Творческий проект "Масленица"
творческая работа учащихся (7,8 класс) по теме

Виноградова Инна Геннадьевна

Работа выполнена учащимися 7,8,11 класса в рамках  работы кружка фольклорного ансамбля  "Росинка".

Творческий проект был представлен на  конкурс "Мая малая Родина" в номинации нематериальная культура и занял на районном уровне 1 место, на региональном - 2 место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenica_proekt.doc296.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Берновская средняя общеобразовательная школа им. А.С.Пушкина»

Творческий проект

Масленица

Авторы проекта :

участники фольклорного ансамбля «Росинка»

Панкович Софья – 8 класс

Гасова Анастасия – 7 класс

Осипова Нина – 11 класс

Руководитель проекта:

Виноградова Инна Геннадьевна -

 учитель музыки, руководитель ансамбля

Руководитель по изготовлению русских народных костюмов:

Шепенко Галина Николаевна –

                учитель технологии

        

        Кинооператор:

        Земцова Уляна Анатольевна –

        библиотекарь школы

        Консультант  по монтажу  фильма «Масленица – 2011»:

        Громов Сергей Юрьевич –

        учитель информатики

Берново 2011 г.

Описание проекта.

        Работа над проектом по изучению народных традиций Тверского края станет важным этапом в формировании любви к своей малой родине, уважения к традициям Тверского края, гражданской ответственности за экологию родного края.

Работа носит обучающий, воспитательный и развивающий характер.

                        Актуальность проекта.

        В современном мире люди стали забывать о традиционных русских народных праздниках. В стародавние времена русский народ веселился на таких праздниках как Масленица, Иван Купала, Троица, Рождественские Колядки. В наше время практически никто не занимается организацией этих праздников. Мы никогда не забываем эти празднества и не только развлекаемся сами, но и развлекаем жителей нашего села. Зимой, на Масленице, мы катаемся на санках, едим горячие блины, катаемся на санках, бегаем от медведя. В Школе у нас много лет существует ансамбль «Росинка», который и занимается организацией этих мероприятий. Всё это мы делаем, чтобы русские народные праздники никогда не ушли из нашей жизни, чтобы люди помнили о них,  ведь с ними жить гораздо веселей, чем без них. Сохраниться в памяти учеников и учителей школы, жителям села, помогают многочисленные фотографии, на которых запечатлен наш труд в проведении различных игр, развлечений и многого другого, передававшегося нам с опытом старших людей из поколения в поколение.

Цель проекта – вырастить деревья (ели) в школьном питомнике, привлечь внимание общественности к необходимости бережного отношения к природе.

Для достижения цели поставлены задачи: 

- Изучить информацию о создании школьного питомника.

- Подготовить опытную площадку в соответствии с требованиями.

- Высадить саженцы деревьев (елей).

- Изучить условия, наиболее благоприятные для роста саженцев ели.

- Ухаживать за саженцами в течение 2 лет.

- Согласовать с главой администрации Берновского сельского поселения вопрос    

  о перспективе разбивки на территории поселения елового парка.

- Ухаживать за созданным парком.

Гипотеза.

        Если все поставленные задачи будут выполнены, то в нашем селе люди будут более трепетно относится к традициям своего народа. Участники проекта приобретут дополнительные знания о традициях русского народа, получат ценный опыт по духовно-нравственному воспитанию. Этот проект будет длиться всю жизнь!

        Цели: 

1. Формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-эстетическим нормам поведения;

2. Распространение знаний о природе и ее защите;

          3. Совершенствование знаний школьников о птицах Тверской области;

          4. Привлечение внимания общественности к проблеме зимующих птиц, их выживанию и увеличению численности, что будет способствовать повышению биологической защиты зеленых насаждений;

           5. Повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, развитие у детей исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения.

Задачи проекта:

-создать птичьи столовые и отдельные кормушки для птиц;

-обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц;

-подготовить материал для практического оказания помощи птицам;

-изготовить скворечники для перелетных птиц;

-провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы.

Проект состоит из трех блоков: 

  1. Информационно-пропагандистский.
  2. Практический.
  3. Творческий.

Каждый блок отражает деятельность в определенном направлении. По данной схеме выполнялась планомерная теоретическая, практическая, исследовательская деятельность, проводился анализ, диагностика.

Участники проекта:

  1. воспитанники дошкольной группы Берновской школы.
  2. учащиеся Берновской школы (1-11 класс)
  3. участники фольклорного ансамбля «Росинка»
  4. учитель музыки и руководитель ансамбля «Росинка» Виноградова И.Г., учителя   технологии – Шепенко Г.Н., Иноземцева Е.З., учитель информатики – Громов С.Ю., классные руководители –  Баранова М.В., Осипова Е.А., Харламова М.М., Чичикова Н.П.
  5. школьное самоуправление: министерство культуры, спорта, пресс-центр.
  6. библиотекарь школы – Земцова У.А., библиотекари сельской библиотеки – Евграфофа Н.И., Леонова Н.Н.
  7. работник Берновского центра культуры – Личковаха Т.В.
  8. родители учащихся
  9. жители села Берново.  

Сроки проведения проекта:

Подготовительный этап – декабрь 2010 года, январь 2011 года;

Основной этап – февраль 2011 года;

Заключительный этап – 1-7 марта 2011 года.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Информационно-пропагандистский блок.

Он включает в себя работу по таким направлениям:

  1. Изучение обрядовых песен, традиций участниками фольклорного  ансамбля «Росинка» (5-10 класс) под руководством учителя музыки, руководителя ансамбля Виноградовой И.Г.

Информация была добыта из различных источников:

Литература

Интернет

Школьная и сельская библиотеки

Экскурсии в школьный музей и музей имени Пушкина по изучению быта и традиций Руси.

Художественные фильмы «Снегурочка», «Садко».

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Практико-исследовательский блок.

В рамках этого блока были проведены мероприятия по таким направлениям:

Практические мероприятия по оказанию помощи птицам.

Исследовательские наблюдения за жизнью перелетных и зимующих птиц Тверской области.

Изучение Красной Книги Тверской области.

  1. Изготовление русских народных сарафанов и рубах учащимися 9-11 классов под руководством учителя технологии Шепенко Г.Л;

Работая по направлениям на зимних каникулах с помощью учителя технологии, смастерили кормушки по заранее подготовленным чертежам. Ребята следят за тем, чтобы во всех кормушках всегда был разнообразный корм. При проведении сравнительного анализа результатов наблюдения оказалось, что численность птиц, прилетающих к кормушкам, увеличилась.

На весенних каникулах планируется смастерить скворечники для перелетных птиц.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Творческий блок.

Работая по данному блоку, дети провели ряд мероприятий:

Конкурс рисунков  по теме проекта.

Конкурс на лучшую кормушку для птиц.

Классный час  «День птиц».

Социологический опрос коллектива школы и освещение его результатов в школьном пресс-центре.

Результатом работы над проектом станет  создание фильма «Масленица-2011»

Реализация проекта.

Запланированные проектом задачи выполнены:

  1. На подготовительном этапе проекта собрана необходимая информация о традиции проведения Масленичной недели, необходимая для просветительской работы.

Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом  сжигания самодельного чучела Зимы. Масленица по народным поверьям — самый веселый, очень шумный праздник.

Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, чем этот день славен. Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах это очень интересно. Масленица, как правило — это не только блины дома, в гостях и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека был — помочь прогнать зиму и  разбудить природу ото сна. Масленица - это еще и семейный праздник. Весна ассоциируется с началом новой жизни, с продолжением рода. Поэтому раньше особо чтили и поздравляли молодых людей, вступивших в брак в прошлом году. На это и направлены все традиции масленицы.

С днями Масленицы связано много шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост", "Боится Масленица горькой редьки да пареной репы" 

Вот такой весёлый и интересный праздник Масленица.

Детям мы рассказали о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъяснили, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая.

  1. На основном этапе
  1. девушки 9-11 классов изготовили масленичные костюмы, которые помогли  нам как можно красочнее отобразить народный колорит и значимость Масленицы.
  2. юноши 5-8 классов изготовили чучело Масленицы

   

  1. участники ансамбля «Росинка», разработали сценарии проведения Масленичной недели.

     

3. На заключительном этапе выполнена творческая работа:

  1. пресс-центром оформлен уголок  
  2. проведен социологический опрос коллектива школы, в результате которого выявлено, что 62% коллектива знают о празднике Масленицы и его значении, 34 % коллектива смогли назвать все дни масленичной недели, 4% (учащиеся 1 класса) имеют смутное представление о проведение этой традиции. Результаты опроса помещены в школьном пресс-центре, отмечены лучшие знатоки русских традиций.
  3. Проведена масленичная неделя для воспитанников, учащихся школы (см. приложение 1).
  4. Проведены Проводы русской зимы для воспитанников, учащихся школы, родителей и жителей села (см. приложение 2 + диск с фильмом «Масленица – 2011»).

Перспективы.

Этот проект нельзя считать законченным, пока мы живем, пока нас окружают птицы. Чтобы мы с ними были друзьями, будем помнить о том, что помочь им в наших силах.

Приложение 1.

ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА.

Понедельник - "встреча" праздника. В этот день устраиваем и раскатываем ледяные горки. Чучело Масленицы все вместе возят по улицам. Устраиваются качели, столы со сладостями.  

Пришла Масленица годовая,        

Наша гостьюшка дорогая!

Она пешей к нам не бывает,

Все на кониках приезжает.

Ее коники вороные –

У них гривы – золотые!

У них гривы – золотые!

А саночки – расписные!

Пришла Масленица годовая,        

Наша гостьюшка дорогая!

ВТОРНИК - ЗАИГРЫШ.

Этот день посвящен проведению игр и состязаний.  По традиции в этот день, проводили народные гулянья.   

Заиграем  мы во  вторник
Заиграем  перед постом
Покажись ты нам  Масленя
Шаньгой, блинцем, пирогом.

СРЕДА  - ЛАКОМКА.

В этот день основное внимание уделяли угощению. Участники представили лакомтства, которые они приготовили своими руками.  

Как на масленой неделе

Из печи блины летели,

И сыр, и творог-

Всё летело за порог!

Весело было нам!

Весело было нам!

ЧЕТВЕРГ - «РАЗГУЛЯЙ»

В этот день главным занятием было катание и взятие снежного городка. Катание можно имитировали в игровой форме. Снежный городок сделали заранее, построив снежную гору. Башенки, ярусы, ходы строяли с помощью обыкновенных лопат.

А мы Масленицу дожидали,

В окошечко поглядали.

На горушку выходили,

Сыр и масло выносили.

Сыром, маслицем укладали,

Лопаточками утоптали -

Чтобы горушки были катливы,

Чтобы ребятушки были счастливы.

        

ПЯТНИЦА - «ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРА»

       «Зять»  в сопровождении музыкантов, скоморохов, которые составляют его свиту, отравились в гости к «тёще».

 

  Масленица, угощай!
  Всем блиночков подавай. 
  С пылу, с жару — разбирайте!
 Похвалить не забывайте.

СУББОТА  -  «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»

Основные развлечения в этот день: игры, угощение и песни.

ВОСКРЕСЕНЬЕ – ПРОВОДЫ РУССКОЙ ЗИМЫ

«ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ»

Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок звучали в этот день: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост"

В этот день на территории школы устроили настоящее торжество. Ходили ряженые с соломенным чучелом (символом уходящей зимы), одетым в женский наряд.

В последний день Масленицы - Прощеное воскресенье все присутствующие на празднике просили прощения у всех родных и знакомых, на что звучал ответ "Бог простит!".

Ты прощай, прощай наша Масленица!

Ты прощай, прощай наша широкая!

Ты не в среду пришла и не в пятницу,

Ты пришла в понедельник –

Всю неделюшку веселье!

Ты пришла с добром , 

С красным крашеным яйцом,

Со блинами, с пирогами да с оладьями -

Блины масленые, шаньги мазаные,

Мы каталися с горы –

От зари и до зари!

А сегодня в воскресенье наше кончится веселье!

Прощай,  прощай наша Масленица!

        

                                                        Приложение 2

Сценарий Проводов русской зимы.

        Звучит русская народная музыка.

Скоморох 1.

Здравствуйте, гости дорогие! Мы развеселые потешники, берновские насмешники, веселые скоморохи! У нас есть гусли, гудки и дудки, загадки и прибаутки, песни и пляски, игры и сказки!

Скоморох 2.

Зима бела нам с тобой принесла:

Морозы трескучие, снеги сыпучие,

Ветры завьюжные, метели дружные,

Масленку, колядку, день с курину пятку!

Скоморох 3.

Отгадайте-ка, ребятки, мою трудную загадку!

Тетушка крутая,

Белая да седая,

В мешке стужу везет,

На землю холод трясет!

Сугробы наметает,

Ковром землю устилает!

Скоморох 1

Эх, надоела мне зима! Давайте лучше весну-красну кликать! Вы не умеете? А мороз да снег скоро всем наскучат. Ну кто хочет весну звать? Повторяйте за мной:

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью:

Сольном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

С хлебами обильными.

Весенняя музыка.

Зима.

Это кто тут весну без моего приказа зовет? Кто своевольничает? Ах, это вы? Вы чего тут раскричались? Кыш отсюда, пока вас не заморозила!

Весенняя музыка.

Весна.

Кто меня звал - вызывал? Вы, ребята?

Зима.

Ошиблись ребята, не хотели они тебя звать. Им и со мной хорошо! Да, ребята!

Весна.

Да правда ли ты говоришь-то, сестрица? Уж так-то громко звали, так старались! Верно, уж мой черед подошел? Тепла и цветов всем захотелось!

                «Вальс цветов» - начальная школа

Зима.

А я говорю – рано пришла! Ещё подожди! Мы ещё не все зимние игры переиграли, не все песни перепели! Видишь, спортсмены-лыжники стоят. Сейчас засветишь, пригреешь, ручьи побегут, а как они поедут, а? Айда, ребята за мной, пока Весна в силу не вступила!

        Под марш лыжники отравляются на заключительные соревнования «Берновская лыжня».

Весна.        

Иди, иди! А мы с ребятами тебя проводим да слова особые скажем, какие в прежние времена говорили, когда с тобой прощались:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни, красное.

Из-за гор-горы

Выгляни, солнышко.

До весенней поры.

Скоморох 2.

Мы с вами здесь весну встречаем, а какая же весна без Масленицы?

Вместе.

Ой, Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом.

Скоморох 3.

Заходи, Масленица, к нам на широкий двор, на грах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Вместе.

Встречайте, едет Масленица!

                Под музыку выносят Масленицу.

Вместе.

Здравствуй, сударыня Масленица!

Скоморох 3.

Заводи, честной народ,

Развесёлый хоровод!

        Хоровод вокруг Масленицы. «Блины»

Скоморох 1.

Ну вот, теперь можно и за игры приниматься! Хотите поработать, погреться? Не за горами и весна, а за нею лето.

        Игры по станциям.

        - катание на санках (учащиеся 9 класса)

        - хороводы (ансамбль «Росинка)

        - русские народные игры (работники БЦК, учащиеся 11 класса)

        - загадки, поговорки и т.д. (работники сельской библиотеки)

Скоморох 2.

Прощай, зима строптивая,

Приходи, лето красное!

Скоморох 3.

Масленица-блиноеда,

Накормила людей

И сама - за плетень!

Полизала сыр и масло,

А сама погасла!

Скоморох 1.

Маслена неделя

В Ростов полетела.

На пенёк села,

Оладышек съела.

Скоморох 2.

А Масленица-то нас обманула!

Обманула, провела,

Годика не дожила,

Говорила семь недель,

А остался - один день!

Вместе. 

А теперь пойдем гулять – Масленицу провожать.

Несут Масленицу к месту горения.

Весна.

Пора нам прощаться с Масленицей. Сейчас сгорит она, а это значит – конец зиме!

        Исполнение песни «Прощай, Масленица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Творческие профессии, творческие люди

Эту презентацию можно использовать  на уроках ИЗО,  искусства по теме Современное искусство", а также по профориентации....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...


 

Комментарии