Экспериментальная программа "Здоровье педагога"
рабочая программа по теме

 

Цель программы: Обеспечение механизмов защиты безопасности психологического здоровья педагогов   на рабочем месте.

Задачи:

  1. Разработка  мероприятий для сохранения и улучшения психологического и физического здоровья  педагогов. 
  2. Повышение стрессоустойчивости педагогов.
  3. Создание благоприятного комфортного микроклимата в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   образовательное учреждение дополнительного образования детей

Школа прикладного искусства

Чкаловский район, с.Сицкое

Экспериментальный проект

«Здоровье педагога»

Автор составитель

Елена Михайловна

Лопатина,

 заместитель

директора по УВР

2012 год

Пояснительная записка.

Один из основных запросов учреждению дополнительного образования со стороны родителей – создание комфортной и безопасной атмосферы для ребёнка. По определению, здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней. Таким образом, психологическая безопасность образовательной среды – одно из важнейших условий функционирования учреждения.

 Критерии психологической безопасности образовательной среды:

  1. Референтная значимость
  2. Удовлетворённость межличностным общением
  3. Защищённость от психологического насилия

Психологическая безопасность образовательной среды представляет собой состояние образовательной среды свободное от насилия, способствующее удовлетворению потребностей в лично – доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включённых в неё участников. Кто обеспечивает психологическую безопасность образовательной среды? – Педагог, который:

  1. психически здоров;
  2. обладает коммуникативной культурой;
  3. знает возрастные особенности детей.

 При этом необходимо, чтобы педагоги так – же чувствовали себя комфортно.

Условия комфортного существования педагогов в образовательной среде:

  1. материальная стабильность
  2. комфортный микроклимат в детском объединении, в педагогическом коллективе, в отношениях с администрацией
  3. свобода в проявлении творчества, проявлении инициативы
  4. социальная защищённость
  5. возможность цивилизованного и грамотного решения проблем и конфликтов

Мы оценили риски для психологического и физического здоровья педагогов в условиях нашего учреждения:

негативные факторы

объединения

педагоги

Повышенный шумовой фон, вибрация,  пыль

Столярное дело

Резьба по дереву

Новожилов В.Б.

Шебунин С.А.

Повышенная нагрузка на зрение

Бисероплетение

Вязание

Художественная вышивка

Мягкая игрушка

Художественная аппликация

Декоративная роспись

Толокнова З.А.

Ушакова Е.В.

Гнездова О.А.

Работа с лаками, краской

Столярное дело

Резьба по дереву

Декоративная роспись

Лозоплетение

Толокнова З.А.

Ушакова Е.В.

Новожилов В.Б.

Шебунин С.А.

Гиподинамия

Бисероплетение

Вязание

Художественная вышивка

Мягкая игрушка

Художественная аппликация

Декоративная роспись

Толокнова З.А.

Ушакова Е.В.

Гнездова О.А.

Нагрузка на позвоночник и мышцы  рук.

Лозоплетение

Столярное дело

Резьба по дереву

Школа лепки

Кройка и шитьё

Толокнова З.А.

Ушакова Е.В.

Новожилов В.Б.

Шебунин С.А.

Лопатина Е.М.

Длительная работа за компьютером

Директор

Зам. директора по У.В.Р.

Лопатина Е.М.

Шебунин С.А.

Длительная эмоциональная нагрузка

Работа с детьми с ЗПР, с детьми, требующими повышенного внимания.

Стрессовые ситуации (участие в конкурсах, травмоопасность и т.п.)

Все объединения

Все педагоги

Профессиональная деформация

Педагоги со стажем работы более 15 лет

Шебунин С.А.

Новожилов В.Б.

Лопатина Е.М.

Толокнова З.А.

Гнездова О.А

Некоторые из вышеперечисленных рисков нейтрализуются благодаря правильной организации труда, режима занятий,  соблюдению инструкций по технике безопасности, соблюдению санитарно – гигиенических норм. Использование здоровьесберегающих технологий при организации процесса обучения способствует охране здоровья не только обучаемых, но и педагогов. Тем не менее, продолжительные эмоциональные нагрузки, стрессовые ситуации (участие в конкурсах, открытые занятия, аттестация, повышенная травмоопасность и т.п.) в работе педагога исключить почти не возможно.  

 

Цель проекта: Обеспечение механизмов защиты безопасности психологического здоровья педагогов ШПИ на рабочем месте.

Задачи:

  1. Разработка  мероприятий для сохранения и улучшения психологического и физического здоровья  педагогов ШПИ.
  2. Повышение стрессоустойчивости педагогов.
  3. Создание благоприятного комфортного микроклимата в коллективе.


мероприятие

место проведения/участники

организатор

необходимые материальные и методические ресурсы

срок/длительность

периодичность

1

Информирование педагогов по теме «Конфликтология»

«Способы разрешения конфликтов»

ШПИ, круглый стол, педагоги ШПИ

Лопатина Е.М.

Материалы курсов ГОУ ДПО НИРО

определяется сроком запуска проекта.  

Август 2011

2

Информирование педагогов по теме «Здоровьесбережение»

«Психологическая безопасность образовательной среды»

ШПИ, круглый стол, педагоги ШПИ

Лопатина Е.М.

Материалы курсов ГОУ ДПО НИРО

Сентябрь 2011

3

Насыщение фоновой музыкой

Мастерские ШПИ, педагоги ШПИ, дети

Шебунин С.А.

Музыкальный центр

Сборники классической и инструментальной музыки «Одинокий пастух», Вивальди «Времена года»,   Бах, органная музыка, Чайковский «Вальс цветов», «Времена года»

Ежедневно, во время перерывов между занятиями,

во время практической работы, релаксационных пауз

4

Оформление уголка отдыха (зоны релаксации)

Кабинет завуча

Ушакова Е.В.

Дизайн проект

Май 2012

5

Проведение синхрогимнастики

Мастерская девочек, педагоги ШПИ

Гнездова О.А.

Где взять силы для успеха.   Метод Хасай Алиева «Ключ»

Ежедневно в первой половине дня.

6

Гимнастика для глаз

Мастерская девочек, педагоги ШПИ

Гнездова О.А.

Комплекс упражнений для глаз и мозгового кровообращения

Систематически. во время длительных нагрузок

7

ЭРГ – аэробика для работающих с компьютером

Кабинет директора/завуча

Шебунин С.А.

Лопатина Е.М.

Комплекс ЭРГ - аэробики

При длительной работе за компьютером

8

Использование деловых игр на сплочение коллектива, поднятие настроения, снятие стрессов, повышение творческой активности.

Мастерская девочек, уголок отдыха, педагоги ШПИ, дети

Лопатина Е.М.

Методическое пособие «Хочу быть лидером!

Выпуск 7» 2010г.

 Во время педсоветов, совещаний.  

9

Традиции коллектива:

профессиональные праздники, чествование юбиляров, экологический десант, экскурсии, поездки в театр.

ШПИ, ССОШ, педагоги ШПИ

ШебунинС.А.

Гнездова О.А.

Ежегодно

 


Ожидаемые результаты.

- повышение устойчивости к стрессу у педагогов применительно к будущим стрессовым ситуациям

- формирование способности успокоится, мобилизоваться, восстановиться без отрыва от деятельности, то есть при ежедневно сопровождающем   социальном и физическом напряжении и информационных стрессах

- комфортный микроклимат в детском объединении, в педагогическом коллективе, в отношениях с администрацией

- повышение работоспособности и творческой активности

- предотвращение конфликтных ситуаций

Инструментарий  мониторинга

  1. Исследование удовлетворённости педагогических работников условиями деятельности на основе методики канд. пед. наук А.А.Андреева и Е.Н.Степанова; (стр 318 Методическая работа в системе дополнительного образования)
  2. методика «Наши отношения» Л.М. Фридман;
  3. методика «Психологическая атмосфера в коллективе» Л.Г. Жедуновой;
  4. анкета «Идеальный коллектив», «Наш коллектив в пословицах и поговорках».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская и экспериментальная деятельность педагогов и учащихся

Выступление на методическом объединении учителей физики Эртильского района в 2007 г....

План экспериментальной работы педагога. Здоровьесбережение.

Вопросы здоровьесбережения наиболее актуальны в наши дни. В современной школе необходимо знание и введение в практическую деятельность разнообразных элементов здоровьесбережения. Степень усвоения мате...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Экспериментальная программа по проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов в дополнительном образовании

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:гибкие образовател...

Участник Всероссийской экспериментально- творческой группы педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство»

Участник  Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство».Тема экспериментального исследования: «Программа татарского языка и литературы и во...

Инновационная и экспериментальная деятельность педагога

Инновационная и экспериментальная деятельность педагога...

«Инновационная и экспериментальная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС»

laquo;Инновационная и экспериментальная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС»...