К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕННОМ ИЗМЕНЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ в условиях учебно-тренировочного процесса юных акробатов
статья по теме

каленский андрей викторович

В статье представлен обзор методических разработок в области хореографической подготовки в спортивной акробатике. Произведено сравнение действующих рабочих программ с современными квалификационными требованиями. Выявлена необходимость совершенствования методики хореографической подготовки.   Статья написана в соавторстве с Каленской Галиной Андреевной (аспирант 1 года обучения Югорского государственного университета, г. Ханты-Мансийск).

Скачать:


Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕННОМ ИЗМЕНЕНИИ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ в условиях учебно-тренировочного процесса юных акробатов

Каленский А.В.

Тренер-преподаватель отделения спортивной акробатики

НГ МОАУ ДОД СДЮСШОР "Сибиряк"

г.Нефтеюганск

Каленская Г.А.

 Югорский Государственный Университет

Аспирант 1 года обучения

г. Ханты-Мансийск

  научный  руководитель:  д.п.н., проф. Барбашов С.В.

Аннотация: В статье представлен обзор методических разработок в области хореографической подготовки в спортивной акробатике. Произведено сравнение действующих рабочих программ с современными квалификационными требованиями. Выявлена необходимость совершенствования методики хореографической подготовки.   Статья написана в соавторстве с Каленской Галиной Андреевной (аспирант 1 года обучения Югорского государственного университета, г. Ханты-Мансийск).

 

Область применения средств хореографии на сегодняшний день очень обширна. Безусловно, одним из основных направлений развития является профессиональное искусство. Также большое развитие получила любительская хореография. Данное направление одновременно решает множество задач. Это и создание досуга подрастающего поколения, и художественно-эстетическое воспитание, и возможность физического развития.

На сегодняшний день возрастает количество образовательных учреждений (ДОУ, начальные и средние общеобразовательные школы), в программы которых внедряется хореография, целью которой является гармоничное развитие ребенка. Здесь наметились несколько путей введения курса хореографии в учебный план: обязательная образовательная деятельность;  факультативная образовательная деятельность; создание классов и групп эстетической направленности.

Активно развивается такое направление, как танцетерапия. Существует множество школ танцетерапии (Вильгельм Райх и Александр Лоуэн, Центр интегрального танца А. Гришона и др.), основанных на психологической теории, переведенной на язык тела.

Основы хореографии и танца активно применяются в разработке новых  фитнес-методик. Относительно новыми являются направления: аэро-дэнс, боди-балет, стрип-дэнс и др.

Что касается спортивной области применения, то хореографическая подготовка стала неотъемлемой частью тренировочного процесса едва ли не во всех видах спорта, связанных с искусством движения [В. И. Маслов, 2003]. Это такие виды спорта, как художественная, спортивная и эстетическая гимнастика, акробатика,  фигурное катание, синхронное плавание и т.д.

Хореографическая подготовка отмечена многими специалистами [Ф.З. Морель, 1971; Т.Т. Ротерс, 1989; В. И. Маслов, 2003;  И.А. Шипилина, 2004; Т.С. Лисицкая, 2005 и др.]. С помощью хореографии решается целый комплекс задач, связанных с подготовкой спортсмена:

1) общее воспитание двигательной культуры и творческих способностей;

2) совершенствование технической и физической подготовленности, общей координации движений;

 3) развитие гибкости;

4) формирование осанки;

5) артистичность исполнения спортивных программ.

Под хореографической подготовкой в гимнастических видах спорта понимается система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры спортсменов, на расширение их арсенала выразительных средств [Ересько И.Е., 2005]

Перед хореографической подготовкой ставятся определенные задачи:

1) развитие двигательных способностей занимающихся, достижение пластичности, повышение культуры движений в соответствии с канонами классического, народного и характерного танцев. В этом случае прикладное значение хореографии следует понимать в широком смысле слова. Большое значение имеют упражнения для туловища и головы, овладение установленными позициями для ног и рук, освоение техники равновесий, поворотов, прыжков, приземления;

2) овладение элементами хореографии, которые используются в соревновательных упражнениях  (позами, прыжками, выпадами, сложными элементами типа перекидных и горизонтальных прыжков и т. п.);

3) развитие творческих способностей (композиция, составление соревновательных упражнений);

4) развитие музыкальности, ритмичности;

5) обучение мягкости движений;

6) решение многих задач специальной физической подготовки.

Анализ тренировочного процесса акробатов парно-групповых упражнений выявил существенный недостаток, заключающийся в том, что при обучении спортсменов на начальном этапе спортивной подготовки используются акробатические упражнения, направленные на развитие силы, скоростно-силовых способностей, гибкости и силовой выносливости. При этом, должное внимание не уделяется развитию таких сторон двигательной подготовки,  как координация, пластичность, ритмичность, которые необходимы для успешного выполнения музыкально-акробатических композиций.

В связи с этим основная задача тренировки с использованием средств хореографии, заключается в развитии выразительности и накоплении запаса разнообразных двигательных действий.

Существенной проблемой на пути повышения исполнительского мастерства акробатов парно-групповых упражнений является отсутствие специальных методик проведения уроков хореографии в группах начальной подготовки, а так же по некоторым причинам, отсутствие профессиональных хореографов. В результате чего, зачастую, спортсмены не готовы к совместному и синхронному выполнению движений под музыкальное сопровождение, возникает скованность, затруднение в обучении танцевальных связок.

Таким образом, хореографическая подготовка на этапе начальной спортивной специализации является важной и неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса акробатов парно-групповых упражнений, повышающего уровень развития необходимых двигательных способностей, способствующих быстрому и качественному освоению технически сложных акробатических элементов.

Основной целью спортсменов акробатов является совершенствование спортивного мастерства, критерием которого является успешное выступление на соревнованиях различного уровня. Итоговая оценка складывается из двух частей: техническая сторона и артистизм.

Анализ правил соревнований по спортивной акробатике (раздела Артистизм) [Вейд П., Свод правил для акробатической гимнастики. /FIG, 2009-2012гг.]. Понятие артистизма связано с хореографической структурой или замыслом упражнения и разнообразием содержания, взаимодействия партнеров, а также соотношением движения и музыки. Артистизм эстетически связывает элементы трудности с помощью элементов хореографии (шагов, прыжков, поворотов и пр.). Он требует творческого использования окружающего пространства, площади соревновательного ковра и пространства над ним, использования разнообразных движений, уровней, направлений, форм тела, скорости и ритма в представлении элементов трудности.

         Выбранные статьи более подробно расшифровывают эстетическую сторону соревновательной программы и дают представление о том, что должна собой представлять соревновательная композиция. Эти статьи и будут являться фактическими требованиями к спортсмену и его квалификационной программе. И именно на основании нижеизложенных положений необходимо построение основ хореографической подготовки, распределение средств и методов, изменение календарно-тематического плана с учетом новых введений.

В целом упражнение  (соревновательная композиция) должно:

- впечатлять творческой неповторимостью и артистическим мастерством исполнения в сочетании с технически точными гимнастическими и акробатическими элементами;

- должно быть построено так, чтобы пара или группа смогли продемонстрировать способность эмоционально выражать настроение музыки, используя мимику (лицо) и раскрывая ее сюжет (замысел);

- выполняться под музыку, не содержащую слов;

- быть хореографически гармоничным, логически и эстетически согласоваться с ритмом и настроением музыкального сопровождения; существенное значение имеют синхронность или гармония музыки и движений в упражнении, а также между партнерами.

- быть выстроено так, чтобы выбранная музыка изменяла скорость движения (медленно, средне, быстро);

- быть выполнено с максимальной амплитудой;

- задействовать всю площадь ковра и пространства над ним (задействовать все уровни: высоко (то есть выше двойного роста нижнего), средне, низко; а также всевозможные направления);

- иметь индивидуальную особенность, которая заключается в незабываемом и оригинальном замысле композиции, костюма и музыки;

В упражнении должно просматриваться:

- творческий потенциал,  специфическая особенность и артистизм пары или группы (оригинальность);

- единство и насыщенность логически расставленных движений;

- способы, в которых элементы, включая хореографические связки, привлекают внимание зрителей;

- плавность, не нарушаемая прерываниями;

- разнообразие во взаимодействиях партнеров;

- разнообразие в характере движений (легкие, сильные, свободные; составные), которые соответствуют выбранному музыкальному настроению. Должно быть разнообразие шагов, прыжков, подскоков, волн тела, взлетов и приземлений;

- баланс между хореографией и элементами трудности;

- равномерное распределение движений различного характера;

- разнообразие осей вращения, количества вращений и форм тела во вращениях.

Анализ рабочей программы «Акробатика: Учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР (методическая часть) Госкомспорт СССР.- М.: Советский спорт, 1991.115 с.» выявил несоответствие фактических требований, предъявляемых спортсмену в момент соревнований, начиная с учебно-тренировочных групп и программного содержания, согласно которого идет подготовка спортсмена. Данные расхождения касаются хореографии. Они выражены в явном расхождении максимально завышенных соревновательных требований, что естественно и не подлежит нами дополнительному разбору, и минимальной насыщенной части хореографической подготовки, что не может в полной мере удовлетворить поставленных задач первого.

        Как видно из программы, теоретическая  рекомендация на первые два года обучения заключается в изучении 5 движений из раздела хореографии. Далее с каждым годом наблюдается небольшое наполнение лексического материала. Но как замечено, на практике этого оказывается ничтожно мало. Одним из ключевых моментов для дальнейшей соревновательной деятельности является разнообразие. А именно этого данная программа дать не может. С.Занон (1997) писал, что «если концепция тренировки определяется …на основе теоретизированных понятий, которые не имеют никакого отношения к реальным условиям спортивного прогресса, то соответствующие программы тренировки приобретают случайное значение при высокой вероятности потери спортивных талантов».        

Наряду с анализом рабочих программ по спортивной акробатике, а также квалификационных правил, нами было проработано несколько программ по хореографической подготовке смежных высоко-координированных видов спорта эстетической направленности (художественная гимнастика, спортивная гимнастика, фигурное катание), а также общие положения ведения хореографии для студентов физкультурных вузов, представленные в труде Шипилиной И.А.

Так, выделяя особенности занятий по  хореографии, применимые для нашего вида спорта, нами выделено, что большинство методик строится исключительно на основе классического танца. Экзерсис (франц. exercice, от exercer — упражнять, развивать путём упражнений) -  комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Однако стоит заметить, что классический экзерсис не всегда имеет адаптированную форму. Хотя на практике зачастую можно наблюдать характерные особенности «спортивного экзерсиса», обусловленного, прежде всего, различиями цели и задач, стоящих перед спортсменами и танцовщиками.

Большие различия имеет хореография индивидуальная и групповая. В индивидуальных видах (индивидуальная художественная гимнастика, спортивная гимнастика, одиночное фигурное катание) построение хореографической подготовки завязано на индивидуальности спортсмена, на его темпераменте, на его физиологических особенностях. Подготовка спортсменов к групповым упражнениям (парно-групповая акробатика, групповая художественная гимнастика, парное фигурное катание) отражается и на системе хореографической подготовки. Здесь присутствует воспитание синхронной работы в парах, группах, а также в различных перестроениях (в колоннах, шеренгах и т.д.); при выполнении комбинаций у станка, на середине, в продвижении, в партере.

Выводы:

Хореографическая подготовка является лишь частью учебно-тренировочного процесса и должна быть взаимосвязана с другими видами подготовки у спортсменов. Это и определяет ее специфику. Также необходимо учитывать постоянный дефицит времени, с которым приходится сталкиваться.

Говоря о подготовке спортсмена необходимо рассматривать этот вопрос как систему. Как систему преемственную и развивающуюся. Не стоит забывать, что последующие результаты всецело зависят от предыдущего накопленного опыта. О значении базовой подготовки, на которую впоследствии накладывается дальнейшее обучение, говорит Морозевич Т.А.: «Базовая подготовленность - уровень подготовленности (технической, физической, психологической и т.п.), обладая которым акробат способен в оптимальные сроки наращивать свой ресурс (решать квалификационные и соревновательные задачи)». [Морозевич Т.А., 2005]. С наличием крепкой начальной базы мы можем говорить о последующей результативности, или, приводя слова того же Морозевича, «увеличению мощностей (количества усвоенных базовых компонентов) каждой видовой составляющей».

На основании этого можно сделать вывод о необходимости качественного изменения хореографической  составляющей базы юного спортсмена.

---------------------------------------------------------------

  1. Акробатика: Учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР (методическая часть) Госкомспорт СССР.- М.: Советский спорт, 1991. - 115 с.
  2. Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ж. Булгакова, М. Н. Максимова, М. Н. Маринич и др.; Под ред. Н.Ж.Булгаковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
  3. Морозевич Т.А. Методология развивающейся базы как система подготовки акробатов: концептуальное представление.//Теория и практика физической культуры, 2005 , №3
  4. Фомин, А. С. Танец в системе воспитания и образования: уч. пособ. / А.С. Фомин. - Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2005. - Т. I: природа, теория и функции танца. - 624 с.
  5. Шипилина И.А., Хореография в спорте. / Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте» - Ростов н/Дону: Издательство Феникс, 2004. – 307с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личности старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса

В  статье  рассматриваются   направления  влияния  занятий  физическими  упражнениями  на  личность...

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕННОМ ИЗМЕНЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ в условиях учебно-тренировочного процесса юных акробатов

Аннотация: В статье представлен обзор методических разработок в области хореографической подготовки в спортивной акробатике. Произведено сравнение действующих рабочих программ с современными квалифика...

Методическая подготовка и проведение учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике в условиях образовательной школы

Методика подготовки и проведения учебно-тренировочных  занятийпо легкой атлетике в условиях образовательной школы.Общие закономерности и положения, на которых базируется тренировка во всех видах ...

ПМ 01 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью

ПМ 01 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью...

ПМ 1 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью

Полный анализ и самоанализ учебно-тренировочного занятия в соответствии с предложенными схемами...

ПМ 1 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью

Полный анализ и самоанализ учебно-тренировочногозанятия в соответствии с предложенными схемами (см.дневник по практике)....

ПМ 1 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.

Полный анализ и самоанализ учебно-тренировочного занятия в соответствии с предложенными схемами...