Нетрадиционные виды работ на зантяиях по развитию речи
статья по теме

Описаны виды работ, которые применяются на занятия в студии раннего развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netradicionnye_vidy.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества «Созвездие»

                                        Капуста С.М.

«Нетрадиционные виды работ на занятиях по развитию речи»                                                        (методические рекомендации)

        

                г. Краснодар

                2011 г.

           Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, работающих в студии раннего развития с детьми 4-6 лет.

           На протяжении 4 лет работы в студии раннего развития «Луч» и преподавания развития речи апробировались и внедрялись нижеперечисленные виды работ.

          Настоящие методические рекомендации могут быть использованы так же при преподавании «Веселого счета», «Окружающего мира».

Автор: Капуста Светлана Михайловна                                                                                                                                                                 педагог дополнительного образования, заместитель директора по                                                                    НМР МОУДОД ДДТ «Созвездие»

        Пояснительная записка

         Данные методические рекомендации на мой взгляд актуальны, так как многие мои коллеги работающие в аналогичных учреждениях, студиях с детьми 4-6 лет применяют традиционные так называемые «безопасные виды работ – это работа с карточками, кубиками, фишками. Но современный ребенок требует других видов работы.

Сейчас стало модно использования ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), но просмотреть презентацию или фильм, пройти развивающую компьютерную игру недостаточно.  Ведь они и так достаточно много времени проводят за просмотром телевизионных передач, мультфильмов, играю в компьютерные игры.

Наши дети страдают нарушениями  речевого аппарата, некоторые дети в свои 4 года практически не говорят. Все мы взрослые забыли, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи.

        Некоторые ученые пришли к выводу, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и как следствие развитие речи.

      Цель методических рекомендаций оказать методическую помощь педагогам дополнительного образования в выборе видов работы для занятий с детьми 4-6 лет в студии раннего развития.

Использование данных методических рекомендаций в системе дополнительно образования может способствовать увеличению количества детей с активным словарным запасом.

Особенность предлагаемой работы состоит в том, что перечисленные виды работ возможно применять в группах не более 10 человек, поскольку каждый вид работы должен выполняться под чутким руководством педагога.

Из собственного опыта работы могу сказать, что чередую традиционные и нетрадиционные виды работ, так как некоторые из них требуют большой подготовки и занимают на занятиях около 10 минут, что составляет почти половину занятия.

И, конечно же, подготовка к занятиям на котором, например, используются разноцветные камешки совсем не маленькая.

Нетрадиционные виды работы на занятиях по развитию речи

На занятиях по развитию речи  с дошкольниками в возрасте от  4 до 6 лет я применяю следующие виды работ:

При изучении букв использую счетные палочки, пуговицы (крупные), веревочки или шнурочки (длина не более 10 см), из которых ребята складывают буквы. Например, при изучении буквы «Й» используются и пуговицы (крупные) и счетные палочки, а при изучении «Ё» веревочки и также пуговицы. При изучении букв «А», «Н», «М», «Г» и т.д. используются только счетные палочки.

А при изучении букв «З», «Е», «О», «С» использую веревочки. Обучающиеся с большим удовольствием выкладывают буквы используя разноцветные веревочки.  Используемые веревочки и пуговицы подобраны  по цвету. Так при изучении гласных «Е», «Ё», «О», «Ю», «Э» применяются пуговицы и веревочки красного цвета, а при изучении согласных синие либо зелены цвета в соответствии  со звукобуквенным анализом слова.

Так же к нетрадиционным видам работы можно отнести работу с разноцветными камнями. Эта работа может проводиться на этапе закрепления и повторения пройденного материала. На доске прикрепляю слово, в котором каждая буква написана тем цветом, которому она соответствует звукобуквенном анализе. А дети в свою очередь должны у себя на столе выложить слово при помощи разноцветных камешков, на которых указаны с обратной стороны буквы соответствующие слову на доске.

Для пропечатывания букв использую ламинированные карточки, на которых дети пишут обычным фломастером. Такие карточки можно использовать очень долгое время. Они очень удобны в использовании. Дети в свою очередь с большим нетерпением ждут этот вид работы, так как не всем детям в этом возрасте разрешают рисовать фломастерами.  

Следующим не менее интересным и вызывающим восторг детей видом работы является работа  с манной крупой (можно для разнообразия использовать кукурузную манку или сахарный песок, либо чистый, просушенный, просеянный и промытый речной песок). Для этого вида работы берут обычные пластиковые одноразовые тарелочки, куда насыпают тот материал, с которым будут работать дети. Данный вид работы можно использовать на любом этапе занятия. Весь процесс деятельности должен проходить под чутким вниманием руководителя. Работа с сыпучими материалами очень хорошо помогает развитию мелкой моторики, тактильных чувств. Кроме того ребенок учится различать текстуру веществ, если мы используем различные вещества. Такой вид работы использую не так часто примерно 1 раз в месяц, так как занимает много времени на занятии, детям хочется не только выполнить задание, но и порисовать.  

     Следующим видом работы является пальчиковая азбука, но сразу хочется отметить, что не все буквы можно показать при помощи пальцев  в возрасте 4-5 лет, с детьми 6 лет этот вид работы проходит на много быстрее. Пальчиковые упражнения  и игры можно использовать на этапе знакомства с буквой. Этот вид  работы я использую при изучении таких букв «А», «Т», «П», «О», «С», «Л», «Г», «Х», «М». Все остальные буквы сложны в построении и их можно использовать для детей 6 лет.

Данный вид работы очень популярен у логопедов, его применяют для профилактики дисграфии оптической и фонематической, а также дислексии.

 

                                                                         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Некоторые нетрадиционные виды работы со словами из словаря "

В этой статье представлены виды работы по запоминанию слов из словаря: это шифровка, дешифровка различными символами....

Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся

Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся....

Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.

*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....

Презентация опыта работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.

Материал выступления на КМО для воспитателей групп раннего возраста+презентация...

Сборник текстов контрольных работ по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)ШКОЛЫ VIII ВИДА...

Публикация на тему "Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся".

Данная тема моего выступления является темой моего самообразования. Вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи является актуальным для методики преподавания русского язы...

«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».

laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....