Концепция развития школьного музея
статья на тему

Иванова Вера Игоревна

          Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея ГОУ, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений, адресована сообществу школьного музея, включающему работников ГОУ, учащихся, их родителей (законных представителей), общественные и ветеранские организации, принимающие участие в решении проблем гражданского и патриотического воспитания в школе.
Предполагаемый срок реализации Концепции январь 2011- декабрь 2015 гг.
Концепция разработана коллективом авторов под руководством зав. школьным музеем Ивановой В.И.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya_razvitiya_muzeya_gou_no268.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ШКОЛА № 268

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Принято

  Педагогическим

 Советом школы

28.12. 2010г.

       Утверждаю

Директор Школы № 268

-------------И.М. Широкова

      28.12. 2010г.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

«БОЕВОЙ ПУТЬ 12 ПРИМОРСКОЙ И  9 ЛЕНИНГРАДСКОЙ

ПАРТИЗАНСКИХ БРИГАД»

Руководители музея:

Иванова В.И.

Цыбулько Т.А.

Санкт – Петербург

2010 г.

1

Введение.

          Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея ГОУ, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений, адресована сообществу школьного музея, включающему работников ГОУ, учащихся, их родителей (законных представителей), общественные и ветеранские организации, принимающие участие в решении проблем гражданского и патриотического воспитания в школе.

Предполагаемый срок реализации Концепции январь 2011- декабрь 2015 гг.

Концепция разработана коллективом авторов под руководством зав. школьным музеем Ивановой В.И.

Концепция развития школьного музея обсуждена и принята на заседании Педагогического совета школы 28 декабря 2010 года.

        Основанием для разработки данной Концепции являлись следующие нормативные документы:

  1. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт- Петербурга от 22.01.2010 № 30-р «О проведении аттестации музеев государственных образовательных учреждений Санкт- Петербурга в 2009/ 2010 учебном году»
  2. Распоряжение Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2008 № 493 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке концепций развития деятельности государственных музеев, подведомственных Комитету по культуре»
  3. Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)
  4. Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве. Материалы Всероссийской конференции «Музей и школа: диалог в образовательном пространстве (16-17 мая 2008 г.). – СПб.: СПб АППО, 2009, - 114с.
  5.  Закон Российской Федерации «Об образовании» и Концепция проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от04.02.2010№Пр271;
  7. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; 
  8. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская Школа  2020»;
  9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,  Модель «Российское образование – 2020»
  10. Меморандум по итогам круглого стола «Наша новая школа: инновационные вызовы» в рамках Международного инновационного форума (01.10.2009г. Санкт-Петербург)
  11. Материалы городского педагогического совета «Модернизация образования: петербургский вектор».

2

Миссия музея« Боевой путь 12-й Приморской и 9-й Ленинградской партизанских бригад»

  1. Анализ состояния и текущей деятельности школьного музея:

краткая информация о музее: музей «Боевой путь 12-ой Приморской и 9-ой Ленинградской партизанских бригад» Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 268 Невского района Санкт-Петербурга находится по

адресу: проспект Большевиков дом 4 корпус 2 литер А;

телефон/ факс 589-27-05; электронная почта school268@mail.ru

Директор школы Широкова Ирина Мефодевна,

руководители школьного музея Иванова Вера Игоревна и Цыбулько Татьяна Александровна;

 Характеристика помещения: классная комната около 60 кв. метров, изолированная на 3 этаже, под сигнализацией;

профиль музея: военно-исторический;

 курирующий государственный музей: Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

 краткая историческая справка: Музей «Боевой путь 12-й Приморской и 9-й Ленинградской партизанских бригад» посвящён подвигу бойцов незримого фронта в дни блокады Ленинграда. Подвигу партизан 12-ой и 9-ой партизанских бригад, сражавшихся в тылу 18-ой фашистской армии на самом трудном участке фронта - на ближайших подступах к Ленинграду: в Волосовском, Сланцевском, Лужском и Кингисеппском районах. Музей 268 школы Невского района Санкт-Петербурга носит имя этих легендарных бригад. Экспонаты и документы музея раскрывают историю героической борьбы патриотов нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, раскрывают этапы битвы за Ленинград, за освобождение его от блокады и роль героев-партизан и подпольщиков в этом сражении. Дата открытия музея 13 декабря 1982 года № свидетельства 4504.

       разделы экспозиции: 

      1. Идет война народная, священная война».

  1. Все на защиту города Ленина.
  2. Коммунистическая партия – организатор и руководитель партизанской войны. Волосовские партизаны.
  3. Ленинград в дни блокады.
  4. Кингисеппский межрайонный  подпольный партийный центр(1942-1943г.)
  5. Создание 12 Приморской партизанской бригады.
  6. Бригада  действует.
  7. Действия бригады в период наступления Красной Армии на Ленинградском фронте (январь - февраль1944).
  8. Итоги боевой и политической деятельности бригады.
  9. Дорогой отцов - дорогой Победы.
  10. Партизанский край на Псковщине.
  11. Создание 9- ой партизанской бригады.
  12. 9-я бригада в действии.
  13. На освобожденной земле.
  14. На вахте мира и труда.
  15. Мы -  наследники пламенной славы отцов.

 состояние учёта и хранения фондов: Имеются  3 книги поступлений основного фонда и одна книга поступлений вспомогательного фонда, картотека на подлинные и особо ценные экспонаты с указанием легенды экспоната.

 наличие документов музея и соответствие их предъявляемым требованиям:

- тематико-экспозиционный план, согласованный с Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда;

- паспорт Музея и сертификат о соответствии статусу «Музей образовательного учреждения» № 90-С/2009;

- книги учета основного и вспомогательного фондов;

- картотека на подлинные и особо ценные экспонаты с указанием легенды экспоната;

- план работы Совета Музея;

- книга регистрации массовых экскурсий и мероприятий.

 место музея в учебно-воспитательном процессе школы: Экспозиция музея является существенным дополнением для образования учащихся и воспитания их как нравственной личности. Полученные учащимися начальные знания, умения и навыки экскурсовода и музейного работника позволят применить их в жизни: эрудированность, коммуникативность, культура речи, чувство коллективизма, организаторские способности.

      На базе школьного музея проводится культурно-массовая и политико-воспитательная работа с учётом высокого идейно-политического и методического уровня, комплексного подхода, актуальности и занимательности, интересов и знаний участников мероприятий, с опорой на экспозицию музея, материалы и актив музея. В работе используются различные формы   экскурсии, лекции, беседы, встречи, слёты ветеранов, конференции, литературно-музыкальные композиции, викторины и конкурсы.

      Работа музея строится с учетом программного материала и воспитательной работы в классах различных возрастных групп при активном участии педагогов школы, педагогов-организаторов:

- уроки истории в 5 классах по теме «Великая Отечественная война» начало войны, мобилизация советского народа на борьбу с врагом, партизанская война, блокада Ленинграда и др.

- использование материала музея на уроках литературы и русского языка (диктанты и изложения по материалам школьного музея в 1-8 классах, сочинения 9-10-11 классах);

- разрабатываются уроки внеклассного чтения для учащихся 1-4 классов;

- использование материалов во внеклассной работе, разработка уроков мужества, бесед, лекций и экскурсий по темам: «История создания школьного музея», «Они защищали Ленинград», «Ленинград в годы блокады», «Партизанское движение в Ленинградской области в годы ВОВ», «12 Приморская партизанская бригада», «9 Ленинградская партизанская бригада», «Лужский оборонительный рубеж» и др..

характеристика контингента учащихся – детского музейного актива: в детский музейный актив входят учащиеся 5-11 классов (5-6 класс 15 человек, 8-11класс 10 человек).

 основные направления деятельности музея: фондовая, экспозиционная,  экскурсионная, пропагандистская группы.

 сведения о посетителях музея: учащиеся 1-11 классов нашей школы и других школ района, будущие первоклассники и их родители, ветераны Великой Отечественной войны, жители микрорайона.

взаимодействие в условиях социокультурного пространства района, города: сотрудничество с общественными организациями, учреждениями образования, науки и культуры:

- ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»,

- ГОУ дополнительного образования детей Правобережный дом детского творчества Невского района Санкт-Петербурга,

- Ленинградский объединенный совет ветеранов партизанского движения,

- Совет ветеранов и блокадников Невского района,

- Совет ветеранов 12 Приморской партизанской бригады,

- Совет ветеранов 9 Ленинградской партизанской бригады,

- Муниципальный округ № 56 Муниципальное образование «Оккервиль»,

- Совет ветеранов микрорайона школы № 268,

- Государственные музеи Санкт-Петербурга,

- Школьные музеи ОУ Невского района.

  1. Достижения школьного музея (за последние три года):

       В 2007-2008 учебном году на районном конкурсе экскурсоводов школьных музеев Гопко Татьяна получила диплом 2 степени, Лауэр Елена и Гуков Никита – дипломы 3 степени.

       В 2008-2009 учебном году принимали участие:

- в районном смотре-конкурсе презентаций школьных музеев ОУ Невского района «Школьный музей в образовательном пространстве района» в рамках районной программы гражданского и патриотического воспитания «Юные патриоты Невской заставы»;

- в смотре-конкурсе активов школьных музеев Невского района «Живой журнал: музеи Невского района»;

- в районной акции «Напишем историю вместе»: фоторабота «Пионерское прошлое моих учителей» (Семенова Л., Бойкова Л., Черняева Н.), интервью Шарагина Е..

- в 12 районном конкурсе экскурсоводов школьных музеев;

- в 2008 году на базе школы состоялся Президиум ленинградского объединенного совета ветеранов, по итогам которого было получено благодарственное письмо;

 - учащиеся 7-8 классов и детский актив школьного музея познакомились с творчеством заслуженного художника РСФСР Андрея Ушина – автора линогравюр о блокадном Ленинграде;

 - о встречах с ветеранами были напечатаны статьи в газете «На девяти мостах» № 1(18) в феврале 2008года, № 5(52) в апреле 2008 года: «Встреча школьников с искусством блокады» и «Уроки мужества и доброты».

       В 2009-2010 учебном году в рамках районной программы гражданского и патриотического воспитания «Юные патриоты Невской заставы»

- Вохминцева Татьяна получила диплом 3 степени по итогам отборочного тура 13 Городского конкурса юных экскурсоводов школьных музеев;

- Таранец София награждена грамотой за участие в специальном проекте «Голоса Победы. Живая история поколений» к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.;

- творческий коллектив ГОУ школы №268 Иванова В.И., Таранец София, Цыбулько Т.А. награждены грамотой за участие в специальном проекте «Голоса Победы. Живая история поколений» к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.;

- команда «Юные Музееведы» награждена грамотой по итогам районной музееведческой программы «Истории хранители живые»;

- команда «Гласис» награждена дипломом 3 степени по итогам районной историко-краеведческой конкурсной игры «История мировых цивилизаций на карте Санкт-Петербурга» для учащихся 5-7 классов ОУ Невского района (руководитель Тарасова Т.В.);

- дипломом победителя награжден музей ОУ ГОУ СОШ № 268 «Боевой путь 12-ой Приморской и 9-ой Ленинградской партизанских бригад» по итогам районного смотра-конкурса презентаций деятельности музеев ОУ Невского района;

- Вохминцева Татьяна и Львов Алексей награждены дипломами финалистов конкурса сочинений среди учащихся 11 классов «Моя война. Моя Победа», приуроченного к 65-летию Великой Победы и  проводимого Комитетом по образованию и  газетой Невское Время;

- получен сертификат о публикации методического материала в электронном периодическом издании «Пионер» в номинации Петербургские Инновации Образования Невского района за статью Ивановой В.И. «Сообщество школьного музея – технология гражданского и патриотического воспитания»;

 - Маслова Екатерина и Стародубцев Владимир получили сертификаты участников Районной военно-исторической конференции «Война. Блокада. Ленинград».

       В 2010-2011 учебном году в рамках районной программы гражданского и патриотического воспитания «Юные патриоты Невской заставы»

- ученица 11 класса Доценко Анастасия награждена Дипломом 3 степени по итогам 14 Районного конкурса экскурсоводов школьных музеев;

- ученик 8а класса Нудельман Алексей занял 1 место в районе по итогам военно-исторической конференции «Война. Блокада. Ленинград» и получил Диплом первой степени. Будет участвовать в городской конференции;

- получена благодарность Комитета по образованию Санкт-Петербурга и ГОУ Центр образования «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных» за участие в конкурсе-турнире знатоков российской символики «Отечеством своим горжусь».

  1. Основные  идеи  развития школьного музея.

       Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории Отечества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность.

     Школьный музей призван способствовать формированию у школьников гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

     Музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея, избираемый общим собранием актива музея.

     Музей способствует социализации и самореализации подростков и старших школьников в коллективной творческой деятельности средствами музееведения. Важна роль музея в создании условий для более активного включения учащихся в поисковую и исследовательскую работу, связанную с историей обороны и защиты нашего города в годы Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда. Большое значение играет апробирование на школьном, районном и городском уровне знаний, умений и навыков учащихся, связанных с начальным этапом приобщения к исследовательской деятельности и пропаганда научных знаний среди учащихся школы.                                                                                                                  

  1. Анализ возможностей развития школьного музея.

      Неиссякаемым источником гражданско-патриотического воспитания молодежи являются героические страницы истории нашей Родины, ратный подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Большой вклад в воспитание молодежи на героических традициях нашего народа вносят школьные музеи, в первую очередь музеи боевой славы, посвященные тем или иным событиям из героического прошлого нашего Отечества. Это дает возможность дальнейшего развития школьного музея.

      Основная цель деятельности музея школы (сохранение исторической памяти) способствует развитию чувства патриотизма,  гордости за наше Отечество, воспитание гражданственности, любви к Родине; привлечение учащихся школы к изучению исторического и культурного наследия родного района, города, семьи, Отечества через познавательную, творческую и практическую деятельность. Для выполнения этой цели ставятся следующие   задачи по развитию возможностей школьного музея:                                                                                                                                                                                                                        

- Повышение интереса к изучению прошлого Санкт-Петербурга и Невского района, к истории России.

- Воспитание чувства уважения к родному городу и к горожанам на примерах из прошлого.

- Использование музея в учебной, воспитательной работе.

-Связь поколений через встречи с ветеранами ВОВ и жителями блокадного города.

-Организация поисково-краеведческой работы с посещением и изучением мест, связанных с деятельностью бывших партизан, историей города, страны.

       С глубокой любовью и заинтересованностью собирают материалы для школьного музея учащиеся школы. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, интерес, время. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности.

       Одно из условий возможностей развития деятельности школьного музея:  преемственность в работе актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся разных возрастных групп. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, в подготовке и проведении экскурсий, что способствует пропаганде в школе системы краеведческого и музееведческого образования учащихся.

      Каждый учащийся, причастный к организации школьного музея, должен систематически расширять свои знания по основам наук, связанных с профилем музея, углубленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он непосредственно работает в музее, овладевать навыками исследовательской музейной работы. Такую подготовку руководитель музея тщательно планирует совместно с педагогическим коллективом, с самими учениками, с Советом Музея.

      Деятельность музея рассчитана на всех учащихся школы с 1-го по 11-ые классы. Она способствует воспитанию и обучению учащихся через систему дополнительного образования и самообразования. Для развития школьного музея необходимо:

- организационная работа с Советом Музея -  проведение членов совета музея по программе обучения юных музееведов на занятиях в школьном музее;

- поисковая, научно-исследовательская работа проводится через составленные поисковые задания, учитывающие возраст и интересы учащихся;

- занятия, где заслушиваются сообщения учащихся о выполнении поисковых заданий, проводится обмен мнениями, организовываются индивидуальные и групповые консультации;

- работа с фондами и над экспозицией музея;

- проблемные «Круглые столы»; массовые дела и мероприятия;

- экскурсии, связанные с тематикой музея и историческими датами.

3

Цель и задачи развития музея.

Целью школьного музея является сохранение исторической памяти.

Для реализации этой цели в рамках развития школьного музея ставятся следующие задачи: 

1. Внедрение программы духовно-нравственного развития школьников.

2.Разработка плана и реализация экспериментальной работы по теме «Культурологический подход к содержанию образования как условие реализации программы духовно-нравственного развития в младшей школе в соответствии с задачами, выдвигаемыми ФГОС второго поколения»

3.Активизация познавательного интереса учащихся к историческому и культурному наследию России и  Санкт- Петербурга.

4. Формирование умений и навыков в области краеведческой исследовательской деятельности.

5. Выявление одаренных учащихся школы.

6. Создание условий для участия школьников в районных и городских историко-краеведческих   чтениях, играх и конкурсах.

 7.Пропаганда системы краеведческого и музееведческого образования.

3[1]

Экспозиция  музея ОУ: «Наш музей»

                                (разрабатывается и планируется оформить)

  1. Основная идея экспозиции:

             рекламно-информационная и пропагандистская.

  1. Основа для разработки: фонды школьного музея.
  2. Содержание экспозиции:
  1. пропаганда в школе системы краеведческого и музееведческого образования учащихся;  
  2. создание условий для участия школьников в районных и городских историко-краеведческих   чтениях, играх и конкурсах.
  3. активизация познавательного интереса учащихся к историческому и культурному наследию России и  Санкт- Петербурга.
  1. Логика построения: разместить в рекреации 3 этажа школы
  1. Построение экспозиции:

                  проблемный, коллекционный, информационный принципы.

  1. Тематическая структура экспозиции:
  1. Из истории школьного музея.
  2. Документы музея: сертификат, положение о школьном музее, план работы.
  3. Участие в городских мероприятиях по историческому краеведению и школьному музееведению в ГОУ  Центр образования
    «САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ  ТВОРЧЕСТВА  ЮНЫХ» (отдел гуманитарных программ и детских социальных инициатив).
  4. Участие в районной программе гражданского и патриотического воспитания «Юные патриоты Невской заставы», проект «Благодарные потомки».
  5. Наши успехи и достижения.

Фондовая работа музея ОУ:

  1. Планирование поисково-собирательской работы:
  1. с целью комплектования фондов музея создать условия для поисковой и исследовательской работы.
  2. организовать в классах сбор материалов, фотографий, воспоминаний воинов, принимавших участие в войне в Афганистане для увековечивания памяти о воинах интернационалистах  в новом разделе музея.
  3. научно-исследовательская работа по изучению документов, газетных статей, литературных произведений о войне в Афганистане и Чечне;
  4. пополнение фондов музея в результате переписки, встреч, бесед с воинами-интернационалистами
  5. систематизации собранных материалов о выполнении интернационального долга и защите интересов Отечества;
  6. поддерживать связь с семьями воинов, погибших в Афганистане и Чечне;
  7. приглашать на встречи, уроки Мужества, интервью представителей СПб общественной организации ветеранов МВД, Афганской и Чеченской войн;
  8. систематизировать собранный материал и оформить стенд в музее по новому разделу о войне в Афганистане и Чечне;
  9. разработать музейную экскурсию по новому разделу о войне в Афганистане и Чечне;
  1. Организация учёта и хранения музейной коллекции (оформление инвентарных книг,  карточек, создание картотек):
  1. постоянно вести учет всех материалов о войне в Афганистане и Чечне в инвентарных книгах;
  2. составить тематическую и библиографическую картотеку по материалам о войне в Афганистане и Чечне

Художественный эскизный проект экспозиции музея ОУ (планирование экспозиционных зон с размещением музейного оборудования; интерактивных зон, учебного пространства):

  1. передвижной стенд в музее по новому разделу о войне в Афганистане и Чечне;
  2. постоянный стенд в рекреации 3 этажа по теме: «Наш музей».

Материально-техническое обеспечение музея ОУ (определение затрат на экспозиционное оборудование, художественное решение задач экспозиции, средства ИКТ и т.д.):

  1. два экспозиционных стенда
  2. установка экспозиционных стендов
  3. художественное решение задач экспозиции (фотографии, копии дипломов, сертификатов, грамот, благодарностей и др. документов)

4.

Основные направления развития и содержание деятельности музея.

Основные направления развития и содержание деятельности музея ОУ

(с формулировками ключевых задач и способов решения)

  1. Фондовая и экспозиционная работа: фондовая группа осуществляет прием материалов от дарителей, ведет учет в книгах поступлений, работу по шифровке материалов, обеспечивает их сохранность и использование. Для совершенствования системы учета и хранения фондов планируется постепенно перевести картотеку в электронный вид.

 Экспозиционная группа разрабатывает экспозиционную документацию новых школьных выставок, проводит отбор экспонатов, составляет этикетаж, организует обновление экспозиции. Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции.     Группа пропагандистов организует и проводит массовые мероприятия на базе музея, тематические встречи, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.

  1. Экскурсионная деятельность: постоянно действуют группы экскурсоводов старшего возраста (10-11кл.) - 10 человек и младшего возраста (5-6кл.) -15 человек. Экскурсионной группой планируется разрабатывать новые тематические экскурсии по экспозициям школьного музея и экспонируемых  выставок. Группа старших экскурсоводов организует подготовку младшей группы экскурсоводов и лекторов. Дальнейшее совершенствование экскурсий и мастерства экскурсоводов.
  2. Работа с детским активом: работа школьного музея осуществляется на основе самоуправления. Создан совет музея из числа инициативных учащихся. Идея гражданского и патриотического воспитания привела к сотрудничеству детского актива школьного музея с различными общественными  и ветеранскими организациями, что привело к созданию созидательного сообщества детей и взрослых – сообщества школьного музея. Планируется дальнейшее развитие этого сообщества, развитие исследовательских и экскурсионных групп, реализации образовательных программ дополнительного образования детей по музееведению. Более активное участие в районных и городских программах и проектах.
  3. Программно-методическое обеспечение: разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего деятельность музееведов-школьников – методические разработки обзорных и тематических экскурсий; творческие работы по профилю музея; методические рекомендации в помощь педагогам по использованию материалов школьного музея; разработать программу по музееведению, обеспечивающую подготовку музееведов-школьников. Продолжить создание библиографической и методической базы.
  4. Развитие музея в условиях социокультурного пространства: расширить партнерство с педагогами школы, родителями учащихся, социальные связи с учреждениями образования, науки и культуры, взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными и ветеранскими организациями.
  5. Информационно-коммуникативные технологии в деятельности музея: обновление интерактивной экспозиции музея, сайта музея, расширить использование электронных образовательных ресурсов, возможностей INTERNET-ресурсов для дистанционного обучения. 
  6. Презентация опыта работы для музейной, педагогической общественности: выступления на педагогических советах школы, участие в конкурсах района и города и т.д.
  7. Инновационная деятельность, опытно-экспериментальная работа:
  1. Участие музея в школьных, районных и городских инновационных проектах.
  2. Развитие и совершенствование системы дополнительного краеведческого и музееведческого образования.
  3. Развитие инновационной культуры педагогических кадров
  1. Материально-техническое обеспечение.  
  1. Развитие информационной среды, внедрение в учебно-воспитательный процесс ИКТ-технологий.
  2. Совершенствование материально-технической базы школьного музея.

5

Ожидаемые результаты, показатели результативности.

Активное участие в различных районных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях, с повышением результативности.

6

Этапы реализации Концепции

   2010-2011 учебный год:

  1. Организовать сбор материалов, фотографий, воспоминаний воинов, принимавших участие в войне в Афганистане и Чечне для увековечивания памяти о воинах интернационалистах в новом разделе музея;
  2. установить связь с СПб общественной организацией ветеранов МВД, Афганской и Чеченской войн;
  3. участие в городском военно-историческом, музейно-краеведческом конкурсе-игре «Во славу Отечества» - военные баталии и морские сражения в 18 веке;
  4. участие в городском проекте «Память поколений» СПб ГДТЮ к 65-летию Победы в ВОВ;
  5.  разработать концепцию развития школьного музея на период 2010-2015г.г.

2011-2012 учебный год:

  1. научно-исследовательская работа по изучению документов, газетных статей, литературных произведений о войне в Афганистане и Чечне;
  2. пополнение фондов музея в результате переписки, встреч, бесед с воинами-интернационалистами;
  3. участие в городском военно-историческом, музейно-краеведческом конкурсе-игре «Во славу Отечества» - «…И вечной памятью двенадцатого года»;
  4. участие в городском проекте «Память поколений» СПб ГДТЮ – « Никто не забыт и ничто не забыто» (к 70-летию начала блокады и открытия «Дороги Жизни»);
  5. Разработать программу гражданского и патриотического воспитания в начальной школе для первоклассников  в соответствии с задачами,  выдвигаемыми ФГОС второго поколения, что позволяет усилить воспитательную и патриотическую работу в школе.

2012-2013 учебный год:

  1. продолжить работу по систематизации собранных материалов о выполнении интернационального долга и защите интересов Отечества;
  2. постоянно вести учет всех материалов о войне в Афганистане и Чечне.
  3.  участие в городском военно - историческом, музейно-краеведческом конкурсе-игре «Во славу Отечества» - выполнение интернационального долга и защита интересов Отечества в двадцатом столетии;
  4. участие в городском проекте «Память поколений» СПб ГДТЮ « Битва за Ленинград» к 70-летию операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда;
  5. подготовка к очередной аттестации школьного музея.
  6. Разработать программу гражданского и патриотического воспитания в начальной школе для второклассников в соответствии с задачами,  выдвигаемыми ФГОС второго поколения, что позволяет усилить воспитательную и патриотическую работу в школе.

2013-2014 учебный год:

  1. составить тематическую и библиографическую картотеку по материалам о войне в Афганистане и Чечне;
  2. поддерживать связь с семьями воинов, погибших в Афганистане и Чечне;
  3. приглашать на встречи, уроки Мужества, интервью представителей СПб общественной организации ветеранов МВД, Афганской и Чеченской войн;
  4. мероприятия, посвященные 70-летию 9 Ленинградской и 12 Приморской партизанских бригад;
  5. подготовка к празднованию 70-летия Победы в ВОВ;
  6. переаттестация школьного музея.
  7.  Разработать программу гражданского и патриотического воспитания в начальной школе для третьеклассников в соответствии с задачами,  выдвигаемыми ФГОС второго поколения, что позволяет усилить воспитательную и патриотическую работу в школе.

2014-2015 учебный год:

  1. систематизировать собранный материал и оформить стенд в музее по новому разделу о войне в Афганистане и Чечне;
  2. разработать музейную экскурсию по новому разделу о войне в Афганистане и Чечне;
  3. мероприятия, посвященные празднованию 70-летия Победы в ВОВ;
  4. оценка эффективности реализации Концепции развития школьного музея.
  5. подведение итогов и научное системное осмысление результатов реализации Концепции, тиражирование накопленного опыта.
  6. Разработать программу гражданского и патриотического воспитания в начальной школе для учащихся 4-х классов  в соответствии с задачами,  выдвигаемыми ФГОС второго поколения, что позволяет усилить воспитательную и патриотическую работу в школе.

7

Механизмы реализации Концепции (кадровые, программно-методические и  материально-технические условия). 

1.) Стратегическими приоритетами реализации Концепции являются:

  1. обеспечение достаточной степени  информированности учителей, учеников, родителей об изменениях в системе краеведческого и музееведческого образования,
  2. формирование инновационной культуры руководителей, учителей и обучающихся школы;  
  3. обновление и переобучение кадров;
  4. инновационный подход на основе культурологической образовательной парадигмы к содержанию воспитания с точки зрения требований ФГОС второго поколения;
  5. совершенствование  механизмов оценки качества воспитательной работы;
  6. современно оборудованное образовательно-воспитательное музейное пространство;
  7. комфортная  здоровьесберегающая обучающая среда

2.) Задачи, стоящие перед школой, внедряющей ФГОС второго поколения, в значительной степени меняют всю образовательную и воспитательную стратегию:

  1. повышение внутренней мотивации к самореализации во внеучебной деятельности как основы духовно-нравственного развития.
  1. формирование личности, духовно-нравственное развитие которой становится основой готовности и способности к саморазвитию, мотивации к учению и познанию, социализации, потребности в культурной идентичности, предполагающей осознанное отношение к гражданским, национальным и общечеловеческим ценностям.
  2. Организация нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
  3. Содержание краеведческой и музееведческой деятельности должно стать одним из важнейших проводников духовно-нравственного развития учащихся.
  4. Иное отношение к технологии и формам подачи материала и деятельности.
  5. Краеведческая и музееведческая работа должна быть превращена в поле совместной деятельности педагога и учащихся по выявлению личностно значимых смыслов, в постоянный диалог, направленный на формирование ценностных представлений, вне зависимости от его предметного наполнения.

3.) Улучшение материально-технической базы школьного музея.

8

Оценка эффективности реализации Концепции определится в ходе следующей переаттестации при определении активности работы Музея, анализируя участие представителей учебного заведения в районных и городских массовых мероприятиях: конкурсах юных экскурсоводов, поисковой работе по профилю музея, охране памятников природы, истории и культуры, просветительской деятельности как внутри учебного заведения, так и в районе, городе.


[1] Для создаваемого музея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития школьного музея "Музей для детей и руками детей"

Данная программа является рабочей и поможет организовать и структурировать работу школьного музея...

Концепция развития школьного музея "Поклонимся великим тем годам"

Концепция развития школьного музея на 2010-2015 гг....

Концепция школьного музея.

Концепция музея "Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра" Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможност...

Программа развития школьного музея

В помощь руководителям школьных музеев....

План реализации Концепции развития школьных библиотек

Сегодня система образования призвана решать проблему, равную по глобальности всеобщей информатизации – подготовить человека к жизни в новой, стремительно трансформирующейся информационной среде. О нео...

Концепция школьного музея

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18360275","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18360287","...

Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров

Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров...