методической службы, члены районных методических (предметных) объединений, руководитель образовательной организации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, члены педагогического совета, члены школьного методического совета, члены школьных         методических объединений, педагог. Опыт выстраивания системы повышения квалификации педагогических работников в Волосовском муниципальном районе, результативность управления процессом повышения квалификации педагогических работников будет представлена через следующие показатели:

  • Удовлетворенность педагогов методической работой в районе, образовательной организации, на курсах повышения квалификации, а также результатами самообразования.
  • Качество оказания методической помощи (собеседования, консультирование и т.д.). Наличие доступной и своевременной возможности обобщить и представить свой опыт работы на уровне образовательной организации, муниципальном, региональном и федеральном уровне.
  • Степень общественно-профессионального признания (возможность участия в конкурсах профессионального мастерства).
  • Положительный имидж образовательной организации и др.

Поэтому, мы сформулировали рекомендации по управлению процессом повышения квалификации на уровне района.

Рекомендации по управлению процессом повышения квалификации педагогов

К основным рекомендациям по управлению процессом повышения квалификации педагогов следует отнести следующие:

  1. Процесс повышения квалификации должен иметь системный характер.
  2. Учитывать в процессе повышения квалификации образовательные потребности, уровень квалификации и индивидуальные затруднения педагогов, т.е. должны быть разработаны индивидуальные маршруты повышения квалификации.
  3. Создавать необходимые условия для повышения квалификации педагогов в районе и образовательной организации.

Основные условия могут быть нормативно-правовыми, организационными, педагогическими, психологическими, финансово-хозяйственными.

К нормативно-правовым условиям можно отнести: руководство педагогическим коллективом с соблюдением основных нормативных документов федерального и регионального уровней, а также локального уровня; качественное исполнение должностных обязанностей всеми субъектами образовательных организаций.

Организационные условия: четкое распределение управленческих функций на всех уровнях; информирование образовательных организаций района и педагогических работников о деятельности муниципальной методической службы, администрации, методического совета и методических объединений в вопросе повещённые квалификации педагога.

Педагогические условия: соблюдение основных принципов управления педагогическим коллективом – сочетание единоначалия и коллегиальности, научной объективности, принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности и др.; диагностический подход к решению педагогических проблем. Психологические условия: благоприятный психологический климат образовательной организации; удовлетворенность от процесса и результатов педагогического труда; стимулирование инициативности, активности педагогов моральными и материальными поощрениями, оценка результативности работы педагогов.

Финансово-хозяйственные условия: соответствующая материально-техническая база        образовательной         организации.

  1. Развивать новые формы повышения квалификации, в первую очередь – заочные (очно-заочные) с использованием дистанционных образовательных технологий.
  2. Учитывать внешние условия, к которым можно отнести: изменения законодательства в сфере образования детей с ОВЗ, потребности родителей и обучающихся на образовательные услуги.
  3. Принимать во внимание особенности городских и сельских школ с целью эффективного сотрудничества (сетевого взаимодействия) с другими образовательными организациями и учреждениями дополнительного профессионального образования.

Таким образом, создание и соблюдение основных условий будет способствовать достижению целей по выстраиванию системы повышения квалификации педагогических работников в районе.

Анализ описанной системы повышения квалификации педагогических работников на основе оценки результатов педагогической деятельности свидетельствует, что ее эффективность определяется качеством управления, отношением руководителей к совершенствованию педагогического мастерства учителей и воспитателей в ОО, районе, области, стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в системе дополнительного образования

В данной статье рассматриваются вопросы по увеличению эффективности системы повышения квалификации в образовательных учреждениях. Актуализируется вопрос повышения квалификации именно педагогических ра...

Становление отечественной системы повышения квалификации педагогических работников

Модернизация системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников приобретает на современном этапе особую значимость. Поэтому необходимо обратиться к отечественному историческому опыт...

Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы

Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы...

Проект "Моделирование внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров как средство повышения их профессионального мастерства "

Разработка данной модели и её апробыция имеет большое значение, так как:- позволит достичь высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности;- повысит ежегодное участие педагогов в про...

Система работы методической службы МАОУ «Гимназия №1» по повышению квалификации педагогических кадров

Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педагогического образования с целью подготовки к конкретной профессиональной деятельнос...

Актуальные направления и формы повышения квалификации педагогических кадров Московского района

Материал представленный в статье рекомендуется в помощь методистам по курсовой подготовке как опыт организации работы повышенгия квалификации педагогических работников....