программа по ДПИ для ДШИ
рабочая программа по теме
Учебная программа по Декоративно-прикладному искусству для ДШИ. Занятия проводятся по 40 мин 2 раза в неделю. Возраст учащихся - 11-14 лет. Третий год обучения по данной программе полностью посвящен основам кружевоплетения на коклюшках.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 125.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественные промыслы в нашей стране имеют многовековую историю своего развития. Каждый центр народных ремесел обладает неповторимыми характерными только для него чертами. В творчестве современных мастеров декоративно-прикладного искусства продолжают жить ранее созданные образы, рождаются новые сюжеты. Прикладное искусство является неотъемлемой частью всей нашей культуры. Знакомство с народным искусством развивает художественно-образное видение у детей. Они не просто копируют предметы декоративно-прикладного искусства, но и выражают свое отношение к нему, создают обособленные творческие работы.
Данный проект программы рассчитан на проведение занятий по прикладной композиции один раз в неделю по 2 часа.
Целью занятий является во-первых: изучение основ декоративной композиции, видов, форм, мотивов композиционного орнамента, как главного элемента декорирования изделий прикладного искусства, при дальнейшем применении этих знаний для создания своих работ. После чего учащиеся осваивают различные способы декорирования изделий из дерева, металла, ткани, начиная с более простых способов живописного декорирования изделий : контурная роспись с заливкой цвета, до более сложных : роспись кистью мазками с растяжкой.
Таким образом проект программы строится по принципу от простого к сложному.
На ряду с традиционными видами прикладного искусства учащиеся знакомятся с нетрадиционными , появившимися не так давно. Сюда можно отнести например коллаж, декоративную роспись ткани ( батик ), аппликацию из ткани. Все работы создаются учащимися по своим эскизам.
Так же на третьем году обучения ребята знакомятся с основами и осваивают технику кружевоплетения на коклюшках.
В качестве вспомогательного материала на уроках прикладной композиции для изучения образцов декоративно-прикладного искусства используются книги по искусству, фильмы, готовые изделия, а так же осуществляются экскурсии в краеведческий музей и на выставки декоративно-прикладного искусства.
Время проведения урока составляет 40 минут
Для обеспечения высокой работоспособности учащихся в течении всего урока предусматривается проведение здоровье сберегающих пятиминуток.
Примерный тематический план.
1 КЛАСС.
№ задания | Наименование разделов и тем. | Кол-во ч. | Экскурсии (ч.) |
Введе- ние. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Введе- ние. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Раздел 1. Основы декоративной композиции. Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Закладка для книг, открытка. Эскиз детского коврика на анималистическую тему. Мозаика из цветной бумаги на тему “ Сказочный город “. Рисунок для обоев на тему “ Кувшины “. Эскиз витража “ Цирк “, “ Петух “. Экскурсия в краеведческий музей. Просмотр фильма о возникновении костюма. Эскиз народного костюма. Эскиз росписи ткани на свободную тему. Итого по разделу Раздел 2. Основы народного декоративно-прикладного искусства. Беседа о народном декоративно-прикладном искусстве. Геометрический орнамент в полосе. Орнаментальная композиция “ Цветущее дерево “. Орнаментальная композиция “ Сказочная птица “. Орнаментальная композиция “ Кружева “. Импровизация на тему Городецкой живописи. Импровизация на тему живописи г. Гжель. Импровизация на тему Хохломской росписи. Орнаментальная композиция на свободную тему. Итого по разделу Итого за первый класс | 1 3 4 4 4 6 2 2 5 5 36 1 2 3 4 4 4 2 2 8 36 72 | 2 |
Примерный тематический план.
2 КЛАСС.
№ задания | Наименование разделов и тем | Кол- во ч. | Экскурсии (ч.) |
Введе- ние. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Раздел 1. Виды народного декоративно-прикладного искусства. Беседа о видах народного декоративно-прикладного искусства. Составление эскиза и выполнение аппликации с применением ткани различной по фактуре и цвету. Беседа о видах народной росписи. Роспись по дереву. ( Выполнение копии.) Роспись по дереву. (Составление своего эскиза и выполнение его в материале.) Роспись по металлу. (Выполнение копии.) Роспись по металлу. (Составление своего эскиза.) Кистевая роспись. Гжель. (Выполнение копии.) Кистевая роспись. Гжель. (Составление своего эскиза.) Итоговая работа. (Составление эскиза росписи по выбору учащегося.) Итого по разделу и за второй класс | 1 7 1 6 8 8 8 8 8 17 72 |
Примерный тематический план
3 КЛАСС
№ задания | Наименование тем и разделов | Кол- во ч. | Экскурсии (ч.) |
Введе- ние. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Раздел 1. “ Кружевоплетение на коклюшках “ – как один из видов народного декоративно-прикладного искусства. Беседа об истории кружевоплетения. Беседа о технике безопасности на рабочем месте. Подготовка к плетению. Основные приемы плетения. ( Элемент “ плетешок “ .) Основные приемы плетения. (Элемент “ полотнянка “.) Основные приемы плетения. (Элемент “ полотнянка с перевивом крайних пар “.) Основные приемы плетения. (Элемент “полотнянка вперевив “.) Выполнение простейшего изделия. Салфетка “ Елочка “. Экскурсия в краеведческий музей. Перевод рисунков-сколков для дальнейшей работы. Выполнение изделия. Круглая салфетка. Композиция “ Кружева “. Итого по разделу и за третий класс | 2 6 4 4 2 2 16 2 2 25 8 72 | 2 |
Примерный тематический план
4 КЛАСС
№ задания | Наименование разделов и тем. | Кол- во ч. | Экскурсии (ч.) |
Введе- ние. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство в наши дни. Беседа о роли декоративно-прикладного искусства в современной жизни. Декоративная композиция по мотивам народного творчества. Эскиз декоративной росписи ткани. Экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства. Композиция на тему “ Зашифруй слово “. (работа со шрифтом.) Стилизация натюрморта. Коллаж. Эскиз декоративной решетки. Итоговая работа. (составление композиции на любую из пройденных тем.) Итого по разделу и за четвертый класс | 1 6 6 6 10 10 12 12 10 72 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
ПЕРВЫЙ КЛАСС
Раздел 1. Основы декоративной композиции.
Введение.
Декоративно- прикладное искусство, его особенности. Традиционное народное декоративно-прикладное искусство, самодеятельное народное декоративно-прикладное искусство. Возникновение и развитие декоративно-прикладного искусства. Понимание композиции в широком и узком смысле слова. Отличие декоративно-прикладной композиции от станковой. Специфика воплощения темы в произведениях декоративно-прикладного искусства. Выверенная на протяжении веков система образцов, совершенство технических приемов. Выявление красоты фактурных свойств материала.
Задание 1. Закладка для книг, открытка.
Беседа.
Знакомство с особенностями декоративной композиции: плоскостность изображения, лаконичность и выразительность силуэта, локальные цветовые отношения, симметрия, асимметрия, понятие статики. Орнамент. Геометрический, растительный, зооморфный.
Практическая работа.
Техника симметричной аппликации из цветной бумаги. Использование контрастных отношений, локальных цветов аппликации и фона, на который она наклеивается.
Задание 2. Эскиз детского коврика на анималистическую тему.
Беседа.
Анималистический жанр в народном и профессиональном декоративно-прикладном искусстве. Равновесие на плоскости. Поиск выразительного силуэта решения.
Практическая работа.
Конструирование силуэтного изображения животного из кусочков цветной бумаги или ткани определенных геометрических форм ( квадрат, треугольник, кружок ). Материал: цветная бумага, ткань. Гамма цветов родственная.
Задание 3. Эскиз мозаики из цветной бумаги на тему “ Сказочный город “.
Беседа.
Виды монументального декоративно-прикладного искусства: мозаика, фреска, витраж. Мозаика, как вид монументально декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа.
Выполнение композиции с силуэтами архитектурных сооружений из заранее подготовленных кусочков бумаги разных оттенков одного цвета. Организация плоскости листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех элементов композиции. Выразительность силуэта. Изучение использования гаммы родственных цветов. Материал: бумажная мозаика.
Задание 4. Рисунок обоев на тему “ Кувшины “.
Беседа.
Изучение понятия “ ритм “ в декоративной композиции. Цветовой и тоновой нюанс. Знакомство с простейшим раппортом.
Практическая работа.
Задание выполняется на основе ритмического сочетания плавных линий, очерчивающих форму кувшина. Материал: гуашь.
Задание 5. Эскиз витража “Цирк”, “Петух”.
Беседа.
Витраж – как средство художественного оформления интерьера.
Практическая работа.
Задание выполняется в динамическом ритме ломаных, пересекающихся линий, в контрастных цветовых отношениях, с применением черного контура. Роль черного контура витражных перегородок в гармонизации контрастных цветов. Материал: гуашь.
Задание 6. Экскурсия в краеведческий музей.
Беседа.
Особенности декорирования народного костюма.
Практическая работа.
Зарисовка образцов народного костюма, представленных в музее.
Задание 7. Просмотр фильма об истории костюма.
Задание 8. Эскиз народного костюма.
Беседа.
Применение различных орнаментов в декорировании костюма разных эпох и народов.
Практическая работа.
Работа выполняется с использованием орнаментов разных народов, на основе впечатлений от просмотренного фильма и экскурсионных зарисовок.
Задание 9. Эскиз росписи ткани на свободную тему.
Беседа.
Повторение и закрепление ранее изученных понятий и особенностей декоративной композиции.
Практическая работа.
Задание выполняется на свободную тему с использованием таких понятий как: “орнамент”, “ритм”, “цветовые отношения”. Материал: гуашь.
Раздел 2. Основы народного декоративно-прикладного искусства.
Введение.
Содержание народного искусства, отражение в его изделиях эстетического идеала народа, его представлений о красоте окружающего мира. Основные особенности изделий народного искусства: взаимосвязь формы предмета с его функциональным назначением, соответствие формы и материала изделия, формы и декора. Знакомство учащихся с изделиями ведущих народных промыслов в подлинниках и репродукциях. Роль и значение народного декоративно-прикладного искусства в современной культуре.
Задание 1. Геометрический орнамент в полосе.
Беседа.
Орнамент в народном искусстве. Понятие ритма. Связь орнамента с формой и материалом изделия. Геометрический орнамент, его основные элементы, характер геометрического орнамента в зависимости от материала (на примере вышивки, резьбы по дереву и др.).
Практическая работа.
Зарисовка элементов орнаментальных композиций с образцов.
Выполнение эскиза орнамента в полосе по мотивам народного искусства. Материал: гуашь.
Задание 2. Орнаментальная композиция “Цветущее дерево”.
Беседа.
Растительный орнамент в народном искусстве. Понятие симметрии и зеркальной симметрии.
Практическая работа.
Задание выполняется по мотивам народного искусства. Зарисовки элементов растительного орнамента с образцов. Выполнение эскиза дерева в прямоугольнике, круге. Материал: тонированная бумага, гуашь.
Задание 3. Орнаментальная композиция “Сказочная птица”.
Беседа.
Декоративное заполнение плоскости. Изучение зооморфного орнамента. Понятие симметрии и уравновешенности.
Практическая работа.
Выполнение эскиза по мотивам народных вышивок. Знакомство с народными поверьями, связанными с изображениями птиц и разнообразными воплощениями этого образа в декоративно-прикладном искусстве. Материал: тонированная бумага, гуашь.
Задание 4. Орнаментальная композиция “Сказочный зверь”.
Беседа.
Зооморфные и фантастические орнаментальные мотивы в народном декоративно-прикладном искусстве. Понимание выразительности силуэта, вписанного в данную форму (круг, квадрат).
Практическая работа.
Выполнение эскиза пряника по мотивам резьбы по дереву (пряничные доски). Материал: гуашь.
Задание 5. Импровизация на тему Городецкой живописи.
Беседа.
Сюжетная декоративная композиция (на примере Городецкой живописи). Знакомство с приемами Городецкой живописи.
Практическая работа.
Копирование элементов Городецкой живописи. Создание самостоятельной композиции на сказочный сюжет. Материал: тонированная бумага, гуашь.
Задание 6. Орнаментальная композиция на тему “Кружева”.
Беседа.
Сюжетная декоративная композиция по мотивам народного кружева. Знакомство с особенностями кружевоплетения.
Практическая работа.
Копирование элементов кружевоплетения. Создание самостоятельной композиции “Зимние узоры”. Материал: тонированная бумага, гуашь.
Задание 7 . Орнаментальная композиция по мотивам живописи г. Гжель.
Беседа.
Сюжетная декоративная композиция на примере гжельской росписи. Знакомство с ее особенностями.
Практическая работа.
Копирование элементов, создание самостоятельной композиции с их использованием. Материал: гуашь.
Задание 8. Импровизация на тему Хохломской росписи.
Беседа.
Сюжетно-декоративная композиция на примере хохломской росписи. Знакомство с особенностями.
Практическая работа.
Копирование элементов хохломской росписи. Создание самостоятельной композиции. Материал: гуашь.
Задание 9. Орнаментальная композиция на свободную тему.
Беседа.
Повторение и закрепление ранее пройденного материала.
Практическая работа.
Создание сюжетной декоративной композиции с использованием ранее пройденных элементов росписи. Тип росписи и тему учащийся выбирает самостоятельно. Материал: тонированная бумага, гуашь.
ВТОРОЙ КЛАСС
Раздел 1. Виды народного декоративно-прикладного искусства.
Введение.
Виды народного декоративно-прикладного искусства. Краткая характеристика различных видов народного искусства: керамика, вышивка, ткачество, резьба и роспись по дереву и др. Важнейшие центры художественных промыслов.
Задание 1. Составление эскиза и выполнение аппликации с применением ткани различной по фактуре и цвету.
Беседа.
Коллаж. Техника исполнения. Выразительное решение сюжета.
Практическая работа.
Составление эскиза аппликации, коллажа, вырезание отдельных частей по ранее заготовленным лекалам в натуральный размер, наклеивание их согласно рисунку. Материал: ткань, кожа, бумага.
Задание 2. Роспись по дереву. Выполнение копии.
Беседа.
Художественно-стилистические особенности основных центров росписи по дереву (Хохлома, Городец, Загорск и др.). Краски, применяемые для росписи.
Практическая работа.
Выполнение копии с подлинника. Материал: деревянная форма, гуашь.
Задание 3. Роспись по дереву. Составление своего эскиза и выполнение его в материале.
Беседа.
Орнаментальные особенности выбранной учащимися росписи по дереву.
Практическая работа.
Составление своего эскиза и выполнение его на деревянной заготовке. Материал: деревянная заготовка, гуашь.
Задание 4. Роспись по металлу. Выполнение копии.
Беседа.
Жостово – как наиболее известный центр росписи по металлу.
Практическая работа.
Выполнение копии с подлинного изделия. Материал: тонированная бумага, гуашь.
Задание 5. Роспись по металлу. Составление своего эскиза.
Беседа.
Особенности жостовской росписи, основные элементы, связь орнамента с формой (круг, овал). Декоративное заполнение плоскости.
Практическая работа.
Составление своей композиции по мотивам жостовской росписи.
В задании используются подлинные образцы (подносы) и репродукции. Материал: тонированная бумага, гуашь.
Задание 6. Кистевая роспись. Гжель. Выполнение копии.
Беседа.
Кистевая роспись как один из способов декорирования керамических изделий. Гжельская роспись. История ее возникновения и развития.
Практическая работа.
Выполнение копии гжельской росписи. Освоение основных приемов и изучение основных элементов. Материал: гуашь, керамическая плитка.
Задание 7. Кистевая роспись. Гжель. Составление своего эскиза.
Беседа.
Повторение основных особенностей гжельской росписи. Цветовая растяжка. Растительный орнамент.
Практическая работа.
Составление своего эскиза и выполнение его на керамической плитке. Материал: керамическая плитка, гуашь.
Задание 8. Итоговая работа. Составление эскиза росписи по выбору учащегося.
Беседа.
Повторение ранее изученных видов росписи. Вспомнить их основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности.
Практическая работа.
Учащийся выбирает наиболее понравившейся ему вид росписи, составляет свой эскиз и выполняет его на выбранном материале. В работе над эскизом используются как подлинные изделия, так и репродукции. Материал: на выбор.
ТРЕТИЙ КЛАСС
Раздел 1. “Кружевоплетение на коклюшках” – как один из видов народного декоративно-прикладного искусства.
Введение.
Беседа об истории возникновения и развития одного из интереснейших видов декоративно- прикладного искусства. Виды и различная техника кружевоплетения. Основные центры (Вологда, Елец, Михайлово и др.). Их характерные особенности. Знакомство учащихся с изделиями в подлинниках и на репродукциях.
Задание 1 . Беседа о технике безопасности на рабочем месте . Подготовка к плетению.
Ознакомить учащихся с оборудованием и материалами, применяемыми для кружевоплетения на коклюшках. Дать характеристики основных терминов (“батон”, “коклюшки”, ”сколок” и др.). Рассказать о технике безопасности при плетении.
Подготовить рабочее место.
Задание 2. Основные приемы плетения. Элемент “плетешок”.
Беседа.
Познакомить учащихся с основными приемами плетения: “перевить” и “сплести”. На основе этих приемов рассказать про элемент “плетешок”. Показать образец. Научить распознавать этот элемент на готовом изделии.
Практическая работа.
По сделанному заранее учителем рисунку учащиеся выполняют “плетешок” и “плетешок с отвивной петелькой”. Материал: коклюшки, нитки № 10, булавки.
Задание 3. Элемент “полотнянка”.
Беседа.
Рассказать об одном из важнейших элементов кружевоплетения на коклюшках – “полотнянка”. Показать образцы. Научить распознавать этот элемент на готовых изделиях, репродукциях и показать его обозначение на “сколках” – рабочих рисунках кружева.
Практическая работа.
Учащиеся сами подготавливают себе рабочий рисунок и под наблюдением учителя осваивают данный элемент. Материал: коклюшки, нитки № 10, булавки.
Задание 4. Элемент “полотнянка с перевивом крайних пар”.
Беседа.
Рассказать об отличие этого элемента от предыдущего. Показать образец. Научить распознавать на готовом изделии.
Практическая работа.
По тому же рабочему рисунку учащиеся осваивают данный элемент. Материал: коклюшки, нитки № 10, булавки.
Задание 5. Элемент “полотнянка вперевив”.
Беседа.
Третья и заключительная разновидность “полотнянки”. Рассказать об отличиях от предыдущих двух. Научить распознавать на готовых изделиях и репродукциях.
Практическая работа.
По тому же рабочему рисунку освоить данный элемент. Сравнить все три разновидности. Материал: коклюшки, нитки № 10, булавки.
Задание 6. Выполнение простейшего изделия. Салфетка “Елочка”.
Беседа.
Повторение всех ранее изученных элементов кружевоплетения. Соединение этих элементов в простейшем изделии – салфетке “Елочка”. Показать образец. Рассказать о технике “сцепного” кружева - одной из разновидности кружевоплетения на коклюшках. Вместе с учащимися подготовить рабочий рисунок салфетки.
Практическая работа.
Изделие выполняется по подготовленному заранее “сколку”. По ходу данной работы учащиеся знакомятся с термином “сцеп” и техникой “сцепного” кружева. Материал: коклюшки, крючок № 0 или № 1, нитки – по выбору, булавки.
Задание 7. Экскурсия в краеведческий музей.
Беседа.
Ознакомить учащихся с историей кружевоплетения в Зарайском районе. Показать образцы местного коклюшечного кружева, а так же Михайловского цветного кружева (Рязанской обл.).
Практическая работа.
Зарисовка образцов. Материал: бумага, пр. и цв. карандаши.
Задание 8. Перевод рисунков “сколков” для дальнейшей работы.
Беседа.
Ознакомить учащихся с разнообразными видами “сколков” (для сцепного кружева, для многопарной техники плетения). Научить читать эти рисунки. Повторить схематическое изображение ранее изученных элементов.
Практическая работа.
Учащиеся переводят через “кальку” несколько понравившихся им рисунков. Работа должна быть выполнена очень точно и аккуратно.
Материал: “калька”, пр. карандаш.
Задание 9. Выполнение изделия. Круглая салфетка.
Беседа.
Обсудить с учащимися все использованные элементы при плетении данного изделия. Обратить внимание на красоту, выразительность и лаконичность рисунка, вписанного в данную форму. Вспомнить такие понятия как: ритм, орнамент (его виды), симметрия.
Практическая работа.
По заранее сделанному рисунку учащиеся выполняют задание. По ходу работы они знакомятся с еще несколькими элементами кружевоплетения: “носновка”, “скань-веревочка” и “скань-косичка”. А так же учатся делать завершающую операцию при плетении: “сцеп”. Материал: коклюшки, нитки по выбору учащегося, крючок № 0-1, булавки.
Задание 10. Композиция “Кружева”.
Беседа.
Вспомнить особенности рабочего рисунка кружева, схематичное изображение всех элементов. Соответствие формы и силуэта, вписанного в эту форму. Поиск выразительности силуэта. Показать учащимся репродукции и готовые изделия.
Практическая работа.
Учащиеся выбирают конкретное изделие для которого будут делать рисунок (салфетка, воротник, вставка, оплет к платочку и т.д.). Рисунок выполняется схематично, как “сколок”. Обратить внимание на акцентирование композиционного центра и соподчинение всех элементов композиции, на соответствие функциональности изделия и его декора. Работа выполняется в черно-белой гамме. Материал: тонированная или белая бумага, гуашь или тушь.
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство в наши дни.
Введение.
Роль декоративно-прикладного искусства в современной жизни. Возникновение и развитие новых видов декоративного искусства. Специфика этих видов.
Задание 1. Декоративная композиция по мотивам народного творчества.
Беседа.
Вспомнить традиционное народное искусство росписи по дереву (Хохлома, Городец). Растительный орнамент. Использование элементов народной росписи в создании собственных композиций.
Практическая работа.
Выполнение эскизов узора в круге и квадрате. Эскизы выполняются на основе образцов Хохломских и Городецких изделий и репродукций. Материал: тонированная бумага, гуашь.
Задание 2. Эскиз декоративной росписи ткани.
Беседа.
Декоративная роспись ткани – батик. Виды батика (холодный и горячий). Технология изготовления. Специфические особенности композиции, рисунка, цвета. Показать образцы батика, а так же репродукции.
Практическая работа.
Создание собственной композиции росписи ткани на основе показанных образцов. Обратить внимание на цветовую гармонию, выразительность линий и мягких переходов одного цвета в другой.
Материал: набор для батика, ткань.
Задание 3. Экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства.
Беседа.
Познакомить учащихся с местными художниками-прикладниками, с их работами. Рассказать о традициях местного декоративно-прикладного искусства, об его особенностях.
Практическая работа.
Зарисовка понравившихся мотивов для дальнейшей работы.
Материал: пр. карандаш, бумага.
Задание 4. Композиция на тему “Зашифруй слово”.
Беседа.
Шрифт. Виды, стили. Соответствие шрифта и общего оформления печатного издания, печатной продукции со смысловым содержанием.
Практическая работа.
Учащийся выбирает слово-понятие и обыгрывает его написание в соответствии с ассоциациями на это слово. Обратить внимание на соответствие исполнения букв и тематики выбранного понятия. На целостность композиции и цветовую гармонию. Материал: бумага, гуашь.
Задание 5. Стилизация натюрморта.
Беседа.
Знакомство с понятием “стилизация”. Где применяется. Показать образцы стилизации на конкретных изделиях и репродукциях. Натюрморт. Основные законы. Показать репродукции натюрмортов известных художников. Рассказать о композиционной целостности натюрморта.
Практическая работа.
Предложить учащимся стилизовать один из натюрмортов известных художников. Материал: бумага, гуашь.
Задание 6. Коллаж.
Беседа.
Знакомство с новым понятием “коллаж”. Рассказать о том, где применяется данный вид искусства. Показать образцы и репродукции. Техника исполнения.
Практическая работа.
Выполнение работы на свободную тему используя вырезки из журналов, газет с применением последующей дорисовки отдельных деталей. Учащиеся выполняют работу на основе ранее полученных знаний о композиции, картинной плоскости, цветовых пятнах. Выразительное решение сюжета. Материал: вырезки из журналов и газет, фотографии, фольга.
Задание 7. Эскиз декоративной решетки.
Беседа.
Декоративные решетки и ограды. Утилитарное назначение и декор.
Показ репродукций художественных решеток и оград. Вспомнить понятие “ритм”. Силуэт – как один из способов выразительного решения в графике. Роль линии и пятна в декоративной композиции.
Практическая работа.
Работа выполняется в графическом стиле. Черный силуэт решетки на белом фоне. Используется стилизованный растительный орнамент. Обратить внимание на выразительность линий и силуэта, на целостность композиции. Материал: бумага, тушь или черная гелевая ручка.
Задание 8. Итоговая работа. Составление композиции на любую из пройденных тем.
Беседа.
Вспомнить все ранее изученные виды декоративно-прикладного искусства. Техники исполнения. Предложить учащимся выбрать наиболее понравившийся и сделать композицию по его мотивам.
Практическая работа.
Учащийся выбирает наиболее понравившийся ему вид декоративно-прикладного искусства и на основе образцов и ранее сделанных зарисовок создает свою композицию. Обратить внимание на особенности цветового и орнаментального соответствия выбранному виду декоративного искусства, на целостность и гармоничность композиции на выразительное заполнение картинной плоскости. Материал: по выбору учащегося.
По окончании обучения по программе учащийся должен:
- знать основы декоративной композиции;
- знать и понимать основные термины декоративной композиции;
- иметь навыки работы с различными материалами (бумага, краска, ткань и т.д.) и в различных техниках (аппликация, силуэт, черно-белая графика, коллаж, роспись по ткани, кружевоплетение на коклюшках, роспись по дереву и т.д.);
- знать и уметь различать по характерным особенностям различные виды народного декоративно-прикладного искусства;
- уметь применять полученные знания в самостоятельных творческих работах.
Рекомендованная литература:
Для преподавателей:
Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М.; 1989.
Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М.; 2010.
Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М.; 1968.Русские художественные промыслы, М.; 1965.
Русское народное искусство, Л.; 1959.
Для учащихся:
Чекалов А.К. Искусство в быту. М; 1961.
Чернихов Я.Г. Орнамент. Композиционно-классические построения. Л.; 1986.
Для родителей:
Художественный образ и декоративность в искусстве. М.; 1969.
Розенталь Р., Рацка Х. История прикладного искусства М.; 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
