Авторская программа « Школьник – исследователь»
элективный курс (9 класс) по теме
Предлагаемая авторская программа нацелена на выявление и развитие исследовательских умений и навыков , грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными , сосредоточение их в процессе обучения по возрастным группам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
авторская программа "Школьник-исследователь" | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Учитель истории и обществознания I квалификационной категории муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 21» Мингазова Елена Викторовна
Рецензенты:
Л.М.Владимирова, кандидат исторических наук, преподаватель общегуманитарных дисциплин, ГАОУ СПО «ЖМК»
Н.И.Никифирова, кандидат социологических наук,заместитель по учебно-методической работе НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ»
Пояснительная записка
Одной из основных задач современного образования сводится к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем развития и совершенствования его исследовательских способностей.
Под исследовательской деятельностью мы понимаем творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Практическая значимость программы состоит в том, что разработана методическая система обучения для развития навыков исследовательской работы учащихся.
Программа способствует формированию умения оперировать усвоенным материалом в соответствии с различными задачами, которые могут встать при использовании приобретенных знаний в теоретических и практических целях. Наиболее прочно усваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий.
Место курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс рассматривается как вспомогательная дисциплина к проектно-исследовательским работам учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями. Программа рассчитана на 34 часа .
Целью курса является создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений во внеурочной деятельности.
Для реализации указанной цели решаются следующие задачи:
отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию исследовательских умений;
активизация творческой деятельности школьников на актуальном современном материал ;
развитие поисково-исследовательских видов деятельности школьников;
формирование у школьников познавательных мотивов, готовности к самостоятельному выбору решений и последующим эффективным действиям.
Структура программы
Примерная программа включает пояснительную записку, основное содержание, результаты деятельности, приложения.
I Общеучебные умения, навыки и способы деятельности: Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Формы проведения занятий: обучающие семинары, практические занятия, работа с интернет-ресурсами, работа в библиотеках, круглый стол, индивидуальные занятия.
II ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Программа данного курса представлена следующим образом.
№ | Тематика занятий | Основное содержание | Планируемый результат | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Часы |
1
| Введение. Учебно-исследовательская деятельность как фундаментальная основа успешного обучения
| Основные темы курса, содержание, формы организации учебной деятельности, виды и объем исследовательских работ. Смысловая значимость развития исследовательского поведения. Поисковое мышление | Знать структуру курса и его содержание. Определиться с темой исследовательской работы | Составление конспекта. Определение актуальных тем современного общества. Анализ тем исследовательских работ прошлых конференций. Определение индивидуальных тем учащихся. Индивидуальные выступления учащихся | 2 |
2 | Определение этапов работы | Выбор объектной области исследования, объекта и предмета. Выбор и формулировка темы. Теоретические, практические и смешенные темы. Обоснование актуальности темы и постановка проблемы | Уметь выбирать область и тему исследования, формулировать проблему, Обосновывать актуальность темы | Использование компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных. Презентации результатов познавательной и практической деятельности учащихся | 2 |
3 | Гипотеза, цели и задач исследования. | Формулировка гипотезы. Формирование цели и задач исследования. Определение методов исследовательской деятельности | Уметь ставить цели и задачи, определять методику исследовательской работы | Разбор и анализ гипотез, целей и задач исследовательских тем прошлых конференций, объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Постановка целей и задач по теме исследовательской работы | 2 |
4 | Методы исследовательской деятельности | Понятие метода и методологии. Классификация методов исследовательской деятельности. Принципы исследования. Особенности методов исследовательской деятельности. Понятие анализа, синтеза, дедукции, индукции. Частные и специальные методы | Знать разнообразие методов и форм исследовательской деятельности | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). | 2 |
5 | Дискуссия в учебной исследовательской деятельности | Определение и компоненты дискуссии. Основные требования к ведению дискуссии. Организация дискуссии. | Владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)Уметь разбираться в проблеме дискуссии, определять альтернативные точки зрения на вопросы , формулировать свою точку зрения, с уважением относиться к противоположному мнению | Работа в группах по созданию проблемных задач для ведения конструктивного диалога. «Мозговой штурм» | 2 |
6 | Эмпирическое и теоретическое познание | Система эмпирических знаний. Эмпирические законы. Понятие факта. Роль логических методов познания. Структура теоретического познания. | Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства ,выявлять сходства или различия объектов или их признаков. Соединять выделенные в ходе анализа стороны предмета в единое целое | Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям Формулирование полученных результатов | 2 |
7 | Исследовательская деятельность | Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск и анализ Работа с литературными первоисточниками; | Уметь подбирать, анализировать и синтезировать информацию, проводить микроисследование | Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий | 12 ч в теч. года |
8 | Написание работы | Оформление в соответствии со стандартами информации. Композиция работы | Уметь оформлять результаты исследовательской работы в форме опорного конспекта, тезисов, аннотаций, таблиц, схем, рисунков, планов, отзывов, сравнительно оценочных суждений | Оформление работ | 2 |
9 | Конференция | Регламент выступления. Структура доклада. | Уметь выразительно и четко выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, объяснять отдельные термины и фразы, пользоваться сопроводительным материалом, доказывать собственную точку зрения, опровергать иную, полемизировать, выстраивать систему доказательств | Публичные выступления | 2 |
10 | « Круглый стол» | Уметь анализировать, делать выводы | Анализ и корректирование работ | 6 После каждого участия |
III. К числу регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты:
- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;
- осуществлять действия по реализации плана;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;
- извлекать информацию;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осознавать необходимость нового знания;
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.
- доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
- понимать другие позиции и взгляды;
- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то сообща.
Приложение1
Тема исследовательской работы
Выбор темы. Тема определяется в соответствии с интересами ребенка и ее актуальностью.
Например: Тема: Мотивационные факторы, влияющие на выбор
политического лидера.
Тема: Чрезмерная занятость родителей
Тема: Влияние природы воды на прорастание семян
Объект работы – это процесс или система чего-либо (воспитания, образования, развития, формирования личности, коллектива и ДР.).
В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Объект шире предмета. Предмет находится внутри объекта.
Например, объектом исследований может быть образовательный или воспитательный процесс……; система……работы в образовательном учреждении; система подготовки специалистов по… .( Объектом изучения является рифмованный сленг в английском языке. Объектом исследования являются учащиеся школы №21 и их родители.)
Предмет работы более конкретен, это название темы работы. Он включает совокупность элементов, связей и отношений, которые подлежат непосредственному изучению, устанавливают границы научного поиска. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.
Например, предмет можно определить как содержание образования в области…; формы и методы деятельности специалиста по…; пути, условия, факторы совершенствования обучения и воспитания детей и подростков в процессе занятий…
(Предметом исследования является влияние природы воды на прорастание семян. Предметом исследования являются взаимоотношения родителей и детей. Предметом исследования являются мотивационные факторы, влияющие на восприятие образа политического лидера.)
Приложение 2
Методы исследования:
-анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов,
-педагогическое наблюдение,
-метод опроса (метод беседы, интервьюирование. анкетирование),
-педагогический эксперимент,
-изучение педагогического опыта,
-метод экспертной оценки;
-математико-статистический метод.
Например: (Методика исследования определялась его целями и задачами и носит комплексный характер. Для реализации поставленных выше задач в данной работе применялась следующая система методов:
- метод сплошной выборки применялся при работе с печатными лексикографическими источниками для отбора фактического материала исследования;
-метод дефиниционного анализа, то есть исследование внутренней формы сленга, выявление значений сленга;
- метод семного анализа, с помощью которого выявлялась семантическая структура сленга;
- описательный метод использовался при описании и анализе сленга, позволившии позднее сделать выводы о его специфических особенностях;
- статистический метод дал возможность определить относительную частотность сленга, а также использовался как для подсчета общего числа анализируемых слов, так и для определения количества образований;
- частично использовался метод опроса информантов для выявления речевых особенностей функционирования сленга.)
Приложение 3
Композиция работы
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: -Наименования учебного заведения, где выполнена работа; -Фамилию, имя и отчество автора; -Тему научной работы; -Фамилию, имя и отчество научного руководителя; -Город и год; |
Оглавление | Включает: -Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
Введение | Содержит: -Оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи; -Обоснование необходимости проведения работы. |
Основная часть | Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. |
Список литературы | Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы. |
Приложение 4
Введение.
Во введении обосновывается выбор темы, определяется её актуальность для науки и практики, предмет, объект исследования и основной работы, формулируется цель и задачи. Раскрывающие тему работы.
Необходимо придерживаться следующего расположения элементов:
-Актуальность темы;
-Степень разработанности темы;
- Цель и задачи работы;
- Объект и предмет работы;
-Теоретико - методологическая база исследования или методы исследования;
-Эмпирические источники;
-Апробация результатов исследования;
-Научная и практическая ценность работы;
-Положения, выносимые на защиту;
-Структура работы.
Приложение 5
Актуальность темы - это то, что данная тема освещает, раскрывает, изучает, выявляет; в чём состоит проблема; Почему она актуальна в настоящее время; Какие вопросы недостаточно раскрыты; Почему необходимо изучать данную проблему.
Признаками актуальности темы могут быть: - общий интерес со стороны ученых, педагогов к проблеме;
- наличие потребности практики обучения, воспитания в разработке вопросов на данном этапе;
- необходимость разработки темы в связи с местными условиями (климатическими, демографическими и т.д.).
Обоснования актуальности темы включает в себя доказательства наличия на сегодня в теории и практике данной нерешенной проблемы (темы исследования).
Например: ( Актуальность данной работы заключается в том, что чрезмерная занятость родителей в жизни детей рассматривается как одна из важнейших проблем современного общества. В основе этого понятия лежит представление, согласно которому без активного участия родителей в жизни ребёнка невозможна социализация индивида. Без активного участия родителей невозможно создание полноценного члена общества.
Актуальность работы заключается в том, что активность политического участия граждан в жизни страны рассматривается как одна из важнейших характеристик современного общества. В основе этого понятия лежит представление, согласно которому без широкого участия граждан в политической жизни государства, невозможно достижение общественного согласия. В настоящее время в нашей стране происходит процесс формирования политических элит, появляются новые политические лидеры. И сегодня важным представляется процесс формирования у масс мнения о политическом деятеле. )
Приложение 6
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.
В задачах формулируется конкретные этапы достижения цели.
Содержание задач не должно выходить за пределы содержания цели.
Постановка задач начинается со слов:
1.Изучить…
2.Проанализировать…
3.Выявить…
4.Определить…
5.Доказать…
6.Установить…
7.Разработать…
8.Обосновать…
9.Проверить…
Например:( Цель работы заключается в изучении особенностей рифмованного сленга в современном английском языке.
В соответствии с поставленной целью исследование предполагает решение ряда конкретных задач:
- определить функционально – стилистическую принадлежность сленга для последующего уточнения их коммуникативного статуса.
- определить место рифмованного сленга в системе английского языка;
- провести анализ семантических особенностей английского рифмованного сленга.
- провести структурный анализ общего и рифмованного сленга английского языка.)
Приложение 7
Гипотеза исследования – это предположение о путях преобразования предмета исследования, по созданию условий для его развития и совершенствования, т.е. научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверки.
Обычно гипотеза формулируется с помощью следующей синтаксической конструкции: ,,Если… (например, использовать в обучении методику…), то… (например, повысится эффективность… чего-либо).”
( Гипотеза – главным в отношениях родителей и детей является взаимопонимание и доверие. Гипотеза – Личность политического лидера является ведущим фактором , определяющим электоральный выбор. )
Научная и практическая ценность работы определяется в ее теоретической и практической значимостью.
Теоретическая значимость исследования значения полученных результатов для науки определяется тем, в какие проблемы, концепции, отрасли знания вносится изменение, направленные на развитие науки пополняющее ее содержание.
Практическая значимость исследование –это возможность использования результатов в практике различного вида учреждений. Такими результатами могут быть, например , методические рекомендации , авторская программа методика новые формы работы и др.
Например: (Теоретическое значение данного исследования заключается в том, что выдвинутые и обоснованные в работе выводы и положения способствуют уточнению ряда понятий на материале английского языка. Анализ фактического материала помог установить некоторые закономерности формирования и функционирования сленга в речи, что создает определенные предпосылки для уточнения и углубления перспектив и путей исследования данной группы лексики. полученные результаты могут оказать неоценимую помощь в изучений функциональных особенностей английского сленга.
Практическая ценность определяется возможностью использования материалов исследования на уроках. Целесообразным представляется использование приводимых в работе данных в практике преподавания английского языка, так как учащиеся должны овладевать не только книжно – литературной, но и живой разговорной речью.)
Список рекомендуемой литературы
Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. М.: Гардарики, 2002
Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
Кузин Ф.А. Дипломная работа. М.: Изд-во МПИ, 1990.
Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. М.: Ось-89, 1998.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат
Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное ведение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004.
Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. Гл. 6.
Эко У. Как написать дипломную работу. М.: Книжный дом «Университет», 2001.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности
1.http://rudocs.exdat.com/docs/index-24027.html
3.http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/04_07_00_04.htm
4.http://www.researcher.ru/editors/f_1ye4bz/f_266an5/f_1xkcoo/a_1y17rz.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" для 10-11 классов
Представленная программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" рассчитана на учащихся 10-11 классов. Программа была опробирована в течение 2 лет 2010-2011гг. За время реализации програм...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ФИТБОЛ-АЭРОБИКА» Программа составлена для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ).
Учитывая огромный оздоровительный эффект от упражнений на фитболах, их большое количество и разнообразие была разработана программа «Фитбол - аэробика» предназначенная для школьников, отнесенных по...
Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык
Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит методические материалы, отражает методы и приёмы работы по развитию навыков анали...
Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык"
Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит некоторые разработки кружковых занятий по развитию навыков анализа, ...
Доклад "Преподавание авторской песни школьникам. Взаимосвязь с некоторыми предметами школьной программы"
С данным докладом я выступала на заседании методического объединения Центра детского творчества. В докладе говорится об актуальных связях преподаваемого мной предмета с обязательными предметами ...
Авторская программа внеурочной деятельности "Юный эколог-исследователь"
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне. ...
Методические рекомендации к авторской программе дополнительного образования по биологии «Юный исследователь» для обучающихся 6 – 8 классов
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть ...