БЫЛОЕ (Программа туристско-краеведческого направления, авторская
рабочая программа (9 класс) по теме

Солодухина Татьяна Константиновна

Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины – села Тарбагатай.

Предметом изучения являются культура, быт и  духовные традиции семейских, история села, судьбы людей, тесно связанные с историей старообрядчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_istoriko.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОД «Радуга талантов»

Школьный историко-краеведческий музей «Память»

БЫЛОЕ

(Программа туристско-краеведческого направления,

 авторская, для учащихся среднего и старшего звена,

рассчитана на 3 года)

Автор: Солодухина Татьяна Константиновна

Педагог дополнительного образования

Тарбагатай 2010 год

Пояснительная записка

Программа составлена на основании государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы, Программы для средней школы образовательной области стандарта школьного НРГ РБ, положения о школьном музее «Память».

Направленность;

Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся различных возрастных групп: 6-11 классов. Она рассчитана на 3 года. 128 часов – первый год обучения, по  192  часа – во второй и третий годы учебного времени работы с преподавателем – руководителем в год (6 часов в неделю) и часов самостоятельной работы учащихся по выполнению практического задания в рамках заданного проекта. Возможно увеличение количества часов совместной с преподавателем работы по необходимости и корректировка в планировании по мере выявления новых направлений в работе в соответствии с найденными материалами в ходе проводимых исследований. Дополнительно, параллельно с поисковой – исследовательской работой возможна экскурсионная (просветительская) работа учащихся из числа членов объединения по уже найденным и оформленным материалам для других учащихся школы и жителей социума в соответствии военно-патриотической программой школы.

Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины – села Тарбагатай.

Предметом изучения являются культура, быт и  духовные традиции семейских, история села, судьбы людей, тесно связанные с историей старообрядчества.

Новизна данной программы состоит в том, что ее основа – местный региональный компонент ( в пределах одного старообрядческого села), который ранее не подлежал изучению.

Актуальность программы состоит в привлечении внимания общественности к своим корням.

Основные цели :

воспитательные – формирование активной гражданской позиции учащихся, воспитание патриотизма, гордости за свою страну, школу, посёлок; Формирование ценностных ориентации на основе осмысления исторического прошлого села в контексте развития региона и  России.

формирование социальной активности, толерантности и коммуникабельности;

познавательные – приобщение учащихся к исследовательской и проектной творческой деятельности на основе историко– краеведческого материала; Овладение учащимися основами знаний об историческом развитии с. Тарбагатай в разный период,; овладение основами журналистики и социального анализа;

развивающие – развитие навыков исследовательской и проектной работы, обработки статистических и анкетных материалов, интервьюирования; развитие профессиональных склонностей, оказывающих влияние на выбор учеником сферы профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. Приобщить школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений, к национальной культуре и народным идеалам, способствовать формированию уважения к многовековой российской истории, помочь школьникам понять проблемы и реалии современного мира.
  2. Обеспечить учащимся возможность овладеть знаниями о многовековом
  3. историческом пути с. Тарбагатай, о его роли в мировом сообществе, о факторах, определявших в различные  исторические эпохи  судьбу страны и населявших се народов, о влиянии прошлого на судьбу современной России;
  4. Сформировать,   умения   оперировать   полученными   знаниями,  самостоятельно извлекать их из исторических источников, развить способности анализировать и оценивать 'факты, явления и события, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения о действиях людей в истории;

Отличительная особенность данной программы заключается в исследовании узколокального регионального компонента

Возраст детей  Программа рассчитана на учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Методы обучения

  1. Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
  2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций
    и выставок музея.
  3. Поисковый - сбор информации по интересующей теме.
  4. Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из
    фондов    школьного    музея    для    развития    мыслительной,    интеллектуально-
    познавательной деятельности.
  5. Средства   обучения:   научный  и  практический   опыт  музеев  мира,   богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.

Формы занятий: беседы- лекции, поисковые экспедиции, индивидуальные занятия с учащимися, занятия – отчеты о проделанной работе, описание поискового материала, оформление выставок.

Режим занятий: 1й год - 2 раза в неделю по 2 часа ( 128 часов), 2 и 3 год - 2 раза в неделю по 3 часа. (по 192 часа).

Ожидаемые результаты: участие в школьных, районных и республиканских конференциях, олимпиадах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.

Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления.

Первый год обучения

Задачи:

  1. Раскрыть своеобразие этнического облика семейской группы населения Забайкалья, традиционные особенности ее материальной и духовной культуры,
  2. показать вклад этой культуры в достижения мировой цивилизации.
  3. рассмотреть особенности формиро вания этнической общности семейских Забайкалья в иноконфессиональном, инокультурном, иноэтническом окружении на территории Байкальского региона.

Учебно-тематический  план  1 год обучения.

Раздел

Кол-во часов

всего

теор

прак

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение. Народы и этнические группы

Особенности формирования русского народа

 Раскол в русской церкви в середине XVII в

Переселение старообрядцев в Забайкалье

Хозяйственная деятельность семейских Забайкалья

Домашний быт семейских Забайкалья

Фольклор семейских. Говор

Домовая роспись

Процесс возрождения традиционной культуры старообрядцев Забайкалья

Резервное время

итого

2

2

6

4

2

32

22

32

14

12

128

2

2

4

4

2

15

6

4

14

2

17

16

28

Содержание программы

Введение. Народы и этнические группы (2 часа)

Этническая карта Бурятии. Национально-культурные центры РБ. Мировые реши ни. Современная РПЦ. Дрсвлсправославная старообряд ческая церковь. Культура и бьп этнических групп. Федеральный Закон РФ "О национально-культурной автономии".

Календари, которые отражают ритмы природы. В основу солнечных сна смена времен и тола, в основу лунных смена фаз луны, юмичеекис календари.

Славянский месяцеслов и святцы. Слияние древнерусского календаря панским Месяцеслов семейских    один из вариантов русскогонародного календаря. Аграрные моления и праздники из календаря. Названия месяцев: просинец, сечень, сухий, березозол, травень, изок, червень, серпень, рюень, листопад, грудень, студень. Пасхалия по старому стилю. Календарная обрядность.

Раздел 2. Особенности формирования русского народа (2 часа)

Праславянские союзы. Образование древнерусского государства. Язычество на Руси. Христианизация русских. Расширение русского государства. Заселение Сибири и Забайкалья.

Раздел 3. Раскол в русской церкви в середине XVII в.(6  часов)

Стоглавый церковный собор 1649 г. Церковные проблемы после Собора 1649 г. Сторонники и противники церковной реформы в русском государстве. Царь Алексей Михайлович и его окружение. Возвышение Никиты Минова (митрополита Никона) и Аввакума Петрова. Избрание Никона патриархом РПЦв 1652 г. Начало церковной реформы. Первые выступления противников церковных изменений. Формирование новолюбцев и старолюбцев. Иван Неронов, Аввакум Петров - лидеры движения против никоновской реформы. Появление в русском языке понятий "никониане" и "раскольники". Борьба государства и патриаршей церкви против старолюбцев. Ссылка протопопа Аввакума в Сибирь, возвращение в Москву, предание анафеме, новая ссылка в Пустозерск. Литературная деятельность Аввакума и его влияние на старообрядческое движение в России и за рубежом. Гибель Аввакума и его пустозерских сподвижников в 1682 г. Судьба боярынь Морозовой и Урусовой. Деление старообрядчества на поповщину и беспоповщину. Появление согласий и толков. Формирование центров старообрядческого движения.

Раздел 4. Переселение старообрядцев в Забайкалье (4  часа)

"Выгонка" польских старообрядцев в 1735 г. из Польши. "Выгонки" "поляков" во второй половине XVIII в. Расселение польских переселенцев в Забайкалье. Освоение ими новых земель. Контакты с местным населением. Успехи в обустройстве и земледелие. Строительство культовых сооружений. Взаимоотношения с местными властями. Появление нового этнонима забайкальских старообрядцев - семейских.

Раздел 5. Хозяйственная деятельность семейских Забайкалья (2 часа)

Получение помощи от государства - сельхозинвентаря, семян, лошадей, финансов, льгот на права переселенцев. Наделение землей. Захватное земле владение, "чертежи" - "божьи пазухи". Применение новых сельхозорудий -Обряды, связанные с земледелием. Народные промыслы. Описание хозяйственной деятельности семейских декабристами, исследователями, путешественниками.

Раздел 6. Домашний быт семейских Забайкалья(32 часа)

Жилище семейских избы бревенчатые. Дранье, охлопень, крючья- "курицы", желоб, наличники, резьба, жиковины на ворогах, "ворога под кабаном".

Внутренняя часть избы - ковры-половики, передний угол, божница, киот, иконы, складни, кресты, "подрушники", "рушники", карманчики, печь с опечком, "подполья".

Двор - амбар, завозня, погребушка, двор скотский, мерлоги, хлевы для свиней, стайки для коров, сараи, "камяги", сеновал, колосники для колоса, ступка, мялка, баня, колодец, огород, гумно.

Женская, мужская и детская одежда. Одежда для хождения в церковь, часовню или моленный дом.

Посуда молосная и постная. Пища. Ботвинья с луком, "солод", "солодуха",

толокно, картофель, капуста, огурцы, конопляное масло, молочная пища, выпечка.

Отношение к детям в семье. Приучение к работе с 8-9 лет. Обучение

грамоте. Старообрядческая книжность. Семейские праздники, обряды,

семейская генеалогия.

Раздел 7. Фольклор семейских Забайкалья. Говор семейских (22 часа)

Песни семейских. Их особенности. История знаменитых семейских хоров. Детский фольклор: песенки, потешки, прибаутки, колыбельные, скороговорки, поддевки, сечки.

Изучение семейского фольклора. Семейский говор. Его особенности. Развитие семейского фольклора в современных условиях. Проблема сохранения говора в словарях и в электронном варианте.

Раздел 8. Домовая роспись (32 часа)основные элементы росписи.  Растительные и животные мотивы.Роспись разделочной доски.Симметричный рисунок, применение кронтраста в росписи.Роспись стены дома,ставня. Геометрический орнамент поясов.

Раздел 9. Процесс возрождения традиционной культуры старообрядцев Забайкалья(14 часов)

Начало процесса возрождения семейской культуры в конце 80-х 90-х годах XX в. Анализ понятия "возрождение". Проведение двух республи канских фестивалей семейской песни с привлечением коллективов из Красночикойского района Читинской области. Проведение I съезда семейских Забайкалья. Утверждение на съезде программы развития семейской культуры доклада В.Л. Петрова и Плана мероприятий по сохранению и развитию семейской культуры. Образование организаций. Открытие церквей. Проведение школьной республиканской конференции "Семсйские в панораме веков". Утверждение государственной программы "Изучение, сохранение и развитие культуры семейских". Придание семейской культуре статуса Шедевра устного нематериального наследия по линии ЮНЕСКО (2001 г.). Проведение международной конференции по старообрядчеству в Улан-Удэ (2001 г.).

Результат:

  1. учащиеся знают основные  понятия: Этническая культура, древлеправославие, старообрядческая церковь, национально-культурная автономия, концепция, календарь, святцы, Пасхалия, предки, язычество, христианизация, церковный собор, патриарх, РПЦ, реформа, старолюбцы и новолюбцы, анафема, поповщина и беспоповщина, "выгонки", "поляки", старожилы, этноним, семейский, захватное землепользование, товарный хлеб, генеалогия, электронный вариант словаря, говоры, традиционные ценности, "никониане", "раскольники", "пустозерские соузники", "чертежи", "божьи пазухи", охлопень, дранье, жиковины, складки, киот, подрушники, опечки, завозня, мерлоги, "камяги", ботвинья, моленный дом, возрождение культуры.
  2. учащиеся научаются использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска, первичного анализа и использования исторической информации, обращения в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
  3. происходит сохранение духовного и культурного наследия России, Бурятии, Тарбагатая и школы,
  4. члены объединения передают собственные знания и умения последующим поколениям учащихся школы.

Учебно-тематический  план  2 год обучения.

Содержание программы

Количество часов

Форма занятий

Результат

п/п

всего

теория

практика

экс-

1

Школьный музей Фондовая деятельность в музее

30

8

10

12

Лекции, практическая работа, экскурсии

Пополнение коллекций музея новыми экспонатами

Обработка собранного материала, его систематизация, заполнение книги учета, составление карточек.

Участие в слете музейщиков

Музейный урок

2

Содержание                 и оформление   поисково- исследовательских работ

92

22

60

10

Лекции, поисково-исследовательская работа

Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы.

Обработка собранного материала, его систематизация,

Участие в районных, республиканских и всероссийских конференциях, конкурсах, фестивалях.

3

Обряды и праздники.

20

10

6

4

Работа с архивными и литературными источниками, экскурсии, посещение фольклорных праздников.

Обработка и систематизация материала, составление электронных презентаций и видеосюжетов

4

История СССР Военная история

30

10

14

6

Беседы, встречи с участниками, Работа с архивными и литературными источниками,

исследовательская работа

Участие в районных, республиканских и всероссийских конференциях, конкурсах

4

Экспозиционная  и Экскурсионная деятельность

20

4

12

4

Уметь самостоятельно составлять тематико-экспозиционный план, оформлять экспозицию, проводить экскурсию.

                    Содержание изучаемого курса

Школьный музей Фондовая деятельность в музее (30 часов).

Вводное занятие. Знакомство со школьным музеем. Музейное дело в школе. Особенности экспозиционной работы. Использование музея в учебном процессе. Общие сведения о семейских. Поисковая работа. Воспитанники должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания. Воспитанники должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания

Оформление поисково-исследовательских работ(92 часа). 

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования "поле" научных поисков. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования. Объекты анализа. Вычленение существенных признаков, достаточных и вспомогательных условий в ведении исследования. Определение плюсов и минусов, полученных в результате. Понятие о структурировании исследовательского материала. Требования к оформлению исследовательских работ.1 Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал. Характеристика исследуемой проблемы, вычленение главных, достаточных и вспомогательных условий, определение закономерностей. Соответствие плана содержания и плана выражения в речи. Обращенность речи, соотнесенность ее с характером аудитории.

Обряды и праздники (20 часов).

Общие сведения о праздниках и обрядах. Народный календарь. Месяцеслов. Проведение праздников. Поисково-исследовательская работа, работа с литературными источниками. Сбор материала об обрядах, праздниках.

История СССР. Великая Отечественная война (30 часов).

Общие сведения. Участие жителей села в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Труженики     тыла.     Знакомство     со     школьной     «Книгой     Памяти».     Поисково-исследовательская работа, сбор материала о без вести пропавших, умерших от ран, об участниках ВОВ. Школьная краеведческая конференция. Продолжим «Книгу Памяти».

Экспозиционная и  Экскурсионная деятельность (20 часов)

Воспитанники должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс, этикетка, витрина, диорама, экскурсия.Должны знать: методы построения экспозиции (систематический, тематический, ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный, этикетаж).Воспитанники должны уметь самостоятельно составить: тематико-эспозиционный план, аннотации, оформить экспозиционный комплекс, составить и провести экскурсию.

         

Литература для учителя

1.           Аргудяева Ю. В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. - М., 2000. 364 с.

2.            Болонев Ф. Ф. Семейские. - Улан-Удэ, 1992. - 206 с.

3.                       Бураева СВ. Изучение старообрядческой книжности Забайкалья. -Улан-Удэ, 2002.  93 с.

4.                       Гирченко В.II. Из истории переселения в Прибайкалье семейских. -Верхнеудинск,1922. - 20 с.

5.                     Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М., 2000. -350 с.

6.            Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. - М.: Советская Россия, 1991.   366с.

7.             Записки барона Розена А. Е. // Отечественные записки, 1876.№4.-С. 411-414.

8.                       Ильина-Охрименко Г.И. Народное искусство ссмейских Забайкалья. -Улан-Удэ, 1972. 88 с.

9.              КарнышевА.Д. Межгрупповое взаимодействие. -Улан-Удэ, 1997. - 184с.

10.                      На пути к возрождению (из доклада члена оргкомитета Петрова В.) // Бурятия, 2.06.1993. -С. 3.

11.            Образование и культура XXI века. -Улан-Удэ: ВС ГАКИ, 2000. Т. 1. Т. 2.

12.                        Петрова ЕВ. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья (этносоциологический анализ). -Улан-Удэ, 1999. - 129 с.

13.           Селшцев А. М. Забайкальские старообрядцы, семейские. - Иркутск, 1920. - 81 с.

14.               Старообрядчество: история, культура, современность // Сборники статей научно-практических конференций. - М., 1996-1998.

15.             Старообрядчество: история, культура, современность // Журналы № 1 -6 . -М., 1996-1998.

16.                               Талько-Грынцевич Ю.Д. Семейские-старообрядцы Забайкалья // К антропологии великороссов.  Томск, 1898. - 52 с.

17.                    Традиционная духовная и материальная культура русских старообряд ческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. - Новосибирск: Наука, 1992.-325 с.

18.                Шмулевич ММ. Очерки истории Западного Забайкалья XVII и сер. XIX века. - Новосибирск, 1985. - 285 с.

19.                        Элиасов Л.Е. Краткая программа собирания фольклора у русского населения Забайкалья. -Улан-Удэ, 1957.-50 с.

Литература для учащихся

1.             Аргудяева Ю. В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России.  М., 2000. 364 с.

2.            Болонев Ф. Ф. Семейские. - Улан-Удэ, 1992.  206 с.

3.                       Быт и искусство русского населения Восточной Сибири, Забайкалья. -Новосибирск: Наука, 1975. Ч. 2.- 150 с.

4.              Восток-Запад: диалог культур. Материалы международной конференции. -Улан-Удэ, 1996.  186 с.

5.                      Гирченко В.П. Из истории переселения в Прибайкалье семейских. Верхнеудинск, 1922. - 20 с.

6.             Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. - М., 1994. - 541 с.

7.            Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. - М.: Советская Россия, 1991.-366 с.

8.                Максимов СВ. Сибирь и каторга. - СПб., 1891.4.2.- 357 с.

9.                 Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. - М.: Мысль, 1979. - 124 с.

10.                        Мотицкий В. П. Старообрядчество Забайкалья: прошлое и настоящее (XVII-XX вв.). - Улан-Удэ, 1976. - 79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туристско - краеведческая работа в изучении природы посёлка Духовницкое.

Экскурсии и самостоятельные наблюдения просто необходимы для установления взаимосвязей в природнеых компонентах при изучении природы "Малой Родины"...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 5 КЛАСС

Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного ...

Авторская программа туристско-краеведческого кружка "Юный турист Дона"

Наш век – век технического прогресса, развития высочайших технологий и как следствие этому идет резкое ухудшение экологической среды, остро встает вопрос оздоровления населения страны.  Большинст...

Туристско-краеведческое движение "ОТЕЧЕСТВО"

презентация, представляющая программу по школьному туризму и краеведению...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности. Туристские игры.

Туристские игры. Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности...

«Туристское снаряжение». Методические материалы к дополнительным общеобразовательным программам туристско-краеведческой направленности.

Данные материалы адресованы руководителям походных групп и инструкторам детско-юношеского туризма, а также педагогам дополнительного образования детей, работающим по дополнительным общеобразовательным...