Главные вкладки

    Пальчиковая гимнастика в начальной школе: разминка, игра, творчество.
    методическая разработка на тему

    В данном материале говорится о необходимости развития мелкой моторики у учащихся начальной школы, о значении пальчиковой гимнастики для детей 7-8 лет, и описывается методика работы над "Пальчиковым творчеством".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon publikaciya.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Вот мы и в первом классе!» - с гордостью говорят родители. Новые карандаши и ручки лежат в новом пенале, новые тетради аккуратно уложены в свежекупленный ранец, новая форма ладно сидит на подтянутом первоклашке и…новые проблемы. Почему ребёнок, умеющий читать, считать, знающий определённое количество стихов наизусть и стремящийся поскорее стать Учеником, приходит из школы огорчённый, почему палочки и крючочки в его прописи получаются вкривь и вкось, и почему со всё  меньшей охотой собирается наш герой на уроки?  

    О взаимосвязи движений пальцев и кистей рук и мозговой деятельности человека и большом стимулирующем значение функции руки известно очень давно. Фольклор разных стран включает попевки, потешки, присказки, которые наши предки использовали для игр с малышами, и до сих пор они с успехом применяются заботливыми родителями в семьях и грамотными воспитателями и педагогами в детских учреждениях («Сорока-ворона», «Гуси-гуси», «Ладушки» и другие).  Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие, и освоение навыка письма  находятся в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и письмо, и речь.

    Более или менее внимания уделяют развитию мышечной активности, способности расслаблять мышцы рук в дошкольных учреждениях. Ответственные родители продолжают эстафету, занимаясь с детками в свободное время дома. В школах же упражнения на мелкую моторику сводятся, в основном, на пятиминутки физкультуры во время уроков. Знаменитое:  «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали!», известное нам с детских лет … Родители считают, что «детские забавы» должны остаться в прошлом, пальчиковая разминка постепенно забывается. Ритм жизни первоклашки стремительно растёт: уроки, кружки, дополнительные занятия… Мамы (бабушки, няни), лихорадочно подгоняя ребёнка, сами застёгивают ему одежду и обувь: «Время, время! Через 10 минут музыкальная (спортивная, английская и т.д.) школа!» Какая уж тут пальчиковая гимнастика?  И ребёнок лишается последней возможности разработать координацию мышц  рук и пальцев. Но так ли отличается «свежеиспечённый» первоклассник от воспитанника старшей группы детского сада? Готова ли его рука ко всем этим палочка, крючочкам, закорючкам, которые ни в какую не хотят становиться похожими на стройный ряд прописных букв? Конечно, нет! А если учесть, что много детей сейчас идёт в школу, не достигнув семилетнего возраста, становится очевидной необходимость применения пальчиковой гимнастики в начальной школе (особенно в 1 классе).

    Главная цель пальчиковой гимнастики, её главная полезная функция, как очевидно из вышеизложенного – стимулирование мозговой деятельности ребёнка посредством развития мелкой моторики рук, и подготовка руки к письму.

    Но параллельно с основной, пальчиковая гимнастика решает и дополнительные задачи, обусловленные особенностями младшего возраста детей:

    1 – учит концентрации внимания и умению слушать преподавателя,

    2 – реализует потребность детей младшего школьного возраста в игре,

    3 – развивает эмоциональную восприимчивость и художественное мышление,

    4 – даёт ребёнку возможность раскрыть и проявить творческие способности.

    Конечно, несколько минут пальчиковых упражнений в день на уроке – это хорошо. Но недостаточно. По ФГОС в первых классах с 2011-2012 учебного года вводится так называемая внеурочная деятельность. Если к разминке на уроках добавить занятия «Пальчиковым творчеством» (это, пожалуй, самое правильное название) два раза в неделю, результат может быть прекрасным! Сразу стоит оговориться, что группа должна быть небольшая, чтобы педагог имел возможность уделить внимание каждому ребёнку.

    Методика занятий «Пальчиковым творчеством».

    1. Для начала следует разогреть мышцы кистей и пальцев рук. Для этого прекрасно подходят упражнения, имитирующие работу с пластилином (это знакомый абсолютному большинству детей вид деятельности, поэтому им не составляет труда вызывать в памяти определённые ассоциации):

    - «скатать» между ладоней шарик, брусочек, размять лепёшку,

    - то же самое сделать между большим (1) и остальными пальцами.

    2. Далее следует группа упражнений на напряжение и расслабление мышц. Их суть – в фиксации определённого положения кистей или пальцев рук. Чтобы детям было интересно, с каждым заданием следует связать знакомые ассоциативные образы (например: сжатый-разжатый кулак – солнышко спит-солнышко проснулось, раскрытая напряжённая ладонь – дерево, и т.д.)

    3. Следующая группа упражнений – динамическая – демонстрация серии движений, иллюстрирующих определённый текст. Воспитанники должны продемонстрировать умения и навыки, приобретённые на предыдущих этапах занятия.

    - прослушать, проанализировать с педагогом текст, выучить его,

    - подобрать подходящие движения, выучить их сначала по отдельности. На данном этапе работы подключается очень важные составляющие – речь и творческая фантазия.

    - соединить все выученные элементы в единое целое. В конце этого этапа дети ощущают себя настоящими артистами.

    Так как с этого момента равноправным «участником» процесса становится речь, стоит несколько отойти от основной темы. Чтобы речь была отчётливой, а звуки – правильно сформированными, одной пальчиковой гимнастики мало. Поэтому желательно, чтобы данная часть занятий содержала элементы дыхательной, мимической и речевой разминки.

    4. Последняя группа – музыкальная. Этот этап требует специальной подготовки педагога. К уже освоенным приёмам добавляется вокализированное исполнение заданного текста. Это более сложные, но интересные упражнения. Если педагог не владеет музыкальным инструментом, но имеет хороший музыкальный слух, можно воспользоваться аудио записями (методика вокализации пальчиковых упражнений подробно описана в пособии под названием «Пальчиковая гимнастика», изданном Центром развития детей «Анима» в Санкт-Петербурге в 2007 году).

    Если педагог решает включить эту группу упражнений в систему занятий, следует обратить его внимание, что работа с голосом требуем подготовки в виде звукоподражательных упражнений, дыхательной гимнастики и распевок.

    5. В конце занятия, если остаётся несколько минут свободного времени, можно поиграть в игру «Волшебный мешочек». Суть игры проста: в непрозрачный мешочек помещаются несколько случайно выбранных или тематически подобранных предметов. Задача ведущего ребёнка выбрать один предмет и, не доставая и не рассматривая, опираясь только на тактильные ощущения, описать его. Остальные дети должны угадать, что за предмет. Эта игра хороша тем, что она имеет простые правила, не требует особой специальной подготовки. В результате у детей развивается словарный запас, они учатся правильно формулировать и излагать свои мысли. А главная цель игры – развитие гибкости, чувствительности пальцев и мелкой моторики рук.

    6. Обязательное домашнее задание:

    - повторение пройденного на занятии,

    - творческое задание на предложенную тему, которое  явится прекрасным стимулом интереса ребёнка к самостоятельной работе. Желательно вовлечение родителей в процесс творчества – это психологически сблизит ребёнка с родителями и вызовет уверенность в их заинтересованности в жизни и учёбе школьника.

    Полезным и интересным может быть использование на занятии наглядного материала (фотографий, картинок). Они помогут активизировать ассоциативное и образное мышление, а также придадут  игровой характер занятию.

    Все вышеперечисленные пункты вводятся постепенно, по мере освоения детьми материала.

    Пальчиковая гимнастика – это доступный каждому ребёнку вид творчества, повышающий уровень успеваемости, а, следовательно, и успешности, позволяющий раскрыть свою творческую индивидуальности, обогатить словарный запас, познакомиться с новым поэтическим и музыкальным материалом, в том числе фольклорным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пальчиковая гимнастика для раздела "Спортивные игры"

    Вот уже много лет применяю в подготовительной части урока при  прохождении программы по спортивным играм (волейбол, баскетбол) упражне...

    программа ритмическая гимнастика для начальной школы

    дана программа рпедназначена для учителей физической культуры, учителей начальных классов....

    Пальчиковые игры на начальном этапе обучения игре на гитаре

    На начальном этапе обучения очень важно преподносить новый материал в игровой форме. С целью формирования необходимых навыков игры на гитаре можно использовать пальчиковые игры....

    Пальчиковые игры на уроках английского языка в начальной школе

    Отличительной особенностью игр этого вида является активная жестикуляция, которая подкрепляет слуховой образ визуальным. Этот вид памяти очень эффективен, так как позволяет не только запоминать слова,...

    УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Включение в содержание учебной деятельности  по физической  культуре в начальных классах упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формирова...

    Презентация к фонетическим разминкам в начальной школе

    Презентация для проведения фонетических разминок на уроке и внеурочных занятиях 1-2 классах....

    Игра-разминка для ознакомления с основными способами передвижения (Начальная школа).

    Игра - разминка, которую можно проводить даже в самом маленьком спортивном зале на уроках физической культуры....