программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа по теме

Черкашина Татьяна Федоровна
программа кружка Юный эколог составлена на основе экологического раздела программы по биологии 5-9 класса и методических рекомендаций ДЭЦ "Дубрава" заповедника Белогорье. программа носит практический характер, предназначена для занятий с учащимися 6-9 классов и способствует формированию экологической компетентности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_ekolog.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Краснокутская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________ (Черкашина Т.Ф .)

Протокол  №_ от

«____»______2012 г.

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

протокол   №__ от

«___»____2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Краснокутская ООШ»

_________  (Смоленко И.Н.).

Приказ № ___ от «___»____2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя Черкашиной Т.Ф.

Первая квалификационная категория

дополнительного образовательного курса

«Юный эколог»

6-9  класс

2012-2013 учебный год

Все реальные знания приобретены человечеством путем сравнений,

наблюдений  и опытов при помощи постепенно  расширяющихся

выводов и обобщений. Только  таким путем, а никак не чтением статей

могут быть с пользой переданы эти знания детям.

(А. Я. Герд.)

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

Экологическое образование признано международной общественностью приоритетным направлением совершенствования образовательных систем в условиях экологической опасности. Перед современной школой ставится задача формирования экологической культуры как основы нового образа жизни, характеризующейся гармонией отношений человека с окружающей средой. Решать эту задачу призван курс кружка «Юный эколог».

 В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений и животных природных сообществ, многообразии, их взаимосвязи в природе, значении, влиянии деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. Курс нацеливает на овладение умениями по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений и животных, их распознаванию и определению, на применение знаний о природных сообществах для обоснования  природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.

Программа курса построена на основании экологического раздела программы по биологии 5-9 классов и методических рекомендаций по экологической работе с учащимися детского экологического центра «Дубрава» заповедника «Белогорье». Большое внимание при разработке программы кружка «Юный эколог» уделено привитию практических навыков поведения в природе.

Содержание курса обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: наблюдения, эксперимента, практических работ. Особое значение и внимание уделяется экскурсиям в природу, а так же обсуждению докладов учащихся, проведению конференций, оформлению стендов. Содержание программы кружка включает изучение истории заповедника «Белогорье» и индивидуальную работу по заданиям заповедника.

Курс дополнительного образования расчитан на 1 час в неделю, всего 35 часов.

Рабочая программа кружка «Юный эколог» предусматривает проведение занятий в форме комбинированных лекций, практических работ, экскурсий.

В ходе работы кружка с целью контроля уровня обученности учащиеся выполняют работу по выбору:

защита реферата,

разработка проекта,

выполнение творческого задания.


3. Требования к уровню подготовки учащихся.

После изучения данного курса учащиеся должны

Знать: 

  1. Правила безопасности работы в природе
  2. Технику практических работ с природными объектами
  3. охраняемых животных и растения Белгородской области
  4. роль заповедника Белогорье в сохранении биологического разнообразия
  5. основные методики изучения живых объектов.

Уметь: 

  1. Осуществлять с соблюдением техники безопасности изучение живого объекта
  2. Работать в группе
  3. Организовать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно-популярной литературой
  4. Наблюдать и объяснять наблюдаемые явления, происходящие в природе, лаборатории и в повседневной жизни
  5. Писать рефераты, придерживаясь определенной структуры
  6. Определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления
  7. тактично доказывать свою точку зрения при защите реферата, проекта.


4.

Тематический план  курса дополнительного образования

 «Юный эколог»

1 час в неделю, всего – 35 часов

№ п/п

Раздел

Всего часов

теория

практика

примечание

1

Введение

3

2

1

2

Условия жизни организмов

9

4

5

Природоохранные акции «Птичья столовая», «Живи, елка»

3

Природные сообщества

8

3

5

4

Связи в природном сообществе

4

2

2

защита рефератов, проектов, творческих заданий

5

Человек и природа

10

5

5

защита рефератов, проектов, творческих заданий

6

итоговое занятие, экскурсия в музей заповедника «Белогорье»

1

1

итого

35

16

19


4. Календарно-тематический план

дополнительного образовательного курса «Юный эколог»

№ п/п

Наименование раздела и темы занятия

Часы учебного времени

Сроки прохождения

примечание

план

факт

1

2

3

4

5

6

Введение (3 часа)

1

Введение. Что такое экология. Зачем ее изучать

1

2

экологические проблемы в современном мире, пути их решения. Экологические проблемы нашей местности

1

3

экскурсия «Оценка состояния вод и почвы в окрестностях с. Красный Куток». Уборка мусора.

1

Тема 1. Условия жизни организмов (9 часов).

4

Факторы   и условия среды. Их значение для жизни организмов

1

5

6

Практическая работа 1, 2 – знакомство с условиями жизни растений и животных в окрестностях с. Красный Куток. Уход за растениями в дендрарии и цветниках.

2

7

Влияние  деятельности человека на условия жизни растений и животных.

1

8

Экскурсия  «Условия жизни животных и растений осенью. Оценка воздействия антропогенной нагрузки. Лихеноиндикация». Уборка мусора на тропе.

1

9

Понятие  о природных сообществах, их многообразии. Влияние организмов в сообществе друг на друга.

1

10

11

Экскурсия  «Многообразие природных сообществ (лес, луг, водоем). Основы гербаризации растений. Приемы обращения с ботаническим прессом. Оценка влияния деятельности человека на природное сообщество водоема методом биоиндикации». Уборка мусора по пути следования.

2

12

Понятие  о сукцессии. Роль человека в смене природных сообществ. Оформление стенда «Мир вокруг нас» по итогам экскурсий

1

Тема 2. Природные сообщества (8 часов).

13

Типы природных сообществ. Растительное сообщество, его характеристика

1

14

15

Экскурсия  на луг и в хвойный лес «Описание природного сообщества. Приспособленность растений к совместному обитанию в сообществе. Составление карты сообщества». Уборка мусора по пути следования

2

16

Экскурсия  «Жизнь леса зимой»

1

17

Сукцессия. Направленность сукцессии. Роль антропогенного влияния на смену сообществ

1

18

19

Экскурсия  в пойму Ворсклы. Наблюдение участка сукцессионного перехода. Приспособленность растений к меняющейся среде обитания. Бобры. Их влияние на жизнь поймы

2

20

Влияние деятельности человека на природные сообщества. Виды антропогенных ландшафтов

1

Тема 3. Связи в природном сообществе (4 часа)

21

Взаимосвязи  в природном сообществе, их типы (паразитизм, симбиоз, хищничество, конкуренция, протокооперация)

1

22

Экскурсия  «Наблюдение взаимоотношений в природном сообществе. Следы животных в лесу».

1

23

Модели  экологических систем (аквариум, космический корабль)

1

24

Практическая  работа «Создание моделей экологических систем из пластиковых бутылок – водоем, луг, пустыня»

2

Тема 4. Человек и природа (10 часов).

25

Хозяйственная  деятельность человека в природе. Зависимость состояния почвы от способа воздействия на нее

1

26

Охрана  природы. Красная Книга, ее роль в охране природы. Природоохранные территории, их виды, задачи

1

27

История   заповедника «Белогорье». Виды растений и животных, в нем охраняемых. Роль заповедника в охране природы

1

28

29

Редкие  и исчезающие виды животных и растений, их охрана. Редкие животные и растения белгородской области

2

30

Живая  и неживая природа – единое целое. Жизнь на Земле и ее многообразие – общечеловеческое достояние.

1

31

32

33

Индивидуальная  работа по заданиям заповедника «Белогорье»: наблюдение за журавлями в пойме Ворсклы, изучение жизнедеятельности бобров, лихеноиндикация на разных территориях

3

34

Практическая  работа по озеленению территории школы

1

35

Итоговое занятие, экскурсия в музей заповедника «Белогорье»

2


Содержание курса

Введение (3 ч).

Что такое экология, зачем ее изучать. Основоположники экологии как науки. Особенности экологии Белгородской области.

Экологические проблемы в современном мире, пути их решения.

Экологические проблемы нашей местности.

Экскурсия

 «Оценка состояния вод и почвы в окрестностях села Красный Куток»,

практическая работа:

уборка мусора по пути следования на экологической тропе.

Темы для индивидуальных работ учащихся:

«Роль заповедника Белогорье в сохранении видового разнообразия»

Тема 1. Условия жизни организмов (9 часов).

Понятие среды обитания, виды сред.

Факторы и условия среды, их значение для жизни организмов.

Антропогенный фактор как решающий фактор среды. Влияние деятельности человека на условия жизни растений и животных.

Методы оценки состояния среды: физические, химические, биоиндикация. Лихеноиндикация как один из видов биоиндикации.

Понятие о природных сообществах, их многообразии. Влияние организмов в сообществе друг на друга. Жизнь организмов в сообществе. Методы изучения природных сообществ.

Сукцессии, их причины. Роль человека в смене природных сообществ.

Практические работы:

практическая работа 1, 2 – знакомство с условиями жизни растений и животных в окрестностях с. Красный Куток.

Уход за растениями в минидендрарии и цветниках. Уборка мусора на экологической тропе.

Создание искусственных сообществ.

Оформление стенда «Мир вокруг нас»

Экскурсии:

«Условия жизни животных и растений осенью. Оценка воздействия антропогенной нагрузки. Лихеноиндикация».

 «Многообразие природных сообществ (лес, луг, водоем). Основы гербаризации растений. Приемы обращения с ботаническим прессом. Оценка влияния деятельности человека на природное сообщество водоема методом биоиндикации».

Темы для индивидуальных работ учащихся:

«природное сообщество растительного леса на примере  участка «Лес на Ворскле»»

«Оценка состояния воздуха методом лихеноиндикации»

«Влияние антропогенной нагрузки на состояние хвойной лесополосы»

«Оценка состояния притоков р. Ворскла методом биоиндикации»

«Оценка экологического состояния малых рек»

Тема 2. Природные сообщества (8 часов)

Типы природных сообществ. Растительное сообщество, его характеристика. Сезонные изменения в природе. Фенологические наблюдения, их роль в изучении природных сообществ.

Сукцессия. Направленность сукцессии. Роль антропогенного влияния на смену сообществ.

Приспособленность растений к меняющейся среде обитания.

Влияние животных на природные сообщества. Бобры. Их влияние на жизнь поймы.

Влияние деятельности человека на природные сообщества. Виды антропогенных ландшафтов.

Практические работы:

описание природных сообществ леса, луга, болота.

Составление карты сообщества.

Уборка мусора на экологической тропе.

Экскурсии:

«Описание природного сообщества луга и хвойного леса. Приспособленность растений к совместному обитанию в сообществе»

«Жизнь леса зимой. Изучение следов животных»

«Наблюдение участка сукцессионного перехода в пойме Ворсклы. Бобры. Их влияние на природное сообщество»

темы для индивидуальных работ учащихся:

«Особенности экологии бобров в пойме Ворсклы»

«Создание искусственных природные сообществ в лабораторных условиях: сообщество в бутылке».

Тема 3. Связи в природном сообществе (4 часа).

Взаимосвязи в природном сообществе, их типы (паразитизм, симбиоз, хищничество, конкуренция, протокооперация).

Взаимополезные связи: симбиоз. Примеры симбиоза организмов: микориза на деревьях. Лишайник как пример симбиоза организмов.

Связи между растениями и животными в природном сообществе.

 Модели экологических систем: аквариум, космический корабль.

Практическая работа:

создание моделей экологических систем водоема, луга, пустыни в пластиковых бутылках.

Экскурсия:

наблюдение взаимоотношений в природном сообществе. Следы животных в лесу.

Тема 4. Человек и природа (10 часов).

Хозяйственная деятельность человека в природе.

Влияние человека на почву. Зависимость состояния почвы от способа воздействия на нее.

Влияние деятельности человека на видовой состав животного и растительного мира. Причины изменения видового разнообразия в сообществах.

Охрана природы. Природоохранные территории, их виды, задачи. Красная Книга, ее роль в охране природы.

История заповедника Белогорье. Роль заповедника в охране природы в Белгородской области.

Видовой состав животных и растений в заповеднике Белогорье.

Редкие и исчезающие виды растений и животных, их охрана. Редкие и исчезающие растения и животные родного края, их охрана. Роль человека в сохранении видового разнообразия.

Живая и неживая природа — единое целое. Жизнь на земле и ее многообразие — общечеловеческое достояние.

Практические работы:

индивидуальная работа по заданиям заповедника «Белогорье»: наблюдение за жизнедеятельностью бобров, изучение ее, наблюдение за журавлями, лихеноиндикация на разных участках территории,.

Выращивание редких растений в школьном ботаническом питомнике.

Подготовка работ к научно-практической конференции школьников по ООПТ.

Практическая работа по озеленению школы, расширение видового состава школьного минидендрария.

Экскурсия:

в музей заповедника Белогорье.

Темы для индивидуальных работ учащихся:

«Изучение видового состава первоцветов и их охрана»

«Особенности экологии животных-краснокнижников в пойме Ворсклы»

«Возможности использования интродуцированных растений в озеленении»

«Изучение экологического состояния почвы в лесных массивах»


6. Формы контроля.

В ходе освоения курса учащиеся выполняют творческие и практические работы, которые свидетельствуют об усвоении материала. В конце изучения курса проводится конференции где учащиеся представляют свои работы и семинар по выбранной учащимися из предложенных теме, на котором обсуждаются проблемы экологии леса.

7. Используемая литература:

  1. Суровегина И.Т. Экология для учителя.
  2. Пасечник В.В, Экология: школьный практикум. М., 1999.
  3. Сборник программ для средней общеобразовательной школы. М., 2009.
  4. Алексеев С.В. Практикум по экологии. М., АОМДС, 1996.
  5. Альманах «Лес и человек»
  6. журналы «Свирель».
  7. Л.П. Молодова «Экологические праздники» учебно-методическое пособие. «ЦГЛ» Москва, 2003 г.
  8. Е.А. Якушкина и др. « Биология. Внеклассные мероприятия» - Волгоград «Учитель» 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Эколог и Я"

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"

«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...