Программа по учебному предмету Основы музицирования Музыкальный инструмент (флейта)
рабочая программа по музыке

Мартынова Анастасия Владимировна

Программа по учебному предмету Основы музицирования

Музыкальный инструмент

(флейта)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fleyta_2st.doc237.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по учебному предмету

Основы музицирования

Музыкальный инструмент

(флейта)

Автор составитель:

Преподаватель по классу

флейты ООИ

А.В. Мартынова

Возраст учащихся:8-12 лет

Срок реализации: 3 года

Когалым 2019


Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка                                                         3

  1. Учебно – тематический план                                                        5

  1. Содержание учебного предмета                                                   6

  1. Требования к уровню подготовки  учащихся                              9

  1. Программно-методическое обеспечение                                        10

  1. Список  литературы                                                                11

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы музицирования» (дисциплина «Музыкальный инструмент «Флейта») художественной направленности разработана на основе программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) 1988 год. Составители: профессора Ю.Н. Должиков, И.Ф. Пушечников, М.К. Шапошникова, М.А.Корольков, А.И. Фролов.  Настоящая программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса в классе, систематизации процесса воспитания творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся.

         Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития учащихся, влияет на процесс воспитания и обучения через знакомство с музыкой, исполнением музыкальных произведений на флейте.

Педагогическая целесообразность выражена в использовании методов и приемов, обеспечивающих активную деятельность детей в сфере искусства и способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению, стремление самостоятельно мыслить и проявлять творческое начало, в активизации учебно-воспитательного процесса в классе, систематизации процесса воспитания творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся.

Отличительные особенности программы на практике отдельно занятия по каждому разделу не проводятся. На каждом занятии элементы различных разделов программы переплетаются. Программа разработана  для детей со средними музыкальными данными, цель обучения которых – развитие навыков любительского музицирования. Данная программа предполагает индивидуальные занятия.

 Характеристика программы.

Направленность – художественная;

Тип программы – модифицированная, составлена на основе авторских программ:

Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) 1988 год. Составители: профессора Ю.Н. Должиков, И.Ф. Пушечников, М.К. Шапошникова, М.А. Корольков, А.И. Фролов.

        При разработке программы  учитывались требования, предъявляемые к программам  дополнительного образования сформулированные в  Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» 

Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для развития художественно-эстетического мышления школьников посредством обучения игре на флейте.

Задачи программы:

1.Обучить правильной постановке губного аппарата и исполнительского дыхания.

2. Обучить  основам домашней работы

3. Развивать музыкальные способности детей (слух, память, ритм)

4. Развить интеллектуальные способности ученика.

5. Воспитывать и прививать желание учиться

6. Воспитывать художественный вкус и расширять музыкальный кругозор ребенка.

2. Учебно-тематический план

Тема

1 модуль

2 модуль

3 модуль

формы контроля

1.

Введение в образовательную программу.

1

Диагностика музыкальных способностей.

2.

Знакомство с инструментом.

1

Опрос.

Практическая работа по извлечению звука

3.

Постановка дыхания, губного аппарата.

10

8

6

Опрос.  Постановочные упражнения

4.

Нотная грамота.

1

1

1

Контрольные задания.

Исполнение этюдов.

5.

Теория музыки.

2

4

3

Опрос.

6.

Техническое развитие.

8

10

13

Исполнение гамм, этюдов, упражнений.

7.

Работа над репертуаром.

10

10

10

Исполнение произведений.

8.

Чтение с листа.

1

1

1

Исполнение пьес.

Всего

34

34

34

III. Содержание программы

Тема 1. Введение в образовательную программу.

Знакомство с разделами образовательной программы, правилами поведения на занятии и в учреждении.

Форма контроля: Диагностика музыкальных способностей.

Тема 2. Знакомство с инструментом.

История инструмента, его состав.Умение правильно собирать инструмент, уход за инструментом. Форма контроля: Опрос. Практическая работа по извлечению звука.

Тема 3. Постановка дыхания, губного аппарата.

Понятие правильного грудобрюшного исполнительского дыхания. Постановка рук, губ. Звукоизвлечение. - техника дыхания: (научить ребенка брать дыхание правильно и быстро). Игра длинных звуков с артикуляцией и без неё (с участием языка).

Тема 4. Нотная грамота.

Нотный стан (Нотоносец). Скрипичный ключ (Ключ соль). Басовый ключ (ключ Фа). Знаки альтерации. Тональности. Размеры. Аппликатура(1-2 октава). Латинские буквы обозначающие ноты.. Изучение аппликатуры на инструменте, и исполнение упражнений с различными длительностями нот, размерами, знаками альтерации.

Тема 5. Теория музыки.

Музыка народов мира. Знакомство с биографией композиторов, стилей эпох.

Прослушивание произведений разными исполнителями.

Форма контроля: Контрольные задания.

Тема 6. Техническое развитие.

1-2 октава. Штрихи, Длительности нот и пауз, двойной язык (тю, кю), Ритмические формулы, Динамика. Игра упражнений на развитие техники губ, языка пальцев.

Форма контроля: Исполнение гамм, этюдов, упражнений.

Тема 7. Работа над репертуаром

Строение произведений,  фразировка, форма, динамика. Исполнение произведений разных композиторов.

Форма контроля: Исполнение произведений.

Тема 8. Чтение нот с листа

Изучение навыка правильного чтения с листа

Исполнение этюдов, пьес, упражнений.

Форма контроля: Исполнение пьес.

Программные требования

I год обучения

1.Объем: в течение учебного года педагог должен проработать 6-8 произведений

2.Технические требования:

  • освоение навыков опорного дыхания, звукоизвлечения, метроритма;
  • укрепление губного аппарата;
  • первоначальные навыки чтения нот с листа;
  • штрихи: деташе, легато;
  • начальные навыки артикуляции.

З.Контроль и учет успеваемости:

I полугодие- контрольный урок в классном порядке 1 произведение наизусть с оценкой

II полугодие —  академический концерт 1 произведение наизусть с оценкой

II год обучения

1.Объем:   в   течение   учебного   года   педагог   должен   проработать   6-8 произведений

2. Технические требования:

  • мажорные и минорные гаммы
  • укрепление губного аппарата;
  • опорное дыхание;
  • навыки чтения нот с листа;

штрихи: деташе, легато, стаккато;

•        навыки артикуляции.

З.Контроль и учет успеваемости:

I полугодие: -. контрольный урок в классном порядке 1 произведение наизусть с оценкой

II полугодие:. —  академический концерт 1 произведение наизусть с оценкой

III год обучения

1. Объем:  в  течение  учебного  года  педагог  должен  проработать  6-8 произведений.

2.Технические требования:

•        мажорные и минорные гаммы

  • укрепление губного аппарата;
  • опорное дыхание;
  • навыки чтения нот с листа;
  • штрихи: деташе, легато, стаккато комбинированные штрихи
  • трезвучия в прямом движении штрихами деташе, легато.

З. Контроль и учет успеваемости:

I полугодие: -. контрольный урок в классном порядке 1 произведение наизусть с оценкой

II полугодие:. —  академический концерт 1 произведение наизусть с оценкой

Формы подведения итогов реализации программы: концерты, участие в конкурсах, фестивалях.

Примерные репертуарные списки

1 модуль

2 модуль

***

***

Этюд (по выбору)

Г.Гендель Адажио

Б.Дварионас Прелюдия

И.Гайдн Немецкий танец

***

***

Ю.Шапорин Колыбельная

П.Чайковский Колыбельная в бурю

В.Моцарт Майская песня

В.Моцарт Аллегретто из оперы

«Волшебная флейта»

3 модуль

***

Менуэт из «Маленькой ночной серенады»

А.Гедике Танец

***

Этюд (по выбору)

А.Верстовский Вальс

IV. Требования к уровню подготовки  учащихся

К концу 1 года обучения учащийся должен знать:

  • основные приёмы игры на флейте,
  • аппликатуру в пределах одной октавы;
  • расположение и название нот.
  • музыкальные термины.

уметь:

  • правильно держать инструмент и руки,
  • пользоваться исполнительским дыханием,
  • ориентироваться в простейшей нотной записи,
  • различать характер музыки,
  • овладеть основными штрихами и приёмами звукоизвлечения,
  • научиться исполнять гаммы в пределах 1-й октавы (фа-мажор).

В течение 1года обучения учащийся  должен выучить и свободно играть не менее 8-10 коротких сочинений, а так же гаммы в одну октаву.

К концу 2 года обучения учащийся должен знать:

  • основные средства музыкальной выразительности,
  • их значения для раскрытия художественного замысла произведения,
  • простейшие музыкальные формы,
  • особенности творчества композиторов изучаемых произведений.

Уметь:

  • разбирать нотную запись,
  • обозначения темпов, размеров, динамики;
  • давать общую оценку музыки (её жанру, стилю, форме),
  • читать с листа,  играть гаммы в и арпеджио до 2х знаков.

Учащийся должен пройти за год не менее 7 пьес различного характера с аккомпанементом.

К концу 3 года обучения учащийся должен знать:

  • гаммы до трёх знаков,
  • аппликатуру 3й октавы,
  • понятия, объясняющие строение музыки.

уметь:

  • исполнить произведения различных жанров,
  • читать с листа,
  • играть с аккомпанементом

Учащийся должен пройти за год не менее 4 этюдов на различные виды техники, не менее 5 разнохарактерных пьес.

Учащийся должен выучить 5 этюдов и не менее 5 произведений в течение года. А так же играть гаммы и арпеджио во всех тональностях.

V. Программно-методическое обеспечение программы

Методическая литература

  1. Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
  2. Иванов В. Становление профессионального обучения на флейте в Москве Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Вып.4.М., 2002.
  3. Л.Мазель «Строение музыкальных произведений»
  4. Маслов Р. История исполнительства на флейте (XVIII в. – начало XX в.). М., 2002.
  5. Методика обучения игре на духовых инструментах. Сборники статей. Вып. 1-4. М., 1964,1966,1971,1976.
  6. Методика обучения игре на флейте составитель – профессор ГНПИ им. Гнесиных Л.И. Пушечников.

Репертуарные сборники

  1. Золотая библиотека педагогического репертуара «Методика, упражнения, этюды» составитель Автор методики и редактор профессор Ю.Н. Должиков
  2. Пособие по игре гамм, арпеджио, Д7, УмVII7 составитель Г. Платонов.
  3. Сборник «Школа игры на флейте» составитель Н.Платонов
  4. Сборник «Этюдов и ансамблей» составитель Ю.Н. Должиков
  5. Сборники «Этюдов» составитель В.Ф. Дроботушенко

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

  • кабинет для проведения занятий и рабочие места в соответствии с Сан ПиНом от 04.07.2014 N 41 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей",
  • музыкальные инструменты,
  • магнитная доска,
  • пюпитры (подставки для нот)
  • музыкальный центр
  • метроном
  • компьютер

VI.Список литературы

  1. Золотая библиотека педагогического репертуара «Методика, упражнения, этюды» составитель Автор методики и редактор профессор Ю.Н. Должиков.
  2.  Программа для детских музыкальных школ. Составители: И.Ф. Пушечников, М.К. Шапошникова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по учебному предмету "Коллективное музицирование - оркестр народных инструментов - "Играй, оркестр"

Программа по предмету "Коллективное музицирование - оркестр русских народных инструментов"  написана с использованием в работе компьютерной музыкальной программы Final....

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», 8 лет

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», далее - «Специальность (флейта)»...

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта»

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», далее - «Специальность (флейта)...

Программа по учебному предмету Основы музыкального исполнительства Музыкальный инструмент (флейта)

Программа по учебному предмету Основы музыкального исполнительстваМузыкальный инструмент(флейта)...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы музыкального исполнительства" (скрипка).

Общеразвивающая образовательная программа учебного предмета "Основы музыкального исполнительства" по виду инструмента "скрипка" разработана на основе "Рекомендаций по организа...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 7-9 классов.

Аннотация к рабочей программе по «Основам безопасности жизнедеятельности»7-9 класс          Настоящая рабочая программа по Основам безопасности...