Программа развития школьного лесничества
материал (6 класс) на тему

Программа развития школьного лесничества 2012-14 год. Этапы и пути реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Первомайская основная общеобразовательная школа муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

logo

Программа развития школьного лесничества

МОУ Первомайской ООШ

на 2012-2014 год

Программу составила: Усова Вера Сергеевна, учитель биологии, географии, руководитель школьного лесничества МОУ Первомайская ООШ.

Пояснительная записка

«Беречь природу – значит любить Родину…»

М.Пришвин.

Сохранение окружающей среды, спасение природы, воспитание любви к родной природе, чувство бережного к ней отношения являются важнейшими задачами общества. Вырастить экологически грамотное поколение людей – одна из задач образовательного учреждения. Каждый современный человек должен иметь достаточно знаний о природе, закономерностях её развития, чтобы понимать необходимость  сохранения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.

Хороший гражданин сразу не рождается, а длительно воспитывается. В воспитании гражданина, с активной жизненной позицией, сознательным отношением к долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения, немаловажным становится воспитание трудолюбия.

Одной из форм труда, которая развивает детский организм, обостряет ум и укрепляет здоровье учащихся, является работа в школьном лесничестве.

Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим наукам. Кто знает, ведь, может быть, именно работа в школьных лесничествах поможет выбрать жизненный дальнейший путь?

В настоящий период назрела необходимость в системном, специальном рассмотрении обширной проблематики, связанной с охраной окружающей среды своей местности, в рамках программы «Школьное лесничество»

Краткая аннотация документа.

Программа развития  лесничества разработана педагогическим коллективом, специалистами лесничества и советом лесничества  на период с 2012 по 2014 год. Программа предназначена для руководства работой школьного лесничества в режиме развития. В программе отражены тенденции развития лесничества, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы учителей, специалистов лесничества, ученического коллектива.

Нормативно – правовая база для разработки программы.

  • Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года
  • N 200-ФЗ (ред. от 06.12.2011 года);
  • Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1;
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 года №6-ФКЗ, от 30.12.2008 года №7-ФКЗ);
  • Земельный кодекс Российской Федерации 25 октября 2001 года N 136-ФЗ;
  • Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ;
  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
  • Концепция модернизации Российского образования на период до 2011 г.
  • Типовое положение о школьном лесничестве.
  • Государственные образовательные стандарты.
  • Устав школы.
  • Устав  школьного лесничества.

Назначение данной программы:

1.Активизировать и расширить педагогическое участие учителя в системе социализации и воспитании личности школьника на основе изучения природы, экологической культуры и трудовой деятельности.

2.С помощью программы упорядочить знания учащихся о природе, экологической культуре и элементарными навыками взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

3.Разноонообразить формы работы с детьми с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу.

Цель: привлечь детей к изучению, реализации основ лесоприродоохранной и практической деятельности по сохранению и возрождению родной природы, приобщить к труду и сознательному выбору профессии.

Задачи школьного лесничества:

1. Сформировать у членов школьного лесничества активной жизненной позиции;

2. Изучить и овладеть школьниками основ лесохозяйственных дисциплин;

3. Приобрести  ими начало ведения исследовательских работ;

4. Приобрести навыки в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий;

5. Приобщить детей к общественно-полезному труду по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, развивать осознанный  интерес к производительному труду;

6. Проведение лесоохранной агитации и пропаганды;

7. Изучение членами школьного лесничества спектра профессиональной деятельности работников лесного хозяйства, профессиональная ориентация учащихся, подготовка к сознательному выбору профессии;

8. Организация  содержательного и рационального использования свободного времени учащихся;

9. Формирование у населения ответственности, любви, понимания бережного отношения к природе родного края.

10. Самореализация каждого ученика в системе коллективных отношений.

Область применения программы

Программа школьного лесничества рассчитана на реализацию в процессе обучения,  во внеклассной и внешкольной работе учебно-производственного плана на основе совместной коллективной деятельности школы и лесничества.

Направления деятельности школьного лесничества:

 производственная деятельность

  • теоретическая и практическая (допрофессиональная) подготовка членов школьных лесничеств;

- опытническо-исследовательская деятельность

  • осуществление исследовательских работ, направленных на применение знаний для достижения практических целей;

- природоохранная деятельность

  • ведение лесного хозяйства (использование, охрана, защита, воспроизводство лесов) на территории лесного участка, закрепленного за школьным лесничеством, под руководством специалистов базовых лесничеств и хозяйствующих на данной территории лесного фонда структур;

- эколого-просветительская деятельность

  • природоохранное просвещение, лесоохранная агитация и пропаганда.

Организационные принципы: добровольность вступления, обязательность участия вступившего в делах лесничества, самоуправление учеников. Каждый учащийся — личность, несущая персональную ответственность за порученное ей дело; он должен уметь отстаивать свою позицию и уважать при этом мнение коллектива.

Основными учредителями школьного лесничества  являются ОГУ Нейское лесничество и МОУ Первомайская ООШ

Лесничество

Лесничество – это основная территориальная единица управления в области использования, охраны защиты, воспроизводства лесов.

На лесничество органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в пределах своей компетенции проводить государственную политику и осуществлять управление и координацию деятельности в сфере лесного хозяйства субъекта Российской Федерации, возлагаются обязанности по формированию лесоэкологической культуры населения, в том числе через объединение учащихся -  школьное лесничество.

Лесничество, являясь базовым для школьного лесничества, осуществляет методическое, организационное и техническое сопровождение его деятельности.

Специалисты лесничества разрабатывают лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов территории, закрепленной за школьным лесничеством, на основании утвержденного порядка их разработки, а также лесохозяйственного регламента, выполненного для базового лесничества специализированными организациями в отношении лесов, расположенных в границах базового лесничества и проекта освоения лесов хозяйствующей в лесном фонде структуры.

Образовательное учреждение

Образовательное учреждение, осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и обеспечивает содержание и воспитание обучающихся. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

Образовательное учреждение вправе образовывать образовательные объединения, в том числе с участием учреждений и предприятий.

Специалисты и педагоги образовательного учреждения совместно со специалистами лесничества оказывают помощь школьному лесничеству в реализации запланированных мероприятий.

Формы и методы работы:

- производственные задания, практикумы, экскурсии, походы, беседы, викторины, праздники, изготовление поделок, игры, выпуск стенгазет, олимпиады, кружки, акции;

- опыты, исследования, наблюдения.

Младшее звено

Форма

организации обучения

Средства

обучения

Педагогические технологии

Методы обучения

Словесные

Наглядные

Практические методы

Занятие;

экскурсия;

игра.

Дидактические:

Информационные картинки;

наглядные пособия;

экологическая тропа;

Природосообразные  технологии (А.М. Кушнир);

игровые технологии;

методики развития творческих способностей (И.П. Волков).

Рассказ;

Беседа.

Демонстрация;

Иллюстрация.

Упражнение;

практическая работа:

элементарная практическая лесохозяйственная деятельность;

фенологические наблюдения;

участие в природоохранных акциях;

проведение выставок работ;

озеленение территорий населенных пунктов.

Среднее звено

Форма организации обучения

Средства обучения

Педагогические технологии

Методы обучения

Словесные

Наглядные

Практические

Занятие;

экскурсия; ролевая игра;

конференция;

олимпиада;

полевой практикум;

практическая деятельность;

профильный лагерь.

Дидактические:

кино;

учебное телевидение;

видео-, DVD записи;

информационные картинки;

наглядные пособия;

информационные системы;

Проблемное обучение (от Д. Дьюи до М.И. Махмутова);

поисковые, исследовательские, творческие  методы (А.В. Хуторской);

групповые способы обучения (И.Б. Первин);

Рассказ;

беседа;

лекция.

Демонстрация

иллюстрация.

Лабораторная работа;

практическая работа:

практическая лесохозяйственная деятельность;

фенологические

телекоммуникативные сети: базы и банки данных;

медиатеки;

компьютеры;

Internet;

экологическая тропа;

модели экосистем;

питомник.

коллективный способ обучения(А.Г. Ривин – В.К. Дьяченко);

индивидуализированное обучение (И.Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков);

программированное обучение (безмашинное и компьютерное);

коммуникативные, интерактивные методы обучения (Е.И. Пассов);

дискуссионные методы;

дидактические игры.

наблюдения

организация участия в природоохранных акциях; озеленение территорий населенных пунктов;

выполнение исследовательской работы.

Формы поощрения за достижения в деятельности членов лесничества и других учащихся школы:

     1. Памятные подарки.

     2. Благодарственные письма от администрации школы, лесничества, руководителей  

    проектов и исследований и руководителей социального партнерства с школьным  

     лесничеством.

    3.Выдача сертификатов качества учащимся  за выполненную исследовательскую или  

       проектную   работу на природоохранную тему.

Содержание программы:

этапы

мероприятия

1.Проектный 2012 год

1. Обсуждение и утверждение программы работы школьного лесничества на школьном педсовете.

2. Создание творческой группы по разработке программы.

3.Изучение интересов, профессиональных качеств учащихся.

4.Разработать программу и учебно-производственный план работы школьного лесничества.

5. Смоделировать структуру управления школьным лесничеством.

6. Заключить договор с ГП «Костромахозлес» Нейского филиала.

6.Спланировать ожидаемые результаты по программе школьного лесничества.

2.Практический 2013 год

 1.Обеспечить условия для реализации творческих способностей и возможностей школьников с целью их самоактуализации на уроке и
во внеурочное время;

2. Организовать работу кружка «Юный лесовод»;

3.Изучить природу и экологическую обстановку родного края;

4.Организовать исследовательскую работу;

5.Подготовить и провести экологические мероприятия, олимпиады, акции.

3.Обобщающий 2014 год

1. Анализ  и  коррекция   программы школьного лесничества по видам деятельности, внесение корректив.

2. Выявление и распространение положительного опыта эффективного использования возможностей функционирования и развития лесоводческой бригады в школе.

Направления работы школьного лесничества:

Основные направления

цель

Содержание

производственная деятельность

Создание условий для развития творческой и трудолюбивой личности, профессионального самоопределения.

- проведение инструктажа по охране труда;

- очистка леса от валёжника и  захламления;

- посадка, прополка, рыхление саженцев сосны и ели на питомнике;

- устройство мест отдыха в лесу;

- изготовление скворечников и синичников;

- изготовление кормушек;

- озеленение территории школы и посёлка;

- заготовка кормов для зимней подкормки птиц;

- сбор шишек.

опытническо-исследовательская деятельность;

Развитие исследовательских способностей в процессе освоения учащимися методологии и методики по лесоведению.

- фенологические наблюдения;

- проведение опытов;

- практические работы по охране леса и животных;

- выращивание посадочного материала для озеленения;

- сбор гербариев древесных, кустарниковых, травянистых пород растений родного края.

природоохранная деятельность;

Формирование основ экологической грамотности, становление активной жизненной позиции в области охраны природы.

- наблюдение за появлением вредителей на отведённом участке леса;

- охрана полезных насекомых;

- охрана и привлечение птиц;

- развешивание скворечников, синичников;

- развешивание кормушек и подкормка птиц;

- охрана леса от пожара и самовольных рубок;

эколого-просветительская деятельность.

Развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.

- выпуск школьной стенгазеты;

- устный экологический журнал;

- установление на территории лесничества аншлагов противопожарного назначения;

- изготовление информационных буклетов и листовок;

- организация в музее уголка природы;

- конкурс рисунков на тему «Сохраним Землю для потомков»;

- акции «Зелёный сквер», «Чистая Земля», «Муравейник».

- беседы;

- классные часы на экологическую тему.

Ресурсное обеспечение:

Ресурсы реализации программы

Наличие

2012

1) Кадровые

В школе 11 учителей. Участвуют в реализации программы все педагоги.

11

2)Материально-технические

- пришкольный учебно-опытный участок;

- цветник;

- учебные мастерские;

- школьное лесничество.

0.13 га

660 кв.м

4.9 га

3) Нормативно-правовое обеспечение

- Договор с ГП «Костромахозлес»

- Устав школьного лесничества.

- Положение о школьном лесничестве.

- Положение об учебно-опытном участке.

- Инструкция по технике безопасности на учебно-опытном участке.

- Инструкция по технике безопасности при работе в школьном лесничестве.

Для школьного лесничества, организованного в форме кружка образовательного учреждения при содействии базового лесничества, основной комплект регламентирующих документов включает в себя:

  • совместный приказ руководителей образовательного учреждения и базового лесничества о создании школьного лесничества;
  • договор о создании и обеспечении деятельности школьного лесничества, заключенный между руководителями образовательного учреждения и базового лесничества;
  • приказ базового лесничества о закреплении за школьным лесничеством территории лесного участка;
  • договор сотрудничества по обеспечению деятельности школьного лесничества на закрепленной за ним в установленном порядке территории лесного участка, заключенный между руководителями образовательного учреждения и хозяйствующей в лесном фонде структурой;
  • положение о школьном лесничестве;
  • паспорт школьного лесничества;
  • должностные инструкции его членов;
  • инструкции по охране труда;
  • план работы школьного лесничества;
  • лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов территории, закрепленной за школьным лесничеством;
  • план проведения исследовательской (опытнической) работы;
  • план проведения лесохозяйственных работ членами школьного лесничества на закрепленной за школьным лесничеством территории лесного участка.

+

+

+

+

+

+

+

+

4) Организационные

- Администрация школы

- Совет школы

- Совет старшеклассников

- Совет школьного лесничества

- ГП «Костромахозлес»

- Администрация Еленского сельского поселения.

5)Временные

Программа рассчитана на период с 2012 по 2014 годы.

6)Информационные

- Интернет

- Библиотечный фонд

- Компьютеры

- Интернет-представительство

+

5

+

7)Научно-методические

- Консультации специалистов ГП «Костромахозлес»

- Консультации специалистов Костромского лесомеханического колледжа

- Использование современной научно-методической литературы.

8)Финансовые

- Муниципальный бюджет

- Спонсорская помощь

- ГП «Костромахозлес»

План действий по реализации задач программы.

 Достижение современного качества внеурочной деятельности школьного  лесничества :

Мероприятие

Срок

Ответственный

1.

Исследование потребностей родителей и учащихся в направлениях внеурочной деятельности.

2012 год

  Совет лесничества

 Руководитель

       ШЛ

2.

Определение  выбора деятельности в рамках школьного лесничества

2012 год

Совет лесничества

Руководитель ШЛ

       ШЛ

 Руководитель

    школьным

3.

Реализация  программ внеурочной деятельности.

С сентября 2012

года

Администрация

Руководитель ШЛ

4.

Исследование потребностей родителей и детей в образовательной и внеурочной деятельности.

С января 2012года

Администрация

Классные

руководители

5.

Реализация  образовательной и внеурочной

деятельности.

С сентября 2013 года

Адм. школы и    

      лесничества

6.

Реализация новых направлений деятельности

и

С 2012года

Администрация

7.

Организация школы актива органов самоуправления в школьном лесничестве.

С  сентября

      2012 года

Руководитель

       ШЛ

8.

Разработка и утверждение планов

 деятельности  школьного лесничества.

   ежегодно

Администрация

   Руководитель

          ШЛ

9.

 Поиск и адаптация к новым подходам и  оцениванию достижений учащихся во внеурочное время.

 

  периодически

Администрация

 Руководитель

       ШЛ

10.

Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания

  систематически

Руководитель

          ШЛ

11.

  Мониторинг деятельности школьного лесничества.

     ежегодно

Администрация

Руководитель

        ШЛ

 Создание в рамках школьного лесничества открытого информационного образовательного и воспитательного  пространства.

Мероприятие

Срок

Исполнители

1

Внедрение информационных технологий в образовательную практику и внеурочный процесс.

Весь период.

Руководитель

          ШЛ.

   Учитель

информатики

2

  Улучшение материально-технической базы лесничества.

Весь период.

Директор школы и лесничества

3

Создание банка программно-методических материалов по природоохранной и лесохозяйственной деятельности.

Весь период.

Руководитель

          ШЛ.

4

Использование ресурсов глобальной информационной сети в образовательном процессе.

Весь период.

Руководитель

          ШЛ.

5

Своевременное обновление информации на сайте  школьного лесничества.

Весь период.

Совет лесничества

Ожидаемые результаты:

В целом программа позволяет планировать и выполнять лесохозяйственные работы с учетом возможностей школьного лесничества, основываясь на Трудовом кодекс Российской Федерации, разрешающем заключение трудового договора с учащимися при определенных условиях с четырнадцати лет.

Оказывать практическую помощь базовому лесному хозяйству членами школьного лесничества под руководством специалистов лесничества по:

  1. обеспечению пожарной безопасности:
  • установка аншлагов;
  • ремонт существующих аншлагов;
  • уход за малыми формами лесной архитектуры;
  • организация работы информационного табло;
  1. обеспечению санитарной безопасности в лесном фонде:
  • изготовление и развешивание искусственных гнездовий птиц;
  • развешивание ферромонных ловушек;
  • инвентаризация, огораживание и расселение (под руководством специалистов лесного хозяйства) муравейников;
  1. проведению лесовосстановительных мероприятий:
  • участие в посадке леса;
  • создание ремизных посадок;
  • дополнение лесных культур;
  • ручной уход за лесными культурами;
  • проведение работ по технической приемке и инвентаризации лесных культур;
  • выращивание посадочного материала;
  • заготовка шишек и семян лиственных пород;
  • содействие естественному возобновлению путем огораживания, создания минерализованных площадок ручным способом;
  1. проведению мероприятий лесохозяйственной агитации и пропаганды;
  2. осуществлению проверок состояния реализации лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов на закрепленном за школьным лесничеством лесном участке совместно со специалистами базового лесничества;
  3. оказанию помощи лесному хозяйству в целях:
  • организации рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов, рационального использования земель лесного фонда Российской Федерации;
  • сохранения и усиления средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов;
  • организации воспроизводства, улучшения породного состава и качества лесов, повышению их продуктивности;
  • сохранения биологического разнообразия лесов и объектов историко-культурного и природного наследия на землях лесного фонда;
  • обеспечения соблюдения лесного законодательства на территории лесного фонда базового лесничества;
  • проведения лесопатологического мониторинга;
  • проведения профилактической работы по предупреждению лесных пожаров и лесонарушений.

Члены школьного лесничества также могут участвовать:

  • в приемке (совместно со специалистами лесничества) противопожарных и лесовосстановительных мероприятий;
  • приемке (совместно со специалистами лесничества) выполненных работ в соответствии с договорами аренды;
  • проведении (совместно со специалистами хозяйствующей структуры) организационных и технических работ при подготовке и проведении лесоустройства на территории лесничества;
  • проведении (совместно со специалистами лесничества) мониторинга состояния лесного фонда;
  • проведении (совместно со специалистами лесничества) освидетельствования мест рубок и других участков использования лесов, составлению актов освидетельствования;
  • организации и проведении семинаров с лесопользователями по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
  • проведении выставок и презентаций в области лесного хозяйства.

Программа даёт возможность:

 - подготовить школьников к грамотному решению проблем охраны природной среды, сформировать трудовые умения и навыки по охране труда, использованию и воспроизводству природных ресурсов;

- развить навыки исследовательской и опытнической работы;

- закрепить и углубить знания в области биологии, географии, экологии и  готовит к сознательному выбору профессии;

- самореализовать каждого ученика в системе коллективных отношений.

Перспективы развития программы:

Продолжить работу по:

 - тесному сотрудничеству со специалистами по данному профилю;

- развитию знаний умений и навыков в области лесоведения и лесоводства;

- профессиональную  ориентацию учеников;

- опытно-исследовательской работе;

- участию в конкурсах.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Первомайская основная общеобразовательная школа муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

План работы школьного лесничества МОУ Первомайской ООШ

на 2013 год

Руководитель школьного лесничества: Усова Вера Сергеевна, учитель географии и биологии.

Пояснительная записка

«Беречь природу – значит беречь Родину»

М.Пришвин.

Школьное лесничество работает в соответствии с планом, разработанным Советом школьного лесничества с помощью и под руководством специалистов лесничества и педагогов Первомайской школы. План обсуждается на общем собрании школьного лесничества и утверждается совместно руководителями школы и лесничества. Содержание работы школьного лесничества определяется задачами экологического воспитания, образование и просвещение населения, направленностью лесохозяйственной деятельностью базового лесхоза, органом управления лесным хозяйством или другими заинтересованными организациями и принятой для разработки в школьном лесничестве. Формы и виды деятельности школьного лесничества разнообразны: ведение лесного хозяйства членами школьного лесничества на закрепленной территории лесного фонда, оказание помощи базовому лесничеству в организации и проведении мероприятий по охране и защите лесов от пожаров, лесонарушений и насекомых вредителей леса, посадки и посеве леса, ухода за лесными культурами, выращивание посадочного материала; озеленение населенного пункта; сбор семян древесных пород по заданию лесохозяйственой организации; восстановление ценных, редких и исчезающих растений; выявление и охрана памятников природы, охрана лесной фауны, заготовка кормов для зимней подкормки птиц; экологическая и лесохозяйственная пропаганда, сбор материалов о лучших представителях лесной отрасли, создание уголка природы, изучение теоретических основ и последних достижений в лесном хозяйстве и дисциплинах природоохранного цикла, проведение тематических экскурсий, проведение фенологических наблюдений, опытнической работы. Участие в конкурсах, слетах, смотрах по тематике деятельности школьных лесничеств.

1. Предмет и направления деятельности школьного лесничества МОУ Первомайская ООШ

Школьное лесничество – форма организации деятельности учащихся образовательного учреждени, направленная на формирование лесоэкологической культуры, понимания смысла лесоприродоохранной деятельности при решении реальных задач. Лесоприродоохранная деятельность основана на основных принципах лесного законодательства:

  • устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала;
  • сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
  • использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
  • обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
  • воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов;
  • обеспечения охраны и защиты лесов;
  • использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

2. Цели и задачи деятельности школьного лесничества

Цель: привлечь детей к изучению, реализации основ лесоприродоохранной и практической деятельности по сохранению и возрождению родной природы, приобщить к труду и сознательному выбору профессии.

Задачи школьного лесничества:

1. Сформировать у членов школьного лесничества активной жизненной позиции;

2. Изучить и овладеть школьниками основ лесохозяйственных дисциплин;

3. Приобрести  ими начало ведения исследовательских работ;

4. Приобрести навыки в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий;

5. Приобщить детей к общественно-полезному труду по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, развивать осознанный  интерес к производительному труду;

6. Проведение лесоохранной агитации и пропаганды;

7. Изучение членами школьного лесничества спектра профессиональной деятельности работников лесного хозяйства, профессиональная ориентация учащихся, подготовка к сознательному выбору профессии;

8. Организация  содержательного и рационального использования свободного времени учащихся;

9. Формирование у населения ответственности, любви, понимания бережного отношения к природе родного края.

10. Самореализация каждого ученика в системе коллективных отношений.


3. Направления деятельности школьного лесничества

Направление деятельности

цель

Содержание работы

Вид деятельности

производственная  и образовательная деятельность

Создание условий для развития творческой и трудолюбивой личности, профессионального самоопределения

теоретическая и практическая (допрофессиональная) подготовка членов школьных лесничеств;

-организация образовательного процесса с различными категориями учащихся (по возрастам, интересам);

- введение в образовательные программы обязательного минимума лесоэкологических знаний в целях формирования лесоэкологической грамотности учащихся;

- организация образовательного процесса на деятельностной основе с учетом природных особенностей, экологических и лесоэкологических проблем своего региона.

- уход за лесными культурами на питомнике (прополка, рыхление);

- посадка саженцев;

-рекультивация старой свалки, подсадка саженцев;

- выращивание посадочного материала на школьном питомнике.

опытническо-исследовательская деятельность

Развитие исследовательских способностей в процессе освоения учащимися методологии и методики по лесоведению.

осуществление исследовательских работ, направленных на применение знаний для достижения практических целей;

- фенологические наблюдения;

- проведение опытов;

- практические работы по охране леса и животных;

- выращивание посадочного материала для озеленения;

- сбор гербариев древесных, кустарниковых, травянистых пород растений родного края.

природоохранная деятельность

Формирование основ экологической грамотности, становление активной жизненной позиции в области охраны природы.

ведение лесного хозяйства (использование, охрана, защита, воспроизводство лесов) на территории лесного участка, закрепленного за школьным лесничеством, под руководством специалистов базовых лесничеств и хозяйствующих на данной территории лесного фонда структур;

- наблюдение за появлением вредителей на отведённом участке леса;

- охрана полезных насекомых;

- охрана и привлечение птиц;

- посадка, прополка, рыхление саженцев сосны и ели на питомнике;

- устройство мест отдыха в лесу;

- изготовление скворечников и синичников;

- изготовление кормушек;

- озеленение территории школы и посёлка;

- заготовка кормов для зимней подкормки птиц;

- сбор шишек - развешивание скворечников, синичников;

- развешивание кормушек и подкормка птиц;

- охрана леса от пожара и самовольных рубок;

эколого-просветительская деятельность

Развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.

природоохранное просвещение, лесоохранная агитация и пропаганда.

- выпуск школьной стенгазеты;

- устный экологический журнал;

- установление на территории лесничества аншлагов противопожарного назначения;

- изготовление информационных буклетов и листовок;

- организация в музее уголка природы;

- конкурс рисунков на тему «Красота нашего леса»;

- акции «Зелёный сквер», «Чистая Земля», «Муравейник».

- беседы;

- классные часы на экологическую тему.

4.Реализация основных направлений деятельности школьного лесничества на 2013 год

месяц

производственная  и образовательная деятельность

опытническо-исследовательская деятельность

природоохранная деятельность

эколого-просветительская деятельность

январь

        Подготовка нормативной документации для обеспечения деятельности школьного лесничества.

Выбор темы исследовательской работы, подготовка методики плана ее проведения.

Разработка и утверждение производственного плана проведение лесохозяйственных мероприятий на территории лесного фонда, закрепленного за школьным лесничеством.

Проведение общего собрания членов школьного лесничества

Февраль

участие в региональной олимпиаде членов школьных лесничеств

Сбор шишек сосны и ели.

операция «Синица»

Проведение подготовительных работ по созданию экологической тропы.

Март

Сбор материала для школьного музея «История школьного лесничества»

подготовка опыта «Правила очистки лесопарковых зон»

Праздничная программа «В стране Берендея»

- Выпуск стенгазеты «Охраняемые растения и животные костромской области»

-Конкурс стихов «Что за чудо, этот лес!»

Апрель

«День птиц»

-«День Земли»

Выпуск бюллетеня "Зеленый патруль".

Май

сбор материала для пополнения гербария «Растения Нейского района»

операция «Первоцвет»

 

зелёный патруль «Чистый парк»

Июнь

- Прополка, рыхление саженцев сосны и ели на питомнике.

Июль

- Прополка, рыхление саженцев сосны и ели на питомнике.

Август

- Прополка, рыхление саженцев сосны и ели на питомнике.

Сентябрь

Подсадка саженцев лиственницы на территории бывшей свалки.

Закладка питомника на УОУ (клён, ель, ясень)

Акция «Мы - за чистоту» (уборка территории парка)

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров.

Октябрь

Экскурсия в парк «Осенние изменения в жизни растений»

Сбор ягод на УОУ для школьной столовой.

Обработка и оформление материалов по проведенной опытно-исследовательской работе

Внеклассное мероприятие «Друзья леса».

Сбор семян дикорастущих растений для подкормки птиц;

- зелёный патруль «Чистый парк»

Ноябрь

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с производственным планом

Изготовление кормушек

Выпуск стенгазеты «Красота окружающего мира».

Декабрь

Подведение итогов работы школьного лесничества за год.

Конкурс кормушек «Поможем птицам»

Организация и проведение выставки «Мы - школьное лесничество».

Операция «Ель»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа развития школьной библиотеки

программа развития школьного информационно-библиотечного центра на 3 года...

Программа деятельности школьного лесничества «Нягань»

        В городе Нягани  сложилась своя система дополнительного непрерывного экологического образования детей. Дошкольники и младшие школьники овладевают  основами...

Программа развития школьного музея "Музей для детей и руками детей"

Данная программа является рабочей и поможет организовать и структурировать работу школьного музея...

Программа развития школьного историко-краеведческого музея

данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев...

Программа развития школьного музея

В помощь руководителям школьных музеев....

Программа развития школьного лесничества «Юный лесовод» на 2014-2016 г.г.

Программа развития школьного лесничества разработана заместителем начальника ГКУ «Изобильненское лесничество» Чугайновой Е.И., учителем биологии Семенихиной Н.Н. и советом лесничества на период с 2014...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения школьного лесничества «Петрович»

В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому ...