Воспитание нравственных качеств на этнопедагогике
статья по теме

Бачуркина Марина Даниловна

Доклад о воспитание детей фольклором

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vospitanie_nravstvennyh_kachestv_na_etnopedagogike.rar256.53 КБ

Предварительный просмотр:

Бачуркина Марина Даниловна                                                                                                                                           

    Муниципальное  автономное образовательное  учреждение      дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр № 14»

      Доклад

                                  На тему:

Воспитание нравственных качеств на этнопедагогике.

                                                   Бачуркиной Марины Даниловны

                                                               Педагога дополнительного образования

                                                                                                                       

                                                                    2012-2013

                               г.Набережные Челны    

Воспитание нравственных качеств на этнопедагогике.

С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, сказке, в узнанной первой игре. Искусство народа глубоко жизненно и бесконечно прекрасно. Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы убиваем в себе человека, нравственную опору, творческие способности.

    В педагогике сейчас остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания. Средства массовой информации пестрят выступлениями о неуважительном отношении к памятникам старины, засорения великого русского языка иностранными словами. Народ, который издревле от рода к роду бережно передавал фольклорное музыкальное искусство, в сумятице лет, в каждодневной суете  почти потерял потребность в нём. А ведь известно: что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо.

    Классическое наследие как академической, так и фольклорной музыки формирует личность, творчески её развивает, учит детей видеть и переживать красоту. Поэтому так необходимо на занятиях фольклором вспомнить об истоках музыкальной культуры, вернуть утерянное из народных традиций, обрядов, самобытного творчества.

В младшем возрасте ребёнок особенно активно впитывает чужой и собственный опыт, превращает его в привычку, в норму поведения. Музыка, особенно народная, в процессе воспитания отличается от других предметов тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации. Поэтому необходимо помнить, что и классическая музыка, и многие из современных направлений музыкального искусства выросли из народной культуры.

    От того, что ребёнок видит и слышит в детстве, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому система воспитания и образования должна предусматривать формирование у ребёнка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Одной из таких ценностей является народная музыка, региональная фольклористика. Фольклор считается школой социального опыта и даёт ребёнку возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера.

Первые впечатления об этом возникают при использовании в педагогическом процессе понятных и близких детям потешек, попевок, закличек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. В них также прослеживается поклонение человека труду, - в тех промыслах и занятиях, которые свойственны данной местности; есть элементы нравственного и эстетического воспитания. Создатели народной музыки пели о нелёгких условиях жизни людей, о взаимоотношениях человека и мира природы, воспевали силу взаимовыручки и совместного труда. Природа музыкального фольклора имеет импровизационную основу и сочетает в себе музыку, поэзию и пластику движений. Всё это, вследствие индивидуальности оттенков переживаний и мироощущения человека, открывало дорогу бесчисленным и богатым вариациям существующих тем, мелодий, фигур хороводов и т.д. Всё это близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности, натуре ребёнка. Его личность развивается и формируется в деятельности. Игра является фундаментальной её основой.

    Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». (Г. С. Виноградов.) «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения и т. д. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует называть народной педагогикой».

    Детская поэзия кажется нам наивной и примитивной и, тем не менее, она повседневно во всех уголках нашей земли приносит детям неподдельную радость, воспитывает многие ценные качества.

    Поэзия прибауток - поэзия смелого смещения реальных явлений, но такого, за которым угадываются действительные связи мира. Особенно это свойство обнаруживается в прибаутках-перевёртышах. Ребёнок учится смеяться над тем, что не соответствует своему назначению и месту. Детей обучали не мириться с ложью и несообразностями.

    Игра словом в скороговорках тоже становится источником веселья: в одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. Скороговорки учили чётко, быстро и правильно говорить, хотя и оставались простой игрой.

    Загадки открывают во всём, что нас окружает, много чудесного и поэтического. Загадками не только испытывается сообразительность человека – они открывают мир захватывающей поэзии, самой смелой в сравнениях. Мир знакомый, обыденный увиден зоркими глазами народных поэтов.

    Бесчисленное множество мудрых пословиц, поговорок и метких выражений, которые стали крылатыми, создал русский народ. В творении и шлифовке каждого из таких крошечных произведений словесности принимало участие на протяжении сотен лет великое множество людей. Но не плодом народного досуга была эта устная литература, а достоинством и умом народа. Она способствовала становлению и укрепляла его нравственный облик, наполняла глубоким содержанием всю его жизнь.

    Беспредельная воля воображению дана в сказках. Они полны чудес, в особенности – волшебные сказки. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки учили быть твёрдым в бедах, советовали не мириться со злом, боролись с ним.

    Как и волшебные сказки, сказки о животных помогают верно понимать жизнь, людские нравы.  

    Смысл бытовых сказок в осуждении мира, где царят жадность, нажива и корысть. Весёлый смех народа выставляет на позор человеческие пороки. Весёлая ироническая шутка перемежается с серьёзными оценками людских дел.

    Тот факт, что пестуньи (няни) имели особый репертуар сказок для детей, говорит о понимании народом педагогической ценности сказок.

    Народная педагогика посредством организации игровой деятельности передавала молодому поколению сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях поколений. В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг: каждый приучался к совместным и согласным действиям, к уважению всеми принятого условия. В такой игре можно было и отличиться, но только так, если это не нарушало порядка. В этом состояла общественная и педагогическая ценность народных игр. Дети в процессе игр приобретали ценные для жизни качества. На протяжении тысячелетий игры были незаменимым и почти единственным средством физической, военной и умственной подготовки детей, средством нравственного и эстетического воспитания.                                          

       Народ понимал педагогическую ценность детских игр и всячески заботился об их сохранности. Без преувеличения можно сказать, что детские игры – одно из величайших достижений народного педагогического гения.

     Фольклор даёт не только историческую картину духовного развития народа. Из произведений всех его жанров выступает многогранный и в  то же время цельный и неповторимый характер всего русского народа.

Мужественный, сильный, суровый – по былинам и историческим песням; хитроватый, насмешливый и озорной – по бытовым сказкам; весёлый, задорный и неунывающий – по плясовым и шуточным песням; грустный, глубоко чувствующий и переживающий – по лирическим песням; мудрый, наблюдательный, остроумный – по пословицам – таков русский человек во всём его величии, простоте и красоте.

     Фольклор прошлых веков – величайшее богатство нации, неотъемлемая часть нашей художественной культуры, совершенное творение многих веков. Фольклор и сегодня приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам. Искусство народа внушает уверенность в свершении самых дерзновенных мечтаний. Оно учит человека ценить жизнь и делает стойким в борьбе с ложью, неправдой, корыстью.            

            

Литература

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., Просвещение. 1987.

Аникин. В. П. Живая вода. М. Детская литература. 1977.

Вендрова  Т. Е., Пигарева.  М., Просвещение, 1991.

Зимина А. Н. Народные игры с пением. М. Издательство ГНОМ  и Д., 2ООО.

Селиванов. Ф.М. Хрестоматия по фольклору. М..Просвещение                             1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет Воспитание нравственных качеств на уроках разных общеобразовательных областей

презентация к педсовету, обсуждение проблем воспитания нравственных качеств у детей на уроках...

Статья "Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках физики и математики"

Как формировать нравственные качества учащихся средствами уроков физики и математики? Я считаю, что эту работу нужно организовать по двум направлениям : личностные прототипы и личное поведение педагог...

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

Доклад «Воспитание нравственных качеств и свойств личности во внеурочное время»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких полож...

Родительское собрание на тему"«Единство семьи и школы в воспитании нравственных качеств личности».

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания дет...

Доклад "Воспитание нравственных качеств обучающихся на уроках русского языка"

Доклад и презентация  по теме "Воспитание нравственных каччеств обучающихся на уроках русского языка"....