Учебная программа по предмету "Вокальное исполнительство"
рабочая программа по теме

Светлана Юрьевна Сигалёва

Данная учебная программа рекомендована для работы с учащимися 0 класса (подготовительная группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит классу вокального пения  – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В классе вокального пения органически происходит индивидуальное воздействие преподавателя на учащегося, так как занятия проходят в индивидуальной форме обучения, и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении с педагогом, так и в сольном.

 В условиях дуэтного исполнения у учащихся развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в дуэтном пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и учащегося.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается  творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.

Певцами  называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.

Певческий голос  – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата.

 К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими.

Вторым важным фактором являются природные резонаторы – носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.

Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Разветвление слухового нерва во внутреннем ухе образует так называемый кортиев орган. Чем больше этих разветвлений, тем тоньше музыкальный слух.

Вокал  – (ит. - воче) – голос.

Часто искусство пения называют вокальным искусством.

Цель программы:

-  Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;

-   Дать первоначальные азы в обучении каждого ученика  вокальному искусству.

Задачи программы:

Образовательные:

-      Познакомить детей с народной и эстрадной вокальной музыкой;

-       Обучить детей первоначальным  вокальным навыкам.

Воспитательные:

   -  Прививать навыки общения с музыкой: правильно        воспринимать и исполнять ее;

   -         Прививать навыки сценического поведения;

   -     Формировать чувство прекрасного на основе народного и современного музыкального материала.

Развивающие:

 -          Развивать музыкально-эстетический вкус;

 -          Развивать музыкальные способности детей.

            Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физиологией и медициной.

Детские  голоса имеют тир основных градации – высокие, средние и низкие.

Чтобы стать певцом, необходимо установить характер своего голоса.

Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития.

Всем известно, что многие певцы поют музыкальной природой голоса, не обладая знаниями вокальной техники.

Эксплуатация музыкальной природы без определенных знаний приводит к потере голоса, а восстановление его, процесс длительный. Существуют разные методики обучения вокалу. Практика показала, что обучение вокалу проходит несколько лет.

        Данный предмет «Вокальное исполнительство» рассчитан на «0» класс. 1 год обучения.  Дальнейшее развитие голоса происходит по основной программе обучения вокальному искусству.

        Учащимся «0» года обучения отводятся 1.5 часа занятий в неделю, дроблением на 3 урока по 30 минут.

Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.

В «0» класс приглашаются дети  младшего школьного возраста.

Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

В  программе предмета «Вокальное исполнительство» для «0» класса – индивидуальная и дуэтная вокальная работа с детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.

             Предмет «Вокальное исполнительство» рассчитан, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении вокального класса готовятся для районных  и областных конкурсов сольного пения и для  других творческих  мероприятий.

Программа включает в себя  индивидуальные уроки, тематические вечера, концерты.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

1.

  Музыкально-теоретические вопросы.

Введение.

Лад: мажор – минор.

Темп: быстро - медленно.

Динамика: громко – тихо.

Штрихи в музыке.






Жанры: песня, танец, марш.

Формы песни: запев, куплет, припев, кода.

Типы голосов.

Типы дыхания.

Музыкальные инструменты



2

5

5

5

5






3

8


4

4

2

2.

Вокальная работа.

Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания.

Единство художественного и технического.


ежеурочно

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Жанровое разнообразие музыки.

Песня в жизни человека.

Детская песня.

Песня на войне.

История гимнов России.



2

2


2

2


51

Содержание программы

Тема

Теория

Практика

Введение.

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.

Лад: мажор-минор.

Лад как система устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика ладового отличия.

Определение на слух мажора и минора. Подбор текста к каждому ладу. Сочинение примеров в мажоре и миноре на заданный текст.




Темп:

быстро - медленно.

Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом. Темповые особенности вокальных произведений.

Определение на слух темпа произведений. Сочинение попевок в различном темпе на заданный текст.

Динамика:

громко – тихо.

Определение динамики как громкости звучания музыки. Соответствие динамики и образа музыкального произведения.

Определение на слух p и f. Сочинение песен в разной динамике на заданный текст. Динамические игры.

Жанры:

песня, танец, марш.

Дать определение жанра. Определение жанровой специфики, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра.

Найти примеры разных жанров. Сочинение песни в разных жанрах. Изменение уже существующего жанра.

Штрихи в музыке

 Дать определение штрихов. Соответствие штрихового образа в вокальном произведении.

Определение штрихов на слух. Овладение приёмами их в вокальной технике.

Формы песен.

Определение частей песни, их названия и особенности. Бесприпевная форма.

Привести примеры песен с припевом и без. Сочинение песни на заданный текст в заданной форме.

Типы голосов.

Названия групп голосов, их расположение в хоре. Определение диапазона каждого голоса.

Определение диапазона собственного голоса, обозначение типа. Уметь различать на слух.

Типы дыхания.

Определение типов дыхания, их особенности.

Уметь при пении использовать брюшной тип дыхания.

Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания.

Единство художественного и технического.

Определение музыкального слуха, памяти. Определение артикуляции, ее особенностей при пении. Что такое художественный образ произведения?



Уметь владеть дыханием, верно артикулировать, определять образ музыкального произведения.

Жанровое разнообразие музыки.

Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и взаимодействиях.

Песня в жизни человека.

Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни.

История гимнов России.

Беседа о главной песни России.  Как она менялась и почему?

Песня на войне.

Показать значение песен во время Великой Отечественной войны. Примеры подвигов, свершившихся с песней.

Детская песня.

Беседа о влиянии песен о детстве на каждого человека.

Музыкальные инструменты.

Названия музыкальных инструментов, определение их происхождения и назначения.

Определение на слух звучания музыкальных инструментов.

Содержание знаний, умений, навыков детей О-го года обучения:

Должны знать и определять на слух:

-  музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры  (песня, танец, марш);

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

- знать название женских и мужских певческих голосов;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.

Уметь:

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям преподавателя;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

- исполнять песни и вокальные упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Наглядный материал:

Таблицы;

Портреты композиторов;

Нотный стан;

Музыкальные произведения в CD записи.

Работа с родителями:

Консультации для родителей;

Концерты, игровые праздники;

Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;

Оформление стенда.

Методы и приемы работы:

Методы формирования сознания учащегося:

Показ;

Объяснение;

Инструктаж;

Разъяснение.

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

Самостоятельная работа;

Иллюстрация.

Методы стимулирования познания и деятельности:

Поощрение;

Контроль;

Самоконтроль;

Оценка;

Самооценка;

Вручение подарка;

Одобрение словом.

Методы поощрения:

Благодарность;

Благодарственное письмо родителям;

Устное одобрение.

Список литературы

Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).

Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).

Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).

Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.

Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.

Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).

Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.

Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.

Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).

Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.

Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.

Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы музыкального исполнительства». Предмет «Ансамбль» и предмет "Музыкальный инструмент"

Программа "Основы музыкального исполнительства" по предметам «Ансамбль» и "Музыкальный инструмент" в образовательном процессе детских школ искусств  как нель...

Программа по учебному предмету "Основы вокального исполнительства" (ПО.01.УП.01) Для детей имеющих ограниченные возможности здоровья (срок реализации программы 4 года)

Полноценное дополнительное образование детей с ОВЗ важно для становления их активного участия в жизни, и дальнейшей трудовой деятельности....

Программа по учебному предмету Основы музыкального исполнительства Музыкальный инструмент (флейта)

Программа по учебному предмету Основы музыкального исполнительстваМузыкальный инструмент(флейта)...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы музыкального исполнительства" (скрипка).

Общеразвивающая образовательная программа учебного предмета "Основы музыкального исполнительства" по виду инструмента "скрипка" разработана на основе "Рекомендаций по организа...

Рабочая программа учебного предмета «ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА».

Программа учебного предмета «Основы вокального исполнительства» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общ...