Мастер-класс "Мотивы северных орнаментов".
методическая разработка на тему

Аникина Анна Владимировна

Мастер-класс для детей младшего школьного возраста.

Цели:

Воспитательная: Привить у детей (подготовит. группы детского сада или начальных классов) интерес к знанию национальной культуры через знакомство с творчеством народов Севера.
Развивающая: Дать представление о применении национального орнамента  в украшениях, одежде, предметах быта.
Обучающая: Познакомить детей с наиболее распространенными мотивами орнаментов народов Севера «головки», «уши зайца», «рога оленя», «следы медведя». Учить выполнять узор в полосе, используя естественные сочетания тонов: коричневого с белым, темно-серого со светло-серым, рыже-красного с белым (1 занятие); учить применять национальный орнамент для украшения сувениров и.т.д.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivy_severnyh_ornamentov-master-klass.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

«Мотивы северных орнаментов»

(2 занятия)

        Летающая птица

        Как проведет крылом,

        Так и я сумею изобразить ее.

        Ходящий по земле зверь

        Как протянет ногу свою,

        Так  и я сумею скопировать –

        Такая я умелая мастерица…

                                                                (мансийская песня)

Цель: 

Воспитательная: Привить у детей (подготовит. группы детского сада или начальных классов) интерес к знанию национальной культуры через знакомство с творчеством народов Севера.

Развивающая: Дать представление о применении национального орнамента  в украшениях, одежде, предметах быта.

Обучающая: Познакомить детей с наиболее распространенными мотивами орнаментов народов Севера «головки», «уши зайца», «рога оленя», «следы медведя». Учить выполнять узор в полосе, используя естественные сочетания тонов: коричневого с белым, темно-серого со светло-серым, рыже-красного с белым (1 занятие); учить применять национальный орнамент для украшения сувениров и.т.д.

Предварительная работа: рассказ педагога об условиях жизни народов ХМАО, об их одежде, предметах быта,  вариантах ее украшения.

Материал: полоски бумаги белого, серого, коричневого, красного цветов, клей, ножницы(1 занятие); шаблоны одежды ханты, манси.

Зрительный ряд: Презентация «Мотивы северных орнаментов»; выставка книг, фотоальбомов о Югре; изделия народного промысла народов ханты и манси; демонстрационные образцы элементов орнамента.

Ход мероприятия.

1.Организационная часть.

      Организация рабочего места.

2.Предварительная беседа, показ слайдов (теоретическая часть).

Педагог демонстрирует слайды презентации, в ходе которой рассказывает детям об украшении одежды, предметов быта; об особенностях орнамента народов ханты и манси (Приложение 1. – заметки к слайдам).

3.Практическая часть.

3.1.Педагог показывает приемы вырезания, разрезания и выкладывание элементов узора.

3.2.Дети самостоятельно вырезают из бумаги, накладывают и наклеивают орнамент  (1 занятие); украшают  (расписывают орнаментом или наклеивают орнамент) бумажные трафареты одежды, предметов быта северных народов. (2 занятие).

  1. Подведение итогов.

Педагог вместе с детьми организует выставку готовых работ (составляется общая композиция) ; анализирует (что удалось, что не удалось; какие работы наиболее удались и почему; какое настроение осталось у детей после занятия).


        Приложение1

Слайд 1. 

Что такое орнамент? Орнамент (лат. ornamentum - украшение) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, применяемый для украшения каких-либо предметов...

Слайд 2. 

Это слова из  песни женщин северных народов. Каждая из них – искусная мастерица в исполнении орнаментов и узоров.

Слайд 3

Орнаменты народов ханты и манси встречаются на изделиях из меха, бересты, ровдуги (оленьей кожи), ткани, сукна, дерева . Народные узоры почерпнуты из окружающей жизни, устного народного творчества.

Много веков складывалась форма национальной одежды ханты и манси. Со временем она чуть-чуть изменилась, но основа кроя, материал и орнаменты остались неизменными.

Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 4. 

Материалы для изготовления орнаментов используются самые разные: береста, кожа, мех, цветные ткани, бисер, нитки, дерево, кость. От выбора материала зависит и выбор орнаментальных мотивов, их композиция.

 

Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд.5 

Орнаменты ханты и манси имеют свой национальный характер, который проявляется в выборе материала, мотивов орнамента, отборе цвета, композиции мотивов.

Сахи. Сукно, бисер, мех. Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 6

К простым основным узором ханты р. Казым  относится  треугольник  пав  и квадрат, поставленный на угол, который фактически по всей территории проживания обско-угорских народов носит название «Головка» (какого-либо животного). Узор часто встречается и у мастериц, проживающих на Оби, где его называют сам лот («Вместилище для сердца»).

Слайд 7

Орнамент «крест» появился как результат ознакомления  северных народов с христианской религией.

 

Слайд 8

Внимательно посмотрите на одежду, на меховые мешки и сумки,  берестяную утварь, на предметы быта северных народов. Все они красиво украшены.

Найдите на  фотографии  орнаменты: крест, полоска, половина шишки.

Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

 Слайд 9

Применение орнамента «крест».

Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 10

Орнамент для подушки со многими головками.

Слайд 11

Подушки с аппликацией – орнамент для подушек.

 Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 12

Многие предметы служили долго, оставаясь с человеком на всю жизнь. Поэтому их тщательно и красиво украшали.

Орнаменты на  изделиях: полоски, локоть молодого лисенка.

Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

 Слайд 13

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. Хорошие мастерицы широко известны в народе, к ним едут издалека, чтобы заказать ту или иную вещь. Мастерицы стараются всегда точно выполнить орнамент. Ведь существует примета: если ошибется мастерица, то случится несчастье в семье.

Слайд 14

Женская сахи- верхняя зимняя нарядная распашная по переду одежда из тонкого оленьего меха содержит часто до 6 и более орнаментов, которые располагаются по полам, подолу и рукавам. У одной мастерицы может быть по несколько сахи, узоры на которых не повторяются.

Сахи. Сукно, бисер, мех.Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 15

Для изготовления вещи мастерица затрачивала много времени. Например, для того, чтоб вышить рубаху или платье, требовалось 1 или 2 года. На сахи мастерица выполняла орнамент в течении 5-6 лет и более. Работа обычно велась в зимнее время, при скудном освещении.

Сахи. Сукно, бисер, мех.Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 16

Мозаичные узоры наносились на мех, кожу, сукно . При работе с тканью применялась аппликация, т.е. пришивание накладной узорной полосы на какую-либо часть изделия. Для изготовления узора берется прямая полоска материи шириной в 2-3 см и своей серединой прикрепляется в наметку к ткани. Затем один край или оба через определенные промежутки надрезаются согласно намеченному узору. Далее края полученных отрезков подгибаются и пришиваются швом через край, образуя отдельные элементы орнамента.

Слайд 17

Аппликация на суконном сахе. Сукно, бисер, мех. Северные ханты

(р. Казым). Из фондов Сургутского краеведческого музея.

Слайд 18

Аппликация на суконном сахе. Сукно, бисер, мех. Северные ханты (р. Казым).

Из фондов Сургутского краеведческого музея.

Слайд 19

Орнамент «лапа лисы».

 

Слайд 20

Орнамент на женском халате: локоть молодого лисенка, полоска

Халат. Ткань, бисер.Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 21

Некоторые орнаменты выполнялись только в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя.

...Орнаменты, связанные с медведем, идут в ряд особых орнаментов. Не каждая женщина в своей жизни рискнёт выполнять требования, связанные с этой категорией орнаментов. Изделия с орнаментами «Медвежьи ушки» - мойпар пал, «Медвежий позвоночник» - мойпар ловкар, «Медвежий след» - мойпар колтом женщина должна выполнить за свою жизнь в семи изделиях.

 

Слайд 22

Берестяные изделия мастериц вызывают восхищение множеством форм и украшений. Орнамент на берестяных изделиях отличается богатством и разнообразием, выполняемый различной техникой. Самый древний способ – выскабливание.

Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 23

Орнамент на бересту  наносили  так же и способом выдавливания при помощи костяных штампов. Таким орнаментом украшали туеса.

Береста.Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 24

Для сухих продуктов женщина шила много коробок – круглых, овальных, прямоугольных, от крошечных до размера с кадку.

Береста.Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 25

Особенно любили украшать колыбели. Главной фигурой была глухарка, охраняющая душу ребенка, пока он спит.

Береста.Национальный этнографический музей – парк с. Казым

Слайд 26

Изображение птицы – хранительницы сна и здоровья ребенка.

Слайд 27

Изображение птицы, крыло гуся на кукле, рог оленя – на сумке.

Мех,сукно,бисер.Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 28

Орнамент использовался и при изготовлении кукол.

 Мех,сукно,бисер.Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 29

 Орнамент «рог дикого оленя» 

Слайд 30

Как же рождается орнамент? Сравните  орнамент «рог дикого оленя» и реальный рог оленя. Они отличаются. Орнамент более упрощен, стилизован, скорее напоминает геометрические фигуры, чем живое существо.

Слайд 31

Орнамент «соболь».

Острый взгляд охотника, знание им повадок, строения животных и птиц, следов зверей на снегу – все это отразилось в орнаментальном искусстве.

Слайд 32

Орнамент на изделиях:  половина рога оленя – самца с крестом, соболь, половина шишки, полоска.

Аппликация на суконном сахе,сумке. Сукно, мех. Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 33

Орнамент «Лапа лисы». 

Слайд 34

Орнамент на изделиях: лапа лисы, половина рога дикого оленя – самца.

Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 35

Для орнаментирования меховых изделий обычно применяется мех двух цветов – темный и светлый. Чаще всего используется камус оленя. Узор вырезается из двух слоев меха. Вначале мехом книзу укладывается темный мех, затем на него мехом книзу белый мех. Скрепляют жилами. Прорезают орнамент острым концом ножа. Между узором и фоном прокладывают полоски цветного сукна.. Раньше манси иханты носили длинную обувь, сшитую из меха. Позднее обувь стала укорачиваться. Появились бурки.

 Мех,кожа.Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 36

Орнамент «соболь».

 Орнамент 37

Чаще всего орнаменты используют в детской одежде - на детских меховых шубках, малицах, парках. Они являются как бы оберегом души детей от всяких дурных влияний, злых духов и тому подобное.

Варежки, носки. Шерсть С. Казым.

Слайд 38

Изделия с вставками из цветной ткани становятся яркими, нарядными. Красоту и нарядность орнаментам придает и разноцветный бисер.

Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 39

Ленты бисерные для украшения меховой одежды.

Слайд 40

Цветным бисером (пальсаком) украшали свадебные головные повязки, нагрудные и нашейные украшения, детали одежды, воротники, края разреза, часть плеча, обшлага.

Украшения. Бисер.

Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 41

Используются два способа плетения бисером: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. Предпочитают яркие, сочные цвета бисера (черный, синий, красный). Белый чаще употребляется для фона.

Украшения. Бисер.Национальный этнографический музей – парк с. Казым.

Слайд 42

Раньше больше всего ценили непрозрачный фарфоровый бисер. Сейчас он редок. Некоторые предметы постепенно перестали украшать, зато появились бисерные кошельки, браслеты.

С.Казым.

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Исстари сложилось так, что в отдельных районах  Югры  одни виды декоративно-прикладного искусства  развивались больше, а другие больше. Так и сейчас. В Сургутском и Нижневартовском районах сильнее увлекаются орнаментами бересты, в Березовском, Ханты-Мансийском, Белоярском и Октябрьском – аппликацией по ткани, а в Шурышкарском и Приуральском – мозаикой по меху. В последние годы мастерицы разных  районов перенимают опыт друг у друга на семинарах, которые организуются для них в разных автономных округах.

Слайд 49- литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Орнамент. Башкирский народный орнамент"

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», «башкирские орнаментальные комплексы», закрепить теоретические знания практическим заданием. Задачи: Разви...

Интегрированный урок "Орнамент и математические принципы построения орнамента".

Взаимосвязь школьных предметов увеличивает интерес учащихся к данным предметам....

План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»

План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...

Методическая разработка урока по теме: "Виды орнаментов. Рисование орнаментов".

Методическая разработка урока рисования содержит информацию о видах орнаментов их применении в работе кондитеров....

Конспект занятия "Северный орнамент"

Знакомство с композиционным построением орнамента....

Презентация "Северный орнамент"

Презентация к занятию "Северный орнамент"...

Открытый урок по технологии на тему: «Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте».

Цель:познакомить с понятием «орнамент»; ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; дать представление о цветовом сочетании; отработать навыки выполнения эскизов орнаментов для одежды, д...