Концепция развития школьного музея
статья на тему
Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея ГОУ, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений, адресована сообществу школьного музея, включающему работников ГОУ, учащихся, их родителей (законных представителей), общественные и ветеранские организации, принимающие участие в решении проблем гражданского и патриотического воспитания в школе.
Предполагаемый срок реализации Концепции январь 2011- декабрь 2015 гг.
Концепция разработана коллективом авторов под руководством зав. школьным музеем Ивановой В.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya_razvitiya_muzeya_gou_no268.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 268
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Принято
Педагогическим
Советом школы
28.12. 2010г.
Утверждаю
Директор Школы № 268
-------------И.М. Широкова
28.12. 2010г.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
«БОЕВОЙ ПУТЬ 12 ПРИМОРСКОЙ И 9 ЛЕНИНГРАДСКОЙ
ПАРТИЗАНСКИХ БРИГАД»
Руководители музея:
Иванова В.И.
Цыбулько Т.А.
Санкт – Петербург
2010 г.
1 | Введение. Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея ГОУ, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений, адресована сообществу школьного музея, включающему работников ГОУ, учащихся, их родителей (законных представителей), общественные и ветеранские организации, принимающие участие в решении проблем гражданского и патриотического воспитания в школе. Предполагаемый срок реализации Концепции январь 2011- декабрь 2015 гг. Концепция разработана коллективом авторов под руководством зав. школьным музеем Ивановой В.И. Концепция развития школьного музея обсуждена и принята на заседании Педагогического совета школы 28 декабря 2010 года. Основанием для разработки данной Концепции являлись следующие нормативные документы:
|
2 | Миссия музея« Боевой путь 12-й Приморской и 9-й Ленинградской партизанских бригад»
краткая информация о музее: музей «Боевой путь 12-ой Приморской и 9-ой Ленинградской партизанских бригад» Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 268 Невского района Санкт-Петербурга находится по адресу: проспект Большевиков дом 4 корпус 2 литер А; телефон/ факс 589-27-05; электронная почта school268@mail.ru Директор школы Широкова Ирина Мефодевна, руководители школьного музея Иванова Вера Игоревна и Цыбулько Татьяна Александровна; Характеристика помещения: классная комната около 60 кв. метров, изолированная на 3 этаже, под сигнализацией; профиль музея: военно-исторический; курирующий государственный музей: Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда краткая историческая справка: Музей «Боевой путь 12-й Приморской и 9-й Ленинградской партизанских бригад» посвящён подвигу бойцов незримого фронта в дни блокады Ленинграда. Подвигу партизан 12-ой и 9-ой партизанских бригад, сражавшихся в тылу 18-ой фашистской армии на самом трудном участке фронта - на ближайших подступах к Ленинграду: в Волосовском, Сланцевском, Лужском и Кингисеппском районах. Музей 268 школы Невского района Санкт-Петербурга носит имя этих легендарных бригад. Экспонаты и документы музея раскрывают историю героической борьбы патриотов нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, раскрывают этапы битвы за Ленинград, за освобождение его от блокады и роль героев-партизан и подпольщиков в этом сражении. Дата открытия музея 13 декабря 1982 года № свидетельства 4504. разделы экспозиции: 1. Идет война народная, священная война».
состояние учёта и хранения фондов: Имеются 3 книги поступлений основного фонда и одна книга поступлений вспомогательного фонда, картотека на подлинные и особо ценные экспонаты с указанием легенды экспоната. наличие документов музея и соответствие их предъявляемым требованиям: - тематико-экспозиционный план, согласованный с Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда; - паспорт Музея и сертификат о соответствии статусу «Музей образовательного учреждения» № 90-С/2009; - книги учета основного и вспомогательного фондов; - картотека на подлинные и особо ценные экспонаты с указанием легенды экспоната; - план работы Совета Музея; - книга регистрации массовых экскурсий и мероприятий. место музея в учебно-воспитательном процессе школы: Экспозиция музея является существенным дополнением для образования учащихся и воспитания их как нравственной личности. Полученные учащимися начальные знания, умения и навыки экскурсовода и музейного работника позволят применить их в жизни: эрудированность, коммуникативность, культура речи, чувство коллективизма, организаторские способности. На базе школьного музея проводится культурно-массовая и политико-воспитательная работа с учётом высокого идейно-политического и методического уровня, комплексного подхода, актуальности и занимательности, интересов и знаний участников мероприятий, с опорой на экспозицию музея, материалы и актив музея. В работе используются различные формы экскурсии, лекции, беседы, встречи, слёты ветеранов, конференции, литературно-музыкальные композиции, викторины и конкурсы. Работа музея строится с учетом программного материала и воспитательной работы в классах различных возрастных групп при активном участии педагогов школы, педагогов-организаторов: - уроки истории в 5 классах по теме «Великая Отечественная война» начало войны, мобилизация советского народа на борьбу с врагом, партизанская война, блокада Ленинграда и др. - использование материала музея на уроках литературы и русского языка (диктанты и изложения по материалам школьного музея в 1-8 классах, сочинения 9-10-11 классах); - разрабатываются уроки внеклассного чтения для учащихся 1-4 классов; - использование материалов во внеклассной работе, разработка уроков мужества, бесед, лекций и экскурсий по темам: «История создания школьного музея», «Они защищали Ленинград», «Ленинград в годы блокады», «Партизанское движение в Ленинградской области в годы ВОВ», «12 Приморская партизанская бригада», «9 Ленинградская партизанская бригада», «Лужский оборонительный рубеж» и др.. характеристика контингента учащихся – детского музейного актива: в детский музейный актив входят учащиеся 5-11 классов (5-6 класс 15 человек, 8-11класс 10 человек). основные направления деятельности музея: фондовая, экспозиционная, экскурсионная, пропагандистская группы. сведения о посетителях музея: учащиеся 1-11 классов нашей школы и других школ района, будущие первоклассники и их родители, ветераны Великой Отечественной войны, жители микрорайона. взаимодействие в условиях социокультурного пространства района, города: сотрудничество с общественными организациями, учреждениями образования, науки и культуры: - ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», - ГОУ дополнительного образования детей Правобережный дом детского творчества Невского района Санкт-Петербурга, - Ленинградский объединенный совет ветеранов партизанского движения, - Совет ветеранов и блокадников Невского района, - Совет ветеранов 12 Приморской партизанской бригады, - Совет ветеранов 9 Ленинградской партизанской бригады, - Муниципальный округ № 56 Муниципальное образование «Оккервиль», - Совет ветеранов микрорайона школы № 268, - Государственные музеи Санкт-Петербурга, - Школьные музеи ОУ Невского района.
В 2007-2008 учебном году на районном конкурсе экскурсоводов школьных музеев Гопко Татьяна получила диплом 2 степени, Лауэр Елена и Гуков Никита – дипломы 3 степени. В 2008-2009 учебном году принимали участие: - в районном смотре-конкурсе презентаций школьных музеев ОУ Невского района «Школьный музей в образовательном пространстве района» в рамках районной программы гражданского и патриотического воспитания «Юные патриоты Невской заставы»; - в смотре-конкурсе активов школьных музеев Невского района «Живой журнал: музеи Невского района»; - в районной акции «Напишем историю вместе»: фоторабота «Пионерское прошлое моих учителей» (Семенова Л., Бойкова Л., Черняева Н.), интервью Шарагина Е.. - в 12 районном конкурсе экскурсоводов школьных музеев; - в 2008 году на базе школы состоялся Президиум ленинградского объединенного совета ветеранов, по итогам которого было получено благодарственное письмо; - учащиеся 7-8 классов и детский актив школьного музея познакомились с творчеством заслуженного художника РСФСР Андрея Ушина – автора линогравюр о блокадном Ленинграде; - о встречах с ветеранами были напечатаны статьи в газете «На девяти мостах» № 1(18) в феврале 2008года, № 5(52) в апреле 2008 года: «Встреча школьников с искусством блокады» и «Уроки мужества и доброты». В 2009-2010 учебном году в рамках районной программы гражданского и патриотического воспитания «Юные патриоты Невской заставы» - Вохминцева Татьяна получила диплом 3 степени по итогам отборочного тура 13 Городского конкурса юных экскурсоводов школьных музеев; - Таранец София награждена грамотой за участие в специальном проекте «Голоса Победы. Живая история поколений» к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.; - творческий коллектив ГОУ школы №268 Иванова В.И., Таранец София, Цыбулько Т.А. награждены грамотой за участие в специальном проекте «Голоса Победы. Живая история поколений» к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.; - команда «Юные Музееведы» награждена грамотой по итогам районной музееведческой программы «Истории хранители живые»; - команда «Гласис» награждена дипломом 3 степени по итогам районной историко-краеведческой конкурсной игры «История мировых цивилизаций на карте Санкт-Петербурга» для учащихся 5-7 классов ОУ Невского района (руководитель Тарасова Т.В.); - дипломом победителя награжден музей ОУ ГОУ СОШ № 268 «Боевой путь 12-ой Приморской и 9-ой Ленинградской партизанских бригад» по итогам районного смотра-конкурса презентаций деятельности музеев ОУ Невского района; - Вохминцева Татьяна и Львов Алексей награждены дипломами финалистов конкурса сочинений среди учащихся 11 классов «Моя война. Моя Победа», приуроченного к 65-летию Великой Победы и проводимого Комитетом по образованию и газетой Невское Время; - получен сертификат о публикации методического материала в электронном периодическом издании «Пионер» в номинации Петербургские Инновации Образования Невского района за статью Ивановой В.И. «Сообщество школьного музея – технология гражданского и патриотического воспитания»; - Маслова Екатерина и Стародубцев Владимир получили сертификаты участников Районной военно-исторической конференции «Война. Блокада. Ленинград». В 2010-2011 учебном году в рамках районной программы гражданского и патриотического воспитания «Юные патриоты Невской заставы» - ученица 11 класса Доценко Анастасия награждена Дипломом 3 степени по итогам 14 Районного конкурса экскурсоводов школьных музеев; - ученик 8а класса Нудельман Алексей занял 1 место в районе по итогам военно-исторической конференции «Война. Блокада. Ленинград» и получил Диплом первой степени. Будет участвовать в городской конференции; - получена благодарность Комитета по образованию Санкт-Петербурга и ГОУ Центр образования «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных» за участие в конкурсе-турнире знатоков российской символики «Отечеством своим горжусь».
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории Отечества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать формированию у школьников гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования. Музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея, избираемый общим собранием актива музея. Музей способствует социализации и самореализации подростков и старших школьников в коллективной творческой деятельности средствами музееведения. Важна роль музея в создании условий для более активного включения учащихся в поисковую и исследовательскую работу, связанную с историей обороны и защиты нашего города в годы Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда. Большое значение играет апробирование на школьном, районном и городском уровне знаний, умений и навыков учащихся, связанных с начальным этапом приобщения к исследовательской деятельности и пропаганда научных знаний среди учащихся школы.
Неиссякаемым источником гражданско-патриотического воспитания молодежи являются героические страницы истории нашей Родины, ратный подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Большой вклад в воспитание молодежи на героических традициях нашего народа вносят школьные музеи, в первую очередь музеи боевой славы, посвященные тем или иным событиям из героического прошлого нашего Отечества. Это дает возможность дальнейшего развития школьного музея. Основная цель деятельности музея школы (сохранение исторической памяти) способствует развитию чувства патриотизма, гордости за наше Отечество, воспитание гражданственности, любви к Родине; привлечение учащихся школы к изучению исторического и культурного наследия родного района, города, семьи, Отечества через познавательную, творческую и практическую деятельность. Для выполнения этой цели ставятся следующие задачи по развитию возможностей школьного музея: - Повышение интереса к изучению прошлого Санкт-Петербурга и Невского района, к истории России. - Воспитание чувства уважения к родному городу и к горожанам на примерах из прошлого. - Использование музея в учебной, воспитательной работе. -Связь поколений через встречи с ветеранами ВОВ и жителями блокадного города. -Организация поисково-краеведческой работы с посещением и изучением мест, связанных с деятельностью бывших партизан, историей города, страны. С глубокой любовью и заинтересованностью собирают материалы для школьного музея учащиеся школы. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, интерес, время. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности. Одно из условий возможностей развития деятельности школьного музея: преемственность в работе актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся разных возрастных групп. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, в подготовке и проведении экскурсий, что способствует пропаганде в школе системы краеведческого и музееведческого образования учащихся. Каждый учащийся, причастный к организации школьного музея, должен систематически расширять свои знания по основам наук, связанных с профилем музея, углубленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он непосредственно работает в музее, овладевать навыками исследовательской музейной работы. Такую подготовку руководитель музея тщательно планирует совместно с педагогическим коллективом, с самими учениками, с Советом Музея. Деятельность музея рассчитана на всех учащихся школы с 1-го по 11-ые классы. Она способствует воспитанию и обучению учащихся через систему дополнительного образования и самообразования. Для развития школьного музея необходимо: - организационная работа с Советом Музея - проведение членов совета музея по программе обучения юных музееведов на занятиях в школьном музее; - поисковая, научно-исследовательская работа проводится через составленные поисковые задания, учитывающие возраст и интересы учащихся; - занятия, где заслушиваются сообщения учащихся о выполнении поисковых заданий, проводится обмен мнениями, организовываются индивидуальные и групповые консультации; - работа с фондами и над экспозицией музея; - проблемные «Круглые столы»; массовые дела и мероприятия; - экскурсии, связанные с тематикой музея и историческими датами. |
3 | Цель и задачи развития музея. Целью школьного музея является сохранение исторической памяти. Для реализации этой цели в рамках развития школьного музея ставятся следующие задачи: 1. Внедрение программы духовно-нравственного развития школьников. 2.Разработка плана и реализация экспериментальной работы по теме «Культурологический подход к содержанию образования как условие реализации программы духовно-нравственного развития в младшей школе в соответствии с задачами, выдвигаемыми ФГОС второго поколения» 3.Активизация познавательного интереса учащихся к историческому и культурному наследию России и Санкт- Петербурга. 4. Формирование умений и навыков в области краеведческой исследовательской деятельности. 5. Выявление одаренных учащихся школы. 6. Создание условий для участия школьников в районных и городских историко-краеведческих чтениях, играх и конкурсах. 7.Пропаганда системы краеведческого и музееведческого образования. |
3[1] | Экспозиция музея ОУ: «Наш музей» (разрабатывается и планируется оформить)
рекламно-информационная и пропагандистская.
проблемный, коллекционный, информационный принципы.
|
Фондовая работа музея ОУ:
| |
Художественный эскизный проект экспозиции музея ОУ (планирование экспозиционных зон с размещением музейного оборудования; интерактивных зон, учебного пространства):
| |
Материально-техническое обеспечение музея ОУ (определение затрат на экспозиционное оборудование, художественное решение задач экспозиции, средства ИКТ и т.д.):
| |
4. | Основные направления развития и содержание деятельности музея. Основные направления развития и содержание деятельности музея ОУ (с формулировками ключевых задач и способов решения)
Экспозиционная группа разрабатывает экспозиционную документацию новых школьных выставок, проводит отбор экспонатов, составляет этикетаж, организует обновление экспозиции. Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции. Группа пропагандистов организует и проводит массовые мероприятия на базе музея, тематические встречи, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.
|
5 | Ожидаемые результаты, показатели результативности. Активное участие в различных районных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях, с повышением результативности. |
6 | Этапы реализации Концепции 2010-2011 учебный год:
2011-2012 учебный год:
2012-2013 учебный год:
2013-2014 учебный год:
2014-2015 учебный год:
|
7 | Механизмы реализации Концепции (кадровые, программно-методические и материально-технические условия). 1.) Стратегическими приоритетами реализации Концепции являются:
2.) Задачи, стоящие перед школой, внедряющей ФГОС второго поколения, в значительной степени меняют всю образовательную и воспитательную стратегию:
3.) Улучшение материально-технической базы школьного музея. |
8 | Оценка эффективности реализации Концепции определится в ходе следующей переаттестации при определении активности работы Музея, анализируя участие представителей учебного заведения в районных и городских массовых мероприятиях: конкурсах юных экскурсоводов, поисковой работе по профилю музея, охране памятников природы, истории и культуры, просветительской деятельности как внутри учебного заведения, так и в районе, городе. |
[1]∗ Для создаваемого музея
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития школьного музея "Музей для детей и руками детей"
Данная программа является рабочей и поможет организовать и структурировать работу школьного музея...
Концепция развития школьного музея "Поклонимся великим тем годам"
Концепция развития школьного музея на 2010-2015 гг....
Концепция школьного музея.
Концепция музея "Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра" Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможност...
Программа развития школьного музея
В помощь руководителям школьных музеев....
План реализации Концепции развития школьных библиотек
Сегодня система образования призвана решать проблему, равную по глобальности всеобщей информатизации – подготовить человека к жизни в новой, стремительно трансформирующейся информационной среде. О нео...
Концепция школьного музея
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18360275","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18360287","...
Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров
Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров...