Программа социально-педагогической направленности "Школа Лидера"
рабочая программа по теме

Титова Анна Сергеевна

Программа «Школа Лидера» - это социально-образовательная развивающая программа для школьников старшего подросткового и раннего юношеского возраста.Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы Дома детского творчества социально-педагогической направленности. Образовательная программа рассчитана на обучающихся старшего подросткового и раннего юношеского возраста - 14-17 лет. Специальных требований к знаниям при приеме в объединение нет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_lidera.doc103 КБ

Предварительный просмотр:




Муниципальное образовательное учреждение



 дополнительного образования детей



Дом детского творчества









«ОДОБРЕНА»        «УТВЕРЖДАЮ»



На заседании                                                                  Директор МОУ ДОД ДДТ



Педагогического совета                                                     ______ Трифонова Л.А.



Протокол № ___ от «__» _________г.                                «___» ______________г.

















ПРОГРАММА



СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ



«Школа Лидера»



                                          Срок  реализации программы– 1 год



Возраст обучающихся – 14-17 лет









                           







Разработчик –  Титова А. С.



        педагог дополнительного         образования













р.п. Усть-Донецкий



2008 г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность данной программы
  2. Цель программы
  3. Задачи программы
  4. Ожидаемые результаты
  1. Содержание программы
  2. Учебно-тематический план
  3. Методическое обеспечение программы
  1. Методы, на которых базируется программа
  2. Оборудование для занятий
  3. Учебно-методическое обеспечение
  1. Список литературы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Школа Лидера» - это социально-образовательная развивающая программа для школьников старшего подросткового и раннего юношеского возраста.

Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения в образовательных услугах, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих детей. Именно в этом и заклю чается социально-образовательная направленность программы.

Возрастные особенности старших школьников предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самоопределения личности, самоутверждения молодежи в активной социальной роли. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если старшеклассники уже обладают определенным запасом знаний, умений и навыков; а также, если обеспечено развитие их лидерских качеств. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность старшеклассников, которая заключается в мотивации к деятельности в социально значимых делах. Следствием этого явилась чрезвычайная востребованность подготовки лидеров, ориентированных на деятельность в общественных объединениях.

Основное достоинство программы «Школа Лидера» заключается в том, что практическая составляющая программы реализуется в деятельности детского общественного объединения – районной детской организации «Росинка» Усть-Донецкого района.

Данная комплексная программа ориентирует подростков на ценности профессионализма, творчества, социальной активности. Программа предполагает создание условий для расширения знаний, нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоцио нальной устойчивости личности.

Программа  представляет собой, на мой взгляд, систему оптимальных методик и технологий формирования лидерских качеств старшеклассников. В программе используются материалы и разработки социально-психологической службы ВДЦ «Орленок».

Цель программы: обеспечить получение каждым подростком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля, в области деятельности детских общественных объединений.

Задачи:

  1. Выявление и развитие организаторских, творческих качеств участников.
  2. Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание   теории   лидерства   (понятие,   стили,   принципы, типология, способы  деятельности).
  3. Приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.
  1. Обучение   подростков   умениям   и   навыкам   организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
  2. Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно-творческих дел.
  1.  Развитие культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.
  1. Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих  норм в условиях уважения к правам и свободам человека.

Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы Дома детского творчества социально-педагогической направленности.

Образовательная программа рассчитана на обучающихся старшего подросткового и раннего юношеского возраста - 14-17 лет. Специальных требований к знаниям при приеме в объединение нет.

Работа «Школы Лидера» планируется в режиме очно-заочных занятий. С сентября каждого года предполагается набор группы обучающихся в состав которых входит по 2-3 человека от каждой школы района. «Школа Лидера» работает весь учебный год по 1 занятию в месяц продолжительность занятий 2 часа, таким образом, программа рассчитана на  9 занятий (18 часов).  

Ожидаемые результаты:

  1. Получение практических знаний по организации работы органов
    самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии  общения, игровым и органи заторским технологиям.
  2. Приобретение навыков лидерского поведения, организаторских умений, коллективной и руководящей деятельности.
  3. Приобретение   умений   проведения   анализа   и   выстраивания перспективы собственной деятельности.
  4. Усвоение ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.

В конце учебного года предполагается подведение итогов реализации программы в форме деловой игры «Лидер». По итогам прохождения игры каждый участник проекта получает сертификат о прохождении курса «Школа Лидера».

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1: «Лидер». Создание условий для развития лидерского потенциала. Ознакомление с понятием: ученическое самоуправление.

Занятие 2: «Самовыражение лидера». Формирование и развитие лидерских и конкурентоспособных качеств личности. Ознакомление с правовыми основами деятельности ученического самоуправления.

Занятие 3: «Поведение лидера». Развитие навыков уверенного поведения. Ознакомление с различиями и возможностями органов самоуправления и детских общественных организаций.

Занятие 4: «Общение лидера». Ознакомление подростков с приёмами конструктивного, бесконфликтного общения, с моделями ученического самоуправления.

Занятие 5: «Команда лидера» Ознакомление участников с алгоритмом создания команды. Проектирование системы ученического самоуправления.

Занятие 6: «Команда лидера -2» Получение подростками опыта принятия важных для группы людей решений (как элемента лидерского поведения). Ознакомление с выборными технологиями формирования органов ученического самоуправления.

Занятие 7: «Лидер ли я в группе?»  Развитие навыков группового взаимодействия, в частности, осознание участниками собственной позиции в группе. Ознакомление с организацией деятельности органов ученического самоуправления.

Занятие 8: «Игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе». Ознакомление с игровыми методами и способами выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей.  

Занятие 9: Подведение итогов реализации программы. Деловая игра «Лидер».

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

        Тема раздела

Кол-во часов

Теоретические занятия

Кол-во

часов

Практические занятия

Кол-во

часов

1

Лидер

2

Основные качества и способности лидера. Ученическое самоуправление

0,5

Знакомство с группой и программой.

Проработка некоторых лидерских качеств.

1,5

2

Самовыражение лидера

2

Приемы и способы самораскрытия; самовыражения.

Правовые основы деятельности ученического самоуправления.

0,5

Обучение приемам и способам самораскрытия.

Упражнения на развитие навыков самовыражения.

Обучение постановке целей.

Отработка навыков преодоления препятствий.

1,5

3

Поведение лидера

2

Информации о способах уверенного поведения.

Органы самоуправления и детские общественные организации: различия и возможности.

0,5

Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник.

1,5

4

Общение лидера

2

Проблемы адекватности восприятия людьми друг друга.

Модели ученического самоуправления.

0,5

Упражнения на повышение самооценки обучающихся, на профилактику агрессивных проявлений.

1,5

5

Команда лидера

2

Беседа о необходимости работы в команде.

Алгоритм создания команды.

Проектирование системы ученического самоуправления.

0,5

Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник.

1,5

6

Команда лидера - 2

2

Информирование подростков о различных стилях лидерства.

Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления.

0,5

Упражнения на получения опыта принятия важных для группы людей решений.

1,5

7

Лидер ли я

в группе?

2

Рассмотрение видов лидеров, собственных позиций поведения в процессе совместной деятельности.

Организация деятельности органов ученического самоуправления.

0,5

Групповая работа посредством игровых методов и арт-терапевтических методов.

1,5

8

Игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе

2

Рассмотрение игровых методов диагностики лидеров.

0,5

Проигрывание игровых методов в группе.

1,5

9

Деловая игра «Лидер»

2

Игра на выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению.

2

ИТОГО:

18

4

14

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа базируется на различных методах. Наряду с лекционными формами, будут широко применяться методики тренинга и ролевых игр, а также дискуссионные формы. Одной из форм работы будет являться методический анализ: обсуждение вместе со слушателями методических аспектов форм работы, примененных при проведении занятий.

Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная, стенды.

Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы по основам детского самоуправления и лидерству, журналы «Внешкольник», «Воспитание школьника», сборники материалов работы социально-педагогической службы всероссийского детского центра «Орлёнок», сборники из серии «В помощь школьному психологу».

Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.,2000.
  2. Безопасные игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
  3. Битянова М.Р. Школьная психологическая служба. – М., 1999.
  4. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2002.
  5. Вачков И.В., Дербко С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004.
  6. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал.
  7. Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. СПб., 2003.
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь, 2003.
  9. Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000
  10. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002.
  11. Лидерские игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
  12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.
  13. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Пособие для студ. психол. факультетов университетов. - М., 2003.
  14. Психогимнастика в тренинге  / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002
  15. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского. - М., 1996.
  16. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.

  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании ТТ.1,2. - М.,1999.            
  18. Рогов Е.И. Психология группы – М.; Владос, 2005.
  19. Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 2004
  20. Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003.
  21. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Голубева Ю. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  22. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2003г.
  23. Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой / авт.-сост.  – Д.В. Рогаткин .- Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2004.
  24. Шелби Б. Тесты для детей. – М., 1999.
  25. Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы / авт.-сост. Алымова Н. А. , Надточий Е. И. - Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА социально – педагогического сопровождения лицеистов в процессе обучения и их социализации.

Данная программа соцально- педагогического сопровождения обучающихся - итог многолетней работы социального  педагога. В ней представлены обоснование, цели и задачи, формы реализации и прогнозируемый р...

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...