Дидактические игры и упражнения в образовании прилагательных, существительных, согласовании числительных- по лексическим темам: "Одежда"
картотека на тему

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения в образовании прилагательных, существительных, согласовании числительных-  по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon opisanie_raboty.zip280.05 КБ

Предварительный просмотр:


Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения в образовании прилагательных, существительных, согласовании числительных-  по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи: 
- проверить знания, умения и навыки детей по теме; 
- учить применять их в практической деятельности – игре;
- воспитывать интерес к речевым играм.

Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал.
- картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви 

http://kladraz.ru/upload/blogs/1962_c29b90aca6ca2f29aec874004188d0b7.jpg


- картинки двух шкафов: 

Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды. 

http://kladraz.ru/upload/blogs/1962_5186f04b6dae43432c5244441fa5dcb0.jpg


Ход игры: 
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

http://kladraz.ru/upload/blogs/1962_e5c184f240d524d1a3145ea8f343ddba.jpg


- Это длинное платье мамино.                                - Это синее платье Танино.
- Эта белая блузка мамина.                                    - Эта розовая блузка Танина.
- Эти чёрные брюки мамины.                                  - Эти сиреневые брюки Танины.
- Эта узкая юбка мамина                                         - Эта пышная юбка Танина. и т.д.

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например, 
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.
 
Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например, 
- У мамы платье, а у Тани … 
платьице.
- У мамы туфли, а у Тани … 
туфельки.
- У мамы брюки, а у Тани … 
брючки.
- У мамы куртка, а у Тани … 
курточка.

Игра «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый сообщает:
- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка 
(какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти 
(какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи 
(какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины 
(какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа 
(какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета 
(какие?) – вельветовые.

Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например, 
- У мамы одно платье, а у Тани 
много платьев.
- У мамы одна юбка, а у Тани 
много юбок...

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два? 
- Два платья, два пальто, два плаща…
- О чём можно сказать две?
- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи. 

http://kladraz.ru/upload/blogs/1962_423cdd82b1e1208c3cc2c29555b86c53.jpg


Например,
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки … пять курток.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:
Чистые ботинки – … 
грязные ботинки;
Новые сапоги – … 
старые сапоги;
Широкая юбка – … 
узкая юбка;
Длинное пальто – … 
короткое пальто;
Белый пиджак – … 
черный пиджак.

Игра «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.

http://kladraz.ru/upload/blogs/1962_7f32cfcd4d291573e85cf6f0072d9fcd.jpg


Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….

Игра «Мой, моя, моё»

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой 
(что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя 
(что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои 
(что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё 
(что?) – платье, пальто…

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.
Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

http://kladraz.ru/upload/blogs/1962_1331707d0f688b5070b36de286495015.jpg