Проект программы духовно-нравственного воспитания школьников
материал по теме

Горбулина Татьяна Геннадьевна

Школьная программа «Гармония духа, души и тела»  разработана   в соответствии с решением педагогического совета МОУ СОШ 5.

Реализация программы будет способствовать снижению неблагоприятных показателей, преодолению кризисных явлений  среди обучающихся школы; стабилизации духовно-нравственной ситуации в школе; широкой просветительской работе   по православной культуре среди  обучающихся, родителей  и педагогов; обеспечению преемственности воспитательных мероприятий на школьном уровне; координации на школьном уровне педагогической  и просветительской деятельности различных социальных институтов: школы, социальных учреждений, государственных и общественных структур, Православной Церкви.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горбулина Т.Г. учитель музыки и ОПК

МБОУ СОШ 5 г .Белореченска

В прошлом году мы представляли на Форуме опыт работы школы в области духовно-нравственного воспитания. Обобщив опыт, творческой группой учителей разработан проект программы по духовно-нравственному воспитанию школьников.      

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром, само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евмений «Духовность как ответственность»)  

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.                                            

Проект                                                                                                                                                                                            программы духовно-нравственного воспитания школьников            «Гармония духа, души и тела».

                        Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
                                                                                                                             Н.И. Пирогов

Разработчики: творческая группа учителей гуманитарно-эстетического цикла

Горбулина Т.Г. – учитель музыки и ОПК, руководитель проекта;

Бендус Л.Э. – учитель технологии,

Хайрутдинова Р.Н. – учитель изобразительного искусства,

Горева Т.В. – учитель английского языка,

Сердюкова Н.Ф. – учитель истории и обществознания,

Азвестопуло В.П. – учитель начальных классов.

Ответственные исполнители: администрация МОУ СОШ 5 г. Белореченска, педагоги школы.

Основная цель и задачи программы:

Целью программы является  духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания   в школе социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности.

Задачи:

- формирование организационно-методического  и  информационно-просветительского обеспечения системы школьного воспитания;

-  интегрирование духовно-нравственного содержания  в воспитательный процесс школы, предметы гуманитарного цикла;

- реализация комплекса мер  по социальному служению, развитию милосердия и благотворительности;

- реализация системы мер по подготовке, просвещению и повышению квалификации педагогических кадров  в области  духовно-нравственного содержания.

Сроки реализации программы:

1 этап – подготовительный 2010-2011 учебный год

2 этап – практический         2011-2014 учебный год

3 этап – обобщающий         2014-2015 учебный год

Ожидаемые результаты:

-Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.

-Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

-Потребность к сопереживанию.

-Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.

-Приобщение к опыту православной культуры.

-Деятельное отношение к труду.

-Ответственность за свои дела и поступки.

В результате осуществления программы ожидается:

-снижение неблагоприятных социальных показателей (снижение уровня правонарушений в подростковой и молодёжной среде);

-активизация деятельности   созданных ученических  и молодёжных объединений.

Организация контроля реализации программы:

Контроль реализации программы осуществляет специально созданный Оргкомитет или Координационный совет по школьной программе по духовно-нравственному воспитанию  (учителя ОПК, православные родители, священнослужители, представители общественных организаций, молодёжных православных объединений и т.д.).

Введение.

Школьная программа «Гармония духа, души и тела»  разработана   в соответствии с решением педагогического совета МОУ СОШ 5.

Реализация программы будет способствовать снижению неблагоприятных показателей, преодолению кризисных явлений  среди обучающихся школы; стабилизации духовно-нравственной ситуации в школе; широкой просветительской работе   по православной культуре среди  обучающихся, родителей  и педагогов; обеспечению преемственности воспитательных мероприятий на школьном уровне; координации на школьном уровне педагогической  и просветительской деятельности различных социальных институтов: школы, социальных учреждений, государственных и общественных структур, Православной Церкви.  

I раздел. Обоснование необходимости решения проблемы духовно-нравственного воспитания программными методами.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

     Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Пояснительная записка.

В процессе работы над программой мы познакомились с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, сложившимся в последние годы в разных регионах России. Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Участником образовательного процесса (по просьбе родителей) может быть священник.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Примерами чести, совести, доблести, подвига являются праведники. Как воспитывали детей в Древней Руси, о которой мы вспоминаем не иначе, чем о Святой Руси, и её людях – не иначе, как о благочестивых наших предках? Самыми яркими примерами являются подвижники православия.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. 

Особенностями данной программы являются: 

Сохранение духовного здоровья детей. Воспитание нравственных принципов и идеалов здорового образа жизни, гражданской ответственности и патриотизма в рамках духовного возрождения Кубани.

Создание условий для самоопределения и самореализации личности. Содействие формированию целостной картины мира, пониманию содержания жизни человека и общества через изучение предмета ОПК.

Взаимодействие образовательного учреждения с институтом семьи. Формирование механизмов становления ребёнка в процессе социализации и воспитания на основе сотворчества, общения детей и взрослых.

II раздел. Цель, задачи и основные направления программы.

Целью программы по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели педагоги ставят следующие задачи:

1.Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3.Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

4.Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения,  обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

5.Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию.

6.Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Направления деятельности:

1.Духовно-образовательное.

2.Воспитательно-оздоровительное.

3.Культурно-познавательное.

4.Нравственно-трудовое.

5.Развитие творческих способностей учащихся.

Основные принципы программы:

1.Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).

2.Принципы отбора содержания образования (научность и каноничность, многоуровневость, учёт требований типовых программ).

3.Принципы организации занятий: (наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).

Характеристика деятельности: 

сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Методы реализации программы:

1.Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).

2.Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).

3.Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

Формы работы с детьми:

-Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.

-Лекции, семинары, практикумы (в старших классах).

-Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения.

-Проведение праздников и мероприятий.

-Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).

-Исследовательская деятельность учащихся.

-Экскурсии.

-Организация выставок.

-Тематические и творческие вечера.

-Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

-Спортивно-оздоровительные мероприятия.

Формы работы с родителями:

-Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

-Лекторий для родителей.

-Вечера вопросов и ответов.

-Выставки, конкурсы.

-Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

-Информационные стенды для родителей, выставки работ учащихся.

-Совместно организованные с родителями мероприятия.

Предполагаемый результат:

-Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России.

-Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

-Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

-Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности.

-Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

-Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

Модель выпускника в контексте

- Патриотизм, гражданственность. От воспитания любви к родной школе, к отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, верности духовным традициям России.

-Интеллектуальное развитие. Формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей.

-Эстетическое и культурное развитие. Осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству, умение понимать и ценить прекрасное.

-Саморазвитие. Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире, способность сделать правильный нравственный выбор.

-Здоровье. Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание  физического и духовного здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.

-Креативность. Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности.

-Нравственность. Духовность как основа личности. Формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к  христианским и общечеловеческим ценностям.

III  раздел. Система программных  мероприятий.

1.Нормативно-правовое обеспечение программы:

Проект  программы духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ СОШ 5 разработан в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», государственной программой и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.

2.Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность  в пределах ОУ.

Программа предполагает  систему мер, которая позволит  познакомить с деятельностью в рамках данной программы как можно большее  количество людей:

-организация постоянно действующих рубрик  в школьной газете «Пятёрочка», а так же в местных газетах;

-печатание листовок по духовно-нравственному  воспитанию;

-создание агитбригад;

-проведение семинаров с  участием авторитетных общественных деятелей, представителей культуры и искусства, педагогов, врачей, священнослужителей, представителей  общественности;

-сбор и публикация материалов краеведческой тематики, рассказывающих о местных святынях;

-издание детских брошюр по духовному краеведению, рисунков  с изображением местных святынь;

-информационная защита от деятельности тоталитарных и деструктивных сект, разрушающих духовное и физическое здоровье человека.

3.Интеграция духовно-нравственного содержания в предметы общеобразовательного гуманитарно-эстетического цикла   в образовательном пространстве  ОУ.

Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла.

Начальная школа. Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание  эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.

Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности: чтение, рисование, художественный труд, слушание музыки и размышления о ней, сольное и хоровое пение.

Практика показала, что наиболее приемлемой формой занятий в начальной школе является кружок, так как именно в кружковой работе наиболее эффективно можно сочетать все виды деятельности учащихся.     Знакомство с православной культурой даёт представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях учащиеся узнают о житие святых, слушают песнопения, знакомятся с молитвами, рассматривают изображения икон и картин, написанных «в похвалу» этим людям, с сюжетами Библии, с православными праздниками. Детям эти уроки нравятся. Важную роль играют эмоции. Процесс сопереживания имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка, ведь то, что его волнует, интересует, выражает его сущность, его индивидуальность. По мнению В. Сухомлинского эмоциональное состояние оказывает влияние на ум и всю интеллектуальную жизнь ребёнка. Яркий эмоциональный отклик вызывает звучание на занятиях живой музыки. Слушание, разучивание и исполнение песен на православную тематику способствует постепенному введению учащихся в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором. Все методы и приёмы, используемые для проведения занятий, находятся в тесной взаимосвязи и помогают в формировании духовной культуры школьников. Импровизация, игра, интонирование, драматизация, художественный труд органично соединяются, как соединяются в храме все виды искусства.

Интегрированные уроки следует рассматривать, как важную предпосылку успешной ориентации в современном мире, сложность, многомерность, парадоксальность, которые требуют соответствующего отражения в организации различных звеньев образовательного процесса. Воспитание духовности, нравственного отношения к жизни, развитие художественного вкуса, комплексное приобщение ребёнка к миру искусства являются важнейшими задачами художественной педагогики.    

На уроках русского языка и литературы духовно-нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учителя русского языка и литературы ставят перед учениками  следующие задачи:

1.Учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа.

2.Воспитать у детей любовь к своему родному языку, научить воспринимать его как дар свыше, быть в ответе за этот дар, уважительно относиться к языкам других народов.

3.Выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли.

4.Пробудить интерес к старославянскому языку, как к языку молитвы. Осознание церковно-славянских корней русского языка.

5.Знакомство с Евангельскими образами на уроках литературы, изучение духовной поэзии.

На уроках истории и МХК происходит знакомство с деятельностью интересных и  великих людей, культурными и историческими памятниками. Невозможно понять специфику древнерусской истории и древнерусской культуры без знания имён и работ Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Василия Великого… Традиции отечественной истории неразрывно связаны с Православием.    

На уроках кубановедения  перед учащимися поставлены следующие задачи:

-Изучение истории Кубани и России.

-Повышение интереса к культурным традициям своего и других народов.

-Воспитание чувства сопричастности с историей края.

-Развитие духовных потребностей.

-Воспитание нравственных качеств личности: патриотизма, любви к малой  Родине.

Изучение истории нашего края тесно связано с православными традициями (православные праздники, знакомство со Святыми местами Кубани, отражение православия в пословицах и поговорках казачьего населения Кубани, экскурсии в храмы).

Интересен опыт интеграции кубановедения, английского языка и ОПК (изучение традиций родного края, знакомство с его флорой и фауной на английском языке).

На уроках музыкального искусства происходит постепенное введение учащихся в художественные образы духовной музыки.  Традиционным стало проведение  интегрированных уроков: «Святые земли русской», «Звучащие картины»,  «Великий колокольный звон», «О России петь – что стремиться в храм» и др.

Особое место в реализации духовно-нравственного воспитания занимает взаимодействие учителей основ православной культуры, изобразительного искусства и трудового обучения.

Главной целью такого сотрудничества является развитие творческого потенциала и организация продуктивной деятельности учащихся:

-рисунки;

-изготовление поделок в различных видах техники;

-организация выставок;

-проведение мастер-классов;

-участие в олимпиадах и конкурсах православной направленности.

Учебно-тематический план 

Предлагаемый нами курс, включает занятия следующих циклов: «Мир вокруг нас», «Мир вокруг и внутри нас»; «Азбука добра», «Добротолюбие», «Введение в православную этику»; «Край, в котором ты живешь», «Святые места Кубани»; «История в архитектурных памятниках», «Шедевры русского зодчества»; «О России петь – что стремиться в храм», «Звучащие картины», «О чем поет колокол?»; «Святые земли русской»; «Православная культура»; «Роль православия в истории России»; «Эстетическое воспитание школьников в процессе творческого труда».

«Мир вокруг нас», «Мир вокруг и внутри нас» (Начальная школа 1-2 классы, кружок).

Тематика занятий: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Человек – созидатель культуры»; «Человек – хранитель культуры»; «Наша Родина – Россия»; «Русь и русская культура»; «Семья», «Красота Божьего мира».

«Азбука добра», «Добротолюбие» (Начальная школа 3-4 классы, кружок).

Тематика занятий: «Добро и зло», «Семья, дом», «Жизнь», «Время», «Вечность», «Мудрость», «Знание», «Свет», «Истина», «Человек», «Душа», «Добро», «Любовь», «Красота», «Счастье», «Отечество», «Природа».

«Введение в православную этику» (5 классы, индивидуально-групповые занятия).

«О сотворении мира», «О сотворении человека», «О земной жизни Христа», «Слово – бесценный дар», «Любовь к Богу, к ближнему – начало нравственности», «О высоком достоинстве человека».

«Край, в котором ты живешь» (6 класс, уроки кубановедения). 

«История в архитектурных памятниках» (6-7 классы, цикл музейных уроков). 

«Шедевры русского зодчества» (8 классы, уроки ИЗО, МХК). 

«Святые места Кубани» (1-11 классы, мультимедийные уроки, видео экскурсии, в рамках изучаемых курсов, поездки).

«О чем поет колокол?», «Звучащие картины», (5-8 классы, циклы интегрированных уроков). 

«Православная культура» (курс «История религиозной культуры» 7 классы, предмет).

«Святые земли русской», «Роль православия в истории России» (9 классы, элективные курсы). 

«История религий» (10-11 классы, элективный предмет). 

«Основы нравственности» (10-11 классы, факультативный курс).

«О России петь – что стремиться в храм» (вокально-хоровая студия). 

«Эстетическое воспитание школьников в процессе творческого труда» (5-11 классы, авторские программы, уроки ИЗО, технологии). 

Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое родного края, русского государства.

Тематика занятий цикла «Край, город в котором ты живешь»: «История возникновения родного города»; «Герб города»; «Улицы и здания города»; «Парки города»; «Памятники города»; «Исторические памятники края», «Природа родного края».

Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках»: храмы и соборы (города, в котором мы живем), исторические памятники.

Тематика занятий цикла «О чем поет колокол?»: «Для чего нужны колокола?»; «Откуда колокол пришел?»; «Колокола-гиганты»; «Как льют колокол?»; «Имена и судьбы колоколов»; «Форма колокола»; «Колокольные звоны»; «Страницы истории»; «Колокола и их судьбы».

Тематика занятий цикла «Православная культура», «Роль православия в истории России»: «Наши предки. Крещение Руси», «Откуда пошла земля русская?», «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «Святой равноапостольный князь Владимир», «Святые князья Борис и Глеб», «Святой князь Владимир Мономах», «Святой блаженный Василий», «Святой преподобный Нестор», «Святые Антоний и Феодосий  Киево-Печерские», «Святые покровители Руси», «Святой Преподобный Сергий Радонежский». «Их почитают на Руси» (святые великомученики, блаженные, преподобные, старцы, патриархи).

«Православная культура»  

Занятия данного цикла знакомят учащихся с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с символами православной веры, с произведениями православного искусства, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении  календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.  

Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.

Тематика занятий: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Вознесение»; «Троицын День»; «Преображение»; «Воздвижение Креста»; «Рождество Богородицы»; «Введение во Храм»; «Успение»; «Покров»; «Иконография», «Православный храм»…

«Звучащие картины», «О России петь – что стремиться в храм».

На занятиях данного блока дети знакомятся с произведениями живописи, созданными на библейскую тематику, с духовными песнопениями, с произведениями композиторов-классиков, с авторскими песнями на православную тематику, с интонациями подлинных молитв, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок, приобретают навыки рукоделия.

Основные задачи цикла: развитие творческих способностей учащихся, организация продуктивной деятельности, формирование определённых умений и навыков.

«Эстетическое воспитание школьников в процессе творческого труда».

Изучение традиционных художественных промыслов, в том числе местных ремёсел, приобщение к декоративно-прикладному искусству, овладение художественными навыками, развитие творческого потенциала учащихся, привитие эстетического вкуса.

4.Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.

Предполагается проведение на уровне  школы систематической работы по просвещению семей в вопросах духовно-нравственного  воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений  на основе  российских духовных и культурно-исторических  традиций.

Работа предполагает два этапа  работы  с семьями:

-просветительский;

-этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский  этап предполагает проведение курсов и отдельных лекций для родителей по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей  с привлечением в качестве лекторов  родителей-медиков, педагогов, священнослужителей.

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • лекторий для родителей;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки работ учащихся, дидактических игр, литературы.

Совместная деятельность с семьёй:

  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО);
  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • экскурсии;
  • визиты домой;
  • ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
  • индивидуальная работа с детьми дома;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей, вечера;
  • помощь родителей школе (облагораживание территории, участие в подготовке праздников).

5.Разработка  и проведение  в ОУ сценариев праздничных мероприятий и учебных экскурсий  по духовно-нравственному воспитанию и краеведению, по трудовому, экологическому, эстетическому, военно-патриотическому  и другим направлениям духовно-нравственного воспитания и особенностей района (согласно плану воспитательной работы школы).

6.Проведение воспитательно-образовательных контрольно-диагностических мероприятий   по определению уровня духовно-нравственной   и патриотической  воспитанности  выпускников ОУ (проведение    школьных олимпиад военно-патриотической  и культурологической  направленности, проведение научно-практических конференций школьного и межшкольного уровня, конкурсов сочинений, докладов и рефератов, посвящённых проблемам духовно-нравственного состояния молодёжи).

7.Досуговые мероприятия   духовно-нравственной направленности                      (экскурсии, музыкальные вечера, паломнические поездки).

8.Трудовые и социально-благотворительные   молодёжные акции (согласно плану воспитательной работы школы, плану мероприятий, проводимых отделом по делам молодёжи).

Направлены на развитие милосердия, сострадательности, благотворительности.

В числе запланированных мероприятий различные акции и декады милосердия  «Чужих детей не бывает»,  «Ветераны»,  «Спешите делать добро», «Цветик-семицветик», волонтёрское движение, «Новые тимуровцы»,   организация летних православных лагерей (согласно с планом воспитательной работы школы).

9.Подпрограммы  «Противодействие распространению в среде детей, подростков, молодёжи пороков алкоголизма, наркомании, распущенности и насилия» (согласно с программой воспитательной работы школы).

IV раздел. Духовно-нравственное    просвещение педагогических кадров   ОУ и повышение квалификации  педагогов ОПК, МХК, предметов гуманитарного цикла.

Проведение конференций, семинаров, публичных слушаний, мастер-классов, педагогических советов по вопросам духовно-нравственного воспитания   с участием представителей духовенства.

Творческие лаборатории, выпуск методических материалов.

Пополнение программного информационного ресурса.

Планирование регулярных встреч педагогов с духовенством и организация просветительских поездок по святым местам Краснодарского края.

Взаимодействие и сотрудничество с православным просветительским медико-биологическим центром «Жизнь».

Взаимодействие с духовно-просветительским центром Иоанна Кронштадского.

Участие в курсах повышения квалификации  духовно-нравственного направления   учителей  гуманитарно-эстетического цикла. Участие педагогов в совместных мероприятиях   управления образования.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...


 

Комментарии

янись ольга вячеславовна

Татьяна Геннадьевна! Ваша программа по духовно-нравственному воспитанию- это слова«Духовность как ответственность». Мне интересна она как классному руководителю, так как очень важно сопровождение семьи к воспитанию у детей патриотизма в наше время. Огромное спасибо Вам . Я воспользуюсь при работе с учащимися. Ваши разделы помогли мне определиться даже в темах проведения классных часов.

Горбулина Татьяна Геннадьевна

Спасибо, Ольга Вячеславовна, я уверенна, что работа в области духовно-нравственного воспитания школьников и молодёжи принесёт свои результаты и поможет воспитать достойное поколение.