Помощь учителю. Исследовательская деятельность
статья по теме

Бутурлина Фидира Мансуровна

 

Деятельность современного учителя очень разнообразна и насыщена. Сегодняшний учитель не просто проводит уроки и внеклассные мероприятия. Стараясь шагать в ногу со временем, изучая и внедряя в практическую деятельность новейшие педагогические технологии и многочисленные современные нововведения, он активно само развивается и самообразовывается.  Находясь в непрерывном поиске новых форм работ,  занимается экспериментальной и исследовательской деятельностью.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 Исследованием в педагогической науке называется процесс научной деятельности, целью которого является получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, принципах и механизмах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomoshch_uchitelyu_issledovatelskaya_deyatelnost.doc434 КБ

Предварительный просмотр:

Бутурлина Фидира Мансуровна

Завуч по учебной работе

«КГКП школа искусств

акимата Шемонаихинского района»

Подготовлено по материалам курсов ИПК

г.Усть-Каменогорск 2011г.

Школьный семинар-практикум

        

Тема «Организация помощи педагогам на формирующем этапе исследовательской деятельности».

План работы

1.Введение в тему.

2.Технология и организация педагогического исследования.

3.Требования к оформлению и содержанию исследовательской работы педагогического работника.

Деятельность современного учителя очень разнообразна и насыщена. Сегодняшний учитель не просто проводит уроки и внеклассные мероприятия. Стараясь шагать в ногу со временем, изучая и внедряя в практическую деятельность новейшие педагогические технологии и многочисленные современные нововведения, он активно само развивается и самообразовывается.  Находясь в непрерывном поиске новых форм работ,  занимается экспериментальной и исследовательской деятельностью.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 Исследованием в педагогической науке называется процесс научной деятельности, целью которого является получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, принципах и механизмах. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.

Основополагающими признаками уровня качества педагогического исследования считаются принципы теоретической и практической значимости, действенности, новаторства и новшества.

 Программа педагогического исследования состоит из двух частей.

 1. Методологическая часть предполагает определение и объяснение важности, значимости и ситуативности темы, определение проблемы исследования, объекта и предмета, целей и задач исследования, основных понятий. Таким образом, методологическая часть педагогического исследования представляет собой предварительный сбор информационного материала, системный анализ предмета изучения и определение рабочей проблемы.

 2. Процедурная часть имеет своей основной задачей определение плана и способов сбора и анализа первичных данных, а также основного плана развития, по которому необходимо направить данные педагогического исследования.

Тема

Цель исследования - получение нового научного знания о педагогическом процессе. Цель должна соответствовать теме и ориентироваться на результат.

Гипотеза - это аргументированное, теоретическое предположение автора о связи между педагогическим воздействием и результатом. Гипотеза строится по схеме: "Если……,  то...". Гипотеза является научным предположением, помогающим выявлять на каждом этапе работы направленность и рамки научного поиска. Она предвидит процесс исследования и его выводы. Признаки хорошей гипотезы — адекватность ответа поставленному вопросу и соответствие выводов посылкам, доступность проверке. Вслед за постановкой гипотезы разрабатываются конкретные задачи исследования, намечаются методы.

Задача - часть цели. Совокупность задач обеспечивает достижение цели.

Методы  педагогического исследования. Общеприняты два метода - теоретический и эмпирический.

Теоретический метод включает изучение психолого-педагогической, методической и другой литературы по теме. В свою очередь, изучение литературы считает необходимым использование следующих методов.

 1. Создание библиографии, т. е. составление списка источников литературы, выбранных для исследуемой проблемы.

 2. Реферирование – предполагает краткий пересказ основного содержания одной или нескольких литературных работ.

 3. Конспектирование – этот метод означает обязательное составление подробных записей.

 4. Аннотирование – имеется в виду сжатая запись всего содержания литературного источника.

5. Цитирование – это дословная запись фрагмента текста, содержащегося в литературном источнике.

Эмпирический метод исследования представляет собой работу, в основу которой положены реальные опытные данные, полученные на основе жизненного опыта, практики. Такие методы  как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации являются способом отбора научно-педагогического опыта, подвергающегося теоретическому анализу.

Объект исследования - это конкретное педагогическое явление, на котором планируется проводить исследование. Объектами могут быть содержание образования, технология обучения и воспитания, управление внутришкольным контролем, уровень подготовки выпускных классов и т.д.

Предмет исследования - это такая сторона объекта, через которую он виден. Предметом могут быть уровень обученности и воспитанности, результативность обучения по предмету и т.д.

Предмет исследования утверждается в гипотезе.

ЭТАПЫ

Этапы исследования - планируемый период времени делится на интервалы, т.е. этапы. Временным этапом может быть неделя, четверть, полугодие, год и т.д.

 I этап. Определение проблемы и постановка цели исследования. Изучение истории и теории вопроса в соответствии с целью, изучение педагогического опыта позволяют построить гипотезу и определить задачи исследования.

 II этап. Проверка гипотезы (на основе накопления фактов и знаний по изучаемой проблеме) осуществляется через констатирующие, формирующие и контрольные ступени (срезы) исследования.

 III этап. Теоретические выводы на основе обработки и осмысления полученных фактов и новых знаний.

 IV этап. Оформление результатов научного исследования.

 V этап. Внедрение результатов исследования в практику.

 На первом этапе выдвигается проблема исследования. Ее исходным началом может быть: а) непосредственная потребность практики, б) запросы общества и перспективные задачи в области воспитания нового человека, в) внутренняя логика развития педагогических теорий в целом и ее отдельных частей, г) анализ неисследованных областей педагогического процесса в теории педагогики. Проблема выражает в теоретической форме противоречие, создавшееся в науке и соответствующей ей сфере жизни, в практической деятельности.

Второй этап исследования направлен на решение поставленных задач, проверку гипотезы. Здесь важным является целенаправленный сбор фактов, нахождение критериев, с помощью которых можно будет их оценить. Этому предшествует разработка методов, адекватных предмету и задачам исследования, а также возрасту детей. Здесь применяется констатирующая, формирующая и контрольная ступень исследования. Констатирующая ступень проводится с целью изучения наличного состояния педагогического явления до активного вмешательства в него исследователя. Этой ступени соответствуют обычно и определенные методы: опрос, интервью, социометрия, наблюдение, лабораторный эксперимент, изучение педагогического опыта и т. д.

На втором этапе исследования ведущая роль принадлежит формирующему эксперименту (формирующей ступени), который опирается на выводы констатирующего эксперимента и позволяет преднамеренно вносить в педагогический процесс требуемые изменения, делать видимой и контролируемой связь выделенного элемента с другим элеиентом, относительно точно учитывать полученные результаты. Контрольная ступень позволяет выявить продвижение в развитии, эффективность изучаемых способов педагогического воздействия. Обычно здесь используются наблюдение, лабораторный эксперимент, беседа, изучение продуктов детской деятельности и другие методы.

Третий этап — теоретическое осмысление полученных данных и оформление результатов научного педагогического исследования. На этом этапе производятся обработка фактов, их анализ, систематизация, на основе которых проводится обобщение, установление закономерностей. Результаты исследования позволяют определить степень решения задач, подтвердить или отвергнуть гипотезу. Если гипотеза подтверждается, то она принимает характер нового знания. Если же отвергается, то выдвигается новая гипотеза, которая требует дальнейшего исследования.

Четвертый этап — оформление результатов научного исследования. Они излагаются в определенной логике: обоснование актуальности проблемы исследования, выбора предмета изучения, гипотезы, задач и методики исследования, описание процесса исследования, анализ его результатов, формулирование выводов.

Завершающий этап исследования — применение его результатов. Исследование считается законченным тогда, когда его результаты находят применение в практике и теории.

    Все этапы исследования тесно между собой связаны, каждый последующий опирается и разрабатывается на базе предыдущего. Каждому из них соответствует определенная группа методов.

Итак, исследовательская работа  состоит:

1. ВВЕДЕНИЕ - это сжатое изложение основного содержания исследовательской работы и содержит следующие структурные части:

- актуальность избранной темы, связанной с обновлением содержания образования, совершенствованием технологии обучения и управления;

  1. постановка проблемы;
  2. цель исследования;
  3. задачи исследования;
  4. объект исследования:
  5. предмет исследования;
  6. гипотеза или ожидаемые результаты;
  7. методы исследования;
  8. этапы исследования:
  9. теоретическая и практическая значимость работы.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ состоит не менее чем из 2 глав, которые делятся на параграфы.

Глава 1 посвящена теоретическому изложению вопроса. В ней анализируется и систематизируется информация из литературных источников и жизненных наблюдений. Завершается глава выводами, в которых кратко излагается мысль о состоянии разработанной и избранной темы.

Глава 2 посвящена результатам эмпирического исследования. В ней подробно описываются цели, задачи, методики, предмет и объект исследования. Результаты представляются в виде таблиц, схем, графиков, формулируются выводы, даются практические рекомендации.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ - это подведение итогов исследования, обсуждение перспектив развития исследования, степень реализации поставленных целей и задач.

4. Использованная ЛИТЕРАТУРА расписывается в соответствии с существующими нормами библиографического описания в алфавитном порядке

5. ССЫЛКИ - если в научно-исследовательской работе используются цитаты или статистический материал из различных источников, то необходимы ссылки на них.

(Смотри требования к оформлению ИРП).

Требования  к оформлению и содержанию

научно-исследовательской  работы

 педагогического работника

Научно-исследовательская работа - это научный отчет о выполненной работе, итоги исследовательской деятельности.

1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

  1. Объем работы составляет 20-25 страниц машинописного текста формата А4, оформленного в отдельную папку с титульным листом.
  1. Оформление титульного листа:

а) титульный лист является первой страницей работы, но оцифровка начинается со второго листа. Поэтому на листе следующим за титульным листом должен стоять номер «2».

б) нумерация листов сквозная, включая листы с таблицами, графиками и рисунками.

в) номер ставится в центре верхнего поля страницы.

г) надписи на титульном листе выполняются компьютерным способом черным цветом.

д) надписи, относящиеся к наименованию и теме работы, выполняются прописными буквами шрифтом размером 18 и 16 пунктов соответственно, остальные – шрифтом размером 12 и 14 пунктом, используя прописные и строчные буквы.

переносы слов на титульном листе не разрешаются.

е) полное название ведомства; название организации, где работает автор; название учреждения, куда сдается работа, название кафедры (выравнивание по центру).

ё) наименование работы (научно-исследовательская работа), (выравнивание по центру).

ж) тема (название) работы (выравнивание по центру).

з) должность, место работы, название дисциплины и фамилия, имя, отчество автора (выравнивание по левому краю).

и) фамилия, имя, отчество, должность руководителя (выравнивание по левому краю).

к) город и год выполнения (выравнивание по центру).

           Для всех листов научно-исследовательской работы устанавливаются следующие параметры страницы:

левое поле – 3 см;

правое поле – 1 см;

верхнее поле – 1,5 см;

нижнее поле – 2 см.

Текст научно-исследовательской работы печатается шрифтом Times New Roman 12-14 кеглей (пунктов). Текст выравнивается по ширине. Каждый абзац начинается с красной строки; отступ красной строки – 1,5 см. Используется междустрочный интервал - 1,5.

1.3.        На следующей странице после титульного листа приводится оглавление работы,  которое имеет следующую структуру:

Введение

I Основная часть

Глава 1        стр.

Глава 2        стр.

Заключение        стр.

Список литературы        стр.

Приложение        стр.

Лист с оглавлением нумеруется (у него будет номер «2», а у первого листа письменной работы с текстом -  номер «3»).

        Содержание, введение, заключение, список использованной литературы, приложение и каждый новый раздел начинаются с новой страницы, параграфы на отдельные страницы не выносятся. Заголовки структурных частей работы (ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ и т.д.) печатаются прописными буквами симметрично тексту без переносов слов. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки подразделов, пунктов печатают строчными буквами, кроме первой прописной. Точки в конце заголовков не ставятся.

Если текст научно-исследовательской работы включает таблицы, то они оформляются по следующим правилам:

  1. таблица выравнивается по центру;
  2. над таблицей располагается заголовок;
  3. если на таблицу есть ссылки в тексте, то таблица должна иметь номер; в этом случае над таблицей справа подписывается «Таблица*», где * - номер таблицы.

Если научно-исследовательская работа содержит рисунки, то каждый рисунок должен иметь номер и подрисуночную подпись. Большие рисунки можно располагать на отдельных листах. Маленькие рисунки можно располагать с текстом, установив обтекание слева и справа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей с помощью проектно - исследовательской деятельности

В методической разработке "Формирование ключевых компетентностей с помощью проектно - исследовательской деятельности" представлен опыт формирования компетентностей через метод проектов и исследователь...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...

Мотивирование обучающихся к изучению английского языка при помощи проектно-исследовательской деятельности

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

Методические рекомендации в помощь учителям начальной школы. (Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребенка).

Технология исследовательского обучения является одной из эффективных форм формирования компетентностей и самостоятельной творческой, исследовательской деятельности школьников.Грамотная организация исс...