Как развивать речь ребёнка
методическая разработка по теме

Володина Елена Яковлевна

Материал содержит практические советы родителям по формированию и развитию речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с презентацией.

http://narod.ru/disk/57641711001.ebad6b3a05de7845f...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_razvivat_rech_rebyonka.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА

Е.Я. Володина,

учитель-логопед КОУ ОО

 «Полтавская СКОШИ VIII вида»

(СЛАЙД) Семья для ребёнка - это одновременно  и среда обитания, т.е. место, где он живёт, и воспитательная среда. Именно в семье ребёнок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции.

(СЛАЙД) Но в последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 - 4 годам ещё практически не говорят. Помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения - значит обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. Тем более, что 2012 год Правительством Омской области объявлен Годом здоровья детей.

В семье неговорящего ребёнка его близкие проходят целый ряд мучительных этапов: ожидание первых слов, нетерпение - «когда же, наконец, заговорит?», отчаяние, когда  этих долгожданных слов всё нет, поиск помощи.

Исправление речи - длительный процесс, требующих систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте  только с ним самим на предыдущем этапе.

(СЛАЙД)                           Рекомендации для родителей

1. Ранний возраст (от рождения до 3 лет) - очень значимый для речевого развития ребёнка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.

2. Чем больше родители будут разговаривать с ребёнком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребёнку положительно влияет на повышение  уровня его интеллекта. Обращённая речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3-х лет. Количество слов, которые ребёнок слышит в течение дня, определяет уровень и его интеллекта, и уровень его речевого развития. Причём слова эти должны исходить от тех, кто заботится о нём.

        (СЛАЙД)

3. В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребёнка?

  1. У ребёнка врождённые пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.
  2. К 1,5 - 2 годам у ребёнка не появилось ни одного осмысленного слова.
  3. Ребёнок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
  4. Ребёнок не использует в общении мимику и жесты.
  5. Ребёнок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
  6. У ребёнка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.

Поэтому за консультацией к специалистам необходимо обратиться уже в 2 года: к рекомендациям логопеда, психолога возможно необходимо добавить и медикаментозное лечение.  Но хочется напомнить, чтобы родители не забывали и о своей роли в речевом развитии собственного ребёнка.

   

(СЛАЙД)                                 Советы родителям

- На начальном этапе не требуйте от детей речевой активности. Самым важным сейчас является установление эмоционального контакта. Частые «скажи», «повтори» отпугивают детей и мешают формированию доверительных отношений с ребёнком.

- Вовлекайте ребёнка в игру. Стимулируйте его желание подражать вашим действиям в бытовых ситуациях.

- Помните, что учить говорить надо не механически, а творчески. Ребёнку необходимо смотреть, слушать, действовать в среде.

- Больше говорите с ребёнком, озвучивая действия потешками, прибаутками

 (одевание, купание, кормление; Водичка, водичка, умой Сашино личико, чтоб глазки блестели, чтоб щёчки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок). Комментируя действия, говорите чётко, короткими фразами. Используйте звукоподражания (би-би, ав-ав) наряду с полными словами.

- Если ребёнок маленький, пойте перед сном колыбельную.

- Помните, что сидение перед телевизором не является общением. Звук и видеоряд, идущие с экрана, завораживают ребёнка, но не стимулируют общение.

- Не дожидаясь активной речи ребёнка, начинайте знакомить его с понятиями «большой-маленький», «один-много», учите соотносить предметы по цвету, форме.

- Развивайте моторную ловкость туловища, рук, ног (катание, ловля мяча, нанизывание колец пирамидки, потешки с движениями). Всё это способствует повышению физической активности и создаёт базу для речевой работы с ребёнком, т.к. правая рука - второй орган речи. Чем лучше работают ручки у малыша, тем лучше он будет говорить.

(СЛАЙД)  Двигательные упражнения. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты, фокусники», путешественники». Волшебные превращения радуют детей, развивают их пальчики и, соответственно, речь (На поляне дом стоит, ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем в этот домик приглашаем.).

(СЛАЙД)  Формы массажа (Дети выполняют  песочный, скользящий массаж; затем пальчики ребят проходят приятный, волнообразный массаж с помощью  бобов и мозаичный покалывающий массаж: Вот по песочку мы идём, всё, что нужно мы найдём).

(СЛАЙД)  Самомассаж. Змейки, зайчики, наполненные бобами, камешками; массаж зубной щёткой, шишками, орехами, чётками, бусами, ковриками (Я возьму зубную щётку и поглажу пальчики. Станьте ловкими скорее пальчики-удальчики).

(СЛАЙД)   Элементы Су-Джок терапии (СУ - кисть, ДЖОК - стопа): массажёры «Чудо-валик», шары, кольца-резинки, пирамидные кольца. 

Такие занятия с детьми способствуют развитию многих психических процессов и, конечно же, развитию речи, стимулируют черепно-мозговую активность, снимают эмоциональное напряжение, способствуют общему укреплению здоровья ребёнка.

 Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит. У каждого своя программа развития.

Будьте терпеливы, и у вас всё получится! А для этого необходимо работать с язычком, укреплять его мышцы.

(СЛАЙД) Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений, который подскажет вам специалист.

                                                   

                                           Памятка для родителей

        Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений - трудная работа для ребёнка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните: похвала и поощрение придадут ребёнку уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

(СЛАЙД)                                      Рекомендации:

  1. Артикуляционную гимнастику проводите ежедневно  по 5 - 7 минут, чтобы вырабатываемые у ребёнка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
  2. Артикуляционную гимнастику выполняйте, сидя перед зеркалом. Предварительно ребёнок должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Контролируйте через зеркало положение губ, языка у ребёнка.
  3. Некоторые упражнения ребёнок должен выполнять под счёт взрослого.
  4. Каждое упражнение повторяйте 3 - 4 раза.

Если вы хотите помочь своему ребёнку, не забывайте, что:

- для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;

- родители, воспитатели и специалисты должны работать в тесной связке - только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребёнка, так и для окружающих;

- необходимо выполнять всё, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться;

- ребёнок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой», не «лоботряс». Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!

(СЛАЙД)   Артикуляционную гимнастику можно выполнять в игровой форме, в стихотворной форме, в форме сказки. Это повышает интерес ребёнка к артикуляционной гимнастике.

 Артикуляционная гимнастика в сказочной форме для звуков [л - р]

Для челюсти.

Жил - был язычок. Решил пойти погулять, захотел узнать жарко или холодно на улице.

(СЛАЙД)   Упражнение «Жарко - холодно» (открыть - закрыть рот)

Для щёк.

На улице был сильный ветер. Воздушные шарики летали по всему двору.

(СЛАЙД)   Упражнение «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Для губ.

Решил язычок остаться на улице. Увидел забор и начал прыгать через него.

(СЛАЙД)   Упражнение «Заборчик» (улыбнуться, чтобы были видны зубки)

Для языка.

Устал язычок, лёг отдохнуть.

(СЛАЙД)   Упражнение «Лопаточка» (широкий язык лежит на нижней губе).

Но спокойно лежать не мог.

(СЛАЙД)   Упражнение «Наказать непослушный язычок» (положить язычок на нижнюю губу и произносить: «Пя-пя-пя»)

Но это его не испугало. Вдруг он увидел во дворе качели.

(СЛАЙД)   Упражнение «Качели» (язычок поднимаем за верхние зубы и опускаем за нижние зубы)

А в это время на поляне важно прогуливался индюк. И язычок, конечно, начал его дразнить.

(СЛАЙД)   Упражнение «Индюк» (выталкиваем языком верхнюю губу)

Индюк разозлился и только хотел ущипнуть своего обидчика, а язычок в это время вскочил на лошадку, которая паслась недалеко и поскакал домой.

 (СЛАЙД)   Упражнение «Лошадка» (щёлкать кончиком языка)

(СЛАЙД)   Итогом  артикуляционной гимнастики является выработка таких качеств всех движений, как точность, чистота, плавность, сила, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Советы для родителей

Поговори со мной… О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: «Мы так много читали ребёнку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всём разговаривали, но результата нет; сам ребёнок не  может ни описать самую простую картинку, ни о чём-то рассказать…»

          Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли - не ребёнок.

«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

(СЛАЙД)           Какими упражнениями можно развивать речь?

  1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
  2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нём слово.
  3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

- какими словами, красками можно описать время года;

- расскажи о предмете: какой он, что он может делать и т.д.;

- играйте в игру «Хорошо - плохо»: Что хорошего в Бабе Яге, что плохого? Что хорошего в  дождике, а что плохого?

- играйте в слова с противоположным значением: весёлый - грустный;

- играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка – кочка.

4. Предложите ребёнку пересказать сказку, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему.

5. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Конфета съела девочку.)

6. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

7. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

 Помните! Ребёнка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия - и увлечённый «говорун сразу скисает». Он должен чувствовать постоянную поддержку взрослого.

(СЛАЙД)           Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий!

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Коротаева И.А. Формы сотрудничества логопеда и родителей // Логопед. - 2010. - № 2. - С. 81 - 84.
  2. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб: Литера, 2007. - 96 с.
  3. РакитинаВ.А., Рыжанкова Е.Н. Логопедическая азбука. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 224 с.
  4. Тилилейкина И., Кричфалуший О., Бордачёва Г. Формирование и развитие речи детей от 1,5 до 5 лет. - «Типография «Сибирь», 2010. - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Развиваем речь ребёнка вместе"

проект по работе сродителями...

Как развивать речь ребёнка

Советы для родителей...

Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"

Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"...

Как развивать восприятие, познавательные процессы и речь ребёнка с особыми образовательными потребностями

Материал предоставляет собой   описание  развивающих игр с подробным алгоритмом действий и речевого сопровождения взрослых. Игры рассчитаны на дошкольников  с умеренной умственной отста...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Я говорю, играю, или Как развивать речь ребёнка»

Данныйконспект родительскогособрания направлен на повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста....