методические разработки по краеведению
методическая разработка (6 класс) по теме


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

КОНКУРСНО- ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ  

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»

        Наша конкурсно- игровая программа называется «Волшебный мир театра». Мы поговорим о театре, вы познакомитесь поближе с актерской профессией, сможете попробовать себя в роли актеров.

        Помогут вам в этом наши гости- актеры Ногинского Драматического театра. (представление гостей).

        Итак, начнем.

  В своей, книге Федор Волков написал, что когда впервые попал в театр «не знал, где был на земле или на небе?»

- А вы помните, как впервые пришли в театр и какое впечатление произвел на вас театр? (Обращение с вопросом сначала к ребятам, затем к гостям)

-Что было потом?

-Как вы попали в театральный кружок?

-Какие роли вы играли?

 - Как проявили свои артистические способности в школе?

-Как поступили в театральный институт?

(актеры отвечают на вопросы )

-Ребята, как вы думаете, что должен уметь актер?

Елена Геннадиевна, какие предметы Вы изучали в институте?( сценическое движение, актерское мастерство, техника речи)

Уметь четко, ясно и красиво говорить - это искусство, которому необходимо учиться.

Упражнения на развитие речи:

1.Упражнения с гласными : ИЭАОУЫ

2.Скороговорки: Хохлатые хохотушки, захохотали: Ха – 5 раз

                              Били, били, били в бубен, загубили бубен.

Сегодня все группы приготовили сценки, небольшие выступления, сюжеты которых связаны с легендами нашего края.

                                            Легенда первая:

        Недалеко от микрорайона Заречье есть местечко Волхонка, до сих пор сохранился двухэтажный дом, который якобы принадлежал князю Волконскому.

По легенде у старого князя была молодая жена, которая полюбила ключника по имени Ванька. Как дальше разворачивались события, вы узнаете из выступления.

                              СЦЕНКА  «Легенда о Ваньке- ключнике».

Эта история закончилась печально. Ваньку повесили, а княжна погибла вместе с ним. По- моему, актеры играли хорошо, старались выразительно произносить текст. Но во время театрального действия актер не только произносит текст, но и должен еще и двигаться по сцене, сопровождать текст движениями.

Повторный показ сцены встречи Ваньки и Княжны, появление Князя. (с движениями)

А вы ребята умеете показывать что-то или кого-то, проверим :

     

1.Игра «Как живешь ?»

-Как живешь – Вот так….

-Как плывешь – Вот так…

-Вдаль глядишь- ……..

-Ждешь обед -………

-Машешь вслух-……

-Утром спишь -…….

А шалишь -………

        2.Игра «Одно и тоже по разному»

(Сидеть у телевизора, на уроке, в автобусе, поднять руку, когда хочешь ,чтобы вызвали…)

         3.Загадки

Изобразить предмет или действие так, чтобы узнали другие.

        А вот какая легенда связана с именем императора Петра 1. События о которых вы узнаете произошли, когда Петр был еще мальчишкой и у его матери Натальи Кирилловны Нарышкиной было в наших краях имение .

СЦЕНКА  «ЛЕГЕНДА О ПЕТРЕ 1»

В этой сценке много героев: Петр, его мать, служанка и.т.д.

Вот и на сцене в театре актер не сам по себе, не один, а со своими партнерами, он работает в коллективе. И это нелегко.

- Елена Геннадиевна, этому тоже учат актеров?

Давайте проверим: умеют ли наши ребята работать в коллективе?

       Упражнение:

1.Эстафета : «Один за другим»

 (дети должны вставать друг за другом так, как только сел предыдущий, встает                следующий.)

  2 «Песенная эстафета»-(Песня по слову)

(выбирается общая песня, дети друг за другом поют по одному слову из песни)

Нелегко работать в коллективе, правда? Этому тоже надо учиться. Надо быть внимательными друг к другу, вместе играть, петь, ведь мы живем в обществе.

        А вот еще одна легенда. Ее герой- соратник Петра 1- звали его Яков Брюс.

Усадьба Глинки, которая принадлежала Брюсу, находилась на территории нашего Богородского  уезда.

        Яков Брюс был образованным человеком. Военный, дипломат, он был еще и талантливым ученым. О нем  ходило множество легенд. Одну из них вы сейчас узнаете.

СЦЕНКА  «ЛЕГЕНДА О ЯКОВЕ БРЮСЕ».

        Роль Брюса досталась нашему педагогу Наталье Викторовне, ей пришлось запомнить большой текст.

-Наталья Викторовна, было трудно?

Обратимся к нашим гостям:

-Елена Геннадиевна, а ведь у актеров есть свои секреты заучивания текстов ?

(Необходимо представить картинку о которой рассказывает текст, найти события, действия, которые разворачиваются вокруг, выделить самое главное предложение в тексте, самое главное слово и от него идти дальше, фантазируя. Сначала запоминать содержание, затем весь текст.)

        1.Давайте попробуем выучить стихотворение «Джонатан Билл»

          2.Физкультминутка о театре.

        А у нас следующий герой легенды.

В Ногинском районе, в деревне Громково есть Бирлюковский         Монастырь. Его название народ связывает с человеком по прозвищу – «Бирлюк». А   почему он получил это позвище, рассказывает легенда.

 СЦЕНКА  «ЛЕГЕНДА О БИРЛЮКЕ».

Что вы можете рассказать  о Бирлюке? Кем он был, кем стал?

        Если бы у нас было больше времени, то мы смогли бы рассказать о жизни Бирлюка поподробнее. Вначале спектакля он был разбойником, а в конце стал порядочным человеком.

        

        Один и тот же актер играл роль и плохого и хорошего человека, т.е. перевоплощался.

-Уважаемые актеры, вы могли бы показать ребятам то самое перевоплощение, ведь это под силу только  мастерам ( людям, владеющим актерским мастерством)

          Показ отрывков из сказок «Золушка» Ш. Перро

                                                        «Мальчик- звезда» Оскар Уайт

        Как замечательно показали свои роли наши гости. Давайте ребята еще раз поблагодарим их.

        Кстати. О правилах поведения в театре… Знакомы ли вы с ними?

Все, кто работает в театре,  долго готовятся к встрече с вами, зрителями.

-Люди, каких профессий принимают участие в создании спектакля? ( Драматург, режиссер, художник по костюмам, гримеры, осветители, конечно актеры).

Все они так долго трудились ради того, чтобы спектакль вам понравился.

-А что сделали вы ради этой встречи?

-Как приготовились к спектаклю? (ответы детей)

Валентина Анатольевна:

-Раньше, приходя в театр, переодевались. У женщин были маленькие сумочки, которые так и назывались: театральные.

Недаром говорят: «По одежке встречают – по уму провожают».

Вернемся к правилам поведения в театре. Чего нельзя делать в театре?

 - не опаздывать,

- не разговаривать во время спектакля,

-не есть, не вставать, не ходить по зрительному залу.

-а антракте не бегать, не разговаривать громко,

- в конце спектакля не забыть похлопать в ладоши. Так зрители выражают свою благодарность и признательность актерам за их игру, всем работникам театра за все, что они сделали ради того, чтобы спектакль получился.

        Мы с вами благодарим героев нашей встречи Е.Г и В.А (вручение цветов).

Театр- это школа жизни. В этой школе мы не обучаемся грамоте или наукам. Мы учимся грамоте человеческих отношений, науке быть человеком. Учимся таким предметам, как честность, благородство, великодушие, товарищество, доброта.

Учиться всему этому в театре весело и радостно.

Давайте ходить в театр!



Предварительный просмотр:

Сценарий конкурсно-игровой программы

«Город  Богородск  Московской губернии»

(программа проводится, после того как ребята

совершили учебно – познавательную  экскурсию по историческому центру г. Ногинска,

приняли участие в игре «Краеведческое ориентирование» и  конкурсе творческих работ).

 

Ведущий:

Здравствуйте ребята! Сегодня мы подводим итоги нашей игры. Вы познакомились с историей Ногинска, побывали на экскурсии по центру города. О своих впечатлениях рассказали в рисунках, сочинениях, стихах. Все ваши работы представлены на нашей выставке. Маршруты  у   групп  были разные, поэтому сегодня вы расскажете друг- другу о своих путешествиях, узнаете еще много интересного из истории нашего города.

        Итак, все мы жители города Ногинска - ногинчане. А знаете ли вы, что в нашей стране

есть еще один город Ногинск, находится он в Красноярском крае. Так вот, если вы кому-то даете свой адрес, то  кроме названия города и улицы необходимо указать к какой области вы относитесь. А каким был Ваш адрес 100 лет назад? (Город Богородск Московской губернии).

        Наш город расположен в 60 км от Москвы. На нашей встрече мы поговорим еще и о том, какое влияние Москва оказала на развитие города.

        Представим наш город и его жителей, какими они были 100 лет назад.

Появляются  герои Москвич и житель Богородска.

Москвич:

А я говорю «Москва - всем городам мать. Самый главный город России. Куда Богородску до Москвы».

Житель Богородска:

Ты не смотри, что городок наш небольшой, у него знаешь какая истории! Я думаю, он древнее Москвы будет!

Ведущий

Кто вы?

Житель Богородска

Я житель Богородска- ногой Иван Петров.

Москвич:

А я житель столичного города – Алексей Разумов.

Ведущий:

Вы, я слышала, спорите, чей город древнее. Думаю, что нам стоит обратиться за помощью к одному моему знакомому- Архивариусу.

Житель Богородска:

А кто это – Архивариус?

Появляется Архивариус.

Архивариус:

Я - хранитель различных исторических документов: летописей, духовных грамот, писем, книг, которые рассказывают об истории нашего государства. Как много интересного можно узнать из моего архива.

Чем я могу быть вам полезен?

Ведущий:

Эти два господина , один из Богородска, а другой из Москвы – спорят, чей город древнее. Вы можете разрешить их спор?

Архивариус:

Конечно, для этого надо заглянуть в летописи. В старину словом «лето» называли год, летописи – это годовые записи.( Листает толстую книгу). Когда точно был основан город Москва неизвестно, об этом нет никаких упоминаний в документах. Но есть документ, в котором впервые упоминается Москва. Из Ипатьевской летописи мы узнаем, что в 1147 году князь  Юрий Долгорукий позвал к себе в гости для мира и беседы своего союзника князя Святослава. В летописи записаны знаменитые слова Ю. Долгорукого: «Приди ко мне брате, в Москов!» В это время Москва была небольшим городом. А городом тогда называли селение, огороженное стеной или высоким земляным валом. Москва стояла на высоком Боровицком холме у впадения реки Неглинки в Москву- реку, и была защищена от врагов валами, рвом, частоколом. Эта крепость имела в длину 130 м, а в ширину 90 м.

Ж.Б.

Какой крохотный городок. Всего 130 метров в длину.

Москвич:

Москва не сразу строилась. Отгадайте загадку : когда Москву строили, во что колотили?     (в шляпку гвоздя.)

Ж.Б.

А что- нибудь про Богородск в этой летописи есть?

Архивариус

Нет. А что было на месте Богородска? Может нам нужно искать в архиве название не города, а села?

Ж.Б.

Да когда- то на месте города было село, но я не помню как оно называлось. Может вы вспомните,  ребята? (село Рогожи!)

Архивариус

Значит и будем искать село Рогожи. Так,  село Рогожи упоминается в духовной грамоте (завещании)   Ивана Калиты в 1339 году : «…а се дарю княгине моей с меньшими детьми: Радонье, Загорье, Черноголовль, Рогож».

ЖБ.

Видишь не намного Москва старше Богородска

Москвич:

Так ведь в документе упоминается не город Богородск , а село Рогожи.Города тогда еще не было.

Архивариус

Твой друг прав.

Ж.Б.

А что происходит в это время в Москве?

Архивариус

Благодаря своему положению, а Москва располагалась на перекрестке важнейших дорог: куда бы ни отправлялся русский человек, из Киева во Владимир, из Новгорода и Твери в Рязань, никак не миновать ему Москвы. Москва стала наполняться народом, мастерами – ремесленниками, купцами, посадскими жителями. Стали здесь бывать торговые люди не только из разных городов Руси, но и с Востока. Иван Калита объединил русские земли. В том же самом завещании он оставляет своим сыновьям 97 сел и городов., в.ч. Москву- так начинается духовная грамота. Полюбил Иван Калита этот город, сделал Москву центром великого княжества Московского.

Москвич:

А ведь в Москве есть Рогожская застава. Ни в честь села Рогожи она получила свое название?

Архивариус

Постепенно Москва разрасталась. В ХУ веке она становится столицей Русского государства. А в ХУ! Веке вокруг Москвы на всех главных дорогах, соединявших столицу с важными городами государства, при выезде из города были построены заставы- пункты контроля, где стоял караул и проверялись документы, грузы тех, кто отправлялся в путь. Таких застав было 8. Одна из них Рогожская застава, от которой начиналась Владимирская дорога, ведущая во Владимир, Нижний Новгород, Казань. Село Рогожи как раз располагалось на этой дороге, в 40 верстах от Москвы, а здесь путники  делали свою первую остановку. По названию первой остановки на Владимирском тракте и назвали заставу.

Ж.Б.

Значит,  в селе жили ямщики, которые обслуживали путников.

Архивариус

Да, и село стали называть не Рогожи, а Ямская слобода ( т.е поселение ямщиков).

Ж.Б

А чем еще кроме извоза занимались жители села? (ответы ребят)

Архивариус

Жители села содержали постоялые дворы для проезжающих, кузнецы, тележные мастерские, занимались заготовкой и продажей фуража.

Москвич:

А когда же село Рогожи стало городом?

Архив:

А это мы сейчас узнаем. Вот именной Указ Екатерины Второй , по которому село становится городом «1781 год, октября 16, именным Указом, данным Сенату повелено переименовать городом Ямское село Рогожу». В то время село насчитывало 120 душ и в нем  были постройки: Церковь, богодельня, Питейный дом и 40 жилых домов.

Москвич:

А что происходит в это время в Москве?

Архив:

В Москве проживают уже 190 тысяч человек, насчитывается 8 500 дворов, действуют 62 церкви.

Москвич:

А каким был герб города?

Архив:

Герб города Богородска имел форму щита, в верхней части которого – герб Москвы: Святой Георгий на коне, поражающий копьем черного змея, в нижней части герба на золотом фоне, изображено мотовило ( инструмент, которым навивают  шелк)  в знак множества шелковых фабрик, находившихся в наших краях.

Был разработан план застройки г. Богородска, в моем архиве он тоже имеется. Город на плане представлял из себя прямоугольник, в центре города- торговая площадь, улицы идут параллельно реке Клязьме.

Ведущий:

С планом города, ребята- участники нашей игры познакомились во время экскурсий по центру города и сейчас расскажут о том, что узнали во время своего путешествия.

Выступления групп.

Звучит музыка. Выходит крестьянин.

Москвич:

Здравствуй мил человек. Куда путь держишь?

Крестьянин:

Да вот, из Владимирской губернии еду в Москву за покупками. Кое- что прикупить надо жене и деткам.

Москвич:

Правильно, поезжай в Москву, там все купишь.

Ж.Б.

Да, в Москву идти последнюю деньгу нести. Знаешь, с  такими как ты как обходятся в столице?! Раз со мной такой случай был, сейчас расскажу. Поехал я в Москву матери платок в подарок присмотреть, посоветовали мне торговые ряды на Ильинке. Долго искал. Наконец нашел. Иду мимо лавок. А около каждой лавки- завалы и каждый свой товар хвалит, зазывает в свою лавку, разные обещанья говорит. Такой галдеж от них стоит, каждый хватает меня за полы, тянет в свою сторону. От шума и такого общения я растерялся, и как не упирался, все таки один здоровый молодец затащил меня к себе в шляпную лавку. «Да мне не надо шляп»- кричал я. «Да вы только поглядите на товар»- уговаривал он меня «Очень модно в этом сезоне»- и надевает на меня цилиндр. «Но я крестьянин и мне такая шляпа не к чему». А он спрашивает: «На людях бываете? Эта шляпа для  выхода. «На каких людях?»- отвечаю я. У меня коровы, лошади, хозяйство».

-А коровы просто в восторге будут, а о женщинах и говорить нечего.

  Блеск! Кстати вы женаты?

-Нет.

-Это, вероятно, из-за небольшого роста. С цилиндром станете выше.

-То есть я женат.

-Ну, раз женат, жена еще больше полюбит.

-Но мне велика эта шляпа!

  Он вытаскивает деньги из моего кармана.

-Помилуйте…

-Не вам, так вашему брату, сыну, кому-нибудь да сгодится.

С этими словами выталкивает меня из магазина. Так я и остался без денег. Потому как за цилиндр все отдал. И из Москвы приехал без покупок. Так что,  послушай меня. В нашем Богородске купишь товар не хуже, но зато без суеты, без всякого обмана.

Крестьянин:

Куда же мне пойти за покупками, какие магазины советуете посетить?

Задание перечислить названия магазинов Богородска  (знают из экскурсии).

Крестьянин:

Спасибо за совет. Так, сначала пойду на торговую площадь, а там,  в модные магазины на Московскую.

Архив:

Да, магазинов в Богородске было много и главное то, что почти все товары, которые в магазинах продавали, были изготовлены в Богородске местными мастерами. В Богородске развивается промышленное производство, одно за другим открываются текстильные предприятия, так как основным занятием населения было ткачество. Ткани, выпускаемые в Богородске, славились своим качеством, их можно было увидеть на выставках в разных городах России.

Выходит Деловой человек.

Деловой человек.

Я в Богородске по делам. В октябре был на Макарьевской ярмарке, приглянулись мне ваши ткани. Взял образец, хочу заказать эти ткани. Можете ли вы ребята, определить тип ткани, знаете ли вы их название (раздаются образцы тканей: ситец, зефир, плюш, бархат, шерсть).

Житель Богородска:

Все эти ткани выпускали в нашем городе.

Деловой человек:

Где в городе располагаются текстильные предприятия, как их найти?

Задание : объяснить дорогу к текстильным предприятиям,

которые работали в городе в начале 20 века.

Что ж,  мне пора!  Время – деньги! Надо дела делать, зайду-ка  я сначала на фабрику Елагина, а там посмотрю.

Архив:

А вот что написано о Богородске в одной из книг, изданной в 1898 году: «Чистенький, уютный городок, производит хорошее впечатление на каждого проезжающего ».

Появляется Путешественник.

Путешественник:

Здравствуйте. Позвольте представиться- Лев Александрович Козорновский, в вашем городе проездом. Я, знаете ли, путешествую, любуюсь красотой городов Российских, особенно люблю большие города. Сейчас из Москвы. Ах, Москва! Что- за чудный город!

Москвич:

Да, кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Путешественник

В Москве каждый день праздник. Сколько театров, трактиров, клубов. А как Богородск? Стоит ли останавливаться здесь?

Ж.Б.

Конечно, милости просим. Всегда рады гостям.

Путешественник:

Ведь вы   рядом с Москвой. А чего отличного есть в облике Богородска, образе жизни его жителей?

Ж.Б.

Наш городок - Москвы уголок. Московские банки, торговые фирмы открывают у нас свои филиалы. В центре города стоят дома в модном стиле модерн. А на Большой Московской магазины на московский манер: с яркими вывесками, с большими стеклянными витринами. Есть парк с увеселениями, лодочная станция, можно посетить коммерческий синематограф «Колизей».

Архив:

Об этом есть замечание у меня в архиве: «Город Богородск не похож на наши обыкновенные  уездные города, благодаря близости Москвы, влияние которой чувствуется на каждом шагу. Всего в 2-х часах езды от Москвы, связанный с нею телефоном, Богородск представляется как бы частичкой самой Москвы. Только тон дает не старая Москва, а новая. И здесь же: «Довольно правильные улицы, почти все вымощены. На городской площади новые каменные ряды с часами, на краю города - роскошный парк, и масса садов в самом городе».

Путешественник:

Это уже интересно. А есть ли в городе какие-нибудь достопримечательности.

Москвич:

Да какие достопримечательности! Вот в Москве - сколько угодно, взять хотя - бы Царь-пушку, да Царь- колокол.

Ж.Б.

Кстати, в Богородске тоже был колокол- великан, весил он 20 тонн и был установлен на Соборном храме. По своей величине и весу являлся первым из всех колоколов в уездных городах России. 400 человек поднимали этот колокол на колокольню.

Архив.

А еще с гордостью Богородска  была часовня Александра Невского, которая стояла на торговой площади ( показывает фото). К сожалению, сегодня, увидеть ее мы не сможем, как не увидим прекрасных куполов Захарьинской церкви, небольших деревянных домиков, украшенных резьбой, которые придавали городу своеобразие. Не сохранили люди эту красоту, не уберегли.

Москвич:

А вот в Москве…

Ведущий

Ребята, может, поможем Ивану и Алексею в их споре.

Зал делится на 2 команды: 1 команда – за жителя Богородска, 2 – за Москвича.

Конкурс «Советуем посетить»- кто назовет больше достопримечательностей.

Ведущий:

Что ж, всего не перечислишь. Спор может продлиться долго. И, думаю, не стоит спорить, какой из городов лучше, в каком больше памятных мест. Каждый город по-своему интересен и красив.

Подведение итога творческих  конкурсов.

Награждение лучших работ.



Предварительный просмотр:

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИГРА   «ГОРОД МАСТЕРОВ»

 

 

Цель игры:  приобщить к активному познанию родного края, умению творчески отобразить

                        итоги поиска.

Задачи:   расширить знания детей о народных промыслах,

                познакомить с промыслами и ремеслами Богородского уезда,

               предложить учащимся «освоить» один из видов ремесел земляков.

ИГРА ПРОВОДИТСЯ В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ:

1 ЭТАП- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  

Знакомство с самыми древними профессиями на Земле и разными видами ремесел, народными промыслами;

Формы работы: занятия в учебных группах, экскурсии в музеи, рассказывающие о народных промыслах, прикладном творчестве.

2 ЭТАП - СТАРТ ИГРЫ « Город мастеров».

  – Конкурсно- игровая программа «В гостях у Марьи – Искусницы»

3 ЭТАП - ЭКСКУРСИОННЫЙ.

 Экскурсия по  историческом центру города Ногинска, в  Ногинский краеведческий музей по теме   «Промыслы и ремесла Богородского уезда».

4 ЭТАП- ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.

  -Знакомство с местными промыслами.

-Встречи с краеведами, мастерами.

-Экскурсии на предприятия района.

-Открытие творческих мастерских юных умельцев.

5 ЭТАП- ФИНАЛ ИГРЫ.

 Итоговая встреча участников игры на конкурсно- игровой программе «Город мастеров».

Награждение.

СЦЕНАРИЙ

КОНКУРСНО- ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ  

«ГОРОД МАСТЕРОВ»

 

Ребят встречает Марья –Искусница

М.И.

Здравствуйте дорогие гости! Очень рада, что вы пожаловали ко мне. Вы не раз обо мне слышали. Я – Марья Искусница. «Искусница», потому, что с любым делом справляюсь, какому хочешь делу обучу, ведь без дела жить- только небо коптить. Верно? А вы ребята, что умеете делать? ( ответы).

Появляется Ленивица.

М.И.:

 Здравствуй девица – красавица. Кто ты? Что привело тебя ко мне?

Ленивица:

Здравствуй, Марья – Искусница! Имя мое Марфуша, но все зовут меня Ленивицей.  

 Сейчас все тебе расскажу. Нас у матери 2 дочери: я и сестра моя Любушка. Подошло нам время замуж выходить. Вот раз приехал к нам свататься один молодец: кудри вьются, глаза блестят, сам  стройный как дубок молодой. Поглядел он на нас с сестрой и говорит: «Обе вы красавицы, обе стройны, даже не знаю, какую из вас выбрать. Женюсь на той из вас, кто за одну ночь приготовит мне рубаху к свадьбе. «Любушка -то, сестрица моя старшая, рукодельница: и по дому , и во дворе- всюду при деле. А меня, младшенькую берегли. Никаких дел мне не давали, а мне плохо ли на печи жевать калачи? Наутро у Любушки работа готова, а я всю ночь так к работе и не притронулась, не знаю как нитку в иголку вдеть. Молодец взял в жены сестру мою, а я осталась с маменькой. Прослышали мы про тебя,  Мария Искусница, как будто ты все рукоделия знаешь, да любого научишь. Вот и отправилась я к тебе, вдруг и другой жених такой же привередливый окажется.

М.И.

Почему же привередливый? Издавна выбирали невесту не в хороводе, а в работе, чтобы была работящей, а с ленивой поведешься, только горя наберешься.

Что ж помогу тебе, только обещай, делать все как я тебе велю, да лень свою прогнать.

Ленивица:

Постараюсь Марьюшка, прогоню лень.

Появляется Лень:

Лень: Здравствуй, Марфушенька. Это я лень твоя. Что это ты надумала от меня избавиться? Да знаешь ли ты, что это я вперед тебя родилась.

Ленивица:

Знаю, так мне люди всегда говорили, да уж больно замуж хочется.

Лень:

Замуж? Да знаешь ли ты, сколько забот и хлопот появится у тебя? И не лень тебе?

Ленивица:

Не лень. Хочу,как все девушки жить с семьей, иметь заботы и хлопоты.

М.И.

Ну раз, ты замуж собралась, сначала я расскажу тебе о разных ремеслах; а ты смотри, запоминай, а потом выберешь какое тебе по душе.

Ленивица:

А что такое ремесла?  

М.И. А давай ребят об этом спросим !(ответы детей).

 

Ремесло- это занятие людей,  в народе говорят так: «Ремесло- золотой браслет на руке».

Ленивица:

Правда, золотой браслет?

М.И.

Да нет. Это значит, ремесло хлеб человеку приносит и накормит его и оденет. Никакого золота не надо. Издавна славилась наша земля умельцами, и каждый человек сам для себя многое делал: ткал, шил, строил дом, изготавливал посуду, а потом кто- то стал делать одно из дел быстрее других и лучше. Поэтому ремесло отделилось от главной работы земледельца. Появились мастера: кузнецы, плотники, ткачи….Каждый мастер занимался своим ремеслом, а потом обменивал свои изделия на хлеб, одежду или продавал.

 Вот например, горшок стоил столько мер зерна, сколько в него входило. Глиняную свистульку можно было обменять на яичко; кусок холста – на мешок картошки…

А знаете, кто такие гончары? ( ответ ребят)

Труд их очень нелегкий. Давайте заглянем в гончарную мастерскую.

(выступления  детей « В гончарной мастерской».

Вместе с гончарами ребята делают физкультминутку:

Сделаю горшок широкий,

А еще кувшин высокий,

Узенькую крынку,

И продам на рынке.

М.И.

Хороша работа! Недаром говорится, что дело мастера боится.

Ленивица:

Хороши горшки. Уж больно грязная работа!

Лень

Молодец, а то «Дело мастера боится» А ты, Марфуша, скажи так: «Ты меня, работушка,  не бойся, я тебя, работушка, не трону.» Чем зря время терять, да и дело искать, лучше бы на печи полежала.

Ленивица:

И то, правда!

М.И.

А как же замуж, что раздумала?

Ленивица:

Нет, нет.

М.И.

Тогда меня слушай, а не Лень. Так вот, каждый мастер хотел, чтобы его изделие было не только добротным, но и красивым, потому старался украсить самые обычные предметы: посуду, печи, прялки.

Сейчас ты узнаешь, какая история связана с росписью обычных прялок и что из этого вышло.

выступление детей   «Как Городецкая роспись появилась»

Ленивица:

Как красиво у них получается. Может быть и мне попробовать- сделать роспись на прялке?

Лень:

Не женское это дело- расписывать.

М.И.

Отчасти ты права Лень. Мужчины были первыми ткачами, портными, они же занимались росписью. Но со временем все это стали делать женщины. Ленивица, давай посмотрим, чем занимались женщины. Ребята помогите. Каждая женщина – хозяйка должна была обязательно накормить семью. А ты сможешь приготовить что- нибудь?

Ленивица:

За вкус не берусь, а горяченько да мокренько будет.

М.И.

Ну и ученица досталась! А загадку отгадать сможешь?

«Бежит свинка, серебряная свинка:

Носик стальной, хвостик льняной» (игла с ниткой).

Без иголки с ниткой ни одна женщина обойтись не может.

Ленивица:

Ерунда какая, так уж и не может.

М.И.

Нитки весь свет одевают. Я узнала одну сварливую старуху, которая,  как и ты объявила, что ей нитки не нужны, и тогда все вещи, которые сделаны из ниток, убежали от нее. Осталась она без одежды, в пустой комнате. До тех пор, пока не попросила у ниток прощение и не перечислила все, что из ниток ткется, вьется и вяжется.

А ты, Ленивица, смогла бы назвать, что из ниток сделано?

Ребята, помогите ей. (ответы детей).

М.И.

Все изделия из ниток  назвали ребята?

появляется Рукодельница.

Рукодельница:

Нет, не все! (добавления)

М.И.

Здравствуй соседушка моя, Рукодельница!. Может ты нам лучше всего расскажешь о нитках и изделиях из  них.

Ленивица:

А разве нитки разные бывают?

М.И.

Конечно. Рукодельница, расскажи нам о нитках.

Рукодельница:

Это не нарисовано, а вышито. Для вышивки нужны нитки мулине.

Ленивица:

А мулине только красного цвета бывают?

Рукодельница:

Нет, мулине разных цветов и оттенков (показывает). Это такая вышивка, она называется «Владимирская гладь» или «верхошов» и вышивается красными нитками с небольшим вкраплением желтых и синих. Отдельные области нашей страны имеют свои особенности в вышивке. Так вышивают во Владимирской области. А вот в северных районах вышивают швом- росписью. Здесь геометрический орнамент и птицы – символ весны.

Ленивица:

А где ты купила такую красивую кофточку?

Рукодельница:

Эту кофточку я сшила сама и вышила. Вышивка называется «художественная гладь», видишь, сколько оттенков у зеленого цвета.

Ленивица:

Какие еще нитки бывают?

Рукодельница:

Шерстяные- из них ткут и вяжут теплые шерстяные вещи, а я вот связала игрушку.

М.И.

Спасибо тебе ,Рукодельница, за твой рассказ. Как надо много знать и уметь, чтобы стать настоящей мастерицей. С готовым мастерством люди не родятся, добытым мастерством гордятся. Хочешь научиться вышивать?

Ленивица:

Конечно, ведь так красиво.

Лень:

Да брось, зачем тебе это надо? Маменька пойдет на базар и еще краше купит.

М.И.

Не то дорого, что куплено, а то дорого, что руками сделано.

Ленивица:

Ладно, попробую.

Марья- Искусница проводит конкурс мастеров:

1.Конкурс вышивальщиц.

2.Конкурс ткачей.

Приглашает Ленивицу принять участие в конкурсе.

Ленивица:

(за работой) И когда же все успевают женщины, ведь столько дел.

М.И.:

Вечерами. Больше всего рукоделием занимались зимой. В тихие вечера при свете лучины собирались девушки на посиделки, брали с  собой работу: кто вышивку, кто вязанье, кто шитье, да вели разговоры разные, песни пели.

Вот как это было:

«Посиделки» - выступление фольклорного ансамбля

Подведение итогов работы.

Ленивица показывает работу, М.И. хвалит ее.

Ленивица:

Что скажешь Лень?

Лень:

Сказать нечего, подвела ты меня Марфуша. Но ты без меня не сможешь.

М.И.:

Ребята, давайте докажем Лени, что она никому не нужна. Вспомните пословицы и поговорки про мастерство и трудолюбие и так мы ослабим ее силу.

(Дети называют пословицы).

Лень:

Ой плохо мне, ой пропадаю.

Ленивица:

Как легко мне сразу сделалось. И хочется за работу взяться.

М.И.

Я рада за тебя, Марфуша, любой жених  будет рад такой невесте. Не бойся работы и больше не подпускай к себе лень.

Ленивица:

Постараюсь.

М.И.:

А вам, ребята, я задание такое дам:

Узнайте, какие мастера были в вашей семье, чем занимались ваши прабабушки и прадедушки, какие мастерские были в нашем городе раньше, что они выпускали, где они находились, кому принадлежали.

Вы должны не только узнать и рассказать мне об этом, но и научиться что-то делать своими руками: может,  попробуете вышить салфетку или слепить глиняный горшок, сшить куклу или расписать доску.

Ваши работы должны быть готовы к апрелю, тогда мы с вами и встретимся.

Я буду с нетерпением вас ждать.

До встречи.



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

КОНКУРСНО- ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «МОЙ МИР»

 Цель- обобщить знания детей по теме « Семья»

Ведущий:

Все любят тебя без особых причин:

За то, что ты внук, за то, что ты сын.

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.  (В.Берестов)

С детства вас окружает забота и любовь родных. Они всегда рядом с вами. А много ли вы знаете о них? Говорите ли вы с ними о том, каким  было их детство, ведь они  тоже, когда то были  маленькими. Знаете ли вы как познакомились ваши родители, как появилась ваша семья?

        А что такое по- вашему семья?

Она может быть небольшая, состоящая из 2,3,4 человек. А может быть большая, например 7 человек, как это было обычно на Руси (7 – «Я»). Давайте постараемся назвать всех семерых.

        Когда можно увидеть семью в полном сборе? Конечно за  столом. Значит, чтобы поближе познакомиться с семьей, надо прийти на семейный праздник. Например, на день рождения. Сегодня я приглашаю вас на день рождения к одной девочке. Мы вместе посидим за праздничным столом, попробуем именинного пирога, заодно поговорим о том, что такое семья.

 Представляю вам наших героев:

 -Девочка Настя, сегодня ей исполняется 10 лет. День рождения ее любимый праздник.

 - Ее мама ,  Неля Федоровна, она – учитель начальных классов. Вся работа по дому на ней.

- Настин папа- Дмитрий Викторович, работает мастером на заводе, многое знает и умеет.

- Бабушка- Валентина Анатольевна, современная молодая бабушка, но очень нежная и ласковая.

Кроме того , девочки – подружки Насти, которые пришли на день рождения. Считайте, что и все вы тоже приглашены на день рождения Насти. Настя- девочка общительная, надеюсь,  вы все с ней подружитесь.

ИТАК НАЧНЕМ

Мама:

Настя, тебе уже пора надеть праздничное платье.

Бабушка:

Дочка, а ты помнишь свой день рождения,  когда тебе исполнилось 10 лет?

Мама:

Конечно, я впервые пригласила друзей и мне хотелось, чтобы мой день рождения был таким же как у взрослых: с танцами и музыкой. Магнитофона у нас не было, и мы попросили его у соседей. Магнитофон был большой, мы еле- еле принесли его, а он так и не понадобился.

Мы с девочками забыли про него, потому что итак  было   весело.

Мама:

Сколько лет прошло.А вот, кажется,  и наши гости.

(входят девочки)

Девочки Хором :

С днем рождения! (вручают подарки: фотоальбом, плеер)

Настя:

Проходите , девочки. Знакомьтесь – это мои мапа, папа, бабушка, дедушка.

Бабушка:

Настя, пока печется  пирог,  займи- ка девочек

Оля :

Ой, Настя, какой у тебя уютный дом.

Настя:

Это все мама.

Света:

Как много разных интересных предметов, сувениров..

Настя:

Это все  дедушкино. Он много путешествует и из каждого города обязательно привозит что- нибудь на память. Бабушка говорит, что наш дом скоро будет похож на музей.

Саша:

А что подарили тебе родные?

Настя:

Пока это для меня тайна. В конце праздника мы узнаем о подарке, мне обещали сюрприз.

Света:

Настя, расскажи  о своей семье.

Настя:

Ну, семья как семья: мама, папа, бабушка, дедушка. Давайте лучше танцевать. (включается музыка,  танцы.)

Настя:

Бабушка, давай танцевать с нами.

Бабушка:

Настя, я не умею.

Саша:

А под какую музыку вы умеете?

Бабушка:

Правда интересно? Я включу свою любимую мелодию- старые песни теперь в моде.( включается магнитофон) Вам нравится? Знаете, почему я выбрала эту песню? Когда мне было 20 лет, я каждое воскресение вместе с подругами ходила в Глуховский парк на танцы. С тех пор все так изменилось… Парк был гораздо больше, чем сейчас, работали карусели, летняя эстрада, библиотека, парашютная  вышка, с которой можно было увидеть весь город, 45 лет назад в городе не было 9- этажных домов, а 5-ти этажные только начинали строить. И поселка Октября, и поселка Володарского не было, на их месте, да и  в центре города, стояли одно-  и  двухэтажные дома. Поселок Заречье был только в проекте.

Настя:

Бабушка, ты же рассказывала про танцы.

Бабушка:

Так вот, однажды мы с подругой, как всегда, пришли на танцы, зазвучала именно эта песня в сопровождении оркестра, очень хотелось, чтобы кто-то пригласил меня на танец. Вдруг ко мне подошел красивый молодой человек с темными волосами и пригласил на танец.

Настя:

Это был мой дедушка? Но ведь у него светлые волосы?

Бабушка:

Это сейчас он поседел, а раньше был жгучим брюнетом.

Оля:

А кстати, где ваш дедушка?

Бабушка:

Наш дедушка отправился в очередное путешествие, он у нас турист. Кстати, тебе, Настя, телеграмма от дедушки.

Света:

Интересно, а как он выглядит.

Настя:

Я покажу вам  его фотографию

(достает фотоальбом)

Вот наш дедушка. Это он на Кавказе, это в водном походе по Карелии, а это на Камчатке.

Девочки:

Какой молодец!

Настя:

С дедом мы любим путешествовать: ходим за грибами, за ягодами, и , как дед говорит: «за здоровьем». Он научил меня разжигать костер, ставить палатку (Настя убирает фотоальбом).

Оля:

Нет, Настя, подожди, давай еще посмотрим фотографии.

Мама:

Хотите, я вам покажу фото Насти, когда ей был всего год. Правда, красавица? Сейчас у нее карие глаза. А когда родилась, были голубые. Так бывает. А на этой фотографии ей 3 года. Как раз тогда с ней произошел такой случай. В воскресный день мы гуляли по парку, я встретила одну знакомую. Мы остановились поговорить, и не заметили, как Настя от нас убежала. Я очень испугалась и начала ее повсюду искать. Она оказалась на летней эстраде, там, где играл оркестр и танцевали взрослые, танцевала рядом с ними, руки в боки и пляшет. Было очень смешно. А с вами ребята происходило что- нибудь подобное в детстве? Можете рассказать? (рассказы детей)

Игра «Как живешь- вот так!».

Бабушка:

Я хочу вам показать самую старую фотографию вашего семейного альбома. Ей больше ста лет. На ней мой прадед, он работал мастером на Истомкинской ткацкой фабрике. Фотография похожа на школьную: в углу – здание фабрики, а портреты рабочих и служащих в овальной рамке, очень интересно, но это отдельный разговор….

Ребята , а у вас есть в доме семейные альбомы? Есть ли среди фотографий очень старые?.

(входит Настин брат Вовка).

Настя:

Знакомьтесь, мой брат Володя.

Вова:

Привет, девчонки.

Настя:

Кстати, мой брат может рассказать вам много интересного о нашей семье.

Вова:

Могу. Я составил родословное древо.

Настя:

Какое ветвистое дерево.

Оля:

Как ты составил это дерево. Ведь это не так просто.

ВОВА:

Если честно, мне помогал дед, вместе с ним мы пересмотрели массу фотографий, встречались со своими даже совсем дальними родственниками, ходили в краеведческий музей. И хотя нет в нашем роду знатных и богатых людей, могу с гордостью сказать, что все они были людьми честными и трудолюбивыми.

А вы девочки хорошо ли знаете своих предков, сейчас проверим.

Загадки:

1.Я составил родословное древо, получилось : 2 бабушки, 2 дедушки, 4 прабабушки и 8 прадедушек. Может ли быть такое?

2.2 матери, 2 дочери, и бабушка с внучкой, сколько всех? (3 б., м, д.)

3.У семерых братьев по 1 сестрице. Сколько сестер? (1)

4.Сын моего отца, а мне не брат. (я сам)

5.Бабушка- это мамина мама, а кто дядя?

6.Как назвать сестру вашей мамы?

7.Может ли быть тетя младше племянницы?

        Да, родословное дерево может рассказать о многом. А какие замечательные старинные имена в нашем роду.: Прохор, Тимофей, Анисим, Марфа, Анастасия.

Настя:

Значит, в нашем роду уже была Анастасия? Это в честь ее меня так назвали?

Бабушка:

Да, наша прабабушка была очень умной женщиной, лечила людей с помощью разных трав. В деревне ее очень любили и уважали.

Настя:

Я тоже хочу стать врачом.

Мама:

А еще мы дали тебе это имя потому, что как встарь заглянули в Святцы, специальную книгу, в которой каждому месяцу соответствует какое- либо имя. В ноябре как раз день Святой великомученицы Анастасии.

Света:

А всем людям именно так дают имена?

Мама:

Нет, но мы решили не нарушать семейной традиции.

Настя:?

Интересно, что обозначает мое имя?

 Вова:

А вот фамилии на нашем родословном дереве появились не так давно. Наша фамилия исходит от имени прадеда Ивана, поэтому мы Ивановы.

Папа:

А наша фамилия Кузнецовы, наверное, наш предок был кузнец.

Мама:

Что же, кажется пирог готов, пора за стол.

Все:

Какой вкусный пирог!

Настя:

Ой, мама, я разлила чай, пожалуйста вытри.

Папа:

Я уронил кусок пирога на брюки, Неля дай полотенце!

Мама:

Знаете, мои дорогие, я не успела присесть, а вам то одно, то другое, что я вам служанка что ли? Смотрите, а то произойдет с вами такая история как с одним мальчиком. Чтение ролям сказки Г.  Остера «7 мам Семена Синебородько»

Папа:

Да, очень смешная история. Где у нас полотенце?

Настя:

А я, пожалуй,  все сама сделаю.

Бабушка:

Я вижу, вам понравился мой пирог. Это моя бабушка научила меня его печь. В праздничные дни вся семья собиралась за большим столом, все шутили, пели песни, и  конечно пробовали бабушкин пирог.   Взрослые очень любили нас, детей, но держали в строгости. Мы были всегда рядом с родителями и помогали по хозяйству. Дел было много: и корову подоить, и дом убрать, и воды принести. Не то что сейчас: мы живем в квартирах, за водой идти не надо, она из водопровода течет, и корову держать не надо- молоко в магазине есть. А дети только гуляют и совсем не помогают взрослым.

Настя:

Почему, я иногда помогаю мыть посуду. Хоть я и слышала, что в Японии детям все разрешают и ничего не запрещают делать.

Папа:

Это просто какая то фантастика., хотя есть и доля правды. Я читал, что в Японии действительно детей балуют, но только до школы. Японцы не ругают своих детей, совершенно не реагируют на их плохое поведение. Например, пятилетний малыш, которому наскучило дожидаться маму в парикмахерской, может раскрыть банки с кремом намазать   им зеркало, или  себя, причем ни мастер, ни сидящие рядом женщины , ни даже мать не скажут ему ни слова. Но, зато, как только японский ребенок отправляется в школу, жизнь его становиться совершенно иной. Появляется множество запретов и обязанностей, так что о своей беззаботной жизни до школы можно только вспоминать.

Настя:

Жаль, а то я уже хотела позавидовать японским детям.

Папа:

Еще труднее было бы тебе, если бы ты жила в Америке, потому что американские родители считают своим долгом воспитать детей приспособленных к жизни, умеющих рассчитывать только на себя. К окончанию школы американские дети становятся практически независимыми. Американская мама, даже если не работает, она не служанка, а менеджер. Она распределяет всю работу по дому между членами семьи. Каждый делает то, что может. Американские бабушки тоже очень деятельны, у них масса дел и посидеть с внуком они могут далеко не всегда… Американская семья – это слаженная команда, выполняющая определенную работу.

Настя:

Хорошо, что у меня не американская бабушка.

 Мама:

Да, наука шагнула далеко вперед, теперь воспитание занимаются не только родители, но и радио, телевидение, компьютерные программы. Моей любимой передачей в детстве была «Радионяня».  ( «Радионяня» - песня)

Игра- повторялка    «Ехал Ваня..»

Ведущий:

Вы не забыли, кто вас пригласил на день рождения?
Надо поздравить нашу именинницу.

Конкурс на самое интересное и оригинальное поздравление.

Ведущий:

А теперь настало время вручить тебе подарки.

Папа:

Я дарю тебе мою любимую книгу «Маленький принц». Она научит тебя быть внимательнее и добрее к людям.

Мама:

Ты любишь слушать музыку? Я подарю тебе диски, на них  не современные песни, а наши с бабушкой любимые. Послушай эти песни, и может быть, они помогут тебе лучше нас понять.

Вова:

Тебе подарить я решил то самое родословное дерево, о котором рассказывал. Ты- новая веточка в нашем роду, постарайся быть хорошей веточкой, достойной своих предков.

Бабушка:

У меня самый ценный подарок. Это семейная реликвия- старинное полотенце, которое вышила наша прабабушка Анастасия. В детстве она подарила его мне, на всю жизнь я запомнила ее слова.  «Пусть это полотенце принесет тебе счастье. Пока ты еще маленькая, а как станешь взрослой, полюбишь  достойного человека , и захочешь с ним судьбу связать. Как пришлет он к тебе сватов, тогда оберни руки его и свои этим полотенцем  .И как полотенце вас связало, так и быть вам неразлучными. Так и получилось. Мы с твоим дедушкой живем счастливо. Думаю, что и тебе полотенце принесет счастье. Храни его!

Настя:

Спасибо, бабушка, какое красивое. А какая вышивка! Очень хочется самой такую красоту творить. Научишь бабуля?

Бабушка :

Конечно научу!

Далее маленький концерт. Награждение победителей конкурса рисунков «Моя семья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по курсу "Духовное краеведение Подмосковья" на тему "Бородино.История памятных мест"

Данный урок является звеном мероприятий, посвященных празднованию 200-летию Бородинского сражения. В тоже время он продолжает общую тему «Святыни Подмосковья», которая изучается в курсе «Духовное кра...

Методическая разработка урока краеведения в 9 классе "Экологическая ситуация в Оренбургской области""

Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи ...

Методическая разработка урока краеведения в 7 классе тема «Городец на Волге — старинный русский город Нижегородского края. Удельный период».

Понятие «удельный период» таит в себе два основных смысла. С одной стороны, оно выступает как синоним термина «феодальная раздробленность». Последний многие сейчас предпочитают не использовать, ...

Методическая разработка по краеведению

Разработана для воспитанников 2-3 года обучения по программе дополниетльного образования "История Колпинского края"...

Методическая разработка по краеведению "Своя игра"

Методическая разработка по краеведению "Своя игра"...

Методическая разработка по краеведению "Мемориальная доска на бульваре Свободы в Колпино".

История восстановления Мемориальной доски на бульваре Свободы в Колпино....

Методическая разработка по краеведению "ГОРОДА КУЗБАССА"

Дает полное  описание географического  положения городов Кузбасса....