Поурочные разработки ОРКСЭ для 4 класса
план-конспект урока по теме

Яковлева  Лариса Алексеевна

Поурочные разработки ОРКСЭ для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc26 КБ
Microsoft Office document icon urok_2.doc34 КБ
Microsoft Office document icon urok_3.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_4.doc46 КБ
Microsoft Office document icon urok_5-6.doc84 КБ
Microsoft Office document icon urok_7-8.doc44 КБ
Microsoft Office document icon urok_9.doc41.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_10-11.doc57.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_12.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Россия – наша Родина

Цель: объяснить основные термины по теме; познакомить с содержанием курса; поговорить о величии России, о её деятелях; способствовать воспитанию чувства гордости Родиной, уважение к традициям других народов.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика пособия для учащихся.
  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?
  4. Подбор синонимов к слову Родина.
  5. Беседа с учащимися. Примерный план беседы:

Как называется страна, в которой мы живем?

Кто является главой нашего государства?

Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России? Какие города вам известны? Назовите столицу России, покажите ее на карте.

          6. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент и др.

         7. Беседа.

Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны? Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? Работа с портретами

Назовите известных вам героев России. Что вам известно о защитниках нашей родины? Работа с портретами.

Подведение итогов беседы.

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  3. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся:

Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.
  2. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?



Предварительный просмотр:

Урок 2.

Тема:  Что такое светская этика?

Цель урока: провести беседу о поступках людей, дать понятие об основных понятиях урока; обучить самостоятельной работе с источниками информации, способствовать воспитанию в уч-ся осознанного поведения; подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: культура, мораль, этика

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Примерные вопросы к учащимся:

О чем беседовал с родными и друзьями?

Что нового узнал для себя?

Что их особенно заинтересовало в твоих вопросах?

Рассказы учащихся об известных людях России. Обсуждение того, почему были выбраны именно эти биографии.

3. Чтение стихотворения  С. Баруздина

                                О человеке и его делах

                                - Скажи, человек,

                                Как твои дела?

                                - Дела ничего у меня.

                                Я спал неплохо,

                                Да ночь мала,

                                И я прихватил полдня.

                                - Скажи, человек,

                                А что же успел

                                Сегодня ты совершить?

                                - Да много успел:

                                Хорошо поел

                                И чаю успел попить.

                                - Скажи, человек,

                                Ну, а как потом,

                                Было ли что-нибудь?

                                - А что потом?

                                Поиграл с котом

                                И вновь прилег отдохнуть.

                                - Скажи, человек,

                                А когда поспал,

                                Вышел ли ты за порог?

                                - Конечно, вышел,

                                Да очень устал,

                                Вернулся, не чуя ног.

                                - Скажи, человек,

                                А что за окном

                                Увидеть тебе довелось?

                                - Да что там увидишь,

                                Когда темно

                                И лютый стоит мороз.

                                - Скажи, человек,

                                А кроме кота,

                                Есть друзья у тебя?

                                - Да что ты!

                                С друзьями одна маета!

                                …. Больше не спрашивал я.

(Идет обсуждение)

          4.Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:

Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика?

  1. Работа с понятиями мораль, нравственность, светская и религиозная этика.

6. Учитель:  Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.

Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том,  как он  поступил  в том или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-то боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности  и этики.

Человеческое общество существует лишь благодаря тому, что оно подчиняется законам или правилам, которые признают все люди, и не допускает, чтобы каждый делал все по собственному желанию.  

Этика  – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

  1. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами культура, моральный, этический.
  2. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

 8. Учитель:          А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.          

Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок -  пожнёшь характер;

Посей характер – пожнёшь судьбу.

(Идет обсуждение)

  1. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что ты расскажешь членам своей семьи о том, что такое мораль, нравственность, этика? Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика? (Закрепление основных понятий урока)  



Предварительный просмотр:

Урок 3. Тема: «Мораль и культура»

Цели: познакомить уч-ся с понятием «культура»;  формирование навыков культурного поведения; развитие потребностей проявлять заботу о других; развитие умения видеть красивое в поступках людей, побуждать ребёнка совершать добрые поступки в жизни.

Основные термины и понятия: мораль, культура.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Сообщение о теме и цели урока.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
  3. Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:
  1. Вспомните, что такое мораль ( в случае затруднений обратитесь к записанному в тетрадь определению).
  2. Как вы думаете, как она возникла?
  3. Всегда ли она существовала?
  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Как по-вашему, что обозначает слово культура? Как это слово соотносится со значением слова мораль?
  2. Выступление учителя. Знакомство с понятиями культуры и морали.
  1. Понятия культуры и морали.
  2. Что означает слово «культура».
  3. Как возникла мораль.
  4. Кто придумал правила поведения и зачем?

6. Сценка о вежливых словах:

  1. Я нес домой кулек конфет

А тут навстречу мне сосед!                                                                                                     Снял берет: -    ! Что несешь?                                                                                                         -    Кулек конфет.                                                                                                                                               -    Как конфет?                                                                                                                                   -    Так - конфет.                                                                                                                                     -    А компот?                                                                                                                                               -    Компота нет.                                                                                                                                          -    Нет компота, и не надо... А они из шоколада?                                                                        -    Да, они из шоколада.                                                                                                                        -    Хорошо, я очень рад. Обожаю шоколад. Дай конфету.                                                    

-    А вон ту, ату, а эту... Красота! Вкуснота! -   А вот эта, а вон та... Больше нет?                               -    Больше нет.                                                                                                                                                 -    Ну, привет.

-- Какие ошибки совершили ребята?

7. Работа с текстом стихотворения «Вредные совет от Григория Остера»

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

        Облысеет голова.        

--- Почему совет называется вредным? (не надо соблюдать) Зачем нам надо соблюдать правила личной гигиены?

Девчонок надо никогда                                                                                                                        Нигде не замечать.                                                                                                                                       И не давать прохода им                                                                                                                                             Нигде и никогда.                                                                                                                                         Им надо ножки подставлять,                                                                                                                             Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они:                                                                                                              Тебе на них плевать.                                                                                                                      Девчонку встретил - быстро ей                                                                                                        Показывай язык.                                                                                                             Пускай не думает она,                                                                                                                                                             Что ты в нее влюблен.        

---  Каково должно быть общение между мальчиками и девочками в классе?   Кто в нашем классе помогает девочкам?

8. Ролевая викторина

1. Нужно ли здороваться со знакомыми ребятами, например, товарищами по двору?

2. Кто при встрече должен поздороваться первым: мальчик или девочка?

3. Встречаются Маша и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк.В чем ошибка?

4. Олег и Егор идут и оживлённо обсуждают кинофильм.

Их обгоняет Света.Кто должен здороваться первым?

5. Наташа и Иван сидят за партой в классе.

Входит их одноклассница.

Кто должен здороваться первым?

6. В дверях сталкиваются два мальчика, причем одному 8 лет, другому 10 лет.

Кто должен кого пропустить?

7. Одна девочка жаловалась возмущенно маме:

- Во дворе мальчишка, такой невежа, зовет меня Танька!

- А ты как его зовешь? - спросила мама.

-          Я его вообще никак не зову, - ответила Таня.

-          - Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

- Скажите, права ли Таня? Почему?

 9. А продолжим наш урок игрой « Волшебные слова»

·         Зазеленеет даже пень, когда услышит «ДОБРЫЙ ДЕНЬ»!

·         Если больше есть не в силах, скажем маме мы СПАСИБО!

·         Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

·         Когда нас бранят за шалости, говорим «ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!»

·         И во Франции и в Дании на прощание говорят «ДО СВИДАНИЯ!»

·         Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … СПАСИБО!

  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.  
  2. Задание на дом: Объявляется день культурных ребят.


Предварительный просмотр:

Урок 4.

 Тема: Особенности морали

Цель: воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим, расширить знания школьников об особенностях морали их применение в жизненных ситуациях, развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи.

Основные термины и понятия: культура, материальная культура, духовная культура, мораль.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Сообщение о теме и цели урока.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Вспомните, что такое мораль, как соотносятся понятия морали и культуры.  Обратитесь к записям в тетради.  
  2. Работа с понятиями материальная культура и духовная культура. Записать понятия в тетрадь, обратив внимание на правописание слов. Объяснить значение слов.

          5.  Ведущий. Ребята, как вы думаете, почему человек ведет себя правильно? (Ответы детей можно фиксировать на доске).

   Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

Работа с уровнями

6. Перед вами список из 16 нравственных качеств.

Эти качества представлены шкалой, включающей полярно-противоположные проявления этих качеств.

Хорошо

Плохо

1

Общительность, открытость, коллективизм

Замкнутость, скрытность, индивидуализм

2

Доброта

Злоба, чувство собственности

3

Эмоциональная устойчивость, ровность, постоянство

Эмоциональная неустойчивость,

4

Твердость, самостоятельность

Уступчивость, склонность к подчинению, покорность

5

Сдержанность, рассудительность, серьезность

импульсивность,

6

Честность,

Недобросовестность

7

Скромность, смелость

Раскованность, стыдливость,

8

Мягкость, сострадание, милосердие

Жесткость, суровость, безжалостность

9

Бдительность

Доверчивость

10

Прямолинейность, правдивость

Дипломатичность, расчетливость

11

Спокойствие, уверенность в себе

Тревожность, неуверенность, чувство вины

12

Независимость мнения окружающих, стремление действовать исходя из собственных убеждений

Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение

13

Высокий самоконтроль, самодисциплина, безгрешность

Низкий самоконтроль, недисциплинированность, нарушения

7.  Ситуации – пробы “Разрешение нравственных дилемм”.

Предлагаю ситуации, содержащие сложные социальные проблемы морального порядка. Нужно дать оценку поступкам героев и обосновать свои суждения.

“Наказание или преступление?”

Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

“Уличная мораль”

В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

Что вы сделаете дальше?

“Находка”

Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.
Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.
В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.
Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.

8. Чтение рассказов Е.Гунтик «Сказка о том, как ослик грустить перестал»; «Сказка о том, как Тимошка свою лень продавал»

9. Подведение итога урока.

   Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!

10. Задание на дом: записать свои хорошие и плохие качества ( по 5 ).



Предварительный просмотр:

Урок 5-6.

Тема: Добро и зло

Цель: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Сообщение о теме и цели урока.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся. Обсуждение примеров, приведенных
  3. У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди.
    «Добро» и «зло» - это центральные понятия этики. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности.
  4. Беседа с учащимися по вопросам:
  1. Понятны ли вам слова добро и зло?
  1. Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
  2. Какое отношение вызывают у вас злые люди? Почему?  

Учитель:        В сказках все просто: этот герой – добрый, а этот злой. А в жизни все не так. Многих ли твоих знакомых можно назвать однозначно: добрый, злой…? А что ты скажешь про себя?

Ответы детей.

Учитель: А как понять слова из знакомой нам всем песенки:

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста

Ответы детей.

- ОБСУЖДАЕМ

Учитель:

- Какие поступки легче совершать: добрые или злые?

Ответы детей.

- Это только кажется, что стихи А. Барто про кого-то незнакомого:

                        Я свою сестренку Лиду

                        Никому не дам в обиду.

                        Я живу с ней очень дружно,

                        Очень я ее люблю.

                        А когда мне будет нужно,

                        Я и сам ее побью!

О ком же стихи? Ваше мнение?

Ответы детей.

- В жизни добрыми и злыми бывают люди или их поступки?

Ответы детей.

5. Чтение притчи «Как иногда за добро платят злом».

Притча.
Однажды змея ползла через лес. Вдруг какое-то дерево упало прямо на неё. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она ни старалась, всё было бесполезно.
Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей:
- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
Змея опять:
- Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё:
- Я тебе не верю.
Но змея так долго его упрашивала, что человек пожалел её и откатил дерево прочь.
Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
- Добрый человек, я умираю с голоду и поэтому сейчас тебя съем!
- Что? Ты хочешь съесть меня, хотя я освободил тебя?
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- Вот так дела! – сказал человек сердито.
А змея опять:
- Ты думаешь, я не права?
- Конечно, не права!
- Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они скажут.
Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
- Да, - ответила пума.
- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
- Да, - ответила лошадь.
- Братец олень, платят ли за добро злом?
- Да, - ответил олень.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
- Братец волк, платят ли за добро злом?
И волк отвечает:
- Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
- А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
- Нет, я не пойду к тебе. Принеси мне цыплят завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой. Рассказал жене, что с ним произошло, и как он обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и сказала, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши.
И так как человек не хотел спорить со своей женой, он сделал, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
- Братец волк, я принёс тебе цыплят!
- Спасибо! – ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
- Змея была права: за добро надо платить злом.

- Правильно поступили змея и человек?
- Как должны поступать люди в таких ситуациях?

  1. Рассмотрисхему. Кого из этих литературных героев пригласит на день рождения кот Леопольд, а кого – Кощей Бессмертный?

(на рисунке – доктор Айболит, Баба Яга, Змей Горыныч, крокодил Гена, старуха Шапокляк, Страшила и др.) Почему?

  1. Подведение итога урока.

Что нового вы узнали о добре и зле?

Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

  1. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о том, как развивались представления людей о добре и зле. Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.

Урок 2

  1. Орг. момент. Сообщение о теме и цели урока.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания  
  3. Возможные вопросы к учащимся:
  1. Как вы поняли, как менялись представления человека о добре и зле?
  2. Какие примеры вы можете привести?
  1. Как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло?
  2. Какие поступки ты осуждаешь, считаешь морально злыми?

Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в пособии для учащихся?

  1. Согласны ли вы с утверждением: «Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла». Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.
  1. ИГРАЕМ

Игра «Угадай героя».

Водящий задумывает известного литературного героя, которого можно назвать добрым или злым. Рассказывает о нем, не называя имени, по плану:

                        - Где живет

                        - Как выглядит

                        - Какие дела совершает

По окончании рассказа все должны угадать задуманного сказочного героя.

  1. Чтение рассказ Драгунского «Друг детства»

       Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

      То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

      - Го-о-тов!

      Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

      Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга - просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную "грушу" - такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.

      Я сказал папе:

      - Папа, купи мне грушу!

      - Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

      Я рассмеялся:

      - Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

      - А тебе зачем? - сказал папа.

      - Тренироваться, - сказал я. - Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?

      - Сколько же стоит такая груша? - поинтересовался папа.

      - Пустяки какие-нибудь, - сказал я. - Рублей десять или пятьдесят.

      - Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.

      И он оделся и пошел на работу.

      А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:

      - Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.

      И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.

      Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

      Она бросила его мне на диван и сказала:

      - Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!

      И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.

      А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

      Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный - желтый стеклянный, а другой большой белый - из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается...

      И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...

      - Ты что, - сказала мама, она уже вернулась из коридора. - Что с тобой?

      А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:

      - Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

6.  СОВЕТ от взрослого

 Хочешь сам стать добрым? Это непросто.

- В понедельник надо три раза повторить  стихотворение А. Барто (чтобы выработать противоядие на зло)

- Во вторник прочитать рассказ В. Драгунского «Друг детства».

- В среду никого не обижать ни словом, ни поступком.

- В четверг совершить добрый поступок.

 Если ты злишься, то начать делать уборку или пускать мыльные пузыри, (абсолютно серьезно!)

  1. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добро, зло, гуманность. Подготовь рассказ с примерами добрых и злых поступков.



Предварительный просмотр:

Урок – 7- 8.

Тема:  Добродетель и порок

Цели: Формировать понятия  «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок, известных людей современности.

  1. Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.
  2. Решение противоречий.

        Задачи:

Образовательная: Направить детей к определению понятий  «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.

  1. Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.

Развивающая: Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.

  1. Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
  2. Развивать умение аргументировано  отвечать на поставленный вопрос.
  3. Использовать  иллюстративный  материал  для развития художественного восприятия.
  4. Развитие воображения, мышления, внимания.

Воспитательная: Воспитывать  толерантное отношение к другим  людям.

  1. Воспитывать положительные  качества человека  на  примере  положительных героев из сказок и известных людей современности.

Ход урока:

1.Орг. момент. Сообщение о теме и цели урока.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:

  1. Кому из членов семьи ты рассказывал о добре и зле как этических категориях? Согласились ли они с тобой? Всё ли им было понятно в твоем рассказе?
  2. Рисунки добра и зла. (Анализ)

3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: Как вы думаете, чем понятие добродетели отличается от понятия добра? Известно ли вам понятие порока? Как вы думаете, что это такое?

  1. Чтение статьи из пособия для учащихся ( с подчеркиванием самых важных мест).
  2. Беседа с учащимися по вопросам:
  1. Всё ли тебе понятно в определении добродетели?
  2. Какие качества личности необходимы добродетельному человеку?
  3. Как ты понял, что такое порочность? Приведи примеры порочных и добродетельных поступков.

        6.  Запись определений: добродетель и порок.

        7. Заполнение таблицы по свойствам характера

ДОБРОДЕТЕЛЬ                                 ПОРОК

        8.                             Притча.

                Кто украл масло?

Один купец купил у другого десятилитровый бочонок с маслом. Дома он велел жене разлить масло по литровым бутылкам. К его удивлению, бутылок получилось не десять, а девять.

- Почему в десятилитровом, доверху полном бочонке оказалось девять литров масла? Где ещё один литр, жена? Может, ты его пролила или кому-нибудь отдала?-сердито спросил купец.

-Всё масло тут. Я его никуда не дела,- ответила жена.

Отнёс купец бочонок из-под масла к судье и сказал.

- Судья, этот бочонок – воришка. Он украл масло, в него было налито десять литров масла, а он обратно отдал девять.

Судья велел позвать продавца масла и спросил его:

- Не может бочка дать меньше того, что влито в неё. Почему из этого десятилитрового бочонка вылилось только девять литров масла?

- Клянусь, я налил в этот бочонок десять литров масла, - сказал продавец.

- Значит, этот бочонок ворует масло! – решил судья и велел наказать бочонок – побить его палкой.

От первого же удара бочонок раскололся, и все увидели, что внутри у него был большой камень.

- Да. Хитрец твой бочонок, - заметил судья. – Но дурной пример заразителен. Надо другие твои бочонки с маслом тоже наказать, чтобы они так не делали.

Велел судья побить палками все бочонки с маслом у купца. Упал тогда купец на колени и признался в воровстве.

- Это я положил камень. Не может бочка дать меньше того, что влито в неё.

                            * О каком пороке идёт речь?

                             * Кто обладал этим пороком, бочка или её хозяин?(жадность, скупость)

                             * Какая добродетель может исправить этот порок?

- Разговор об этом более подробно продолжим на следующем уроке.

         9. Работа с иллюстрациями учебника.

         10. Итог урока.

                      -Что нового открыли для себя сегодня на уроке?

11. .Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

Ход 2 урока:

  1. Орг. момент. Сообщение о теме и цели урока.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:
  1. Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?
  2. Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?
  3. Какие твои вопросы вызвали у них затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?
  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися.

4. Что пожалел,- потерял безвозвратно,

                            Всё не твоё, всё пришло ниоткуда.

                            Всё, что отдал,- приобрёл многократно,

                            В этом и тайна, в этом и чудо.

          5.Чтение статьи учебника

          6. Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Назовите несколько поступков, которые можно было бы назвать добродетельными или порочными.
  2. Как вы считаете, можно ли считать добродетелью мужество? А какой поступок можно назвать мужественным? Приведите примеры. Как вы думаете, боятся ли мужественные люди?

          7. Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» по группам:

1 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «Морозко»,

2 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «Золушка»,

3 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «12 месяцев»,

4 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «Морозко»,

5 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «Золушка»,

6 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «12 месяцев».

- Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

  1. Чтение и обсуждение сказок Братьев Грим «Птица-найдёныш» с.15 и «Ленивый Гейнц» с. 83
  2. Подведение итога урока

10.Задание на дом: Подготовь рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков.



Предварительный просмотр:

Урок 9.

Тема: Свобода и моральный выбор человека

Цель: формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека.

Задачи: формировать понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; формировать уважение к людям, к окружающему миру, к самому себе; учить осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; учить навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, и высказывать свое понимание прочитанного; воспитывать уважительное отношение к свободе и нравственному выбору человека

Ход урока:

  1. Орг. момент. Сообщение о теме и цели урока..
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
  3. Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков.

    4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Сегодня мы поговорим о свободе и выборе, который совершает человек. Для того чтобы понять что такое свобода, что такое выбор необходимо знать особенности взросления человека. Когда человек взрослеет он совершает одно из величайших открытий: открывает самого себя. Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью.

Как научиться управлять своей жизнью?

  1. Напишите красиво свое имя на листочке. Раскрасьте в любой цвет. Какого цвета ваше имя? Была ли у вас свобода в выборе цвета?

6. Чтение статьи из пособия для учащихся. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

  1. Закончите фразы

Я УМЕЮ …

Я ХОЧУ…

Я – ПОНИМАЮ…

ВНЕШНЕ Я…

МНЕ НЕЛЬЗЯ…

Я ЛЮБЛЮ…

Я ЧУВСТВУЮ…

МНЕ МОЖНО…

Я МОГУ БЫТЬ….

  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

9. Работа с текстом.

Прочитайте (Отрывок из книги «Одна единственная жизнь» Ноусиайенен Тапио)

Попробуйте нарисовать образ вашей единственной жизни. Или запишите советы, как беречь каждый «кирпичик» единственной жизни.

«Задумывался ли ты когда-нибудь о том, что у тебя есть только одна единственная жизнь?

Давай представим себе какого-нибудь человека, продолжительность жизни которого 70 лет, то есть в общей сложности 25550 дней, и каждый день его жизни условно обозначим кирпичиком.

Теперь представим, что наш воображаемый человек стоит на самом верху сооружения, сделанного их этого кирпича. Высотой оно примерно 25 м, шириной один метр, длиной полтора метра. Он стоит, любуясь открывающимися перед его взором прекрасным видом.

Каждое утро появляется «некая» рука, которая снимает один кирпич с края строения.

«Ну, это совсем не опасно! Если даже исчезнет один ряд, ничего страшного не случится», - думает человек.

Рука появляется каждое утро и убирает только один кирпич. С беспечностью человек любуется окружающим его видом. «Все прекрасно», - думает он.

И совсем не скоро, через долгий-долгий период времени человек с ужасом обнаружит, что он стоит только на одном кирпиче…»

Представьте свои работы, прочитайте свои советы.

Перед нами встает вопрос: Что такое жизнь? Чем измеряется жизнь?

10. Ответы учащихся.

Прожитыми годами? А если человек прожил долгую, но бесполезную жизнь – никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя? Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле.

Мы все умрем: людей бессмертных нет,

И это всем известно и не ново,

Но мы живем, чтобы оставить след –

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

(Р. Гамзатов)

Оставить след. Не для этого ли мы живем?

Каждый человек совершает свой выбор «стоять на вершине и любоваться прекрасным видом» и ждать когда жизнь закончится или совершать добрые дела, достойные поступки и оставить о себе добрую память в сердцах людей. Выбор человек делает сам.

11. Послушайте небольшой отрывок и попробуйте нарисовать человека, о котором здесь говориться.

Ничего.

- Как живешь? – спросили у него.

- Живу? Ничего, - отвечает он.

- Что ты делаешь? - спросили у него.

- Я? Так, ничего.

- Посмотри на себя в зеркало, что за вид! – сказали ему.

- А что за вид? Ничего! – отвечает он.

- Загляни себе в душу. Тебе давно пора узнать, что у тебя внутри.

Он заглянул, а там – ничего.

Как вы представляете человека «Ничего»?

Ответы учащихся.

Каждый день человек совершает самые разные поступки, хорошие или плохие, приятные для окружающих или только для самого человека. За каждым поступком стоит выбор. Кто совершает этот выбор? Как понять хорошие поступки ты совершаешь или нет, приносят ли твои поступки радость и удовлетворение окружающим или нет?

Ответы учащихся.

12. Самый лучший способ познать себя, понять, как следует поступать в том, или ином случае это оказаться на необитаемом острове.

Закройте глаза и представьте… 

Вы оказались на необитаемом острове. Здесь нет никого кроме вас.

Подумайте, Вы сможете выжить в одиночку? Какие качества характера, умения, знания помогут вам? Что помешает вам это сделать?

Ответы учащихся.

Перечисленные качества записать на доске.

Достаточно ли перечисленных качеств? Что значит умный? Здесь необходимо вспомнить такое понятие – интеллект. В ваших ответах прозвучали разные качества и положительные и отрицательные. Но кроме этого большую роль в совершении выбора играют потребности человека. Что такое потребности? То, что необходимо в жизни каждому человеку. Какие потребности есть у человека? Потребность в пище, сне, воде, общении, развитии, выражении своих достижений и т.д.Потребность приводит к деятельности. И здесь опять стоит вопрос о моральном выборе. Как удовлетворить свои потребности? Заработать, создать самому, попросить о помощи.

Ответы учащихся.

13. Работа с текстом. Прочитать текст ответить на вопрос.

Человеческие ценности (притча).

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в это столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места, весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

- Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.

Почему дырки от гвоздей так поразили мальчика?

Ответы учащихся.

14. Подведем итоги нашего урока.

Как вы понимаете слова свобода, мораль, моральный выбор? Кто совершает выбор? Кто определяет моральный выбор или нет?

16. Задание на дом: Подготовь рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.( или подбери примеры из произведений, прочитанных на уроках чтения).



Предварительный просмотр:

Урок 10-13

Тема: Свобода и ответственность

Цель:  продолжить разговор о свободе; объяснить, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными; выяснить, за что нужно нести ответственность; познакомить учащихся с понятием “ответственность”;  развивать речь, мышление учащихся, умение работы в группе, умение высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать;  воспитывать интерес к изучению моральных норм поведения людей, стремление быть ответственным, дружелюбное отношение друг к другу.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания:

Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступит правильно, добродетельно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение.

3. Изучение нового материала:

Сегодня мы как раз и будем учиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.

1)    Работа с высказыванием:

«СВОБОДА – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВОТ ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК БОЯТСЯ »

Б. ШОУ 

- Как понимаете данное высказывание? (Нести ответственность дело не простое, трудное, этому нужно учиться.)

 2) РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

- Найдите в тексте учебника ответ, что такое ответственность.  (Ответственность – это черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)

3) Объяснение учителя.

4) Запись в тетрадях

1. ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.

2.Преднамеренность.  (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов)

3.Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.

5) Беседа.

-Что такое внутренняя обязанность человека? (способность человека задавать себе вопросы, прежде, чем совершать какой-либо поступок. )

- Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? (чтобы проанализировать и не совершить порочных поступков)

КТО?    ЗА  ЧТО?  ПЕРЕД КЕМ?

 6) Определите отношения  ответственности и заполните таблицу:

 Кто?

За кого?

Родители

 

Учителя

 

Дети

 

Ученики

 

Люди

 

Друг

 

Человек

 

7) Минутка отдыха. Игра «Могу и делаю».

Вопросы:

-Умеешь ли ты одеваться сам ?        -Одеваешься ли ты сам всегда?

-Умеешь ли ты благодарить ,           - Говоришь ли ты спасибо каждый

говорить спасибо?                                Раз, когда это необходимо?

- Умеешь ли ты убирать свои          - Наводишь ли ты порядок в своей

вещи?                                                      Комнате каждую неделю?

- Умеешь ли ты плакать?                 - Плакал ли ты сегодня?

- Умеешь ли ты  толкаться и           - Делал ли ты это сегодня?

дразнить своих товарищей?

- Умеешь ли ты лениться?               - Ленился ли ты вчера на уроках?

-Умеешь ли ты вредничать?            - Вредничал ли ты вчера?

- Умеешь ли ты собирать свой        - Собираешь ли ты свой ранец

ранец?                                                     всегда сам?

- Умеешь ли ты ухаживать за           - Делаешь ли ты это всегда сам?

своими домашними питомцами?

Учитель. На примере этой игры попробуйте объяснить, чем различаются понятия «Могу» и «Делаю».

 8) РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ ТЕКСТОМ.

1. (ПРИТЧА).

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка – деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…

2. В.А.Сухомлинский

Как воспитать настоящего человека

(Отрывок)

Самое большое счастье для отца и матери - твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы - усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи.

Если люди считают тебя плохим человеком - это большое горе для твоей матери и твоего отца.

По-настоящему любить отца и мать - это значит приносить в дом мир и покой.

Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья - это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат своей честью, - это большое несчастье.

Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящая свобода сына и дочери - быть послушными детьми. Подчинение воли родителей - первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчиняться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою свободу - ты не сможешь стать верным отцом своих детей, любящей матерью, настоящим человеком.

ВОПРОСЫ:

1. Каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?

2. В чем заключается настоящая свобода сына и дочери?

3. Что нужно для того, чтобы стать настоящим человеком?

 8) Продолжи перечень поступков, которые будут приятны близким тебе людям: 

1. Доставлять радость.

2. Интересоваться заботами и делами родных и близких.

3. Вежливо разговаривать, не повышать голоса, не хлопать дверью, сдерживаться в любой ситуации.

4. Обращаться по имени, потому что имя - самое приятное для человека слово.

9) Обсудим ситуации.   Предположите ваши действия в ситуации.

Ситуация №  1

Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?

Ситуация №  2

Вы едете в общественном транспорте и заметили странного человека, который старается тайно подложить пакет под сиденье. Вдруг он понимает, что вы пристально наблюдаете за ним. Он грозно смотрит на вас, давая понять, что готов причинить вам вред. Он реально опасен для вас. Как вы поступите

Ситуация №  3

Вы идёте по улице и видите, как компания подростков издевается над щенком. Они заметили ваше внимание к их действиям и пригрозили, что побьют, если вы проболтаетесь. Вы понимаете, что они замучают щенка до смерти. Как же поступить?

10) Хороший человек - кто он?

Попробуйте составить словесный портрет хорошего человека

Ответственный человек - кто он?

Попробуй нарисовать портрет (рекламу) ответственного человека (в тетради).

  1. Итог  урока:- Легко ли быть свободным?

- Для чего нужно поступать ответственно?

Учитель:  Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

- За что вы уже сейчас можете нести ответственность?

Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

- А теперь выберите каждый для себя вывод.  

1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.

-  Назовите ключевые слова нашего урока:

  1. СВОБОДА
  2. Думать, задавать, поступать
  3. Свобода –это обязанности.
  4. Ответственность

12) Дома:  Письменно ответить на вопрос: «Ответственный человек - кто он?»

 



Предварительный просмотр:

Урок 12

Тема:  Моральный долг

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.
Основные термины и понятия: Моральный долг. Моральная обязанность.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.

Форма урока: комбинированный

Ход урока.


Вводно-мотивационный этап.

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.
(щелчок)

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.


- о чём эта песенка, свяжите свой ответ с темой прошлого урока

- с какими понятиями вы познакомились?


Операционнопознавательный: Повторение







-Я сейчас прочитаю небольшой рассказ, вы внимательно послушаете и постараетесь ответить на вопрос: Можно ли назвать главного героя свободным и почему?

«Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватил пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул её ногой, потому что она залаяла от радости.

Мама просила быть дома в 13 часов- к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко.

Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. «А нам не задали»,-сказал Толик.

В 16 часов он пошёл играть в футбол в парк. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелёк. Озабоченная женщина ходила рядом, глядя под ноги. Толик незаметно поднял кошелёк и побежал в магазин покупать мороженное.

-Можно ли назвать главного героя свободным?


-а как мальчику нужно было поступить?







Отвечают на вопрос и дают обоснование своему ответу.


Операционно-познавательный:

Изучение нового материала.

- Я в ваших ответах услышала слова «Должен был…»

И слова эти очень непростые. В них вложен мудрый и важный смысл, поднимающий человека на высокую нравственную высоту. И эта высота называется …..
МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ

Да и тема нашего урока звучит точно также.
-откройте учебник на странице 26 и прочитайте первые 9 строчек.
-в опорном листе запишите понятие ДОЛГ, задание №1

-какое из слов в определении на ваш взгляд является значимым, главным?

- скажите моральный долг связан с такими понятиями как свобода и ответственность?

Найдите ответ на этот вопрос в тексте учебника.

-Какое понятие вам ещё встретилось?

В обществе принято жить по нормам морали- это правила, одобряемые большинством людей, образцы поведения признанными обязательными для исполнения.
-Запишите определение в опорный лист и прочитайте в учебнике на стр. 26 второй абзац.
-А какие правила принятые в обществе вы знаете и выполняете ли их?

Посмотрите внимательно на задание №3 в опорном листе, прочитайте его.

-Я могу сделать вывод, что вы знакомы с некоторыми нормами поведения , принятыми в обществе и можете отличить как надо поступать, а как не стоит.

Но главное не просто знать, но и выполнять.

Человек долга выполняет существующие нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений.

Вернёмся к моральным обязанностям.

Все оставляет свой след. Восточные притчи.

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

- о чём говорит нам говорит эта притча?

Откройте учебник на стр. 26 и прочитайте 3-й и 4-й абзацы.

-О какой моральной обязанности вы узнали?


Откройте учебник и прочитайте 3-й и 4-й абзацы на стр.27

И заполните следующее окошки в опорном листе.

-Что записали?

Есть ещё много других обязанностей связанных с взаимоотношениями людей. Посмотрите на экран.








Работа с учебником и опорными листами.


Работа с учебником.


Работа с опорными листами


Работа с опорными листами устно по цепочке.


Работа со слайдом.


Просмотр видеоролика.


Беседа


Работа с учебником


Работа с опорным листом


Работа с литературным произведением.


Работа с учебником.


Работа с опорными листами.


Работа со слайдами и опорными листами.


Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала.

Сегодня на нашем уроке присутствовал гость, но вы его не видели. Хотите познакомиться?

Вам придётся ответить на вопросы блиц-опроса. Надо отвечать ДА или НЕТ. Если правильно ответите, то наш гость появиться, да ещё и песенку споёт. Готовы?

Блиц-опрос:

  1. Долг- это осознанные действия человека? (ДА)
  2. Моральный долг связан со свободой? (ДА) 
  3. Моральный долг связан с ответственностью? (ДА) (щелчок)
  4. Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ) (щелчок)
  5. Моральные нормы или обязанности- это общепринятые в обществе правила? (ДА) (щелчок)
  6. Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА) (щелчок)
  7. Есть ли документ, в котором прописаны какие права имеет человек? (ДА) (щелчок)
  8. Завидовать, обзываться, пинаться- это норма? (НЕТ) (щелчок)
  9. Нужно ли заботится о пожилых и больных людях? (ДА) (щелчок)
  10. Уметь благодарить- это норма? (ДА) (щелчок)

  11. Родители должны заботится о своих детях? (ДА)
     (щелчок)
  12. Дети должны помогать родителям? (ДА) (щелчок)
  13.  Ну вот и наш гость. Кто это?

    Он очень весёлый. Почему?

  14.  Самостоятельная работа учащихся. Задание: составьте предложение со словом долг. (или по группам придумайте сюжет короткой истории, в котором обязательно присутствует слово долг)
  15. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Возможные вопросы: Какие предложения вы составили? В каком значении в них употребляется слово долг? (или задание группам: расскажите, какие сюжеты вы придумали). Обратитесь к толковому словарю, выпишите оттуда значение слова долг. Совпадет ли ваше понимание значения этого слова с тем, что написано в словаре?
  16. Беседа с учащимися по вопросам. Возможные вопросы:

Что в тексте статьи из пособия для учащихся показалось вам самым важным?

Как вы поняли, что такое долг, моральный долг?

Что нового для себя вы узнали?

      17.Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

      18 Задание на дом: Подбери две-три пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Объясни, как ты понимаешь значение этих пословиц.








Блиц-опрос.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Поурочные разработки. Литература. 6 класс. Учебник Коровиной М. А.

Полные разработки уроков литературы в 6 классе....

поурочные разработки уроков 5 класс

поурочные разработки уроков 5 класс по учебникуН. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда(5 часов в неделю)...

поурочные разработки. химия 8 класс

химия 8 класс, поурочные планы и практические работы...

Поурочная разработка урока 8 класс по теме "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Физические свойства."

Тема урока: Оксиды.Номенклатура. Классификация. Физические свойства. Цели: образовательные: – формирование представлений об оксидах;              ...

Поурочная разработка урока 9 класс по теме:"Реакции ионного обмена"

Тема урока: «Реакции ионного обмена». Цель: Ознакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протеканияЗадачи:Обучающие:1.      Формирование знаний об обрати...