Методика информатизации дополнительного образования детей и подростков
методическая разработка по теме

Кузнецова Наталия Анатольевна

Переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию  образовательных электронных изданий и ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya_informatizaciya_obrazovaniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Методика

информатизации дополнительного образования детей и подростков

в объединении "Пресс-центр" МОУ ДОД "ЦРТДЮ"

Составитель: педагог дополнительного образования Кузнецова Наталия Анатольевна

Концепция

В современном деловом и гражданском обществе особую роль представляет информация. Её полнота, качество, а так же скорость, с которой она доходит до потребителя, — вот главные критерии ценности информации. Развитие электронных средств информации (Internet, аудио книги, образовательные электронные ресурсы (ОЭР)   и др.) значительно потеснило печатные средства информации с потребительского рынка.

На сегодняшний день актуальность внедрения наибольшего числа обучающихся в реализацию дополнительных образовательных программ никто не оспаривает. Более того, внедрение ФГОС в основной образовательный процесс говорит о том огромном внимании, которое уделяет государство данному направлению. Основная задача дополнительного образования – дополнить основное образование, создать условия для наиболее полного раскрытия детского потенциала.

Уровень информатизации образования во многом зависит от технической оснащенности учебного заведения и личной заинтересованности педагогов. Как показывает опыт, в школах работает 70% учителей пенсионного возраста, которым удобнее преподавать в классической манере, без использования ОЭР. Прогрессивной площадкой для внедрения информатизации в образование в данных условиях становится  дополнительное образование, основанное на принципах добровольности и свободы выбора. Это объясняется тем, что педагоги дополнительного образования динамичнее реагируют на изменения современных социальных заказов общества.

Образовательную деятельность педагоги дополнительного образования осуществляют, как правило, по адаптированным  программам, разработанным на основе Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление РФ от 7 марта 1995 г. № 223), в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо МО РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16). Внедрение информатизации в процесс обучения, как нельзя лучше, отвечает целям и задачам любой учебной дополнительной программы. Так как информатизация образования – это область научно-практической  деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Целесообразность использования ОЭР очевидна: обучающийся становится одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем. Что в итоге приводит к высоким образовательным и воспитательным результатам.

Данная методика информатизации дополнительного образования разработана на основе научных трудов Григорьева Сергея Георгиевича члена-корреспондента Российской академии образования, доктора технических наук, профессора, директора Института математики и информатики ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» и шестилетнего опыта реализации программы дополнительного образования "Пресс-центр" Наталии Анатольевны Кузнецовой педагога дополнительного образования МОУ ДОД "ЦРТДЮ" города Ухта.

Пояснительная записка

Для построения наиболее плодотворной работы по внедрению информатизации в дополнительное образование необходимо правильно расставить приоритеты, четко оценивать качество используемого обучающего электронного ресурса.

Приоритеты в информатизации образования

Переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию  образовательных электронных изданий и ресурсов.

Цель информатизации дополнительного образования:

Максимально продуктивное использование в учебно-воспитательной работе педагогов дополнительного образования обучающих электронных ресурсов, направленных на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Сформировать знания о требованиях, предъявляемых к средствам информатизации образования, основных  принципах оценки их качества;

Обучить педагогов стратегии практического использования средств информатизации в сфере образования.

Процесс информатизации дополнительного образования должен быть построен с учетом технических возможностей учреждения и компьютерной грамотности педагогов. Системность, последовательность, доступность – главные постулаты в решении данной задачи. Важно учитывать особенность обучения информатизации образования, а именно то, что технологии и средства информатизации образования – являются одновременно и объектом и средством обучения.

Педагоги на начальном этапе работы должны решать для себя следующие задачи:

1. Формирование представления о роли и месте информатизации дополнительного образования в информационном обществе, видовом составе и областях эффективного применения средств информатизации образования, технологий обработки, представления, хранения и передачи информации.

2. Ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям системы дополнительного образования.

3. Обучение формирующемуся языку информатизации образования (с параллельной фиксацией и систематизацией терминологии)

Основными дидактическими целями использования образовательных электронных продуктов и ресурсов в обучении должны стать: сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, повышение мотивации к учению, контроль усвоения, обобщение и другие.

Приложение №1

Информационные революции

Информационная революция - переход общества на использование принципиально новых средств информатики и на качественно новый уровень развития процессов информационного взаимодействия.

Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания. 

Информационная революция заключается в изменении способов и инструментов сбора, обработки, хранения и передачи информации, приводящем к увеличению объема информации, доступной активной части населения.

Шесть информационных революций

Изобретение письменности

Изобретение книгопечатания - одной из первых информационных технологий

Появление языка и членораздельной человеческой речи

Изобретение средств информационной коммуникации (радио, телефон, телевидение)

Распространение средств вычислительной и информационной техники  

Формирование глобальных информационных сетей, формирование информационного общества

Информатизация образования - область научно-практической  деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Приложение №2

Средства информатизации образования

Средствами информатизации образования называются компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования

Технические и аудиовизуальные средства обучения

Средства для записи и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, CD-проигрыватели)

Системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телетайпы, телефонные станции, системы радиосвязи)

Системы и средства телевидения, радиовещания (теле и радиоприемники, учебное телевидение и радио, DVD-проигрыватели)

Оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, диапроекторы, кинопроекторы, эпидиаскопы)

Полиграфическая, копировальная и множительная техника, предназначенная для документирования и размножения информации (ротапринты, ксероксы, ризографы, системы микрофильмирования)

Компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры, графопостроители)

Телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации)

Традиционные аналоговые средства

Аудиосредства

(электрофоны, магнитофоны, микрофоны, усилители, акустические системы, диктофоны, радиоприемники, лингафонное оборудование, кассеты, пластинки)

Графические и фотографические средства 

(фотоаппараты, фильмоскопы, диапроекторы, эпидиаскопы, диафильмы, слайды, изображения на пленках)

Кинопроекционная техника

(кинокамеры, кинопроекторы, кинопленки)

Видео и телевизионные средства

(телевизоры, мониторы, телекамеры, видеокамеры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеопроекторы)

Цифровые средства

Аудиосредства

(цифровые диктофоны и плееры, цифровые компакт-диски)

Графические и фотографические средства

(цифровые фотоаппараты, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти)

Проекционная техника

(мультимедийные проекторы)

Видео и телевизионные средства

(цифровые видеокамеры, DVD-проигрыватели и DVD-плееры, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти)

Компьютерные средства

Компьютерные мультимедиа-средства записи, обработки и воспроизведения звука; обработки и визуализации текста, графических и фотографических объектов; обработки и воспроизведения видео; средства телекоммуникационного общения людей.

Приложение №3

Электронное издание

Электронное издание (ЭИ) - совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео–, фото– и другой информации.

Электронное издание является  телекоммуникационным средством доступа к информационным ресурсам.

В одном электронном издании могут быть выделены информационно-справочные источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры.

Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в компьютерной сети.

Комплекс требований к образовательным электронным изданиям

Требование научности означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, предоставляемого ОЭИ с учетом последних научных достижений.

Требование доступности обучения означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучащюхся.

Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение обучающимся.

Мультимедиа позволяет:

стимулировать когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информации;

повысить мотивацию обучающихся;

развить навыки совместной работы и коллективного познания у обучаемых;

развить у обучащихся более глубокий подход к обучению и помочь в формировании более глубокого понимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Методика преподавания предмета квиллинг в системе дополнительного образования детей»

Содержание мастер-класса: Участникам мастер-класса предлагается ознакомиться с авторским подходом к методике преподавания предмета квиллинг, освоить специальные методы и приёмы создания творчески...

игровые методики в дополнительном образовании детей

Использование игровых методик в дополнительном образовании детей...

Отчет о результатах деятельности ГБОУ Детско-юношеского центра в экспериментальной площадке по теме "Социокультурное воспитание детей, подростков и молодежи в учреждении дополнительного образования детей"

В 2012 - 2013 учебном году ГБОУ Детско-юношеский центр участвовал в экспериментальной деятельности с ФГНУ "Институтом социальной педагогики" РАО . В данном документе представлен подробный отчет о совм...

Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.

Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях дополнительного образования детей и подростков (методические рекомендации)

В методических рекомендациях   "Здоровьесберегающие  технологиии  на занятиях в дополнительном образовании для детей и подростков"  разработанных для педагогов и учи...

Профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования детей

В статье рассматривается проблема создания в учреждениях дополнительного образования детей системной работы по социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников. Представлены способы...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методики и технологии дополнительного образования детей».

При всем разнообразие программ, методы, формы, средства  должны быть разнообразными и должны учитывать особенности  программы. Метод обучения- это прием, или способ который используется...