Второй год жизни по новому стандарту Центра развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева
статья по теме

 

     Ими были рассмотрены и проанализированы  вопросы, рекомендуемые ФГОС  для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и об­разовательных систем, педагоги  Центра выбрали «Школу России» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vtoroy_god_zhizni.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Второй    год жизни по новому стандарту Центра развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева

      Работа по введению новых ФГОС в нашем Центре развития творчества детей и юношества была начата с изучения педагогического, методического, кадро вого и материально-технического потенциала образова тельного учреждения. Педагоги прошли соответствующие курсы переподготовки. Возможность введения ФГОС второго поколения  Центре  была рассмотрена на заседаниях методического объединения  педагогов декоративно-прикладного искусства, методическом совете, педаго гическом совете.

     Ими были рассмотрены и проанализированы  вопросы, рекомендуемые ФГОС  для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и об разовательных систем, педагоги  Центра выбрали «Школу России» .

      Выполняя требования СанПиНа к условиям реализа ции основной образовательной программы  дополнительного образования, при обустройстве учебного поме щения мы использовали систему зонирования. В кабинете есть зона для учебных занятий, которая представлена не только столами, в качестве зоны отдыха используется просторная игровая комната. Кабинет ос нащён телевизором и прямым выходом в Интернет. С внедрением ФГОС второго поколения в Центре развития творчества детей педагоги должны научить ребенка не толь ко  вышивать ленточками, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. Первая - это группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпре тации информации. Ко второй относятся формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самооргани зации и саморазвитии.

        В начале учебного года в  кружках была прове дена стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обуча ющихся, и в соответствии с её итогами была спланирована система работы по обеспечению личностных результатов. В ней чётко прослеживалась целос тная работа по формированию линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного  умения , групповой работы, работы в парах. Были изучены необ ходимый уровень достижения личностных результатов для  обучающихся, типовые задания, нацеленные на личностные результаты, были спланированы изменения кружков построении учебного процесса, использовании инно вационных технологий.

         Работа по формированию кружков строилась по следую щему алгоритму: планирование, формирование, диагнос тика, план корректировки, подбор заданий, рефлексия. Например, для подведения итогов за первое полугодие была разработана диагностическая карта успешности об разовательных результатов учащихся 1-3 класса с приложе нием листа в виде рисунка со снеговиками. За месяц до выполнения контрольных заданий каждый ребёнок полу чил образовательную карту для самооценки, приложение с условными обозначениями:

красный - «У меня получилось!»

жёлтый - «Внимательным надо быть!»

зелёный - «Надо стараться!»

синий - «Надо тренироваться!»

       После выполнения контрольных заданий дети посте пенно раскрашивали своих снеговиков и делали соответс твующие выводы.

      Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компо нентов учебной деятельности. Она являлась неотъемле мой частью всех  занятий  в кружках. Для оценивания  работы на  занятии дети использовали так называемые карточки-«светофоры», а также смайлики с фразами, напи санными на стенде в  кабинете. Уже на первых занятиях  учим детей ставить цель, составлять план ее достижения осуществлять поиск решения, рефлексировать резуль таты своей деятельности, осуществлять самоконтроль: и самостоятельно оценивать свою работу на  занятии. В условиях без отметочного обучения предлагаем детям -оценить свою работу с помощью «волшебных линеечек где они отмечают качество своей работы по следующим».-критериям:

К - красота;

П - правильность;

Б - быстрота.

      На «волшебных линеечках» определяем место поста новки крестика (чем лучше работа, тем выше крестик Затем обсуждаем это в паре, анализируем в группе, кор ректируем оценку (красным цветом). С каждым разом дети объективнее оценивают свою работу.

      Таким образом, современный ученик на основе системно-деятельностного подхода должен учиться учить .■ оценивать самого себя.

      Важным элементом формирования  является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях.  На занятиях наряду с тра диционным письмом наши  обучающиеся осваивают клавиатурный набор текста. И у них это очень даже не плохо получается.

         ФГОС  в качестве результатов освоения основного-образовательной программы определяет личностные метапредметные и предметные результаты, поэтому в конце полугодий  на занятиях с целью выявления лич ностного развития  обучающихся  проведем работы. Для этого использовали сборники-измерительных материалов под названием «Диагности ка метапредметных и личностных результатов начального образования». Здесь использование технологии диффе ренцированного обучения даёт возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Система дифференцированных заданий представляет учащимся пространство для самостоятельного выбора заданий и определения деятельности адекватно уровню своей под готовленности.

       Кроме того, для отслеживания качества усвоения  обучающимися знаний , использовался мониторинг, при проведении кото рого мы исходили из требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС второго поколения, где основное внимание уделяется личност ным, метапредметным и предметным результатам. Ме тодика отслеживания (инструментарий): уровень знания по занятиям , личные наблюдения педагога, контрольные срезы, тесты. По итогам мониторинга была составлена диаграмма, на которой чётко прослеживаются результаты освоения основных образовательных программ по ФГОС второго поколения.

        Процесс усвоения знаний обучающимися - процесс ин дивидуальный, поэтому надо использовать различные формы диагностики, контролирующие работу на занятиях, учитывающие уровни обучаемости и обученности каждо го обучающегося в кружке.

      Для фиксирования результатов  внеучебной деятельности  обучающихся на родительском собрании решили создать для  них  портфолио, которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности т. к. в нем отражаются достижения  обучающегося  внеучебной деятельности.

     Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в педагогической деятельности боль шое внимание уделяем этой проблеме, тем более каждому педагогу известно, что важным периодом в развитии и ста новлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддаётся воспитанию и развитию творческих способностей ребёнка. Дети млад шего школьного возраста наиболее открыты, восприим чивы и любопытны.

       С целью определения интересов обучающихся к занятиям внеурочной деятельностью в нашем Центре развития творчества детей родителям  обучающихся и их детям были предложены опросни ки, по результатам которых были сформированы группы детей для занятий по интересам.

      Внеурочная деятельность  была организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно-активными и статическими занятиями. Форма их проведения полностью отличалась от урочной системы обучения и была представлена следующими направ лениями: духовно-нравственное, спортивно-оздоро вительное, художественно-эстетическое, проектная деятельность.

      В современном динамично развивающемся инфор мационном обществе нужны, действительно, не столь ко знания, сколько умение самостоятельно добывать их и применять во всевозможных ситуациях. И здесь нам помогают проектные технологии. Поэтому продолже нием подобной работы для  обучающихся служили занятия проектной деятельностью в кружке «Почемуч ки». Например, на  занятиях декоративно-прикладного искусства-плетение лентами. Далее эта работа продолжается на  занятиях  по теме «Времена года». На уроке музыки слушаем произведения, посвященные осени; изобразительного искусства - рисуем осень; технологии - выполняем сю жетную аппликацию на занятиях декоративно прикладного искусства –вязание крючком. В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем её многообразии. Заметим, в новых стандартах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который пред полагает активное использование знаний, полученных при изучении одного кружка, на  занятиях по другим  направлениям.

      Опыт первого года введения ФГОС второго поколения позволил нашему Центру развития творчества детей сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образователь ного учреждения необходимо, ибо стандарты второго поколения - это средство обеспечения стабильности за данного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. В заключение хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если  он открыт для всего нового и не боится пере мен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно  педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм - главный ресурс, без которого невозможно воплощение в жизнь требований новых стандартов дополнительного образования образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Промежуточные итоги внедрения ФГОС глазами родителей в Центре развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева

Внедрение новых стандартов образования - это веле­ние времени. Сейчас жизнь ставит перед людьми новые задачи, особенно требуя от каждого из нас творческого отношен...

Буклет "Развитие инновационной деятельности Центра развития творчества и детей

Дополнительное образование - свооебразная площадка для разработки и апробации различных новаций. В буклете представлены особенности педагогических инноваций Центра, инновационные механизмы....

Буклет "Центр развития творчества детей и юношества"

Буклет, посвящен 20-летию учреждения дополнительного образования детей г.Покачи...

Материалы стажировочной площадки в рамках регионального ИнКо "Школа как центр развития одаренных детей"

Целевая установка в педагогическом коллективе, который я сегодня представляю - все дети одарены, нет неодаренных детей. Сегодня формирование исследовательской культуры, культуры проектирования, с широ...

Актуальность развития творчества детей через нетрадиционные техники рисования.

Художественно - творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих спос...

Совершенствование работы объединения "Веселый английский" в целях развития творчества детей

    Основным принципом обучения дошкольников и младших школьников (не изучающих английский язык в школе) является принцип устной основы, что предполагает усвоение учебного материала в...