Главные вкладки

    Конспект занятия Тема: «1812 год. Защитникам Отечества – слава!
    план-конспект урока (6 класс) по теме

     

    Конспект занятия

    Тема:

     «1812 год. Защитникам Отечества – слава!

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

    Тема:

     «1812 год. Защитникам Отечества – слава!

    Тип занятия: итоговое.

    Форма проведения: конкурсно-познавательная программа.

    Место проведения: учебный класс СЮТур.

    Содержание: проверка знаний учащихся в процессе выполнения конкурсных заданий, уточнение и расширение знаний по теме.  

     

    Цель: выявить, уточнить, расширить знания учащихся по истории Отечественной войны 1812 года

    Задачи:

    - способствовать повышению у учащихся познавательного интереса и активности в изучении военной истории России,

    - показать важность сплочения народа в борьбе с внешним врагом,

    - развивать у учащихся навыки коллективного взаимодействия в достижении поставленной цели,

    - показать важность активного познания фактов истории на примере изучения памятников и произведений искусства,

    - воспитывать у учащихся чувство уважения к истории Отечества и памяти предков.

    Методы обучения:

    объяснение, беседа, проверка знаний в ходе выполнения конкурсных заданий, словарная работа, обобщение полученных знаний.

    Деятельность учащихся на занятии:

    погружение в тему конкурсно-познавательной программы – оформление класса плакатами, репродукциями картин, фотографиями, выставка книг и краеведческих материалов, прослушивание музыкальных произведений; групповая деятельность в ходе конкурсно-познавательной программы; творческая деятельность при выполнении заданий; устные ответы; письменная работа; анализ и самостоятельное осмысление результатов участия в конкурсах; познавательная деятельность; минута молчания.

    Предварительная работа: опора на знания учащихся образовательных дисциплин основной школы, проведение теоретических занятий по истории Отечественной войны 1812 года на территории России и в нашем крае, самостоятельная работа с краеведческой и справочной литературой, экскурсия в краеведческий музей г. Ногинска,  участие в программе юных краеведов «Мы – наследники славы земли Богородской», конкурс творческих работ учащихся «Недаром помнит вся Россия..», личный опыт.

    План-конспект занятия

    Вступительное слово педагога:

            Здравствуйте ребята.

            Наше занятие сегодня – заключительное по теме: «Отечественная война 1812 года в России и военные события 1812 года в Богородском крае».

    На доске – тема занятия «1812 год. Защитникам Отечества – слава!», репродукции картин, фотографии, рисунки и фотографии ребят. Все оформление пригодится нам в проведении занятия, поможет еще раз погрузиться в события Отечественной истории 200-летней давности.

            В процессе занятия всем вам предстоит показать свои знания, умение применять их в конкретных ситуациях, а также навыки мыслить творчески и действовать в коллективе.

    Наше занятие – конкурсно-познавательная программа знатоков истории Отечественной войны 1812 года. Перед вами таблица с названиями конкурсных заданий, мы вместе с вами будем заполнять графы таблицы и выявлять победителей.

            Для проведения конкурса мы поделимся на 4 группы. На столе лежат листки с номерами от 1 до 20 по количеству участников. Участники с номерами 1, 5, 10, 15, 20 объединяются в 1 группу, с номерами 4, 8, 12, 16, 19 – во вторую группу, с номерами 3, 6, 9, 11, 13 – в третью группу, с номерами – 2, 7, 14, 17, 18 – в четвертую группу.

    (Ребята пересаживаются, объединяясь в команды. Выбирают командира группы).

    1 .Разминка,  конкурс «Всезнаек»

    Задание: дайте ответы на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

    - что означает слово «война»,

    - почему войну с французами 1812 года называют «Отечественная» - кто стоял во главе государств России и Франции в период войны 1812 года,

    - назовите командующих фронтами русской и французской армии,

    - сколько времени продолжалась Отечественная война 1812 года,

    - какое значение в ходе войны имело решение Главнокомандующего русской армии об оставлении Москвы, почему,

    - где и когда произошло Генеральное сражение русских и французских войск, чем оно закончилось,

    - сколько времени продолжалась оккупация французскими войсками территории Богородского уезда,

    - назовите населенные пункты, где проходили столкновения вохонских  крестьян с отрядами французской армии,

    - назовите место на территории нашего района, где установлен памятник Герасиму Курину и крестьянам вохонской дружины за ратные подвиги в Отечественной войне 1812 года.

    Педагог:

    Чтобы изучать события давно минувшего времени, необходимо пополнять свой словарный запас. В этом вам помогают толковые словари, энциклопедии. Сейчас проверка выполнения вами домашнего задания – словарная работа. Над выполнением задания работает вся группа.

    Конкурс «Краеведческий словарик»

    Задание: что означают эти понятия или назвать слова, обозначаются понятия:

    -ополчение_____________________________________________________________

    ________________________________________________________

    - редут – _______________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    - кивер – _______________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    -гренадеры -  ____________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    - оккупанты - ___________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    - экспозиция __________________________________________________________
    ________________________________________________________________________

    - верста – _______________________________________________________________

    - ____________________________– отступать в соответствии с планом действий

    - _____________________ – административная часть территории узда в 18-19 веках

    - ____________________– восстановление чего-либо, в данном случае событий боя

    - ______________________________– солдаты, обеспечивающие фуражом конницу

    - __________________________ – военные действия, направленные на защиту себя, своего дома

    Педагог: История, как и многие естественно-научные дисциплины, любит точность. Поэтому сейчас вам предстоит в текст на карточках вписать точные данные.

    (Каждой команде вручается лист с заданиями. Время работы – 2 минуты. По окончании работы зачитываются правильные ответы, ребята сами выставляют баллы. Правильный ответ -1 балл.)

     Конкурс «История в цифрах»

     Задание: вставьте пропущенные цифры.

    численность войск Великой армии Наполеона при вторжении в Россию  _____________________________________________________________________

    дата Бородинского сражения ______________________________________

    удаленность места битвы - села Бородино от Москвы ____________________

    численность отряда Герасима Курина в Богородском уезде около
    ______________________________

    Праздник Покрова Пресвятые Богородице - __________________________

    Педагог:

    После экскурсии в краеведческий музей и участия в программе «Мы - наследники славы земли Богородской» многие из вас приняли участие в конкурсе творческих работ «Недаром помнит вся Россия...». Рисунки и фотографии участников конкурса служат оформлению нашей программы, а выдержки из сочинений, строки стихотворений я хочу вам прочесть.

    (Награждение победителей конкурса).

    Педагог:

    Чтобы объективно оценить ваши знания, расшить, уточнить их, мы будем с вами перелистывать страницы истории и событий Отечественной войны 1812 года.

    Конкурс: «Знаем – отвечаем»

    Задание: Расположите в два столбца соответственно названия мест боев русской и французской армии при наступлении и отступлении Наполеоновских войск на территории России: Вязьма, Смоленск, Салтановка, Красный, Бородино, Мир, Малоярославец, р. Березина, Шевардино. Каждый правильный ответ – 1 балл.

                           наступление

              отступление



    Педагог: 

    История – наука, которая основана на изучении, прежде всего, письменных источников. К таковым можно отнести и произведения искусства, которые написаны художниками, непосредственно участвующих в событиях. Перед вами 4 репродукции картин известных художников; они – часть альбома «Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 года», выпущенного в Санкт-Петербурге в 1912 году. Максимальная оценка защиты работы – 5 баллов.

    Конкурс «О чем рассказывают картины художников?»

    Задание: Каждой команде предстоит рассмотреть одну из предложенных репродукций и сказать, с каким периодом истории связаны сюжеты картин.

    1 команде – картина Дезарно «Сражение при Бородине»

    2 команде – картина В. Верещагина «В Кремле – пожар»

    3 команде – картина В. Верещагина «Наполеон и маршал Лористон «Мир - во что бы то ни стало»

    - картина А. Коссака «Сожжение знамен».

    Педагог:

    Следующий конкурс - «Юный летописец». Каждой команде предоставлен одинаковый текст. Вам предстоит внимательно прочесть его, вставить в текст пропущенные имена собственные, слова или понятия. Время работы – 5 минут. Каждый правильный ответ – 1 балл. Оценим результаты работы каждой группы при правильном прочтении текста.

    Особую роль в Отечественной войне 1812 года суждено было сыграть князю Генерал-фельдмаршалу М.И. Кутузову.

    Император Александр 1 назначил его главнокомандующим русской армией. Боевой опыт этого человека составил половину столетия. Армия с нетерпением ждала нового командира и была уверена, что по приезде в ставку после боя под Смоленском, он сразу же даст решающее сражение, которое остановит отступление русских войск и переломит ход войны. Но, оценив ситуацию, старый мудрый полководец велел снова отступать. 

    Наконец, место для генерального сражения было выбрано. Одна из знаменитейших битв в мировой истории должна была произойти недалеко от Москвы, в окрестностях села Бородино.

    26 августа закипела битва общая, ожесточенная и беспорядочная, где все смешалось  пехота, конница, артиллерия.

    Ценой огромных жертв французы захватили батарею Раевского, прозванную ими «могилой французской кавалерии».

    Силы обеих сторон были истощены. Битва закончилась.

      На военном совете в подмосковной деревне Фили решался вопрос: защищать или оставлять Москву.

       Тяжел был этот выбор. Долго совещались генералы. Главнокомандующий     М.И. Кутузов  закрыл совет словами: «Будем отступать». Он решил, пожертвовав Москвой  спасти армию.

    Педагог:

    В ходе нашей конкурсно-познавательной программы мы старались сегодня перелистать страницы истории Отечественной войны 1812 года, вспомнить события и имена тех, кто защищал нашу Родину в годы лихолетия. И сейчас настал момент, когда мы коснемся темы памяти предков: «Защитникам Отечества – слава!».

    Перед нами висят фотографии памятных мест, памятников, картин, фотографии людей. Все они выполнены художниками, скульпторами, архитекторами. Все они хранят память об Отечественной войне 1812 года. Давайте внимательно посмотрим на них, попробуем рассказать о каждой фотографии.

     (Учащимся представлены 20 фотографий, часть из которых знакомы им по теоретическим занятиям и самостоятельной работе. Педагог в ходе работы дает пояснения, уточняет и расширяет знания учащихся).

    2012 год в истории России отмечен как Год Истории. Прошли празднества, посвященные 200-летию Бородинского сражения. Продолжаются празднества по случаю освобождения русских территорий от наполеоновских войск. Наши предки славно защищали свое Отечество, нам есть чем гордиться!

    Я хочу зажечь свечу – свечу памяти всех погибших русских людей – защитников Отечества 1812 года. Минута молчания.

     (Горит свеча, звучат колокола, песнопения ансамбля Ростовского Кремля. Чесноков «Вечной памяти павших»).

    Педагог:

    Настало время подведения итогов конкурсно-познавательной программы «Защитникам Отечества – слава!». Вы выполняли устные и письменные задания, и мы вместе оценивали ваши ответы.

    (Подсчитываются баллы, объявляется команда-победитель. Педагогом анализируется участие каждой команды в программе, выявляются положительные оценки и недочеты в знаниях учащихся. Оценивается коллективная работа учащихся в каждой группе. Определяется дальнейшая работа – поездка в ГИМ Москвы, знакомство с новой экспозицией «1812 год в истории России»).

    ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ

     «1812 год. Защитникам Отечества – Слава!»»

    группа

    Разминка

    1 б

    Краеведческий

    словарик

    История в цифрах

    Знаем –

    отвечаем

    .

    О чем рассказали картины

    Текст с пропусками

    фотоконкурс

    Работа группы

    Общее количество

    баллов

    место








    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Защитник Отечества, Слава тебе!

    МЕРОПРИЯТИЕ ПОВЯЩЕНО ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. НАПРАВЛЕНО НА РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА ВОСПИТАННИКОВ, ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА И Т.Д....

    "Защитник Отечества, слава тебе!"

           Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного 23 февраля. Материал содержит песни, стихи, сценки....

    Спортивное развлечение, посвященное ко Дню Защитников Отечества «Слава армии родной!», в старшей группе

    СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ посвященное ко Дню Защитников Отечества«Слава армии родной!»Возраст:  старшая группа (5 – 6 лет).Цель:-         Приобщение детей к...

    Внеклассное занятия по патриотическому воспитанию:"Защитники Отечества"

    Формировать представления о родах войск (летчики, танкисты, моряки);сформировать у них  первые представления об особенностях военной службы;Дать знания о Российской армии, службе в мирное время; ...

    Торжественная линейка, посвященная Дню защитника Отечества «Слава Защитникам Отечества!»

    Создание благоприятных условий для формирования представлений об истории создания праздника, посвященного Дню Защитников Отечества и его роли в современном обществе....