Программа развития школьного музея "Музей для детей и руками детей"
рабочая программа по краеведению по теме

Косырева Олеся Александровна

Данная программа является рабочей и поможет организовать и структурировать работу школьного музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_muzeya_shkoly.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Уральская средняя общеобразовательная школа

                                                                   

                                                                                Утверждаю:

                                                        директор школы    Мокрушина З.А.

                                                       Приказ №  ___ от  ___________

Программа

развития школьного краеведческого музея

на 2012 – 2016 гг.

Составила: руководитель школьного музея,

учитель истории и обществознания

 Косырева Олеся Александровна

П.Урал 2012 г.

 Народ, не знающий своего прошлого,

                                                              не имеет права на будущее.

                                                                                                                   

                                                                                               А.С. Пушкин

Введение. Описание проблемы.

 Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
        Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать  историю своего села, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каковы быт, обычаи, обряды. Большую ценность для нас представляют мировоззрение, культура.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее

культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

I. Цели программы:

  • Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.
  •   Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
  •   Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.
  • Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.
    Основные задачи:
  1.   Изучить историю возникновения и развития поселка Урал, Кизильского района, МОУ Уральская СОШ
  2.   Исследовать особенность быта, уклада жизни жителей поселка Урал.
  3.   Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.
  4.   Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
  5.   Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
  6.   Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности людей, прославивших родное село.
  7.   На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества.
  8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.

II. Обоснование значимости программы.

Школьный музей МОУ Уральская СОШ, как форма образовательной и воспитательной работы, создался по инициативе учителя истории и обществознания Косыревой О.А. и учащихся. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей ученической, родительской и педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры,  родного края, различных предметов и документов. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между  школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Образовательное пространство:

                                                    Школьный музей.                              

                                         

Ш. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.  Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Профиль школьного музея. Школьный музей МОУ Уральская СОШ  был создан в 2005 г году. Были собраны материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, о воинах-интернационалистах, оформлены стенды в музее.  Было решено  создать 3 направления     -   создание истории родного села и истории школы, история ВОв

Принципы работы школьного музея.

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

  •  Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
  •  Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
  •  Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, поисковой и проектной деятельности.;
  •  Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;
  •  Связь с общественностью, с ветеранами труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда; 
  •  Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
  •  Строгий учет, правильное хранение материалов.

Основные виды деятельности школьного музея:

             

  • Организация поисковой деятельности:

-  Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях поселка.

-  Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами поселка, района, области.

-  Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

-  Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.

-  Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

  • Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;
  • Проведение экскурсионной работы в музее;
  • Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов.
  • Оформительская работа:

а) составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

б) оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

в) оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

  • Просветительская деятельность:

а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

б) организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

в) участие в районных конкурсах сочинений,  краеведческих чтениях.

Руководство работой школьного музея.

Руководит деятельностью школьного краеведческого музея учитель истории и обществознание Косырева Олеся Александровна. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, ежегодным планом работы.

Сроки действия программы. Программа рассчитана на 5 лет (2012-2016 гг.)

Участники программы.  Учащиеся 5-11 классов. Возраст – 10 – 17 лет.

IV. Рабочий план реализации Программы.

Направление деятельности

Сроки исполнения

1.

Организационная работа.

- Разработка нормативной базы музея: Положения о школьном музее, провести инвентаризацию и оформить паспорт музея;

 - Регистрация поступающих экспонатов;

- Создание архива музея в электронном варианте;

- Приобретение необходимого оборудования: фотоальбомов, бумаги, папок и т.п.

- Составление и утверждение календарного плана работы музея.

ежемесячно

2.

Поисковая работа.

- Работа в сельской библиотеке.

- Работа с документами в сельской администрации.

- Запись воспоминаний старожилов, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка.

- Поиск предметов старины, народно-прикладного искусства, старинных монет.

ежемесячно

3.

Оформление экспозиций и разделов музея.

1. Летопись Великой Отечественной.

- Участники Великой Отечественной войны – наши односельчане»

- «Воспоминание о прадеде» - о ветеранах войны учащиеся

- «Воины – интернационалисты»

2. История МОУ Уральская СОШ

- Альбомы по истории школы

- Выпускник школы

- Летопись школы: праздники и будни.

- История школы в лицах: учителя, ученики.

- Классные летописи

3. История поселка:

- Интерьер сельского дома, домашняя утварь, одежда, изделия декоративно-прикладного искусства

- Старинные деньги

- История поселка Урал

- История создания  памятника ветеранам

- История семьи – «Моя родословная»

4.

Просветительская работа.

1. Проведение экскурсий и бесед по темам:

- История школы

- Летопись Великой отечественной войны

- Воины - интернационалисты

- Русская изба

- Старинные деньги

2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях:

- День согласия и примирения

- День Конституции

- День победы

- Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда

- краеведческие конкурсы

- конкурсы исследовательских работ

5.

Исследовательская деятельность учащихся.

  1. Подготовка и написание докладов и рефератов по темам:

- Страницы истории поселка Урал (Смородинка, Ждановский)  

- Местные поэты

-  Проект «История МОУ Уральская СОШ».

     - Из истории пришкольного интерната.

- Летопись Великой Отечественной войны

- Быт, обычаи русского населения

- Старейшие педагоги школы

7.

Методическая работа.

  1. Создание методических рекомендаций:

- Примерное тематическое планирование использования местного краеведческого материала при преподавании Истории

- Тематика классных часов по материалам школьного музея.

  1. Создание презентаций  PowerPoint  
  2. История школы.

- Школьный музей.

- Социальный проект «История школы»

- Летопись Великой Отечественной.

- Моя семья. Родословная семьи

V. Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой        Родине.
        Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
         Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего поселка, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном поселке, школе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Урала.

VI. Оценка результатов. 

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться

Во-первых: уровнем сформированности  таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;

Во-вторых: результатами участия в краеведческих конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.

Список приложений к программе:

  1. Интерьер музея.
  2. Программа музея
  3. Список исследовательских работ.
  4. Список презентаций PowerPoint.
  5. Методические рекомендации по использованию материалов школьного музея на уроках по истории и во внеклассной работе.
  6. Результаты участия музея в краеведческих конкурсах и других массовых мероприятиях.

 

Программа развития школьного музея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития социально-психологической готовности детей к школьному обучению

Создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия детей в группе. Создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения. Повышение познаватель...

программа развития школьной библиотеки

программа развития школьного информационно-библиотечного центра на 3 года...

Программа развития школьного историко-краеведческого музея

данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев...

Программа развития школьного лесничества

Программа развития школьного лесничества 2012-14 год. Этапы и пути реализации....

Программа развития школьного музея

В помощь руководителям школьных музеев....