Сценарий занятия "Я приглашаю вас в мир туризма"
план-конспект урока на тему

Занятие  по теме «Я приглашаю вас в мир туризма» является вводным в образовательной программе дополнительного образования детей «Спортивный туризм».

В современном понимании туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями

Существует много видов туризма, связанных с целями путешествия: курортный; лечебный; спортивный; учебный; деловой; экскурсионный; активный и др.

 Бурно развивается международный курортный и деловой туризм. Но когда-то слово “туризм” в России ассоциировалось, в первую очередь, с рюкзаком, палаткой, песнями у костра. И в толковом словаре русского языка туризм определяется, в первую очередь, как “вид спорта: групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма”.

Спортивный туризм  включает  пешеходный туризм, который,  в свою очередь, делится на  соревнования на дистанциях и маршруты (походы).

Цели занятия  «Я приглашаю вас в мир туризма»:      

   Образовательные:

-популяризация спортивного туризма, как удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края;

- формирование навыков туристкой техники;

- изучение основ туристского быта.

   Развивающие:

- развитие активной туристско-спортивной деятельности  детей;

- развитие интереса к изучению туризма.

   Воспитательные:

- воспитание  физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край.

В данном вводном занятии выделяются 3 основных этапа: вводный, знакомящий с темой и целями занятия. Основной включает следующие этапы: знакомство детей; знакомство с понятием «туризм»; эстафета «Укладка рюкзака»; упражнения на развитие равновесия; вязание узлов; знакомство со страховочной системой; знакомство с техническим приемом «Переправа по бревну»; установка бивака; знакомство с типами костров. Итоговый этап  включает: подведение итогов работы; релаксацию, отражающую отношение детей к проведенному занятию.   

В данном занятии могут принять участие дети, не имеющие опыта туристско-краеведческой деятельности. Занятие дает первоначальное представление о туризме, знакомит с основными разделами программы «Спортивный туризм»: погружает в мир этого увлечения. В итоге занятия  участники смогут определиться с выбранным видом деятельности, понять свое отношение  к нему. 

Для реализации целей занятия используются следующие методы: метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями,  создающий  условия для включения всех в активную деятельность; постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; словесный,  наглядный, практический методы обучения.

Используются приемы, раскрывающие творческий потенциал воспитанников. Важно отметить: в данном случае,  процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание, полученное в итоге занятия. Процесс знакомства с основами туризма позволяет выработать отношение к нему.

Алгоритм проведения занятия «Я приглашаю вас в мир туризма»:  выделение проблемы – панель - объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.

Основными элементами технологии проведения данного занятия, методическими приёмами является индукция, социализация, афиширование,  творческое конструирование знания,  рефлексия.

Когда команда выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех детей, даёт им возможность самореализоваться.

Рефлексия  реализуется в форме мини-сочинения на тему «Я хотел(а) бы заниматься туризмом, потому, что…", или «Я не стану заниматься туризмом, потому что…».

В ходе занятия используется мультимедийное оборудование: презентация помогает лучше усвоить содержание занятия, иллюстрирует все его  этапы.

Занятие построено в такой форме, которая предполагает  сотрудничество, сотворчество, совместный поиск всех воспитанников. Частая смена видов деятельности активизирует детей, позволяет познакомиться с туризмом со всех сторон.   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Городская детско-юношеская спортивная школа» муниципальное образование  город Краснодар  

Сценарий занятия

«Я приглашаю вас в мир туризма»

Секция «спортивный туризм»

Количество воспитанников: 15 человек

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка.

Занятие  по теме «Я приглашаю вас в мир туризма» является вводным в образовательной программе дополнительного образования детей «Спортивный туризм».

 В современном понимании туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями

Существует много видов туризма, связанных с целями путешествия: курортный; лечебный; спортивный; учебный; деловой; экскурсионный; активный и др.

 Бурно развивается международный курортный и деловой туризм. Но когда-то слово “туризм” в России ассоциировалось, в первую очередь, с рюкзаком, палаткой, песнями у костра. И в толковом словаре русского языка туризм определяется, в первую очередь, как “вид спорта: групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма”.

Спортивный туризм  включает  пешеходный туризм, который,  в свою очередь, делится на  соревнования на дистанциях и маршруты (походы).

Цели занятия  «Я приглашаю вас в мир туризма»:      

   Образовательные:

-популяризация спортивного туризма, как удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края;

- формирование навыков туристкой техники; 

- изучение основ туристского быта.

   Развивающие:

- развитие активной туристско-спортивной деятельности  детей;

- развитие интереса к изучению туризма.

   Воспитательные:

- воспитание  физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край.

В данном вводном занятии выделяются 3 основных этапа: вводный, знакомящий с темой и целями занятия. Основной включает следующие этапы: знакомство детей; знакомство с понятием «туризм»; эстафета «Укладка рюкзака»; упражнения на развитие равновесия; вязание узлов; знакомство со страховочной системой; знакомство с техническим приемом «Переправа по бревну»; установка бивака; знакомство с типами костров. Итоговый этап  включает: подведение итогов работы; релаксацию, отражающую отношение детей к проведенному занятию.    

В данном занятии могут принять участие дети, не имеющие опыта туристско-краеведческой деятельности. Занятие дает первоначальное представление о туризме, знакомит с основными разделами программы «Спортивный туризм»: погружает в мир этого увлечения. В итоге занятия  участники смогут определиться с выбранным видом деятельности, понять свое отношение  к нему.  

Для реализации целей занятия используются следующие методы: метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями,  создающий  условия для включения всех в активную деятельность; постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; словесный,  наглядный, практический методы обучения.

Используются приемы, раскрывающие творческий потенциал воспитанников. Важно отметить: в данном случае,  процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание, полученное в итоге занятия. Процесс знакомства с основами туризма позволяет выработать отношение к нему.

Алгоритм проведения занятия «Я приглашаю вас в мир туризма»:  выделение проблемы – панель - объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.

Основными элементами технологии проведения данного занятия, методическими приёмами является индукция, социализация, афиширование,  творческое конструирование знания,  рефлексия. 

Когда команда выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех детей, даёт им возможность самореализоваться.

Рефлексия  реализуется в форме мини-сочинения на тему «Я хотел(а) бы заниматься туризмом, потому, что…", или «Я не стану заниматься туризмом, потому что…».

В ходе занятия используется мультимедийное оборудование: презентация помогает лучше усвоить содержание занятия, иллюстрирует все его  этапы.

Занятие построено в такой форме, которая предполагает  сотрудничество, сотворчество, совместный поиск всех воспитанников. Частая смена видов деятельности активизирует детей, позволяет познакомиться с туризмом со всех сторон.    

 

                  Сценарий занятия  по программе дополнительного образования детей

 «Спортивный   туризм».

Тема: «Я приглашаю вас в мир туризма».

Цели:

 Образовательные:

- популяризация спортивного туризма, как удовлетворение естественной потребности человека в непосредственном познании окружающего мира, своего края;

- формирование навыков туристкой техники; 

- изучение основ туристского быта.

Развивающие:

- развитие активной туристско-спортивной деятельности  детей;

- развитие интереса к изучению туризма.

Воспитательные: 

- воспитание  физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край.

Задачи:

- познакомить с понятием «туризм», видами туризма;

- -познакомить с правилами укладки рюкзака;

-научить вязать узлы «Булинь» и «Проводник-восьмерка», надевать страховочную систему;

-познакомить с правилами установки бивака;

-дать элементарное представление о типах костра, научить выкладывать костры различных типов;

-познакомить с основными обязанностями участников группы.

            Оборудование: мультимедийное оборудование; тематические иллюстрации; котелок; веревка; туристическое снаряжение; дрова для костра, личное снаряжение.

План занятия:

Вводный этап.

Основной этап.

Знакомство.

2.2. Эстафета «Укладка рюкзака».

2.3. Упражнения на развитие равновесия

2.4. Вязание узлов.  

                   2.5. Знакомство со страховочной системой.

                   2.6. Знакомство с техническим приемом «Переправа по бревну».

                   2.7. Установка бивака.

                   2.8. Знакомство с типами костров.

              3.Итоговый

           Литература:

Бардин К. Азбука туризма.- М.: Просвещение,1981

Жерноклев И.В., Жерноклева Е.И. По горным тропам Кубани Краснодарское книжное издательство 1989 г.

А.Жинкин, О. Паламарчук «Кубань, экономика, культура» и др.

Рыжавский Г. Я. "Биваки", М. , ЦДЮТур, 1995;

 Кудряшов Б. Энциклопедия выживания-один на один с природой. Советская Кубань 2001

Куликов В. , Константинов Ю. "Топография и ориентирование в  туристском путешествии", М. , ЦДЮТур, 17

 

Этапы занятия

Содержание

ОМУ

1.Вводный

2.Основной

2.1. Знакомство

2.2. Эстафета «Укладка рюкзака»

2.3. Упражнения на развитие равновесия.

2.4.Вязание узлов

2.5. Работа со страховочной системой.

2.6. Изучение технического приема «Переправа по бревну»

2.7. Правила установки бивака.

2.8. Знакомство с типами костров.

2.9. Конкурс фотографов.

3. Итоговый

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Николаевна,  я работаю тренером в детско-юношеской спортивной школе города Краснодара, веду секцию «Спортивный туризм».

       - Сегодня на занятии мы совершим увлекательнейшее путешествие в мир туризма. Узнаем, чем занимаются и что узнают туристы в походах и на соревнованиях, а также,  что объединяет этих романтиков дороги.

 -Краснодарский край – это частица  нашей Родины. Его называют Кубанью по имени самой  большой реки Северного Кавказа – Кубани.  Наш край  - благодатное место для всех видов туризма: бескрайние поля, могучие горы, прозрачные, как хрусталь, реки, бурлящие водопады...   Пройдут  годы, вы станете  взрослыми, сделаете  первые шаги в самостоятельную жизнь. Но где бы вы, ни были, в сердце каждого из вас будет жить край  вашего  детства.  

-Кто же такие туристы, и  чем они занимаются? Появится ли у вас желание заниматься этим увлекательным делом? На эти вопросы нам предстоит ответить в ходе занятия.

-Вопрос первый: что означает слово «туризм»? Это слово произошло от французского «путешествие», а путешествовать можно по-разному. На территории нашего края можно заниматься всеми видами туризма.

-Какие виды туризма известны вам? Водный туризм, вело-, мото- и автотуризм, горный туризм, спелеотуризм, лыжный, пешеходный.

-Я приглашаю вас заниматься в секцию «Спортивного туризма», который включает пешеходный туризм – походы и соревнования. А теперь я предлагаю поближе познакомиться с туристами.  

-Туристы – это самые дружные и общительные люди. Они легко знакомятся и принимают в свой круг новичков.  А поскольку, вы, ребята, новички, давайте познакомимся.  

-Туристы – это команда людей дисциплинированных и организованных. Каждый член коллектива выполняет свою работу, отвечает за определенный круг обязанностей. Поэтому нам предстоит не только знакомство, но и распределение обязанностей в туристской группе.

-Перед вами перевернутые бейджи  с названием должности.  Ваша задача  - выбрать любой бейдж, назвать свое имя, вписать его, рассказать о себе в одном предложении, озвучить свою должность и объяснить свои обязанности.

-Итак, мы познакомились, распределили обязанности в группе, пора отправляться в дорогу. Без какого важного предмета туристского снаряжения поход не состоится? (рюкзак)

-Рюкзак  - это верный друг любого туриста. Походный дом, который всегда рядом. Туристу приходится несколько раз в день собирать и разбирать его. Укладка рюкзака  - это целая наука. Постичь некоторые ее азы мы попробуем сейчас.

        -Делимся поровну на две команды. Первый участник  с пустым рюкзаком бежит  к обручу, в котором рассыпаны разные предметы. Его задача:  взять только один предмет, который может пригодиться в походе, положить его в рюкзак, вернуться к команде и передать рюкзак следующему игроку, который выполняет такое же задание.  Внимание,  в обруче есть лишние предметы, которые не понадобятся нам в походе, проявите мышление и смекалку.  

- Рюкзак собран, можно отправляться в поход.

- Первое препятствие на нашем пути – это узкое бревно через овраг. Для его преодоления разделимся на 2 команды. По моему сигналу первые участники команд  проходят по бревну, обратно возвращаются, прыгая  на одной ноге,  передают эстафету следующему участнику команды. Выигрывает команда, все участники которой, преодолеют препятствие   быстрее.

-Второе препятствие – густые заросли кустарника. Преодолеть их можно, пройдя по узкому коридору, прыгая на одной ноге. Обратно участники возвращаются на другой ноге.   Правила эстафеты такие же, как и в предыдущей.    

      -Препятствия, которые вы преодолели в спортивном зале, могут встретиться вам в походе.   А вы знаете, что для того, чтобы их преодолеть необходимо специальное снаряжение. На наших занятиях мы будем учиться работать с туристским снаряжением, правильно преодолевать различные природные препятствия.

       -Для того, чтобы преодолевать препятствия, нужно научиться пользоваться страховочной системой, которая позволит сохранить жизнь человеку в самых  сложных ситуациях.

-Правильно надеть страховочную систему невозможно без знания двух видов узлов: двойного булиня и проводника-восьмерки. Нам необходимо научиться их вязать. Я продемонстрирую технику вязания, а затем вы будете вязать узлы самостоятельно, поможет вам в этом рисунок на слайде (№ 7).  

-На слайде (№ 8) вы видите страховочную систему. Я продемонстрирую правильность  ее надевания, а затем участники обеих команд произведут экипировку одного члена команды.          

       -Итак, мы научились правильно надевать страховочную систему, теперь нам предстоит научиться преодолевать простейшие препятствия, которые могут встретиться нам на пути.

-На пути - бревно через овраг. Нам необходимо безопасно преодолеть его всей группой. Для этого нам необходимо познакомиться с техникой переправы через овраг по бревну, страховку участников будем осуществлять с помощью  горизонтального  маятника.  (крепим веревку на исходном берегу с помощью веревки. На конце веревки завязываем узел проводник восьмерка. Первый участник берет конец веревки двумя руками, натягивает веревку, заходит на бревно, двигается по бревну приставным шагом, слегка отклоняясь назад. Таким  образом проходят все участники, за исключением последнего.  Для последнего участника веревку крепят на целевом берегу.

    - До места стоянки мы с вами, ребята,  благополучно добрались. Что необходимо сделать далее?

     - Как вы думаете, существуют ли определенные критерии, требования к выбору места бивака?

     - А какие конкретно, мы сейчас вместе и попробуем разобраться. Давайте посмотрим в дневник одного начинающего, неопытного туриста, которому руководитель, с учебной целью, поручил выбрать место бивака в походе. Первая группа отмечает верные высказывания, а вторая  - неверные.

      Текст:

      Недалеко от  реки виднеется поселок. Внизу по течению реки за поселком можно и остановиться. Утром пойдем в местный магазин. Возле поселка,  на опушке леса стоит высокая раскидистая сосна, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от сосны, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле сосны  понижение  -  то, что надо: место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

        - Так рассуждал делающий первые шаги в туризме новичок.

         - Каждая группа по очереди высказывает свои предложения о верности или неверности суждений участника похода. А я буду их фиксировать на доске в разных колонках.

- До места стоянки мы с вами,  благополучно добрались, лагерь  разбили, а что нам поможет согреться  и вкусно поужинать?

На привале нам помог

Суп сварил, картошку спек,

Для похода он хорош

Да с собою не возьмешь.

(костер)

- А знаете ли вы,  что костры бывают самых различных типов, и каждый из них имеет свое назначение. Назовите типы костров, которые вы знаете.

-Теперь вам предстоит научиться выкладывать различные типы костров, используя поленья. В этом вам поможет рисунок на слайде.

 -Наше путешествие подходит к концу.  Во время пути наши фотографы много работали,  и им удалось запечатлеть много потрясающих моментов.

 

    - Участники команд  выбирает одну из тем:

«Мой тяжелый рюкзак»,

«Скоро ужин»,

 «Раннее утро»,

«Опаздываю»,

«Тяжелый переход»,

 «Очень страшный спуск»,

 «В темном лесу»,

«Десять человек в двухместной палатке».

     -Затем команды по очереди демонстрируют свою композицию (количество участников произвольное).  Визави   должны отгадать, что хотел сказать «фотограф».

    -Сегодня, ребята, вы немного окунулись в многогранный, интересный, полный впечатлений мир туризма. Конечно же, мы с вами прикоснулись только лишь к тысячной доле этого необыкновенного увлечения.

-Итак, с какими видами туризма вы познакомились?

-Чему вы  научились?

-В конце нашего интересного общения я хотела бы узнать ваше отношение к занятию, в котором вы приняли участие.

Для этого продолжите фразу: Я хотел(а) бы заниматься туризмом, потому что… Или:  Я не стану заниматься туризмом, потому что…

 Наше занятие подошло  к концу, до новых встреч на горных тропах!

Педагог активизирует внимание детей, знакомит с темой и  целями занятия.  

Показ слайда №1

Показ слайдов

 № 2,3,4,5

Ответы детей.

Показ слайда

№ 6

Бейджи  с названиями должностей: дежурный, костровой, медик, фотограф, завхоз.

Педагог  комментирует ответы детей.

Демонстрация

Рюкзака.

Деление на команды произвольное.

Педагог комментирует выбор участников команд.

Эстафета проводится на узкой части гимнастической скамейки.

Педагог следит за правильностью выполнения упражнения, организовывает страховку участников команд.  

Участникам команд необходимо преодолеть препятствие в виде фишек, выстроенных в виде узкого коридора.

Показ туристского снаряжения (веревки, карабины, жумары)

Педагог показывает технику вязания узла  и корректирует правильность работы детей.  

Педагог демонстрирует  последовательность работы со страховочной  системой, затем дети самостоятельно надевают  страховочную систему, учатся правильно блокировать ее веревкой.

Педагог знакомит с техникой переправы по бревну.

Дети выполняют технический прием.  

Показ слайда

№ 9

Ответы детей.

Педагог читает текст

Педагог комментирует ответы детей.

Показ слайда

 № 10

Показ слайда

 № 11

Участники обеих команд получают поленья, из которых выкладывают костры различных типов. Педагог корректирует правильность работы.

Участники команд показывают мизансцены.  

Дети работают на листах бумаги, рекомендуется использовать цветные карандаши.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я приглашаю вас в мир туризма

Слайд 5

Пешеходный туризм

Слайд 6

Узел двойной булинь Узел проводник-восьмерка

Слайд 7

Индивидуальная страховочная система Схема блокировки страховочной системы

Слайд 10

Типы костров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия по спецкурсу "Литературное Ставрополье"

Использование регионального компонента в преподавании литературы. Знакомство с особенностями творчества ставропольского поэта И.В.Кашпурова....

План-конспект вводного занятия по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"

Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина". Показывает кр...

Сценарий "Дворец приглашает друзей"

Сценарий  Дня открытых дверей  "Дворец приглашает друзей"....

Занятие педагога дополнительного образования Котовой Елены Михайловны Игра–путешествие: «Я приглашаю вас в мир туризма»

Введение в дополнительную общеобразовательную программу «Юные туристы-экологи» игра–путешествие: «Я приглашаю вас в мир туризма» в рамках Всероссийского конкурса професси...

Конспект занятия «Приглашаем в театр»

Цель: способствовать развитию интереса к театральному искусству, обучить правилам поведения в театре (театральному этикету), расширить и обогатить творческий диапазон детей. Задачи: Образовательн...

Методическая разработка занятия по теме "Путешествие и туризм" в сборнике материалов "Педагогическая теория в практику образования"

Цели урока:- текущий контроль уровня сформированности у учащихся языковых умений и навыков на лексико -грамматическом материале темы- развитие и совершенствование всех видов памяти: слуховой, зр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по теме «Путешествие и туризм»

Методическая цель урока: -презентация системы заданий, используемых на практических занятиях по иностранному языку, способствующие развитию и совершенствованию языковых навыков и умений ( в том числе,...