Туристско-краеведческая работа в школе.
материал

Агапонов Юрий Вячеславович

О туристско - краеведческой работе в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_tur.kraeved._rabota_v_shkole.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовский областной институт повышения

квалификации работников образования

Туристско-краеведческая работа в школе.

                 Автор: Агапонов Ю.В.,

   учитель физической культуры

                              Муниципальное образовательное учреждение

                                        Бондарская начальная общеобразовательная школа;

                          руководитель объединения «Юный турист»

                              Муниципальное образовательное учреждение

             дополнительного образования детей

                 Бондарский Дом детского творчества.

Тамбов, 2008

Введение

              Туризм – важное средство гармоничного развития личности, укрепления здоровья человека. Является он и одним из наиболее массовых и доступных  видов физического совершенствования. В общеобразовательных школах основы туристской подготовки могут постигать все учащиеся, независимо от их медицинской группы здоровья и уровня физической подготовленности. А сколько интересных форм организации туристской подготовки! Это – теоретические занятия и практические работы, которые можно проводить не только в природных условиях, но и в условиях спортивного зала или классной комнаты, туристские многоборья и полосы препятствий, туристские слеты и ориентирование, наконец – туристские походы.

            В настоящее время туристская подготовка включена в новый стандарт основного и среднего общего образования по физической культуре в раздел физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Формы занятий по туристской  подготовке могут быть различными. Многие элементы туристского многоборья и полос препятствий можно включать в уроки легкой атлетики и гимнастики. Основы специальных туристских знаний (теория) сообщают по ходу уроков в помещении, практические занятия проводят на местности.

          Интересной формой занятий по туризму являются туристские слеты и сборы, где дети практически показывают, что они умеют и чему научились.  

 Секционные занятия по туризму организуют во внеклассное время. В основном они направлены на подготовку туристского актива школы – сплоченной группы, которая организует массовые туристские мероприятия школы, ведет общественно полезную и краеведческую работу.

В целом туризм позволяет решать многие важнейшие задачи, стоящие перед школьным педагогическим коллективом, - оздоровительную (закаливает учащихся благодаря благотворному влиянию природных факторов, всесторонне развивает двигательные качества), образовательную (формирует новые знания в области туристской подготовки, систему знаний о природе и экологии, истории, краеведении и т.д.), воспитательную (воздействие коллектива на личность, формирование волевых качеств – смелости, выдержки…..).

Оздоровительная функция туризма.

        Длительность жизни людей – одна из главных признаков здоровья человека. Здоровье, по определению Всемирной организаций здравоохранения (ВОЗ), это совокупность физического, психического и социального благосостояния, а не только отсутствие болезни.

        В настоящее время жизнь предъявляет человеку большие требования и конечно встает вопрос: каким  же образом можно продлить человеческую жизнь?

       В первую очередь двигательной активностью. А одним из средств может служить туризм со всеми его разновидностями, т.к. это своеобразный активный вид спортивно-физической деятельности.

       Отличает спортивный туризм характером физической нагрузки. Это прежде всего ходьба, являющаяся физиологической потребностью организма. Во время ходьбы, особенно с отягощенным рюкзаком, в движении принимают участие практически все мышцы спины, конечностей, грудной клетки, диафрагмы. С точки зрения физической нагрузки оптимальны походы первой и второй категории сложности, т.к. их длительность составляет 7-12 дней. Именно за этот период организм полностью приспосабливается к новым нагрузкам. Более высокие и продолжительные нагрузки предъявляют повышенные требования к организму.

      Туризм является важнейшим составляющим здорового образа жизни, а также выполняет рекреативную функцию. Участвуя в туристических мероприятиях, учащиеся восстанавливают свои силы, укрепляют свое физическое и психическое здоровье, на фоне этого дети участвуют в полноценных соревнованиях и конкурсах.

      Туризм многогранен. Но какие бы мы не брали стороны, он был и остается истинной кузницей здоровья подрастающего поколения. Тот, кто регулярно совершает путешествия, как правило, обладает хорошим здоровьем и ощущает достаточный прилив сил и энергии.      

Классификация  туризма.

       Теория и практика туризма определила следующие виды и разновидности туризма: по характеру путешествия — горный, сухопутно-равнинный, подземный (пещерный), водный, подводный, комбинированный; по способу передвижения путешественников — пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, шлюпочный, парусный, автомоторный, конный.

Формы туризма.   

   По форме и содержанию туристская деятельность очень разнообразна (прогулки, походы, экскурсии, экспедиции, лагеря, слеты).

      Прогулка представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма. В зависимости от времени года и подготовленности человека прогулки могут быть пешие, лыжные, велосипедные, лодочные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма.

       Экскурсия — это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.
Туристская экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями. Самой доступной и массовой формой туризма являются походы.

      Туристский поход — это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.
По продолжительности различают походы однодневные, двухдневные (походы выходного дня без ночевки, с ночевкой) и многодневные.

     По масштабу района различают местные и дальние путешествия.
Местный туризм — это путешествия, проводимые в пределах своего района, области, края. Дальний туризм — это путешествия в районах, отдаленных от места жительства.

     По форме организации путешествий различают плановый и самодеятельный туризм. Плановый туризм — это однодневные и многодневные путешествия, которые организовываются через туристско-экскурсионные бюро, советы добровольных спортивных обществ, через спортивные клубы и коллективы физической культуры. Такие путешествия проводятся по оплачиваемым путевкам с полным обеспечением участников питанием, обслуживанием, транспортными средствами. Самодеятельный туризм — это такие многодневные и однодневные путешествия, которые организуются силами и средствами самих участников.

Туристско-краеведческая работа в школе.

      В 1998 году детско-юношеский туризм в России отметил своё 80-летие. Туристско-краеведческое движение школьников год от года ширится, приобретает новые формы и достигло единства с учебной работой. Это явилось важной предпосылкой обоснования краеведческого принципа при обучении основам наук в школе. Сегодня краеведческий принцип преподавания основ наук положен в основу всех программ общеобразовательных школ. Как показывают опыт и практика лучших школ, туристско-краеведческая и экскурсионная работа в школах является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания подрастающего поколения и приобщения их к труду. Но краеведческая работа должна стать надежным средством патриотического воспитания во всех школах. В школе должна быть определенная система туристско-краеведческой работы, которая охватывала бы все возрастные группы школьников, начиная с первых и заканчивая одиннадцатыми классами, обеспечивала бы систематическую работу со школьниками по комплексному изучению родного края в условиях экскурсий, походов и экспедиций с учетом традиций школы.

     На сегодня разработаны и проверены на практике система туристско-краеведческой работы в школе, представляющая собой совокупность организационных приемов, средств и мероприятий, обеспечивающих хорошие результаты по туризму и краеведению.

           В арсенале организаторов туристов разнообразные виды деятельности:

  • Проведение праздников;
  • Организация туристической эстафеты или полосы препятствия;
  • Исполнение туристских песен;
  • Краеведческие викторины;
  • Проведение спортивных игр с мячом (волейбол, футбол др.);
  • Ориентирование на местности;
  • Туристские слеты;
  • Походы.
  • Поисковая работа.

         К проведению данного рода мероприятий привлекаются спортивные, общественные организации и культурно-просветительские учреждения.

Практической краеведческой работе должна предшествовать теоретическая и практическая подготовка учащихся в условиях школы на основании образовательной программы, принятой советом школы.

Планирование туристско-краеведческой и спортивной работы.                         Образовательная программа рассчитана на учащихся общеобразовательной школы и предусматривает теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед, практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, викторин, конкурсов, бесед и сообщений учащихся, а также в форме обучающего урока. Практические занятия на местности проводятся в виде практикумов, тренировочных занятий, экскурсий в природу. Важное значение для формирования устойчивого интереса и любви к родному краю учащихся имеет изучение истории родного края, его природной окружающей среды. В процессе занятий учащиеся расширяют исторические, эколого-краеведческие знания и  овладевают эколого-туристическими навыками и умениями.

     Проводя занятия по темам: «Наш край», «Краеведческие наблюдения», учащиеся углубляют знания географо-биологического блока, о хозяйственной деятельности человека в системе «природа – общество – человек». Учащиеся знакомятся с сущностью хозяйственной оценки природных условий и ресурсов, с необходимостью рационального использования и охраны природных богатств, своего края. В процессе занятий у учащихся формируются эколого-туристские умения и способы действий:

опознавательные – распознавать объекты и явления природы, подлежащие охране растения, животные…

преобразовательные - выполнение  работы на улучшение окружающей среды (обустройство маршрута), восстановление и улучшение загрязненных бытовыми отходами мест стоянок, пострадавших от вытаптывания, воздействия пожаров, расчистка водоисточников от бытового хлама…

поведенческие – учащиеся   должны выполнять эколого-туристские нормы и правила поведения в окружающей среде: при пользовании водоисточниками; хождении в природном окружении; выборе места и устройстве туристского бивака, «захоронении» бытовых отходов на местах стоянок; выборе места и устройстве туристического костровища, обращение с огнем в туристическом походе, выборе и сборе топлива для костра…

Бесшумное поведение в природе.

Внеклассные туристско-краеведческие занятия дают возможность кружковцам лучше узнать и изучить свой край, помогают усвоить школьную программу по географии и биологии, историческому и литературному краеведению, принять участие в охране и преобразовании природы своего края.

Изучение тем направлено на решение следующих

образовательных и воспитательных задач:  

  • Развивать активность эколого-туристской деятельности учащихся в процессе кружковой работы;
  • углублять и расширять эколого-краеведческие знания, полученные на уроках;
  • формировать  навыки и умения исследовательской работы;

  • подготовить организаторов туристско-краеведческой и природо- охранной работы в школе;
  • формировать навыки туристской техники, ориентирования.

      Изучение родного края должно быть связано с посильной общественно полезной работой: изучение местных рек, озер, болот, растительности, микроклимата, изучение и составление топографических карт; охрана и преобразование природы края.

      Знания и умения, полученные учащимися на теоретических и практических занятиях должны закрепляться в однодневных  и двухдневных походах.

      Материалы экскурсий и походов оформляются и используются на уроках географии, биологии и истории.

      Для закрепления эколого-туристских знаний и умений необходимы летние многодневные путешествия (2-8 дней), которые не входят в сетку часов.

     Для организации работы необходимо иметь оборудование и учебные технические средства: карты, планы, компасы, веревки разных диаметров, байдарки и другие плавсредства.

Туризм на уроках с младшими школьниками.

Туристские умения и навыки надо обязательно прививать детям уже в начальной школе. В этом возрасте школьники смотрят на мир широко открытыми глазами и, как губка, впитывают в себя все интересное. А занятия туризмом и увлекательны, и полезны. К тому же, какой младшеклассник не захочет почувствовать себя настоящим путешественником, открывать новое, неизведанное в природе, в людях, найти в туристской среде новых друзей и, преодолевая различные препятствия, приобретать уверенность в себе, в своих силах!

Теоретическая начальная туристско-краеведческая подготовка предусматривает ознакомление детей со значением активного отдыха, подвижных игр на свежем воздухе, с возможностями использования туризма как активного отдыха, с туристскими возможностями своего города (села, поселка) и его окрестностей, с правилами поведения во время прогулок, с охраной природы.

Уроки физической культуры с использованием средств туризма в младшем школьном возрасте имеют свои особенности.

Во-первых, в содержание таких уроков включают не только выполнение разнообразных физических упражнений, но и формирование знаний о природе, что, несомненно, делает их познавательно-образовательными.

Во-вторых, урок физической культуры с использованием средств туризма подчинен единой сюжетной линии и игровой форме, что обеспечивает интерес и потребность в физических упражнениях.

В-третьих, уроки с использованием средств туризма проводят на улице, что позволяет решать одну из главных задач физической культуры – оздоровительную.

При планировании уроков физической культуры с использованием средств туризма необходимо учитывать как природное, так и социальное окружение, а также сезонные изменения в природе. В период межсезонья, а также при плохих погодных условиях урок физической культуры проводят в спортивном зале с использованием гимнастического оборудования.

Туристская подготовка в средних и старших классах.

        С V класса учащиеся изучают элементы топографии (понятие о карте, плане, условные топографические знаки, изображение местных предметов на карте (плане) с помощью топографических знаков, строение компаса, определение сторон горизонта, понятие об азимуте), основные сведения из «Инструкции по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ», подготовку многодневных пеших походов, возможные травмы и оказание доврачебной медицинской помощи, знакомятся с нормативными требованиями по туризму.

      Большинство практических вопросов изучается в походах выходного дня (определение азимута, хождение по азимуту, ориентирование на местности с помощью компаса и карты).

      В более старших классах теоретическая подготовка предусматривает углубление знаний по избранному виду туризма, особенностям подготовки и проведения многодневных походов спортивной направленности.
     Практическая подготовка предусматривает участие старших школьников в туристских слетах-соревнованиях, многодневных походах.
 Многодневные походы школы обязаны совершать в первую очередь по своему родному краю. Если в школе в летнее время функционирует лагерь труда и отдыха, туристско-трудовой или спортивно-трудовой лагерь, то предусмотренные планом туристско-краеведческой подготовки в летнее каникулярное время многодневные походы проводятся в соответствии с возрастом школьников, находящихся в лагере. 

Основы физической подготовки туриста.

          Усталость может испортить впечатление от самого интересного туристского путешествия. Конечно, к однодневным походам специально физически готовиться нет необходимости. Но если вы планируете регулярно ходить в походы, то потребуются особые тренировки.

          На первых порах занятий туризмом нужна общая физическая подготовка, с помощью которой вырабатывается сила, ловкость и выносливость.

          Групповые (секционные) тренировочные занятия нужно проводить не менее 2-3 раз в неделю продолжительностью 1,5-2 часа. Тренировки должны быть комплексными, то есть включать в себя обязательно упражнения, вырабатывающие у туриста силу, ловкость и выносливость. Для этого необходимо сочетать занятия в спортивном зале с тренировками на местности.

          Развитие силы. С помощью силовых упражнений можно развивать все мышечные группы, что поможет образованию прочного мышечного «корсета», а также укрепит дыхательную мускулатуру.

          В силовую подготовку должны входить разнообразные упражнения: с сопротивлением партнера (упражнения в парах, борьба, акробатика); с преодолением массы предметов (штанга, гантели, набивные мячи, камни, мешочки с песком, гири, ядро); с сопротивлением упругих предметов (эспандер, резиновые бинты); с сопротивлением внешней среды (бег по снегу, воде, песку, в гору, по пересеченной местности); с преодолением массы собственного тела (подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазание по канату, поднимание туловища или ног, подпрыгивание вверх, приседание на одной или обеих ногах, упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах).

         При выполнении упражнений, направленных на развитие силы, туристу необходимо знать основные положения: наибольшее внимание уделять развитию мышц живота и спины; чередовать упражнения, способствующие развитию силы различных групп мышц; начинать с упражнений, развивающих более мелкие группы мышц; регулировать нагрузку, изменяя массу отягощения, величину сопротивления, амплитуду и скорость движений, количество и темп повторений.

          Упражнения на развитие силы, как правило, применяют в конце тренировочного занятия.

       Для туристов байдарочников обязательны упражнения для мышц – разгибателей спины, брюшного пресса и мускулатуры рук: медленные и быстрые наклоны туловища  стоя и сидя, поднимание и опускание ног в положении лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения, имитирующие байдарочную греблю. При этом можно использовать резиновые ленты и эспандеры. В теплое время года тренировки в гребле под руководством инструктора для выработки и закрепления правильных движений.

           Развитие ловкости. В практике туристских походов ловкость часто определяет успех выполнения того или иного действия, а иногда и спасает жизнь. Ловкость особенно необходима тогда, когда требуется быстрота ориентирования. Обладая достаточной ловкостью, турист сумеет вовремя нужным движением восстановить равновесие, увернуться от падающего со склона камня, уклониться от удара ветки, которую неосторожно отпустил идущий впереди товарищ.

           Для развития ловкости нужно использовать упражнения, которые требуют находчивости, быстрого принятия решения. Следует выбирать такие задания, в которых ловкость должна проявляться постоянно. Это игры в баскетбол, пятнашки, теннис, мини-футбол, волейбол с применением 2-3 мячей одновременно, парная игра в бадминтон, ритмическая гимнастика.

         При выполнении упражнений на развитие ловкости желательно включать в них новые элементы, создавать неожиданные ситуации, требующие быстрой реакции.

         Основная задача развития ловкости – совершенствование координации движений.

         Развитие выносливости. В туристском походе часто проходят большие расстояния пешком с достаточно тяжелым рюкзаком за плечами. Поэтому подростки утомляются, и в результате появляются ошибки в преодолении различных участков маршрута. Таким образом, выносливость – одно из важнейших физических качеств туриста.

         Наиболее доступные средства развития выносливости – ходьба, кроссовый бег, прыжки, спортивное ориентирование, лыжные гонки, плавание, спортивные и подвижные игры, гребля, ритмическая гимнастика. Развивать выносливость невозможно без большого объема монотонной работы. Поэтому турист должен быть волевым человеком, умеющим переносить большие и длительные нагрузки.  

        Кроме занятий в группе можно заниматься и самостоятельно. Следует помнить о главном: выполнять физические упражнения нужно до полного утомления или с максимальной быстротой. Если соблюдать это условие, то через 3-4 дня после начала занятий постепенно начинается рост результатов. Тренировочные занятия нужно выполнять ежедневно не менее месяца.

        Перед выполнением упражнений для развития физических качеств необходимо сделать несколько упражнений для разогревания мышц. После этого они станут более эластичными и работоспособными, что исключит возможность травмы.  

Туристский слет.

        Туризм – прекрасное средство воспитания детей и юношества.

Туристский слет следует рассматривать как одно из основных форм туристской работы с детьми, как одно из самых приемлемых и интересных для детей. Туристские слеты бывают разных масштабов: районные, областные, краевые, всероссийские.

        Организаторы прибывают на поляну слета раньше команд-участниц. За это время они размечают на поляне слета участки-секторы для размещения команд, размещают судейский лагерь, готовят инвентарь и проверяют дистанции. По приезду команды докладывают о своем прибытии. Затем юные туристы оборудуют места для установки палаток, размещения кухни, огораживают лагерь (список снаряжения в приложении.2).

       Когда все команды оказываются в сборе, проводят официальное открытие слета. Команды построены, главный судья произносит приветственное слово, в котором поздравляет школьников с успешным окончанием учебного года и наступлением летних каникул, знакомит с условиями соревнований, желает успеха в них. После подъема флага под гимн РФ и жеребьевки дети начинают готовиться к первому виду соревнований.

       Аналогично, но только как бы в обратном порядке организуют и закрытие слета. После окончания всех соревнований на заключительном построении организаторы слета подводят его итоги и производят награждение. Затем команды снимают свои туристические лагеря (с соблюдением всех мер экологической безопасности) и организованно отправляются домой.

       Основными видами соревнований туристского слета могут быть: техника пешего туризма (ТПТ), техника водного туризма (ТВТ), ориентирование (виды соревнований могут меняться в зависимости от погоды и подготовки организаторского корпуса).

       Техника пешего туризма может включать в себя следующие этапы:

Снятие и установка палатки, паутина, вязка узлов, завал, подвесная лестница, навесное бревно, кочки, бревно с перилами, параллельные веревки, маятник, навесная переправа, спуск и подъем спортивным способом, «мышеловка», «бабочка», траверс склона и т.д.    

       Задача участников в ТПТ состоит в том, чтобы в возможно короткое время преодолеть туристскую полосу препятствий, используя необходимое снаряжение. За нарушения при прохождении технических этапов участники наказываются штрафом. Прохождение дистанции сквозное. Команда-победительница определяется по наименьшему времени, затраченному на прохождение дистанции с учетом штрафного времени на этапах.

       Техника водного туризма необходима для всех команд, независимо от того, занимается команда водными видами спорта или нет. Для новичков – это приобретение знаний и умений, а для остальных – совершенствование навыков, показ своего мастерства, подготовка к сложным ситуациям в водных походах.

        Техника водного туризма  состоит в преодолении ворот в определенной последовательности (прямых, реверсных) на байдарках. Победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на прохождение дистанции плюс штрафное время.

        Ориентирование. Суть заключается в прохождении при помощи карты и компаса через контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Побеждает тот, кто выбрал наиболее рациональный путь движения, лучше физически подготовлен и читает спортивную карту.

       На слетах чаще практикуется командное ориентирование: общий старт (определенное количество КП на всю команду, через линию финиша команда проходит только в полном составе); эстафетное ориентирование (участники стартуют, сменяя друг друга – по принципу эстафеты).

       Конкурсная программа на слете может включать в себя: быт, конкурс краеведов, конкурс походных фотографий, конкурс туристской песни, конкурс поваров…

Туристские походы.

        Самодеятельные походы являются одной из форм активного отдыха и оздоровления учащихся.

        Цель и задачи похода определяются его характером, продолжительностью, участвующим контингентом, периодом проведения и другими показателями. В целом задачи могут отражать оздоровительную, воспитательную и образовательную функции. Цель похода – это ориентир для группы. Если есть цель, то дети стремятся ее достичь. Цель похода может быть как учебной, так и спортивной. Учебной целью может являться – отработка исследовательских навыков, умения вести наблюдения, ориентироваться, организовывать походный быт. Спортивной целью является прохождение маршрута, выполнение нормативов по туризму.

       Большое внимание уделяется планированию маршрутов походов. Для этого в первую очередь нужен хороший картографический материал района совершения похода. Маршруты планируются исходя из уровня подготовки участников. Разработка трасс походов с активными способами передвижения должна производиться с учетом наличия благоприятных природных условий, интересных объектов осмотра, практических возможностей для развития конкретного вида туризма. Разбивку трасс на участки дневных переходов и составление графика движения группы следует проводить в зависимости от конкретных особенностей местности, сложности пути, наличия тех или иных экскурсионных объектов, для осмотра которых необходима остановка (дневка), возраста и физической подготовленности школьников к данному путешествию.

        Распределение обязанностей в походе.  До выхода на маршрут между членами группы распределяются обязанности. Каждый участник похода должен иметь конкретное дело. Тогда не будет неразберихи, безответственности, чрезмерной загрузки кого-то из группы и праздношатающихся. Обязанности могут быть во время похода постоянными или временными. При распределении должностей руководитель должен учитывать пожелания детей и  не лишать их полезной инициативы. Отчет о выполнении общих обязанностей и каждого участника в отдельности осуществляется на ежевечернем подведении итогов. Заслушивается краткий отчет по всем направлениям деятельности группы, оценивается деятельность каждого участника, дается оценка различным поступкам и событиям.

      Организация бивака. Успех похода во многом зависит от того, как была организована лагерная стоянка. Критерии выбора места под бивак таковы: наличие достаточно просторного, сухого, ровного, слегка возвышенного места; наличие достаточного количества топлива; наличие питьевой воды. Но самое главное место должно быть безопасным во всех отношениях.

       С точки зрения природоохранных требований, логично размещать лагерь в тех местах, где ранее располагались люди, чтобы не нарушать почвенный растительный покров на нетронутом природном участке.

       В водных походах байдарки вытаскивают на берег, иначе их будет бить волной о берег. Утром, после завтрака, туристы снимают палатки, просушивают их, укладывают вещи в рюкзаки, затем самым тщательным образом наводят порядок на территории лагеря. Каждый турист должен соблюдать два непреложных правила: соблюдение противопожарной безопасности, сохранение природных богатств.

Окончание похода. Главная цель подведения итогов похода – обобщить опыт подготовки и проведения путешествия, опыт общественно-полезной работы в пути, выявить недостатки для их ликвидации в дальнейшем. Закончив поход, туристы обсуждают пройденный маршрут, разбирают допущенные группой или отдельными участниками ошибки, оценивают роль руководителя и его помощников. На заключительном этапе походная группа составляет и оформляет письменный отчет (см. приложение 4, 5),  фотоальбом, монтирует фильм. Подробный отчет о путешествии с выставками фоторабот, с монтированным фильмом является ценной формой популяризации туризма      

 

          Поисковая работа. Центром ее является районный музей. В процессе поисковой работы школьники ближе знакомятся с героическим прошлым нашего народа, встречаются с ветеранами войны и труда. Собирают ценный материал, знакомятся с людьми, чей ратный подвиг и доблестный труд отмечен правительственными наградами. Дети участвуют в поисковых отрядах, выполняют экскурсии и походы по местам боевой славы своих земляков (см. приложение 6).

Приложение 1

Сетка мероприятий на 2007 год Бондарского туристско – краеведческого объединения «Юный турист».

     Мероприятия

   Место проведения

  Значимость соревнований

    Дата

1.

Лыжня России

с.Бондари

г.Тамбов

районные

областные

февраль

2.

Участие в соревнованиях по мини-футболу.

с. Бондари

районные

март

3.

Военно-спортивная игра «Славянка»

рп.Инжавино

областные

школьные

апрель

4.

Российский азимут

г.Тамбов

Областные

май

5.

Туристский слет-семинар

«Шевырляй»

областные

учительские

май

6.

Туристский слет

«Школа выживания»

Дубовая роща

районные

школьные

май

7.

Туристский слет

«Школа безопасности»

«Шевырляй»

областные

школьные

июнь

8.

Экскурсия в город-

герой Волгоград

июль

9.

Многодневный водный

поход

р. Пра-Ока

август

10.

Кросс наций

с. Бондари

г.Тамбов

районные

областные

сентябрь

11.

Областной слет

туристских семей

г. Котовск

областные

сентябрь

12.

Общий сбор.

Подведение итогов работы туристско-краеведческого объединения

27сентября

Приложение 2

Рекомендуемый список группового и личного снаряжения, необходимого для участия в туристском слете.

Групповое снаряжение

  1. Палатки – количество для размещения всех участников команды.
  2. Надувные матрацы (тур. коврики), спальные мешки (одеяла).
  3. Стойки для костровища.
  4. Варочные ведра (котлы).
  5. Пила, топор.
  6. Медицинская аптечка.
  7. Ремонтный набор.
  8. Фонари, фотоаппарат.
  9. Фляга под воду.
  10.  Продукты питания – на время слета.

Личное снаряжение

  1. Рюкзак.
  2. Штормовка (куртка).
  3. Головной убор.
  4. Запасной комплект белья.
  5. Шерстяные и хлопчатобумажные носки.
  6. Кружка, миска, ложка, нож перочинный.
  7. Туалетные принадлежности.
  8. Ботинки туристские, кроссовки или кеды.
  9. Компас, часы.
  10.  Парадный и спортивный костюмы.
  11. Эмблема команды.

Приложение 3

Краеведческая тема:

Основные даты и события Тамбовской области

1. Дата основания г. Тамбова    

    (17.04.1636 г).

2. Имя, отчество, фамилия воеводы основателя г. Тамбова

    (Роман Федорович    Бабарыкин, правил 3 года).

3.Дата основания Тамбовского наместничества    

    (1779 год).

4.Когда открылось первое образовательное учреждение г.Тамбова  

    (1786 год).

5.Дата основания Тамбовской губернии    

    (1796 год).

6.Первая площадь г.Тамбова                      

    (Преображенская).

7.Первая линия железной дороги          

    (Тамбов-Козлов 1866 г.).

8.Первый основатель типографии в г. Тамбове  

    (Рахманинов).

9.Дата основания пионерской организации на тамбовщине  

    (1923 г).

10.Дата открытия педагогического института              

    (1932 г.).

11.Дата основания обл. станции «Юный турист»              

    (3мая 1932 г).

12.Дата образования Тамбовской обл.  

    (27сентября 1937г).

13.Первый герой советского союза, уроженец тамбовщины

    (Московский- 1939 г).

14.Первый герой советского союза во вторую отечественную войну,       уроженец               тамбовщины                                     (Петр Харитонов).

 15.Танковая колонна, «Тамбовский колхозник», построенная на средства    жителей области, инициатива по сбору средств  принадлежала колхозникам Избердеевского района, сельхозартель  «Красный доброволец».

16.Родина трех героев Советского Союза?          

    (О-Гай: Зоя и Шура Космодемьянские,  Перекальский).

17.Родина четырех героев Советского Союза      

    (с. Алгасово, Моршанского района).

18.Какая дивизия формировалась на территории тамбовской обл. в годы        ВОВ?     (323смоленская).

19.Какая армия сформирована на территории тамбовской обл. в годы ВОВ?               (2-я  гвардейская).    

20.Сколько героев Советского Союза Тамбовцев?      

    (258человек).

21.Сколько жителей тамбовской обл. ушло на фронт?    

    (более 400 тысяч чел).

22.Сколько не вернулось с В.О.В. жителей тамбовщины?    

    (254 тысячи чел).

23.Назовите дважды героев советского союза?  

  (Рязанов, Сенько, Петров).

24.Кто первым был награжден премией З.Космодемьянской?  

  (Александр Космодемьянский).

25.Сколько человек – тамбовцев повторили подвиг Матросова?  

  (6 человек).

26.Год постановки памятника танк  «Тамбовский колхозник».    

  (1947 г).

27.Первая троллейбусная линия г. Тамбова    

  (1955 г.).

28.Год постройки Вечного огня?                          

   (1970 г).

29.Дата открытия музея Рахманинову в с. Ивановка      

   (1982 г.).

30.Награды г. Тамбова

   (орден Трудового Красного знамени 25апреля 1986 г.).

31.Выпускник связи летчик-космонавт, почетный гражданин г. Тамбова

   (Лев Демин).

32.Автор музыкального гимна г. Тамбова           (В.Агапкин, «Прощание    славянки»).

33.Награда Тамбовской обл.  

   (орден Ленина).

34.Награда университета    

   (орден Знак Почета).

Приложение 4

Отчет

о туристическом походе

Вид туризма: Водный

Категория сложности: I

Географический район:

Поход по реке Ворона   п. Мучкапский – г. Борисоглебск

Река Хопер  г. Борисоглебск – г. Новохоперск

Сроки проведения

2-8 августа 2006 года

Возрастная группа:

15 детей в возрасте 11-16 лет

Справочные сведения

о районе путешествия:

 а) Подробная нитка маршрута

с.Бондари – п. Мучкапский. Река Ворона (п. Мучкапский –

 г. Борисоглебск). Река Хопер (г. Борисоглебск – г.Новохоперск).

 г. Новохоперск – с. Бондари

б) Протяженность. 

Наш маршрут составил примерно 690км.

с.Бондари – п. Мучкапский на автобусе 160км.

Река Ворона (п. Мучкапский - г. Борисоглебск) -110 км.  Способ передвижения – плавание на байдарках (8байд, из них 3-трехместные, 5-двухместных)

Река Хопер (г. Борисоглебск – г.Новохоперск) - 100км , те же байдарки.

г. Новохоперск – с. Бондари на автобусе 320км.

в) Продолжительность в днях

Поход проходил 7 дней (с 2 по 8 августа).

5 августа суббота – дневка в г. Борисоглебске.

Посещение центра города, парка культуры и отдыха, знакомство с достопримечательностями, пополнение продовольствием.

7 августа понедельник – дневка в с. Варварино, центральной усадьбы Хоперского заповедника. Посещение конторы, где получено разрешение на прохождение по заповеднику. Прохождение по заповеднику платное. Удивил нас сам заповедник, экскурсия по музею, в часовню – все увиденное, просто незабываемо. Дети раскупили значки, буклеты о заповеднике, а от желающих сфотографироваться с чучелами зверей не было отбоя.

8 августа, в день отъезда с 9 и до 13 часов проводили экскурсию по городу Новохоперск.

г) Аварийный вариант

Когда разрабатывался маршрут, одним из обязательных условий путешествия был - аварийный вариант. Мы посчитали, что аварийным вариантом будет наличие по пути населенных пунктов, откуда можно позвонить и сообщить о Ч.П.

 д) Запасной  вариант

Город Борисоглебск – запасной вариант. Здесь мог подойти за нами транспорт. Но все прошло на славу, и 8 августа в14 ч 30 мин мы на автобусе отправились домой в с. Бондари.  

е) Способ передвижения.

480 км  - на автобусе. (дорога до начала похода и приезд домой с конечного пункта)

210 км – на байдарках (по реке Ворона и Хопер).

Сведения о районе путешествия

Маршрут проходил по территории Тамбовской области занимающей среднюю часть Окско-Донской равнины и располагается на северо-востоке Центрально-черноземного экономического района, на южной  границе с Воронежской  областью. На востоке нашей области с севера на юг протекает одна из чистейших рек Европы- река Ворона. На юге области она проходит через поселок Мучкапский, откуда и взят старт путешествия.  В прошлом году был пройден с детьми участок реки Вороны от поселка Инжавино и до Мучкапский.  В этом году маршрут продолжен на юг.

Маршрут по реке Ворона – правом притоке Хопра, проходил по реке в лесостепной и степной зоне. Почти повсеместно ребята видели перед собой по берегам полосу леса. Река встретила туристов водными просторами с очень прозрачной водой. То и дело слышались восторженные крики ребят: «Посмотрите, какая чистая вода!». Да, такой воды в Бондарях не увидишь, кажется в колонке у нас, и то грязнее. А тут на глубине около полутора метров видно дно с желтым песочком. Да, вода после кипячения пригодна к приготовлению пищи и питья. Это очень важное обстоятельство для выбора путешествия, его автономности (независимости от водных источников).

  Маршрут привлек нас и со спортивной стороны. Кроме протяженности путешествия, на реке достаточно мест, где ребятам нужно показать свое умение владеть байдаркой в естественных условиях. А у нас в группе ребята, которые прошли школу областных соревнований по туризму и в частности- призеры области по технике водного туризма.     Маршрут был спланирован таким образом, что спортивная нагрузка постепенно увеличивалась к середине пути и уменьшалась к концу. Но главная цель нашего путешествия - экскурсионная. Нас завораживали чудесные ландшафты на реке Ворона: крутые берега с лесным массивом, наклонившимся к реке, как будто падающим;  песчаные отмели и пляжи. Впереди нас ждало посещение городов Воронежской области - Борисоглебска, Новохоперска, где было что посмотреть, возможность пополнить продовольственные запасы и при необходимости получить квалифицированную медицинскую помощь, а также идти по новой для нас реке Хопер. На этой великолепной и полноводной реке располагается – Хоперский заповедник, с его обитателями и центральной усадьбой в селе Варварино. Мы готовы были к посещению заповедника, но результат превзошел наши ожидания.      

Краеведение.

Краеведческая тема.

Флора и фауна р.  Вороны и р. Хопер.

 Выбор краеведческой темы определил предыдущий поход по р. Ворона. У многих ребят уже был опыт прохождения по этой реке. Красота Вороны на долго осталась в памяти ребят. Забываются трудности, а впечатления от чистой, широкой и красивой реки осталось надолго. Теперь задача стояла рассмотреть и понаблюдать за растительным и животным миром не только реки Вороны, но и сравнить  богатства с Хопром. Из электронной энциклопедии и Интернета были получена информация об особенностях пути следования.

Юные туристы получили задание  обобщить полученные данные о заповедниках и реках, сравнить природные особенности найти общее и разницу, научиться соблюдать экологическую чистоту в местах пребывания и собрать материал для школьного музея, оформить выставку о походе ко всероссийскому дню туриста.

Сравнительные таблицы оформляли Гончарова Оксана

 (р. Ворона) и Клинкова Марина (р. Хопер)

Название реки

Географическое положение

Длина реки

площадь бассейна

Средний расход воды

Дополнение

ВОРОНА

река в Европейской части Российской Федерации, правый приток Хопра

454 км

13,2 тыс. км2

41,5 м3/с

ХОПЕР

река в европейской части России, левый приток Дона

979 км

61,1 тыс. км2

ок. 150 м3/с

Судоходна на 323 км.

Характеристика заповедника

Ворона

Хопер

расположение

ВОРОНИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК в Тамбовской области

ХОПЕРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК в восточной части Воронежской области России

Дата основания

в 1994 году

в 1935 году

площадь

10,8 тыс. га

16 тысяч га (12,8 тысяч га занимают леса, 1000 га — водоемы, 617 га — луга)

ланшафт

лесостепной

равнинный река Хопер делит ее на три зоны: берег, пойму и надлуговую террасу (на правом берегу Хопра расположена нагорная зона, возвышающаяся над руслом реки более чем на 100 м)

Наличие озер в долине

три крупных озера Рамзай, Симерка и Кипец

В заповеднике более 400 озер и стариц, самое крупное из озер — озеро Юрмище длиной более 3,5 км.

растения

степные и луговые растения, байрачные дубравы, сосновые боры, имеются степные участки

В заповеднике зарегистрировано более 900 видов высших растений, большая часть заповедника покрыта дубравами (39% площади). Преобладает дуб, с примесью обыкновенного ясеня, остролистого клена, мелколистной липы. В подлеске – ежевика, крушина, шиповник, калина. В травяном покрое – ландыш, кирказон, ластовень, северный подмаренник, вейник, зонтичная ястребинка, плющевидная будра. В заповеднике богата водная растительность, насчитывающая 109 видов растений, в том числе реликтовые виды – плавающая сильвания, чилим.

Животный мир

Выхухоль, дрофа, стрепет, беркут. разнообразные водоплавающие птицы.

Животный мир разнообразен: 49 видов млекопитающих, 184 вида птиц, 8 видов пресмыкающихся, 8 видов земноводных, 35 видов рыб.

Погодные условия

Климат умерено континентальный, с жарким сухим летом и холодной зимой. Среднегодовая температура 6,5 °С, средняя температура июля 21 °С, средняя температура января –10 °С, среднегодовое количество осадков 420 мм.

Приложение 5

Отчет

о туристическом походе

 по рекам Пра и Ока

Вид туризма:

водный

Категория сложности:

2-я категория 

Географический район:

Рязанская область

Возрастная группа:

13 детей в возрасте 12-16 лет

Сроки проведения

2-12 августа 2007 года

Cправочные сведения о районе путешествия

1. Подробная нитка маршрута:

с.Бондари – С. Константиново– Г. Спас-Клепики– Ершовские выселки– Ювино–Деулино - Кордон Красинский––Городное- Брыкин Бор-  Кочемары -  Клетино -– Бондари

2. Протяженность:

с.Бондари – С. Константиново– Г. Спас-Клепики-400 км

г. Спас-Клепики – Ершовские выселки-12 км

Ершовские выселки – Ювино– 38 км

Ювино- Деулино-40 км

Деулино- Кордон Красинский– 40 км

Кордон Красинский – Городное– 32 км

Городное- Брыкин Бор- 18 км

Брыкин Бор – Кочемары -40 км

Кочемары -  Клетино-30 км

Клетино-Касимов20 км

Касимов – Бондари -300 км

  1. Продолжительность в днях

Поход проходил 11 дней (с 2 по 12 августа 2007 года).

2 .08.2007 – с. Бондари – с. Константиново  – Г. Спас-Клепики

 Г. Спас-Клепики– Ершовские выселки

3.08.2007   Ершовские выселки – Ювино

4.08.2007   Ювино- Деулино

5.08.2007   Деулино- Кордон Красинский

6.08.2007   Кордон Красинский – Городное

7.08.2007   Городное- Брыкин Бор

8.09.2007   Брыкин Бор- дневка

9.08.2007   Брыкин Бор – р. Ока -Кочемары

10.08.2007  Кочемары -  Клетино

11.08.2007  Клетино-Касимов

4. Запасной вариант. 

Если невозможно пройти  в намеченные сроки до г. Касимов, то отправка домой из г. Лашма.

5. Аварийный вариант.

В случае аварии или непредвиденной ситуации отъезд группы из близлежащего поселка на автобусе.

  1. Способ передвижения:

На автобусе до места отплытия и от конечного пункта, по рекам на байдарках.

Сведения о районе путешествия:

  •  общегеографическая характеристика;

а) растительность: лесная, прибрежная средней полосы России

б) рельеф: равнина

в) г) гидрография: реки Пра и Ока

д) климат: умеренно-континентальный

е) туристические возможности: экскурсии по Окскому заповеднику,

с. Константиново, г. Касимову

ж) сведения о транспорте: байдарки

з) приобретение продуктов: в местах стоянок: Деулино, Брыкин Бор, Лашма.

  • туристская        характеристика:

Маршрут освоен хорошо. На отрезке Спас-Клепик – Деулино байдарочный  маршрут разработан и организованы стоянки для туристов.

Спортивная сторона маршрута во многом зависит от уровня воды в реке. В августе 2007 года уровень воды низкий, что влечет за собой мели, препятствия из деревьев и веток в воде.

Маршрут на Пре не зависит от источников пополнения воды. Воду для приготовления пищи можно брать в реке.

  • познавательная        ценность маршрута в возможности посещения Окского заповедника, городов по пути маршрута. На пути встречаются интересные краеведческие объекты: с. Константиново, г. Спас-Клепики, г.Касимов, памятник природы «Древнее поселение Брыкин Бор», журавлиный и зубровый питомники.
  • возможность пополнения продуктов и  пункты медицинской помощи:

г. Спас-Клепики, с. Деулино, с. Брыкин Бор, г. Лашма, г. Касимов

Другие сведения о районе путешествия

ПРА, река в центре Европейской части России, левый приток Оки. 167 км. В низовьях Пры — Окский заповедник.

Берега Пры холмистые, сухие, песчаные, и хотя они довольно густо заселены, место для бивуака найти легко.

Пра протекает в открытых и высоких песчаных берегах,  кое-где заросших сосновыми лесами и густо заселенных.

На этом участке расположен г. Спас-Клепики, где в местной учительской семинарии с 1909 по 1912 г. учился замечательный русский поэт С. А. Есенин.

После пос. Рабочая Слобода Пра   вступает  в  зону сплошных лесов. Этот участок реки — один из наиболее живописных уголков. Величественные сосновые боры обступают  Пру почти на всем протяжении. Лишь ниже Деулино они постепенно вытесняются дубравами. Многочисленные песчаные косы и отлогие берега образуют великолепные естественные пляжи. Селения находятся далеко друг от друга и обычно в стороне от реки. На берегах много уютных мест, удобных для дневок.

Естественных препятствий на Пре 4 ( совершали обнос перед с. Горки, у лесохима, (в 7 км ниже Деулино), у Красинского кордона, перед 1-й стоянкой в заповеднике, две запани — под мостом на участке с. Горки и  в самом устье Пры. Запани обойти, воспользовавшись протокой нельзя, русло пересохло.

На левом берегу на протяжении последних 55 км расположен Окский заповедник (у начала его территории шит с надписью «Заповедник» и правилами поведения). На этом берегу запрещается останавливаться и разводить костры. Управление и музей заповедника — в пос. Брыкин-Бор.

Ниже Брыкина-Бора на правом берегу лесов нет. Вдоль берега тянется густая полоса ивняка, за которой простираются широкие пойменные луга.

Ока в месте, где в нее впадает Пра,— широкая судоходная река со сравнительно быстрым течением. Берега открытые, луговые. Маршрут дня закончился на бывшей пристани Кочемары. От г. Спас-Клепики до пр. Кочемары байдарки прошли 220 км.

Вверх по течению от  Кочемар  до Клетино река имеет почти прямое русло. По правому берегу хвойные леса. В г. Лашма на берегу есть хороший родник, где лучше всего и запастись водой на дальнейший путь. Здесь удобно запасаться продуктами, из-за близости магазина.

По течению реки из-за разработок щебня и большого движения грузовых барж  вода непригодна для приготовления пищи. Берега у Оки  каменистые, что создает сложность при причаливании байдарок.

 На отрезке пути Клетино-Аниково находиться завод на воде по транспортировке щебня его можно обойти как слева, так и справа.

 Перед Касимовым находиться пункт Государственной инспекции маломерных судов.

 Конечный пункт на правом берегу Оки перед мостом г. Касимов – пос. Приокский.

IV. Техническое описание маршрута 

Таблица дневных переходов

Дни перехода

киллометраж

Ходовые часы

Фактическое и рекомендуемое место ночлега

2.07.2007

400 км на автобусе

12 км на байдарке

8 ч

2, 5 ч

Ершовские выселки

3.07.2007

38 км

8 ч

Ювино

4.07.2-07

40 км

8 ч

Деулино

5.07.2007

40 км

8 ч.

Кордон Красинский

6.07.2007

32 км

7 ч

Городное

7.07.2007

18 км

3 ч.

Брыкин Бор

8.07.2007

дневка

-

Брыкин Бор

9.07.2007

40 км

10 ч

Кочемары

10.07.2007

30 км

5 ч

Клетино

11.07.2007

20 км

3 ч

Касимов

12.07.2007

300 км

6 ч

Бондари

                         

V. Материальное обеспечение.

Список группового снаряжения

Наименование

количество

спасжилеты

10

байдарки

8

палатки

7

матрасы надувные

10

костровище

1

котелки

2

спальники

25

пила.

1

топор  

1

стол

1

пленка полиэтиленовая

8

веревка

8 шт.

Фотоаппарат

1

видеокамера

1

                                                     

Личное снаряжение

Куртки, головные уборы: кепка, шапка,  дождевики, сменная одежда, носки, спортивная обувь, парадная одежда, предметы личной гигиены.

Медицинская аптечка

Бинт, жгут, пластырь, шина, дизенфицирующие средства, противоспалительные средства, обезболивающие средства, желудочные средства, сердечные средства,.

Список ремонтного  набора

Молоток, пассатижи, гвозди, болты и проволока разных диаметров, ножницы, клей, резина для заплат,  веревка, наждачка, одеколон.

Список продуктов

 Хлеб, батон, сушки, печенье, сухари, конфеты, макароны, рис, крупа гречневая, пшено, картофель, капуста свежая, салат маринованный, морковь, помидоры, огурцы, лук, чеснок, тушенка, консервы, икра кабачковая, колбаса копченая, масло подсолнечное, масло топленое, соль, сахар, чай, кофе, минеральная вода, сок натуральный, рыба вяленая, фрукты .

VIII. Краеведение. Таблица выполненных заданий.

№ п.п

Выполненные задания

Результат

1

Экскурсия по усадьбе с. Константиново, родина С. Есенина

Посещение дома С. Есенина, приобрели буклеты, сувениры

2

Знакомство с памятниками архитектуры:

с. Рубецкое, п. Приокский

Посетили церковь, познакомились с типичной архитектурой конца 19 века

3

Посещение музея природы и зубрового и журавлиного питомников с. Брыкин Бор, древнего поселения.

Познакомились с видами животных обитающих в заповеднике, приобрели сувениры, буклеты

4

Экскурсия в краеведческий музей г. Касимов

 Познакомились с историей города Касимова

5

Сбор образцов пород щебня, залегающего в бассейне реки Оки

3 образца

6.

Наблюдение за птицами Окского заповедника

Увидели: уток, цаплю, чаек, коршун, скопа, зимородка.

7

Экологический десант в местах стоянок

Очищено от мусора 5 мест ночевок

8

Собрали коллекцию фотопейзажей для выставки

8 фото работ

 

Безопасность жизнедеятельности в водном походе.

    Специфика безопасности в каждом виде туризма своя, однако главный итог – обеспечить наибольшую безопасность участнику путешествия.

    Руководителям и участникам водных походов необходимо:

иметь и правильно использовать индивидуальные средства спасения;

уметь ориентироваться и правильно выбрать линию движения;

проводить разведку всех серьезных препятствий;

не доверять отчетам и описаниям, так как изменение уровня воды и время полностью изменяет характер препятствия;

на сложных участках корректировать движение, то есть выставлять сигнальщика и обеспечить надежную страховку с воды или берега;

при перевороте стараться быстрее догнать судно и, держась за него, как можно быстрее причалить к берегу;

обеспечить судно запасом плавучести (то есть иметь воздушные емкости);

иметь ремонтный набор;

запретить движение по маршруту во время тумана или ночью;

на судоходных реках двигаться вне фарватера.

Приложение 6

Отчет

о туристическом походе

 по местам боевой славы генерал-майора В.А.Глазкова

Вид туризма:

пешеходный и на автобусе

Вид категории:

Некатегорийный 

Возрастная группа:

25 детей в возрасте 12-16 лет

Сроки проведения

6-12 июля 2007 года

Географический район:

Волгоградская область

Cправочные сведения о районе путешествия

а)        подробная нитка маршрута; с.Бондари – р. Дон- г.Волгоград –

с. Б.Ельшанка – Россошки – р. Дон – с. Бондари

б)        протяженность (активная часть,
переезды);
 

Маршрут составил примерно 690км.

с.Бондари – р. Дон 550 км.

Река Дон –г. Волгоград -50 км.  

 По г. Волгограду 80 км

 Г.Волгоград – с. Б. Ельшанка- 3 км

Г. Волгоград – Мемориальное кладбище «Россошки» - 30 км

г. Волгоград – с. Бондари на автобусе 600 км.

в)        продолжительность в днях (активная
часть, дневки);
 

Поход проходил 7 дней (с 6 по 12 июля 2007 года).6 июля -с.Бондари – р. Дон . (ночевка)

7 июля Река Дон –г. Волгоград дневка

8 июля путешествие по  г. Волгограду

9 июля г.Волгоград – с. Б. Ельшанка- 10км

10 июля г. Волгоград – Мемориальное кладбище «Россошки»

11 июля г. Волгоград – р. Дон (ночевка)

     12 июля г. Волгоград – с. Бондари на автобусе 620км.

г)        запасные варианты; Посещение музеев г. Волгограда

Сведения о районе путешествия:

  • общегеографическая характеристика;

 а) растительность: степная

 б) рельеф: холмистый

 в) население: 1025,9 тыс человек (2004).

 г) гидрография: реки Волга и Дон

 д) климат: умеренно-континентальный

 е) туристические возможности: экскурсии по городу и району

 ж) сведения о транспорте: школьный автобус

 з) приобретение продуктов: ежедневно по мере необходимости.

Другие сведения о районе путешествия

Волгоград (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград), город в Российской Федерации, центр Волгоградской области, расположен на изгибе нижнего течения реки Волга, в 1073 км к юго-востоку от Москвы, тянется на 100 км по ее правому берегу. Начальный пункт Волго-Донского судоходного канала. Речной порт. Железнодорожный узел. Аэропорт. Основан в 1589. Город с 1780. Город-герой с 1965.

История

Поселение известно с 1555, впервые упоминается как Царицын в 1589; служило для обороны волжского пути на стыке Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек. Город постоянно оказывался в центре военных и повстанческих конфликтов. В 1606 при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки. В начале 17 в. Царицын сгорел; построен вновь в 1615 на правом берегу Волги при впадении р. Царица, по которой и получил название Царицын. В 1667-72 гг. царицынский гарнизон поддерживал войско С. Т. Разина. В 1731 в связи с учреждением волжского казачества Царицын был укреплен и стал центром военной линии от Волги к Дону. В 1708 Царицын приписан к Казанской губернии, в 1719 — к Астраханской, с 1779 включен в Саратовское наместничество.

В начале 19 в. в городе возникла мелкая промышленность. Во второй половине 19 в. было построено несколько железнодорожных линий, связавших город с важнейшими административными и промышленными центрами России. В Царицыне находились агентства многих пароходных компаний. В 1880 вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «Нобель», сооружались крупнейшие в России нефтехранилища. В годы Гражданской войны в Царицыне проходили жестокие бои. С 1920 — центр Царицынской губернии. В 1925 переименован в Сталинград. До 1928 — центр округа в составе Нижневолжской области, в 1932 — центр Нижневолжского края. В 1934, после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего. В 1936 Сталинградский край был преобразован в Сталинградскую область. Во время Великой Отечественной войны на подступах к городу и в самом городе проходила одна из важнейших битв Второй мировой войны — Сталинградская, ставшая переломным этапом. Город был почти полностью разрушен в 1942-43 гг., в послевоенные годы выстроен заново. В 1961 переименован в Волгоград.

Наука и культура

Волгоград — крупный научно-образовательный и культурный центр. 20 научно-исследовательских институтов. Университеты: Волгоградский государственный, аграрный, педагогический. Институты: политехнический, медицинский, инженерно-строительный, физической культуры и спорта. Высшая следственная школа МВД России. Театры: драматический, новый экспериментальный, музыкальной комедии, кукольный, юного зрителя. Филармония. Цирк. Симфонический оркестр. Зал органной музыки. Планетарий. Музеи: Панорама «Сталинградская битва», обороны Царицына, краеведческий, изобразительных искусств, музыкальных инструментов.

  Сталинградская битва, 17.7.1942-2.2.1943, во время Великой Отечественной войны. В оборонительных сражениях (до 18.11) в районе Сталинграда и в самом городе войска Сталинградского (до 28.9; Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко, с 23.7 генерал-лейтенант В. Н. Гордов, с 9.8 генерал-полковник А. И. Еременко), Юго-Восточного (7.8-27.9; генерал-полковник А. И. Еременко) и Донского (с 28.9; генерал-лейтенант, с 15.1.1943 генерал-полковник К. К. Рокоссовский) фронтов героическим сопротивлением остановили наступление немецко-фашистской 6-й полевой и 4-й танковой армий. 19-20.11 войска Юго-Западного (с 22.10; генерал-лейтенант, с 7.12 генерал-полковник Н. Ф. Ватутин), Сталинградского (с 28.9; генерал-полковник А. И. Еременко) и Донского фронтов перешли в наступление и окружили в районе Сталинграда 22 дивизии (330 тыс. человек). Отразив в декабре попытку противника освободить окруженную группировку, советские войска ликвидировали ее. 31.1-2.2 остатки 6-й немецкой армии во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом сдались в плен (91 тыс. человек). Победа в Сталинградской битве имела огромное политическое, стратегическое и международное значение.

Участником Сталинградской битвы  (17.07-8.09.1942 г.) был наш земляк генерал-майор В.А.Глазков командир 35-й гвардейской стрелковой дивизии. В городе много памятных мест, посвященных 35-й дивизии и её командиру.

 В ознаменование победы в Сталинградской битве на Мамаевом кургане в 1963-67 гг. создан мемориальный комплекс — памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (скульптор Е. В. Вучетич). На склонах кургана разбит парк. В число достопримечательностей города также входят «Дом Павлова» (героически оборонявшийся группой разведчиков под командованием сержанта Павлова); площадь Победы; памятный знак на месте нахождения командного пункта командного пункта командующего 62-й армией генерала В. И. Чуйкова в дни Сталинградской битвы (похоронен в Волгограде), памятный знак на месте командного пункта 13-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием генерала А. И. Родимцева; памятник на Братской могиле воинов 13-й гвардейской и 10-й стрелковой дивизий, памятник комсомольцам-защитникам Сталинграда; памятник на Братской могиле воинов 62-й и 64-й армий, погибших в Сталинградской битве; танковые башни на постаментах, обозначающих передний край обороны войск Сталинградского фронта по состоянию на 19 ноября 1942.

Таблица дневных переходов

Мест, связанных  с именем  В.А.Глазкова и 35-й дивизией:

Дни перехода

Название объекта

Характеристика объекта

Место ночлега

6.07.2007

Р. Дон

Излучена реки, самое близкое место от р. Волги, место форсирования.

Берег реки

7.07.007

1

Царицынская оборонительная линия

Макет татарского вала, пушки, мемориальная доска

«Лысая гора». Памятный крест безымянным солдатам

Самое высокое место г. Волгограда В.145,5

Лагерь «Надежда»

8.07.2007

3

4

5

6

школа №46 г. Волгограда

музей создан 23 февраля 1965 года по боевому пути 35 Г.С.Д.  С  апреля 1998г. школа носит имя легендарного генерала Глазкова В.А.

школы № 46 мемориальная доска из красного мрамора

Надпись:

 « В этих местах в августе-сентябре 1942г. героически сражались гвардейцы 35-й  и зенитчики 748 ЗАП, воины 10-й дивизии НКВД»      Открыта    1992г.  

доска  из  нержавеющей стали

Надпись:

 « В дни боев на подступах к Сталинграду,   здесь располагался КП 35 –й Г.С.Д»                              Открыта в 1988г.

школа №46 памятный знак  из чугуна

        Надпись:

  « В 500 м юго-восточнее знака,  в августе – сентябре 1942  года находился КП 35-й гвардейской стрелковой дивизии». Открыт  в 1998г.

гранитный  памятник  у школы № 46 им. гв.ген.-майора Глазкова В.А.:  

Надпись:

« Героически защищая Родину у п. В.Ельшанка 08.09.1942г. погиб комдив 35-й ГСД гв. генерал – майор Глазков Василий Андреевич.»

Место КП генерала-майора В.А. Глазкова, командира 35-й ГСД

 Недалеко от с. Б. Ельшанка

Место гибели генерала-майора В.А. Глазкова, командира 35-й ГСД

 При въезде в с. Б.Ельшанка

Волгоградский Государственная  сельскохозяйственная Академия  ( ВГСХА)  на  проспекте Университетском, 2 - мемориальная доска воинам 35 Г.С.Д..

Надпись:

 «Здесь в сентябре 1942года вела ожесточенные бои с немецко – фашистскими захватчиками 35-я гвардейская дивизия генерала Глазкова Василия Андреевича.        В.А. Глазков погиб в сентябре 1942г., посмертно награжден Орденом Ленина». Открыта  02.05.1965г. Бронза.

Памятник новосибирцам- сибирякам, которые защищали Сталинград.

35-я ГСД сформирована в Сибири

Памятник – глыба выполнен из  серого гранита, высотой  2,7м, шириной 1м.

Надпись:

« Здесь  на Сталинградской земле в 1942 -1943годах героически сражались воины  112, 298, 308-ой сибирских, 35 Г.С.Д. Тысячи из них отдали свою жизнь за наше Отечество и похоронены на поле боя. Сибиряки помнят и чтут подвиги своих сынов.   1993год Новосибирск.  Вечная память ! »

Музей 35 Г.С.Д,  где отражён боевой путь дивизии  и собраны экспонаты времен  Сталинградской битвы.

Создан в 1970 году администрацией и студенами ВГСХА

9.07.2007

Улица

Новосибирская. Рядом с остановкой  « 7 больница» трамвая №3,4 на доме № 68 мемориальная доска из нержавеющей стали

Надпись:

 «Улица Новосибирская названа в честь сибирских дивизий сражавшихся в Сталинградской битве.»  Ниже доски  подставка для живых цветов. Открыта,  2002г.

Лагерь «Надежда»

Остановка « 35-я Гвардейская» трамвая № 3, 4  

В районе  завода Петрова  

Улица   « 35-я Гвардейская». На доме  № 1 мемориальная доска размером 60Х45 см.  из мрамора

Надпись:

« Улица названа в честь героических защитников Сталинграда – воинов 35-й гвардейской стрелковой  дивизии, сражавшейся с немецко-фашистскими захватчиками в этом р-не.» Открыта,  04.07.1985г

Памятник защитникам  Сталинграда в боях за городской элеватор в 1942-1943гг.

Памятник  выполнен из монолитного  железобетона: высота фигуры 7м., постамента –1м. Памятник открыт 30.06.1977г. Авторы проекта: Скульптор П.Л.Малков, архитектор Г.М. Коваленко.  Надпись на  дугообразной стеле памятника говорит,что  в боях за элеватор в 1942г-1943г сражались моряки, пехотинцы, артеллеристы 35,36 Г.С.Д., 10-й стрелковой и 154 морской бригады, 271 полка 10-й дивизии НКВД.

Могила Глазкова В.А. Мраморная надгробная плита из гранита   красного цвета размером 120Х 90 см. Автор – архитектор И.К. Белдовский, барельеф выполнен скульптором Е.В. Вучетичем. Памятник сооружен в 1959г.

Рядом с площадью Павших борцов, в Комсомольском саду.

Надпись:  «   Гвардии генерал-майор командир 35-й Г.С.Д    Глазков Василий Андреевич 1901. 01.01 – 1942.08.09 героически погиб в боях за Сталинград».

Памятник и братская могила Р.Р. Ибаррури, В.Г. Каменщикова, Х.Ф. Фаттяхутдинова

На площади Павших Борцов, рядом с тополем, который выстоял  Сталинградскую битву.  Памятник сооружен по проекту архитектора Е.И.Левитана и скульптора И.И. Петина  Памятник из красного и черного полированного гранита открыт в 1958г.

Музей Пост № 1

Музей посвящен патриотическому почину волгоградцев, организация поста №1

10.07.2007

Музей  Панорама   Сталинградской  битвы

Экспонируются:  кортик, орден Ленина и  шинель генерал-майора Глазкова В.А, вся изрешеченная пулями и осколками.  В зале Воинской славы   золотыми буквами написаны  Армии и дивизии, защищавшие г. Сталинград, одна из них 35 –я гвардейская стрелковая дивизия.

Лагерь «Надежда»

Дом Павлова

Здесь сражался земляк генерала В.Дерябин

Мамаев курган, Зал Воинской славы

 На 34 пурпурных мозаичных знамёнах бессмертные имена павших    воинов - сибиряков 35 Г.С.Д. На последнем 34-м  имя В.А. Глазкова

Улица Глазкова

На доме мемориальная доска  размером 50 х 60 см   из белого мрамора с надписью:

 «Эта улица названа именем генерала В.А. Глазкова командира 35 гв. стрелковой дивизии героически сражавшейся в Сталинграде с немецко-фашистскими войсками в 1942-43 года.   В.А. Глазков погиб 8 сентября 1942г.»

Частный дом-музей семьи Кривошеиных

 Руководители поисковых отрядов и музея №46

Частный музей генерала Егорова

 В музее собраны и реставрированы личные вещи и снаряжение  участников Сталинградской битвы

Памятники 35 Г.С.Д. увековечены в х.Степной, Дмитриевка, Самофаловка, Большая и Малая Россошки,  на высоте 137,2.  

Эти памятники установили ветераны – сибиряки из г. Новосибирска   по инициативе  бывшего десантника 35-ой Г.С.Д , автора книги « Россошинский рубеж» Гончарова И.Я.

11.07.2007

Краеведческий музей «Царицын-Сталинград»

 Здесь ранее экспонировались личные вещи В.А.Глазкова

Р. Дон

Мемориальное кладбище «Россошки»

Здесь похоронены воины, найденные в результате поисковых экспедиций

Места боев 35-й гв. Стрелковой дивизии близ д.  Россошки

Здесь прошли первые бои дивизии. Благодаря «коридору» удержанному глазковцами, удалось остановить фашистов.

                 

Материальное обеспечение.

Личное снаряжение

Куртки, головные уборы: кепка, шапка,  дождевики, сменная одежда, носки, спортивная обувь, парадная одежда, предметы личной гигиены.

Список группового снаряжения

Наименование

количество

палатки

7

матрасы надувные

10

костровище

1

котелки

2

спальники

25

пила.

1

топор  

1

стол

1

пленка полиэтиленовая

8

веревка

8 шт.

Фотоаппарат

1

видеокамера

1

                                                     

Медицинская аптечка

Бинт, жгут,пластырь, шина, дизенфицирующие средства, противовосталительные средства, обезболивающие средства, желудочные средства, сердечные средства,.

Список ремонтного  набора

Молоток, поссатижи, гвозди, болты и проволока разных диаметров, ножницы, клей, резина для заплат,  веревка, наждачка, одеколон.

Список продуктов

 Хлеб, батон, сушки, печенье, сухари, конфеты, макароны, рис, крупа гречневая, пшено, картофель, капуста свежая, салат маринованный, морковь, помидоры, огурцы, лук, чеснок, тушенка, консервы, икра кабачковая, колбаса копченая, масло подсолнечное, масло топленое, соль, сахар, чай, кофе, минеральная вода, сок натуральный, рыба вяленая, фрукты .

 

Заключение

       В заключение хочется подчеркнуть, что туристско-краеведческие мероприятия не только способствуют воспитанию у ребят любви к родному краю, гордости за нашу Родину, ее народ, но и активизирует спортивно-массовую работу в школе, воспитывают гражданскую позицию будущих граждан нашей страны.  

Оглавление

  1. Введение.
  2. Оздоровительная функция туризма.
  3. Классификация видов туризма.
  4. Формы туризма.
  5. Планирование туристско-краеведческой и спортивной работы.
  6. Туризм на уроках с младшими школьниками.
  7. Туристическая подготовка в средних и старших классах.
  8. Основы физической подготовки туриста.
  9. Туристский слет.
  10. Туристские походы.
  11. Приложения.

Литература

  1. Бардин Н. В. Азбука туризма. Пособие для учителей, руководителей туристических походов со школьниками. М. Просвещение, 1987.
  2. Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М. Профиздат,1973
  3. Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. М. Недра,1983.
  4. Китманов В.А.,  Пчелинцев Ю.П., Рыбкина Т.В. Обеспечение безопасности при проведении туристских мероприятий. Тамбов, издательство ТОИПКРО, 1996 г., 28с.
  5. Китманов В.А., Фурсова В.Н. Организация и проведение туристских походов оздоровительной направленности. Тамбов, издательство ТОИПКРО, 1995 г., 22с.
  6. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М. Профиздат, 1986., 240с.
  7. Лукянов П.И. Самодельное туристическое снаряжение,1986
  8.  Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристической подготовке», 1991.
  9. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. М. Профиздат, 1985 г., 272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туристско-краеведческая деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в воспитательной системе школы

В своей внеурочной деятельности использую такие формы изучения родного края как экскурсии.Об этом делюсь опытом в своей статье....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

« Роль туристско-краеведческой деятельности УДО и школ в создании единого образовательного пространства в станице Медведовской».

Работа туристско-краеведческого объединения прививает любовь к родному краю, формирует патриотические чувства и способствует укреплению межшкольных связей не только одной станицы, но и края....

Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы"

Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы". Программа рассчитана на возраст обучающихся 12-14 лет. Сос...

«Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся, в условиях общеобразовательной школы»

Инновационный проект цель которого "формирование планетарного мировоззрения, потребности в здоровом образе жизни, как основе психически и нравственно здоровой личности"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы"

Программа направлена на организацию патриотического воспитания учащихся.Основная цель: создание условий для развития личности участников образовательного процесса путем включения её в многообразную де...

Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальной школы

Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальной школы...