Образовательная программа
рабочая программа по теме

Кошелева Анна Александровна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obrazovaniya_gotovo.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей:

 Центр детский (подростковый) п. Луговской

                                                             

                                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                Директор МЦД (п) п. Луговской

                                                                                                 ____________Р.Н. Голошубина

                                                                                                 Приказ №______от___________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Белая Ладья»

Программу составил:

педагог дополнительного образования

Кошелева Анна Александровна

Луговской, 2011

Отдельный гений,

 как показала история шахмат,

 может вырасти и на краю света,

 но сильное поколение появляется

 только в шахматной стране.

Юрий Разуваев.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих физических процессов и таких качеств, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление. Поэтому и возникла необходимость в написании образовательной программы «Белая ладья».

Актуальность данной работы состоит в том, что детям, обучающимся по программе, прививается чувство ответственности за принятое решение. Если более важным в наше время является то, что с помощью шахмат человек может научиться держать себя в руках в самых разных жизненных ситуациях, поскольку в этой игре каждый имеет возможность, как почувствовать вкус победы, так и ощутить горечь поражения. Кроме того, шахматы учат противостоять психологическому давлению соперника. Именно этот опыт позволяет человеку безболезненно переносить любые жизненные испытания.  

Социокультурная результативность: Многообразие деятельности при реализации данной программы расширит диапазон возможностей ребенка реализовать себя в настоящем будущем.

Практическая значимость: Программу «Белая ладья» могут использовать педагоги дополнительного образования, для обучения и развития умений и навыков детей.

Педагогическая целесообразность: Шахматы в раннем возрасте способствуют развитию у детей воображения, укрепляют их память и стимулируют самостоятельное мышление. Шахматы, прежде всего игра, помогающая школьнику к успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла.

Образовательной программой «Белая ладья» предусмотрено личностно-              ориентированное обучение.

Цель программы 1 группы:

Цель: Развитие умственных способностей воспитанников посредством интеллектуальной игры в шахматы.

     Задачи:

  1. Научить воспитанников думать и принимать решения, играя в шахматы;
  1. Научить воспитанников нести ответственность за принятые решения;
  2. Развивать память, мышление, воображение, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость);
  3. Воспитать в детях интерес к игре и уважение к окружающим людям.

Цель программы 2 и 3 группы: Обучение тактическим приемам в игре шахматы.

Задачи:

 Развитие умственных способностей воспитанников посредством интеллектуальной игры в шахматы.

  1. Развивать память, мышление, воображение, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость);
  2. Развивать познавательную активность, играя в шахматы;
  3. Развивать самостоятельность в суждениях;
  4. Научить детей работать самостоятельно;
  5. Воспитывать в детях интерес к шахматам.

Цель программы 4 группы: Обучение игре в шахматы и развитие  умственных способностей воспитанников.

Задачи:

 Познакомить детей с элементарной шахматной игрой, прививать первоначальные умения и  навыки.

  1. Развивать память, мышление, воображение, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость);
  2. Развивать познавательную активность, играя в шахматы;
  3. Развивать самостоятельность в суждениях;
  4. Научить детей работать самостоятельно;
  5. Воспитывать в детях интерес к шахматам.

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Программой предусматривается четыре группы ребят. В первую группу набираются  дети  8-15 лет,  имеющие начальные знания в игре,  Первую группу посещают дети без умений и навыков игры в шахматы, их возраст - 6-11 лет. Во 2 и 3 группу набираются дети в возрасте 10-17 лет, имеющие знания и приемы игры, а четвертую группу посещают дети без умений и навыков игры в шахматы, их возраст – 6-7 лет.

     Программа рассчитана на 1 год, занятия проводятся 5 раз в неделю.

Занятия по данной программе, при условии выполнения поставленных задач позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок.

Методы воспитания.

1. Методы по преимущественному источнику полученных знаний.

  1. Словесные;
  2. Наглядные;
  3. Практические;
  4. Показательные.

2. Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

  1. Репродуктивные, исполнительские;
  2. Объяснительно – иллюстративные, информационно – сообщающие;
  3. Убеждения, упражнения, личный пример.

Формы обучения.

  1. Традиционные.
  1. Занятия;
  2. Практикум;
  3. Творческое задание;
  4. Домашняя работа.
  1. Не традиционные.
  1. Соревнования, турниры;
  2. КВН;
  3. Заочное путешествие;

Модель выпускника.

  1. Воспитанник должен знать:
  1. Правила техники и безопасности;
  2. Правила игры в шахматы;
  3. Чемпионов России по шахматам;
  1. Воспитанник должен уметь:
  1. Наладить контакт, раскрыть свои умственные и творческие способности;
  2. Общаться с аудиторией;
  3. Думать и самостоятельно принимать решения;
  4. Принимать критику со стороны других людей;
  5. Играть в шахматы;
  6. Правила техники и безопасности;

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит:

  1. Успешное усвоение учебной программы работы;
  2. Участие в конкурсах, турнирах;
  3. Участие в районных и окружных соревнованиях.

Косвенными критериями оценки результатов обучения служит:

  1. Создание сплоченного коллектива кружка;
  2. Заинтересованность участников в выбранном виде деятельности;
  3. Развитие чувства ответственности и товарищества.

Средства необходимые для реализации программы:

Учебный кабинет на 20 человек. Хорошее освещение. Столы, стулья по количеству детей. Шахматные доски – 8 штук, шахматные фигуры. Большая демонстрационная шахматная доска для объяснения детям задач.

Методическое обеспечение.

  1. Информационная и справочная литература о шахматах.
  2. Разработки карточек с заданиями.
  3. Оформление папки с информационными и дидактическими материалами по всем учебным темам.
  4. Разработки упражнений, физминутки.
  5. Литература о шахматах, журналы, брошюры, канцелярские товары для оформления наглядных пособий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 группа (возраст детей 8 – 15 лет).

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорети-

ческих

Практи-ческих

Всего

1 подгр.

1

 подгр.

1

подгр.

2

подгр.

1.

Вводное занятие. Легенда шахматной игры. Инструктаж по Т.Б.

2.00

1.00

30м.

30м.

4.00

2.

Раздел №1. Ценность шахматных фигур.

Три фигуры против целой армии.

1.00

1.00

3.30

3.30

9.00

3.

Шахматная нотация

30м.

30м.

1.00

1.00

3.00

4.

Раздел№2. Выигрыш материала.  Выигрыш ферзя.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

5.

Выигрыш ладьи.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

6.

Выигрыш слона.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

7.

Выигрыш коня.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

8.

Выигрыш пешки.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

9.

Раздел № 3. Способы защиты. Уничтожение атакующей фигуры.

1ч.30м.

1ч.30м.

4.00

3.00

10.00

10.

Защита.

1ч.30м.

1ч.30м.

6.00

6.00

15.00

11.

Раздел № 4. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

12.

Шах или мат.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

13.

Мат или пат.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

14.

Мат в один ход.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

15.

На крайнюю линию.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

16.

В угол.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

17.

Ограниченный король

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

18.

Мат в 2 хода.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

19.

Раздел № 5. Ферзь и ладья против короля.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

20.

Шах или мат

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

21.

Мат или пат.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

22.

На крайнюю линию.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

23.

В угол.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

24.

Ограниченный король.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

25.

Мат в 2 хода.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

26.

Раздел № 6. Ферзь и король против короля.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

27.

Шах или мат.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

28.

Мат или пат.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

29.

Мат в один ход.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

30.

На крайнюю линию.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

31.

В угол.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

9.00

32.

Раздел №7. Ладья и король против короля.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

33.

Шах или мат.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

34.

Мат или пат.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

35.

Мат в один ход.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

36.

На крайнюю линию.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

37.

В угол.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

38.

Ограниченный король.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

39.

Мат в 2 хода.

1ч.30м.

1ч.30м.

3.00

3.00

9.00

40.

Раздел № 8. достижение мата без жертвы материала. Объяви мат в 2 хода.

30м.

30м.

20ч.30м.

20ч.30м.

41.00

41.

Защита от мата в эндшпиле.

30м.

30м.

5ч.30м.

5ч.30м.

12.00

42.

Мат в 2 хода в миттельшпиле.

30м.

30м.

5ч.30м.

5ч.30м.

12.00

43.

Защита от мата в миттельшпиле.

30м.

30м.

5ч.30м.

5ч.30м.

12.00

44.

Мат в 2 хода в дебюте.

30м.

30м.

5ч.30м.

5ч.30м.

12.00

45.

Защита от мата в дебюте.

30м.

30м.

5ч.30м.

5ч.30м.

12.00

Турниры и соревнования

5.00

5.00

30.00

30.00

70.00

ИТОГО

96.00       96.00

169.00

169.00

530.00

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 группа (возраст детей 10 – 17 лет).

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорети-

ческих

Практи-ческих

Всего

1.

Вводное занятие. Легенда шахматной игры. Инструктаж по Т.Б.

2.00

1.00

3.00

2.

Раздел №1. Основы дебюта.

Невыгодность раннего ввода в игру ладьи.

5.00

18.00

23.00

3.

Невыгодность раннего ввода в игру ферзи.

3.00

20.00

23.00

4.

Детский мат

3.00

16.00

19.00

5.

Невыгодность раннего ввода в игру короля.

3.00

16.00

19.00

6.

«Повторюшка - хрюшка».

3.00

16.00

19.00

7.

Принципы игры в дебюте.

6.00

10.00

16.00

8.

Сказка в дебюте.

5.00

15.00

20.00

9.

Открытые дебюты.

5.00

16.00

21.00

10.

Полуоткрытые дебюты.

5.00

16.00

21.00

11.

Закрытые дебюты.

5.00

20.00

25.00

Турниры и соревнования

2.00

20.00

22.00

ИТОГО

45.00

164.00

209.00

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 группа (возраст детей 10 – 17 лет).

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорети-

ческих

Практи-ческих

Всего

1.

Вводное занятие. Легенда шахматной игры. Инструктаж по Т.Б.

2.00

1.00

3.00

2.

Раздел №1. Основы дебюта.

Невыгодность раннего ввода в игру ладьи.

5.00

18.00

23.00

3.

Невыгодность раннего ввода в игру ферзи.

3.00

20.00

23.00

4.

Детский мат

3.00

16.00

19.00

5.

Невыгодность раннего ввода в игру короля.

3.00

16.00

19.00

6.

«Повторюшка - хрюшка».

3.00

16.00

19.00

7.

Принципы игры в дебюте.

6.00

10.00

16.00

8.

Сказка в дебюте.

5.00

15.00

20.00

9.

Открытые дебюты.

5.00

16.00

21.00

10.

Полуоткрытые дебюты.

5.00

16.00

21.00

11.

Закрытые дебюты.

5.00

20.00

25.00

Турниры и соревнования

2.00

20.00

22.00

ИТОГО

45.00

164.00

209.00

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 группа (возраст детей 6-8) ФГОС.

 1  год обучения.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

Всего

1.

Раздел №1. Шахматная доска. Инструктаж по ТБ.

1.00

2.00

3.00

2.

Горизонтали

1.00

2.00

3.00

3.

Вертикали

1.00

2.00

3.00

4.

Диагонали

1.00

2.00

3.00

5.

Центр

1.00

2.00

3.00

6.

Шахматные фигуры

2.00

4.00

6.00

7.

Начальное положение

2.00

4.00

6.00

8.

Ладья

2.00

4.00

6.00

9.

Слон

2.00

4.00

6.00

10.

Ладья против слона

4.00

4.00

8.00

11.

Ферзь

2.00

5.00

7.00

12.

Ферзь против ладьи, слона

1.00

4.00

5.00

13.

Конь

2.00

4.00

6.00

14.

Конь против ладьи, слона, ферзя

2.00

5.00

7.00

15.

Пешка

2.00

5.00

5.00

16.

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

2.00

4.00

6.00

17.

Король

2.00

4.00

6.00

18.

Король против других фигур

2.00

3.00

5.00

19.

Шах

2.00

3.00

5.00

20.

Мат

2.00

3.00

5.00

21.

Ничья

2.00

3.00

5.00

22.

Рокировка

2.00

3.00

5.00

23.

Шахматная партия

2.00

3.00

5.00

24.

Короткие партии

2.00

3.00

5.00

Турниры и соревнования

1.00

7.00

8.00

ИТОГО

46.00

82.00

132.00

Содержание изучаемого материала.

Группа 1.

Раздел №1. Ценность шахматных фигур.

  1. Три фигуры против целой армии.
  2. Шахматная нотация.

Цель: Умение записывать партии. Знание ценности фигур.

Основные понятия: Правила, позиция, прием, фигуры.

Форма занятия: Беседа.

Творческая часть занятия: Запись партий.

Подведение итогов: Опрос детей по теме.

Раздел №2. Выигрыш материала.        

  1. Выигрыш ферзя.
  2. Выигрыш ладьи.
  3. Выигрыш слона.
  4. выигрыш коня.
  5. Выигрыш пешки.

Цель: Умение выигрывать ценные фигуры.

Основные понятия: Правила, позиция, прием, фигуры.

Форма занятия: Беседа, практика.

Творческая часть занятия: Решение задач.

Подведение итогов: Викторина.

Раздел №3. Способы защиты.

  1. Уничтожение атакующей фигуры.
  2. Защита.

Цель: Умение уничтожать атакующие фигуры. Умение защищать свои фигуры.

Основные понятия: Позиция, мат, шах, нападение, атака.

Форма занятия: Беседа.

Творческая часть занятия: Игра детей друг с другом,  решение задач.

Подведение итогов: Опрос детей по теме.

Раздел №4. Техника матования одинокого короля.

  1. Две ладьи против короля.
  2. Шах или мат.
  3. Мат или пат.
  4. Мат в один ход.
  5. На крайнюю линию.
  6. В угол.
  7. Ограниченный король.
  8. Мат в 2 хода.

Цель: Умение правильно матовать короля. 

Основные понятия: Правила, окончание, пример.

Форма занятия: Беседа.

Творческая часть занятия: Решение задач.

Подведение итогов: Опрос детей по теме.

Раздел №5. Ферзь и ладья против короля.

 1.  Шах или мат.

  1. Мат или пат.
  2. Мат в один ход.
  3. На крайнюю линию.
  4. В угол.
  5. Ограниченный король.
  6. Мат в 2 хода.

Цель: Умение играть двумя ладьями против короля.

Основные понятия: Правила, позиция, прием, фигуры.

Форма занятия: Беседа.

Творческая часть занятия: Решение задач.

Подведение итогов: Опрос детей по теме.

Раздел №6. Ферзь и король против короля.

  1. Шах или мат.
  2. Мат или пат.
  3. Мат в один ход.
  4. На крайнюю линию.
  5. В угол.
  6. Ограниченный король.
  7. Мат в 2 хода.

Цель: Умение играть ферзем и королем против короля.

Основные понятия: Гамбит, партия, атака, нападение, дебют.

Форма занятия: Беседа.

Творческая часть занятия: Расстановка гамбитов и дебютов на досках.

Подведение итогов: Конкурс, опрос детей.

Раздел №7. Ладья и король против короля.

  1. Шах или мат.
  2. Мат или пат.
  3. Мат в один ход.
  4. На крайнюю линию.
  5. В угол.
  6. Ограниченный король.
  7. Мат в 2 хода.

Цель: Умение играть ладьей и королем против короля.

Основные понятия: Партия, защита, нападение, атака, дебют.

Форма занятия: Беседа.

Творческая часть занятия: Разбор партий самостоятельно.

Подведение итогов: Опрос детей по теме.

Раздел №8. Достижение мата без жертвы материала.

  1. Объяви мат в 2 хода.
  2. Мат в 2 хода в миттельшпиле.
  3. Защита от мата в миттельшпиле.
  4. Защита от мата в эндшпиле.
  5. Мат в 2 хода в дебюте.
  6. Защита от мата в дебюте.

Группа 2-3.

Раздел №1. Основы дебюта.

  1. Невыгодность раннего ввода в игру ладьи.
  2. Невыгодность раннего ввода в игру ферзи.
  3. Детский мат.
  4. Невыгодность раннего ввода в игру короля.
  5. «Повторюшка - хрюшка».
  6. Принципы игры в дебюте.
  7. Сказка в дебюте.
  8. Открытые дебюты.
  9. Полуоткрытые дебюты.
  10. Закрытые дебюты.

Цель: Играть в дебюте.

Основные понятия: Правила, позиция, прием, фигуры.

Форма занятия: Беседа, практика.

Творческая часть занятия: Составление задач на бумаге.

Подведение итогов: Опрос детей по теме.

Раздел №2. Основы миттельшпиля.

  1. Тактические приемы в миттельшпиле.
  2. Связка.
  3. Двойной удар.
  4. Открытое нападение.
  5. Открытый шах.
  6. Двойной шах.

Цель: Умение играть в миттельшпиле.

Основные понятия: Правила, позиция, прием, фигуры.

Форма занятия: Беседа, практика.

Творческая часть занятия: Решение задач.

Подведение итогов: Викторина.

Группа 4.

Раздел №1. Шахматная доска.

  1. Шахматная доска.
  2. Горизонтали.
  3. Вертикали.
  4. Диагонали.
  5. Центр.
  6. Шахматные фигуры.
  7. Начальное положение.
  8. Ладья.
  9. Слон.
  10. Ладья против слона.
  11. Ферзь
  12. Ферзь против ладьи, слона.
  13. Конь.
  14. Конь против ладьи, слона, ферзя.
  15. Пешка.
  16. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.
  17. Король.
  18. Король против других фигур.
  19. Шах.
  20. Мат.
  21. Ничья.
  22. Рокировка.
  23. Шахматная партия.
  24. Короткие партии.

Цель: Знание шахматной доски. Умение правильно двигать фигуры.

Основные понятия: Шахматы, правила, поля, горизонталь, вертикаль, диагональ.

Форма занятия: Беседа, игра, практика.

Творческая часть занятия: Рисование шахматной доски.

Подведение итогов: Опрос детей по теме.

Методическая литература для педагога.

  1. Умнов Е.И., Шахматная задача 20 века, редактор Ю.А. Бразильский, Москва, Издательство «Физкультура и спорт», 1966г.
  2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы, Москва, Издательство «Просвещение», 1991г.
  3. Нестерова Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих, Москва, РИПОЛ классик, 2008г.
  4. Костьев А.Н., Учителю о шахматах: Пособие для учителя, Москва. Издательство «Просвещение», 1986г.
  5. Эстрин Я.Б., Калиниченко Н.М. Шахматные дебюты. Полный курс. Москва, «Издательства «ФАИР», 2008г.
  6. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу: Пособие для учителя., Обинск: Духовное возрождение, 2009. – 224с.
  7. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя., Обинск: Духовное возрождение, 2008. – 104с.
  8. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя., Обинск: Духовное возрождение, 1999. – 120с.

Учебно-познавательная литература для детей.

  1. Эстрин Я.Б., Калиниченко Н.М. Шахматные дебюты. Полный курс. Москва, «Издательства «ФАИР», 2008г.
  2. Нестерова Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих, Москва, РИПОЛ классик, 2008г.
  3. Береславский Михаил, Береславский Леонид, 1000 вопросов шахматиста, Москва, АСТ: Астрель, 2005.
  4. Арчаков В.М. На маленьком шахматном поле/ редактор-составитель Молчанов Э.П. Свердловск: Сред. Урал, кн. издательство, 1983г.
  5. Шахматные окончания. Издательство под редакцией Ю.Л. Авербаха, Москва, издательство «Физкультура и спорт», 1991г.
  6. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В двух частях. Обинск: Духовное возрождение, 2009. – 88с.
  7. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В двух частях. Обинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с.
  8. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения. В двух частях. Обинск: Духовное возрождение, 2008. – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...