программа по предмету "История Искусств" для ДШИ
рабочая программа по теме
Программа разработана на основе программы Н.Ю. Протопопова по предмету "История искусств". Программа создана на 4 года. Возраст учащихся 11-14 лет. Занятия по данной программе проводятся по 40 минут, один раз в неделю.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 136.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Преподавание истории изобразительного искусства направлено на всестороннее гармоничное разви тие личности учеников, формирование их мировоззрения, нрав ственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Программа включает основные разделы из истории западно европейского, русского искусства и искусства советского периода.
Одна из основных задач курса - постижение учениками ду ховного опыта человечества посредством изучения истории ис кусства.
Основная учебная задача - развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу, преподаватель обя зан заботиться об общей гуманитарной и художественной эру диции своих питомцев. У учащихся должны быть выработаны навыки анализа про изведения искусства. Давая представление о развитии искусст ва, как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу необходимо рассматривать каждое явление ис кусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в кото рой оно возникло.
Методику занятия следует направить на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности. Ос воению этих задач наиболее соответствует проблемное обуче ние. Виды занятия могут быть разнообразными (рассказ, лек ция, беседа, диспут, семинар, экскурсия и т.д.), как и формы работы учеников (работа с книгой, анализ произведе ния, исследовательская работа, сочинение, выполнение зада ния на классификацию произведений и т.д.), но основным прин ципом подхода к изучению материала должна стать постановка проблемы и поиск путей ее решения.
С целью дальнейшего развития активности учащихся, более глубокого и специализированного изучения истории искусства материал программы может быть расширен на факультатив ных занятиях.
Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В них отражается самостоятельная работа учащихся как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.
Все занятия следует вести в тесной связи с учебными пред метами общеобразовательной и художественной школы. При проведении занятий по истории изобразительного искус ства необходимо широко использовать технические средства обу чения. Они расширяют возможности преподавателя, в частности, в создании и раскрытии проблемных ситуаций, осуществлении межпредметных связей (сравнение произведений изобразительного искусст ва с произведениями литературы, музыки, киноискусства и т.д.).
Программа разработана на основе программы Ю.Н. Протопопова для ДШИ и ДХШ. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Примерный тематический план
№ темы Наименование темы Количество часов
1 класс
1. Введение 1
2. Искусство первобытного общества 3
3. Искусство Древнего Египта 5
4. Искусство Древней Греции 7
5. Искусство Древнего Рима 2
6. Искусство Византии 2
7. Романское искусство 10-12 в.в 2
8. Готическое искусство 12-14 в.в. 2
9. Искусство эпохи Возрождения в Италии 7
10. Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе 2
11. Повторение 2
итого: 36
2 класс
12. Искусство Италии 17 в. 1
13. Искусство Испании 17 в. 1
14. Искусство Фландрии 17 в. 2
15. Искусство Голландии 17 в. 4
16. Искусство Франции 17 в. 1
17. Искусство Франции 18 в. 1
18. Искусство эпохи Французской революции 1
19. Искусство Англии 18- нач. 19 в. 1
20. Искусство Испании 18- нач. 19 в. 1
21. Искусство революционного романтизма во Франции 1
22. Искусство реализма во Франции сер. 19 в. 1
23. Искусство импрессионизма 3
24. Искусство постимпрессионизма 2
25. Характеристика основных направлений
западноевропейского искусства 20 в. 2
26. Повторение 2
27. Искусство Древних славян. Киевская Русь 11-12 в.в. 2
28. Искусство Владимиро-Суздальского княжества 12 в. 2
29. Искусство Новгорода и Пскова 11-15 в. в. 2
30. Искусство Москвы 14-15 в.в. 2
31. Искусство Москвы 16-17 в.в. 2
32. Повторение 2
итого: 36
№ темы Наименование темы количество часов
3 класс
Русское искусство 18- нач. 20 в.в.
33. Архитектура первой половины 18 в. 2
34. Скульптура и живопись первой половины 18 в. 2
35. Архитектура и искусство второй половины 18 в. 3
36. Скульптура и живопись второй половины 18 в. 3
37. Архитектура первой половины 19 в. 2
38. Скульптура и живопись первой половины 19 в. 5
39. Жанровая живопись второй половины 19 в. 4
40. Творчество И.Е. Репина 2
41. Пейзажная живопись второй половины 19 в. 2
42. Историческая и батальная живопись
второй половины 19 в. 2
43. Творчество В.И. Сурикова 2
44. Искусство конца 19-нач. 20 в. 5
45. Повторение 2
итого: 36
4 класс
46. Изобразительное искусство периода
Октябрьской революции 4
47. Искусство 20-х годов 4
48. Искусство 30-х годов 4
49. Искусство периода Великой Отечественной войны 6
50. Искусство конца 40-нач. 80 годов 12
51. Декоративно-прикладное искусство
советского периода 3
52. Повторение 3
итого: 36
Содержание предмета
1 класс
Тема 1. Введение
Что такое искусство. Искусство и природа, искусство и обще ство, искусство и культура, искусство и наука, роль искусства в организации среды. Для чего нужно изучать историю искусст ва. Специфика изобразительного искусства. Виды и жанры изо бразительного искусства.
Кол-во часов: 1.
Тема 2. Искусство первобытного общества
Происхождение искусства. Его функции и связь с трудовой деятельностью человека. Космогонические представления древнего человека, отраженные в произведениях первобытного искусства.
Очаги первобытной культуры на территории России. Нас кальные изображения на берегах Ангары, Ладожского озера. Капова пещера на Урале.
Памятники первобытной культуры на территории Европы и Африки. Пещеры Ласко и Фон-де-Гом во Франции и Альтамира в Испании. Наскальная живопись Тассилин-Аджера в Африке.
Возникновение скульптуры. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.
Кол-во ч.: 3.
Тема 3. Искусство Древнего Египта
Эволюция искусства древнего мира. Монументальный хара ктер искусства древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира. Мифология Древнего Египта. Стилевая эволюция искусства Древнего Египта и связь искусст ва с религиозными представлениями и заупокойным культом. Синтез искусств в Древнем Египте.
Архитектура Древнего Египта и сила ее воздействия. Эво люция типов гробниц. Развитие египетского скульптурного портрета. Канон в египетской скульптуре.
Специфический характер изображения в рельефе и живо писи Древнего Египта: плоскостность, повествовательность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур. Шедевры художественного ремесла из гробницы Тутанхамона. Жизнь и сохранность памятников Древнего Египта в усло виях современной цивилизации.
Кол-во ч.: 5.
Тема 4. Искусство Древней Греции
Этапы развития ис кусства Древней Греции. Единство духовной и физической красоты че ловека в классическом древнегреческом искусстве. Гуманисти ческий характер древнегреческого искусства ("человек - мера всех вещей"). Мифология Древней Греции.
Сложение и эволюция ордера как эстетической конструктив ной системы. Три типа ордера. Сложение классического типа древнегреческого храма. Ведущая роль экстерьера в древнегре ческой архитектуре. Современная международ ная кампания по спасению памятников Афинского акрополя.
Эволюция древнегреческой скульптуры. Скульптура перио да архаики и ранней классики. Искусство высокой классики. Синтез архитекту ры, скульптуры и живописи. Поздняя классика. Эллинизм. Возрождение монументального героического ис кусства. Стремление к патетике, внешним эффектам, виртуозность исполнения в родосской школе. Чернофигурная и краснофигурная вазопись и ее сюжеты.
Кол-во ч.: 7.
Тема 5. Искусство Древнего Рима
Краткие сведения по истории республиканского Рима и Рим ской империи. Традиции, воспринятые искусством Древнего Ри ма и своеобразие древнеримского искусства. Применение грече ского ордера в декоративных целях. Вклад римлян в историю архитектуры и разнообразие типов архитектурных сооружений. в Древнем Риме (форумы, базилики, купольные постройки, тер мы, акведуки, виадуки, триумфальные арки, театры, амфитеа тры). Развитие художественных традиций Древней Греции в древнеримской монументальной живописи (росписи и мозаики в Помпеях). Фаюмские портреты. Значение искусства Древнего Рима.
Кол-во ч.: 2.
Тема 6. Искусство Византии
Эллинистические традиции в искусстве Византии. Стрем ление искусства Византии к воспроизведению целостной кар тины мира.
Архитектура Византии. Сложение типа крестово-купольного храма. Значение интерьера в архитектуре Византии. Введе ние естественного света в композиционную и идейную структу ру декорации византийского храма, Храм св. Софии (конструк ция, интерьер). Сила эмоцио нального воздействия монументального искусства Византии. Канон в византийской живописи как отражение незыблемости христианской идеи. Художественные ремесла в Византии.
Кол-во ч.: 2.
Тема 7. Романское искусство 10 - 12 вв.
Средневековое искусство. Сложность взаимодействия религии и искусства. Гос подство религиозного мировоззрения в средние века. Одухотворенность, глубина выражения чувств в произведениях средневекового искусства.
Ведущая роль архитектуры в синтезе искусств средневеко вья. Значение городов и монастырей как культурных центров.Романский стиль. Строительство замков феодалов, крепо стей, монастырей, церквей. Конструктивные и образно-художе ственные особенности романских сооружений. Выразительность скульптуры романских соборов.
Кол-во ч.: 2
Тема 8. Готическое искусство 12 - 14 вв.
Готика - искусство расцвета средневековых городов. Синтез искусств в готическом соборе (архитектура, скульптура, живопись, витражи, музыка, мистерия, декоративно-приклад ное искусство). Конструктивные особенности готических собо ров. Усиление роли скульптуры в архитектурном ансамбле. Внутренняя динамика, отражение жизненных наблюдений в готической скульптуре. Витражи.
Светские и реалистические тенденции в книжной миниа тюре XV в.
Искусство Франции. Искусст во Германии.
Кол-во ч.: 2.
Тема 9. Искусство эпохи Возрождения в Италии
Основные черты эпохи Возрождения. Форми рование гуманистического мировоззрения в эпоху Возрожде ния. Периодизация искусства Возрождения.
Изучение античного наследия, перспективы, анатомии. Воз никновение новой станковой формы живописи. Характер ком позиции в живописи Возрождения. Рисунок.Джотто. Воспроизведение трехмерного пространства, переда ча пластического объема. Творчество Брунеллески. Сущность творчества Донателло. Воплощение гуманистического идеа ла в скульптуре. Сочетание монументальной декоративности и реалистического портрета в скульптуре.Реалистические новаторские искания в живописи. Пьеро дела Франческа. Утонченность, хрупкость образов Боттичелли: "Весна", "Рождение Венеры".Значение Леонардо да Винчи как ученого, мыслителя и ху дожника. Творческий путь Леонардо. Характерные черты: фи лософское осмысление жизни, создание обобщенного типа чело веческой красоты, синтетического образа природы. Одухотворенность и высокая земная человечность "мадонн". Философская широта и композиционное решение темы "Тайной вечери". Глубина портретов Леонардо.
Поиски в творчестве Рафаэля идеала гармонически развито го совершенного человека. Монументальные композиции Рафаэля. Значение творчества Рафаэля в развитии классического рисунка, композиции, порт рета и монументальной живописи Высокого Возрождения.
Творчество Микеланджело как наиболее яркое пластическое выражение идеалов Высокого Возрождения и трагизма поздне го периода эпохи. Величайший монументальный фресковый цикл - роспись Сикстинской капеллы. Архитектурные работы Микеланджело. Значение творчества Микеланджело.
Творчество Тициана. Роль Ти циана в развитии ренессансного портрета. Сравнение флорентийской и венецианской школ живописи.
Значения искусства Возрождения для дальнейшего развития мирового искусства.
Кол-во ч.: 7.
Тема 10. Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе
Гуманистические тенденции в разработке проблем духовной жизни и острый интерес к окружающей жизненной среде в ис кусстве Нидерландов и Германии в эпоху Возрождения. Реалистическая реформа Яна Ван Эйка. Роль Питера Брейгеля в формировании крестьянского жанра и национального пейзажа. Ино сказательность творчества П. Брейгеля, за которой стоят злобо дневные проблемы современности.
А. Дюрер - один из крупнейших гуманистов Возрождения. Его роль в создании общенационального направления немецко го реализма. Сравнение искусства итальянского Возрождения с искусст вом северного Возрождения: темы и сюжеты; изобразительная система.
Кол-во ч.: 2.
Тема 11. Повторение.
Повторение пройденного материала за 1 класс. Этапы развития искусства. Основные понятия. Крупнейшие мастера и их работы.
Кол-во ч.: 2
2 класс
Тема 12. Искусство Италии 17 в.
Сложность формирования искусства 17 в. Взаимосвязь науки и ис кусства. Развитие в 17 в. национальных художественных школ. Сложное взаимодействие различных художественных течений (академизма, барокко, классицизма) в процессе фор мирования стилистического единства искусства 17 в. Закре пление системы реалистических жанров в живописи Западной Европы 17 в.
Новые образные и пластические принципы в творчестве Л. Бернини. Демократизм и жизненная убедительность живописи Караваджо. Значение творчества Ка раваджо в развитии европейской живописи.
Кол-во ч.: 1.
Тема 13. Искусство Испании 17 в.
Творчество Эль Греко. Трагический характер его образов. Расцвет испанской реалистической живописи. Материальная достоверность и возвы шенность художественных образов, созданных Ф. Сурбараном.
Творчество Д. Веласкеса - вершина испанской реалистиче ской живописи. Композиционное и колористическое мастерство Веласкеса. Придворные портреты.
Кол-во ч.: 1.
Тема 14. Искусство Фландрии 17 в.
Реалистическая основа и огромная жизнеутверждающая си ла творчества
П.П. Рубенса. Разносторонняя одаренность Ру бенса, его живописное мастерство. Стремление А. Ван Дейка во плотить в портретах идеал духовно утонченной личности.
Кол-во ч.: 2.
Тема 15. Искусство Голландии 17 в.
Ведущая роль станковой реалистической живописи в гол ландском искусстве. Воссоздание действительности, сочетающе еся с острым чувством красоты, в пейзажах и натюрмортах гол ландских живописцев. Стремление воплотить поэзию повсе дневности, прелесть человеческих будней в произведениях бы тового жанра. "Малые голландцы". Значение творчества Ф. Хальса в сложении голландской художественной школы. Творчество Рембрандта ван Рейна - вершина реалистическо го искусства. Жизненный и творческий путь Рембрандта. Ог ромная духовная значительность и философская глубина ис кусства Рембрандта. Роль света как средства усиления эмоциональной выразительности в его картинах. Живописная факту ра его полотен. Глубина психологической характеристики, отра жение всего жизненного пути человека, его духовной чистоты в поздних портретах. Высокое мастерство исполнения и глубина содержания в офортах Рембрандта.
Кол-во ч.: 4.
Тема 16. Искусство Франции 17 в.
Клас сицизм в искусстве Франции 17 в. Возвышенность, торжест венность, нравственная чистота искусства Н. Пуссена. Л. Ленен и Ж. де Латур - представители направления "живописи реаль ного мира". Ленен - создатель крестьянского жанра во француз ской живописи. Утверждение простоты, жизненной правды и моральной ценности образов крестьян. Зарождение черт реа лизма во французском искусстве.
Господство классицизма как официального, придворного на правления в архитектуре: Версаль, Лувр.
Кол-во ч.: 1.
Тема 17. Искусство Франции 18 в.
Сложение стиля рококо как от ветвления угасающего барокко. Возникновение новой волны классицизма.
Острая реалистическая наблюдательность, передача психо логической сложности и тонкости чувств в произведениях А. Ватто. Трепетность мазка, богатство тончайшей цветовой гаммы в картинах Ватто. Пасторальный жанр в творчестве Ф. Буше. Живые ощущения динамики жизни в творчестве О. Фрагонара. Ж.В. Шарден как живописец быта и выразитель этических идеалов третьего сословия. Появление нового героя. Художественная ценность обыкновенных предме тов окружающего материального мира в натюрмортах Шардена. Расцвет прикладного искусства. Общая характеристика ме бели, декора.
Кол-во ч.: 1.
Тема 18. Искусство эпохи Великой Французской буржуазной революции
Ведущая роль Франции в западноевропейском искусстве. Обращение искусства революционного классицизма (Ж.Л. Давид) к гражданским идеалам античности и к непосредствен ной революционной действительности. Противоречивость твор чества Д. Энгра.
Кол-во ч.: 1.
Тема 19. Искусство Англии 18 - начала 19 в.
Обличительный характер искусства У. Хогарта, сочетаю щийся с буржуазным морализированием. Создание высокого ге роического идеала человека своего времени в творчестве Д. Рейнольдса. Поэтичность, мечтательность, одухотворенность обра зов и виртуозность исполнения в портретах Т. Гейнсборо. Разви тие реалистического пейзажа в Англии (Д. Констебль).
Кол-во ч.: 1.
Тема 20. Искусство Испании конца 18 - начала 19 в.
Отражение героической борьбы и трагической судьбы ис панского народа в творчестве Ф. Гойи. Портреты Гойи. Цвето вая и световая напряженность полотен Гойи. Реалистическая сущность и фантастическая форма серии офортов "Каприччос".
Кол-во ч.: 1.
Тема 21. Искусство революционного романтизма во Франции
Основные черты прогрессивного революционного романтиз ма. Его роль в развитии европейского искусства XIX в. Борьба романтизма и классицизма.
Эмоциональное напряжение, динамика, реалистическое обобщение в произведениях Т. Жерико. Э. Делакруа - глава прогрессивного ро мантизма. Жанровое мно гообразие творчества Делакруа. Напряженный контраст цвета в его произведениях.
Кол-во ч.: 1.
Тема 22. Искусство реализма во Франции середины 19 в.
Раскрытие различных сторон критического реализма в гра фике и живописи О. Домье. Поиски нового положительного ге роя, образы тружеников. Высокое нравственное и гуманистическое значение творчества Ф. Милле. Тема крестьянского труда. Становление реалистического пейзажа во Франции. Поэти ческое видение природы в творчестве К. Коро. Колорит Коро. Валерная живопись. Проблема пленэра и Барбизонская школа.
Кол-во ч.: 1.
Тема 23. Искусство импрессионизма
Создание новой живописной системы в западноевропейском искусстве 19 в. и взаимосвязь ее с новым миропониманием. Борьба с салонным и академическим искусством.
Значение творчества Э. Мане. Заостренность характеров в искусстве Э. Дега. Характеристика основных особен ностей творческого метода импрессионистов: темы и сюжеты в живописи; принципы композиции; живописная система импрес сионистов. Объяснение термина "импрессионизм". К. Моне. Разработка пленэра и тех ники импрессионизма. Значение и обаяние образов О. Ренуара. Решение импрессионистами живописно-колористических проблем. Образы повседневной жизни - герои импрессионистов.
Творчество О. Родена. Реалистическая основа творчества и влияние импрессионизма. Стремление к философскому осмыслению действительности. Значение творчества Родена, его открытий для развития скульптуры XX в.
Влияние импрессионизма на развитие искусства других стран.
Кол-во ч.: 3.
Тема 24. Искусство постимпрессионизма
Постимпрессионисты - предте чи современного западноевропейского искусства. Трактовка пространства и формы предметов в произведени ях П. Сезанна. Значение цвета в моделировке формы.
Подчеркнутая эмоциональная выразительность, экспрес сивность живописи В. Ван Гога. Оду шевленность и очеловеченность природы в его произведениях. Роль цвета и фактуры. Письма Ван Гога - выдающийся доку мент внутренней творческой работы художника.
Уход П. Гогена от действительности в мир "детей природы". Обобщенно-декоративное понимание цвета Гогеном.
Кол-во ч.: 2.
Тема 25. Характеристика основных направлений западноевропейского искусства 20 в.
Сложный и противоречивый характер искусства 20 в.
А. Матисс. Красочность, оптимизм, декоративность его твор чества. Натюрморты и портреты Матисса.
Распространение различных формалистических течений: кубизма, абстракционизма, сюрреализма и других направле ний, быстрая смена их. Реалистическое искусство начала 20 в.
П. Пикассо. Гуманизм лучших работ. Обличение античеловеческой сущно сти фашизма. Графика.
Кол-во ч.: 2.
Тема 26. Повторение.
Повторение пройденного материала. Основные направления в западно-европейском искусстве 17-нач. 20 вв. Основные понятия, стили. Наиболее выдающиеся художники и характеристика их работ.
Кол-во ч.: 2.
Тема 27. Искусство древних славян. Искусство Киевской Руси 11 – 12 вв.
Многообразие и богатство художественного наследия Древ ней Руси. Культовые сооружения: языческие святилища, идо лы. Предметы быта, ювелирные изделия, украшения. Славян ские художественные традиции в искусстве Древней Руси. Образование и расцвет Киевского государства. Культурные связи с Византией. Деревянное зодчество Древней Руси. Киевская София - символ могущества и величия Киевского государства. Архитек турная композиция Киевской Софии - главного собора Киев ской Руси. Монументальность архитектурных памятников Чер нигова XI - XII вв.
Мозаики и фрески Киевской Софии. Светские бытовые сю жеты в фресках башен собора. Мозаики церкви Михаила Архан гела Михайловского монастыря. Одухотворенная человечность, высокое мастерство исполнения иконы "Владимирская богома терь"; ее история. Высокий уровень прикладного искусства и книжной миниа тюры.
Кол-во ч.: 2
Тема 28. Искусство Владимиро-Суздальского княжества 12 в.
Сложе ние местных художественных школ. Своеобразие Владимиро-Суздальской художественной школы. Крепостные и дворцовые сооружения Владимира. Гармоничная связь русской архитектуры с пейзажем. Символический смысл скульптурного декора Дмитриевского собора.
Монументальность, выразительность, высокое совершенство формы в русской иконописи XII в. Ущерб, нанесенный русской культуре монгольским нашест вием.
Кол-во ч.: 2.
Тема 29. Искусство Новгорода и Пскова 11 - 15 вв.
Самобытные черты в архитектуре и живопи си Пскова.
Лаконизм, суровая простота и богатырская мощь сооруже ний Новгорода в 12 в. Развитие типа небольшого четырехстолпного храма. Росписи Феофана Грека в церк ви Спаса Преображения - шедевр средневековой живописи. Внутренняя экспрессия и драматическая напряженность обра зов Феофана Грека. Своеобразие новгородской школы иконопи си.
Кол-во ч.: 2.
Тема 30. Искусство Москвы 14 - 15 вв.
Отражение роста самосознания русского народа, идеи соз дания централизованного государства в искусстве Московской Руси.
Перестройка Московского Кремля и укрепление монастырей вокруг Москвы. Новый тип московского храма. Успенский собор (архитектор Аристотель Фиоваранти) - цен тральное сооружение Московского Кремля. Воплощение традиций владимирского, новгородского и псковского зодчества в постройках Московского Кремля.
Значение творчества А. Рублева для древнерусской живопи си. Мир душевного согласия и взаимной любви - мир произведе ний Рублева. Одухотворенность и философская глубина его творчества. Творчество Дионисия. Фрески Ферапонтова монастыря. Особенности изобразительной системы древнерусской жи вописи.
Книжная миниатюра и декоративно-прикладное искусство Московской Руси.
Кол-во ч.: 2.
Тема 31. Искусство Москвы 16 - 17 вв.
Возникновение книгопечатания и оживление культур ной жизни. Разнообразие конструктивных решений и декора в русской архитектуре 16 - 17 вв. Создание шатровых храмов. Церковь Вознесения в Коломенском. Совершенство ее форм и связь с окружающим пейзажем. Собор Василия Блаженного (Покрова "на рву"), возведенный Бармой и Посником. Его план, композиция, декоративное решение.
Возрастающее значение светского начала в искусстве; жизнеутверждающий характер, декоративное великолепие рус ского искусства XVII в. Ростовский Кремль. Особенности русского деревянного зодчества. Новый характер изображения в иконах 17 в. Строганов ская школа. Значение Симона Ушакова как художника переход ного времени. Народная роспись по дереву. Народная картинка.
Кол-во ч.: 2.
Тема 32. Повторение.
Повторение пройденного материала за 2 класс.
Кол-во ч.: 2.
3 класс
Тема 33. Архитектура первой половины 18 в.
Нарышкинское барокко - переходный период в русской архи тектуре. Цельность архитектурного облика Петербурга. Работы иностранных мастеров в России и определяющая роль русских национальных традиций в их творчестве. Д. Трезини.
Национальное своеобразие русского барокко. Творчество Ф.В. Растрелли - расцвет русского барокко. Екатерининский дворец в Царском Селе. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Развитие паркового искусства.
Кол-во ч.: 2.
Тема 34. Скульптура и живопись первой половины 18 в.
Развитие реалистического портрета в русской скульптуре и живописи 18 в. Образ Петра I в творчестве В.К. Растрелли. Творчество A.M. Матвеева, И.Н. Никитина, А.П. Антропова. Ти пичность портрета, перерастающая в социальную характери стику. Возникновение русского натюрморта.
Роль М.В. Ломоносова в русской культуре и искусстве.
Кол-во ч.: 2.
Тема 35. Архитектура и декоративно-прикладное искусство второй половины 18 в.
Выражение идей просветительства, гражданственности, представлений об идеальном государстве в эстетике классицизма. Значение образования Петербургской Академии художеств в развитии русского искусства.
Формирование в архитектуре стиля русского классицизма, Творчество крупнейших архитекторов России XVIII в.: В.И. Ба женова, М.Ф. Казакова. Расцвет таланта Ч. Каме рона, Д. Кваренги в России.
Декоративно-прикладное искусство: роспись интерьеров, ме бель, фарфор, шпалеры, бронза, стекло. Костюм.
Кол-во ч.: 3.
Тема 36. Скульптура и живопись второй половины 18 в.
Памятник Петру I Э. Фальконе, раскрыва ющий не только образ самого Петра, но и смысл его деятельно сти, его роли в исторической судьбе России.
Становление классицизма в русской живописи. Понятие "академическая живопись" и "академизм". Система обучения в старой Академии художеств. Творчество А.П. Лосенко - мастера исторической картины.
Развитие реалистического портрета в русской живописи 18 в. - проявление внимания к личности, внутреннему миру человека: творчество Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боро виковского.
Становление бытового жанра и пейзажа как самостоятель ных жанров в русской живописи.
Кол-во ч.: 3.
Тема 37. Архитектура первой половины 19 в.
Архитектура первой половины 19 в., как высшее достиже ние русского классицизма: В.Н. Воронихин - Казанский собор, А.Д. Захаров – Адмиралтейство. Крупней ший мастер архитектурных ансамблей К. И. Росси. Деятельность О.И. Вове и Д.И. Жилярди по восстановлению Москвы после Отечественной войны 1812 г.
Кол-во ч.: 2.
Тема 38. Скульптура и живопись первой половины 19 в.
Расцвет скульптуры зрелого классицизма. Творчество И.П. Мартоса: памятник Минину и Пожарскому. Малая скульптура. Надгробная пластика: И.П. Мартос - надгробие. С.С. Волконской. Медальоны Ф.П. Толстого, посвященные Отечественной войне 1812 г. Классические, романтические и реалистические тенденции в русской живописи первой половины 19 в. Новые черты живо писи начала 19 в. Интерес к жизни народа и национально ха рактерному.
О.А. Кипренский. Черты романтизма в творчестве художни ка, реалистический характер его портретов. В.А. Тропинин. Его роль в формировании московской школы живописи. Тропинин - мастер камерных, интимных портретов. Жанровая живопись. А.С. Венецианов. Его роль в развитии русской реалистической живописи. Образы русских крестьян и русской природы. Г.В. Сорока - его творчество и тя желая судьба.
Искусство пейзажа в русской живописи. Творчество С. Ф. Щедрина - сплав черт классицизма и романтизма. Ин терес к проблемам пленэра.
К.П. Брюллов. Академические традиции и черты романтиз ма и реализма в его творчестве. Творчество великого русского художника А.А. Иванова. Ра бота над картиной "Явление Христа народу", Новаторство и зна чительность ее идейно-нравственного смысла и выразитель ность средств живописи. Значение творчества Иванова для рус ского искусства.
Творчество П.А. Федотова - предшественника критического реализма в русской живописи второй половины 19 в.
Кол-во ч.: 5.
Тема 39. Жанровая живопись второй половины 19 в.
Творчество передвижников
Общественное движение в России 60-70-х годов, его отраже ние в русской публицистике и искусстве. Ведущее положение бытового жанра в живописи второй половины 19 в.
Протест против академического искусства. Организация Пе тербургской артели художников. Возникновение Товарищества передвижных художественных выставок - объединения передо вых сил русского искусства.
Творчество одного из основоположников критического реа лизма в русской живописи — В.Г. Перова.
И.Н. Крамской - организатор, теоретик и идейный вождь пе редвижников. Социальные проблемы, затронутые в произведениях худож ников-передвижников. Роль основателя картинной галереи П.М. Третьякова в становлении русского реалистического искусства второй половины XIX в.
Мировое значение творчества русских художников второй половины XIX в.
Кол-во ч.: 4.
Тема 40. Творчество И.Е. Репина
И.Е. Репин - великий русский художник-реалист. Этапы творческого пути. Отображение тяжелой жизни народа. Анализ композиции картины "Не ждали". Широкое историческое обобщение жизни России. Яркость ти пов, социальная значимость, особенности композиционного ре шения. Мировое значение творчества Репина.
Кол-во ч.: 2.
Тема 41. Пейзажная живопись
Обращение художников к русскому национальному пейза жу. Раскрытие в образах природы настроений и переживаний человека. Романтизм произведений И.К. Айвазовского. Особенности пейзажей А.К. Саврасова . Ри сунок в творчестве Шишкина. Лиризм и тонкие нюансы настро ения в пейзажах Ф.А. Васильева. Ко лористические решения пейзажей А.И. Куинджи. Камерность пейзажа, разработка пленэра в творчестве В.Д. Поленова.
Творчество И.И. Левитана - вершина развития русского на ционального пейзажа. Передача настроения и чувств человека в характере изображаемой природы. Композиция и колорит произведений. Значение творчества Левитана для развития русского искусства.
Кол-во ч.: 2.
Тема 42. Историческая и батальная живопись.
Творчество Н.Н. Ге. Антивоенный, обличительный характер картин В.В. Вере щагина. Былинно-сказочный характер образов В.М. Васнецова.
Кол-во ч.: 2.
Тема 43. Творчество В.И. Сурикова.
В.И. Суриков - великий русский исторический живописец. Прославление героизма русского народа. Композици онное и колористическое мастерство художника. Историческое значение творчества Сурикова.
Кол-во ч.: 2.
Тема 44. Русское искусство конца 19 - начала 20 вв.
Интенсивность и многогранность художественной жизни России в этот период.
Творчество В.А. Серова - великого русского портретиста. Ко лористическое мастерство и новаторство живописных приемов в ранних работах. Острота психологических и социальных характе ристик в портретах . Серов - ху дожник-график.
К.А. Коровин. Натюрморты Коровина. Импрессионистические тенденции в его творчестве.
Творчество М.А. Врубеля. Живописное мастерство, повышен ная эмоциональность образов, индивидуальная трактовка объе ма и красочная гамма. Фантастические образы Врубеля. Развитие реалистических традиций в творчестве Б.М. Кустодиева; создание портрета "русских типов". Реалистические традиции в пейзажах К.Ф. Юона.
Объединение художников "Мир искусства". Обращение к ис тории русского искусства. Работы А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, Л.С. Бакста как художников сцены и графиков. Творче ство Н.К. Рериха. Вклад "Мира искусства" в развитие русской культуры.
Объединения "Бубно вый валет" и "Голубая роза". Новое в живописной системе их ху дожников. Раннее творчество И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, П.В. Кузнецова и М.С. Сарьяна. "Союз русских художников". Историческая скульптура; М.М, Антокольский.
Революционная тема в творчестве скульпторов А. С. Голубки ной и О.Т. Коненкова.
Стиль "модерн" в русской архитектуре начала XX века.
Значение русского реалистического искусства для формиро вания и развития искусства социалистического реализма.
Кол-во ч.: 5.
Тема 45. Повторение.
Повторение пройденного за 3 класс. Основные стили и направления в русском искусстве 18-20 в.в. Творчество отдельных художников. Основные объединения художников и их цели.
Кол-во ч.: 2.
4 класс
Тема 46. Искусство периода Октябрьской революции
Расцвет агитационного массового искусства. "Окна сатиры РОСТА". Плакаты М.М. Черемных и В.В. Маяковского. Творче ство Д.С. Моора и В.Н. Дени. Агитационный фарфор. Революционный пафос произведений В.М. Кустодиева, К.Ф. Юона, А.А. Рылова.
Кол-во ч.: 4.
Тема 47. Искусство 20-х годов
Соревнование творческих групп и направлений (АХРР, ОСТ, "Четыре искусства", ОМХ и др.). Многообразие творческих иска ний.
Значение станковой картины. Творчество М. В. Грекова. Творчество К. С. Петрова-Водкина, А.А. Дейнеки. Зарождение советского индустриального пейзажа. Натюрмор ты И.И. Машкова, К.С. Петрова-Водкина.
Развитие живописи в национальных республиках.
Книжная и станковая гравюра 20-х годов. Работы М.В. Добужинского, В.А. Фаворского, А.П. Остроумовой-Лебедевой, А.И. Кравченко, П. В. Митурича.
Обращение советской скульптуры к образам людей труда: работы И.Д. Шадра. Монументальная скульптура: И.Д. Шадр, А.Т. Матвеев, С.Д. Меркуров.
Кол-во ч.: 4.
Тема 48. Искусство 30-х годов
Отражение жизни советского народа в творчестве А.А. Дейнеки, А.А. Пластова, К.Н. Истомина. Тема спорта в творчестве А.А. Дейнеки, А.Н. Самохвалова. Расцвет портретной живописи. Создание М.В. Нестеровым галереи портретов советской интеллигенции. Портретные рабо ты П.Д. Корина.
Развитие пейзажной живописи. Городской пейзаж Ю.И. Пименова. Пейзажи Н.П. Крымова. Натюрморт в творчестве И.И. Машкова, П. П. Кончаловского.
Ведущее значение реалистической книжной иллюстрации. В.А. Фаворский, Е.А. Кибрик.
Расцвет монументальной скульптуры. Скульптурная группа В.И. Мухиной "Рабочий и колхозница" для Советского павильо на на Всемирной выставке в Париже (1937). Портретные рабо ты В.И. Мухиной, С.Д. Лебедевой.
Строительство Московского метрополитена. Городская архи тектура столицы.
Кол-во ч.: 4.
Тема 49. Искусство в период Великой Отечественной войны
Образ героического советского народа в искусстве. Большая мобилизующая роль плаката и политической кари катуры. Плакаты И.М. Тоидзе, В.Б. Корецкого. "Окна ТАСС". Работы Кукрыниксов. Графические серии Д.А. Шмаринова и А.Ф. Пахомова.
Отражение массового героизма народа в живописи.
Кол-во ч.: 6.
Тема 50. Искусство конца 40-х - начала 80-х годов
Обращение к темам прошедшей войны. Тема борьбы за мир как одна из центральных в советском искусстве. Отражение созидательного труда советских людей. Т.Н. Яб лонская , А.А. Пластов, С.А. Чуй ков. Творчество В.Е. Попкова, Т.Т. Салахова. Портрет как создание обобщающего образа современника. Определяющая роль эпического пейзажа. Развитие индуст риального пейзажа. Работы Г.Г. Нисского, М.С. Сарьяна. Город ской пейзаж: Ю.И. Пименов. Решение творческих задач в области монументальной и портретной скульптуры. Монумент Воина-освободителя в Трептов-парке в Берлине, мемориальный комплекс Мамаева курга на в Волгограде (Е.В. Вучетич). Иллюстрации В.А. Фаворского к "Слову о полку Игореве", "Борису Годунову" и "Маленьким трагедиями" А. С. Пушкина. Массовое строительство после окончания Великой Отечест венной войны. Борьба за архитектуру, отвечающую современ ным общественным, техническим и эстетическим требованиям: Лужники, Дворец Пионеров, Кремлевский Дворец съездов, Олимпийские комплексы в Москве.
Кол-во ч.: 12.
Тема 51. Декоративно-прикладное искусство советского периода
Возрождение художественных промыслов. Лаковая миниа тюра: Палех, Мстера, Федоскино. Хохломская роспись. Резьба по кости и изделия из рога. Богородская игрушка и скульптура. Гуцульская резьба по дереву. Керамика. Гжельская артель художественной керамики. Эс тонская, латвийская керамика. Гончарные изделия из села Валхар в Дагестане. Вышивка, кружево, ковроделие. Русская, украинская, бело русская, латышская, чувашская вышивка. Вологодские круже ва. Ковры Туркмении, Дагестана, Украины; казахские и киргиз ские кошмы. Художественная промышленность и техническая эстетика. Участие художников в производстве текстиля, обоев, мебели, предметов широкого потребления из фарфора, стекла, метал ла, пластиков. Роль художника в конструировании средств транспорта, радиоаппаратуры, предметов быта, и т.д.
Кол-во ч.: 3.
Тема 52. Повторение.
Итоговое повторение всего материала за 4 года обучения.
Кол-во ч.: 3.
Ученик должен:
- знать виды и жанры изобразительного искусства;
- знать основные этапы развития искусства;
-знать наиболее известные произведения выдающихся художников и скульпторов;
- иметь навыки анализа отдельного произведения;
- понимать образное своеобразие современной архитектуры в отличие от архитектуры прошлых эпох;
- уметь улавливать стилевое единство в произведениях разных видов изобразительного искусства;
- уметь различать индивидуальный "почерк" художника;
- уметь выявлять средства выразительности, которыми пользу ется художник, и понимать, какое значение они имеют для раскрытия содержания произведения и для выраже ния отношения художника к изображаемому явлению;
- иметь представления об искусстве как составной части культурного наследия человечества;
- иметь навыки работы с книгами по искусству.
Рекомендуемая литература
Для преподавателей:
Всеобщая история искусства. Т 1-6., М.: Искусство, 1956, 1966.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусства., М.: Искусство. вып. 1-2, 1985-1973.
Для учащихся:
Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть., м,: Просвещение, 1984.
Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982.
Мастера искусства об искусстве. Т. 1-9. М.: Искусство, 1970-1977.
Для родителей:
Эстетическое воспитание школьников. /Под ред. А.И. Бурова и Б.Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974.
Алексеева В.В. Что такое искусство?. М: Советский художник. Вып. 1-2., 1973-1973.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
