Лексическая тема: «Одежда. Обувь» Игра-занятие «В гостях у Золушки»
план-конспект по теме

Кирпичникова Лариса Николаевна

Конспект  по формированию навыков связной речи и развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  по формированию навыков связной речи и развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи

(1-й год обучения).

Лексическая тема: «Одежда. Обувь»

Игра-занятие «В гостях у Золушки»

Учитель-логопед ГБДОУ №92 Невского района СПб

 Ковальчук Л.Н.

Задачи:

  1. Расширение словарного запаса (название одежды, ткани,

    частей одежды, название профессий)

  1. Актуализация  глагольного словаря.
  2. Совершенствование навыка образования относительных прилагательных.  
  3. Употребление притяжательных  местоимений.  
  4. Закрепление умения употреблять простые предлоги в речи.
  5. Закрепление обобщающего  понятия.
  6. Развитие памяти  с использованием элементов мнемотехники.
  7. Развитие мелкой и общей моторики, её координации с движением, интонационной  выразительности речи.
  8. Создание у детей эмоционально приподнятого настроения, способствующего преодолению скованности, зажатости.

Оборудование:

  1. предметы интерьера и иллюстрации по сказке «Золушка»
  2. корзина с предметами (спицы, порошок, утюг, игла с нитками, щётка для одежды)
  3. прищепки , верёвка для одежды, предметные картинки по теме: «Одежда»
  4. демонстрационный материал (сюжетные иллюстрации по теме)
  5. шкаф с символами
  1. мнемотаблица
  2. таз, стиральная доска, предметная картинка «Стиральная машина»
  3. демонстрационный материал «Платья из разных тканей»
  4. книжки-раскладушки
  5. раскраски по сказке
  6. книжки Ш.Перро «Золушка» по количеству детей

I.Организационный момент

Логопед. Здравствуйте ребята!

Дети отвечают.

Логопед. Закройте глаза, открывайте, оглянитесь вокруг! Мы оказались в сказочном      королевстве!

Введение в тему занятия

Отгадайте загадку:   Кто там плачет в уголке?

                                    Кто весь в чёрном угольке?

                                   У кого работы много,

                                    Ну, а мачеха строга?

                                    У кого сестрёнок много, но она всегда одна? (Золушка)

Ребята, давайте подойдём к ней и спросим, что случилось?

Дети отвечают.

II. Основная часть

  1. Актуализация глагольного словаря

Логопед. Ребята, поможем Золушке справиться с этой нелёгкой задачей?

Дети отвечают.

Логопед. Чтобы привести одежду в порядок, нужно знать, что с ней делать!

Золушка, сейчас мы тебе расскажем.

Игра с мячом. Если одежда грязная, её нужно – (постирать),

рваная -, мятая -, намокла -, разбросана -, потеряна -.

Ответы детей.

Логопед.                    Настя, Поля - две хозяйки.

                         Ты у них сейчас узнай-ка,  

                         Что зачем нам пригодится,

                         Как с одеждою возиться!

  1. Практическое усвоение сложноподчиненных предложений с союзом «чтобы»

Логопед. Ребята, по очереди доставайте вещи из корзины и расскажите, что это и зачем это нужно.

Игла с нитками, нужна чтобы шить…(порошок, щётка, спицы, утюг)

  1. Физминутка

Не плачь, куколка моя, остаёшься ты одна.

Не могу с тобой играть, нужно мне перестирать:

Твои платья и носки, твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет, шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток, в таз насыплю порошок,

Пену снежную взобью, постираю и пойду.

Пока светит солнышко, натяну верёвочку,

К ней одежду прикреплю, ветерком всё просушу,

Утюгом туда-сюда, бельё быстро глажу я.

Поработали вдвоём, а теперь и отдохнём!

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Золушка берёт порошок и стиральную доску, принимается за стирку.

  1. Беседа по теме. Подведение к умозаключениям

Логопед. Посмотрите ребята, как раньше стирали бельё, только руками, на стиральной доске. А как сейчас стирают бельё?

Дети отвечают.

Логопед. Золушка, так стирать бельё очень долго, мы подарим тебе стиральную машину!

Дети дарят Золушке игрушечную машину.

Золушка благодарит детей.

  1. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Логопед.                   Пусть одежда засияет, чистота и аромат!

                        Все, все вещи окружает - ждёт отличный результат!

По очереди повесим одежду сушиться и назовём нашу чистую одежду по-другому! Логопед даёт образец (не носки, а носочки…)

Дети берут предметные картинки (рубашка, юбка, брюки, футболка, майка, шорты) называют по образцу и развешивают на верёвку с помощью прищепок.

  1.  Развитие связной речи

Логопед. Ребята, подумайте, как мы называем одежду, которую одеваем на праздник?

Летом и зимой мы одеваем одинаковую одежду?

Какую одежду мы носим летом? Зимой?

Какую одежду мы носим дома?

Ответы детей.

  1. Употребление притяжательных местоимений и простых предлогов в речи

Логопед. У нас вся одежда выстирана, высушена, давайте поможем Золушке убрать её в шкаф. Ребята подойдите к шкафу для одежды и разложите картинки на полки с соответствующими символами.

 

На полках расположены символы: солнышко, снежинка, торт, спортивный инвентарь.  

Логопед во время выполнения детьми задания задает вопросы:

Это чья рубашка? Это чьи колготки? (моя, мой, мои…)

Какую одежду ты сложил на полку? (зимнюю, спортивную, праздничную…)

Куда ты убрал свою одежду? (в сумку, на вешалку, в ящик… )

Как назвать одним словом эти вещи? (одежда)

Давайте выучим стихотворение.

  1. Развитие слухового внимания и памяти

Логопед.           К одежде относятся брюки, жилеты,

                          Платья, костюмы, пальто и жакеты.

                          Теплые шубки мы носим зимой,

                          А на плащи переходим весной.  

Дети разучивают стихотворение по мнемотаблице.

  1. Образование относительных прилагательных

Логопед. Ребята, пока Золушка доделывает свои дела, приготовим ей сюрприз. Где мы можем достать ей бальное платье?

Ответы детей (сшить, заказать в ателье, купить в магазине)

Логопед.            Мы с вами тоже мастера!  

                           Сюрприз готовить нам пора!

Мы выберем нужную ткань для нашего платья!

Логопед предлагает рассмотреть образцы платьев из разных материалов.

Платье из меха какое?.. (из льна, из хлопка, из шерсти, из кожи, из шёлка)

  1.  Развитие внимания и памяти

Логопед. Теперь мы станем модельерами.  Из каких деталей можно сконструировать платье?

                   Ну-ка милый не зевай,

                   Не сбиваясь, повторяй!

Дети, используя книжки – раскладушки повторяют за логопедом, какие бывают рукава, карманы, воротники и застежки.

III. Итог занятия

 Творческое задание детей

        

Логопед.                Домашнее задание останется у вас,

                               Раскрасить платье бальное и сочинить рассказ.

                               Как оно украшено, как сшито, из чего,

                               А завтра вместе выберем, красивей у кого!

Возвращается Золушка в нарядном платье.

Золушка.              Спасибо вам ребята!

                              Вы так мне помогли,

                              И чудо платье сшили!...

Логопед. Давай, на бал беги!

Золушка. Я дарю вам на память мою волшебную сказку!

Логопед.               А нам пора прощаться,

                              Заданье есть у нас,

                              И в группу возвращаться,

                              Скорее в сей же час!

         

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по лексической теме "Одежда"

Фотокартинки с загадками....

Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы». Игра-занятие «Спасатели в стране Грамотейка».

Конспект  по развитию фонематических функций и навыков звуко - слогового анализа и синтеза у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром лексическая тема "Одежда"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста, форма организации детей подгрупповая....

Дидактические игры и упражнения в образовании прилагательных, существительных, согласовании числительных- по лексическим темам: "Одежда"

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения в образовании прилагательных, существительных, согласовании числительных-  по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры...

1.05 Старшая группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Одежда. Звук и буква О"

Старшая группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР), программа Н.Е. Нищевой...

Лексическая тема "Одежда"

Учебно-методический  материал  для  развития,  коррекции  устной  и  письменнрй  речи  учащихся...

Конспект образовательной ситуации «В гости к сказке» по лексической теме: «Одежда»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в технологии "ситуация" по лексической теме "Одежда". Целью конспекта является: показать теоретические и практические навыки д...