Дидактические игры как элемент воспитательного образования
статья по теме

Дидактическая игра, как способ воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

как элемент воспитательного образования

«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей»

Психолог А. В. Запорожец

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращение к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Обучение должно быть обучающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать образовательные процессы и способности.

Соответственно, должны претерпевать изменения, способы средств и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности дидактические игры.

Дидактические игры достаточно широко используются в детских дошкольных учреждениях, начальной школе и родителями. В литературе в большей степени представлены дидактические игры, направленные преимущественно, на развитие познавательных процессов (внимание, памяти, мышления). Другой очень важный и существенный аспект дидактических игр, - а именно, рассмотрение их как способа обучения и воспитания, - освящен в несколько меньшей степени.

 Воспитательно-образовательная работа с детьми младшего школьного возраста осуществляется в разных видах деятельности — игровой, учебной, трудовой. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности.

Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе, в работе групп продленного дня, в дополнительном образовании, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам. Главная задача, которая решается при этом в совместной деятельности,— предоставить возможность детям для коллективных переживаний, создать у них радостное настроение.

За последние годы накоплен большой экспериментальный и теоретический материал по вопросам организации жизни и деятельности детей в условиях, где ведущее место отводится использованию игровых приемов на уроках, занятиях и собственно игре как форме организации детской жизни. Поэтому  тема данной работы была и остается актуальной на сегодняшний день.

      К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Таким образом, можно сказать, что игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать большое место. Освоение же учебной деятельности (ведущей в этот возрастной период) идет достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется лишь к концу обучения в начальной школе.

Игра и учеба – это две разные деятельности, между ними есть различные качественные различия. Справедливо замеченные еще Н.К.Крупской, что «школа отводит мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослыми человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем незаполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых выступают дидактические игры. Это своеобразная форма учебной деятельности – учение в дидактической игре – появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д.Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда – не развлекающим.

Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значения игры для детей школьного возраста. Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.

       Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Мы рассмотрели игру как средство воспитания. Основными аспектами развития личности ребенка в этой связи можно назвать следующие:

1. В игре развивается мотивационно - потребностная сфера:

 возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более значимо для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов)

2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:

 ребенок, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.

3. Развивается произвольность поведения:

•разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

4. Развиваются умственные действия:

 формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.

Игра нас интересует как принцип поведения, а не как способ развлечься. В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Игра - это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя.

     Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и  воспитания детей. Они направлены на решение конкретные задач, обучения дутей, но и в, то, же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал «Нам необходимо добиться того, что бы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка».

Важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении  детей. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решать на занятии, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся, в процессе игры, создается рабочая обстановка на уроке, занятии. Потому их разработка ведется с учетом цели занятия и возможностей учащихся. В свою очередь, правилами игры создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры. Педагог, руководя игрой, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход, поддерживает интерес к ней.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной  игрой.

Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование занятия. Это и наличие технических средств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает, прежде всего, в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся, придает ей законченность. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны, и при отсутствии основных из них она либо невозможна, либо теряет свою специфическую форму, превращаясь в выполнение указаний, упражнений и т.п.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Отметим, что характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.

Дидактические игры при их систематическом использовании становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников. Этим обусловлена необходимость накопления таких игр и их классификации по содержанию с использованием материалов соответствующих методических журналов и пособий.

 Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

   Требования к подбору игр следующие.

Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

 Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

 Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

3. Виды дидактических игр

    Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

 

4. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

игры по сенсорному воспитанию,

словесные игры,

игры по ознакомлению с природой,

по формированию математических представлений

и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

игры с дидактическими игрушками,

настольно-печатные игры,

словесные игры,

псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

А.В.Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы. Охарактеризуем кратко каждый вид.

Игры-путешествия.

Игры-поручения.

Игры-предположения.

Игры-загадки.

Игры-беседы  (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное.  Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить  впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-путешествия всегда  несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей,  активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным.

 Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении, что-то сделать: «Помоги Буратино….», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки.  Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу,  обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.  Результатом  игры  является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

В современной методике и практике обучения в дополнительном образовании все больше внимание уделяется оптимальному сочетанию различных, форм, методов   и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы.

Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления, творческого начала является дидактическая игра.

Проводить игру, можно на разных этапах учебного процесса:

при объяснении нового учебного материала (например, педагог может подготовить подсказки, которые косвенно дают представление о новом знании, а дети попытаются в групповом обсуждении найти принцип, по которому учитель подобрал эти подсказки, и найти ключ к правильному решению и т. п.);

при усвоении и закреплении учебного материала («Матрешка», магазин»Ткани», «Узнай, что это» и др.)

при повторении пройденного материала (этот этап учебного процесса является одним из наиболее необходимым в методах и средствах игровой педагогики). Здесь ребенок должен уметь применить усвоенные ранее знания на практике, проявить способность их применения в условиях, отличных от стандартных, показать абстрагированность полученных навыков от конкретных ситуаций, рассмотренных ранее на других этапах учебного процесса. Для этого необходимо учебный процесс перестраивать в организационно-деятельностный, где полученные знания смогут детьми преобразоваться в их личные. Здесь необходимо учитывать одно условие: педагог должен знать, чем интересуются дети, что они любят делать, о чем фантазируют, что читают и о чем рассказывают друг другу. Используя знания о возрастной динамике и трансформации потребностей и обогащая их собственными наблюдениями, основанными на реальном ежедневном опыте взаимодействия с детьми, педагог способен спроектировать и провести игру, целью которой было бы повторение пройденного материала.

Заключение

 Взрослый должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск.

Игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом.

В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при  достижении поставленной цели.

Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

                                                                                                    С.Т. Шатский

        

        

Литература

1. Андрианова П.Г., Галагузина М.А. Развитие технического творчества младших школьников. М., 1990.

2.  Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.

Издательство «Академия развития» Ярославль. 2007.

 

3. nsportal.ru

4.  http://bibliofond.ru

5. http://www.atet.su

Приложение

Дидактические игры

Какое дерево лист потеряло? (лото)

Цель: совершенствование зрительной памяти ребенка.

Имеются карточки лото с изображением различных деревьев, набор карточек с изображением листьев для каждого ребенка.

Педагог раздает карточки лото и набор карточек с изображением листьев. У него на столе – набор настоящих листьев. Игровое действие заключается в следующем. Педагог демонстрирует один из листьев, лежащих у него на столе, и обращается с вопросом: «Какое дерево потеряло этот лист?» дети сравнивают настоящий лист с изображениями листьев на своих карточках, находят нужное изображение и предъявляют его педагогу. Неправильно поднявший карточку выбывает из игры. Затем педагог считает  « один, два, три», и дети закрывают изображение соответствующего дерева изображением листа.

Правило. Быть очень внимательным, поднять нужную карточку, пока считает педагог, быстро определить изображение нужного дерева. Выигрывает тот, кто правильно выполнит все условия игры.

Ромашка

Цель: проверка усвоения детьми видов бумаги и ткани.

Педагог рассказывает о том, что царица полевых цветов Ромашка сшила себе платье, лепестки которого сделаны из самых различных материалов, а каких, сама Ромашка не знает. «Мы с вами можем назвать эти материалы?  А если закрыть глаза и взять лепесток в руки, то можно ли определить  материал, из которого он сделан?» - спрашивает педагог. Детям демонстрируется ромашка, лепестки которой изготовлены из бумаги, ткани, картона, полиэтилена и  других материалов. Дети с закрытыми глазами определяют материал, из  которого изготовлен лепесток, рассказывают об основных свойствах названного материала.

Чудесный мешочек

Цель: угадать, что лежит в мешочке. Описать признаки предметов, воспринимаемые на ощупь.

Водящий вызывает игроков. Игрок достает предмет, ощупывает его и описывает. Дети называют, угадывая. Водящий показывает. Назад предмет не кладется. Предметы, лежащие в мешочке: инструменты, материалы для работы.

Что изменилось?

Технологическая операция – развертка – требует внимательного изучения чертежа. Заготовить два одинаковых чертежа одной детали, на первом указаны размеры, на втором – нет. После изучения первого чертежа звучит команда: «А сейчас все минуточку поспим». Дети наклоняют голову к рукам, закрывают глаза. В это время первый чертеж заменяется вторым, без указания размеров. Звучат слова: «Проснулись! Что изменилось  в чертеже?» выигрывает тот, кто воспроизведет по памяти ранее указанные размеры.

Матрешка

Цель: закрепление умения определить вид бумаги.

Педагог говорит, что в гости пришла матрешка, - какая она красивая и нарядная. Дети обращают внимание, что у матрешки несколько фартуков, они сделаны из различных видов бумаги. Какая это бумага? Какие виды7 кто может назвать каждый вид бумаги? Дети находят металлизированную, шагневую, писчую, чертежно-рисовальную бумагу. Рассматривают поверхность бумаги, её цвет, толщину; вспоминают назначение каждого вида, сравнивают их свойства, технологические правила обработки.

Игра магазин «Ткани»

Цель: формировать умение, определять ткань в зависимости от её происхождения, закреплять навыки определения вида ткани.

Педагог создает следующую ситуацию:

- ребята, представьте, что мы находимся в магазине «Ткани» и нам нужно выбрать ткань для куклы Тани. – педагог открывает витрину с полосками ткани.

- Кто из вас приобретает ткань для летнего платья?
Дети выбирают ткань, объясняя при этом:

 - для летнего платья нужна тонкая ткань, что бы не было жарко. Вот такая. Она изготовлена из хлопка. Это – хлопчатобумажная ткань, нитки для неё сделаны из хлопка.

При подборе ткани для зимней одежды у детей такое мнение: нужна ткань шерстяная, пушистая, теплая. Она изготовлена из шерстяных нитей. Эти нитки сделаны из шерсти, сострижены с овечки.

Украсим ёжика

Цель: овладеть умением  вырезать угол.

Дети вырезают треугольники определенной формы (шьют шубу ежу).

Вот умелец , я какой

Все предложения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны на листе ватмана, вторая часть предложений – на отдельных полосках в кармашках. Полоски перепутаны. Задача играющего – разложить полоски по смыслу.

Это что за ералаш?
Заточите карандаш!

Я приказываю Вам

Все расставить по местам!

мягкая игрушка              острым шилом (3)

карандаш точил              шил иглой (4)

сверлил отверстие         сшито из ткани (1)

рубашку, брюки             тонким ножом (2)

        

Узнай, что это

Цель: закрепление трудовых умений при работе с ножницами.

Детям раздаются основные карточки с частичными вертикальными изображениями предмета дополнительные карточки (2-3 штуки) с неполным изображением. Необходимо подобрать соответствующую половинку, вырезать ее и подклеить к основной так, чтобы получилось целое изображение предмета.

Палитра осени.

Цель: развивать зрительную память , цветовую зоркость, формировать знания по цветоведению (название цветов, какие цвета следует смешать, чтобы получить нужный цвет); совершенствовать навыки работы кистью.

Имеются карточки-задания с указанием, какие цвета следует смешать, чтобы получить данный цвет, и наоборот, какие (нужно определить) два цвета нужно смешать, чтобы получить нужный.

 Каждый ребенок получает карточку-задание, которое он должен выполнить:

А) Два прямоугольника раскрашены, например, один желтый, другой коричневым цветом, между ними поставлен знак «плюс», а третий прямоугольник остается незакрашенным. Дети смешивают два указанных цвета, а полученным на палитре раскрашивают третий прямоугольник.

Б) Прямоугольник раскрашен цветом начала осени, например, зеленовато-желтым, рядом с ним - два нераскрашенных прямоугольника, соединенных знаком «+».

Дети должны их раскрасить желтым и зеленым цветом, т.к. смешивая их можно получить зеленовато-желтый. Чтобы придать упражнению занимательность, можно изобразить не прямоугольники, а изображения листьев и пояснить, что дождем смыт цвет с этих листьев.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые элементы и дидактические игры с применением ИКТ на уроках математики в 5-6 классах для учащихся с ДЦП

Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий органическим кдинством функций: образовательной, развивающей, воспитывающей....

Дидактические игры, как элемент урока.

При изучении нового материала у обучающихся 5- 6 классов, как правило, возникает ряд трудностей с запоминанием.  Для них слишком сложно запомнить тот объём материала, который предлагается учителе...

Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие

В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования  относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...

Дидактические игры и упражнения в образовании прилагательных, существительных, согласовании числительных- по лексическим темам: "Одежда"

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения в образовании прилагательных, существительных, согласовании числительных-  по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры...

Дидактические игры в коррекционно-воспитательной работе, как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.

Дидактические игры в коррекционно-воспитательной работе, как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ....

Дидактические игры как элемент системно-деятельного подхода при реализации ФГОС

Дидактические игры как элемент системно-деятельного подхода при реализации ФГОС...

Выступление на МО по теме: «Дидактические игры как элемент системно-деятельного подхода при реализации ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения утвержден приказом Минобразования и науки РФ 17 декабря 2010 года.Новый подход предлагает рассматрив...