Формирование личности старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса
статья по теме

         В  статье  рассматриваются   направления  влияния  занятий  физическими  упражнениями  на  личность  воспитанника. Кроме  крепкого  здоровья, хорошего физического развития, учебно-тренировочные  занятия   способствуют  формированию интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер старшего подростка, его эстетических  представлений  и потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_lichnosti_starshih_podrostkov.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личности старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса.

Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания. Органической основой их взаимосвязи является единство физического и духовного развития человека, а также закономерности организации всей социальной системы физического воспитания.

Собственно, физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности старших подростков, актив ного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выс тупают важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности. Установка на разносто роннее развитие личности предполагает овладение старшими подростка- ми, с одной стороны, основами физической культуры, слагаемыми которой являются  крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры. Мотивы и освоенные способы осуществлять физ культурно-оздоровительную и спортивную деятельность, а сдругой -формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер старшего подростка, его эстетических представлений и потребностей.

Объективная сторона влияния занятий спортом на интеллект сос тоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в един стве и во взаимосвязи. Многие явления, происходящие в окружающем мире и в организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кине матических, динамических и ритмических характеристиках движений, то есть  к представлениям о времени, пространстве, продолжительности! выполнения движений, темпе, скорости, ритме, а также о возможностях собственного тела. Занятия  спортом оказывают влияние  на развитие следующих сторон интеллекта старших подростков: внимания (овладение сложнокоординированными  физическими упражнениями требует  его концентрации на выполняемых движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях, сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображе ния (предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) и мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру, результат и т.д.).

Занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению умственной работоспособности старших подростков   в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а  также   применения   физических нагрузок, которые,   даже   непродолжительные,   оказывают позитивное влияние на протекание психических процессов. Ограничение двигательной активности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности.

Однако возможно и отрицательное влияние учебно-тренировочных занятий на интеллект старших подростков, которое обычно вызвано одно сторонним увлечением спортом (в ущерб другим видам деятельности, в частности учёбе) или утомлением, наступающим вследствие учебно-тре нировочных занятий со слишком большими нагрузками. Кроме того, угнетающее влияние на интеллект школьника, занимающегося спортом, могут оказать и условия, исключающие привычный физический или умственный труд.

Существует прямая связь между степенью волевого усилия и нервно-мышечным напряжением. Чем выше качественные проявления двигатель ной деятельности, тем соответственно большим должно быть волевое напряжение. Таким образом, объективная сторона положительного влияния занятий спортом на развитие волевых черт характера состоит в том, что они связаны с необходимостью проявления волевых усилий.

В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера старших подростков -нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, нап равленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физи ческой подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно-тренировочного процесса у старших подростков возникают определённые трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять само обладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим  дня.   Все  эти трудности  в наибольшей  мере

проявляются   во   время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств спортсмена.

Волевые качества старших подростков на учебно-тренировочных занятиях, как и во всех других случаях жизни, выступают в виде взаимно противоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости и боязливости, уверенности и   сомнения, выдержки и торопливости и т.п. Учитывая индивидуальные особенности старших подростков, необходимо создавать условия, в которых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. При этом необходимо принимать во внимание другие, тесно связанные с волевыми, качества личности: увлечённость и стремление к поставленной цели: непосредственной, близкой, далёкой.

Занятия спортом способствуют формированию у старших подрост ков положительных эмоций. Причины этого явления объясняются тем фактом, что мышечное напряжение (в определённых пределах интенсив ности), связано с возникновением приятных ощущений.

Достижение поставленных целей, даже сознание приближения к ним - главный фактор, дающий человеку удовлетворение своей деятель ностью. На учебно-тренировочных занятиях школьник как бы познаёт себя с новых, ранее не ведомых ему сторон, утверждает себя в своём сознании. Активная двигательная деятельность регулирует процессы воз буждения и торможения центральной нервной системы.

Учебно-тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих высокие требования к организму, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные переживания.

Однако занятия спортом - фактор, вызывающий не только положителные эмоции. Они могут стать также источником острых негативных переживаний, причём наиболее отрицательное влияние на эмоциональную сферу оказывают неудачные выступления на спортивных соревнованиях, отрицательные примеры поведения, если таковые имеются в процессе учебно-тренировочных занятий, не сформированный здоровый психо логический климат в группе занимающихся. Таким образом, в силу самой сущности физической культуры и спорта проявление в них негативных черт характера (трусости, безволия, грубости и т. д.) воспринимается как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решитель ность, мужество - как пример для подражания.

Важное место в формировании личности старшего подростка в про цессе учебно-тренировочных занятий занимает и эстетическое воспитание, влияние которого мы рассматриваем с двух сторон.

Одна состоит в их взаимодействии на формирование у школьников красоты движений, поведения и телосложения.

Занятия физической культурой и спортом направлены прежде всего на овладение человеком своей двигательной сферой, обогащение двигательных представлений, развитие двигательных способностей. Смысловое содержание понятия «физическая культура» может раскрываться как окультуривание движений, повышение их экономности, рациональности, уместности, то есть овладение теми сторонами движений, которые харак теризуют их совершенство, красоту. Таким образом, учебно-тренировочные занятия являются фактором формирования эстетики движений у старших подростков.

Другая сторона занятий физической культурой и спортом при решении задач эстетического воспитания старших подростков - формирование у них эстетически оправданных представлений о красивом в движениях человека, в его поведении и в физическом развитии. Определённая степень спортивной культуры дает возможность воспринимать как красивое в движениях человека, в его поведении и в физическом развитии. Опреде лённая степень спортивной культуры даёт возможность воспринимать как красивое в движениях спортсмена их рациональность, соответствие кон кретной ситуации и решаемым задачам, выражение в них разума и энергии. Таким образом, занятия спортом позволяют воспитывать у старших! подростков эстетически оправданные представления о красоте движений человека.

Результаты, которые достигаются в формировании личности старших подростков на учебно-тренировочных занятиях, зависят и от соблюдения ряда условий. Одно из них - сочетание занятий спортом с другими видами деятельности, имеющими воспитательную направленность и осущест вляемыми в семье, школе средствами искусства, печати, телевидения и т.д.

Другое важное условие - постоянный контроль за определёнными морально-эстетическими основами поведения. По моему мнению, здесь могут быть выделены три близкие, но несходные стороны:

1) морально-эстетические положения, характерные для людей, живу щих в определённых социально-экономических условиях;

  1. мотивы, которыми руководствуется молодой человек в занятиях спортом;
  2. эстетические основы поведения спортсмена.

Кроме этих условий достижения положительных результатов в формировании личности старших подростков, занимающихся спортом, следует указать на решающее значение личности преподавателя, направленности его действий. Морально-эстетические положения, которыми руководствуются старшие подростки, имеют прямую взаимосвязь с общественной сферой, с которой юный спортсмен живёт, трудится, учится, и ин теллектуальной атмосферой в ней. Поэтому воспитание личности, её фор мирование    «...предполагает заботу о педагогизации среды, активное воздействие на неё с тем, чтобы сделать её максимально благоприятствующей делу формирования. Воспитательная   работа как важнейшая функция педагога приобретает особое значение на учебно-тренировочных занятиях со старшими подростками. В первую очередь это обусловлено тем, что для данной возрастной группы популярные спортсмены часто являются образцом для подражания, причем старшеклассники могут копировать не только их спортивную технику, но и поведение, манеры, а порой и их мировоззрение и взгляды. Поэтому личностные качества тренера, его идейная убеждённость, честность и дисциплинированность будут играть немаловажную роль в формировании личности старших подростков, занимающихся спортом. Весь стиль поведения педагога должен способствовать утверждению атмосферы оптимизма, жизнерадостности, бод рости и неистощимой энергии.

Глубокое влияние на процесс формирования личности старших под ростков оказывает коллектив, в котором молодой человек тренируется. Содружественная деятельность, деловые межличностные отношения, взаимная помощь и ответственность — всё это способствует воспитанию членов коллектива. При этом можно вести речь о понятии «межличностная компетентность», это способность человека успешно взаимодействовать с другими людьми.

Совместная коллективная практическая деятельность создаёт благо
приятные возможности и для интеллектуального взаимообогащения стар
ших подростков. Перенимая знания внутри спортивного коллектива,
школьники лучше познают специфику и назначение физического воспитания как в личной, так и в общественной жизни.

Велико также значение физкультурного коллектива в развитии эсте тических качеств личности старших подростков. И хотя формирование эстетической оценки нравственных отношений в коллективе значительно сложнее, без этого, что особенно важно, нравственно-эстетические Критерии личности могут быть низкими.

В ходе учебно-тренировочного процесса старших подростков, как и во всех видах воспитания, необходима сознательная активность воспитуемого в решении образовательно-воспитательных задач. Я считаю, что формирование лишь тогда может считаться достаточно эффективным, когда оно перерастает в самовоспитание.

Период социальной и спортивной адаптации - серьёзное испытание для старших подростков. Надо освоиться с новой обстановкой, коллекти вом, затрачивая дополнительные усилия на привыкание к режиму учебно-тренировочных занятий. Поэтому большое значение в развитии положи тельных качеств спортсменов-школьников имеет правильно организован ное руководство их самовоспитанием.

Под самовоспитанием я понимаю сознательную, систематическую работу личности над собой, направленную на формирование и совершен ствование положительных и устранение отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества, личными потребностями и сложив шимися идеалами. Стимулировать процесс самовоспитания старших под ростков в ходе учебно-тренировочного процесса можно, только используя индивидуальный подход: одних побуждать руководствоваться своим по ложительным идеалом, другим помочь разрушить отрицательный и сфор мировать положительный, третьим помочь в выборе идеала.

Таким образом, важнейшая задача занятий физической культурой и спортом - формирование личности. Это достигается путём проникнове ния воспитательных мер во все сферы деятельности преподавателя и путем самовоспитания занимающегося. Основным условием достижения положительных результатов в формировании личности старших подрост ков в ходе учебно-тренировочного процесса служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и нравственного воспитания. Одним из основных условий успеха в учебно-тренировочных занятиях и особенно в спортивных  соревнованиях является развитие интеллектуальной,   волевой и эмоциональной сфер старших подростков.

Следовательно, решая задачи физического воспитания, преподава телю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности старших подростков, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. При этом школьников необходимо обучать способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕННОМ ИЗМЕНЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ в условиях учебно-тренировочного процесса юных акробатов

В статье представлен обзор методических разработок в области хореографической подготовки в спортивной акробатике. Произведено сравнение действующих рабочих программ с современными квалификационными тр...

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕННОМ ИЗМЕНЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ в условиях учебно-тренировочного процесса юных акробатов

Аннотация: В статье представлен обзор методических разработок в области хореографической подготовки в спортивной акробатике. Произведено сравнение действующих рабочих программ с современными квалифика...

Коррекция девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

Особенности девиантного поведения старших подростков; психолого-педагогические проблемы коррекционной работы....

Программа коррекции девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые сто...

Этическая беседа для родителей "Формирование и самовоспитание подростков. Руководство со стороны родителей процессом самовоспитания подростков."

Материал о помощи взрослых в выработке у школьников контроля и самооценки, силы воли и настойчивости в учёбе; развитие практических жизненных навыков....

Презентация материала по проблемно- тематическому семинару "Содержательные и методические аспекты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у старших подростков в условиях реализвции программы "Вектор"

Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни  у обучаемых и воспитанников старшего подросткового возраста - это актуальная и важная проблема  современного общества....