программа ритмическая гимнастика для начальной школы
рабочая программа по теме

дана программа рпедназначена для учителей физической культуры, учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ritmika.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по ритмической гимнастике для начальной школы, основана на курсе гимнастики, подвижных игр, обще развивающих упражнений, написана в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу», «Обязательным минимумом содержания образования»,«Примерной программой  образовательной области «Физическая культура».

Программа содержит примерный объём знаний и умений и не разделена по классам, что позволяет учителю выстраивать структуру изучения данного образовательного компонента.

      На изучения данного образовательного компонента

       рекомендуется выделять 1 час в неделю.

Цель: содействие всестороннему, гармоничному  развитию личности, формирование у учащихся целостного представления о ритмической гимнастике, её возможностях в повышении работоспособности, укреплении здоровья, приобретение навыков самостоятельных занятий.

  Музыкальное ритмическое воспитание ставит задачи:

- всестороннего гармонического развития форм тела и функций организма

- укрепление организма

- воспитание эстетических качеств,  морально - волевых качеств,

         - развитие памяти, умственного кругозора        

- развитие двигательных умений, навыков

- воспитание общей культуры поведения.

       

Ритмическая гимнастика является разновидностью оздоровительной гимнастики. Основное её содержание - сочетание несложных обще развивающих упражнений, бега, прыжков, танцевальных элементов, волнообразных движений, упражнений с расслаблением выполненных слитно без пауз для отдыха, в определённом заданном темпе под музыку, преимущественно поточным методом. Популярность ритмической гимнастики - обеспечивается её доступностью, эффективностью, эмоциональностью, эстетичностью.

Доступность ритмической гимнастики основана на использовании известных и несложных  обще развивающих  упражнений.

Эффективность ритмической гимнастики связана с тем, что целенаправленное          влияние гимнастических упражнений на опорно - двигательный аппарат, на отдельные         группы мышц суставов, связок, сочетается со значительным воздействием на сердечно  - сосудистую и дыхательную систему.

     Название «аэробика»: «аэро» - воздух, «биос» - жизнь.  

 «Аэробная гимнастика» - понятие, принятое для обозначения подобной гимнастики. Поточный метод выполнения упражнения по характеру нагрузки на организм ставит  ритмическую гимнастику в один ряд с другими важными средствами оздоровительной гимнастики, с упражнениями циклического характера, бегом, ходьбой, лыжами и т.п.

Эмоциональность занятий очень важный фактор, объясняющий притягательность ритмической гимнастики. Яркая, тонизирующая музыка, включение танцевальных движений, их ритмичность, позитивный эмоциональный фон занятий, демонстрация упражнений подготовленным ведущим, эстетическая окраска ypoкa в целом – всё это поднимает настроение, побуждает к активности, снимает психическую напряжённость, благотворно влияет на центральную нервную систему занимающихся.

В связи с перечисленными особенностями ритмическую гимнастику рекомендуют использовать в занятиях с различным контингентом школьников. Упражнения и характер нагрузки должен быть подобран индивидуально. В зависимости от решаемых задач могут составляться комплексы ритмической гимнастики разной направленности.

При определении содержания упражнений, составлении комплексов и проведении занятий ритмической гимнастики необходимо руководствоваться общими правилами и принципами, типичными для гимнастики.

        Ритмическая гимнастика - музыкальная форма гимнастики.   Музыка в данном случае          носит функциональный характер, определяет ритм и темп движения: Наиболее подходит         к ритмической гимнастике эстрадно - танцевальная музыка моторного характера в стиле  «диско», а также народные мелодии в современной обработке.

При проведении ритмической гимнастики преподаватель особенно внимательно должен контролировать функциональное состояние. занимающихся, прежде всего их  самочувствие и по пульсу, и ориентируясь на внешние признаки (потоотделение, цвет кожи, дрожание конечностей, настроение, мимика) и по показателям ч.с.с в минуту. Согласно рекомендации Всемирной организации здравоохранения, занятия оздоровительными видами физической культуры, в том числе ритмической гимнастикой должны проводиться с интенсивностью нагрузок в диапазоне 65 - 90 % от максимума.

Ритмика помогает младшим школьникам выражать свои чувства в движении, внимательно слушая музыку. С помощью музыки дети глубже понимают сyть упражнений, учатся владеть своим телом, согласовывать свои движения с движениями других детей, ориентироваться во  времени и пространстве, быть самостоятельными в поиске выразительных движений.

Ритмика сочетает в себе духовное и физическое, что так необходимо человеку.

Основные средства ритмики - музыка и движение. Основными музыкальными темпами являются взаимосвязи упражнений с содержанием музыки, темпом, динамикой, метроритмом,

построением музыкального произведения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Связь vпражнений с содержанием музыки.

После прослушивания музыкального произведения учитель предлагает детям определить характер музыки и отобразить его в движении, для чего подбирает соответствующие упражнения. Например, ритмический характер музыки передаётся мягкими шагами, плавными движениями рук; весёлый - шагами польки, подскоками и т.д. Выразительное отображение содержания музыки позволяет школьнику понять музыкальное прoизведение, определить своё отношение к нему, способствует развитию активности и самостоятельности в передаче характера музыки.

  Связь упражнения с темпом музыки.        ,

 Учитель воспитывает у детей умение выполнять упражнение в соответствии с медленным, умеренным и быстрым темпом музыки, сохранять заданный темп движений без  музыкального сопровождения. Дети должны знать, что существует зависимость между  темпом музыки и амплитудой выполнения упражнений. Чем быстрее темп, тем короче амплитуда движений, и наоборот.

Связь упражнений с динамикой.

Детей надо учить передавать движениями различные динамические опенки музыки. Например, громкое звучание - это прыжки, ходьба строевым шагом; тихое - мягкий шаг, шаг крадучись, плавные движения руками. Постепенное увеличение силы звучания  ходьба, постепенно расширяя... круг; уменьшение - ходьба, постепенно уменьшая круг.

Акцент в музыке - взмах руками, резкий выпад, поворот. Следует обратить внимание детей. на взаимосвязь между динамикой и изменением силы напряжения мьшц, подобрав для этого соответствующие упражнения.

Связь упражнения с метроритмом.

В процессе занятий дети воспринимают на слух сильные и слабые доли, отличая их движениями. Например, на сильную долю следует бросок мяча вверх, а на слабую - ловля мяча. Учитель даёт школьникам понятие о длинной и короткой длительности, развивает ритмическую память при выполнении ритмических рисунков в размере 2/4, 3/4, 4/4, знакомит с тактом, дирижёрским текстом. Учитель дирижирует в различном темпе  медленно, быстро, умерено и т.д.

Связь упражнений с построением музыки.

Учитель знакомит детей с частями музыкального произведения, обращая внимание на характер каждой части, контрастность, повторность частей. При ознакомлении с музыкальными фразами необходимо подбирать музыку с простой и ясной фразировкой. Нужно привить школьникам умение с началом музыки или после вступления, самостоятельно без команды учителя начинать движение на первую сильную долю и Т.п.

        В качестве упражнений, с помощью которых формируются музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения, рекомендуется следующее.

1. Разновидности ходьбы, бега, прыжков. Это - шаг на носках, мягкий, строевой, высокий, пружинящий, в полуприседе, скрестный, выпадами; подскоки, прыжки на обеих и на одной ноге; лёгкий бег, высокий, острый бег.

        2. Упражнения для развития мышечного чувства.        

К этим упражнениям относятся пружинящие движения руками и ногами, взмахи, расслабления, волнообразные движения руками и т.д. С помощью таких движений дети должны научиться не только напрягать мышцы но и регулировать степень их напряжения,

        расслаблять их, осознавать тяжесть тела.

   3. Упражнения для отдельных групп мышц и подвижности в суставах.

Это - простые гимнастические упражнения для рук и плечевого пояса, туловища и головы, ног.

4. Упражнения ритмической гимнастики.

        5.Упражнения хореографии.        

Применяют для развития пространственной и временной ориентации, точности движений. Это - различные позиции рук, ног, движения по позициям типа полуприседаний, выставление ноги вперёд и в сторону, бросковыe движения ногой. К данной группе упражнений можно отнести так же равновесия и повороты на обеих и на одной ноге.

5. Упражнения с предметами (мячами, лентами, флажками и т.п.).

Способствуют развитию чувства предмета его масса, формы,' свойств.. Выполняя упражнения с предметами под музыку, дети познают характер движения по амплитуде и направлению.

6. Элементы танца.

Обогащают двигательный фонд занимающихся, учат внимательно относится. к своему партнёру, находить с ним общий ритм движений. это - приставные шаги, переменные галопа, польки, элементы национальных и современных танцев.

7. Мvзыкально - ритмические упражнения и игры.

 Они строятся на конкретных подражательных образах зверей птиц, а так же человеческой деятельности. Музыка сообщает каждому движению определённый содержательный  ритм, . эмоциональный, ритмический или динамический характер. Создавая игровой образ, дети. слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. Самостоятельная работа над музыкально - двигательным образом развивает творческие способности детей. 

На элементы ритмики в уроке целесообразно отводить 5-7 мин. в любой части урока в зависимости от его задач и подготовленности школьников.

        Примерный практический материал.        

Ходьба различного характера.

1. «Идут девочки и мальчики» - ходьба бодрого характера. Учитель сообщает детям, что они на параде, где звучит торжественная музыка. Дети выполняют бодрый шаг. Бодрый шаг - это обычный шаг, но более устремлённый и решительный. Этому способствуют движения рук, которые сильными взмахами вперёд и назад как бы увлекают тело вперёд. Бодры~ характер музыки и шага позволяет детям выше поднимать голову, направляя взгляд выше товарища, идущего впереди. Дети выпрямляются, улучшается осанка. Воплощение этого музыкального образа, работа над ним, вызывает у детей приподнятое настроение, сплачивает коллектив. При работе над движением бодрого шага у детей одновременно воспитываются такие навыки, как ходьба в колонне с интервалом, по кругу, умение чётко начать движение с началом музыки и закончить с окончанием марша, приставляя ногу к ноге. для музыкального сопровождения ходьбы бодрым шагом можно использовать

музыку: М. Фрадкин «Пионерский марш», Э. Парлов «Марш».        ,

2. «Давайте погуляем» - ходьба спокойного характера. От бодрого шага спокойный отличается отсутствием устремлённости, энергичного движения руками. Шаг выполняют плавно, мягко, с носка, с постепенным перекатом на всю стопу. Несколько однообразная песня создаёт у детей лёгкое, уравновешенное настроение, которое отражается в их походке - спокойной, неторопливой. Для музыкального сопровождения можно рекомендовать музыку: Т. Ломовой «Этюд», грампластинка «Мэри Попинс, до свидания» - «Увертюра».

З. «Певучий хоровод» - пружинящий шаг. Грампластинка «За дальнею околицей» - «Вот речка льётся». Класс может быть разделён на три - четыре группы, которые соревнуются между собой. Выигрывает группа, выполнившая задание организованнее других.

Упражнения для воспитания чувства ритма.

1. «Хлопки» . Дети стоят на месте и выполняют хлопки на каждый счёт учителя. В упражнении вырабатывается умение начинать и заканчивать упражнение по сигналу учителя.

2. «Ритмы, ритмы». Можно провести это упражнение в виде соревнования. Внимательно слушая учителя девочки хлопают на счёт 1 и З, а мальчики - на счёт 2 и 4. Кто ошибается и хлопает не на свой счёт, получает штрафное очко. Упражнение воспитывает у школьников умение слушать счёт и выполнять под него определённые движения., Упражнения с хлопками про водят также в ходьбе на месте, и в движении, что, безусловно, усложняет их.

Ходьба и бег в различном  темпе.

«Ускоряй и замедляй». (грампластинка «А может быть, ворона ...»). Постепенно изменяющийся темп музыки и движения вызывает у детей эмоциональный отклик, у них повышается двигательная активность. Это упражнение является основным приёмом для совершенствования ходьбы и бега. Оно вырабатывает у детей качества, которые в дальнейшем дают им возможность естественно и непринуждённо изменять выразительные вижения.

Упражнения для развития мышечного чувства.

Чтобы в движениях передать динамическое, ритмическое разнообразие, дети должны уметь не только напрягать мышцы, но и регулировать, изменять степень их напряжения, расслаблять. В качестве упражнений можно предложить следующее:

1. «Деревянные и матерчатые куклы». Изображая деревянныx кукол, дети учатся чувствовать напряжённое состояние мышц всего тела, изображая матерчатыx  ненапряжённое.

2. «Твёрдые и мягкие руки, ноги», Подняв руки вперёд, до предела выпрямить все суставы и напрячь мышцы от плеча до кончиков пальцев, затем, не опуская рук, ослабить напряжение. Руки, пассивно сгибаясь в локтях, кистях и пальцах, опускаются и как бы ложатся на мягкую подушку.

Комплекс упражнений «Игрушки».

Можно использовать в водной части урока.                

1. «Классики». И.П. - о.С. 1-4 - 4 подскока на левой ноге; 5-8 - 4 подскока на правой ноге; 9-16 - 8 беговых шагов на месте.

2. «Чебурашка». И.п. - о.С. 1-3 - три шага на месте или с продвижением; 4 - притоп  с полунаклоном в сторону притоптывающей ноги, руки к ушам, локти вниз, ладони вперёд; 5-8 - тоже, но другой ногой.

3. «Матрёшка». И.П. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-4 - два раза подняться и опуститься на носках; 5-7 - два наклона головы вправо, указательный палец правой руки к правой щеке; 8 - и.П.; 9-16 - тоже, но наклоны головы влево.

4. «Лягушонок». Ид - тоже. 1 - руки вперёд; 2 - полуприсед, руки в стороны; 3-6 повторить движения на счёт 1-2 два раза; 7-8 ид

5. «Насос». И.П. - о.С. 1-2 полуприсед, руки вверх; 3-4 - И.п.; 5-6 тоже, но вьпад левой;

7-8 - ид

6. «Неваляшка». И.П. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-4 - наклон туловища в сторону.

7. «Регулировщик». И.П. - О.с. 1- поворот туловища вправо, правую руку в сторону, все пальцы, кроме указательного, в кулак; 2 - и.П.; 3-4 - тоже, но влево.

8. «Болванчик.  И.П. - о.с. 1-2 - поворот Туловища вправо, полунаклон назад, правую ногу согнуть вперёд, носок на себя, руки дугами в стороны, локти вниз, ладони вперёд, пальцы врозь; 3-4 - и.п.; 5-8 - тоже, но поворот туловища влево.

9. Кораблик. И.п. - руки в стороны. 1-3 - выпад правой, руки вверх, трДЫ «спружинить», 4- и.п.; 5-8 - тоже, но выпад левой.

10. «Зайцы». И.П. - о.с. 1-4 - 4 прыжка на обеих ногах, руки у головы ладонями вперёд (ушки); 5-8 - 4 прыжка ноги врозь, ноги вместе; 9-16 - 8 беговых шагов на месте.

11. «Прогулка». И. п. - о. с. Ходьба на месте и с продвижением. 1-8 - 8 шагов вперёд; 9-16  поворачиваясь кругом, 8 шагов по дуге направо в и.п.

12. «Гуси». И.П. - о.с. 1-2 - руки дугами в стороны вверх - вдох; 3-4 - руки вниз - выдох. В качестве музыкального сопровождения учитель может подобрать любую музыку, наиболее точно отражающую характер упражнений.

Успешное использование ритмической гимнастики во всех классах наиболее рационально в вводной и основной частях. С ритмической гимнастики  можно начинать любой урок - гимнастики, игровой и другие. Использование ритмической гимнастики положительно сказывается на развитии координации, ритмичности, лёгкости и пластичности перемещений. Упражнения оказывают существенное влияние на формирование правильной осанки, красивой походки, воспитывают эстетические понятия, культуру движений. С её помощью можно развивать физические качества: силу, гибкость, ловкость, выносливость.

    Литература:

1. Б.И. Загорский

Физическая культура.

М. «Высшая школа» 1989г.

  1. .Б. Мейсконс, Л.Е Любомиров

Методика физического воспитания школьников

М. «Просвещение»1989г.

3. В.М. Смоленский

Гимнастика и методика преподавания.

М. Физическая культура и спорт» 1987г.

4. Журнал « Физическая культура в школе»

№3    1991г.   «Ритмическая гимнастика на уроках к 1 – 4 классах»

№8    1991г.  « Элементы ритмики на уроках в 1 – 2 классах»

 №9   1991г.   «Ритмическая гимнастика на уроках к 1 – 4 классах»

Рассмотрено на заседании ШМО                                                                                               Согласовано

 начальных классов                                                                                                                        зам. директора

 Руководитель______________________                                                                                   _________________________

«МОУ СОШ №2 г. Коряжма»

Архангельской области

Программа  факультативного курса

 «РИТМИКА»  1 – 4 класс

 

                                                                                                                                                          Завойкина Н.В.

                                                                                                                                                           Учитель физической культуры

                                                                                                                                                           I квалификационная категория

Коряжма

2007г.

Тематическое планирование  «Ритмика»  2 класс

  1. Разучивание комплекса ОРУ под музыку. Игра на внимание. Релаксация.
  2. Упр. на развитие мышечного чувства. Игра на внимание. Релаксация.
  3. Упр. на развитие мышечного чувства, подвижности в суставах. Игра на координацию. Релаксация.
  4. Упр. на развитие мышечного чувства, подвижности в суставах. Игра на координацию. Релаксация.
  5. Упр подвижности в суставах. Упр. с обручем.  Игра на координацию. Релаксация.
  6. Упр. с обручем. Игра. Релаксация. «Пальминг». Танец «Приветствие».
  7. Упр. с обручем. Игра.  Танец «Приветствие». Релаксация. «Пальминг»
  8. Танец «Приветствие». Музыкально – ритмические игры.
  9. Связь упр. с динамикой Игра. Релаксация. «Пальминг»


2 четверть

  1. Связь упр. с динамикой. Игра «Ритмы, ритмы».  Релаксация. «Пальминг»
  2. Элементы русского танца. Игра «Ритмы, ритмы».  Релаксация. «Пальминг»
  3. Связь упр. с динамикой. Игра. Релаксация. «Пальминг»
  4. Упр. с мячом.  Игра «Невод». Релаксация. «Пальминг»
  5. Упр. с мячом.  Игра «Невод». Релаксация. «Пальминг»
  6. Упр. с мячом.  Игра «Невод». Релаксация. «Пальминг»
  7. Музыкально – ритмические игры. Релаксация. «Пальминг»


3 четверть

  1. Связь упр. с содержанием музыки. Релаксация. «Пальминг»
  2. Связь упр. с содержанием музыки. Релаксация. «Пальминг»
  3. Упр. со скакалкой. Связь с темпом музыки. Игра. Релаксация. «Пальминг»
  4. Упр. со скакалкой. Связь с темпом музыки. Игра. Релаксация. «Пальминг»
  5. Упр. со скакалкой. Связь с темпом музыки. Игра. Релаксация. «Пальминг»
  6. Упр. Хореографии. Игра. Релаксация. «Пальминг»
  7. Упр. Хореографии.  Игра. Релаксация. «Пальминг»
  8. Упр. Хореографии.  Игра. Релаксация. «Пальминг»
  9. Танец «Настоящий друг»
  10. Танец «Настоящий друг»  Игра «Ритмы, ритмы» в движении.


4 четверть

  1. Танец «Настоящий друг»  Игра «Ритмы, ритмы» в движении. Релаксация. «Пальминг»
  2. Комплекс ритмической гимнастики Игра. Релаксация. «Пальминг»
  3. Комплекс ритмической гимнастики Игра. Релаксация. «Пальминг»
  4. Комплекс ритмической гимнастики Игра. Релаксация. «Пальминг»
  5. Упр. на воспитание чувства ритма. Игра. Релаксация. «Пальминг»
  6. Упр. на воспитание чувства ритма. Игра. Релаксация. «Пальминг»
  7. Повторение танцевальных компазиций.
  8. Повторение изученного.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика в начальной школе: разминка, игра, творчество.

В данном материале говорится о необходимости развития мелкой моторики у учащихся начальной школы, о значении пальчиковой гимнастики для детей 7-8 лет, и описывается методика работы над "Пальчиковым тв...

Рабочая программа по информатике в начальной школе

Рабочая программа по информатике и ИКТ для начальной школы разработана на основе·         Программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным техн...

Программа правовой грамотности для начальной школы "Путешествие в Мультляндию, или Юные правоведы"

В рамках реализации учебных программ для начальных специальных коррекционных классов VII типа специального курса по изучению прав и обязанностей детей  не предусмотрено. Однако  в современно...

Методическая разработка программы внеклассной работы для начальной школы."Английский язык в начальной школе"

Английский язык в начальной школе «Удивительное рядом» Кружок рассчитан на курс в 74 часа...

Презентация "Русская трапеза" к программе ФГОС 2 поколения начальной школы по программе Праздники, Традиции,Ремесла

Тема: Русская трапеза.Цели:·         Учебная: познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни;·...

УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Включение в содержание учебной деятельности  по физической  культуре в начальных классах упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формирова...

Рабочая программа "Ритмическая гимнастика"

В данной рабочей программе представлены разделы для изучения движений ритмической гимнастики от простго (танцевальные шаги) к сложному (танцевальные движения и разные виды танцев)....