Программа по учебному предмету Основы музыкального исполнительства Музыкальный инструмент (флейта)
рабочая программа по музыке

Мартынова Анастасия Владимировна

Программа по учебному предмету Основы музыкального исполнительства

Музыкальный инструмент

(флейта)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fleyta_1st.doc236.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по учебному предмету

Основы музыкального исполнительства

Музыкальный инструмент

(флейта)

Автор составитель:

Преподаватель по классу

флейты ООИ

А.В. Мартынова

Возраст учащихся:8-12 лет

Срок реализации: 3 года

Когалым 2019


Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка                                                         3

  1. Учебно – тематический план                                                        5

  1. Содержание учебного предмета                                                   6

  1. Требования к уровню подготовки  учащихся                              8

  1. Программно-методическое обеспечение                                        11

  1. Список  литературы                                                                12

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы музыкального исполнительства» (дисциплина «Музыкальный инструмент «Флейта») художественной направленности разработана на основе программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) 1988 год. Составители: профессора Ю.Н. Должиков, И.Ф. Пушечников, М.К. Шапошникова, М.А.Корольков, А.И. Фролов.  Настоящая программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса в классе, систематизации процесса воспитания творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся.

         Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития учащихся, влияет на процесс воспитания и обучения через знакомство с музыкой, исполнением музыкальных произведений на флейте.

Педагогическая целесообразность выражена в использовании методов и приемов, обеспечивающих активную деятельность детей в сфере искусства и способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению, стремление самостоятельно мыслить и проявлять творческое начало, в активизации учебно-воспитательного процесса в классе, систематизации процесса воспитания творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся.

Отличительные особенности программы на практике отдельно занятия по каждому разделу не проводятся. На каждом занятии элементы различных разделов программы переплетаются. Программа разработана  для детей со средними музыкальными данными, цель обучения которых – развитие навыков любительского музицирования. Данная программа предполагает индивидуальные занятия по предмету «музыкальное исполнительство».

 Характеристика программы.

Направленность – художественная;

Тип программы – модифицированная, составлена на основе авторских программ:

Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) 1988 год. Составители: профессора Ю.Н. Должиков, И.Ф. Пушечников, М.К. Шапошникова, М.А. Корольков, А.И. Фролов.

Вид программы:

  • по уровню освоения - базовая
  • по целевому обеспечению - общеразвивающая;
  • по уровню сложности – интегрированная;
  • по форме организации образовательного процесса – индивидуального  обучения.

        При разработке программы  учитывались требования, предъявляемые к программам  дополнительного образования сформулированные в  Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие художественно-эстетического мышления учащихся посредством обучения игре на флейте.

Задачи программы:

1. Развивать музыкальные способности детей (слух, память, ритм)

2. Развить интеллектуальные способности ученика.

3. Воспитывать и прививать желание учиться

4. Воспитывать художественный вкус и расширять музыкальный кругозор ребенка.

II.Учебно-тематический план

Тема

1 модуль

2 модуль

3 модуль

формы контроля

1.

Введение в образовательную программу.

1

Диагностика музыкальных способностей.

2.

История появления инструмента.

1

Опрос.

Практическая работа по извлечению звука

3.

Постановка дыхания, губного аппарата.

10

8

6

Опрос.  Постановочные упражнения

4.

Нотная грамота.

1

1

1

Контрольные задания.

Исполнение этюдов.

5.

Теория музыки.

2

4

3

Опрос.

6.

Техническое развитие.

8

10

13

Исполнение гамм, этюдов, упражнений.

7.

Работа над репертуаром.

10

10

10

Исполнение произведений.

8.

Чтение с листа.

1

1

1

Исполнение пьес.

Всего

34

34

34

III. Содержание учебного предмета.

Тема 1. Введение в образовательную программу.

Знакомство с разделами образовательной программы. Правила поведения на занятии и в учреждении.

Форма контроля: Диагностика музыкальных способностей.

Тема 2. Знакомство с инструментом.

История инструмента, его состав. Умение правильно собирать инструмент, уход за инструментом.

Форма контроля: Опрос. Практическая работа по извлечению звука.

Тема 3. Постановка дыхания, губного аппарата.

 Понятие правильного грудобрюшного исполнительского дыхания. Постановка рук, губ. Звукоизвлечение. - техника дыхания: (научить ребенка брать дыхание правильно и быстро)

Игра длинных звуков с артикуляцией и без неё (с участием языка).

Техника губ: научить правильной концентрации, как в последовательном движении, так и в скачкообразном.)

- техника языка:

 (игра терций, арпеджио, октав (добавление техники челюсти).

Форма контроля: Опрос. Этюды, упражнения.

Тема 4. Нотная грамота.

Нотный стан (Нотаносец). Скрипичный ключ (Ключ соль). Басовый ключ (ключ Фа). Знаки альтерации. Тональности. Размеры. Аппликатура(1-2 октава). Латинские буквы обозначающие ноты.

. Изучение аппликатуры на инструменте, и исполнение упражнений с различными длительностями нот, размерами, знаками альтерации.

Итальянские термины (Темпы, характер произведений), сложные размеры, аппликатура (3-4 октава). Исполнение этюдов на различные виды техники.

Форма контроля: Контрольные задания. Исполнение этюдов.

Тема 5. Теория музыки.

Знакомство с биографией композиторов, Венских классиков современных композиторов, стилей эпох. Прослушивание произведений разными исполнителями.

Форма контроля: Контрольные задания.

Тема 6. Техническое развитие.

1-2 октава. Штрихи, Длительности нот и пауз, двойной язык (тю, кю), Ритмические формулы, Динамика.  Игра упражнений на развитие техники губ, языка пальцев.

Форма контроля: Исполнение гамм, этюдов, упражнений.

Тема 7. Работа над репертуаром Строение произведений,  фразировка, форма, динамика. Исполнение произведений разных композиторов.

Форма контроля: Исполнение произведений.

Тема 8. Чтение нот с листа

Изучение навыка правильного чтения с листа. Усложнение материала.

Исполнение этюдов, пьес, упражнений.

Форма контроля: Исполнение пьес.

IV. Требования к уровню подготовки учащегося

К концу 1 модуля учащийся должен знать:

  • гаммы до трёх знаков,
  • аппликатуру  1-3й октавы,
  • понятия, объясняющие строение музыки.

уметь:

  • исполнить произведения различных жанров,
  • читать с листа,
  • играть с аккомпанементом

Учащийся должен пройти за год не менее 4 этюдов на различные виды техники, не менее 5 разнохарактерных пьес.

К концу 2 модуля учащийся должен знать:

  • специфические особенности звукообразования на флейте,
  • гаммы до 4х знаков.

уметь:

  • читать с листа,
  • самостоятельно разобраться в структуре исполняемых произведений,
  • полностью освоить аппликатуру,

В течение года учащийся должен выучить 5 этюдов, произведение в простой сонатной форме, виртуозное произведение, произведение современного автора и произведение на развитие кантилены.

К концу 3 модуля учащийся должен знать:

  • все мажорные и минорные тональности,
  • стилевые особенности произведений разных композиторов,
  • музыкальную грамоту (термины, обозначения ритма, темпа, характера исполнения, динамики, штрихов, орнаментики).

уметь:

  • играть сольно на флейте,
  • исполнять большинство приёмов на флейте,
  • исполнить без существенных ошибок свою программу и блок технических заданий,
  • читать с листа.

Учащийся должен выучить 5 этюдов и не менее 5 произведений в течение года. А так же играть гаммы и арпеджио во всех тональностях.

Оценочные материалы.

Уровень практической подготовки учащихся отслеживается через исполнение репертуарных произведений в ходе выступлений на контрольных уроках, концертных мероприятиях, конкурсах.

1 год обучения

1. Объем:  в  течение  учебного  года  педагог  должен  проработать   1-2   этюда,   6-8 разнохарактерных пьес (в т.ч. ансамбли).

2.Технические требования:

•        мажорные и минорные гаммы

  • укрепление губного аппарата;
  • опорное дыхание;
  • навыки чтения нот с листа;
  • штрихи: деташе, легато, стаккато комбинированные штрихи
  • трезвучия в прямом движении штрихами деташе, легато.

З. Контроль и учет успеваемости:

I полугодие – контрольный урок в классном порядке 1- 2 произведение наизусть (с оценкой)

II полугодие - -академический концерт:. 2 произведения наизусть (с оценкой)

2 год обучения

1.Объем:  в  течение  учебного   года  педагог  должен   проработать   1-2 этюдов,   6-8  разнохарактерных пьес.

2.Технические требования:

  • штрихи: деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато;
  • трезвучия   с   обращениями   в   прямом   движении   четвертными   и   восьмыми
    длительностями (деревянно-духовые - шестнадцатыми) в умеренном темпе.

З.Контроль и учет успеваемости: 

I полугодие -  контрольный урок в классном порядке 1 – 2 произведение наизусть (с оценкой)

 II полугодие: -академический   концерт: 2 произведения наизусть (с оценкой)

3 год обучения

1.Объем:  в  течение учебного  года педагог должен  проработать   1-2 этюда,  4-6 разнохарактерных пьес, 2  ансамбля.

2. Технические требования:

  • штрихи: деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато;
  • трезвучия   с   обращениями   в   прямом   движении   четвертными   и   восьмыми
    длительностями (деревянно-духовые - шестнадцатыми) в умеренном темпе;
  • хроматическая гамма.

З. Контроль и учет успеваемости:

I полугодие -  контрольный урок в классном порядке 1 – 2 произведение наизусть (с оценкой)

П полугодие – экзамен в форме -академического   концерта: 2 произведения наизусть (с оценкой)

Формы подведения итогов реализации программы: концерты, участие в конкурсах, фестивалях.

Примерные репертуарные списки

1 модуль

2 модуль

***

***

Менуэт из «Маленькой ночной серенады»

Н.Раков Скерцино

А.Гедике Танец

И Кванц Прелюдия и гавот

***

***

Этюд (по выбору)

М. Перцхаладзе Весёлая прогулка

А.Верстовский Вальс

В.Цыбин Старинный танец

3 модуль

4 класс

***

***

Я.Ванхаль «Престо»

В.Коровицын «Гавот»

Ю.Должиков «Элегия»

Ж.Металлиди

«Танцующие светлячки»

V.Программно-методическое обеспечение

Методическая литература

  1. Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
  2. Иванов В. Становление профессионального обучения на флейте в Москве Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Вып.4.М., 2002.
  3. Л.Мазель «Строение музыкальных произведений»
  4. Маслов Р. История исполнительства на флейте (XVIII в. – начало XX в.). М., 2002.
  5. Методика обучения игре на духовых инструментах. Сборники статей. Вып. 1-4. М., 1964,1966,1971,1976.
  6. Методика обучения игре на флейте составитель – профессор ГНПИ им. Гнесиных Л.И. Пушечников.

Репертуарные сборники

  1. Золотая библиотека педагогического репертуара «Методика, упражнения, этюды» составитель Автор методики и редактор профессор Ю.Н. Должиков
  2. Пособие по игре гамм, арпеджио, Д7, УмVII7 составитель Г. Платонов.
  3. Сборник «Школа игры на флейте» составитель Н.Платонов
  4. Сборник «Этюдов и ансамблей» составитель Ю.Н. Должиков
  5. Сборники «Этюдов» составитель В.Ф. Дроботушенко

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

  • кабинет для проведения занятий и рабочие места в соответствии с Сан ПиНом от 04.07.2014 N 41 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей",
  • музыкальные инструменты,
  • магнитная доска,
  • пюпитры (подставки для нот)
  • музыкальный центр
  • метроном
  • компьютер

VI.Список литературы

  1. Золотая библиотека педагогического репертуара «Методика, упражнения, этюды» составитель Автор методики и редактор профессор Ю.Н. Должиков.
  2.  Программа для детских музыкальных школ. Составители: И.Ф. Пушечников, М.К. Шапошникова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», 8 лет

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», далее - «Специальность (флейта)»...

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта»

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», далее - «Специальность (флейта)...

Программа по учебному предмету Основы музицирования Музыкальный инструмент (флейта)

Программа по учебному предмету Основы музицированияМузыкальный инструмент(флейта)...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы музыкального исполнительства" (скрипка).

Общеразвивающая образовательная программа учебного предмета "Основы музыкального исполнительства" по виду инструмента "скрипка" разработана на основе "Рекомендаций по организа...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 7-9 классов.

Аннотация к рабочей программе по «Основам безопасности жизнедеятельности»7-9 класс          Настоящая рабочая программа по Основам безопасности...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 10-11 классов

Аннотация к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс  Цели изучения ОБЖ Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего общего об...