Туристско - краеведческая работа в изучении природы посёлка Духовницкое.
статья по географии (6 класс) по теме

Стекленёва Светлана Юрьевна

Экскурсии и самостоятельные наблюдения просто необходимы для установления взаимосвязей в природнеых компонентах при изучении природы "Малой Родины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_otchiy_kray.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Туристско-краеведческая работа в изучении природы благодатной территории на берегу Волги – посёлка Духовницкое.

Стекленёва С.Ю., учитель географии и биологии

МОУ «СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области»

Наша страна состоит из многих тысяч малых Родин, составляющих одну Родину – Россию.

О Саратовском крае написано немало, и нам кажется, что о нём мы знаем достаточно. Однако когда энтузиасты берутся за освещение уголков родной земли, она предстаёт перед нами неизведанной картиной.

Интерес к Земле, на которой мы родились и живём, начинается с путешествий, и  прежде всего, с путешествий по своей малой Родине.

Родиной мы называем Россию, но на её просторах есть место, где мы либо родились, либо живём, для нас это наша малая Родина – Духовницкий район, наш посёлок Духовницкое. Работая учителем географии и биологии, часто провожу экскурсии с ребятами, где мы воочию изучаем типичные ландшафты родной  местности.

Экскурсия предполагает короткие выходы в окружающую природу, в парк и длительные комплексные экскурсии во время летних каникул. Основная цель экскурсии – провести самостоятельные наблюдения школьников, уметь устанавливать взаимосвязи между компонентами природы. Любая экскурсия проводится после серьёзной подготовки: предварительного знакомства с объектом изучения, планирования работы во время сбора и обработки материала. По результатам экскурсии готовятся обычно доклады, зарисовки, фотографии и выставки.

Наиболее увлекательным видом внеклассной краеведческой работы являются туристические походы по родному краю. При изучении природы своего региона наиболее целесообразны и необходимы походы, позволяющие на конкретных примерах изучать природные комплексы. Туристический поход, помогая разностороннему познанию родного края, одновременно служит оздоровительным и спортивным целям. Поход воспитывает такие качества, как наблюдательность, самостоятельность, инициативу, настойчивость. Успех похода зависит от всесторонней и тщательной подготовки к нему, которая включает приобретение учащимся хороших знаний и навыков краеведческой работы, овладения техникой туризма и знаниями по ориентированию, подготовку необходимого туристического снаряжения и оборудования для краеведческой работы. Особое внимание следует обратить на воспитание дружного, дисциплинированного коллектива, привитие юным туристам навыков культурного поведения и выполнений санитарно-гигиенических правил. Только тщательная подготовка похода служит залогом успешного его проведения. Поход преследует часто как спортивные, так и познавательные цели. Поэтому, выбор маршрута похода зависит от цели похода.

На мой взгляд, учащимся следует прививать навыки всестороннего изучения родного края, его типичных ландшафтов. Ознакомлять учащихся с природой области осуществляю постепенно, накапливаем сведения о рельефе, о климате, растительности и других компонентах местной природы. Большое внимание уделяю и топонимике изучаемой территории. Проводя сбор и анализ названий, можно найти много интересных закономерностей и на их базе учащимся предложить подготовить рефераты и сообщения.

Родина! Только любящим сердцем можно почувствовать, сколько в этом слове трогательного и нежного, мужественного и гордого, ежеминутного и вечного. Мои ученики с большим интересом слушают древние придания о топонимической версии происхождения названия посёлка.

Духовницкое (Павловское) – деревня владельческая, образовалась в 1778 году по указу Екатерины Второй. Здесь проживало в те года всего  84 человек. По некоторым свидетельствам, это были старообрядцы, гонимые Петром Первым. Они обосновались у Волги, в местах, густо поросшим лесом.

Постепенно появлялись селения с монастырями и духовной школой, которая готовила священников старой веры и скитов, разбредавшихся по всей России. Существует несколько версий о происхождении названия села Духовницкое.

По одной из версий, село,  сплошь заселённое священниками, и получило название Духовницкое. В брошюре о географических названиях населённых пунктов Саратовской области, автор В.И. Горцев[1] пишет, что село было названо по имени его основателя обер-прокурор Святейшего Синода – Духовницкого.  Окружавшие Духовницкие земли, леса, луга, озёра, Волга, принадлежали нескольким зажиточным помещикам – Протопопову, Лебедеву и другим. Самые крупные владения были у  обер-прокурора Протопопова.  Существует и иная версия. Она гласит, что ватага бурлаков именно здесь отдыхала и «переводила дух», а именно напротив поселения, где был Иванов плес, находилось их  место отдыха. У них будто бы, существовал обычай, когда, перетянув баржу через этот мелководный плес, они устало падали лицом на землю и с трудом переводили дух.

В тоже время, река Волга имела три песчано-меловых плеса, которые назывались Духовницкими. Вполне вероятно, что землемеры и дали поселению название Духовницкое.

Согласитесь, все версии оригинальны. И если в век техники и технологии бурлаки уже не перетаскивают баржи по Волге, река  всё же остаётся местом отдыха людей.

Как сказал известный русский  философ Н.Бердяев: «Кричать о любви к Родине ничего для неё не сделав, просто безнравственно и постыдно…»

По архивным сведениям, было установлено, что становление Духовницкого района проходило в 1927-1929 годах, путём административно-территориального деления прежних губерний и уездов на более мелкие. Окончательно Духовницкий район сформировался в 1928 году - ровно 83 года назад. Райцентр постепенно обустраивался. Появилась средняя школа, дом культуры, грузовые и пассажирские переправы через Волгу, заработали промышленные предприятия.

Отдельные природные условия и ресурсы не существуют изолированно друг от друга, а тесно и всесторонне взаимосвязаны и взаимообусловлены. Приступая к изучению ландшафтов, учащиеся должны знать, что вся земная поверхность состоит из отдельных участков, не похожих друг на друга.

Территория посёлка Духовницкое в Саратовской области расположена на левом берегу реки Волга. Поверхность территории сложена неоген-четвертичными отложениями из аллювиального песка, суглинок и глин. Расчленённость местности овражно-балочной сетью незначительна. Посёлок достаточно большой, и в нём есть много интересного.

В посёлке преобладают культурные ландшафты на месте типчаково-ковыльных степей. Основная часть природных ландшафтов приходится на речную долину и пологие склоны. Ландшафты типично степные, сформированные главным образом на аллювиальных террасах долины реки Волги. Сохранились небольшие участки пойменных лесов в понижениях, где складываются хорошие условия увлажнения. В верховьях балок и оврагов можно увидеть небольшие лесные колки. Здесь лесной массив сложен осиной, берёзой, клёном, тополем, липой. В местах близкого залегания вод произрастают заросли ив, черёмухи.

Сохранились представители и животного мира: лось, кабан, стрепет, ондатра, выхухоль. К югу от районного центра, в долине Волги находится Духовницкий заказник. Здесь произрастают сосна, берёза, дуб, ильмовые насаждения. Высота отдельных деревьев превышает 16 м, диаметр их достигает 40см. В лесу обитают лисица, лось, кабан, заяц. Из птиц: кукушка, иволга, соловей, жаворонок, розовый скворец. На луговой местности много насекомых.

 Леса и созданные лесные полосы имеют водоохранное значение, служат местом отдыха и туристических походов. Подобные участки требуют сохранения.

В весеннее время, по ложбинам оврагов, потоки талых вод оставляют глубоко врезанные в днище широкие эрозионные овражки, склоны которых в летнее время покрыты густо растущей мать-и-мачехой.

Климат местности континентальный. Средняя продолжительность безморозного периода примерно равна 150 – 160 дней, число дней со снежным покровом – 140. Среднегодовое количество осадков – 500 мм. Климат из года в год становится более морозным зимой и более засушливым летом. Периодически отмечаются засушливые годы.

При изучении экологической ситуации в районе важно показать, как изменился ландшафт региона под влиянием хозяйственной деятельности человека, охарактеризовать экологическую обстановку, определить, какие факторы приводят к ухудшению природной среды, какие мероприятия могут улучшить её состояние.

В ходе изучения местности, было доказано, что хозяйственная деятельность человека создала новые культурные ландшафты. Благодаря проведению мероприятий по укреплению берега, воды Саратовского водохранилища перестали «съедать» часть глинистых отложений посёлка Духовницкое.

Важным природным ресурсом посёлка, является водный ресурс Волги с её рыбными богатствами, а также наличие пригодных для земледелия земель.

У нас, жителей посёлка Духовницкое, самым любимым местом является набережная. Особенно здесь хорошо весной и летом. Слышно, как небольшие волны бьют о берег, белые чайки летают над водой. Больше всего, нам нравится вечером смотреть на закат солнца. Каждый раз он разный: то розовый, то оранжевый. Зимой вся река Волга затягивается льдом, а Хвалынские горы, что на противоположном берегу, покрываются снежным одеялом.

Ширина «водных просторов» в наших местах достигает – 9 км, а глубина – 34м. Любителей летнего купания река Волга может порадовать. Дно у берега очень ровное и песчаное. Сюда приезжают и рыбаки из соседних областей и республики Казахстан.  Вода, песчаное дно, чистый свежий воздух создают благоприятный микроклимат. И это тоже удивительно и красиво.

Мы любим свою землю и не только восхищаемся её красотой. Любуемся природой и памятниками.  В тёплое время года, учителя школы, вместе с учениками, проводим очистку территории парков от поросли и мусора, весной осуществляем побелку деревьев. На цветочных клумбах возле школы и памятников сажаем цветы и ухаживаем за ними. Любить – значит беречь, значит, по-хозяйски относится к тому, что дарит нам природа и что оставили нам, как память о себе, предшествующие поколения.

Чувство малой Родины всегда живёт в сердце. От родного края начинаются пути – дороги в большую жизнь.

Наш прекрасный, тихий уголок России не оставляет равнодушных ни тех, кто здесь родился, ни тех, кто хотя бы один раз посетил благодатную Духовницкую землю.

Список литературы.

  1. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. – Саратов: Саратовский университет, 1984. – 144 с.
  2. Дёмин А.М., Макарцева Л.В., Уставщикова С.В, География Саратовской области. – Саратов: Лицей, 2007. – 336 с.
  3. Куртасов А.П. Здесь наши корни: Очерки по истории Духовницкого района Саратовской области. – Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1998. –  240 с.

Фото. Насекомые на цветке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности. Туристские игры.

Туристские игры. Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности...

Описание туристско-краеведческой работы в СП «Центр внешкольной работы» ГБОУ СОШ «Центр образования пос. Варламово

 Воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности велики: она позволяет решать задачи развития личности, воспитания патриотизма, любви к малой родине, гражданского самосозна...

Дополнительная общеобразовательная программа по туристско-краеведческой работе

Учебная  программа «Комплексная туристско-краеведческая подготовка» является комплексной и объединяет спортивно-оздоровительую и туристско–краеведческую деятельность занимающихся....

Туристско-краеведческая работа в школе.

О туристско - краеведческой работе в школе...

«Туристское снаряжение». Методические материалы к дополнительным общеобразовательным программам туристско-краеведческой направленности.

Данные материалы адресованы руководителям походных групп и инструкторам детско-юношеского туризма, а также педагогам дополнительного образования детей, работающим по дополнительным общеобразовательным...

Презентация "Из опыта туристско-краеведческой работы"

Одной из главных  задач современного общества и государства является воспитание ответственного, творческого, инициативного, всесторонне развитого  гражданина России. Туристско-краеведческая ...