ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ШАХМАТАМ
рабочая программа по теме

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умению концентрировать внимание.  Решать задачи в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

 Актуальность данной программы заключается в том, что имеющиеся до настоящего времени устаревшие программы не рассчитаны на современные нормативы работы с учебно-тренировочными группами и не содержат новейшей информации. Шахматным педагогам приходится выискивать материалы из различных источников, на что требуется длительное время подготовки к занятиям.

Данная программа рассчитана на 5 лет обучения и обеспечивает поступательное развитие юных спортсменов  к этапу спортивного совершенствования в квалификационном плане путем решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Занятия строятся по основным дидактическим принципам.
Принцип поступательности предусматривает изложение более сложного материала в течение всего года обучения. Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Анализируя программы, предшествующие нашей, мы пришли к выводам, что особенностью  данной программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Он имеет два главных аспекта.

Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. 

       В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик, с помощью педагога, может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. 
          Программа интегрирована с ежегодным календарным планом соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.

Настоящая модифицированная программа составлена на основе учебно-тематических программ заслуженного тренера России В.Голенищева.

          Психологическое сопровождение обучения игре в шахматы обеспечивает повышение мотивации, активизацию мыслительной деятельности и формирование личности учащегося.

 Процесс обучения - комплексный процесс, поэтому, наряду с развитием практических умений игры в шахматы следует активизировать процессы познания, понимания, синтеза, анализа, оценки, способности владения и использования большого объёма информации.

 Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях  педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, использовании современных компьютерных программ:

1. Chessmaster Grand Master Edition

2. Fritz-9

3. Chessmaster 10000

4. Chess Planeta

5. Chess Asisstent

        Особенно важно для успешного игрока формирование таких личностных качеств, как настойчивость, стремление доводить дело до конца, развитие позитивной «Я» - концепции, самоконтроля, самоуважения, саморегуляции. Для того чтобы учащийся мог успешно действовать за шахматной доской, он обучается соответствующим навыкам общения и сотрудничества.

  В нашей программе ученику предлагаются специальные материалы (тесты), выполнение которых связано с применением, обучающимся самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции, воли, концентрации внимания, гибкости, оперативной памяти. Тем самым ученик развивается как личность, испытывая при этом наслаждение в полном соответствии с законами психологии.

Программа учебно-тренировочного этапа подготовки является продолже­нием программы этапа начальной подготовки юных шахматистов. Начальную подготовку можно рассматривать как фундамент, в то время как учебно-трени­ровочная подготовка - это создание шахматной базы на этом фундаменте.

Цель программы:

  1. Развитие творческих способностей, совершенствование интеллектуальных качеств черт характера
  2. Подготовка квалифицированных шахматистов

Так как в учебно-тренировочных группах занимаются шахматисты-разрядники, уровень подготовки которых различен, задача тренера-преподавателя - изучить сильные и слабые стороны обучаемых и, исходя из этого, строить свою работу диффе­ренцированно.

Данная программа направлена на решение трех задач:

Образовательная: совершенствование и интеллектуальных способностей, выполнение 1 разрядов и балла КМС.

Развивающая: развитие стремления детей к самостоятельности;

развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Воспитательная: формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению.

Предполагаемые результаты

Результатом обучения является выполнение учащимися 1 спортивного разряда, КМС, участие в спортивных соревнованиях.

Пути, средства, методы достижения цели.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Наша программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность.  Группы включают учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.

Программа ориентирована на использование современных образователь­ных технологий и средств обучения, в частности, на использование мощных ин­формационно-поисковых систем, игровых и аналитических программ, позволя­ющих обрабатывать все возрастающие объемы информации в шахматах.

Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:

  • структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
  • актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.

Индивидуальный подход заложен в  программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие прострачивается с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. 

      Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы: 

  • структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
  • актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.       

  Нормативную базу программы составляют: Закон Российской Федерации «Об образовании», постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в области физической культуры и спорта, Устав ДЮСШ “Белая ладья”, прог­рамма деятельности, образовательная программа, учебный план, решение педагогического со­вета.

 

Сведения о сроках  реализации программы

и распределение часов по годам обучения.

Программа рассчитана на 5 лет обу­чения и является базисной. Организация учебно-тренировочного процесса предусматривается в течение 46 учебных недель и 6 недель оздоровительной работы летом.

Учебно-тренировочный этап подготовки предусматривает получение общих знаний по шахматам и общую физическую подготовку в течение 5 лет, после прохождения учебно-тренировочного этапа тренер-преподаватель может специализироваться и углубить программу шахмат, исходя из своего опыта, специализации, интере­сов и навыков детей.

Время, отведенное на обучение, составляет 2760 учебных часов.

Учащиеся ДЮСШ “Белая ладья” объединяются в разновозрастные учебные группы, в соответствии с п. 25 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Учебно-тренировочный этап формируется из здоровых и практически здоровых учащихся, выполнивших не менее III спортивного разряда по шахматам, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

При комплектовании состава группы рекомендуется тренеру-преподавателю провести родительское собрание, постоянно поддерживать связь с семьей обучающегося и информировать о творческих и других достижений в объединении. Занятия можно проводить с полным составом объединения, а также групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия.

  • На учебно-тренировочный этап 1 года обучения зачисляются учащиеся от 8 до 14 лет. Продолжительность обучения составляет – 1 год.
  • На учебно-тренировочный этап 2 года обучения зачисляются учащиеся от 8 до 17 лет. Продолжительность обучения составляет – 1 год.
  • На учебно-тренировочный этап с 3 по 5 год обучения зачисляются учащиеся от 12 до 17 лет. Продолжительность обучения составляет – 3 года.

Основные формы образовательной деятельности:

  • групповые тренировки и тренировки по индивидуальным планам;
  • теоретические занятия;
  • квалификационные турниры;
  • спортивные соревнования и матчевые встречи различного уровня;
  • спортивные сборы;
  • спортивно-массовые мероприятия;

Продолжительность учебного часа составляет 40 минут.

Расписание занятий со­ответствует требованиям санитарных правил и норм и предусматривает перерыв длительностью не менее 10 мин для отдыха детей и проветривания помещений.

Занятия с использованием компьютерной техники проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

С учетом  потребности и возможности личности образовательные программы в ДЮСШ “Белая ладья” могут осваиваться в очной, заочной, вечерней  формах, в форме семейного образования, самообразования, экстерната, а также по индивидуальному графику. ДЮСШ “Белая ладья”  по желанию обучающегося и его родителей (законных представителей) содействует освоению образовательных программ или отдельных разделов в форме семейного образования, самообразования или экстерната.

             Количество обучающихся в группах, согласно приложению 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03, составляет на учебно-тренировочном этапе обучения – от 10 до 15 (первый год обучения), от 1 до 15 человек (второй – пятый годы обучения).

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon uchebnaya_programma_utg_.zip982.3 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» по профессиям начального профессионального образования.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии  с примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации Феде...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...