Дополнительная образовательная программа по обучению рукопашному бою и спортивному каратэ
методическая разработка по теме

Жегулин Николай Васильевич

Дополнительная образовательная программа по обучению рукопашному бою и спортивному каратэ. Возраст воспитанников от 7 до 12 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_2012g.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «РОВЕСНИК»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД ДЮЦ «Ровесник»

____________________ А.Н. Рощупкин

«____» ____________________ 20___ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по обучению рукопашному бою и спортивному каратэ 

Возраст воспитанников: 7 – 12 лет.

Срок реализации: 3года.

Педагог дополнительного образования:

Жегулин Николай Васильевич

Белгород – 2011

Дополнительная образовательная программа по обучению рукопашному бою и спортивному каратэ.

Тип: образовательный;

Вид: модифицированный;

Направленность: физкультурно – спортивная.

Авторы программы: Жегулин Николай Васильевич.

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета

от «____» _____________ 2010г., протокол № __

Председатель                                                                  Рощупкин А.Н.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа физкультурно – спортивной направленности  обучения детей рукопашному бою на основе спортивного каратэ в системе дополнительного образования детей составлена  в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», согласно с типовым Положением об учреждениях дополнительного образования детей, а также в соответствии с нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ и отвечает всем основополагающим принципам подготовки юных спортсменов. Разработана на основе программы по спортивному каратэ  для системы дополнительного образования детей авторов Кутасова С.Е., Труфанова А.В., Хорохориной Т.В.

Данная программа является обобщением педагогического опыта в системе дополнительного образования и является весьма актуальной, ввиду малого количества научно обоснованных   программ  и в то же время при наличии огромного интереса у различных специалистов, тренеров и спортсменов к методикам подобного рода. Она направлена на интуитивную мотивацию детей к самообразованию и гармоничному самосовершенствованию посредством целенаправленного развития их творческих начал.

Данная образовательная программа является модификацией «Программы по спортивному каратэ» Кутасова С.Е., Труфанова А.В., Хорохориной Т.В. Новизна и отличие данной программы от программы, на базе которой  она разработана, заключается в том, что она направлена  не на достижение высоких спортивных результатов, а на укрепление здоровья детей. В ней по-другому распределено учебно-календарное планирование, основное внимание уделено общей физической подготовке учащихся, т.к. занятия проводятся на базе общеобразовательной школы. В неё добавлены разделы прикладного рукопашного боя, основы борьбы для более полного физического развития учащихся.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, необходимыми для гармоничного общефизического развития, овладения приёмами самообороны, психологической устойчивости детей к трудностям, укрепления здоровья.

Учебная программа рассчитана на 3 года. Возраст занимающихся  составляет 7 – 12 лет.

Форма занятий –  групповая.

Режим занятий первого года обучения – 4 часа в неделю (144 часа в год). Для второго и третьего годов обучения 6 часов в неделю (216 часов в год). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа для первого года обучения и 3 раза в неделю по 2 часа для второго  и третьего годов.

Цель: содействие  разностороннему, гармоничному развитию личности, привитие навыка здорового образа жизни посредством занятия рукопашным боем и спортивным каратэ.

Задачи программы:

Обучающие: 

- овладеть техникой выполнения физических упражнений;

- изучить базовую технику каратэ и сформировать общую культуры движения;

Развивающие:

- развить общие и специальные физические качества, необходимые для освоения техники спортивного каратэ;

- развить волевые и морально этические качества личности, обеспечить потребность в ведении здорового образа жизни.

Воспитательные:

- сформировать у обучающихся интерес к занятиям спортом и спортивным каратэ в частности;

- воспитать трудолюбие;

- привить общечеловеческие нормы морали и нравственности.

Основные средства обучения:

- Подвижные игры и игровые упражнения;

- Упражнения на культуру движения;

- Подводящие и имитационные упражнения;

- Общефизические упражнения;

- Элементарные акробатические  упражнения и самостраховка;

- Гимнастические упражнения;

- Базовый тактико-технический арсенал каратэ;

- Скоростно-силовые упражнения.

В связи с тем, что занятия проводятся на базе общеобразовательных школ необходимо учитывать факторы ограничивающие нагрузку:

- недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

- возрастные особенности физического развития;

- недостаточный общий объем двигательных навыков и умений.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

При завершении первого года обучения обучающиеся должны знать основные теоретические понятия спортивного каратэ,  владеть основами базовой техники (стойками, ударами, блоками), уметь выполнять общефизические и специальные упражнения.

При завершении второго года обучения воспитанники должны на основе развития физических качеств овладеть (с последующей отработкой)  основами техники и тактики ведения поединка, уметь выполнять первые ката, выполнять нормы по общей и специальной физической подготовке.

При завершении третьего года обучения воспитанники должны владеть техникой кихон, ката, кумитэ на основе изученных технических действий. Свободно применять и комбинировать изученную  технику   в свободном поединке. Выполнять нормы по общей и специальной физической подготовке.

Качество усвоение знаний, умений и навыков в ходе усвоения образовательной программы отлеживается путем сдачи контрольных нормативов.

Нормативные требования к общефизической подготовке

юноши

Год обучения (возраст)

отжимание

пресс

приседание

«складка»

«шпагат»

1 год , (7 – 8) лет

10 – 15

15 - 20

22 - 24

2 сек – 3 сек

показать

2 год (9 – 10 лет)

20 - 25

25 - 30

26 - 28

3 сек – 4 сек

10 см

3 год (11 – 12 лет)

30 - 35

35 - 38

29 - 30

4 сек – 5 сек

8 см – 7 см

девушки

Год обучения (возраст)

отжимание

пресс

приседание

«складка»

«шпагат»

1 год (7 – 8 лет)

7 – 10

8 - 12

18 - 20

2 сек – 3 сек

показать

2 год (9 – 10 лет)

14 - 18

16 - 20

22 - 24

4 сек

10 см – 8 см

3 год (11 – 12 лет)

23 - 28

24 - 27

26 - 28

5 сек

6 см – 5см

При выполнении контрольных нормативов по общей физической подготовке необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

Сгибание рук в упоре лёжа (отжимание). Исходное положение упор лежа. Упражнение выполняется под счет. Засчитанным считается  упражнение, выполненное при полном сгибании  и разгибании рук  при ровном положении туловища и ног.

Подъем корпуса лёжа на спине (пресс) Упражнение выполняется из исходного положения лёжа на спине, ноги зафиксированы, руки в замке за головой. Упражнение выполняется под счет. Упражнение считается выполненным при подъеме туловища в вертикальное положение (угол между туловищем и ногами не более  90°).

Приседание. Упражнение выполняется из положения  стоя прямо, ноги на ширине плеч. Упражнение выполняется без счета в произвольном темпе. Контроль производиться в течение 30 сек. Упражнение считается выполненным при полном сгибании и разгибании ног.

«Складка». Упражнение выполняется из положения стоя прямо, ноги вместе. Выполняющий упражнение осуществляет захват руками за пятки. По команде необходимо выпрямить ноги в коленных суставах, головой коснуться колен. Упражнение считается выполненным, если учащийся в течение контрольного времени смог простоять в данном положении.

«Шпагат». Учащийся должен выполнить один из трёх видов шпагатов (прямой, правый или левый поперечный). Расстояние измеряется от пола до промежности.

Требования к тактико – технической подготовке.

На этапе первого года обучения учащиеся должны уметь выполнять:

Кихон:

в зенкуцу-дачи:

 - дзёдан аге-уке;

 - чудан учи-уке, сото-уке;

- геданбарай;

- мае-гери, маваши-гери на месте.

- ой-цки.

В кокуцу-дачи:

- шуто-удэ-уке.

Ката:

- Хейан шодан;

- знать и уметь объяснить бункай ката Хейан шодан.

Кумитэ:

- продемонстрировать в течение 2-х минутного раунда технику прямолинейной тактической работы в поединке (не менее 3-х различных результативных атак с применением техники ударов руками и ногами).

На этапе второго года обучения учащиеся должны уметь выполнять:

Кихон:

 - В санчин-дачи моротэ-уке;

 - В зенкуцу-дачи дзюдзи-уке;

- В фудо-дачи тэцуй-учи;

- В зенкуцу-дачи ой-цки, гьяку-цки;

- В камаэ кизами-цки, гьяку-цки, маваши-цки, уракен;

 - Тай-сабаки ;

- Маваши-гери, йоко-гери чудан;

 - Гохон кумитэ – пять ударов на один уровень с парированием.

Ката:

 - Хейан нидан;

- знать и уметь объяснить бункай ката Хейан нидан.

Кумитэ:

В течение 2-х минутного раунда показать следующие технические элементы:

- умение работать на дальней и средней дистанции;

- технику работы руками (не менее 3-х различных технических элементов);

- технику ног (не менее 2-х различных технических элементов).

На этапе третьего года обучения учащиеся должны уметь выполнять:

Кихон :

- Из кокуцу-дачи учи-уке  + кизами-цки + гьяку-цки;

- из кибо-дачи йоко-гери кекоми;

- из зенкуцу-дачи мае-гери кеаге чудан + маваши-гери дзёдан не опуская ноги.

- из зенкуцу-дачи уширо-гери;

- из фудо-дачи нагаши-уке и осаэ-уке;

- из зенкуцу-дачи уро-маваши-гери;

- выполнять санбон кумитэ.  

Ката:

- Хейан сандан;

- Хейан йондан;

- знать и уметь объяснить бункай этих ката.

Кумитэ:

Комбинаторное ведение поединка. Уметь создавать благоприятные моменты при проведении атакующих, оборонительных и контратакующих действий. В течение 2-х минутного раунда показать следующие технические элементы:

- технику работы руками (не менее 4-х различных технических элементов);

- технику ног (не менее 3-х различных технических элементов);

- технику выполнения бросков и подсечек.

Виды контроля:

  1. Входной контроль

Входной контроль используется для оценки уровня физического и технического развития, и его соответствии намеченным целям и задачам. Он должен быть своевременным и основываться на  качественных и количественных критериях оценки. В качестве наиболее приемлемой формы контроля следует использовать тестовые испытания по общефизической и специальной подготовке. При этом следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- тестовые испытания необходимо проводить в течение дня;

- при проведении контрольных испытаний необходимо стараться соблюдать одинаковые условия: время суток, климатические и температурные условия, арсенал вспомогательных средств, место проведения упражнений, предшествующая нагрузка и т.д.

- следует придерживаться определенной последовательности в тестовых испытаниях, вначале выполняются специальные упражнения  на технику, затем на гибкость, скорость и силу.

2) Текущий контроль.

Предусматривает сдачу воспитанниками контрольно-зачетных нормативов по общей и специальной  физической подготовке. Проводиться в течение года обучения.

3) Итоговый контроль

Предусматривает проведение итоговых соревнований в конце года обучения. Выявляет уровень тактико-технических  навыков и физического развития.

Соревновательная практика:

Предусматривается участие спортсменов в двух-трех соревнованиях невысокого уровня в целях приобретения соревновательного опыта, более глубокого изучения правил соревнований практической реализации приобретенных тактико-технических навыков, а также воспитания духа состязательности, коллективизма и взаимоуважения.

 Годичный цикл учебного  процесса делиться на подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

Подготовительный период направлен на становление спортивной формы, подготовка к основным соревнованиям, совершенствования различных сторон подготовленности.

Соревновательный период характеризуется стабилизацией спортивной формы, проводиться непосредственная подготовка к основным соревнованиям и участие в них.

Переходный период направлен на восстановление физического и психического потенциала после тренровочных и соревновательных нагрузок, подготовку к очередному циклу.


Методическое обеспечение образовательной программы.

В образовательном процессе используются две большие группы методов – это общепедагогические и практические.  

Общепедагогические:

- Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение);

- Наглядные методы (показ упражнения, демонстрация учебных фильмов, применение простейших ориентиров, использование звуковых, световых и механических устройств позволяющих спортсмену получить информацию о темпированных, пространственных и динамических характеристиках движения).

Практические:

- Методы строго регламентированного упражнения (позволяют осуществить двигательную деятельность по твердо предписанной программе).

Методы обучения двигательным действиям:

- Метод целостно-конструктивного упражнения;

- Расчленено-конструктивный метод;

- Метод сопряженного воздействия.

При применении целостного и расчлененного методов большая роль отводиться подводящим и имитационным упражнениям, которые обеспечивают условия, облегчающие освоение двигательных действий.

Методы воспитания физических качеств:

- Равномерный метод, характеризуемый постоянной интенсивностью учебно-тренировочного и воспитательного процессов;

- Повторный метод, характеризуемый повторением одних и тех же упражнений с интервалами для отдыха.

Игровой метод позволяет совершенствовать такие способности как ловкость, быстрота, находчивость, самостоятельность и др. высокая эффективность метода объясняется положительным эмоциональным фоном, которым сопровождается участие в играх.

Соревновательный метод стимулирует учебно-тренировочный процесс, воспитывает волю, черты самостоятельности и ответственности перед коллективом. соревновательный метод проявляется в виде официальных соревнований различного уровня и как элемент организации тренировочного процесса.

Воспитательные средства:

- Личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;

- Высокая организация учебно-тренировочного процесса;

- Атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, товарищества;

- Дружный коллектив;

- Система морального стимулирования;

- Наставничество опытных спортсменов.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо помещение, оборудованное  для проведения занятий по единоборствам, наличие  специального покрытия (татами),  защитная экипировка, инвентарь для отработки ударов.

Список литературы для педагогов.

  1. Акопян А.О., Долганов Д.И., Королёв Г.А., Найденов М.И., Супрунов Е.П., Харитонов В.И. Программа. Рукопашный бой. / Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.Советский спорт, 2004 – 116с.
  2. Гаськов А.В.Планирование и управление тренировочным процессом в спортивных единоборствах (на примере бокса). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998.
  3. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 256с.
  4. Зверев С.М. Программы. Для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции. – М. «Просвещение», 1986 – 430с.
  5. Ким С.Х. Преподавание боевых искусств. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003 – 240с.
  6. Кутасов С.Е., Труфанов А.В., Хорохорина Т.В. Программа по спортивному каратэ для системы дополнительного образования детей. – Ростов – на – Дону, 2005. – 170с.  
  7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: «Просвещение», 1977.
  8. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста. / Методическое пособие. – М. Айрис пресс, 2004, - 112 с.
  9. Шахов Ш.К. Программирование физической подготовки единоборцев. – Махачкала, 1997.
  10. Шибанов Н.А. Проблемы отбора и ранней ориентации в каратэ // Тезисы докл. XV Всеросс. Научно-практической конференции. - М.: Гос. Комитет РФ по физической культуре и спорту, 1995.

Список литературы для детей и родителей.

  1. Накаяма М. Лучшее каратэ. Перевод с английского Коломарова В.И.- М. Научно-издательский центр «Ладомир» «АСТ», 1997.
  2. Ознобишин Н.Н. Искусство рукопашного боя. – М.: Советский спорт, 1987.
  3. Оранский И.В. Восточные единоборства. – М.: Советский спорт, 1990.
  4. Питер Урбан, Каратэ додзё. Традиции и сказания: пер. с англ. – М.:АСТ: Астрель, 2007.
  5. Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах Востока.  – М. : Молодая гвардия, 1990.
  6. Фунакоши Гичин, Каратэ-до Нюмон./ перевод с английского Константиновой Н. – Ростов –на –Дону, «Феникс», 1999. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа (Компьютерное обучение) "Наставник по русскому языку" (13-14 лет)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХТЕХНОЛОГИЙ»     Принята на заседании...

Дополнительная образовательная программа (Компьютерное обучение) "Наставник по русскому языку" (15-16 лет)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХТЕХНОЛОГИЙ» Принята на заседании ...

Итоговое занятие по теме дополнительной образовательной программы «Компьютерное обучение» - «Информационные процессы»

Тип занятия: комплексное  применение знаний, уменийЦель: выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условияОбучающая: ·...

Дополнительная образовательная программа "Хореографическое обучение"

Хореография является органической частью системы образования, воспитания и развития личности ребенка в школе. Специфика обучени...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности секции «Каратэ Киокусинкай» для детей 6-17 лет

Дополнительная образовательная программа физкультурно-озборовительной направленности секции каратэ Кёкусинкай, 3-х часовая недельная нагрузка....

Баршевская И.И. Индивидуальная дополнительная образовательная программа дистанционного обучения "Краеведческая заметка - оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество"

Данная индивидуальная дополнительная образовательная программа дистанционного обучения написана в сентябре - октябре 2015 года для учащихся объединения "Юные журналисты-краеведы" Полины Чешевой (17 ле...

Баршевская И.И. Индивидуальная дополнительная образовательная программа дистанционного обучения "Основы журналистики и газетного дела"

В последнее время дистанционное обучение становится очень популярным. Такая форма организации образовательного процесса удобна, эффективна и доступна. Аудитория дистанционного обучения очень широка, д...