Программа кружка художественно-эстетического направления "Маленький мастер"
методическая разработка по теме

Горянова Ольга Петровна

В программу входит пояснительная записка, тематическое планирование, презентация. Программа успешно реализуется в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности                      художественно - эстетического направления.

        

« Маленький мастер»

Пояснительная записка

Актуальность программы.

      Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

       Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как       дополнительной  среды развития ребенка.

 Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких  видов является декоративно-прикладное искусство.

   Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных                     программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Она ориентирует младших школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.  

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка,    ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.

Программа работы рассчитана на 1 год. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы -10 -15 человек.

Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.( 33 часа в год)

Цель: 

    - создание условий для развития творческих способностей и самореализации детей посредством включения их в различные виды прикладного творчества.     

      Задачи:        

              -  развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на    народных традициях;

              - прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа.

              - развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность.

      - стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и        самосовершенствованию;

             - воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;

             - развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

             - развивать стремление к творческой самореализации;                 

Планируемые результаты:

- учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;

- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;  

- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

 - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Регулятивные универсальные учебные действия:

   - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

  - принимать и сохранять учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  - различать способ и результат действия;

  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.

Учебно-тематический план:

 

                 Темы  

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Работа с бумагой

6

1

5

3.

Работа с пряжей

6

1

5

4.

Работа с природными материалами

6

1

5

5.

Кожная пластика

5

1

4

6.

Лепка из солёного теста

7

1

6

7.

Отчётная выставка работ обучающихся

1

1

Итого

33

6

27

Содержание программы:

   Вводное занятие (2 часа). Инструктаж по технике безопасности, цели и задачи занятий, темы и материалы работы на занятиях.

Показ презентации  о декоративно – прикладном искусстве.  Чтение стихов о красоте природы. Показ поделок из различных материалов.

 

    Работа с бумагой (6 часов). Тематические беседы, игры, загадки о « волшебных» ножницах. Методика и приёмы симметричного вырезания, и вырезание по шаблону.

Оригами. Техника сгибания бумаги. Методы и приёмы выполнения фигурок. Оформление и показ готовых работ.

 

    Работа с пряжей (6 часов). Происхождение, назначение и виды пряжи (показ слайдов). Методы и приёмы изготовления помпона, выбора цветовой гаммы, изготовления игрушки. Формирование портфолио личностных достижений обучающихся.

    Работа с природными материалами (6 часов). Чтение стихов, тематические беседы, игры, кроссворды. Сбор и систематизация природного материала, составление гербария. Симметрия, асимметрия. Методы и приёмы составления композиций из листьев, поделок из другого природного материала (грецкий орех, шишки, мох, кора деревьев). Формирование портфолио личностных достижений обучающихся.

 

    Кожная пластика (5 часов). Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами при обработки кожи. Беседа о динозаврах, чтение энциклопедии, картинки и слайды. Подбор кожи по цвету. Работа по шаблону, вырезание,  склеивание. Формирование портфолио личностных достижений обучающихся.

 

    Лепка из солёного теста (7 часов). Беседа о новом виде деятельности, рецепт приготовления теста. Простые элементы лепки с  использованием различных инструментов,  приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок. Оформление коллективной работы .

Отчётная выставка работ обучающихся (1 час). Творческая гостиная с приглашением родителей, чаепитие. Награждение памятными сувенирами.

Литература:

  1. .ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009г №373)
  2. Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности. М., 2011
  3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010

        4. С. Гардт. «Разноцветные поделки из природных материалов» 2005г.

5. С. Деон. « Игрушки – помпоны своими руками» А. Блондель,2006г.

        6. И. Хананова. «Солёное тесто».2008г.

        7. Н. М.Конышева « Чудесная мастерская».2005г

        8. Л.И.Трепетунова. « Природный материал и фантазия».2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования кружка художественно-эстетического направления « НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» для обучающихся 5-9 классов

    Программа    курса    по   выбору    «Народные  промыслы»    предусматривает  непосредственное...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по художественно – эстетическому развитию несовершеннолетних «Мир фантазий»

Недостаточное развитие мелкой моторики рук – проблема практически для всех детей, находящихся в центре. Это во многом тормозит общий уровень их сенсорного развития, особенно мышления и речи, зат...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности: цветоделие, бумагопластика»

      Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:цветоделие, бумагопластика» ра...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию, направление «Музыка» в МДОУ Горячинский детский сад «Родничок»

Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС для проведения музыкальных занятий в разновозрастных группах...

Программа кружка художественно – эстетического направления «Красота души».

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, неза...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством от А до Я"

Актуальность данной программы  в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития спосо...

Программа кружка художественно-эстетической направленности "Веселое творчество" для детей с ОВЗ

Программа кружка «Веселое творчество» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий программы даёт детям возможность интересно и содержательно...