Беседа на тему: «Последствия аномальной погоды»
классный час (5 класс) на тему

Шуляк Юлия Борисовна

Материал можно использовать при проведении классного часа, внеклассного мероприятия по экологической тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_posledstviya_anomalnoy_zhary.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей  

Центр развития творчества детей и юношества «Советский»

Беседа на тему:

«Последствия аномальной погоды»

Разработала: педагог дополнительного образования                                                      

               Шуляк Ю.Б.

г. Липецк – 2010 г.

Цель:

развитие экологического мышления обучающихся, вовлечение их в реальную деятельность по изучению окружающей среды.

Задачи:

показать последствия аномальной погоды;

сопутствовать развитию экологического мышления обучающихся;

воспитать доброжелательное отношение к окружающей среде.

Ход беседы

Педагог: Здравствуйте! Нынешнее лето выдалось довольно жарким. По своему размаху, аномалии, продолжительности и по степени последствий  жара не имела аналогов за более чем вековую историю наблюдений погоды. Росгидрометеоцентр, основываясь на данных озёрных отложений, заявил, что такого жаркого лета в России не было со времён Рюрика, то есть за последние более чем 1 000 лет. Последствия такой погоды все еще дают о себе знать. И эта тема по сей день остается актуальной. Поэтому сегодня мы побеседуем по данной проблеме. И для начала нам нужно понять, в чем же причина данной проблемы?

Как думаете вы?

Ответ обучающихся.

Педагог:

Причиной аномально высокой температуры воздуха, установившейся на столь длительный срок, является так называемый «блокирующий антициклон» — обширный, малоподвижный, длительно существующий антициклон, который не пропускает другие воздушные массы на занимаемую им территорию. Установившись во второй декаде июня на юге России и Восточной Украине, антициклон сначала вызвал там небывалую жару, а к началу июля распространился и на средние широты России, закачивая раскалённый воздух из пустынь Туркмении. Необычно длительный срок существования этого антициклона, который существовал более 2 месяцев, и привёл к длительному разогреву воздуха до рекордных значений.

Есть версия (не подтверждённая серьёзными научными исследованиями), что жара также связана с разливом нефти в Мексиканском заливе. Появились предположения о разрыве в непрерывном течении в заливе — возможно, оно замкнулось в кольцо, и нагревает само себя, а в основной Гольфстрим в Атлантике попадает меньше теплой воды, чем раньше. Зона Гольфстрима является «кухней» европейской погоды, именно там происходит активное формирование атлантических циклонов, несущих затем свою влагу на европейскую территорию. Если поверхность океана в зоне Гольфстрима покрыть пленкой, препятствующей испарению, количество влаги, переносимое атлантическими циклонами в Европу, снизится. Соответственно снизится количество выпадающих в Европе осадков. Снижение облачности ведет к дополнительному перегреву подстилающей земной поверхности, следствием чего являются значительные превышения климатических температурных норм. Однако, вопреки этой версии, в западной Европе лето 2010 года было влажным и не очень жарким.

 А теперь давайте вспомним, что же происходило в нашем городе в июле и августе этого года?

Ответ обучающихся.

Педагог: Действительно, лето 2010 запомнились в Липецке сильнейшей жарой, пик которой составил 40,7 °C (2 августа 2010). Эта температура стала абсолютным годовым рекордом — никогда ещё такая высокая температура не фиксировалась в Липецке. 10 августа 2010 был установлен также абсолютный рекорд среднесуточной температуры — 31,4 °C. Осадков в июне и в июле выпало значительно меньше нормы. Из-за жестокой засухи Липецкая область сильно пострадала от лесных пожаров. И теперь давайте перейдем, собственно, к последствиям аномальной погоды.

Какие изменения произошли после такой жары?

 Ответ обучающихся.

Педагог:

Засуха-2010 уже стала причиной гибели урожая во многих хозяйствах, причиной множества пожаров и введения чрезвычайного положения в 17 субъектах Российской Федерации. В Приволжском, а также в некоторых областях Центрального, Уральского и Южного федеральных округов из-за засухи урожайность и валовой сбор зерна. По данным министерства сельского хозяйства РФ на 15 июля 2010 года, засухой уничтожены сельскохозяйственные культуры на площади 9,6 миллиона гектаров.

Кроме потерь в сельском хозяйстве, аномальная жара (или так называемые тепловые волны) принесли угрозу жизни и здоровью людей. Увеличение экстремально продолжительных периодов с критическими значениями температуры воздуха, особенно в крупных городах, неблагоприятно отразилось на самочувствии и здоровье жителей. Аномально высокие температуры воздуха привели к росту числа госпитализаций с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также смертных и несчастных случаев, к росту числа дорожно-транспортных происшествий.

 И по сей день нейтрализуют последствия лесных      пожаров, вызванные аномальной жарой, которые погубили жизни, жилища и имущества людей.

Педагог: Ребята, а если в следующем году нас ожидает такое же лето, то, что нам необходимо делать, что бы предотвратить такие последствия погодного катаклизма?

Ответ обучающихся.

Педагог: Спастись от жары и освежить организм помогут водные процедуры. Это не значит, что нужно тут же бежать купаться в грязных водоемах или городских фонтанах. Однако гулять возле воды, чаще ополаскивать руки и лицо, а также принимать душ два раза в день — это необходимый минимум в такую погоду. Также специалисты рекомендуют умываться минералкой или брызгаться специальной термальной водой. Не менее полезно в жару ходить в бассейн. Рекомендуется посещать его 2—3 раза в неделю. Ни в коем случае нельзя купаться в холодном водоеме. Если разница между температурой воды и температурой воздуха превышает 10 градусов, подобное купание может оказаться опасным для кровеносных сосудов.

А какую одежду необходимо носить при такой погоде?

Ответ обучающихся.

Педагог: Ни в коем случае нельзя в жару носить синтетическую и обтягивающую одежду. Синтетика особо вредна в такую погоду с гигиенической точки зрения, а плотно облегающая одежда затрудняет процесс теплообмена.  Рекомендуется носить головные уборы и светлую одежду из натуральных тканей - хлопка и льна. Мужчинам следует отказаться от галстуков и ремней. Медики также рекомендуют при малейшей возможности разуваться и ходить босиком. Разумеется, не по раскаленному асфальту, а по траве. На ступнях находится большое число точек, отвечающих за внутренние органы. Когда человек ходит босиком, происходит воздействие на эти точки. В результате улучшается циркуляция крови, повышается общий тонус организма и даже начинается обновление клеток.

Педагог: Кондиционер – величайшее изобретение человечества, но как использовать правильно?

Ответ обучающихся.

Педагог: Как бы вам не было жарко и как бы ни хотелось, выйдя из душного трамвая или троллейбуса  и забежав в помещение, запрограммировать кондиционер градусов на 15, этого делать не стоит. Важно помнить, что разница температур между помещением и улицей не должна превышать 10 градусов. Иначе легко можно простыть. Так что в среднем нельзя программировать кондиционер на температуру ниже 18 градусов. Если у вас дома нет кондиционера, то специалисты рекомендуют, как минимум, поставить на стол аквариум, можно даже без рыбок. Главное — чтобы происходили регулярные испарения. Еще, как вариант, можно периодически опрыскивать помещение холодной водой из пульверизатора.

 А как правильно питаться в такие жаркие дни?

Ответ обучающихся.

Педагог: Пища в жару должна быть легкой. Рекомендуется исключить жирные, соленые и жареные продукты, есть как можно больше овощей, фруктов, зелени, а также молочных продуктов. В жаркую погоду следует отказаться от привычки готовить еду впрок, как это часто делают многие хозяйки. Не следует забывать, что срок годности большинства продуктов рассчитан на нормальные условия хранения, а не на аномально высокую температуру воздуха. Также категорически нельзя покупать еду на лотках, не оборудованных холодильниками. Неизвестно, сколько пролежали продукты на солнцепеке, прежде чем их продали.

Педагог: И, конечно же, знойным летом нас всегда спасала бутылочка минералки или стаканчик кваса, купленный в ларьке. А все ли напитки можно пить, спасаясь непогоды?

Ответ обучающихся.

Педагог: Справиться с жарой поможет и обильное питье. Лучше всего для этого подойдет обычная негазированная вода или зеленый чай. Не рекомендуется пить сладкие напитки. Кофе также может вызвать дополнительные нагрузки на сердце. Сахар и сахарозаменители - лишняя нагрузка для организма. Чтобы не простудиться, напитки летом должны быть  комнатной температуры. Ведь холодные жидкости сужают сосуды, в результате чего тело не освежается, а теряет тепло.

Педагог: Даже при такой погоде нам хочется погонять мяч во дворе или поиграть в другие подвижные игры. Нужно ли это делать?

Ответ обучающихся.

Педагог: В такую аномальную жару специалисты настоятельно рекомендуют отказаться от занятий спортом. Физические нагрузки увеличивают теплообмен в 5 раз, что может привести к обезвоживанию организма.

Педагог:  Ребята, я надеюсь, что поведенная беседа не прошла даром. И пусть следующее лето порадует нас своим ласковым теплом, а не удушающим зноем.

 

Литература:

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России - М, АО «МДС», 1996.

"Российская газета" - Федеральный выпуск №5275 (196) от 2 сентября 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание аномальных детей во внеурочное время средствами танцевального искусства.

Особенность эстетического воспитания аномальных детей  состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, созд...

Влияние фольклора на воспитание учащихся с аномальным развитием через уроки музыки

Одним из основных факторов  воспитания  детей с аномальным развитием является музыкально-ритмическое искусство.  Оно воспитывает у детей эмоциональную чуткость, способность сопере...

Конспект урока по химии в 10 классе Тема: «Последствия загрязнения атмосферы».

Конспект урока по химии в 10 классе Тема: «Последствия загрязнения а...

конспект урока природоведения "Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха".

Урок природоведения в 5 классеПогода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха....

Открытый урок в 10 классе по теме "Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ и загрязнения среды на организм человека".

В данном уроке приведены работы четырех групп учащихся- проекты,защита проекта в виде призентации. В каждом проекте раскрыта определенная проблема: алкоголизм, табакокурение, наркомания и загрязнение ...

Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Цели урока: сформировать представление о погоде и ее элементах,  климате, о разнообразии погодных явлений и климатических условий, о значении воздуха в природе и необходимости его охраны;  с...

Классный час на тему:"Последствия вредных привычек"

Презентация на тему:"Последствия вредных привычек"...