Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы"
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему

Ефремова Ольга Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы". Программа рассчитана на возраст обучающихся 12-14 лет. Составитель программы - руководитель поискового отряда, учитель русского языка и литературы Ефремова О.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

                             Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей № 15 Заводского района г.Саратова

Согласовано                                         Утверждаю

на заседании                                         Директор МОУ Лицея № 15

научно-методического   Совета           _______ Карпенко Г.М.                                                                          

Протокол № _____ от ______14г.                        Приказ №  ___   от_______14г.                                                                        

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по туристско-краеведческому направлению

поискового отряда на базе

                                 « Музейной комнаты истории школы »

 Возраст обучающихся –  12-14 лет

     Сроки реализации-     2014/2015 учебный год    

                                                                                                                                                           

                                                      Составитель:

                                                                                         руководитель поискового отряда,

                                                                                                учитель русского языка и литературы  

                                                          Ефремова О.В.

                                                  Саратов 2014

Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа направлена на организацию патриотического воспитания учащихся

Актуальность программы:

Перемены, ознаменовавшие начало нового XXI века, диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно-нравственное творчество человечества. Изучение сложных взаимосвязей человека и культуры осуществляется с привлечением опыта различных научных дисциплин. В современной ситуации актуален не столько рациональный, сколько культурологический подход к образованию, который предполагает создание условий для творческого духовного самоопределения личности. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в историко-культурное пространство, что создает почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в решении этой задачи принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации, в мир культуры.

В этом году исполняется 82 года со дня создания лицея. На основании этого музейная комната планирует участие в выпуске школьной газеты «Лицейское обозрение», продолжит собирать материал об учителях, работавших ранее и продолжающих работать ныне в лицее. Будет продолжена работа по изучению архивных материалов, сбору материалов для экскурсий, созданию каталогов хранящихся материалов.

Основные цели и задачи:

Цель программы:

Создание условий для развития личности участников образовательного процесса путем включения ее в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи программы:

- сохранение школьных традиций и преемственности школьных поколений;

- воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;

- воспитание любви к родному краю;

- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

- развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями.

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

1.Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

2.Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;

- урочной и внеурочной деятельностью.

3.Принцип креативности.Поддерживается развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
       4.Принцип успешности и социальной значимости. Усилия направлены на формирование у детей потребности в достижении успеха.

       5.Принцип ориентации на идеал.Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

       6.Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание деятельности Музейной комнаты наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной

системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

7.Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со

сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

    8.Принцип системно-деятельностной организации воспитания.Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Уровни воспитательных результатов:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.

Третий уровень результатов— получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

- Формами подведения итогов реализации программы  являются конференции, слеты музейных активов.

      Данная программа рассчитана на обучающихся 6-8 классов и действует в течение 2014/2015 учебного года.

Раздел II. Содержание изучаемого курса:

Направления деятельности школьного музея:

- Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования фондов школьного музея является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление дает широкие возможности ученикам проявить свое умение вести исследовательскую деятельность. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников.

-Экспозиционное(оформительское). Специфика музейной экспозиции за ключается в том, что то или иное событие в истории школы отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.  В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты зала и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция.

-Экскурсионное. Экскурсия музейная – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музейного показа под руководством специалиста.  

Раздел III. Учебно-тематический план:

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

+

Практических

+

Организационная работа- 14 часов

1.

Обновление состава совета музейной комнаты. Формирование актива. Создание поисковой, лекторско-экскурсоводческой, оформительской групп. Определение задач.

2

+

2.

Организация работы по составлению инвентарной книги, оформлению фондов.

6

+

+

3.

Работа с документацией.Обеспечение учета и хранения музейных материалов.Продолжить разбор и описание экспонатов музейного фонда.

6

+

+

Учебно-исследовательская  работа-50 часов

1.

Продолжение знакомства с основами музейного дела

2

+

2.

Продолжение знакомствас видеофондами музейной комнаты

4

+

3.

Подбор материалов для газеты «Лицейское обозрение»

2

+

4.

Дополнение и расширение экспозиций музейной комнаты за счет новых материалов.

6

+

+

5.

Продолжение сбора материалов для экспозиции «Первые директора»

6

+

6.

Оформление экспозиции «Первые директора»

4

+

7.

Продолжение знакомствас поисковыми фондами музейной комнаты

4

+

8.

Продолжение сбораматериалов для экспозиции «Учительские династии»

6

+

9.

Оформление экспозиции «Учительские династии»

4

+

10.

Работа с каталогами. Экскурсия в библиотеку.

4

+

+

11.

Подготовка учебно-исследовательских работдля участия обучаю щихсяв НПК, муниципального, регионального уровней.

6

+

12.

Подведение итогов. Планирование работы на 2015/2016 учебный год

2

+

Участие в социальных акциях - 4 часа

1.

Акция «Мы помним Вас» (Поздравление учителей- ветеранов с Днем Учителя)

1

+

2.

Акция «Мы помним Вас» (Поздравление учителей- ветеранов с Новым годом)

1

+

3.

Акция «Мы помним Вас» ( Поздравление учителей- ветеранов с праздником 8 Марта)

1

+

4.

Акция «Мы помним Вас».(Поздравление учителей- ветеранов с Днем Победы)

1

+

РазделIV.«Методическое обеспечение»:

Раздел «Организационная работа» подразумевает такие формы занятий, как беседа, лекции.

Раздел «Учебно-исследовательская  работа»подразумевает такие формы занятий, как беседы, дискуссии, участие в конференциях.

Раздел «Участие в социальных акциях»подразумевает такие формы занятий, как встречи, беседы.

Приемы и методы работы:

В деятельности школьного музея можно проследить большое разнообразие приемов и методов работы с использованием музейных материалов, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью: музейные проекты.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к обучающимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

Школьный музей должен органично вписаться в систему проводимых мероприятий, стать местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времен, людей и музейных вещей, выстраивается образовательное пространство, содержание в котором движется по цепочке «музей – школа – музей»

      Наиболее эффективными формами работы в рамках работы музейной комнаты  могут стать массовые, групповые, индивидуальные.

Массовые формы: встречи с выпускниками, героями исследований, школьные конференции, дебаты.

Групповые формы: кружок, газета, составление видеофильмов.

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, встречи с выпускниками разных лет, персональные выставки учащихся, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.

РазделV.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Музейная комната истории школы»:

1.Воспитание патриотов школы, города, России;

2.Усиление роли музея в учебно-воспитательном процессе

3.Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность

Содержание                                                                                Стр.

Пояснительная записка……………………………………………………     3-6

Содержание       программы………………………………………………             6

Учебно-тематический план……………………………………………….             7-8        

Методическое обеспечение ………………………………………………             8-9        

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности «Музейная комната истории школы»……..       9

Актив  Музейной комнаты истории школы…………………………….         10